Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский» ХМАО-Югра
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Маленькие грамотеи» Логопедические игры в развитии фонематического слуха у детей 6 - 7 лет
МАЛЕНЬКИЕ ГРАМОТЕИ Практико-ориентированный проект учителя-логопеда Каравановой Ирины Анатольевны
Актуальность проекта Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи слоговая структура слова словарный запас и грамматический строй речи невозможно становление звукового анализа и синтеза Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии.
Тип проекта По составу участников: индивидуально-подгрупповой (для детей), групповой (для педагогов и родителей). По сроку реализации: долгосрочный (1 год) По целевой установке практико – ориентированный
Участники проекта: дети подготовительной группы «Калинка», посещающие логопедический пункт Воспитатели группы Родители Возраст детей: 6-7 лет с ФФНР, ОНР III уровня Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: недоразвитие фонематической стороны речи у детей 6-7 лет
Цель проекта Формирование фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр
Задачи Для детей: Для педагогов: Для родителей: Развивать слуховое восприятие Формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов Учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Обучать слогоделению. Познакомить с буквами. Обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания. Привлекать родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
Новизна проекта Включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и восприятия ритмов, за счёт нарушенного слухового восприятия. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем их воспроизвести. Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара.
Предполагаемые результаты Для детей Для педагогов Для родителей Воспринимать сложные ритмы по словесной инструкции педагога. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Делить слова на слоги. Дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости. Определять позицию звука в слове. Знать буквы русского алфавита. Обогатить знаниями и умениями для проведения работы по развитию звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Обогатить и пополнить знаниями практического материала, необходимого для развития фонематического слуха у детей
Продукт проекта Для логопеда Для детей Для педагогов Для родителей Перспективное планирование дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Дидактические игры на развитие ритмического чувства, фонематического слуха Коллективный альбом «Моя любимая буква», индивидуальная тетрадь «Грамотная тетрадь» Картотека дидактических игр по развитию фонематического слуха, мастер-класс, консультации. Показ на родительском собрании приёмов проведения дидактических игр, фото коллаж «Мы играем», папки-передвижки, мастер-класс, буклеты игр.
Форма работы с детьми Дидактические игры и упражнения Работа в «Грамотных тетрадях» Составление коллективного альбома «Моя любимая буква»
игры Игры с детьми Развитие фонематического анализа Оценка и восприятие ритмов Развитие слухового восприятия Развитие звукового синтеза Определение позиции звука Слоговой анализ и синтез Дифферен-циация звука в слове Выделение звука в слове Знакомство с буквами
Форма работы родителями и педагогами Логопед Логопедический практикум Школа речевого развития Родительские собрания Папки-передвижки Мастер-класс Анкетирование Консультации Семинар-практикум
Этапы реализации проекта Диагностический (логопедическое обследование) Основной (реализация проекта) Заключительный
1 этап Диагностический Сроки поведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь (с 1 по 15) Логопедическое обследование, сбор анамнестических данных о ребёнке, индивидуальные беседы с родителями, наблюдения за детьми Учитель-логопед
2 этап Основной (в течение учебного года, ответственный учитель-логопед) работа с детьми СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ Сентябрь-май Дидактические игры и упражнения Учитель-логопед, педагоги Сентябрь-май Заполнение «Грамотных тетрадей», оформление коллективного альбома «Моя любимая буква» Учитель-логопед Май Итоговое мероприятие «В гости к Азбуке» Учитель-логопед, педагоги
Работа с педагогами Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь-октябрь Оформление картотеки дидактических игр на формирование и развитие фонематического слуха детей Учитель-логопед октябрь Консультация «Особенности развития фонематического слуха у детей» Учитель-логопед ноябрь Консультация с показом презентации «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Учитель-логопед декабрь Логопедический практикум «Звуковой анализ слова» Учитель-логопед февраль Семинар-практикум «Уроки фонетики» Учитель-логопед март Мастер-класс «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Апрель Отчёт учителя-логопеда на педсовете по коррекционной работе с детьми Учитель-логопед
Работа с родителями Сроки проведения Вид деятельности Ответственный Сентябрь Анкетирование Учитель-логопед Октябрь Дни открытых дверей, выступление на родительском собрании «Речевая готовность ребёнка к школе», памятка для родителей «Календарь речевого развития дошкольника» Учитель-логопед Ноябрь Консультация в папку-передвижку «Фонематический слух – основа правильной речи» Учитель-логопед Декабрь Школа речевого развития «Уроки фонетики», памятка для родителей Занимаясь с ребёнком, помните…» Учитель-логопед Январь Выступление на родительском собрании «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Учитель-логопед Февраль Консультация в папку-передвижку «Развиваем фонематический слух у дошкольников» Учитель-логопед Март Консультация в папку-передвижку «Знакомство детей с буквами» Учитель-логопед Апрель Логопедический практикум «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?» Учитель-логопед Май Выступление на итоговом родительском собрании с отчётом о проведённой коррекционной работе: «Наши успехи», фото коллаж «Мы играем», памятка для родителей «Проверьте на досуге…» Учитель-логопед
3 этап Заключительный Месяц Для детей Для педагогов Для родителей Апрель-май Итоговое занятие «В гости к Азбуке», срезы знаний по методике В. И. Яшиной Анкетирование Итоговое родительское собрание с видео показом «Наши успехи» , фото коллаж «Мы играем», анкетирование
Результаты работы Проведённый анализ изучения уровня речевой подготовки детей к обучению в школе по разделу изучения уровня практического осознания элементов языка показал следующие результаты звукопроизношение Звукобуквенный анализ Слоговой анализ и синтез Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 85% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 78% Нарушение на начало года 100% На конец года отмечены положительные результаты 95%
Литература Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000 Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М: Просвещение, 1991 Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание, 1994 Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999 Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М: Линка-Пресс, 1999 Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-2001г.№6 Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е., Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994 Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998 Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994
Приложение Анкеты для родителей Таблица обследования фонематической стороны речи Перспективный план дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет Картотека дидактических игр по развитию фонематических процессов у детей 6-7 лет для воспитателей Мастер-класс для педагогов и родителей с показом презентации «Развитие навыка звукобуквенного анализа слов у детей старшего дошкольного возраста» Консультации «Знакомство детей с буквами», «Влияние фонематического слуха на школьное обучение» Презентация игр «Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы» Школа речевого развития «Уроки фонетики» Коллективный альбом «Моя любимая буква» «Грамотная тетрадь» (индивидуальные тетради детей)
Работа с детьми Различаем звуки по звонкости-глухости Игра «Удочка»
Игры на формирование звукового анализа Сказка «Репка» (определение порядкового ряда) Звуковой анализ
Моя любимая буква Буквы из камешков и шнурков
Детский продукт проекта Индивидуальные тетради детей Коллективный альбом «Моя любимая буква»
Работа с педагогами Мастер-класс «Методика развития навыка звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Работа с родителями
Логопедический практикум с родителями Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику
Спасибо за внимание!
Проект «Трудные звуки»
Название проекта: Трудные звуки.
Руководитель проекта: Тимошенкова Надежда Георгиевна
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: учитель-логопед, ученики начальных классов, родители.
Актуальность:
Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.
Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Проблема:
нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.
Цель:
коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.
Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.
Этапы проекта
Подготовительный:
изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;
провести диагностику детей, анкетирование с родителями.
Основной этап:
развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках
осуществлять речевое развитие в школе и дома, используя занимательный материал
приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, уголок «Для Вас, родители», консультации, беседы, открытые занятия)
оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков
Заключительный этап:
диагностика детей.
родительское собрание.
анкетирование родителей.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).
Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:
словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);
наглядные (демонстрационный материал);
практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).
Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.
Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Для Вас, родители», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.
Календарный план реализации проекта.
Предполагаемая дата проведения мероприятия
Наименование мероприятия
Сентябрь
Диагностика
Октябрь
Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»
Ноябрь
Мастер-классы для родителей по автоматизации звуков. Оформление стенда «Для Вас, родители»
Декабрь
Оформление индивидуальных папок с заданиями, с кроссвордами, с картинками для автоматизации звуков
Январь
Консультации для родителей и педагогов
Февраль
Открытые занятия для родителей
Март
Участие детей в праздничном концерте для мам
Апрель
Неделя правильной речи
Май
Итоговые занятия
Предполагаемый результат:
повысится интерес детей к учебной деятельности;
улучшится качество звукопроизношения;
повысится уровень развития психических процессов.
Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах общеобразовательных школ, но и в коррекционных школах, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.
Оценка эффективности реализации проекта:
Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:
звукопроизношения;
психических процессов;
коммуникативных функций речи.
Дальнейшее развитие проекта:
публикация проекта;
проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагается использование данного проекта:
в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;
внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
обмен опытом с коллегами.
Светлана Филиппова
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.
В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».
Цель проекта-
развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.
Задачи проекта
1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;
3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;
Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;
Обогащение опыта родителей в воспитании детей.
В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:
Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»
изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.
Перчаточный Мишутка-язычок
Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)
Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш
получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.
Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш
Ша-ша-ша- наша змейка хороша
Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо
Трудолюбивая пчелка Жужа,
которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,
Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;
Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат
Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу
Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи
Пальчиковый театр по сказке «Теремок»
изготовили Мананников Алеша со своей мамой
Оразова Жасмин изготовили с мамой
пальчиковый театр по сказке» Репка»
Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.
Публикации по теме:
Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.
Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.
Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.
Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.
Раздел I: Информационная часть
Паспорт проекта
Раздел II: Содержательная часть проекта
1. Аннотация проекта
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект
В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.
Задачи проекта:
- разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- обогащать словарный запас и развивать речь;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- проделать первые шаги к рефлексии.
Ценность проекта:
- создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
- оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
- реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.
Подготовительная (исследовательская) часть проекта.
Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.
Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.
Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.
Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.
Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:
- речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
- являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
- помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.
Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.
4. Возможные риски и пути их преодоления.
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды: |
|
Факторы, представляющие угрозы для ОУ: |
Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка. |
Сильные стороны ОУ: |
|
Слабые стороны ОУ: |
|
Определение возможной стратегии реализации проекта:
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
- Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
- Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.
Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:
- КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
- Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
- Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Изучить опыт по данной проблеме.
- Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения
5. Планирование работы по реализации проекта.
Поэтапный план-график реализации проекта
Проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.
II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.
(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.
Продолжительность проекта – 8 месяцев.
Направления |
Действия по реализации задач |
Ожидаемые результаты |
Участники реализации |
||
I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года |
|||||
Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня |
Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС |
Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ |
Учитель-логопед |
||
II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г. |
|||||
Нормативно-правовое обеспечение |
|
Учитель-логопед, педагог-психолог и педагоги работающие с детьми |
|||
Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ |
|
Комплекс коррекционных занятий |
|||
Программно-методическое обеспечение |
|
Пакет документов по каждому направлению: Индивидуальный образовательный маршрут. Перспективно-календарное планирование Методическое обеспечение Диагностические материалы |
|||
Создание условий для реализации проекта |
Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН |
Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям. |
|||
III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г. |
|||||
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы» |
Учитель-логопед, |
|||
Речь и речевое развитие |
Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву». |
||||
Художественная литература |
Чтение
: Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква». |
||||
Изобразительная деятельность |
Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку», |
||||
Учебная деятельность |
Познавательные занятия.
|
||||
Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная). |
|||||
Взаимодействие с родителями |
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе» |
||||
IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года |
|||||
Промежуточный мониторинг |
|
Учитель-логопед |
Формы работы:
- занятия: подготовка к обучению грамоте
- экскурсии (библиотека, школа)
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
- речевые праздники.
- презентация мини-музея «Моя любимая буква»
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН
6. Образ конечного результата, критерии его оценки.
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Качественные
- Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
- Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
- Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
- Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).
Количественные
- Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
- Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
- Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе
Результат проекта:
- Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
- Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
- Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
- Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
- Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
Возможности дальнейшего развития проекта:
- На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
- Публикации опыта работы.
- Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.