Презентация на тему сущность процесса воспитания. Презентация "теория воспитания" Презентация на тему воспитание как процесс

Воспитание детей и подростков в семье.

  • Типичные ошибки в семейном воспитании.
  • Педагог-психолог
  • Кичина Светлана Вениаминовна
  • Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц«
Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:
  • «Инструментальные» ошибки режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…
  • Ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку и его воспитания.
Мотивы воспитания.
  • воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • воспитание и потребность достижения
  • воспитание как реализация определенной системы
  • потребность в принятии окружающими,
  • в соответствии социальным нормам
  • воспитание и потребность смысла жизни
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
  • Авторитарные родители
  • Гипоопека
  • Гиперопека
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
  • 1 Уход от проблемы (чисто деловое общение)
  • 2 Мир любой ценой
  • (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего).
  • Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.
  • 3 Победа любой ценой. (Взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
  • 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
“Родительские директивы» -
  • это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным
  • чувством вины перед родителем,
  • давшим эту директиву.
Гулдинги вывел целый перечень родительских директив:
  • 1. “Не живи”
  • (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...”)
  • 2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”).
  • 3. “Не расти”
  • (“Ты ещё мала, чтобы краситься”,
  • “Мама тебя никогда не бросит”,
  • “Не торопись взрослеть”).
4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 5. “Не чувствуй” (т.e. “Как ты смеешь злиться на старших”,
  • “Не сахарный – не растаешь”).
  • 6. “Не принадлежи”
  • 7. “Не делай”, “Не делай сам,
  • подожди меня”.
  • 8. “Не будь самим собой”
Общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • . Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • . Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • . Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • . Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  • . Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • . Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • . С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
  • художник
  • В. Степанов,
  • 1966 г.
  • Благодарим за внимание!

Сущность процесса воспитания

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей (С.А.Смирнов) Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности (В.С.Селиванов) Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, действующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека (П.И.Пидкасистый) Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности (В.В.Анисимов) Воспитание как предмет теории

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей. Воспитание – имеет и узкое педагогическое значение – специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Образование как социальное явление, система социализации Образование как педагогический процесс в образовательной системе страны Воспитание как педагогический процесс формирования личности Обучение как педагогический процесс в образовательных целях Воспитание как организованная педагогическая деятельность с конкретными целями- воспитательная работа

Социализация (от лат. socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

Объект воспитательного процесса -индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности. Субъект воспитательного процесса - это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Ребенок как объект и субъект воспитания

Концепция - это определенный способ понимания какого – либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной проблемы. Общие концепции воспитания

Концепция воспитания – это более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях; содержании; методах; средствах; формах.

Цели воспитания ставятся от общества или исходят из государства к человеку потребностей человека авторитарная концепция гуманистическая концепция

Гуманистическая концепция 1) ориентация на полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности; 2) педоцентризм; 3) экзистенциализм.

1) Гуманистическая концепция, базирующаяся на философии экзистенциализма, рассматривает проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. 2) Согласно теории педоцентризма ребенок составляет центр воспитания и его главную цель. 3) Внимание педагога акцентировано на личностных функций воспитанника, на приобретение им индивидуального опыта. Жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный, в соответствии с чем воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.

Авторитарная концепция образование по единой, с некоторой дифференциацией программы для всех; требования, распоряжения, регламентирующие деятельность и жизнь учащихся; управление учебно – воспитательным процессом со стороны школы, учителя.

Авторитарность может быть: - свойством, характеристикой воспитательной системы, принятой в стране; - проявляться как принятой за норму; - рекомендуемый теорией и методикой или индивидуальный стиль общения, профессионального поведения воспитателя.

В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: Права человека; Гражданское общество; Демократия; Социально ориентированная экономика; Гуманизм. Концепция воспитания в современной России

Социально – экономические и культурные условия в стране; История отечественного образования и культуры; Опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий; Общее поступательное движение образования от принуждающей школы к свободной. Условии и источники для выработки концепции воспитания в России

Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, то есть научный подход.

Традиционная парадигма – разрабатывается главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам воздействия педагога на воспитанника, то есть исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия.

В рамках данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей, а цель воспитания видится в формировании личности, готовой и способной выполнять систему таких ролей. При этом каждой социальной роли соответствует определенная задача воспитания и самовоспитания: Родительской – формирование педагогической культуры, Профессионально – трудовой – формирование профессиональных знаний, умений, навыков и трудолюбия, Целеутверждающей – формирование умений и способностей ставить жизненные цели и достигать их. Системно – ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М.Таланчук)

Гуманистическая парадигма –ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта.

Правила: Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка; Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами; Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка; Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (Олег Семенович Газман)

Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур; Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий; Доверяя – не проверяй; Признавай право на ошибку и не суди за нее; Умей признавать свою ошибку; Защищая ребенка, учи его защищаться.

Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. В ее рамках успешно применяются системный, антропологический, синергетический и другие научные подходы.

Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Надежда Егоровна Щуркова)

Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры; Принцип субъективности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия; Принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира. Принципы, лежащие в основе воспитания Н.Е.Щуркова

Литература 1. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие.- М., Академия, 2007. 2. Педагогика под ред. Крившенко А.П. – М., Проспект, 2009. – 432с.

Слайд 2

​Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому!

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Слайд 3

Любите своего ребёнка и пусть он никогда не усомнится в этом

Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Слайд 4

Принимайте ребёнка таким какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками

Ругая ребенка: лентяй, трус, негодяй, ему тем самым и внушают, что он именно таков. Поймем, наконец, самое простое и самое страшное. Он этому верит.

Слайд 5

Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким). Будем развивать в детях это чувство. Как можно больше любви к ребенку.

Слайд 6

Старайтесь внушать ребёнку веры в себя и свои силы

  • Верьте в своего ребенка.
  • Ваша вера способна превратить возможность в действительность.
  • Ты замечательный!
  • Ты умный и сообразительный!
  • Ты это сможешь!
  • Слайд 7

    Стремитесь понять своего ребёнка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место

    Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

    Слайд 8

    Создайте условия для успеха ребёнка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым

    Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов. Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый.

    Слайд 9

    Не пытайтесь реализовать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания

    Научимся владеть собой.

    Слайд 10

    Помните, что воспитывают не слова, а личный пример

    Давайте совершать добрые, хорошие поступки. Дети учатся доброте у нас. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

    Слайд 11

    Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
    • Предоставьте ребёнку свободу выбора. Каждый из нас чем-то отличается от других. Ему необходимо чувствовать свою уникальность и неповторимость. Не менее важно, чтобы это было оценено окружающими.
  • Слайд 12

    Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите

    Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.

    Посмотреть все слайды

    Виды (направления) воспитания Цель изучения: дать представление об основных видах воспитания младших школьников и их специфике в современном обществе

    План: 1. Понятие о видах (направлениях) воспитания 2. Умственное воспитание 3. Нравственное воспитание 4. Трудовое воспитание 5. Эстетическое воспитание 6. Экологическое воспитание 7. Физическое воспитание 8. Патриотическое воспитание 9. Интернациональное воспитание

    Виды воспитания Вид (направление) воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяется: умственное нравственное трудовое физическое эстетическое гражданское экономическое экологическое правовое интернациональное и патриотическое воспитание

    Умственное воспитание — « процесс формирования, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности» (Словарь по педагогике).

    Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности познавательных мотивов навыков мыслительной деятельности и диалектического мышления силы воли формирование культуры интеллектуального труда. Вопросами умственного развития занимались такие ученые, как Л. В. Занков, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.

    Задачи умственного воспитания: формирование мотивации учебно-познавательной деятельности; развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании; развитие всех видов мышления – теоретического и эмпирического, диалектического, логического, абстрактного, категориального, индуктивного и дедуктивного, алгоритмического репродуктивного и продуктивного (творческого), системного и т. д. ; освоение опыта познавательной деятельности, способности к творчеству; развитие эрудиции и кругозора, интеллектуальной свободы личности.

    Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук; владение умственными операциями; владение интеллектуальными умениями; наличие научного мировоззрения. В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура личности — «комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием» .

    В процессе умственного воспитания формируется интеллектуальная культура личности — «комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать её, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием» . Г. М. Коджаспирова

    Нравственное воспитание — «целенаправленное формирование системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных моральных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения» Нравственным является тот человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

    Результаты нравственного воспитания: нравственное сознание нравственные чувства нравственное поведение Слово « нравы » произошло от латинского слова moralis — нравственный. Нравы — это эталоны, которыми люди руководствуются в своем поведении.

    В. А. Сухомлинский: «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по — человечески относиться к людям »

    Основная задача воспитателя — создавать условия, побуждающие ребенка к нравственному поведению. Основными критериями нравственного поведения выступают моральные принципы, которых придерживается личность, его ценностные ориентации и нравственные убеждения.

    Нравственные убеждения — основа прогноза поведения ребенка (Л. А. Матвеева и А. И. Раева) Структура нравственного убеждения включает такие компоненты: интеллектуальные эмоциональные волевые Ребенок может вести себя безнравственно потому, что он не владеет знаниями о данной нравственной норме.

    Эмоциональный компонент нравственных убеждений важен для младшего школьника. Эта сфера у него развита наиболее всего. Ребенок умеет остро чувствовать и переживать. Проявления эмоций можно считать показателями нравственного убеждения. Формирование чувств определяет нравственную позицию школьника.

    Единство этих компонентов определяет свойства личности, влияющие на его деятельность и поведение. Для того, чтобы нравственные знания стали внутренней потребностью ребенка, необходима их реализация в деятельности. Только нравственное поведение может выработать у ребенка определенный регулятивный механизм его дальнейших поступков в разных жизненных ситуациях.

    Воспитанность — согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад, конфликт между тем, что человек знает и как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. (Словарь по педагогике).

    Воспитуемость — подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков (Словарь по педагогике). Воспитанность – актуальный уровень воспитанности личности, воспитуемость – её потенциальный уровень, зона ближайшего развития

    Трудовое воспитание — «целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на осознанный выбор профессии» (Педагогический словарь).

    Основная цель — формирование у младших школьников ответственного и творческого отношения к разнообразным видам деятельности, что является определенной подготовкой к будущей профессиональной самоидентификации.

    Задачи: политехническая и начальная экономическая подготовка; подготовка к выбору профессии, профориентация; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нём, ответственности и чувства долга, профмобильности; выработка навыков и умений работать с простейшими инструментами.

    Производительный труд — работа в сельскохозяйственной сфере, в лагерях труда и отдыха, учебно-производственных комбинатах. Бытовой труд — самообслуживание и выполнение обязанностей в семье. Общественно-полезный труд –самообслуживание в школе, благоустройство школы, двора дома; охрана природы, участие в деятельности социальных служб.

    Формы воспитательной деятельности по самообслуживанию: индивидуальная групповая коллективная Содержательное наполнение этого вида труда имеет обширный диапазон — от умения одеваться до возникновения системы умений по поддержанию порядка в трудовом учреждении.

    Эстетическое воспитание — «целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей»

    Система эстетического воспитания Цель — развитие эстетического отношения к миру в целом (Л. И. Петрова) Задачи: обогащать личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства; обучать начальным навыкам и умениям самостоятельности деятельности в искусстве; развивать музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление; воспитывать эстетические чувства; сформировать эстетическое сознание.

    В. А. Сухомлинский отмечал – «важная задача эстетического воспитания — научить ребёнка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе»

    Средства эстетического воспитания: познание труд игра природа искусство: театр, музыка, литература, архитектура, живопись общение быт мода

    Методы: разъяснение беседа решение эстетических задач пример поощрение упражнения в эстетической деятельности

    Г. М. Коджаспирова выделяет компоненты эстетического воспитания и относит к ним: художественное образование и художественное воспитание

    Ребенок в ходе воспитания усваивает основные категории эстетики — прекрасное и безобразное. Способность к их восприятию обусловливает перенос этих категорий в личную и общественную жизнь индивида, помогает ему эстетизировать свой быт, труд, окружающую среду. Учитывая развитость эмоциональной сферы у младшего школьника, воспитатель может использовать возникающие у него эстетические переживания в позитивном русле.

    Параметры, влияющие на организацию эстетического воспитания младшего школьника 1. Интересы ребенка в художественной деятельности неустойчивы, поверхностны (не воспринимает целостную картину, уходя в детали) 2. Эмоциональное отношение выражается ограниченно — восприятие увиденного доставляет удовольствие или неудовольствие. 3. Во внеклассной работе (широкое использование досугового воспитательного пространства), особенности возраста проявляются острее, продуктивнее. 4. Большое воспитательное значение имеет эстетизация труда ребенка.

    Развитие художественного вкуса предполагает и развитие «чувства внешности» . Причем оно выходит за рамки только стилистики одежды, прически, а распространяется на окружающий ребенка « социальный ландшафт » (А. А. Реан). В процессе эстетического воспитания осуществляется формирование эстетической культуры личности.

    Экологическое воспитание «целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности»

    Возможности формирования экологической культуры заложены во все учебные предметы естественного, гуманитарного, общественного и эстетического циклов.

    Компоненты экологической культуры: (Сим. с. 11) экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение.

    Общественно-полезный труд природоохранительного характера: насаждение защитных полос; работа в лесопитомниках, садах, охотничьих хозяйствах, зверосовхозах и на зверофермах; санитарная охрана среды; уголки природы в школах; экологическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

    Показатели экологической деятельности: понимание современных экологических проблем; развитое чувство любви к природе; осознание ответственности за сохранение природы; умение видеть, ценить и сохранять красоту; активная природоохранительная деятельность.

    Физическое воспитание — «система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании» Частью физического воспитания является курс ОБЖ – обеспечение безопасной жизнедеятельности.

    ОБЖ и формирование здорового образа жизни — процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсикологического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетичского отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам, поведению в экстримальных ситуациях и в быту, в природе, на воде, в воздухе и т. п

    Система физического воспитания Основная задача – «содействие совершенствованию организма, правильному физическому развитию ребенка, закреплению устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, закаливанию организма» Л. И. Петрова

    Задачи: развитие двигательных качеств, умений и навыков, закаливание, координация осанки; формирование ответственного отношения к своему здоровью, развитие потребности в укреплении своего здоровья и эмоционально-ценностного отношения к нему; повышение физической и умственной работоспособности; формирование потребности в здоровом образе жизни;

    воспитание потребности в постоянном физическом самосовершенствовании, занятиях физической культурой и спортом; формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, об основах гигиены, о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности; развитие волевых и спортивно-физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).

    Средства: гимнастика Игры туризм природные силы (солнце, воздух, вода) гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда) санитарные нормы в устройстве и содержании помещений.

    Формы: уроки физической культуры физкультурные минутки на уроках. . . факультативные занятия внеклассная спортивно-массовая работа: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и физкультурные упражнения на переменах и в режиме продлённого дня, медицинско-оздоровительные процедуры; занятия в системе дополнительного образования (ДЮСШ, детские стадионы, спортивные клубы, команды по месту жительства и др.); занятия в спец. оздоровительных центрах.

    Этому способствуют « здоровьесберегающие » технологии воспитания. Таким образом, формы организации физического воспитания многообразны и зависят от условий семейного и школьного воспитательного пространства. Все формы могут дать хорошие результаты лишь при условии учета учителем начальных классов специфики физического развития младшего школьника.

    Патриотическое воспитание К. Д. Ушинский — формирование патриотов важнейшая задача воспитания: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семенными и родовыми наклонностями»

    Слово «патриотизм» произошло от греческого patris (отечество). « Патриот — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» В. И. Даль В основе данных толкований прослеживается главное — отношение человека к Родине. Оно включает в себя сознание человека, его потребностно-мотивационную сферу, развитость чувств и сформированность патриотического поведения.

    Патриотизм — нравственное качество. Его понимание идет по пути понимания структуры нравственных убеждений. Патриот — это Гражданин своей страны. Воспитание патриотизма у младшего школьника связано, прежде всего, с воспитание любви к «малой Родине » (В. А. Сухомлинский).

    «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь» Л. М. Леонов Существенная роль в воспитании гражданина отводится начальной школе. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» В. А. Сухомлинский

    Гражданственность — « нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов своей страны» .

    Гражданское воспитание «процесс формирования уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских чувств и качеств: патриотизма, национальной и расовой терпимости, готовности защищать своё отечество, отстаивать свои убеждения» .

    Гражданские качества как «эталон» гражданина (И. П. Подласый) выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями; уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну);

    чувство национальной гордости и патриотизма; ответственность за судьбу страны; общественную дисциплину и культуру совместного проживания; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественную активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе;

    уважение прав и свобод других людей; активную жизненную позицию; правосознание и гражданскую ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран.

    Таким образом, только воспитатель, наделенный психолого-педагогическими знаниями и профессиональными умениями, в силах представить перед младшими школьниками национальные, патриотические идеи в лучшем свете, включая ребенка в деятельность патриотического характера (система мероприятий по формированию патриотических позиций гражданина своей страны).

    Интернациональное воспитание — «целенаправленный воспитательный процесс, в ходе которого у школьников формируются знания об интернационализме, эмоциональное отношение к нему и волевая активность в реализации данного качества» . И. В. — органическая часть нравственного воспитания. У младшего школьника в ходе подготовки и проведения мероприятий развивается эмоциональное отношение к культуре других народов, а деятельность завершает процесс убеждений в равности и ценности наций и национальных культур.

    Направления и. в. (М. И. Рожков и Л. В. Байбородова) воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистического типа отношений между людьми; формирование представлений о ценностно-смысловом равенстве людей как членов единого человеческого общества;

    обучение сотрудничеству и диалогу на уровне взаимодействия отдельных людей, носителей различных взглядов и концепций, различных национальных групп, различных культур; воспитание уважения к правам и свободам других людей, осознание и реализация своих прав и обязанностей как гражданина земли и своей страны, внутреннее неприятие любых форм насилия и неуважения к человеку.

    Т. О. интернациональное воспитание необходимо не только для формирования толерантного отношения к людям других национальностей, но и активности ребенка в освоении «пространств» межнациональных отношений, что усиливает его позиции к субъекта воспитания. Реализация содержания в значительной степени завис от того, какими методами будет пользоваться воспитателью

    9 Ушастый герой сказки Э. Успенского Чебурашка

    19 Как звали мальчика, которого искала Герда? Кай

    20 Кто съел людоеда в сказке Ш. Перро? Кот в сапогах

    Семейное воспитание

    Подготовила преподаватель иностранного языка

    ОП «Колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»

    Филимонова

    Лилия Владимировна


    Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей самосохранения(продолжении рода) и самоутверждения! (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет а как чувства, ощущения, где ждут, любят понимают, защищают.


    Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.


    • Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю
    • Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

    Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.


    Семейное воспитание - сложная система. На него влияет наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи(место дома), отношение к ребенку.

    Семья является традиционно главным институтом воспитания.


    Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания.

    Положительное воздействие на личность ребенка в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. Семья обеспечивает преемственность межу прошлым, настоящим, и будущим.

    Отрицательный фактор - никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.


    • создать максимальные условия для роста и развития ребенка
    • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка
    • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим

    • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
    • привитие навыков духовно-здорового образа жизни
    • воспитать чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»

    • гуманность и милосердие к растущему человеку
    • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников
    • открытость и доверительность отношений с детьми
    • оптимистичность взаимоотношений в семье
    • последовательность в своих требованиях(не требовать невозможного)
    • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы


    Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

    Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной.


    • Контроль(попытка влиять на деятельность ребенка)
    • Требование (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на высоком социальном и эмоциональном уровне)
    • Общение (использование родителями убеждения для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснения его мнения и отношения)
    • Доброжелательность (выражается в том, на сколько родители заинтересованы в ребенке), теплоту, любовь, заботу и сострадание по отношению к нему

    • Личный пример
    • Обсуждение
    • Доверие
    • Показ
    • Любовь
    • Сопереживание
    • Возвышение личности
    • Контроль
    • Поручение
    • Похвала (поощрение)
    • Традиции
    • Сочувствия
    • Наказание

    Задачи родителей - развивать у своих детей (учащихся) здоровые духовные потребности и интересы.


    • Проблемы, связанные с целями и содержанием образовательно – воспитательной работы училища и семьи
    • Проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием
    • Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания

    • Наладить тесную связь училища с родителями
    • Активизировать работу родительского сектора по разъяснению законодательства Украины по вопросам образования
    • Добиваться влияния органов местного самоуправления на родителей, дети которых нарушают Устав училища
    • Анализировать состояние учебных достижений учащихся и выявить причины равнодушного отношения родителей к обучению и воспитанию собственных детей
    • Пропагандировать педагогические знания, которые обусловят повышение педагогической грамотности родителей
    • Помогать родителям в овладении системой умений, необходимых для организации деятельности учащегося дома
    • Внедрение форм работы с семьей, которые способствуют гуманизации взаимоотношений «педагоги-родители» . Родители и учителя должны стать партнерами активными соучастниками творческого процесса воспитания учащихся
    • Внедрение таких форм работы с семьей, которые способствуют большему взаимопониманию, уважению и сплоченности между родителями и их детьми


    • Посещение на дому
    • Приглашение в училище
    • Индивидуальные консультации педагога «разговор по душам»
    • Переписка(связь по телефону)

    • Родительский лекторий
    • Встречи за «круглым столом»
    • Тематические консультации
    • Психологические тренинги
    • (групповые) детские мероприятия
    • Родительские вечера

    • Классные родительские собрания
    • Обще училищные родительские собрания
    • Дни открытых дверей
    • Концерты
    • Выставки учебных работ
    • Творческие отчеты
    • Семейные конкурсы
    • Совместные праздники

    Ответственность родителей за развитие детей, их обязанности и права указаны в семейном кодексе Украины

    Осуществление родителями прав и исполнение своих обязанностей осуществляется на основе Закона Украины «Об образовании» (Статья 59, 60)


    Мудрые мысли о воспитании

    • Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков
    • (Свт. Иоанн Златоуст)

    (святитель Иннокентий митрополит Московский)


    • Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя

    (Л. Толстой)

    • Укрепляй семью, потому что она

    основа всякого государства

    (Император Александр ІІІ –

    сыну Николаю ІІ)


    (К. Ушинский)


    • Педагогика должна стать наукой для всех учителей, и для родителей

    (В. А. Сухомлинский)

    • Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… (А. Макаренко)

    Семья

    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение, трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно! Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

    Какая хорошая Ваша семья!


    • Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки- СЕМЬЯ