Познавательное развитие в средней группе детского сада. Конспект НОД в средней группе по познавательному развитиюТема «Волшебная водица Конспект нод познавательное развитие средняя группа

Наталья Филиппова
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в средней группе с учётом ФГОС.

Тема : «Что такое хорошо и что нельзя, даже если очень хочется» .

Цель : создание социальной ситуации развития познавательной активности детей в процессе ознакомления с основами безопасного образа жизни.

Задачи :

Воспитательные :

Создать условия для приобщения детей к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения;

Способствовать воспитанию у детей навыков взаимодействия друг с другом, высказывания своего мнения;

Развивающие :

Создать условия для развития у детей чувства ответственности за свои поступки;

Обеспечить условия для развития поисковой активности;

Создать условия для развития элементарных математических представлений;

Создать условия для развития творческих способностей;

Образовательные :

Создать условия для закрепления навыков устной речи и составления описательных рассказов;

Формировать осознание детьми важности безопасного образа жизни.

Методы и приёмы :

Наглядные : рассматривание наглядно-предметных картинок; просмотр видеозаписи «Самолет» .

Словесные : рассказ, беседа, вопросы;

Практические : выполнение заданий, поощрение;

Проблемные : проблемные ситуации, экспериментирование, проблемные вопросы.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие ;

Социально-коммуникативное развитие ;

Речевое развитие ;

Художественно-эстетическое развитие ;

Физическое развитие .

Форма проведения : фронтальная, подгрупповая , индивидуальная, парная.

Оборудование и материалы : письмо, разрезные сюжетные картинки, знаки дорожного движения, конверты с геометрическими фигурками, наклейки на стульчики и столы с геометрическими фигурками, карандаши, карточки с изображением знака «Пешеходный переход» , мультимедийная установка, компьютер, стенд для иллюстраций, видеозапись «Самолет» .

Ход образовательной деятельности.

Формы организации

В группе раздается стук в дверь. Воспитатель заглядывает за дверь и выясняет, что принесли письмо. Читает детям письмо : «Здравствуйте, ребята, пишет вам Ваня. Я сейчас нахожусь в больнице. А почему я попал туда, я не знаю. Просто я сначала пошел один гулять на речку и увидел там блестящий лед, скорее начал по нему бегать, и вдруг упал и разбил себе нос, даже кровь пошла! А потом лед вдруг начал ломаться, и я провалился прямо в холодную воду и никак не мог оттуда выбраться, меня потом вытащил один дяденька, вызвал скорую помощь и врачи повезли меня в больницу. Пока я ехал в скорой помощи, я увидел там красивенькие желтенькие таблеточки и сьел их, а потом меня начало рвать и врачи долго кололи мне очень больные уколы! Я долго лежал в больнице и выздоровел, но доктор все равно меня не отпускает домой – он хочет, чтобы я рассказал ему – что я сделал неправильно. Но я ведь все сделал правильно, да ребята? А если нет, то подскажите мне, пожалуйста!».

Формы организации : дети сидят на стульчиках.

Воспитатель предлагает детям присесть и поподробнее обсудить письмо.

Воспитатель проводит беседу по тексту :

Ребята, скажите, что же мальчик Ваня сделал неправильно?

А как нужно было поступить?

А как поступил бы ты, если бы пришел один на речку? А с кем нужно ходить на речку, а во двор гулять, а в магазин?

А если бы вы нашли желтые таблетки, стали бы их есть? А если бы красные нашли? Если мама дает таблетки, их тоже пить не нужно? А когда детям дают таблетки, для чего они нужны?

Ребята, а почему нельзя трогать розетку? А почему Ваня потрогал ее? А что еще нельзя трогать детям? А кто должен это трогать (включать?

развернутые ответы , разрешает детям помогать друг другу в ходе возникших затруднений.

Форма организации : дети стоят возле воспитателя.

Затем воспитатель замечает, что в конверте лежат еще несколько тонких конвертиков, пересчитывает вместе с детьми – сколько конвертов. Обращает внимание, что конвертов мало, а детей много – ставит перед детьми проблему – кто же будет читать маленькие конверты. Путем исследования конвертов, обнаруживает, что на конвертах наклеены марки в виде разных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, а так же на спинках стульчиков спереди тоже наклеены такие же фигурки. Обращает внимание на то, что и на столах тоже лежат эти же геометрические фигуры.

Форма организации : дети сидят за столами.

Дети, путем размышлений делятся на подгруппы по 2-3 человека , уже в подгруппах исследуют содержимое конверта, обнаруживают там разрезную картинку с сюжетом ПДД (3 ситуации неправильные, одна правильная) . Дети составляют краткие рассказы по содержанию картинок, делают выводы, затем идут посмотреть на картинки других подгрупп . Воспитатель задает вопросы по содержанию картинки с пешеходным переходом :

Для чего нужен пешеходный переход? Почему иногда его называют «зебра? Как еще можно перейти через дорогу? (По подземному и надземному переходу.) Какой из этих знаков означает, что здесь пешеходный переход (предлагает на выбор 3 картинки, одна из них – знак «Пешеходный переход» ).

Воспитатель спрашивает детей, какой транспорт еще им знаком. Предлагает его классифицировать – наземный, водный и воздушный.

– Ребята, мы с вами узнали что есть правила дорожного движения, то есть для дороги. А для водного транспорта тоже существуют правила? Какие? А для воздушного транспорта? А для чего все эти правила придумали?

Воспитатель по ходу беседы хвалит детей, поощряет их на развернутые ответы , разрешает детям помогать друг другу в ходе возникших затруднений. Затем воспитатель предлагает детям полетать на самолете вместе с «Чудариками» , включает видеозапись.

Физминутка «Самолет»

Проводится разминка на песню «Самолет» А. Естафеева, которая проецируется с помощью мультимедиа. Персонажи показывают движения, дети и воспитатель повторяют.

Продуктивная деятельность.

Формы организации : дети сидят за столами.

Затем воспитатель хвалит ребят за то, что они так замечательно отвечали на все вопросы и хочет подарить им на память (чтобы не забывали) маленькие знаки пешеходного перехода, но замечает, что они не раскрашенные. Путем размышлений дети решают раскрасить каждый себе картинку, воспитатель уточняет цвета, которыми дети будут раскрашивать картинку (т. к. на выбор им предлагается по 5 карандашей разного цвета) .

Рефлексия

После того, как дети раскрасили картинки, воспитатель «вспоминает» про мальчика Ваню, с помощью наводящих вопросов подводит детей к выводу, что Ване нужно написать письмо и научить его безопасному образу жизни, уточняет – кто должен (и может) написать письмо и куда его нужно отправить. После чего запечатывает письмо и, прощаясь с детьми, уходит на почту отправлять послание Ване.

Анализ результативности : ответственное отношение у детей к собственной и общественной безопасности.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мой собственный образ. Я и моя семья» Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Мой собственный образ. Я и моя семья.» (подготовительная к школе группа). Программное.

Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения с учётом требований ФГОС «Анализ игровой среды в средней группе современного дошкольного образовательного учреждения, с учётом требований к развивающей среде ФГОС.

Цель: воспитание нравственно-эстетического отношения к родному городу через изображение зданий, улиц и площадей. Задачи: Образовательные:.

Интеграция образовательных областей: «Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество (аппликация)», «Физическая.

Цель: вовлечь детей в опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды (прозрачная, жидкая, без цвета, имеет вес). Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.

Методы и приёмы: сюрпризный момент (превращение в ученых); опыты с водой.

Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды», рассматривание глобуса, карты мира, заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материал: аудиозапись, колбы, вода, молоко, цветные палочки, салфетки.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Звучит аудиозапись «Шум моря».

Дети, что вы слышите, что за звуки раздаются?

Дети: Шум моря, воды.

Воспитатель: Правильно! Это шумит вода. Послушайте, пожалуйста, стихотворение, о воде.

Что такое вода?

Что такое вода - интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкий речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вод? - Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Воспитатель: дети, а для чего нужна вода? А нужна ли вода животным? А рыбам? А человеку? Дети, а как вы думаете, почему живые существа и растения не выживут без воды? (Выслушиваем ответы детей.) Правильно. А я предлагаю вам узнать еще много нового о воде, для этого мы превратимся в ученых. Проходите в нашу лабораторию. Одевайте шапочки, бахилы и халатики.

Опыт 1: Перед вами стоят по две колбы. Что можете сказать о них? Какие они?

Дети: одна пустая, а другая наполнена водой.

Воспитатель: возьмите в руки колбы и определите: одинаковые ли они по весу?

Дети: ода лёгкая, другая тяжелая.

Воспитатель: ребята, а почему одна колба тяжелее другой?

Дети: потому что она с водой.

Вывод: вода имеет вес; вода тяжелее воздуха.

Опыт 2: А теперь аккуратно перелейте воду из одной колбы в другую.

Воспитатель: почему вода льётся?

Дети: ответы детей.

Вывод: вода льётся, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью.

Воспитатель: я вам сейчас предлагаю снять нашу лаборантскую одежду и

Физ-минутка: А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат, (Дети машут руками, словно крыльями.

Полетим за ними дружно. (Летают по кругу.)

Брызги пены, шум прибоя, (Приседания.)

А над морем - мы с тобою! Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе. Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: а сейчас возвращаемся в нашу лабораторию. Одеваем одежду.

Опыт 3: Перед вами снова две колбы. Что в них?

Дети: в одной колбе вода, а в другой - молоко.

Воспитатель: в обе колбы опустим палочки. В какой из колб они видны, а в какой - нет? Почему?

Дети: (ответы детей) палочки видны в воде, потому что она прозрачная, а в молоке-нет.

Вывод: вода прозрачная, т. е. через неё видно предметы, которые находятся в ней.

Воспитатель: Дети, узнали ли вы сегодня что-то новое о воде?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему легче пустой стаканчик? (Вода имеет вес.)

Как мы с вами доказали, что вода - это жидкость? (переливая из одного сосуда в другой, она может течь).

Почему через колбу с водой видны палочки? (Вода прозрачная.)

Молодцы ребята. А в завершении я хочу подарить вам вот эту игру. Д/ игра «Где спряталась вода». (Картинки с изображением воды в различных состояниях.)

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе.

Тема "Деревья"

Цель: Расширять словарь детей на основе ознакомления и углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Задачи:
Расширить знания детей о деревьях.
Совершенствовать умение называть составные части дерева.
Развивать воображение и зрительную память.
Упражнять в употреблении существительных и прилагательных множественного числа.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Приобщать к восприятию поэтической речи.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений С.Маршака, А. Кондратьева.
Рассматривание деревьев на прогулке, сравнение их внешнего вида.
Подвижная игра на прогулке «1,2,3-к дереву беги!»
Дидактическая игра «Какого дерева не стало?»
Изготовление гербария совместно с детьми и родителями.
Рисование и раскрашивание листочков, лепка деревьев.
Пособия : проектор, презентация с дидактической игрой «С какого дерева лист?», мольберт с магнитной доской, магнитофон с записью звуков ветра и дождя в лесу; дерево, нарисованное на листе ватмана и разрезанное на четыре части; конверт с раскрасками, цветные карандаши, мяч, игрушка белочки,мольберт, силуэты деревьев.I часть
Проговаривание стихотворения А. Кондратьева вместе с воспитателем.
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Спряталась вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Воспитатель. Доброе утро, желаем гостям, а мы с вами тоже отправимся по делам!
I часть
Сюрпризный момент.
Раздаются звуки ветра и дождя в лесу. (включается запись, дети слушают)
Воспитатель . Ребята, что вы услышали?(дует сильный ветер, идет дождь) Как вы думаете, что могло произойти в лесу во время непогоды?(могло поломать деревья) Хорошо, что мы сейчас не в лесу, а то все промокли бы. В такую погоду опасно в лесу находиться. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Да, людям в такую погоду лучше в лес не ходить!- Лучше дома в игру хорошую поиграть. Вставайте в круг! Поиграем!
Игра «Скажи ласково» (дождь –дождик, солнце- солнышко, лист – листочек, дерево –деревце, береза- березка, ветка – веточка, корень- корешок)
(пока дети играют, звуки непогоды стихают)
Воспитатель. А как же лесные жители пережили такую непогоду? (ответы детей) Может быть, кому-то понадобится наша помощь? Ветер стих, дождь тоже перестал идти. Давайте, пойдем в лес и посмотрим, что там произошло?
IIчасть
Дети проходят на ковер. Находят под кленом белочку. Белочка плачет. Воспитатель предлагает пассивному ребенку спросить у белки, что случилось? Белочка «рассказывает» детям, что в лесу была очень сильная буря. Ветром сломало дерево, на котором был у белки дом. Теперь ей негде жить.
Воспитатель. Что же нам делать? Как помочь белочке? (дети предлагают свою помощь, находят части поврежденного дерева)
Игра «Собери части дерева и назови их» (работа у мольберта, дети собирают картину дерева в одно целое)
Воспитатель. Как называются части дерева? (корни, ствол, ветки, крона, листья)
Воспитатель. Посмотри, белочка, какие наши ребята молодцы. Что мы сделали, чтобы помочь белочке?(собрали для белочки дуб) Да, вы не только дерево из частей собрали, но еще и название дерева определили. А вы только один дуб знаете? Еще и другие деревья можете назвать белке? Белочка, ты оставайся с нами поиграть, ребята тебе еще про другие деревья расскажут!
Игра «Один - много» Игра проводится в кругу с мячом. Мяч в руках у педагога. Воспитатель называет слово в единственном числе и бросает мяч ребенку, который должен произнести слово во множественном числе. (клен – много кленов, рябина – много рябин, береза – много берез, дуб – много дубов, ель – много елей, сосна – много сосен, ствол – много стволов, ветка – много веток, почка – много почек)
Воспитатель. Послушай, белочка, наши ребята тебе расскажут, что они еще знают о деревьях.(дети присаживаются на «полянку» ковер отдохнуть)

Воспитатель. Деревья - это жилища для многих животных, птиц, насекомых. А еще из древесины делают много нужных предметов. Что делают из древесины? (мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты) Вы правы, ребята. А еще деревья очищают воздух. Можно ли ломать ветки, срывать листья? (ответы детей) Вы молодцы, что помогли белочке. Ребята, нужно беречь деревья и сажать новые.
Послушайте стихотворение С. Маршака. (выходит заранее подготовленный ребенок и читает стихотворение)
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для легких,
И влагу, и тень-
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Воспитатель. Спасибо, Ева. Ребята, а вам понравилось стихотворение?(да) Что вы узнали из этого стихотворения? (деревья нужно сажать, потому что лес –это дом для животных) Ребята, давайте и мы с вами деревья посадим?! Белочка, хочешь еще поиграть с ребятами? Вставайте в круг.
Физкультминутка. Комплекс упражнений «Деревья»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
На поляне дуб зеленый
Потянулся к небу кроной.
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развешал.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(дети, стоя на двух ногах, потягиваются; наклоны корпуса вперед- назад; потягивание, руки в стороны, наклоны вперед)
Воспитатель. Ребята, мы помогли белочке и развеселили ее, нам пора возвращаться из леса домой. Дома нас ждет еще одна интересная игра, игра не простая, а мультимедийная! Давайте попрощаемся с белочкой.(дети прощаются с белкой и проходят на стульчики)
Воспитатель. Ребята, где мы с вами сейчас были? Давайте вспомним, какие деревья мы там видели?(дуб, ель, березу, клен) Я вам буду загадывать загадки. Будьте внимательными, чтобы ничего не перепутать! Если вы правильно ответите, то на экране произойдет что- то интересное.
Показ презентации с дидактической игрой «С какого дерева лист?»
Загадка:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(дети отгадывают загадку, на экране появляется картинка березы)

Воспитатель. Как называется лист с березы? (если лист с березы – то листик березовый) На экране появляется березовый лист.
Загадка :
Из деревьев ранним летом вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это – мы от этого чихаем!
(дети отгадывают загадку, на экране появляется картинка - тополь)


Воспитатель . Как называется лист с тополя? (тополиный) На экране появляется тополиный лист.
Загадка.
Увидали мы в лесу ягоду красу,
Полные корзины ягоды …. (рябины)
На экране появляется картина рябины.


Воспитатель. Как называется лист с рябины? (рябиновый) На экране появляется рябиновый лист.
Загадка:
Это дерево могуче
И растет в лесу дремучем.
Плоды полированы
Для птиц рекомендованы. (дуб)
Появляется картинка дуба.


Воспитатель . Как называется лист с дуба? (дубовый) На экране появляется картинка дубового листа.
Загадка:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
На экране появляется картинка ели.


Воспитатель . Как называется ветка с ели? (еловая) На экране появляется картинка еловой ветки.
Загадка:
Сучки рогатые
Плоды крылатые,
А лист ладошкой –
С длинной ножкой. (клен)
На экране появляется картинка клена.


Воспитатель. Как называется лист с этого дерева? (кленовый) На экране появляется картинка кленового листа.
Индивидуальная работа . Повторить с Женей названия листьев во множественном числе.(один лист березовый, а много – березовые, кленовый- кленовые, дубовый- дубовые, рябиновый- рябиновые)
III часть
Воспитатель . Какие вы молодцы, отгадали все загадки. А что вам понравилось сегодня?(ответы детей) Где мы были сегодня?(в лесу) Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей) Не забудьте рассказать о нашем путешествии родителям.
Сюрпризный момент . В дверь стучат, воспитатель заносит конверт.
Воспитатель . Какой интересный конверт. От кого он (на конверте рисунок белочки, ответы детей)
Воспитатель. Да,нам пришло письмо из леса от животных и птиц. Они очень рады,что вы помогли им сберечь дерево от гибели. Они прислали вам в подарок раскраски с изображением листочков с разных деревьев. Воспитатель предлагает раскрасить листочки и подарить их своим родителям в память об интересных играх.
Самостоятельная деятельность детей с карандашами и раскрасками.

Кочнева Елена Александровна , Воспитатель
г. Ульяновск

Цель: формирование представлений о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Развивать социальные навыки. Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе; - продолжать формирование навыков экспериментирования с водой. 2. Развивающие: -развивать познавательно-исследовательскую активность детей, навыки анализа, сравнения; - развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление -умение решать познавательные задачи и делать выводы; 3. Воспитательные: - воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.



Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему

«Волшебница вода».

Цель: формирование представлений о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Развивать социальные навыки.

1. Образовательные:

Познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;

Продолжать формирование навыков экспериментирования с водой.

2. Развивающие:

Развивать познавательно-исследовательскую активность детей, навыки анализа, сравнения;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление

Умение решать познавательные задачи и делать выводы;

3. Воспитательные:

Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.

Материал:

● Апельсиновый сок, молоко.

● Пластиковые стаканчики (большие и маленькие); одноразовые ложки, трубочки, салфетки, вода).

●Схемы, пиктограммы, золотая рыбка, 4 замка.

Предварительная работа. Чтение книг, разучивание стихотворений о явлениях природы, беседа с детьми о свойствах и значении воды в жизни животных, растений и человека.

Словарная работа. Лаборатория, опыт, жидкость, прозрачная, безвкусная.

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я, кто я такая? (вода). Правильно,ребята.

(Раздается мелодичный звук)

Ой, что такое? А-а, это письмо к нам на компьютер пришло. Интересно, кто нам пишет? Смотрите Золотая рыбка, а рядом письмо. Непростое, звуковое. Хотите послушать? «Здравствуйте ребята! Помогите! В нашей стране исчезла вода! Злая волшебница спрятала её под четырьмя замками. Помогите вернуть воду!! Помогите узнать 4 свойства воды. Отправляйтесь в лабораторию и узнайте эти свойства воды.»

Какое печальное письмо. Поможем золотой рыбке?

Ребята, скажите, зачем нужна вода? Может и не надо помогать рыбке?

(ответы детей).

Да, действительно, нужно помочь рыбке, ведь без воды не обойтись. Никто не может жить без воды.

Что же тогда идем на помощь. Чтобы помочь рыбке мы должны узнать свойства воды, а чтобы узнать свойства воды мы должны отправиться в лабораторию.

Ребята, а знаете что такое лаборатория? И что там делают? (ответы детей).

(верно в лаборатории проводят опыты, мы должны пройти в лабораторию и узнать- 4 свойства воды) .

В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1 Внимательно слушать воспитателя.

2.Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3.Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места. (Дети садятся за столы).

Опыт 1. «Вода течёт»

В: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Вот мы с вами это и выяснили

Воспитатель: Вода легко переливается. А всё что льется, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, а люая жидкость течет, её можно переливать. Какой вывод мы можем сделать? (вода это жидкость, вода течет). Вот мы и открыли первый замок.(переворачивает картинку с замком а там символ- вода течет).

Опыт 2.У воды нет запаха.

Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

А теперь возьмите стакан с водой.

Понюхайте, чем пахнет? (Ничем, нет запаха)

Так есть ли запах у воды? (Нет)

Значит, делаем вывод:

Вывод: У воды нет запаха! (Открываю второй замок, выставляю карточку)

Опыт 3.Вода прозрачная.

А вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)

А можно сказать про воду? Она белого цвета?

Давайте проверим, какого цвета вода?

Давайте поиграем в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане молока. Получилось спрятать? (Да)

А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

Делаем вывод:

Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная. (Открываем третий замок)

(выставляем карточки)

Опыт 4. Вода не имеет вкуса

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. Вкусный сок? А какой у него вкус?

Вкусный, сладкий.

Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус?

Вода безвкусная. У нее нет вкуса.

Скажите, а мы можем изменить вкус воды?

А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим соль. Попробуйте воду, какая она стала на вкус?

Соленая.

Правильно, вода стала соленой.

Сладкой. Какой мы можем сделать вывод.

Вывод: вода безвкусная, а если в нее добавить какое-либо вещество, то она приобретает вкус этого вещества. (открываем четвертый замок).

Ребята,посмотрите, мы открыли все четыре замка. (слышится звук СМС).

Это СМС от золотой рыбки, она благодарит вас за помощь.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы не только помогли золотой рыбке, но и узнали много нового о воде.

Воспитатель: Давайте еще раз повторим, что мы узнали о воде.

(с опорой на символы):

Вода - это жидкость

Вода не имеет запаха

Вода прозрачная.

Вода не имеет вкуса.

Золотая рыбка приготовила для вас сюрприз. Она прислала вам волшебную воду и волшебные семена.(проводится опыт «Цветы лотоса»- делаем цветы из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветы распускаются).

Давайте нальём волшебную воду и опустим в неё волшебные семена.

(распускаются цветы) .Посмотрите как красиво, Вам нравится?

Ребята, вам понравилось помогать золотой рыбке? (Да)

А какое у вас настроение? (Хорошее)

Давайте подарим наше хорошее настроение другим (дети сдувают настроение с ладошки) и попрощаемся. До свидания.

Но это еще не все сюрпризы –Раздать угощенье. Давайте попращаемся с нашими гостями.

Физминутка:А вы знаете в какие игры любит играть наша водичка? (ответы детей). Сейчас поиграем.Превращаемся из ученых в капельки. Пора им отправляться в путь.(звучит аудиозапись со звуками дождя)»Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.(дети прыгают)Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)Встретились ручейки и стали большой рекой.(дети объединяются в одну цепочку)А из реки попали в большой океан.(дети перестраиваются в хоровод)Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.А мы превратились снова в ученых и возвращаемся в лабораторию.

— Образовательные задачи :

1. Расширить знания детей о воздухе и его свойствах (невидимый, прозрачный, не имеет запаха).

2. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

3. Учить определять воздух и его свойства с помощью элементарных опытов.

— Развивающие задачи :

1. Развивать любознательность, наблюдательность.

2. Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие.

3. Расширять словарный запас детей.

— Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы : полиэтиленовые пакеты (по количеству детей ), веер, апельсин, коробочки из-под киндер-сюрпризов с наполнителями (апельсин, чеснок ) на каждого ребенка, таз с водой, кораблик, воздушные шары, карточки-схемы, музыка, магнитофон.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вводная часть

— Организационный момент :

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, посмотрите и улыбнитесь им! Наши гости очень хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух

— Определение темы занятия, сюрпризный момент:

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

(В группу под музыку влетает Карлсон)

Воспитатель: Кого к нам ветром занесло?

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Это я самый красивый и добрый Карлсончик. А что это вы здесь собрались?

Воспитатель: У нас занятие, мы с ребятами будем говорить о воздухе.

2. Основная часть.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздуха! А вы ребята видите воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его невидим, значит, какой воздух?

Дети: Невидимый

Карлсон: Вот-вот невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Карлсон! Мы тоже воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё- то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. «Поймай воздух в пакет»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?

Дети: Нет

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: невидимый, прозрачный.

Воспитатель: А какого цвета воздух?

Дети: бесцветный

Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.

Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

ВЫВОД:

Воспитатель: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили (карточка №1, №2) .

Карлсон : Ой, что-то мне стало жарко!

Воспитатель: Мы, Карлсон, на тебя сейчас ветерком подуем.

Дыхательное упражнение «Ветер»

А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

(Берёт веер, машет на себя)

Карлсон : А вам не жарко? (Машет на ребят веером) Что вы чувствуете? Это ветер дует!

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Это движение воздуха. Карлсон машет веером, толкает воздух и воздух движется, получается ветерок.

Карлсон: Ребята, а мы с Малышом любим пускать кораблики. Хотите поиграть со мной?

Опыт 2. «Кораблики»

(На столе стоит таз с водой, в котором плавает кораблик .)

Воспитатель: Посмотрите, Карлсон махнул веером, появился ветер и кораблики задвигались.

Воспитатель: Если он не будем махать веером, толкать воздух, наши кораблики будут стоять на месте. А теперь вы подуйте на кораблики и они снова будут двигаться.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Долго лодочку качало,

Ветер стих и лодка встала.

ВЫВОД :

Воспитатель: Ветер — это движение воздуха. (карточка №3)

Карлсон: Ой, что-то есть хочется? (принюхивается и идет к столу)

Опыт 3. «Воздух без запаха»

Карлсон: Ребята, что я нашёл? (Открывает лимонницу ).

Воспитатель: Ребята, что это? (апельсин )

Воспитатель: Я поднесу к вам тарелочку с апельсином, что вы чувствуете? (Пахнет апельсином ) А как вы думаете, пахнет воздух или апельсин издаёт такой аромат? (апельсин).

Карлсон: А вот и нет, это воздух пахнет! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель: Давайте проверим.

Игра «Отгадай по запаху»

(коробочки из-под киндер-сюрпризов одна пустая, а вторая с долькой чеснока)

Воспитатель: Возьмите коробочки, понюхайте и определите что там.

Воспитатель: Что спрятано в оранжевой коробочке? А что спрятано в жёлтой?

Воспитатель: Да, в оранжевой коробочке я спрятала дольку чеснока, в желтой коробочке ничего нет, там только воздух.

ВЫВОД:

Воспитатель: Значит, сам воздух запаха не имеет, он ничем не пахнет, а воздух только передает запах. (Карточка 4 )

Динамическая пауза «Ветерок»

Если шарик накачать, будет он тогда летать.

Надо нитку привязать, чтобы шарик удержать.

Шарики воздушные ветерку послушные.

Воспитатель: А сейчас я на вас подую и вы полетите на свои стульчики.

Воспитатель: Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха? (Нет)

Почему? (Человеку нужно дышать )

Карлсон: Совсем нет! Я могу без воздуха обойтись!

Опыт 4 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте проверим, может Карлсон прав? Наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. (Дети пробуют )

Воспитатель: А теперь, Карлсон ты сделай тоже. Мы с ребятами будем считать, сколько Карлсон сможет не дышать. (Дети считают.)

Карлсон: Ой, ой, ой! Лучше я буду дышать. Значит, без воздуха действительно невозможно жить.

ВЫВОД :

Воспитатель: Да, человеку нужен воздух.

А кому ещё нужен воздух? Да, людям, животным, рыбам, растениям. (карточка 5)

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Давайте, вспомним, что мы узнали о воздухе? (смотрят на карточки)

Дети:

1. Воздух бесцветный, прозрачный, невидимый. (Мы его не видим, чтобы увидеть надо поймать.)

2. Когда воздух движется, получается ветер.

3. Воздух не имеет запаха, передаёт чужие запахи.

4. Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

Воспитатель: А куда у нас Карлсон исчез?

Карлсон: Я тут! (Дует шар ) Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо вам ребята!

Пойду, теперь расскажу Малышу всё, что сегодня узнал! (Раздаёт шарики детям)

Дети: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Мне тоже сегодня очень понравилось наше занятие.

воспитатель МБОУ «Пинежская СОШ № 117» СП «Детский сад»,

п. Пинега, Пинежский район, Архангельская область, Россия.