Праздник кузьминки приметы и пословицы. Народный праздник Кузьминки – День Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян – святые бессребреники

Наталья Шашкова
Сценарий фольклорного праздника «День святых Кузьмы и Демьяна»

Сценарий проведения фольклорно-обрядового праздника

День святых Кузьмы и Демьяна ”

для детей старшего и младшего школьного возраста.

Народный календарь :

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили : “Кузьминки – об осени поминки” . Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян , до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины : отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали :

Батюшка Кузьма – Демьян ,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы : набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Задачи :

Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия .

Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора , развивать творческое мышление.

Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей.

Предварительная работа :

Слушание русских народных песен.

Беседа на данную тему.

Рассматривание иллюстраций, изображающих народные праздники .

Разучивание песен и стихов, танцев.

Изготовление обрядовый кукол – оберегов.

Организация выставки народного творчества.

Оборудование : стол, лавки, кухонная утварь, прялка, чучело Кузьмы , самовар.

Костюмы : все участники и взрослые и дети одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты : деревянные ложки, трещотки, бубны, коробочка, рубель, ксилофон, дудки, хлопушки.

Действующие лица : Хозяйка, Хозяйка2, Дед Егор- взрослые, Петрушка и купец- дети.

Объявление в группе :

Встаньте рано поутру,

Чисто в доме приберите,

Животинку накормите

Не сердитесь, улыбнитесь

И спешите все на двор

На веселый разговор.

Праздник на селе у нас

Ку-ка-ре-ку, в добрый час.

Начало праздника «На Кузьму- Демьяна » в 10.0

Ход праздника:

Выходят две девочки.

1 девочка.: На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 девочка : При лучине кто сидел

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

1 девочка : А играли как! в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

2 девочка :Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Вместе.: Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

(убегают за дверь)

Под русскую народную песню («Калинка- малинка» в исполнении Н. Бабкиной) входят хозяйки.

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка2 : Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой , праздник радостный . По обычаю старинному Кузьминками называются . Кузьминки – по осени поминки .

Хозяйка : В честь святых Кузьмы и Демьяна , покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой.

Хозяйка2 : в народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками» .

Хозяйка : Ой, слышу, уже идут гости!

Хозяйка2 :Ото всех дверей,

Ото всех ворот

Приходи скорей,

Торопись, народ!

Под русскую народную музыку входят девочки.

Хозяйка : Здравствуйте, гости дорогие!

Проходите, будьте, как дома!

Девочки : Добрый день в вашу хату !

Хозяйка2 : Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)

1-я девочка : Не беспокойся, Хозяюшка. Мы и дома не лежим,

И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин : У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я девочка : Гости – люди подневольные,

Где посадят – там сидят.

Хозяйка : Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девочка : Тут и каша, и лепешки!

2-я девочка : И пироги, и яички!

3-я девочка : А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка : Да, Кузьминки – куриные именины .

4-я девочка : А где же ещё гостьюшки наши?

Хозйка2 : Скоро, скоро будут!

Хозяйка : А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном , ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки : (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян !

Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я девочка : Прялка не бог, а рубаху дает!

2-ядевочка : Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Девочкиисполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица, кокорица моя»

3девочка : У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

4 девочка : тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!

(танец- игра «клубок» )

Раздается стук в дверь, заходят еще гости : мальчики, исполняют танцевальную сценку под р . н. п. «Барыня» .

Парни : Добрый день , молодки-лебедки!

Девчата : Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!

Поют частушки :

мальчики : Дуйте, дуйте ветры, буйные кружитесь,

по деревне мы идем- все посторонитесь!

Девочки : А вы кто такие чьи? Откуда появилися?

У нас нет таких девчонок, чтобы в вас влюбилися!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Заиграй-ка балалайка, начинай гуляние,

Пропоем мы вам частушки, для всего собрания!

Девочки : У меня на сарафане косолапы петехии,

я сама не косолапа- косолапы женихи!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мальчики : Запрягу я кошку в дрожки. а котенка в тарантас-

Повезу свою подружку, всем соседям на показ!

Девочки : Я сижу на бочке, румяные щечки-

Говорят, что навилась, а я такая родилась!

Мальчики : НУ! Девочки : ДА! Вместе : Вот такие кот дела!

Мал. 2 : Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Дев. 1 : у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!

Дев. 2 : Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.

Дев. 3 :Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!

Дев. 4 : Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем .

Мал.: дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!

(мальчики кланяются)

Мальчик : Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся , никто в этот день не работает .

Реб. 1 :Праздник этот ремесла ,

Домашнего очага,

Праздник не безделья –

Праздник рукоделья !

Реб. 2 :Как этот праздник наступает ,

Весь народ гулять идет.

Очень весело, с задором

Песни русские поет!

Дети исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяна” .

Поют : На Кузьму , Кузьму- Демьяна на Кузьму , Кузьму- Демьяна ,

На веселый праздник ,на веселый праздник .

Выпадала пороша, выпадала пороша,

Белая хороша, белая хороша.

Как по этой по пороше, как по этой по пороше.

Шел Ваня хороший, шел Ваня хороший.

Не путем, не дорогой, не путем не дорогой.

Чужим огородом, чужим огородом.

Он чужим огородом, он чужим огородом.

Катиной тропою, Катиной тропою.

(мальчик с девочкой танцуют, в конце песни все дети объединяются в пары, мальчики провожают девочек на стульчики, потом встают полукругом.)

Хозяйка : милые мальчики, сегодня и ваш праздник , ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.

Мал.: а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники , кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.

Хозяйка2 : они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.

2 мал.: а еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.

Хозяйка : ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!

3 мал.: хозяюшка! А вам работнички нужны?

Хозяйка2 : а что вы умеете делать?

Мальчики : а вот что!

(песня «Как у нас в мастерской» )

поют : посмотрите, как у нас- то в мастерской,

там работнички трудятся день- деньской .

Как начнут они топориком рубить,

Молоточками по гвоздочкам колотить,

А пилами-то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

Время плотничкам работушку кончать,

И пойдут они вприсядочку плясать :

Ай, люли, ай, люли, люли, люли,

Ай, люли, ай, люли, люли, люли.

1 мальчик : а у меня папка- гончар, во как работает! (показывает)

2 мальчик : а у нас в кузнице не хуже!

(Разгорается спор- кто лучше работает : мы лучше работаем- нет, мы)

Хозяйка : эй, петухи! Сейчас подеретесь!

Мальчик : а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите какие инструменты музыкальные смастерили.

Хозяйка : а мы на них сейчас и сыграть сможем!

Мальчик : Вот ложки хохломские,

бубны, трещотки озорные,

Налетай, народ, музыка давно всех ждет!

(русская народная песня «Долговязый журавель» , дети подыгрывают на музыкальных инструментах)

Хозяйка :

Ноги, руки размяли, а про голову забыли?

Есть загадки у нас до того мудреные,

Кто загадки угадает, попадет в ученые.

Девочки :

1. Красная девица росла в темнице,

Люди в руки брали, косы отрывали.

2. Стоит Антошка на одной ножке.

3. Нашла я шар, разбила его,

Увидела золото и серебро.

4. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.

Хозяйка : Молодцы, ребята, все загадки разгадали!

Хозяйка : Кажется к нам еще гости идут!

(Появляется Петрушка)

Петрушка : Я Петрушка, -развеселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые.

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята!

Все : здравствуй Петрушка!

Хозяйка : А кто это к нам явился, такой важный и серьёзный?

(появляется Купец.)

Купец : Я купец- в торговых делах удалец.

Петрушка : А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец : Торговать.

Петрушка : Воровать?

Купец : да, не воровать, а торговать.

Петрушка : А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец : Ладно, пировать так пировать. А у тебя деньги есть ? Надо иметь двести рублей.

Петрушка : Пять гвоздей?

Купец : Да не гвоздей, а рублей.

Петрушка : да не гонял я голубей.

Купец : Да не смеши, Петрушка людей.

Петрушка : Просишь меня, побей? С удовольствием!

(Петрушка берет палку, купец убегает.)

Петрушка : Пей, купец, чай, головой не качай.

Над деньгами не трясись , а с Петрушкою делись.

Ой, что-то я устал. Потешьте меня, ребята. Спойте мне песню веселую.

(Под музыку выходят мальчики)

Мальчик1 : Мы, Мальчишки удальцы, озорные сорванцы,

Приглашаем танцевать, просим нам не отказать.

Мальчик2 : Эй, девчонки –хохотушки и ребята-молодцы,

Выходите, не стесняйтесь, семечками угощайтесь!

(песня «Семечки» )

Хозяйка 2 : А теперь, мальчики поиграйте с нашими девочками. Делу время- потехе час!

Хозяйка : А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики : а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек и отдают девочкам.)

Девочки : ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!

(игра «Плетень» )

Хозяйка : Ох, и развеселый вы народ!

Хозяйка : Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.

Баранки, да сушки, сладкие пампушки.

(хозяйка вешает сушки и баранки на ведущих)

Хозяйка2 : а ну, народ, расходись – кто любит сушки сюда, а кто баранки сюда.

Все : Собирайся, народ, в хоровод, в хоровод.

Кто работы не боялся, тот и пляшет и поет.

(дети встают в два хоровода, ведущие в середине)

(проводиться игра «Бей качи, качи, качи.» )

Поют : бей, качи, качи, качи, глянь баранки,калачи,

глянь баранки, калачи- с пылу, с жару из печи.

С пылу,жару из печи- все румяны горячи,

Прилетели тут грачи- похватали калачи-

Нам оставили бараночки.

(в конце дети садятся, закрывают глаза, ведущие встают на другое место, как музыка заканчиваются дети должны построить круг вокруг своего ведущего игра повторяется 3 раза, на 3 раз ведущие встают рядом, берутся за руки. дети делают один круг)

1-й реб.: в хороводе были мы,

кого надо видели!

2-й реб.: девицу- красавицу,

доброго молодца!

(перестраиваются в полукруг, выходят мальчик и девочка.)

Девочки.: во дворе калиточка поскрипывает.

Ко мне маленький идет, посвистывает!

Мальчик : мимо милкиных окошек

Втихомолку не пройду,

Либо стукну, либо брякну,

Либо песенку спою!

(русская народная песня «Шел со службы казак молодой.» )

Хозяйка : Ух, как здорово у вас получается. Хорошо играете, хорошо поете, а как пляшите?

Хозяйка 2 : вот платочки шелковые, алые, голубые, лиловые - подбегайте, выбирайте.

(девочки берут платки)

Девочка : кто с платочком пляшет, да на балалайке играет, тому скучно не бывает!

Девочка 2 : Я сшила шаль с каймой,

Бархатистый,расписной!

Девочка 3.: За такую шаль- золота не жаль!

Девочка4 : А на моем платочке- мелкие цветочки!

Девочка 5 : А вот полушалок- прекрасный подарок!

(Дети исполняют танец с платками.)

(раздается стук в дверь, заходит дед Егор)

Дед :не мало ли вас? Не надобно ль нас?

Все : надо! Надо! заходи, дед Егор!

Дед : Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.

Хозяйка : а чой-то ты так нарядился?

Хозяйка2 : да ты погляди, какой красивый!

Хозяйка : наряди пень, и он красив будет! (шутят, смеются)

Дед : ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли- а ведь сегодня его праздник ! (выносят чучело Кузьки ) давайте его повеличаем.

(все встают вокруг чучела в круг, Дед Егор держит чучело.)

Все поют : Милый наш Кузюшка!

Мы тебя славим, мы тебя славим,

В хоровод поставим. Мы тебя встречаем, тебя величаем! (чучело падает)

Распрощаемся с тобой, ты иди на покой!

Дед : Ох, упал родимый. Знать конец осени!

Хозяйка : пришли Кузьма и Демьян , потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили.

Хозяйка2 : ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!

Все : (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!

(Дед уносит чучело Кузьмы .)

Хозяйка : а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!

Хозяйка2 : ой, да это Кострома!

(игра «Кострома» )

Поют

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : кудельку пряду!

Все : ну, прядите, прядите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : попрела, попрела и вязать собралась!

Все : ну, вяжите, вяжите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : повязала, повязала, да ткать собралась!

Все : ну, работайте, работайте, Бог в помощь.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да вот поработала, да спать собралась!

Все : ну, спите, спите.

Поют : Кострома, Кострома, государыня моя, у Костромушки кисель с молоком, у Костромушки блины с творогом.

Все : здорово, Кострома!

Кострома : здоровенько!

Все : а че это вы делаете?

Кострома : да, сплю я, сплю!

Все : а почему разговариваете?

Кострома : да по привычке. А сейчас как встану, да догоню вас.

(дети убегают на стульчики) .

Хозяюшка : Звонко музыка играй,

всех на танец приглашай!

Реб.: Разойдись, народ,

Меня пляска берет.

Пойду попляшу,

Себя людям покажу!

(танец «Варенька» )

Хозяйка : Люди добрые, люди честные.

Праздник в избе , с угощениями, играми, плясками.

Пришли Кузьминки – оберег принесли :

для души, для дома, для здоровья, для счастья,

чтобы поросятки- писклятки водились, горшки не бились.

Хозяйка2 : Ребятки старались сами мастерили- куклы обережные. Вы их берите, гости дорогие, да храните, они вам много радости принесут.

(Звучит музыка в исполнении казачьего народного хора «Матушка Россия» . Дети дарят гостям куклы- обереги, потом встают в полукруг, держась за руки, кланяются гостям- мальчики, потом девочки, потом хозяйки.)

Хозяйка : за такое веселье- наше вам почтенье!

Хозяйка2 : и ждет вас вкусное угощенье!

Хозяйка : всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха и веселья!

Хозяйка2 : просим садиться столы дубовые, да отведать курника именинного!

(гости с детьми проходят к столам, угощаются курником, да запивают кваском или компотом.)

Кузьма-Демьян - рукомесленники, курятники. Кузьминки. Встреча зимы. Первые морозы.
По народному календарю . Святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага.
«Курятники». Кузьма и Демьян известны в народе под именами «курятников» и «кашников», потому что я день, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать».
Еще весной старая бабка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени! »
Неизвестно, каким образом Кузьма и Демьян, известные, по церковным преданиям, как врачи-бессребреники, превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников». Но в некоторых местах народ придумал этому даже легендарное объяснение. Так, в Вологодской губернии рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условие, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Там возник даже своеобразный обычай: на домолотках крестьяне обязательно варили кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное. Домолачивая последний овин, они говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
В Курской губернии крестьяне забивали трех куриц и ели их утром, в обед и вечером, чтобы птица водилась. Трапеза в здешних местах сопровождалась всегда специальной молитвой: « Кузьма-Демь-ян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За едой нельзя было ломать птице кости, а то якобы цыплята будут уродливыми.
В Тамбовской губернии хозяйки были твердо убеждены, что если в день Кузьмы и Демьяна зарезать двух петухов или петуха и курицу и, съев их, провертеть на их кобылках дыры, а затем бросить в курятник, то на следующий год обязательно все куры будут с дырявыми кобылками.
Покровители семейного очага. Кузьма и Демьян в то же время известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки: они готовили для семьи кушанья и угощали всех, причем в качестве почетного угощения подавали куриную лапшу, поэтому праздник был известен в народе под названием кочетятника.
Девушки зазывали святых: Матушка Кузьма-Демыш, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! КузьмаДемыш по селам ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!
Девушки мечтали в это утро о женихах, просили с крыльца: «Кузьма-Демьян, идите жить к нам!»
«Полно девкой чужое пиво варить, пора свое затевать», - говорили, имея в виду девушек на выданье.
В Пензенской губернии кузьминки сопровождались особым обычаем - «похоронами» Кузьмы-Демьяна. В «жировой» избе девушки готовили чучело, то есть набивали соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывали к нему голову; затем надевали на чучело «ча-пан», опоясывали кушаком, клали на носилки и несли в лес, за село, где чучело раздевали и на соломе устраивалась веселая пляска.
Покровители ремесел . Кузьма и Демьян называются еще руко-месленниками и считаются покровителями ремесел, и главным образом женских рукоделий. Это объясняется тем, что с этого дня женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу: «Батюшка Кузьма-Демьян, - говорили они, садясь за прялку, - сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше.
Праздничный стол . Справляя курячьи именины, варили пиво, пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом, чтобы оградить тем самым себя от недомоганий.
Вечер этого дня деревенская молодежь проводила в веселье: девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь из съестного в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и прочее. Нередко обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки вместе готовили пиршество, обязательным блюдом которого была каша.
К столу приглашались парни. Такие пирушки, называемые кузьминками, продолжались до рассвета, причем парни обычно успевали вторично проголодаться и отправлялись воровать соседских кур, которых девушки жарили им в «жировой» избе. Молчали, конечно, сколько и у кого украли кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и если бранились, то только для порядка.
Приметы . Если Кузьма-Демьян закует, то раскует. Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет. Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правит.
Снежный день обещает будущей весне большой разлив. Если на. Кузьму-Демьяна лист остается на дереве, то и на другой год будет мороз.
С этого дня бьют кур на продажу. Кузьма и Демьян считаются в народе покровителями ремесел, особенно кузнечного искусства и женского рукоделия.

Народно-христианский праздник Кузьминки осенние традиционно отмечается 14 ноября. Православная церковь в этот день почитает память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских, а также их матери преподобной Феодотии. В народе праздник еще называют Кузьма и Демьян, Встреча зимы, Праздник девичества, или Куриная смерть.

Косма и Дамиан (в народе Кузьма и Демьян) были родными братьями. Мать воспитывала их как истинных христиан, поэтому в своем городе они также проповедовали веру. В юношеском возрасте братьев отдали на обучение к врачевателю, после чего они начали исцелять людей от смертельных болезней. Люди удивлялись увиденным чудесам, тем более что плату за свои услуги целители не брали.

Однажды от смертельного недуга братьям удалось исцелить одну женщину. В знак благодарности, она попросила Кузьму принять у нее 3 яйца, во имя Господа. Он не смог ей отказать и принял подарок, чем очень огорчил брата. Демьян сказал, что тот нарушил данный ими обет и запретил их хоронить рядом.

После смерти братьев христиане долго думали об исполнении завещания, но внезапно в толпе появился верблюд, которого целители однажды спасли. Он заговорил человеческим голосом и велел похоронить братьев вместе, так как дары были приняты Кузьмой не из корыстных побуждений.

Традиции и поверья праздника Кузьминки осенние

Главной традицией праздника считалось проведение вечеринок, окончание свадебного сезона и прядение.

Так как святые Косма и Дамиан считались покровителями семейного очага и кузнецов, в этот день работа в кузне считалась тяжелым грехом. В народе считали, что святые и сами занимались кузнецким делом. На Кузьминки традиционно доигрывали последние свадьбы – ковали счастье молодым.

14 ноября прикармливали дворового – духа, который следил за домашним скотом. Если он был «плохим», проводился специальный обряд для его изгнания со двора.

Еще одной традицией этого дня было завершение молотьбы. 14 ноября из нового урожая готовили кашу, мужчины варили пиво и устраивали братчину с разными угощениями. Для проведения этого веселья выделялась отдельная изба, при этом продукты собирались всей деревней. Хозяйкой дома в этот день становилась девушка на выданье, которая готовила еду и всех ею угощала. Традиционно на Кузьминки ели вкрутую сваренное яйцо, ведь считалось, что оно защищает от бесплодия. Вторым угощением дня была куриная лапша.

На Кузьминки также отмечались куриные именины. Богатые семьи отправляли своим бедным родственникам кур в виде подарка. Если крестьянские жены приносили кур боярыням, те дарили взамен ленты. Таких кур держали в почете, не убивали и вкусно кормили, а их яйца считали лечебными.

Приметы праздника Кузьминки осенние

Издавна сохранилось множество примет, связанных с праздником Кузьмы и Демьяна:

  • теплая погода в этот день предсказывает мягкую зиму;
  • Кузьминки знаменуют приход зимы;
  • батюшка Кузьма-Демьян – куриные Бог;
  • Кузьма и Демьян «куют» счастье молодым;
  • если петух стоит на одной ноге – быть морозу;
  • к вечеру мороз становится слабее – на следующий день стоит готовиться к пасмурной погоде.

14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвященный памяти святых бессребреников Косьмы и Дамиана , известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место.

Святые Косьма и Дамиан в воображении русской деревни слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна», и на него были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги для нужд русского крестьянина, в поте лица добывающего свой хлеб, вступает в борьбу с «великим змеем» (дьяволом). Трудился кузнец Божий в своей кузнице, гласит сказание, и заслышал он – летит змей. Заперся он, но не спасут от великого змея никакие засовы. Подлетел змей, опустился на землю и стал человеческим голосом просить отворить двери. Не отомкнул засовы кузнец, и стал тогда змей лизать своим языком двери железные. Но как только пролизал змей дверь, ухватил его Кузьма-Демьян за язык железными клещами. Взмолился змей кузнецу, отпустить просит, да не тут-то было! Запряг его кузнец в только что выкованный плуг и поехал по степям, по пустошам – пропахал на змее всю землю от моря и до моря. Умаялся лукавый, взмолился он ко святому, просит воды испить из Днепра-реки. Не внял кузнец мольбам, знай погоняет цепью железной, и только у Черного моря подпустил Кузьма-Демьян змея к воде, припало к ней чудовище, пило-пило, полморя выпило, а напившись – лопнуло. А борозды, проведенные плугом Божьего кузнеца, пахавшего на нечистой силе, и до сих пор виднеются по Приднепровью и окрестный народ называет их «валами змеиными».

Древнеязыческий Перун также представлялся воображению наших предков побеждающим крылатых огненных змеев, запрягающим их в плуг и бороздящим небесные поля до самой земли. Он или убивал их своей молниеносной палицей, или они сами опивались морской воды и, лопнув, проливали ее на землю, являясь олицетворением зимних туч, разорванных первым весенним дождем. В другом сказании Кузьма-Демьян убивает наповал своим богатырским молотом змею, «всем змеям мать», разевавшую пасть от земли до неба. Это сказание прямо вытекает из предания о Перуне-громовержце, рассекающим своим молотом (молнией) грозовую тучу. Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только кует плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружен особым почетом в народной памяти.

По народным погодным наблюдениям, со дня святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит». На подмогу Кузьме-Демьяну прилетают с гор морозы.

«Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п. Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах. Эти слыли в народной молве пьяницами: «Портной – вор, сапожник – буян, кузнец – пьяница горький!» – и прибавляли: «Умудряет Бог слепца, а черт – кузнеца!», «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Захотел от кузнеца угольев: либо пропил, либо самому надо!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды кует, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: Там шел Кузьма-Демьян
На честной пир, на свадебку:
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович!
Да ты скуй ли ка нам свадебку,
Ту ли свадебку – неразрывную,
Не на день ты скуй, не на неделюшку,
Не на май-месяц, ни на три года,
А на веки вековечные,
На всю на жизнь нерасстанную!

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.

В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай. В старину было принято приносить 14 ноября кур на боярский двор. С челобитьем приносили их крестьянки своей боярыне – «на красное житье». Боярыня отдаривала их лентами – «на убрусник». этих челобитных кур считалось за грех убивать: они отдавались под особое покровительство чествовавшихся в этот день святых. Даже яйца, которые они несли, считались более здоровыми для пищи, чем другие – от простых, не «челобитных», кур.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия . Объяснялось это тем, что с дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка
Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

Кузьминки. Кузьма и Демьян. Кузьминки - осени поминки, встреча зимы. По народному календарю осени отводится время от второго Спаса до Кузьминок. На Кузьминки доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодым. Святые Косьма и Дамиан считались как мастера и покровители семейного очага, кузнецов, а потому большим грехом было работать в этот день в кузнях.
С Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями всех рукоделий, женщины садились за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просили помочь им не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Батюшка Кузьма - Демьян! Сравняй меня, позднюю, с ранними.
Кузьминки были еще и девичьим праздником. В этот день девушки собирались вместе и готовили стол, а вечером приглашали в гости холостых парней. Обязательным блюдом была каша. Кузьминки продолжались «до света», а потом парни, расправившись с угощением, отправлялись воровать чужих кур.
Время забоя кур. Обычно курицу в крестьянском дворе держали два года. За этот срок она сносила почти 400 яиц – две трети своей продуктивности, назначенной ей природой на всю ее короткую, в среднем шестилетнюю жизнь. Поэтому каждую осень хозяйки старались пополнить курятник «молодками», а «перестарки» отправлялись на стол.
Начало зимы, первые морозы, Козьма - Демьян с мостом, Никола (19 декабря) с гвоздем. Если Кузьма - Демьян закуют реку, то Михайло (21 ноября) её раскуёт. Холод на Кузьму - Демьяна - тепло на Михаила. Кузьмы - Демьяна путь – не путь, а зимы перепутье. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Если лист остается на дереве, то на другой год будет мор.

День Кузьмы и Демьяна. Не заковать зиме речку до сегодняшнего дня.
Обычно в этот день бывают умеренные морозы.
К вечеру мороз ослабевает - к пасмурной погоде на следующий день.
Петух стоит на одной ноге - к морозу.

Другие народые приметы ноября.

Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели.
Комары в ноябре - быть мягкой зиме.
Многие утки остаются на зимовку, если зима ожидается теплой.
В ноябре снега надует - хлеба прибудет.
Если снег ляжет на сыру землю и не расстает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.
Если выпадет снег на мёрзлую землю, тогда, наверное, можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба.
Коли лёд на реке становится грудами - будут хлеба груды.

Русские народные приметы и суеверия.

Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.
Гавкни, гавкни, собачка, где мой суженый (гадают девки о святках, стуча ложкою в ворота).
Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Кукушка кукует на сухом дереве, - к морозу.
На небе стукнет - на земле слышно.
Недобрый глаз поглядел на нас (не гляди на нас).