Права и обязанности патронатной семьи. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм. Патронат и приемная семья: отличия

Термин "патронат" ("патронаж") происходит от латинского слова "patronatus", что означает "покровительство" . В российском законодательстве досоветского периода воспитание детей-сирот в семьях изначально именовалось "патронажем". Как отмечает А. М. Нечаева, в России XIX в. существовали патронат и патронаж. Под патронатом имелись в виду, в частности, меры помощи опустившимся гражданам (лицам, освобожденным из мест заключения, малолетним преступникам и др.) для "обеспечения им перехода к честной трудовой жизни". Патронаж, уходя корнями во времена правления Екатерины II, связывался "с передачей воспитанника в семью для вскармливания". Передача несовершеннолетних в семью осуществлялась на договорных и возмездных условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими их на воспитание. Обычно брали детей в семью "беднейшие жители", и патронаж становился для них "промыслом" .

В течение первого десятилетия советского периода развития семейного законодательства рассматриваемая форма устройства детей не применялась, но в последующем она вновь появилась , просуществовав на протяжении нескольких десятилетий под названием "патронат" , который осуществлялся на прежних, характерных для патронажа, принципах: возмездности, договорности и срочности. Затем в ходе правовых реформ 1960-х гг. патронат снова не нашел законодательной поддержки в РСФСР и большинстве других республик СССР .

С принятием ГК РФ термином "патронаж" стала обозначаться юридическая форма социальной поддержки дееспособных совершеннолетних граждан в осуществлении принадлежащих им прав (ст. 41 ГК РФ), с СК РФ патронирование вернулось в семейное законодательство России, получив значение самостоятельной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и новое название "приемная семья".

Кроме того, СК РФ заложил правовую основу для развития патронирования на региональном уровне, так как в первоначальной редакции нормы абз. 2 п. 1 ст. 123 субъектам РФ предоставлялось право своими законами предусматривать иные, не установленные СК РФ, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым допускалось, что юридически самостоятельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут основываться не только на федеральном законе, но и на законах субъектов РФ. Предоставленным СК РФ правом воспользовались практически половина субъектов РФ – в них появилась, стала развиваться и юридически оформляться еще одна, региональная форма патронирования, получившая в законах субъектов РФ наименование "патронат" ("патронатное воспитание", "патронатная семья"). Наиболее интенсивно региональная нормативная база патронирования формировалась после 2003 г. Во многие из принятых ранее законов неоднократно вносились изменения и дополнения, особенно в 2007–2008 гг., что было обусловлено происходившим реформированием системы органов опеки и попечительства .

Во многих субъектах РФ были приняты специальные законы, в наименование которых были вынесен слова "патронат", либо "патронатное воспитание" , либо словосочетания "патронатная форма воспитания" (Краснодарский край), "патронатная форма устройства" (Иркутская область). По большей части патронату придавалось значение самостоятельной формы устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, но нс исключалось отношение к нему как к субсидиарной форме устройства, применяемой при невозможности использования прямо предусмотренных СК форм (усыновления, опеки, попечительства, приемной семьи) (Рязанская, Калининградская области).

В большинстве субъектов РФ патронатное воспитание рассматривалось как форма временного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками соответствующих учреждений, в семьи патронатных воспитателей на основании договора. В зависимости от региона оно могло законодательно отождествляться с патронатом либо считаться разновидностью патроната . В правовых отношениях, связанных с патронатным воспитанием, участвовали органы опеки и попечительства, патронатные воспитатели, учреждения по патронату, сами несовершеннолетние дети, передаваемые в семьи. Правовой основой для передачи ребенка в семью являлся договор о патронатном воспитании, а важнейшим его условием – разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между сторонами соглашения. В большинстве субъектов РФ договор о патронатном воспитании носил трехсторонний характер, связывая учреждение по патронату, орган опеки и попечительства и патронатного воспитателя. В ряде регионов договор был двусторонним и заключался между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем либо между учреждением, предоставляющим патронат, и патронатным воспитателем. Оформление передачи ребенка в семью нередко не исчерпывалось заключением только соответствующего договора, дополнительно к нему требовались, например, решение органа опеки о передаче ребенка на патронат- ное воспитание (Иркутская область), приказ учреждения о передаче ребенка на патронатное воспитание (Краснодарский край). Могли дополнительно заключаться трудовые соглашения (Курская область), соглашения об оказании возмездных услуг (Рязанская область), "трудовой договор о выполнении работы на дому" (ст. 3, 6 Закона "О патронатном воспитании в Волгоградской области"). Дополнительными условиями заключения договора могли быть, в частности, получение согласия супруга патронатного воспитателя (Архангельская, Оренбургская области), членов его семьи (Чувашская Республика). Срок нахождения ребенка на патронатном воспитании обычно определялся исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Количество детей, передаваемых в патронатную семью, варьировалось по регионам, но, как правило, не превышало трех детей (Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край, Рязанская, Псковская области и др.).

В действующей редакции абз. 1 п. 1 ст. 123 СК РФ допускается возможность введения на региональном уровне именно патронатной семьи, а не каких-либо иных региональных форм устройства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в патронатную семью "в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 123 СК РФ). Теперь термины "патронатная семья", "патронат", "патронатное воспитание", введенные в текст СК РФ и Закона об опеке, отождествляются, по крайней мере, в части их договорного оформления.

В соответствии с буквальным смыслом п. 1, 2 ст. 14 Закона об опеке установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатной воспитании).

Таким образом, имеются правовые основания считать, что всей полнотой полномочий по правовому регулированию патронатного воспитания субъекты РФ в настоящее время не обладают, на пего распространяется федеральное законодательство об опеке. Существующее регулирование патроната в субъектах РФ должно быть приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В региональных моделях патронатного воспитания ранее не был четко решен вопрос о семейно-правовом положении сторон в отношениях по патронатному воспитанию . Вследствие включения патронатного воспитания в сферу действия норм об опеке и попечительстве общественные отношения между воспитателем и ребенком, возникающие в патронатной семье, приобрели более четкие юридические очертания. Патронатный воспитатель должен назначаться в качестве опекуна (попечителя) передаваемого в его семью подопечного несовершеннолетнего. Требования к кандидатуре патронатного воспитателя, правовое положение подопечного и опекуна (попечителя) основываются на нормах СК РФ, ГК РФ, Закона об опеке. Поэтому исключается конструкция патронатного воспитания, для которой повсеместно была характерна двойственность правового положения ребенка, который, проживая в семье патронатного воспитателя, одновременно юридически продолжал оставаться воспитанником учреждения, а также воспитателя, который не считался его законным представителем. Отпала вынужденная необходимость разграничения полномочий, связанных с попечением ребенка, между учреждениями по патронату, которые реально способны обеспечивать опекунские функции лишь в отношении детей, пребывающих в них, и патронатными воспитателями, в семьях которых фактически находятся дети. Вместе с тем приобретение патронатными воспитателями правового статуса опекунов (попечителей) существенно меняет их статус, добавляя новые обязанности и влияя на мотивацию вступления в правовую связь с ребенком.

Отличительной особенностью деятельности патронатных воспитателей является ее возмездный характер. Выплаты, как правило, зависят от количества принятых на воспитание детей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Хотя на отношения между патронатным воспитателем и воспитанником распространяется федеральное законодательство об опеке, все же не исключается установление законами субъектов РФ более благоприятных для ребенка положений или дополнительных гарантий осуществления и защиты их прав . В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой и попечительством (а значит, переданные и в патронатную семью), имеют право на содержание со стороны общества, а не опекуна (попечителя). Порядок и размер денежных средств на их содержание, как и на содержание детей, переданных в приемные семьи, должны устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ. Региональным законодательством закладывается возможность осуществления дополнительных выплат, например за воспитание ребенка-инвалида, а также иной социальной поддержки семей: предоставление льгот, стимулирующих и компенсационных выплат.

В федеральных законах прямо не установлены особенности договора о патронатном воспитании (патронате, патронатной семье), но как разновидность договора об осуществлении опеки и попечительства он подпадает под действие правил ст. 14–16 Закона об опеке. Он должен быть двусторонним и заключаться между патронатным воспитателем и органом опеки в том же порядке, как и иные договоры об осуществлении опеки (попечительства). Условие о вознаграждении воспитателя объективно становится существенным условием договора о передаче ребенка в патронатную семью, вопросы его выплаты должны разрешаться в таком соглашении (п. 6 ст. 145 СК РФ, ст. 14, 16 Закона об опеке) по аналогии со ст. 153.1 СК РФ – в соответствии с законами субъектов РФ.

Наиболее близка к патронатному воспитанию по своей социальной сущности и юридическим особенностям такая разновидность возмездной опеки (попечительства), как приемная семья. В ст. 153.1 и 153.2 СК РФ содержатся положения о "договоре о приемной семье". Новеллой СК РФ является норма п. 2 ст. 152, допускающая применение к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг "постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений". Ввиду сходства правовой сущности приемной семьи и патронатного воспитания в указанной части на отношения, возникающие из договора о патронатной семье, по аналогии возможно распространение этой нормы. Кроме того, порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки или попечительства определяются на федеральном уровне – Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке) и соответствующие региональные нормы должны соответствовать установленным им положениям.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об опеке договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. Вместе с тем по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с требованиями Закона об опеке.

  • Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1992. С. 450. В русском языке помимо слова "патронат" используется слово "патронаж", хотя оба имеют общее происхождение и предполагают "покровительство", "наблюдение, содействие и руководство кого-либо, чего-либо" (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997). В правовой сфере отсутствуют четкие критерии использования терминов "патронат" и "патронаж".
  • Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 59–62; Она же. Семейное право: курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 310.
  • Фактически эта форма устройства детей стала возрождаться с принятием Постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" и от 05.04.1926 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду".
  • См.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.04.1936 "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся": постановление СНК СССР от 23.01.1942 № 75 "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".
  • В дополнение к патронатному воспитанию могли устанавливаться социальный патронат и (или) постинтернатный патронат. Социальный патронат предполагает оказание необходимой социальной помощи в воспитании и защите прав детей, проживающих в семьях своих родителей и нуждающихся в государственной защите (поддержке). Постинтернатный патронат заключается в оказании социальной помощи выпускникам соответствующих учреждений: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. В законах отдельных субъектов РФ мог быть иной взгляд на виды патроната. Так, в Чукотском АО помимо постинтернатного и социального патроната были установлены еще две разновидности патроната: "патронатная семья" (передача ребенка в семью патронатной) воспитателя, являющегося штатным работником соответствующего учреждения, на воспитание и содержание на срок свыше 30 дней) и "гостевая семья" (временное, до 30 дней, пребывание в семье воспитателя, не являющегося штатным сотрудником учреждения).
  • В законах субъектов РФ зачастую указывалось, что установление и осуществление патроната не влекут за собой возникновения между пагронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, а переданные в его семью дети сохраняют правовую связь с учреждением, воспитанниками которого они остаются. Патронатный воспитатель в отношении принимаемых в семью детей не считался их опекуном (попечителем), не имел прав законного представителя.
  • Патронатное воспитание детей по п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке, являясь договорной разновидностью опеки (попечительства), подпадает под действие этого Закона (ст. 1). Законом допускается, что "особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами" определяются СК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (п. 2 ст. 3), но СК РФ патронат не регулируется. Из п. 3 ст. 3 Закона вытекает, что, хотя применительно к несовершеннолетним отношения по установлению, осуществлению, прекращению опеки (попечительства) и могут регулироваться законами субъектов РФ "по вопросам, отнесенным к их ведению" Законом об опеке и "но вопросам, не урегулированным непосредственно" этим Законом, но нормы, которые "содержатся в законах субъектов РФ, не должны противоречить" Закону об опеке.
  • См.: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Патронатная семья - это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, которая предусматривает:

Пособие на содержание ребенка;

Наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.

Патронат может быть непрерывным и периодическим.

Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.

Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1-2 дней до 3 месяцев.

Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).

На патронатное воспитание в одну семью может передаваться от 1 до 3-х детей, но не более 4 детей.

Дети, состоящие между собой в родстве, как правило, передаются в одну патронатную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

· навещать ребенка в учреждении;

· принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;

· дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;

принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.


Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность патронатной семьи характеризуется:

1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей

или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж;

патронатные воспитатели проходят специальное обучение);

2. профессиональное сопровождение семей структурами,

заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или

учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими

консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое,

медицинское и др.) и контроль над их деятельностью.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).


Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Мотивы патронатных воспитателей образуют более широкий спектр, по сравнению с усыновителями, опекунами и попечителями, следствием чего является вовлечение большего числа социальных групп.

Возможные мотивы, предполагаемый социальный портрет патронатного воспитателя и плюсы и минусы этой социальной группы приведены в таблице.

Воспитание ребенка в семье – главное условие для его гармоничного и всестороннего развития, формирования правильной и достойной жизненной позиции, принятия положительных ценностей и качеств, устоявшихся в обществе. В зависимости от складывающихся в судьбе несовершеннолетнего обстоятельств он может воспитываться и проживать в кровной, приемной, патронатной семье или находиться под опекой (попечительством). Эти формы устройства детей (кроме кровной семьи) существуют, чтобы заменить детям родных родителей. С помощью семьи воспитателю необходимо создать ту атмосферу, где они могли бы реализовать свой потенциал, быть понятыми и услышанными, заложить прочный фундамент на будущее.

Понятие патронатной семьи

Перед тем как стать воспитанником патроната, малыш переносит обычно немало трудностей, связанных с утратой общения и детско-родительской связи с кровной матерью и отцом. Это происходит вследствие разных жизненных ситуаций:

  • их смерти;
  • лишения материнства и отцовства, ограничения их в правах;
  • нахождения в учреждениях пенитенциарной системы;
  • придания статуса недееспособных лиц через судебный орган;
  • признания отсутствующими без вести или умершими после длительного, безрезультатного розыска;
  • уклонения от выполнения своих обязанностей, самоустранения от воспитательной функции;
  • наличия серьезного заболевания, которое препятствует общению с ребенком.

Для этих случаев законом об опеке под номером 48 от 24 апреля 2008 года и семейным правом регламентировано, что дети помещаются в учреждение временного содержания для жизнеустройства. После чего специалисты по опеке занимаются вопросами устройства несовершеннолетнего в семью, преимущественно к родственникам (при установлении и попечительства над детьми). Если близкие родные отсутствуют или отказываются от приема ребенка к себе, его предлагается передать под опеку приемным родителям.

ВАЖНО! Согласно правилам центров помощи детям, они могут направляться в семейно-воспитательные группы, чтобы пройти адаптацию, привыкнуть к новым членам семьи. Если этот процесс проходит негативно и ребенок отказывается от проживания, его направляют в детский дом, где он содержится, пока не найдется новый законный представитель либо родители не восстановят свой статус.

Таким образом, в дело вступает еще одна форма жизнеустройства – патронатная семья. Она работает по договору, заключенному с домом ребенка. Когда он поступает на полное государственное обеспечение в это учреждение, специалисты стараются найти для него подходящую семью, которой может стать патронатная. Для получения такого статуса кандидат должен удовлетворять всем требованиям законодательства, на высоком качественном уровне выполнять свои обязанности, за что он вправе получать и выплаты.

Преимущества такого воспитания

Жизнь и воспитание несовершеннолетнего по технологии работы в семейной группе такого типа имеет свои преимущества по сравнению с проживанием ребенка в интернате или детском доме:

  • ребенок в семье принимает правильную модель поведения как члена общества, брата, сестры, друга, подруги, отца или матери в будущем, усваивает важные для него социальные роли, которые он будет реализовывать в дальнейшем;
  • он легче адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни, привыкает к общению с людьми, учится находить общий язык;
  • имеет больше возможностей организовать досуг, найти увлечения, в чем помогает его наставник;
  • с учетом того, что в такой семье находится меньше детей, чем в детском доме, каждый ребенок может получить достаточно внимания, заботы, тепла, что ему необходимо для гармоничного развития;
  • происходит привитие нужных навыков, таких как уборка, стирка вещей, приготовление пищи, что исключается в государственных учреждениях.

То есть, при воспитании ребенка таким способом родитель преследует цель введения его в социум, передачи основных навыков и умений, формирование мышления, ориентированного на получение профессии и обеспечения себя в будущем самостоятельно.

Кто может стать патронатным воспитателем

Специалисты, воспитывающие детей с применением патронатного способа, относятся к социальной службе, соответствуют предъявляемым законодательством требованиям и, так как они осуществляют свою деятельность на основании договора, получают заработную плату. Каждый специалист, практикующий патронатный метод, имеет свои права и обязательства, проходит процедуру оформления документов, подписания договора.

Права и обязанности воспитателя

Для полноценного функционирования семейной жизни человек, осуществляющий контроль за переданными ему детьми, принимает на себя следующие обязательства:

  • осуществлять уход за своим подопечным и принять его в семью без ущерба для других ее членов;
  • информировать дом ребенка о любых изменениях в жизни ребенка;
  • разрабатывать и исполнять пункты индивидуального плана работы с несовершеннолетним;
  • взаимодействовать с социальным окружением и родственниками доверенного малыша;
  • учитывать мнение несовершеннолетнего при принятии решений, касающихся его жизни;
  • защищать права ребенка в суде и его интересы в других ведомствах и социальных учреждениях.

К правам этих граждан относят:

  • организовывать условия проживания, быта, распорядка и режима дня для своих подопечных;
  • исполнять функции по правозащитным вопросам в отношении детей;
  • оформлять документы на усыновление или удочерение несовершеннолетнего;
  • повышать квалификацию, проходить переобучение и аттестацию.

Эти мероприятия отражают основные направления деятельности при устройстве в патронатную семью, что обеспечивает удовлетворение потребностей подопечного.

Порядок оформления

Механизм оформления статуса семьи предполагает несколько этапов:

  1. Сбор документов для подтверждения возможности и отсутствия препятствий для осуществления воспитательных мер относительно доверенного ребенка с указанием официального дохода и осмотром условий проживания.
  2. Сдача сведений специалистам государственного учреждения, которое уполномочено решать вопросы о передаче детей.
  3. Рассмотрение органом ходатайства о выдаче заключения.
  4. При положительном исходе гражданин в качестве кандидата вправе познакомиться с несовершеннолетним, и если имеется обоюдное согласие, принять к себе.
  5. Оформление необходимой документации, связанной с передачей ребенка, и составление договора.

На протяжении периода нахождения его в семье происходит постоянное взаимодействие между представителями детского дома, лицами, воспитывающими детей и органами опеки.

Составление договора

Граждане, выполняющие подобные функции, работают на возмездной основе на основании составленного трехстороннего договора. В качестве участников выступают государственное учреждение, и лицо, взявшее приемных детей. Форма этого документа утверждается в каждом субъекте на региональном уровне согласно принятым стандартам.

В нем описываются следующие моменты:

  • информация о сторонах: для организаций указывается наименование, контактные сведения, а для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные;
  • объект соглашения (сведения о детях);
  • обязательства и права участников;
  • гарантии социального характера (выплаты и установление льгот);
  • зона ответственности каждой стороны;
  • срок действия документа;
  • правовые последствия прекращения соглашения;
  • заключительные положения.

Документ составляется в 3 экземплярах, содержит подписи участников, хранится у каждой из сторон.

ВАЖНО! Его заключение актуально только для детей, имеющих статус сирот, т.е. оставшихся без родителей. При временной опеке (по их согласию) договорные отношения исключены.

Выплаты и льготы для патронатных семей

Для поддержки и помощи патронатным семьям государством предусмотрены льготные условия и оформление выплат. В их перечень входят:

  • начисление денежных средств, предназначенных на содержание статусного ребенка в размере прожиточного минимума в регионе;
  • перевод ежемесячных сумм на проезд, если несовершеннолетнему исполнилось 7 лет (устанавливается субъектом);
  • возможность воспользоваться деньгами 1 раз в 5 лет и приобрести мебель для несовершеннолетнего;
  • вознаграждение ежемесячно за выполнение вверенных функций;
  • пособие единовременного характера при приеме в семью ребенка – 16 тысяч 350 рублей.

Дополнительные льготы у этой категории появляются, если они являются многодетными, что дает возможность получения земельного участка, других видов выплат.

Круг лиц, кто может стать патронатным воспитателем, устанавливается в законах субъектов РФ. Стандартный перечень требований включает в себя следующее.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:

Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

Лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

Лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также надлежащего жилого помещения;

Лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

В законах устанавливается порядок прохождения медицинского освидетельствования, аналогичный установленному для опекунов и усыновителей (см.О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями)

На практике основную роль играет обследование семьи и подготовка, проводимая службой по устройству детей на воспитание в семью и их результаты.

В современной России у большинства граждан нет жилья, отвечающего всем требованиям. Поэтому, если обследование семьи показало, что семья обладает всеми необходимыми компетенциями и может реально помочь ребенку, то следует определить, есть ли возможность организовать в имеющемся жилом помещении отдельное место для проживания, занятий и игр для ребенка, а не следовать требованиям простого соответствия санитарным нормам на жилье.

Специалистами служб по устройству детей на патронат ряда регионов была проведена оценка различных факторов риска при помещении детей в семью (не обязательно на патронатное воспитание). См. : Оценка критериев успешности и факторов риска .

Заметим, что подобные факторы и критерии действуют и при устройстве ребенка на прочие формы устройства. Однако отсутствие профессиональной работы с заявителями и служб по устройству детей, и административно- формальный подход к делу в центрах усыновления и органах опеки не позволяет работать с заявителями на столь глубоком уровне, как это делается при наличии службы по устройству детей на патронатное воспитание.

Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Сроки подготовки не должны формально фиксироваться. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.

ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПАТРОНАТНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ: ЕСЛИ:

  • Вам нравиться профессионально воспитывать детей,
  • У Вас есть нерастраченные силы и потребность любить,
  • У Вас есть место в сердце и доме.

ПРИХОДИТЕ в службу патронатного воспитания:

  • если у Вас большая семья;
  • или Вы одиноки;
  • или Ваши дети выросли, и уже покинули дом;
  • или Вы хотите, чтобы у них появились братья и сестры;
  • или у Вас никогда не было детей, но Вы всегда об этом мечтали
  • если Вам нравится воспитывать детей и Вы хотите сделать это Вашей работой.

ОГРАНИЧЕНИЯ:

  • серьезные соматические заболевания, проблемы с алкоголем или наркотиками, психическое нездоровье в соответствии с требованиями о здоровье (см.: О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями), утвержденными Министерством Здравоохранения РФ.
  • криминальное прошлое и настоящее
  • отсутствие российского гражданства или соответствующей прописки (патронатный воспитатель это профессия, вы работаете воспитателем конкретного ребенка в конкретном учреждении)
  • недостаточная жилплощадь (для ребенка необходимо отдельное спальное место и место для занятий)
  • несогласие одного из членов семьи, проживающих вместе с кандидатом (даже в том случае, когда решение взять ребенка принимает один человек, ребенок придет жить в семью и воспитывать его будет семья)
  • необходимость получения работы в короткий срок (патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование, занимающее некоторый период времени)
  • неготовность к сотрудничеству с уполномоченной службой
  • недостаточная компетентность, отсутствие соответствующих навыков
  • серьезные проблемы семьи.