Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни. Основные направления формирования готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни и деятельности Комплексная подготовка детей сирот к самостоятельной жизни

Средством формирования у воспитанников детских домов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Основу такой деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия внешней среды, осваивать разные социальные роли. При этом важно учитывать, что в реальной жизни ситуации выбора нередко возникают стихийно.

Основные направления готовности:

  • 1) развитие индивидуальности и становление идентичности, выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания;
  • 2) овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка, представляющие собой формирование навыков постановки целей, выбора средств для их достижения, планирования, оценки результатов;
  • 3) формирование представлений о будущей профессии, осуществление профессиональных проб, оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • 4) формирование устойчивых интересов к труду, представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия и развитие работоспособности.
  • 5) комплексная диагностика и реабилитация детей, которая включает в себя индивидуальное формирование адаптивной готовности детей к жизненному и профессиональному самоопределению; поэтапное формирование личностно адаптированных установок отношения к себе как субъекту будущей жизни и профессиональной деятельности.
  • 6) создание в учреждении условий жизни и отношений между взрослыми и детьми, позволяет каждому ощутить эмоциональный комфорт, снять напряженность и тревожность.
  • 7) создание широких возможностей для творческой и иной деятельности, способствующей максимальной реализации личностных и социально значимых способностей.
  • 8) развитие социальной и личностной мобильности, умение оценивать жизненную ситуацию и принимать в соответствии с этим адекватные решения. Взаимодействие детского дома с учреждениями дополнительного образования.

Инновационные процессы в образовательных учреждениях интернатного типа свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних - привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Интересным и новаторским в этом плане являются:

  • 1) опыт создания реабилитационных центров с целью постинтернатной адаптации выпускников детских домов;
  • 2) расширение сотрудничества педагогических коллективов детских домов с коллективами ученых по решению проблем детей, имеющих отклонения в здоровье и психическом развитии;
  • 3) осуществление подготовки и переподготовки кадров с учетом требований новой практики и потребностей детей и их педагогов.

Действующие и разрабатываемые проекты совершенствования работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, могут включать в себя и другие направления деятельности:

  • - развитие новых моделей учреждений для детей-сирот;
  • - создание в учреждении среды, близкой к семейной обстановке, предусматривающей не только внешние перемены (квартиры, разновозрастные группы), но и изменения во взаимоотношениях детей и взрослых, качественное разнообразие контактов в социальном окружении;
  • - внедрение методов и форм, обеспечивающих индивидуализацию процесса воспитания;
  • - внедрение здоровье сберегающих технологий в жизнедеятельность учреждений;
  • - расширение социального опыта воспитанников за счет разработки и внедрения инновационных технологий жизненного самоопределения личности в изменяющемся мире;
  • - предоставление ребенку-сироте личностно значимого образования;
  • - укрепление экономической самостоятельности учреждений;
  • - создание среды трудовой подготовки как основы жизненного самоопределения;
  • - разработка учреждением совместно с органами опеки и попечительства программ вхождения в самостоятельную жизнь и восстановления связей с семьей;
  • - внедрение новых форм управления в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • - формирование новых подходов к содержанию и оценке педагогического труда в учреждениях для детей-сирот;
  • - установление и поддержание связей с научными учреждениями и коллективами в целях изменения форм и методов научно-методической работы.

В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, авторизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная авторизация - реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной авторизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

Процесс социализации (включения ребенка в систему социальных отношений), даже при благоприятном стечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых, то она не везде ровна.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть следующие:

  • 1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
  • 2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;
  • 3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социализации, являются:

  • 1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;
  • 2. способность к самоопределению;
  • 3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему дифференцированных отношений.

К числу условий подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни следует отнести:

  • - создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
  • - коррекционно-развивающую работу (интеллектуальные и когнитивно-эмоциональные процессы, формирование навыков общения), которая включает, в том числе, социальную адаптацию;
  • - развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей;
  • - предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома;
  • - пролонгированный характер сопровождения после выпуска.

С педагогической точки зрения важно иметь показатели успешности реализации названных выше условий. Такими показателями, на наш взгляд, могут являться:

  • - сформированность у воспитанников детского дома способности к самостоятельному принятию решений;
  • - овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения;
  • - развитость чувства ответственности за свои действия.

Данные показатели могут быть достигнуты лишь при осуществлении ряда условий.

При выходе из детского дома воспитанник получает необходимый набор документов: (свидетельство о рождении, паспорт, справку о пребывании в детском доме, состоянии здоровья, свидетельства о родителях, других родственниках, документы, подтверждающие право на имущество, жилую площадь и пр.), а также телефоны и адреса государственных органов, которые должны помочь молодому человеку устроиться в дальнейшей жизни.

К процедуре выпуска воспитанников администрации детских домов подходят очень тщательно. Для каждого из них назначается социальный педагог или инспектор по делам несовершеннолетних, который курирует дальнейшую жизнь молодого человека. Конечно, самым острым вопросом, помимо жилищного, является устройство на работу. Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который зачастую не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, смог успешно устроиться на работу. На данном этапе очень важно, чтобы юноша или девушка четко знали свои права и могли грамотно ими пользоваться. Для этого в детских домах готовят детей к выпуску, практически во всех учреждениях вместе с необходимыми документами и справочными адресами выдают специальные памятки выпускника -- подборки, своеобразные справочники законодательных и нормативно-правовых документов. В данные справочники обязательно входят разъяснения или официальные документы, где перечислены все права и льготы выпускников детских домов.

Решением одного из главных вопросов для несовершеннолетнего выпускника детского дома становится трудоустройство. Решением этой проблемы обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).

Органы занятости обязаны:

  • 1) принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
  • 2) провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
  • 3) при необходимости направить на бесплатное обучение с целью получения определенной профессии;
  • 4) зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
  • 5) направлять на общественные и временные работы;
  • 6) предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что усилия педагогов и воспитателей детского дома должны быть направлены на:

  • - расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для воспитанников детского дома социальными образцами;
  • - учет и предоставление воспитанникам в содержании деятельности и взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий;
  • - повышение самооценки как за счет ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»;
  • - включение детей в новые группы сверстников с целью отработки этапов адаптации, индивидуализации и интеграции с целью создания опыта такого взаимодействия;
  • - сочетание индивидуальных и групповых занятий;
  • - моделирование реальных социальных ситуаций, реализация которых может осуществляться не только на занятиях;
  • - учет возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа;
  • - моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личностной автономии.

Программа подготовки воспитанников школы- интерната

к самостоятельной жизни.

Пояснительная записка.

Вопросы социально-правовой подготовки выпускников-сирот к самостоятельной жизни в обществе и в настоящее время стали особенно актуальны. Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач жизнеустройства.

Поэтому возникла необходимость создания программы, направленной на повышение социальной компетентности воспитанников, для того чтобы, выйдя из детского дома, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей.

За основу была взята программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Мы сами» и программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни Сидоровой Л. К.

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и уставом образовательного учреждения. Содержание программы разрабатывалось на основании принципов: гуманистической направленности, демократизма (право каждого ребенка на выбор своей траектории развития), детоцентризма (приоритетность интересов ребенка), системности (предполагает преемственность знаний), сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых), природосообразности и деятельностного подхода.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через развитие следующих способностей и формирование следующих навыков:

– развитие способностей понимать себя и других;

– развитие способностей прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;

Развитие активной гражданской позиции;

– формирование навыков самостоятельного проживания и взаимодействия с разными социальными группами и институтами.

Программа реализуется по нескольким направлениям:

    развитие коммуникативных навыков;

    семейно-экономическое;

    гражданско-патриотическое и правовое;

    профориентация;

    культурно-нравственное;

    формирование социально-бытовых навыков.

При реализации данной программы необходимо тесное взаимодействие всех структур образовательного учреждения, участвующих в воспитательном процессе: воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога. При этом дети должны быть активными участниками реализации программы. Для этого необходимо постоянно поддерживать мотивацию на участие в занятиях.

Занятия проводятся с 1 по 9 классы по всем вышеперечисленным направлениям в соответствии с возрастными особенностями. Воспитательный и коррекционный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту в духовном, физическом и социальном становлении.

Коммуникативные навыки

Компетенции

Уступать друг другу, разговаривать спокойно, выполнять просьбы взрослых, оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть приветливым доброжелательным, иметь навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

Иметь понятие о «толерантности», быть терпимым к окружающим, обладать навыками бесконфликтного общения; быть уверенным в общении; понимать, что такое дружба, уметь поддерживать друг друга.

Владеть навыками эффективного общения (вербального и невербального); иметь представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; виды общения (деловое, свободное, игровое и т. д.). Отношение к неприятностям и неудачам. Уметь использовать различные формы общения (беседа, дискуссия)

Семейно-экономическое воспитание

Компетенции

Знать свою фамилию, имя, братьев, сестер, других родственников. Полоролевую принадлежность мальчиков и девочек. Через сюжетно-ролевые игры уметь пользоваться деньгами, совершать самостоятельные небольшие покупки.

Родословная. Корни семьи. Отличительная роль юношей и девушек в обществе. Что такое дружба, что такое любовь. подростковый возрастной кризис. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благосостояние семьи.

Формирование представлений о семейной жизни. Теории выбора брачного партнера. Функции семьи. Семейные проблемы и радости. Рождение детей. Экономика семьи.

Компетенции

Понятие Родина, малая Родина. Традиции, природа, мировоззрение своего народа, исторические факты. Честность как норма культурного человека. Уважительность к общественной собственности. Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.

Знание Родины, ее истории, гордость за свою страну. Конституция РФ. Экономические, социальные и культурные права человека.

Человек как патриот своей страны. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Правовая культура.

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

Профориентация

Компетенции

Участие в ролевых играх. Знание профессий шофера, продавца, воспитателя, учителя, врача, швеи, повара, строителя и т. д. Чествование взрослых в день их профессионального праздника.

Диагностика склонностей, интересов, способностей к той или иной профессии. Предварительный выбор профессии.

Осознанный выбор профессии. Реализация программы «Как научиться выбирать профессию» Посещение предприятий. Углубленное изучение профильных предметов. Выбор учебного заведения.

Культурно-нравственное воспитание

Компетенции

Поведение за столом: умение пользоваться приборами, салфеткой, эстетика приема пищи. Поведение в общественных местах. Культура чтения. Знание шедевров мировой художественной и музыкальной коллекций. Общие сведение об этикете, соблюдение правил этикета при общении с окружающими.

Посещение музеев, картинных выставок, знакомство с классической музыкой. Поведение в группе, выбор группы. вербальные и невербальные этикетные знаки. Жесты, мимика, тон, позы и др.

Социально-бытовое воспитание

Компетенции

Уметь обращаться с бытовыми приборами: телевизор, холодильник, пылесос, утюг, стиральная машина и т. д. Знать правила уборки помещения, уметь убрать за собой и товарищами. Уметь готовить простейшие блюда: заварить чай, сделать бутерброд, простой салат. Уметь обратиться в случае необходимости за помощью к прохожему, милиционеру.

Правила стирки, ухода за одеждой (умение штопать, гладить, вязать). Правила сервировки стола, приготовление простейших вторых блюд и салатов. Уметь выполнять элементарные работы по дому: забить гвоздь, покрасить поверхность. Уход за мебелью. Социальные институты: поликлиника, администрация, банки, почта, пункты приема платежей – знать их назначение.

Стремиться самостоятельно выполнять бытовые дела. Иметь навык консервирования, приготовления мясных, рыбных блюд. Делать своими руками простейшие ремонтные работы техники, жилища. Уметь самостоятельно обратиться в необходимые социальные институты. Знать, куда обратиться за помощью в случае необходимости получения жилья, льгот. В случае необходимости уметь самостоятельно осуществлять платежи по коммунальным услугам, обратиться в поликлинику, банк и т. д.

Государственное образовательное учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

"Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта С.И.Горшкова"

Программа

подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.

Одним из важных шагов на пути обеспечения интересов вос-питанников детских учреждений интернатного типа стало Поста-новление правительства Российской Федерации №409 от 20 июня 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей». Содержащиеся в этом Постановлении предписания преследуют две основные цели: во-пер-вых, лучшее материальное обеспечение воспитанников, во-вторых, тех из них, кто начинает свою самостоятельную жизнь. Однако ре-ально, как и многие другие законодательно-правовые акты в нашей стране, данное Постановление выполняется не полностью.

Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие по-сле выпуска ю интернатного учреждения.

Если правовой статус воспитанника в свое время не был оформ-лен из-за отсутствия решения о лишении родительских прав, нали-чия судебного решения об отобрании независимо от лишения роди-тельских прав, достигшему совершеннолетия воспитаннику ничего не остается другого, как вернуться в прежнюю неблагополучную среду. И его там либо не принимают, либо он начинает жить в явно опасной обстановке. В первом случае бывший воспитанник попа-дает в безвыходное положение из-за отсутствия жилой площади, средств существования.

Во втором — он обречен на гибель, а все усилия, предпринятые в свое время по его устройству, оказывают-ся напрасными. Все это означает, что еще в период пребывания воспитанника в детском интернатном учреждении администрация учреждения обязана принять меры к упорядочению правового по-ложения своего воспитанника (предпринять попытки поиска роди-телей, обследовать их быт на предмет возможности возвращения в семью воспитанника, в случае необходимости предъявить иск о ли-шении родителей родительских прав и т.п.).


При любом варианте отсутствия родителей или невозможности вернуть им несовершен-нолетнего ему следует до достижения восемнадцати лет назначить попечителя. Что же касается совершеннолетних воспитанников, то, видимо, забота о них со стороны детского учреждения должна про-стираться и далее. Во всяком случае, такая забота должна суще-ствовать хотя бы в первые три года после выпуска. Подобного рода обязанность администрации детского учреждения, во-первых, не нова, в истории охраны детей-сирот России не раз предпринима-лись попытки ее установить.

Во-вторых, она не может сводиться к довольно расплывчатому, зависящему от субъективных факто-ров представлению о моральном долге бывших воспитателей. И на-конец, в-третьих, выполнение подобного рода обязанностей — всего лишь завершающий этап всего дела охраны прав воспитанника, начало которому было положено еще при его устройстве.

В конце концов, это главная, конечная цель устройства. Вот почему и в на-ше время предпринимаются попытки оказывать поддержку и тем, кто после выпуска оказался почему-либо в бедственном положении. В этот период чаще всего возникают две проблемы. Одна связана с обеспечением бывшего воспитанника жилой площадью, другая — с его трудоустройством, без которых не может быть и речи о пред-посылках к нормальному существованию выпускника детского ин-тернатного учреждения.

Поддержка выпускникам сиротских учреждений может быть оказана как социальной службой самого детского дома, так и по-явившимися в России в последнем десятилетии специалистами цен-тров постинтернатной адаптации.

Необходимость созданиящентров иостинтернатной адаптации связана с рядом причин, наиболее важные из них:

Значительный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с материальными и жилищными трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, пониже- нием стабильности брака;

Отсутствие современных научно обоснованных методик вос-питания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;

— изменение социального состава сиротства, ухудшение физиче-ского состояния детей, появление детей со сложными, комплексны-ми видами отклонений, разными формами задержек психическо-го развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, табакокурению, наркомании и токсикомании). У значительной части воспитанников (95%) имеется задержка психи-ческого развития, интеллектуальные отклонения, 65% имеют III и IV группы здоровья;

Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, сло-жившаяся в стране, остро ставит вопрос о социальной защите вы-пускников-сирот.

В течение длительного времени дети-сироты, и прежде всего выпускники, не были объектом пристальных научных исследова-ний, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.

Наиболее важные из них следующие:

1. Проблема здоровья.

Исследования детей в детских домах показали, что среди си-рот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наслед-ственности. Неизбежны и психологические травмы , обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской привязанности с последующей пси-хической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.

Проблемы медицинского характера обусловлены патологически-ми отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот, у детей-сирот наиболее частая причина патологии — поражение головного мозга .

В детских домах не удается обеспечить полноценное психиче-ское развитие детей-сирот, так как:

1) дети приходят в детские до-ма с нарушением развития:

2) отсутствуют эффективные техноло-гии воспитания детей-сирот;

3) не имеется достаточного числа под-готовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников и др.).

2. Проблема интеграции и социальной адаптации.

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот имеет правильная и рациональная организация их трудового обучения, способствующая повышению их уровня конкурентности на рынке труда.

Исходя из понимания положения детей-сирот в нашем обществе и учитывая сложность для них в обучении по традиционным учеб-ным технологиям, главная задача— организация системы воспи-тания и образования, имеющая целью комплексную подготовку де-тей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Решение этой задачи предполагает:

Удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуаль-ном, культурном и нравственном развитии, получении професси-онального образования и квалификации в избранной области дея-тельности;

Разработка и внедрение новых методов обучения;

Организация непрерывного образования (в том числе в систе-ме реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по пре-стижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное — это преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоит общаться.

В жизненном и профессиональном самоопределении воспитан-ники детских домов испытывают значительные трудности, связан-ные с отсутствием опыт решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации.

К таким каче-ствам можно отнести:

Автономность;

Информированность и соотнесение информации со своими особенностями;

Умение принимать решения;

Умение планировать;

Положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятель-ную жизнь, как то:

Отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т.п.;

Трудности в общении — там, где это общение свободно, где требуется строить отношения;

Несформировашюсть потребности и способности трудиться;

Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;

Отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений;

Недостаточное развитие индивидуальности, что характеризу- ется низким уровнем сознания, сниженной собственной активно- стью;

Отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит. Специфическая груп- повая субкультура низкого уровня;

Плохое состояние здоровья.

Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социаль-ных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значитель-но обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллек-туальные нарушения.

Результаты анкетирования, наблюдений по-казали, что для большинства воспитанников детского дома стар-шего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны:

Ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, огра-ниченность и своеобразие словарного запаса;

Равнодушие к происходящему, снижение интереса к различ-ным видам деятельности, мотивации к их освоению;

Отсутствие стремления проявить себя;

Недостаток критичности, завышенная или слишком занижен-ная самооценка, неадекватность уровня притязаний;

Повышенная внушаемость и готовность принимать асоциаль-ные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяж-
ничество) ;

Недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессив-ность поведения;

Иждивенчество, отсутствие стремления к ответственности за свои поступки;

Отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;

Неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Система требований, которые общество предъявляет к психи-ческому и личностному развитию каждого из его членов, но соот-ветствует тому потенциалу, на который способны умственно отста-лые подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведен-ные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенци-ала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. Из об-следованных 60% имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации.

Достаточно часто этой категории воспитанников свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсут-ствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит ис-кренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низ-кая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способству-ет ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами раз-личного рода преступлений.

Значительную роль в решении проблем выпускников может сыг-рать социальная служба детского дома. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются спо-собы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отноше-нии к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг. разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом от-дельном случао.

Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору — из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я — субъ-ект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоот-ношений и жизненной активности.

Воспитание в изолированной среде детского дома ведет к фор-мированию групповой специфической субкультуры низкого уров-ня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступ-ков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценно-стей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений.

Сама подростковая группа формируется в условиях противо-стояния взрослому миру в лице педагога и, как следствие, отри-цает позитивные социальные ценности и нормы культуры. Пре-одоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специаль-ными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровож-дением в процессе обучения, воспитания.

Очевидно, что коррек-ция должна быть направлена па развитие установок социального сотрудничества, тенденций, предполагающих объединение усилий, эмоциональный контакт, развитие доверия к партнеру и желания помочь, возможность осознать и прочувствовать это доверие и по-мощь, ощутить обмен положительными эмоциями. Специфика кор-рекционной работы с этой категорией подростков, по мнению пси-хологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых груп-пах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни

Сегодня особенно важно подготовить воспитанника к самостоя-тельной жизни, не только подсказать и помочь в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и от-ветственность, поисковую активность и предприимчивость, умение творчески разрешать возникающие проблемы. Исходя из реалий сегодняшней жизни, воспитание творческой самостоятельности — цель и критерий воспитательной работы.

Известно, что большинство выпускников интернатных учрежде-ний не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из интерната, детского дома выпускник не в состоянии решить мно-гие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Вопрос о системе подготовки к жизни детей из этих учреждений волнует многих. Но наиболее точные ориентиры дают сами выпуск-ники после двух-трех лет самостоятельной жизни. На вопрос: «Что бы Вы изменили в практике работы детского дома (школbi-интер-ната) по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни?» -опрошенные отвечают, что в детском доме, школе-интернате долж-но быть побольше «родительского тепла*, доверия, уважения, ми-лосердия, заботы — 13%; необходимо научить воспитанников прак-тическим навыкам (готовить пищу, делать заготовки на зиму, шить, расходовать деньги, экономить, вязать и др.) — 21%; следует ввести в интернате преподавание курса о семье, семейных отношениях — 6%; столько же выпускников убеждены, что в детском доме обяза-тельно надо знакомить воспитанников с разными специальностями и при окончании дать одну из них, чтобы была возможность уже сразу после выпуска зарабатывать себе на жизнь.

11% выпускников считают, что надо изменить режим дня, ввести дополнительный ве-черний ужин, снизить наполняемость в группах — все это должно способствовать созданию в детском доме домашнего уюта. 36% по-лагают, что необходимо внести изменения в учебно-воспитательный процесс, прежде всего лучше подбирать воспитателей; «давать всем воспитанникам обязательно среднее образованием, «учить трудом» (создавать подсобные хозяйства; работать на предприятиях в це-хах); «оплачивать труд*; «учить добру и добром», «не наказывать трудом»; «учить самостоятельности и не бояться трудностей»; «не приукрашивать реальную жизнь»; «в детском доме не должно быть роскоши»; «создавать больше спортивных секций, кружков».

На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учрежде-ний во многом сказывается правильно поставленная профориента-ционная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в ин-тернатах и детских домах не ориентирует воспитанников на дости-жение более высоких профессиональных перспектив. Свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% сирот специальных школ-интер-натов, ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в профессиональное училище, на работу, И только единицы мечтают о продолжении образования в 10-11-х классах, а тем более получе-нии сред неспециального и высшего образования.

Причем старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для даль-нейшего обучения и ближайших перспектив получения жилья. От-сюда — ориентации сирот на профессии, дающие хорошо зарабо-тать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плот-ник, строитель, работник коммерческого киоска, магазина, охраны и т.п.).

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практи-ческих решений к проблеме формирования жизненных планов вос-питанников детских домов как фактора подготовки их к самостоя-тельной жизни в обществе обусловлена рядом обстоятельств:

Во-первых, особенностями переживаемого страной периода, когда прежние ценностно-нравственные и профессиональные ори-ентации во многом не соответствуют современным реалиям, а но-вые еще определяются, что приводит к растерянности выпускников детских домов при формировании личных жизненных планов;

Во-вторых, недостаточной разработанностью теории и практи-ки педагогического руководства в формировании жизненных пла-нов воспитанников детских домов, часто направленных на конкрет-ные аспекты самоопределения и не учитывающих его комплексного характера;

В-третьих, расширение сети детских домов нередко приводит к тому, что воспитатели, психологи, нрофконсультанты, не пройдя специальной подготовки для работы с детьми, лишенными семейно-го окружения, пытаются без должного организационного, теорети-
ческого и методического обеспечения руководить формированием жизненных планов воспитанников.

Многие авторы отмечают, что в условиях утраты семейного окружения и воспитания в детских учреждениях закрытого (интер-натного) типа формируется личность с неразвитой способностью соотнести собственное настоящее, прошлое, будущее со своими це-лями, ценностными ориентациями, возможностями,

В работах современных психологов И.В. Дубровиной, В.С. Му-хиной, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, исследовавших личность де-тей, воспитывающихся вне семьи, доказано, что временная перспек-тива как особенность самосознания непосредственно связана с от-ветственностью личности за свое будущее, в условиях неблагопо-лучной семьи или детского учреждения интернатного типа чаще всего формируется депривированная личность без ответственного отношения к собственному времени жизни.

Традиционная система педагогического руководства в форми-ровании жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыс-лении с позиций личностно-О(>иентированного подхода, что должно создать в детском доме условия для полноценного психиче-ского развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нор-мальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском до-ме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, про-фессии,

В развитии психолого-педагоги ческой теории жизненного пла-нирования наиболее отчетливо проявляются два концептуальных подхода:

Первый, определяющий жизненные планы как процесс и ре-зультат поэтапного принятия решений, посредством которых лич-ность формирует баланс между собственнвши предпочтениями и потребностями социума;

Второй, рассматривающий жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни, отражающий пони-мание, переживания, намерения, предметные действия в конкрет-ных социальных условиях.

Формирование жизненных планов воспитанников - один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связа-но с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрос-лых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией жиз-ненных планов, важно включиться в целенаправленную совмест-ную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из актуальности, рациональности, реали-стичности, контролируемости и коррстируемости жизненного пла-нирования.

Экспериментальное исследование М. А. Хацисвой доказало, что особенности личности подростков непосредственно выражаются в формировании их жизненных планов.

Выявлено четыре группы по характеру и степени с формирован но сти личного жизненного плана:

Первая группа - подростки, жизненные планы которых еще не сформированы (24,4%);

Вторая группа - подростки, жизненные планы которых еще только начинают формироваться (54,8%);

Третья группа - подростки, жизненные планы которых сфор-мированы в значительной степени (15,5%);

Четвертая группа - подростки, жизненные планы которых от-личаются высокой степенью с формирован но сти (13,1%).

Следовательно, в подростковом возрасте у воспитанников детских домов формируется не собственно самоопределение, а готов-ность к нему - Готовность к самоопределению предполагает форми-рование у подростков — воспитанников детского дома умения ана-лизировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку, устойчивых, сознательно вы-работанных представлений о своих обязанностях и правах по отно-шению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеж-дений, понимания долга, ответственности. Таким образом, речь идет о формировании у воспитанников детских домов психологи-ческих образований и механизмов, обеспечивающих им в дальней-шем сознательную, активную и созидательную жизнь вне детского дома.

Подход к изучению личности подростка — воспитанника детско-го дома должен быть направлен прежде всего на исследование жиз-ненного плана как показателя особенности личности, готовности к самоопределению и дальнейшему развитию.

Педагогическое руководство формированием жизненных пла-нов подростков эффективно, когда воспитательное взаимодействие с подростком строится как с самосознательным, самоопределяю-щимся, самореализующимся и самоутверждающимся субъектом.

Социально-трудовая подготовка детей-сирот

Основная направленность взаимодействия человека и социаль-ной среды связана с удовлетворением потребностей, обеспечиваю-щих его существование, т. е. с трудом, поэтому социально-трудовая деятельность — ядро адаптационного процесса.

Понятие «социально-трудовая адаптация» определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.

Можно выделить слeдующие принципы социально-трудовой адаптации:

1) точный учет условий, в которых она происходит;

2) всестороннее изучение особенностей ребенка, а также сохран-ных личностных и деятелыюстных образований для разработки пу-тей коррекции и развития;

3) прогностический характер коррскционно-педагогической ра-боты с учеником с целью достижения конкретного уровня социаль-но-трудовой адаптации и полной интеграции выпускников в трудо-вых коллективах;

4) включение учащихся в доступные формы и виды человече-ской деятельности и общения в процессе школьного обучения;

5) оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в этом после окончания школы с целью достижения более высоко-го уровня социально-трудовой адаптации и полной интеграции вы-пускников в общество.

В стратегическом плане важно определить основные направле-ния трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, в условиях детских домов и школ-интернатов.

Труд по самообслуживанию

Соблюдение личной гигиены и внешнего вида; при решении этой задачи у воспитанников формируется комплексные навыки ухо-да за телом, формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни;

Организация личной жизни и деятельности, включающая формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе соб-ственной жизни и деятельности как средства более успешной адап-тации к самостоятельной жизни, а также умения выбрать опти-мальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой;

Формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности, т. о. умение приготовить пищу, ухаживать за обу-вью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодей-
ствия со средой проживания и т.д.;

Формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению оптимальных результатов в сво-ем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве

Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, к труду в домашнем хозяйстве осуществляется на фоне крайне негативного представ-ления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений.

- формирование, умений и навыков по уходу за, жилищем, усадьбой и использованием различных орудий труда, бытовой тех-ники;

- формирование комплексного навыка предполагает первичные знания о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жи-лища, уходе за жильем.

Подготовка воспитанников интернатных учреждений к про-фессиональной деятельности

Кардинальные социально-экономи-ческие преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педаго-гики привели к переопенке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.

Если раньше основными задачами педагогов в этом направле-нии были подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас рас-ставлены иные акцепты.

Во-первых, создать условия для развития личности каждого ре-бенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со спо-собностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельно-сти, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернате в профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мо-бильностью.

В-пятых, создание условий для овладения современными эконо-мическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение в реальные производственно-эконом и чес кие отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направле-ниях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, эко-номическая, экологическая, правовая культура и т.д.).

В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

Для се осуществления в условиях интернатных учреждений необходимо решить две взаи-мосвязанные задачи, а именно:

Определить, по каким профессиям лучше готовить воспитан-ников того или иного учреждения;

Определить интересы, склонности и в конечном счете возмож-ности воспитанника.

В качестве примера можно привести профориентационную рабо-ту в детских домах Курганской области, где, используя классифи-кацию профессора А.Е. Климова («человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «чел о век-знак», «человек —художе-ственный образ»), создают условия для предварительной пробы сил воспитанников по каждому из этих направлений.

При этом осу-ществляется:

1) анализ имеющихся возможностей в процессе учебной, трудо-вой, учебно-трудовой, внеклассной деятельности, организации об-щественно-полезного производительного труда;

2) определение формы осуществления предварительной пробы по всем направлениям;

3) наблюдение, анализ результатов участия школьников в раз-личных видах деятельности;

4) распределение учащихся по видам предпочитаемой трудовой деятельности в соответствии с их интересами, склонностями, воз-можностями;

5) трудовая, профильная, профессиональная подготовка и адап-тация к выбранному виду трудовой деятельности в школе, профес-сиональном училище и т. д.

Первый этап реализуется путем проведения опросов, специаль-но составленных диагностических анкет с профориентационным со-держанием подобранных тестов, а также результатов медико-пси-холого-педагогических иссле до ваний.

Второй этап предполагает проведение анализа учебно-труд о вой, трудовой, досуговой деятельности учащихся, участия их в обще-ственно-полезном труде, с тем чтобы определить предпочтитель-ный вид деятельности. Оценка успешности в различных видах дея-тельности воспитанников заносится в карту профессионального са-моопределения воспитанника.

Необходимо выделить методику организации и проведения про-фессиональных проб с воспитанниками. Пробы проводят в каждом классе в конце или в течение года. Таких проб необходимо мини-мум пять ежегодно по всем направлениям деятельности. Професси-ональная проба представляет законченное изделие или полученный результат труда с точным его фиксированием. Профессиональные пробы могут выполняться не только в учебное время, но и в про-цессе внеклассной работы или как задание на дом. Организация профессиональных пробы - это не только метод определения предпо-чтительности вида труда, но и возможность в ходе их выполнения совершенствовать трудовые навыки в различных видах деятельно-сти.

Идет активный поиск возможностей расширения профориента-ционной работы учреждения. К традиционным профессиям (швеи, строителя, механизатора) прибавились профессии и цветовода-озе-ленителя, машинистки, штукатура, скорняка, сапожника, специа-листа по художественной обработке древесины, кулинара, мастера вышивания и вязания. Обучаясь этим ремеслам еще в детском до-ме, подростки работают по договорам, получают зарплату. В специ-альных (коррекционных) интернатах открываются десятые классы, в которых они получают профессию.

Не менее важной проблемой подготовки воспитанников к само-стоятельной жизни и трудовой деятельности является правовая за-щищенность детей-сирот. Многие воспитанники и выпускники ин-тернатных учреждений не знают своих прав, в том числе и тех льгот, которые государство им предоставляет при выборе жизнен-ного пути.

В целях социальной защиты воспитанников детских домов в Ти-повом положении (1995) об образовательном учреждении для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, админи-страции учреждений предоставляется право разрешать прожива-ние сроком до одного года тому или иному воспитаннику.

Социальные педагоги должны профессионально помогать вы-пускникам, осуществлять наблюдение за устройством их жизни, помогать советом и делом в их дальнейшем трудоустройстве, обес-печении жильем, защите их личных и имущественных прав. Дирек-тор интерната, государственный опекун детей-сирот, не в состоянии один помочь выпускникам до их полного совершеннолетия.

Социальная защищенность выпускников — одна из проблем, ре-шение которой по объективным причинам не зависит от педаго-гических коллективов интернатных учреждений. Все усилия педа-гогов по разностороннему развитию личности детей-сирот будут сведены на нет, если выпускники детских домов пополнят социаль-но незащищенные группы населения. Необходимы кардинальные решения в масштабах государства, чтобы не иметь в дальнейшем криминальные элементы в лице бывших воспитанников детских домов.

Современные модели подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Проблема детей-сирот в России — одна из самых сложных и наи-менее разрешимых в нашем обществе. Особого внимания заслужи-вает создание условий для нормального развития ребенка, социаль-ная адаптация ребенка в нормальных современных условиях жизни и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Пытаясь решить эти проблемы, коллектив детского дома Санкт-Петербурга разработал модель комплексной системы соци-альной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни и трудо-вой деятельности.

Анализ результатов наблюдений за судьбой выпускников дет-ского дома показал также, что каждого воспитанника нужно гото-вить к самостоятельной жизни уже с дошкольного возраста. Для решения этой проблемы наиболее важно создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие развитию личности.

В детском доме № 9 были созданы условия жизни для детей но типу отношений в обычной многодетной семье с использованием разных форм их организации:

Семейные смешанные группы, в которых роль родителя игра-ет воспитатель;

Группы семейного подряда, где роли и штатные должности воспитателей занимают члены одной семьи;

Группы со свободным проживанием за пределами детского дома, когда дети-сироты проживают в обычной семье без усынов-ления, т. е. оставаясь под попечительством детского дома.

Педагоги и специалисты детского дома проводят комплекс заня-тий на различные темы, способствующие адаптации и интеграции в дальнейшей жизни, подготовке к семейной жизни.

Специалистами совместно с воспитателями и учителями ведутся курсы:

- «Пользование инфраструктурами», включающий знакомство с государственными учреждениями, эти знания дают возможность определить, куда необходимо обратиться в нужный момент, как за-полнить ту или иную квитанцию, бланк, где и как оплатить счета
и Др.;

- «Навыки семейной жизни», включающий домоводство, усво-ение санитарно-гигиенических норм и правил, вопросы семейных, половых отношений и т.д.;

- «Правоведение», включающий различные юридические эко- номические, финансовые вопросы, знакомство с кодексами Российской Федерации, с правами и обязанностями гражданина России;

- «Умение пользоваться деньгами». Практически все воспитан-ники старше четырнадцати лет работают на малых предприятиях детского дома, получают за свою работу заработную плату и могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению.

Выпускникам детского дома тяжело дается не столько сам про-цесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практи-чески бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении со сверстниками, преподавателями, органами милиции, с други-ми социальными структурами. Проводятся встречи с людьми раз-ных профессий, организуется посещение профессиональных учи-лищ, лицеев, вузов. В сотрудничестве с психологом районного цен-тра занятости населения проводится тестирование будущих вы-пускников и профориентационная работа.

Интересен опыт детского дома-школы №46 Санкт-Петербурга, в котором сложилась целостная система профориентащюнной пе-дагогической работы, способствующая формированию социально зрелой личности, владеющей социально-правовыми знаниями, уме-ниями и навыками. Данная система включает основные направле-ния деятельности специалистов (учителей, воспитателей, психоло-гов, социального педагога) на протяжении всего периода пребыва-ния ребенка в детском доме (с момента поступления до выпуска).

В первые годы проживания в детском доме основное внимание уделяется успешной адаптации ребенка к условиям жизнедеятель-ности, выявляются трудности, возникающие у ребенка при обуче-нии, общении и т. д., осуществляется разработка программы реаби-литации с учетом рекомендаций службы сопровождения, выделя-ется среди детей группа риска, с которой организуется специальная профилактическая работа но предупреждению и коррекции нервно-психических нарушений и девиантного поведения .

Особое внимание в этот период уделяется созданию благопри-ятного микроклимата в группах, классах, в детском доме-школе в целом, условий общения и жизнедеятельности, которые направле-ны на позитивное развитие личности ребенка.

В последующие четыре-пять лет идет создание условий для рас-крытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом разви-тии. Условно этот период носит название «Воспитанник детско-го дома*. Большое внимание уделяется организации комплексной помощи в преодолении трудностей в обучении, поведении, обще-нии, профилактике вредных привычек. Используются разпообразные формы и методы комплексной работы по социализации воспи-танников через учебно-воспитательный процесс.

При этом учитывается, что воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суж-дений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в различных сферах современно-го бытия.

Основное внимание уделяется:

Выработке у воспитанников детского дома умения самостоя-тельно решать жизненные проблемы;

Осуществлению учебно-воспитательной деятельности, способ-ствующей формированию у подростка устойчивой тенденции ори-ентирования на универсальные общечеловеческие ценности;

Воспитанию целостной личности, способной к саморазвитию и саморегуляции;

Подготовке сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в изменяющихся социально-экономических усло-виях.

Реализации намеченнв!Х задач способствует созданное в детском доме тесное содружество детей и взрослых, связанных едиными за-дачами, деятельностью и гуманными отношениями. Одно из глав-ных мест в работе педагогов занимают беседы и воспитателвскпс часы, которые регулярно проводятся в каждой из групп. Их тема-тика зависит от возраста воспитанников, их интересов и перспек-тивных задач данного этапа.

Воспитательная работа включает разнообразные мероприятия, вечера, праздники, экскурсии, фестивали, помогающие ребенку по-лучить представления об истории России и Санкт-Петербурга, ос-новах экологии, охраны здоровья, рационального питания, органи-зации отдыха и досуга, ориентирования в социуме и т. д.

Известно, что детям, имеющим проблемы в поведении, обуче-нии, общении и здоровье, требуется особая забота и поддержка. На основании составленной индивидуальной программы работы с каждым ребенком служба меди ко-психолого-педагог и чес кого со-провождения совместно с социальным педагогом и воспитателем группы продумывает план реабилитации. Сюда включаются кор-рекциопные занятия с учителем-дефектологом и логопедом, допол-нительные уроки по программе общеобразовательной школы, про-ведение психотерапевтических занятий с использованием элементов музыкотерапии, арттерапии и других современных технологий. На каждого ребенка воспитатель ведет дневник развития личности, ко-торый позволяет проследить динамику развития, скорректировать воспитательный процесс, который требует особых приемов и мето-дов работы.

Огромное значение для становления самостоятельной личности воспитанника имеет предоставляемая ему на этом этапе возмож-ность участия в самоуправлении. Оно формирует у подростков са-мостоятельность, ответственность, инициативность, дисциплиниро-ванность, коллективизм, гражданственность, уважение к правам человека и др. Дети следят за соблюдением чистоты и уюта в детском доме, за поведением младших, проверяют качество вы-полнения домашнего задания, контролируют дежурство групп. В детском доме традиционными становятся дни самоуправления, ко-гда воспитанники самостоятельно планируют день, работают в ро-ли воспитателя, социального педагога, представителей администра-ции. Дети тщательно готовятся к подобным мероприятиям, доро-жат возможностью почувствовать себя взрослыми, ответственными людьми.

Реальный жизненный опыт воспитанники детского дома приоб-ретают также благодаря участию в разнообразных видах деятель-ности. Посещая многочисленные кружки и секции, каждый ребенок имеет возможность найти себе увлекательное занятие, проявить по-тенциальные возможности. В результате он приобретает не только полезные практические умения и навыки, но и овладевает элемента-ми коммуникативной деятельности, научается адекватно вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми и сверстниками.

В работе с воспитанниками старшего школьного возраста ак-туальным становится поиск путей подготовки к выпуску социаль-но-зрелой личности, готовой к самостоятельной жизни в обществе, выбору профессии. Поэтому в данный период психологи, педагоги, социальные педагоги, учитывая проблемы, которые могут возник-нуть при переходе в самостоятельную жизнь, осуществляют учеб-но-воспитательную деятельность в нескольких направлениях.

Прежде всего, это профориентация и подготовка к овладению выбранной профессией. Она включает комплекс мероприятий по профориентации с учетом индивидуальных особенностей, склонно-стей, интересов, возможностей каждого воспитанника; налажива-ние взаимодействия с учреждениями профессионального образова-ния по подготовке выпускников детского дома к поступлению и дальнейшей адаптации.

Специфика профориентационной и профконсультационной ра-боты с. подростками в детском доме определяется несколькими об-стоятельствами. С одной стороны, у них необходимо сформировать перспективу профессиональной деятельности, где обучение в техникум или училище является лишь первой ступенью, а с другой — развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственно профессиональной деятельности, которые делали бы жизнь под-ростка (сейчас и в дальнейшем) духовно богатой.

В детском доме утвердились три основных направления профес-сионального просвещения учащихся воспитанников: в процессе пре-подавания в школе, во впеучсбной и внеклассной работе в детском доме и в различных видах трудовой деятельности и общественно-производительного труда.

Во-первых, дети в детском доме знакомятся с миром профессий в определенной системе. В данном случае используются не только рассказы, книги, иллюстрации, но и экскурсии (на почту, в сберкас-су, на вокзал, в поликлинику, магазин и т.д.), с последующим об-суждением вынесенных впечатлений. Особое внимание во время бе-сед уделяется содержанию профессиональной деятельности людей, особенностям каждой профессии, формам получения образования, позволяющего освоить необходимые профессиональные навыки.

Во-вторых, акцентируется внимание на значимости области де-ятельности, которая соответствует профессиональным намерениям выпускника, для профессиональной и общечеловеческой культуры, так как только при этом условии человек может личностно реа-лизоваться в профессиональной деятельности. Сегодня акцент в профориентацией ной работе в детском доме, как правило, делает-ся на возможность быстрого достижения экономической самостоя-тельности через выбранную профессию.

Для достижения указанной цели в каждой группе детского до-ма разработан план мероприятий, где согласно возрасту детей про-водятся беседы, игры, лекции, встречи, экскурсии. Например, те-мы бесед: «Мы для общества, общество для нас», «Ты и коллек-тив», «Поговорим о выборе профессии». «Профессиональная при-годность (беседа с врачом)», «Вступая во "взрослую" жизнь», «Кем быть, каким быть», «Новый взгляд молодых» и другие беседы; про-водится анкетирование: «Выбор профессии. Цель в жизни»; цикл интересных встреч с представителями разных профессий: «Меди-цина и профессии, с ней связанные», «Российская армия (рода войск, обязанности военнослужащих)», «Современный воин —кто он» и т. п.

Расширению представлений подростков о будущей профес-сии способствует посещение «Дней открытых дверей» в сред-них специальных учебных заведениях. Демонстрация диапазона профессионального выбора, ориентация на формирование инди-видуального стиля трудовой деятельности позволяет будущему выпускнику более осознано сделать выбор будущей профессии.

Параллельно проводится учебно-воспитательная деятельность по социализации выпускников, направленная на освоение ими но-вых социальных ролей (семьянин, труженик, гражданин), подго-товка их к будущей семейной жизни. В детском доме широко осу-ществляется комплексная реабилитационная работа с подростками и выпускниками, не достигшими социальной и личностной зрело-сти (по результатам диагностического обследования). Социальные педагоги уделяют особое внимание обеспечению защиты прав и ин-тересов выпускников детских сиротских учреждений в обществе.

Тестовый опрос и анкетирование выпускников проводится с це-лью уточнения содержания и направленности дальнейшей индиви-дуальной коррекционной работы, а также изучения уровня сфор-мированности социализации выпускника.

По результатам анкетирования выпускники, которые показыва-ют посредственные и плохие результаты, включаются в группу рис-ка и в дальнейшем находятся под постоянным наблюдением специ-алистов детского дома. Для них в индивидуальном порядке разра-батываются рекомендации для воспитателей с целью корректиров-ки дальнейшей воспитательной работы; устанавливаются наиболее продуктивные пути и формы помощи воспитаннику при выходе из детского дома.

После выпуска осуществляется патронаж выпускников, помога-ющий им успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.

Воспитатели, социальный педагог, администрация детского до-ма поддерживают тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности быв-ших воспитанников. При необходимости они участвуют в работе психологической, медицинской и социальной служб по оказанию консультативной помощи выпускникам в решении их проблем.

Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охран-ных законодательных и нормативных документов в отношении вы-пускников детского дома и оказанию экстренной помощи выпуск-никам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Ежегодно социальный педагог или представители администра-ции детского дома посещают выпускников предыдущего года вы-пуска и проживающих самостоятельно с целью изучения степени социальной адаптированное™ выпускника в обществе. При посе-щении выпускников по адресу регистрации применяется метод бе-седы.

При оценке результативности беседы делаются выводы о том, в какой степени выпускник состоялся как гражданин общества (наличие работы, отношение к труду, стремление повысить свой уровень и т.д.) и как семьянин (наличие семьи, бытовые условия, матери-альное обеспечение, отношения с родными и т.д.).

По итогам таких посещении проводится малый педагогический совет с воспитателями этих выпускников и службой сопровожде-ния, где отмечаются элементы адаптации и дезадаптации данно-го выпускника, разрабатывается план конкретной помощи (при необходимости), иногда с привлечением районных государственных структур, вырабатываются рекомендации по социализации других воспитанников с учетом выявленных отрицательных моментов.

В целом результаты обследования выпускников детского дома доказали эффективность такого рода целенаправленной системати-ческой работы. Одноразовые мероприятия не могут обеспечить це-лостной подготовки выпускника к самостоятельной жизни, только комплексная работа но социализации и профориентация дает поло-жительный результат, тем не менее выпускник некоторое время вес же нуждается в социально-психологи чес ко и поддержке, особенно в ситуациях поиска решения жизненно важных проблем.

Цель: формирование правовой культуры воспитанников по разрешению сложных жизненных ситуаций.

Материалы и оборудование:

  • карточки "Описание ситуаций".
  • карточки "Причины ситуации".
  • карточки "Действия участников игры".
  • оборудование для упражнения "Бусинка".
  • бланки наглядной рефлексии "Мухомор".
  • листы бумаги, ручки.

I. Организационная часть

Слово педагога:

Здравствуйте! Меня зовут Наталия Вадимовна. Я приехала из г. Череповца, где работаю воспитателем на группе мальчиков в детском доме №1. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить интерактивную игру "Порядок начинается с меня", в ходе которой будут решаться следующие задачи:

  1. Продолжать развивать у воспитанников компетенции: "Анализ деятельности", "Планирование деятельности", "Разрешение конфликта", "Работа в команде".
  2. Воспитывать терпимое, безоценочное отношение к другому собеседнику, позитивное отношение к себе и другому.
  3. Закреплять умения правильно вести диалог, обогащать словарный запас.

Уважаемые участники игры! Я предлагаю вам принять на себя роль юношей и девушек в возрасте 15-17 лет.

Поскольку мы с вами не знакомы, то перед тем как перейти к основной части игры, я предлагаю упражнение "Бусинка". Подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте как вам удобно.

В руках у меня тесьма с бусинами. Каждый из вас, по порядку, берёт в руки одну из бусинок и произносит своё имя, затем на одну букву своего имени называет то качество, которое вас характеризует, а дальше пожелание всем участникам игры. Разрешите, начну я.

Меня зовут Наталия Вадимовна, терпеливая.

А желаю я всем участникам игры удачи и надёжных настоящих друзей. (Ответы молодых людей).

Вывод: ну вот мы с вами познакомились и можем приступить к дальнейшей совместной работе.

II. Основная часть

Слово педагога:

Разделитесь, пожалуйста, на две группы и займите места за столами.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которые вполне возможно может попасть выпускник детского дома.

Задание: каждой команде необходимо внимательно прочитать ситуацию. Осмыслить её и попытаться, во-первых, определить причины или события- факты, которые привели к создавшейся ситуации, а затем проработать пути выхода, чтобы не попасть в данную ситуацию, не быть обманутым, не попасть впросак, или выйти из неё с наименьшими потерями, то есть наметить свои действия по разрешению проблемы.

Ситуация № 3.

Ситуация № 2.

Ситуация № 1.

Пойдем, прошвырнёмся!?

Команды получают карточки и бланки для работы.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия

(работа 5 - 7 минут, обсуждения в группах, заполнение таблиц). Через 3 - 4 минуты обсуждения группам выдаются карточки- подсказки с причинами ситуаций и карточки с действиями.

Слово педагога

Обсуждение закончили. Теперь каждая группа зачитывает свою ситуацию, причины и действия по разрешению проблемы.

(возможные вопросы к участникам игры:

Со всеми ли причинами и действиями согласна другая команда?

Что может добавить другая команда?)

Вывод по 1 ситуации про Сашу: таким образом, мы очень дружно и плодотворно поработали, и видим, что всё же главное в данной ситуации, чтобы не допустить такого обмана, это не соглашаться ни на какие сомнительные предложения малознакомых людей.

Вывод по 2 ситуации про Ольгу с Надеждой: ни в коем случае не оставлять личные вещи без присмотра, не надеяться на кого-то другого.

Вывод по 3 ситуации про Антона: в первую очередь, конечно, уметь общаться с людьми, договариваться, а не пытаться разрешать проблемы через скандал, так как в жизни может случиться так, что в следующий раз вы можете оказаться не потерпевшим, а, наоборот, виноватым.

Заключение

Мы закончили основную часть нашей интерактивной игры, и я вам предлагаю упражнение "Мухомор".

Перед вами круг, который разделён на 3 сектора:

  • Насколько мне было комфортно,
  • Насколько для меня значимо содержание,
  • Насколько для меня полезно (поучительно) содержание.

Вы наклеиваете кружки в каждый сектор, но главное условие: чем ближе к центру, тем выше утвердительность вашего ответа.

А теперь, если есть, у кого желание, может высказать своё мнение вслух. (ответы участников игры)

Уважаемые участники игры мне было очень приятно работать вместе с вами, я чувствовала и ваш интерес, поддержку, положительный настрой, и то, что вас не испугали возникшие трудности. Мне было легко и комфортно в нашей группе.

Спасибо за работу!

Приложения

Ситуация № 3.

Антон лежал в своей комнате на диване и смотрел телевизор. Вдруг он заметил, что на потолке появилось пятно, которое становилось всё больше и больше, и, наконец, с потолка даже закапала вода. Антон в негодовании сорвался с места и побежал к соседям на верхний этаж. Начал барабанить в дверь, кричать. Дверь ему открыли, и Антон, не разбираясь ни в чём, начал выкрикивать обидные и нецензурные слова, размахивать руками. Разразился скандал.

Ситуация № 2.

Наконец - то Ольга и Надежда могут посещать ночные дискотеки. Они теперь живут не в детском доме, а у себя в комнате, дома. Девчонки быстро собрались и в хорошем настроении отправились в "Карусель", по дороге прикупив в магазине коктейль - алкогольный напиток.

Было просто здорово; музыка, танцы, много знакомств. Ольга забыла про сумку, в которой лежал паспорт. Вернувшись домой, девушки сразу легли отдыхать, а утром Ольга обнаружила, что паспорта в сумке нет.

Ситуация № 1.

Осенним вечером Саша решил прогуляться. Выйдя из подъезда, он увидел Андрея, тоже бывшего воспитанника детского дома. Поздоровались. Молодые люди были практически незнакомы, поэтому Саша не ждал, что состоится какая-нибудь беседа или разговор. Но неожиданно Андрей предложил:

Пойдем, прошвырнёмся!?

Саше всё равно нечем было заняться, да и гулять было не с кем, и он согласился.

Пойдём, забежим в одну квартирку, мне надо пакет передать, может, ещё и денег заработаем. Ты не торопишься?

Саша безразлично кивнул, что ему всё равно, и равнодушно взял протянутый ему пакет.

Когда молодые люди поднялись к предполагаемой квартире, к ним неожиданно подскочило двое мужчин, быстро представившись работниками наркоконтроля. Они изъяли у Саши пакет, сказав, что там наркотики. Саша был в ужасе. Его посадили в машину и предложили взамен на то, чтобы "замять" дело, выложить определённую сумму денег. Таких денег у Саши не было, поэтому ему ничего не оставалось, как продать одну из своих комнат.

Причины ситуаций

  1. Нет значимого человека, положительного авторитета.
  2. Неумение занять своё свободное время.
  3. Нет хобби, интересного занятия, увлечения.
  4. Нет настоящих и надёжных друзей.
  5. Я его немного знаю, ничего страшного в этом нет.
  6. Так легко можно заработать.
  7. Всё равно делать нечего, а одному гулять неохота.
  8. Познакомлюсь поближе, может пригодиться, подскажет, как можно тоже так просто заработать.
  9. Вечер хороший, тёплый, вдвоём интереснее.
  10. Желание с пользой провести время.
  11. Любопытство.
  12. Привычка к пошаговому контролю во время проживания в детском доме.
  13. Нет своего мнения, ведомый.
  14. Безответственное отношение к документам.
  15. Много отвлекающих моментов (музыка, танцы, курение, алкоголь, компания).
  16. Алкоголизация.
  17. Расслабление после принятия алкоголя (ослабление внимания).
  18. Доверчивость.
  19. Никогда не попадала в такие ситуации, что могут вот так, просто взять документ из сумочки.
  20. Надежда на других, например, на сестру, которая тоже обязана присматривать (возложение ответственности на другого).
  21. Мал жизненный практический опыт.
  22. Недавно сделал ремонт.
  23. Соседи сверху всегда придираются, что я громко слушаю музыку.
  24. Неумение разрешать проблемы конструктивным способом, находить компромиссное решение.
  25. Отомстить за постоянные придирки.
  26. Импульсивность поведения.
  27. Заработать лишние деньги ("сдеру" с соседей за ремонт больше, чем надо).
  28. Никогда не попадал а такие жизненные ситуации (новизна).
  29. Незнание основ жилищного кодекса.
  30. Беззаботность.

ПАМЯТКА "Если утерян паспорт". Что делать?

  1. Направляйтесь в отделение милиции, на территории которого вы проживаете. В Череповце такая служба находится по адресу ул. Бабушкина. Такая срочность необходима, прежде всего, в ваших интересах.
  2. Заполняете и собираете следующие документы:
  • Письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт;
  • Заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;
  • Четыре личные фото 35х45 мм в чёрно - белом или цветном изображении без головного убора.
  • Квитанция об оплате гос. пошлины в размере:::рублей;
  • Квитанция об оплате штрафа о потере паспорта в размере:::рублей.

После подачи всех документов вам остаётся ждать: новенький паспорт вам выдадут в течение месяца, на протяжении которого вам придётся довольствоваться временным удостоверением личности.

Ситуация № 1.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
всё равно делать нечего, а одному гулять неохота;

желание легко заработать;

я его немного знаю, ничего страшного в этом нет;

неумение занять своё свободное время;

безответственность, не задумывается о последствиях;

нет хобби, интересного занятия;

нет настоящих друзей;

мал жизненный практический опыт.

прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое;

когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы;

оказавшись в машине, можно отказаться от показаний (согласно статьи № 51) и попросить отвезти до отделения милиции и только там давать показания;

не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога или педагога - куратора;

позвонить по телефону "02" и узнать, работают ли такие сотрудники;

обратиться в отделение милиции по месту проживания для написания заявления.

Ситуация № 2.

Причины создавшейся ситуации Пути решения, ваши действия
безответственное отношение к документам;

оставила сумку без присмотра;

много отвлекающих моментов (музыка, танцы, алкоголь, курение);

алкоголизация;

ослабление внимания;

доверчивость;

никогда не попадала в такие ситуации;

возложение ответственности на другого человека (на сестру);

привычка к пошаговому контролю при проживании в детском доме.

не оставлять личные вещи без присмотра;

не перекладывать ответственность на другого человека;

если всё же паспорт потерян или украден, то:

приходим в милицию и пишем заявление об утере или краже (где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен паспорт;

пишем заявление установленной формы о выдаче нового паспорта;

идём фотографироваться (личные фото 35х45 мм в чёрно- белом или цветном изображении без головного убора);

платим госпошлину и штраф по утере паспорта в одном из отделений сбербанка города;

после подачи всех документов выдаётся временное удостоверение личности, заменяющее паспорт, и только через 1 месяц получаете новый паспорт.

Ситуация № 3.

Действия к ситуациям

  1. Прежде, чем взять пакет, надо выяснить его содержимое.
  2. Когда подошли "проверяющие", необходимо спросить документы.
  3. Оказавшись в машине, можно отказаться от показаний, попросить отвезти до отделения милиции и только там начать беседу.
  4. Не хранить документы дома, а, как вариант, в детском доме у социального педагога, или педагога - куратора.
  5. Позвонить по телефону "02" и выяснить, работают ли такие сотрудники.
  6. Обратиться в милицию по месту жительства для написания искового заявления.
  7. Успокоиться.
  8. Пригласить соседей и показать им нанесённый ущерб, попытаться договориться о возмещении ущерба.
  9. В крайнем случае, подать исковое заявление в суд.
  10. Не оставлять личные вещи без присмотра.
  11. Не перекладывать ответственность на другого человека.
  12. Не употреблять алкоголь.
  13. Периодически проверять свои личные вещи.
  14. Быстро реагировать на утерю паспорта и его восстановление во избежание неприятностей.
  15. Наглядность для упражнения "Мухомор"