Почти яйцо фаберже. Яйца фаберже. Исторический максимум – какая цена яиц Фаберже на антикварном рынке

Мне попала в руки уникальная книга Татьяны Мунтян «Пасхальные подарки Фаберже». Я прочла ее на одном дыхании, любовалась фотографиями и картинами, но мне хочется узнать больше о прекрасных творениях Фаберже, символах преданной и нежной любви императорской семьи.

Яйца Фаберже это уникальные произведения ювелирного искусства.

Всего 10 яиц сохранилось в коллекции Музеев Кремля. В советское время яйца Фаберже были признаны «годными для экспорта» и продавались заграницу за смешные деньги, по стоимости материала. Какова должна быть ненависть к их бывшим владельцам и художественная слепота тех, кто отдавал подобные приказы?

Всего известно о 71 яйце Фаберже. 52 из них были созданы для императорской семьи. Сначала для Александра III в подарок его супруге Марии Федоровне, а потом и по заказу Николая II для Александры Федоровны.

Только одно яйцо («Георгиевское») смогла вывести заграницу вдовствующая императрица Мария Федоровна. Оно перешло по наследству ее дочери Ксении. 11 яиц удалось выкупить Виктору Вексельбергу для фонда «Связь времен» и иногда их показывают публике. 3 яйца находится в частной коллекции английской королевы Елизаветы II - 2 из них императорские. Уцелевшие яйца ранятся в музеях США, Швейцарии, частных коллекциях.

Я покажу некоторые.

1885 г. первое императорское яйцо «Курочка»


Первое яйцо было заказано в 1985 г. Александр III хотел подарить супруге что-то, что напоминало бы ей о родной Дании, и он заказал яйцо, которое напоминало бы то, что хранилось в датской королевской сокровищнице. Такой заказ стал традиционным и каждый год император заказывал 1 яйцо для жены, а позднее еще одно для бедующей императрицы Александры. Николай II продолжил эту традицию.

Это трогательное и просто яйцо и сюрпризом - курочкой внутри. Курочка и яичко - золотые, а глазки у нее - рубиновые. Внутри курочки была маленькая рубиновая корона. Она не сохранилась.



1894 г. «Ренессанс»

Яйцо выполнено для Марии Федоровны. Прототипом яйца стала шкатулка для драгоценностей, изготовленная в начале XVIII в. , мастером Ле Роем. Сейчас шкатулка хранится в Дрезденском музее. Яйцо в мельчайших деталях соответствует шкатулке. Сюрприз утерян. На картинке предполагаемый сюрприз - яйцо «Воскресение Христово». Оно идеально соответствует размерам шкатулки, и у него нет отдельного инвентарного номера. Есть другая версия, что внутри яйца было украшение из жемчуга.

1895 г. «Яйцо с бутоном розы»


Первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Роза в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами. Лепестки бутона раскрывались, а внутри была маленькая корна с брильянтами и рубинами и кулон с рубином. Оба сюрприза утеряны.

1898 г. Яйцо «Ландыши»

Самое любимое яйцо императрицы Александры Федоровны. Из глубины яйца выдвигаются три портрета: Николая II, дочерей Ольги и Татьяны.

Фаберже создал три яйца с цветочным мотивом и названием: «Ландыши», «Анютины глазки» и «Клевер». Все это скромные полевые цветы, не помпезные розы, не модные лилии или орхидеи. Они наиболее точно выражали простые и трогательные отношения в императорской семье, подчеркивали их нежность и трепетность.

1899 г. Яйцо «Анютины Глазки»

Яйцо предназначалось Марии Федоровне. Внутри сюрприз - мольберт с генеалогическим древом. Сейчас яйцо в частной коллекции с Новом Орлеане, США.

1901 г. Яйцо «Букет полевых цветов»


Яйцо для Александры Федоровны. Сейчас принадлежит Английской королеве Елизавете II.

1902 г. Яйцо «Клевер»

Яйцо для Александры Федоровны. По краю ободка между половинками скрыта монограмма императрицы и год 1902. Сюрприз был утерян еще до поступления в Оружейную палату, но судя по документам, это был четырёхлистный клевере, украшенный 23 бриллиантами и портретами дочерей Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Четырехлистник клевера символ удачи. Это яйцо - символ счастливой семейной жизни, радости супружества и любви, исполнения заветной мечты императоры. Яйцо очень хрупкое, поэтому его не перевозят в другие музеи для экспозиции. Хранится в Оружейной палате.

1907 г. Яйцо с решеткой и розами


Яйцо для Александры Федоровны, посвящено третьей годовщине рождения цесаревича Алексея. На верхней и нижней части яйца прикреплены бриллианты. На нижнем надпись «1907». Предполагают, что на верхнем была монограмма, но она не сохранилась. Не сохранился и сюрприз яйца. Предположительно, это был портрет цесаревича Алексея, акварель на слоновой кости.

1915 г. Яйцо «Красный крест»


Яйцо для Марии Федоровны. Внутри портреты женщин Романовых: великая княгиня Ольга Александровна, великая княгиня Ольга Николаевна, императрица Александра Федоровна, великая княгиня Татьяна Николаевна и великая княгиня Мария Павловна.

Императрица и цесаревны помогали в госпитале, присутствовали при сложнейших и страшнейших операциях. Современница писала, что видит Царицу всея Руси со шприцем или ампутированной ногой в руках. Императрица ассистировали при сложнейших операциях. Александра Федоровна была очень горда, когда ее старшие дочери получили диплом медсестер.

1916 г. Яйцо «Орден Святого Георгия»

Яйцо принадлежало Марии Федоровне. Оно изготовлено по время I Мировой войны. Вся царская семья тогда была разлучена. Николай и его сын находились в ставке. Мария Федоровна была в Киеве. Александра Федоровна и дочери работали в госпиталях в Царском Селе и Зимнем Дворце.

Яйцо выполнено из серебра и эмали и абсолютно лишено драгоценных камней.

«Это вовсе не потому, что у Фаберже в военное время были сложности с драгоценными камнями и металлами, - отмечает Татьяна Мунтян, - а объясняемся тем, что Фаберже хорошо знал характер своих высочайших заказчиков, которые не считали возможным во время войны обмениваться помпезными подарками».

Когда Мария Фёдоровна получила это яйцо, она послала сыну в ставку телеграмму: «Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привёз. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. […] Горячо тебя любящая твоя старая Мама». Мария Фёдоровна тогда ещё и представить не могла, что вместе они на Пасху больше никогда не соберутся...

При нажатии на определенные кнопки вместо георгиевских крестов появляются портреты Николая II и царевича Алексея. Сюрприз внутри - портрет Николая II. Это последнее яйцо, полученное Марией Федоровной и единственное, которое ей удалось увезти из России.

1917 г. Яйцо «Березовое»


Это яйцо предназначалось для Марии Федоровны. Изготовлено они из корельской березы. Подчеркнуто скромное и аскетичное, ведь в стране война. Фаберже, в своих мемуарах (июль 1919 г., опубликованы в 1992 г.) отмечал: "В годы войны яйца или совсем не изготовлялись или очень скромной работы и невысокой стоимости". Внутри яйца находился сюрприз-механический слоник из золота и серебра.

Яйцо не было вручено той, кому предназначалось. Его и еще одно яйцо, но о нем позже, готовили к Пасхе 1917 г. Карл Фаберже был тонким дипломатом. В своем письме А.Ф.Керенскому он пишет о работе его фабрики на оборону, о необходимости платить рабочим. Отсюда переходит к небольшому одолжению - разрешить бывшему царю оплатить заказы предыдущего года. Фаберже просит разрешить передать бывшему царю несколько каменных зверьков, а вместе с ними и "простое деревянное яйцо без роскоши" Внутри яйца столь же "простой механический слоник на счастье". На самом деле, как видно из счета, слоник усыпан 611 розами и 8 бриллиантами. Возможно, передачу каменных зверьков Керенский санкционировал, так как после расстрела царской семьи из Екатеринбурга в московские музеи были присланы вещи царской семьи, среди которых были эти каменные и костяные фигурки зверей.

1917 г. Яйцо «Созвездие цесаревича»

«Созвездие цесаревича» это последнее императорское яйцо. Оно никогда не было закончено.

Главный художник фирмы Фаберже Ф.П.Бирбаум в 1922 году писал: «…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…»

Это яйцо готовили для Александры Федоровны. В этом году Цесаревич сильно болел, был в критическом состоянии, а потом пошел на поправку. В честь этого счастливого события и было заказано это яйцо.

Перед бегством за границу в 1925 г. сын Карла Фаберже, Агафон передал А.Е. Ферсману ряд изделий своей фирмы, в том числе и разобранную композицию из двух половиной яйца и подставки в виде полупрозрачного облака. Так яйцо оказалось в Минералогическим музее. Амурчики были из серебра, им в музее делать было нечего, они утеряны.



Я рассказала только о некоторых императорских пасхальных яйцах. Фаберже выполнял заказы и для других клиентов. В том числе для Герцогини Мальборо, Юсуповых, Нобеля, Кельха и т.д. Продавались в его магазинах и массовые изделия. Особенно популярны были яйца-брелоки. Но о них я расскажу в следующий раз, если вам будет интересно.

Яйца Фаберже – термин, уже ставший нарицательным. Это ювелирные изделия, которые ценятся намного выше своей настоящей стоимости. Яйца Фаберже – это работы великого русского мастера Карла Фаберже, который стал известен благодаря тому, что делал пасхальные яйца для императорской семьи. Каждая из его работ по-своему интересна, все они выполнены с профессиональной точностью и аккуратностью и впечатляют своей небывалой красотой.

Жизнь и работа Карла Фаберже

Карл родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. Мальчик пошел по стопам отца, который был владельцем ювелирной мастерской в городе. В 1870 году Карл возглавил фирму отца, а в 1882 году император Александр III, увидев работы мастера на выставке в Москве, заинтересовался неподражаемым искусством Фаберже. В 1885 году император заказал Карлу ювелирное яйцо, которое преподнес своей супруге к празднику Великой Пасхи.

В последствии императорская семья каждый год заказывала у Фаберже новое уникальное яйцо, дизайн которого содержался в тайне до самого момента вручения подарка. Хотя и другие изделия Фаберже были впечатляющими, именно ювелирные яйца принесли мастеру его мировую славу, он даже получил звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров» во Франции. В 1920 году великий мастер умирает в Швейцарии, куда он эмигрировал после революции в России.

Первое яйцо Фаберже

Первое яйцо Фаберже для Марии Федоровны – жены Александра III было размером 6,5 на 3,5 см. Яйцо было покрыто белой эмалью, посередине проходила золотая полоса – линия, по которой яйцо открывалось. Внутри изделия было еще одно яйцо из золота – своеобразный желток, а в нем находилась золотая курочка. Внутри курочки была рубиновая корона с подвеской из рубина.

Конструкция яйца не была идеей самого Карла – изделие имело прообраз. В XVIII столетии некоторые ювелиры изготавливали яйца с сюрпризом, выполненные по принципу матрешки, с курочкой внутри, в которой находилась корона, а внутри короны – кольцо.

Продолжение пасхальной традиции

Каждый год император продолжал дарить своей жене на Пасху яйцо от Фаберже. Изготовлением подарка занимался не только великий мастер – работу над каждым яйцом вела команда мастеров и подмастерьев под чутким руководством Фаберже. После смерти императора его сын Николай II продолжил традицию. Он дарил ювелирные яйца как своей матери, так и своей жене Александре. Всего 54 яйца было изготовлено для императорской семьи.

Не только для императора Фаберже создавал подобные изделия. Еще 17 яиц были куплены частными лицами, почти все они копируют императорские экземпляры. Но до массового производства ювелирных яиц дело не дошло – Фаберже ценил свою исключительную работу, все яйца делались под заказ для богатых семей.

Лучшие работы Карла Фаберже

Каждое яйцо Фаберже является уникальным произведением ювелирного искусства. Например, «Яйцо с вращающимися миниатюрами», преподнесенное императрице Александре ее мужем, было выполнено из горного хрусталя , а внутри вращались 12 миниатюр с пейзажами и памятными для императора местами.

Императорское яйцо «Зимнее» сделано из бриллиантов, опалов и хрусталя с корзиной анемонов внутри.

Яйцо «Георгиевское» Николай II заказал в 1915 году, когда был удостоен «Ордена Святого Георгия». Яйцо было подарком для матери императора, а внутри находилась фотография Николая.

Яйцо «Память Азова» из зеленого гелиотропа с бриллиантами таило в себе модель фрегата, выполненную из золота.

Роскошь, блеск и великолепие - те слова, которыми можно сопровождать разговор о яйцах Фаберже. Удивительная коллекция, созданная именитыми ювелирами для императорского двора, сегодня известна во всем мире. История яиц Фаберже, насчитывающая более 100 лет, окутана тайной, и содержит в себе немало фактов, секретов и загадок.

Кто такой Фаберже?

Появился на свет в 1846 году в Санкт-Петербурге. В юном возрасте он переехал с семьей в Германию, где и нашел свое призвание. Он получал уроки ювелирного мастерства у самых знаменитых мастеров Германии, Англии и Франции. В возрасте 26 лет Фаберже вернулся на родину, где женился и начал работу в семейной ювелирной фирме. В то время его компания занималась реставрацией различных экспонатов из Эрмитажа. Карл задумал расширить деятельность своей компании и решился на изготовление оригинальных украшений. В 1882 году он изготовил запонки по заказу а еще через три года - и первое яйцо, сделавшее его знаменитым на весь мир. В 1918 году, опасаясь ареста, мастер сбежал из России сначала в Ригу, а затем в Германию. Великий ювелир не смог оправиться от тех потрясений, которые ему пришлось пережить, и в 1920 году умер от болезни сердца.

Как возникла знаменитая коллекция?

Коллекция яиц Фаберже началась с создания в 1885 году первой модели. В те времена было принято преподносить дорогие презенты в день воскресения Христа. И уж, конечно, правители Российской империи делали своим супругам царские подарки. Заказана первая работа была Александром III в качестве подарка на Пасху жене Марии Федоровне. Исполнителем работы стал Карл Фаберже, известный в то время петербургский ювелир немецкого происхождения. Очаровательное яйцо с желтком из золота, внутри которого была спрятана курочка с рубиновой короной, пришлась по душе императрице, и Фаберже был оставлен при дворе в качестве придворного ювелира. С тех пор ежегодно мастер изготавливал новое яйцо с сюрпризом. После смерти Александра III традиция пасхальных подарков сохранилась, и вплоть до 1917 года Николай II каждую весну дарил яйца Фаберже своей жене и матери. До сегодняшнего дня сохранилось немало таких изделий в сокровищницах различных частных коллекций и музейных фондов. По различным документальным источникам, всего был изготовлен 71 экземпляр этих оригинальных реликвий. Из них 52 - для членов императорской семьи. Однако сколько их на самом деле, пока остается загадкой. Дело в том, что работы, изготовленные по заказу императора, вносились в официальные документы. Изделия же, выполняемые для частных коллекций, сохранялись незапротоколированными. Поэтому многие работы автора долгое время оставались неизвестными. Подобная история связана с «яйцом Ротшильдов», хранящимся более 100 лет среди семейного имущества заказчиков. Весь мир узнал о новой работе известного мастера лишь в 2007 году, когда оно было выставлено на продажу.

Где сегодня находятся раритеты?

Из 71 модели до наших дней сохранилось только 62. Остальные работы, известные по старым фотографиям, считаются утерянными. Большая часть знаменитых яиц хранится в государственных музеях различных стран мира: США, Монако, Швейцарии. После расстрела царской семьи многие работы Фаберже были перепроданы, попали в частные коллекции. Наибольшее количество ювелирных работ удалось выкупить за годы своей жизни американскому миллиардеру Форбсу. Позднее, в 2004 году, коллекцию яиц, собранную магнатом, приобрел россиянин Вексельберг. Сегодня яйца Фаберже в России можно увидеть в Москве, в Оружейной палате Кремля. Здесь можно встретить не только пасхальные подарки императора, но и другие изделия, созданные фирмой Фаберже: ювелирные украшения, часы, портсигары и разнообразные миниатюрные фигурки. Также вас ждет с выставкой работ известного мастера в Санкт-Петербурге Шуваловский дворец. Яйца Фаберже, представленные здесь, являются частью частной коллекции господина Вексельберга. Серия знаменитых яиц, выкупленных у Форбса, ежегодно пополняется олигархом.

Самые известные изделия

Работы знаменитого мастера хранятся в музеях различных стран, а также у частных лиц. Коллекционеры всего мира следят за аукционами, на которых выставляются работы популярного ювелира, а охотники за сокровищами мечтают найти утерянные императорские драгоценности. Посмотрим, какие работы Фаберже считаются самыми известными на сегодняшний день.

«Курочка»

Яйцо, изготовленное из золота, с оригинальным сюрпризом - курочкой и рубиновой короной - было заказано Александром III в дар на Пасху 1885 года царице. Фаберже создал копию модели, которую сама Мария Федоровна увидела, еще будучи в раннем возрасте. Датское яйцо было изготовлено из слоновой кости, а в качестве сюрприза внутри у него было кольцо. В память этих детских воспоминаний и была выполнена новая работа. Уникальная фигурка курочки Фаберже имеет сложный механизм, с помощью которого открывается доступ к сюрпризам, спрятанным внутри изделия. Первый - миниатюрная императорская корона, а второй - цепочка с кулоном. На сегодняшний день второй сюрприз считается утраченным. После смерти императорской семьи яйцо кочевало по Франции, Германии, Америке. Сегодня работа знаменитого мастера находится в коллекции Вексельберга, выкупленной им у Форбса. Таким образом, уникальный раритет вернулся на родину.

«Яйцо с бутоном розы»

Еще одна работа именитого мастера. Изготовлена она в необычном для того времени стиле - неоклассицизме. Внутри яйца спрятан Работа была выполнена Фаберже по заказу Николая II для его жены, Александры Федоровны, уроженки города Дармштадт. Ее родной город славился чудесным розарием, по которому скучала молодая императрица. В добрую память о близких сердцу образах и был задуман оригинальный пасхальный подарок. В лепестках бутона была спрятана миниатюрная корона и кулон с рубином. Оба сюрприза считаются утерянными. Яйцо вместе с остальными экземплярами коллекции Форбса были выкуплены Вексельбергом почти за 100 миллионов долларов.

«Ландыши»

Яйцо, выполненное в стиле модерн из розовой эмали, на золотой подставке, с ландышами из жемчуга и золота, было подарено императрице Александре Федоровне в 1898 году в качестве пасхального презента. Как и все работы популярного мастера, оно имеет свой оригинальный сюрприз. При нажатии на жемчужины из яйца появляются медальоны с изображением Николая II и его сестер: княжны Ольги и княжны Татьяны. Медальон императора венчает корона с рубином и бриллиантами. Яйцо, попавшее в коллекцию Форбса, было выкуплено также Виктором Вексельбергом. Сегодня «ландыши» и другие яйца Фаберже, выставка которых организована олигархом, может посмотреть любой желающий в Санкт-Петербурге.

«Московский Кремль»

Самое большое из яиц Фаберже. Выполнено по заказу Николая II в качестве подарка жене в 1906 году. Пасхальная фигура покрыта белой эмалью снизу, а сверху украшена золотым куполом. Подставка выполнена в виде Спасской башни Кремля, а через окошечки можно разглядеть интерьер собора. Сюрприз яйца представляет собой из золота, которая играет пасхальные мелодии. Эта музыка очень нравилась самому императору. «Московский Кремль» - одна из нескольких работ великого мастера, никогда не покидавших Россию. Сегодня шедевр можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

«Александровский дворец»

Украшенное золотом, драгоценными камнями, а также миниатюрными портретами детей Николая II, было подарено жене императора в 1908 году. Над каждым портретом алмазами выложены заглавные буквы имен цесаревичей. Сюрприз подарка - миниатюрная модель Александровского дворца, загородной резиденции Николая II. Дворец, выполненный из золота, серебра и укреплен на золотом столике. Сегодня работа хранится в Оружейной палате Кремля.

Сколько стоит яйцо Фаберже?

Работы известного мастера постоянно дорожают. За более чем 100-летнюю историю ювелирных шедевров их цена «подскочила» в среднем в 1000 - 3000 раз. Например, из документальных источников известно, что «яйцо Ротшильдов» в 1902 году оценивалось в 6500 рублей. Через 106 лет, в 2008 году, оно было куплено за 12 миллионов долларов. Самым дорогим на сегодняшний день считается Коронационное яйцо. Выполненное из золота и алмазов, с сюрпризом в виде миниатюрной императорской кареты, оно было изготовлено для жены Николая II в 1896 году. Тогда его стоимость составляла 6700 рублей. В 2004 году яйцо было продано Вексельбергу за 24 миллиона долларов. Российский олигарх выкупил у семьи Форбс и другие яйца Фаберже, цена которых в общей сложности составила 100 млн долларов.

Сколько стоят копии яиц Фаберже?

Существует немало поделок работ знаменитой фирмы. Некоторые из них сделаны талантливыми мастерами. Однако только именное клеймо Фаберже увеличивает рыночную стоимость изделия. В 1990 году в Нью-Йорке была даже организована выставка подделок ювелирных работ автора. Одна из подобных копий, яйцо «Курочка Кельха», была приобретена и Малькольмом Форбсом. Лишь через много лет исследователи смогли доказать истинное авторство работы. Сегодня копии работ известного мастера можно приобрести во многих интернет-магазинах. Визуально такие модели в точности повторяют работы Фаберже. Яйца, фото которых представлены здесь же, в этом случае можно приобрести гораздо дешевле. Стоимость копий «Курочки», «Ландышей» или «Московского Кремля», в зависимости от материала и сложности работы, колеблется от 1000 до 10 000 рублей. Интересен и тот факт, что в 2008 году было решено восстановить компанию Фаберже и начать производство новых коллекций знаменитых яиц. На данный момент новые изделия под знаменитой маркой выпускает талантливый французский мастер Фредерик Заави. Сегодня яйца Фаберже являются образцами высокого искусства и ценятся коллекционерами всего мира.

О.БУЛАНОВА

Одни из самых ценных и известных произведений ювелирного искусства в мире – это пасхальные яйца Фаберже. Создателем этой роскоши является российский по происхождению ювелир, немец по национальности Петер Карл Фаберже (1846-1920), глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 г. он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Фаберже получил покровительство царской семьи и звание “ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа”.

Его самые знаменитые творения – серия пасхальных яиц – создавались между 1885-м и 1917 г. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

Самое первое яйцо было заказано царем Александром III Карлу Фаберже и ювелирам его фирмы в 1885 г. как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Т.н. “Куриное” яйцо снаружи было белым – гладким и покрытым эмалью, размером 6,5 на 3,5 см. Посередине него проходила золотая полоса. По этой полосе яйцо открывалось.

Внутри находился желток из золота, а в нем обнаруживалась такая же золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона с рубиновой же подвеской. Сделано это было, как нетрудно заметить, по традиции складывающихся матрешек.

Кстати, сама идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной, однако уровень исполнения превзошел все ожидания. Первое пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII в.

Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Дизайн Фаберже должен был держать в тайне.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Федоровне, новой императрице.

Кстати, Александре Федоровне было однажды подарено очень скромное яйцо, но которое, тем не менее, ей очень нравилось. Случилось это в 1916 г. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня. Яйцо стояло на четырех подставках в форме гильз.

Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая мировая. Но, скорее всего, яйцо этот получилось подчеркнуто скромным, потому что Фаберже был хорошо осведомлен об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжелые годы и вовсе аскетичным.

В яйце “Память Азова”, сделанного из зеленого гелиотропа, украшенного золотом и бриллиантами, находился маленький золотой фрегат. В сувенире императрицы Александры Федоровны из прозрачного горного хрусталя вращались вокруг оси двенадцать маленьких миниатюр с пейзажами.

Самое известное яйцо в мире – “Коронационное”. Сделано оно в форме императорской кареты. Императрице Александре больше нравилось розовое яйцо “Ландыши”. В нем были спрятаны портреты Николая II и его дочерей.

Самое большое изделие сделано как музыкальная шкатулка и называется “Кремль”.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них – Фаберже, не следует).

Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август и Альберт Хольстромы, Генрик Вигстром, Эрик Колин, Алма Пил и др.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что вскоре все окружение царя хотело иметь дома такие яйца, а известность Фаберже дошла и до других стран.

Однако Фаберже не стал массово выпускать свои сувениры. Его фирма выполнила всего несколько изделий для частных заказчиков.

Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. Кроме того, существует еще 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены еще какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов.

Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 г. “яйцо Ротшильдов”, которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

“Яйцо Ротшильдов” сделано в виде часов, внутри находится механический петух, инкрустированный драгоценными камнями. Каждый час птица поет и размахивает крыльями.

Из императорских яиц только одно – “Георгиевское” – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей, императрицей Марией Федоровной, в ее багаже. Случилось это в 1918 г., когда императрица уехала через Крым на свою родину, в Данию.

Остальные остались в Петрограде. Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств по приказу Сталина 14 из них было продано, причем Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, были оценены соответственно в 400 и 500 рублей.

Рубль тогда, конечно, стоил намного дороже, чем теперь, но все равно сумма была смехотворной. Для сравнения: стоимость одного яйца Фаберже по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 рублей.

Такой продажей большевистские власти убивали двух зайцев – и необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия “проклятого прошлого, наследия реакционного искусства”.

Продажей занималось учреждение под названием Контора “Антиквариат”. Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

Что касается серии из семи яиц для жены А.Кельха, то над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Их бы, может, было бы не семь, а больше, но Кельх после с 1905 г. прекратил заказы подарков: супруги официально начали жить отдельно, да и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи крахом на русско-японской войне.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось составить нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных “сюрпризов” из неизвестных или несохранившихся яиц, а также четыре частных яйца.

В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом.

Яйца Фаберже изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и других ценных материалов. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами – горным хрусталем, драгоценными сортами древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Надо отметить, что иногда яйца гораздо крупнее, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз.

Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Яйца Фаберже всегда представляли огромный интерес для желающих изготовить подделку ювелиров. Потому что в случае успеха сумасшедшая прибыль была бы гарантирована.

Впрочем, иногда настоящие яйца известной фирмы выдавались за другие изделия. Один из примеров: “Курочка Кельха” была продана Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило ее цену. Прием был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы.

Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зеленое “Яйцо с копытами” из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из ее приближенных. Также больше нет упоминаний о “Яйце-Конфетнице”.

Известно довольно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства.

Любопытно, что из-за большого количества подделок во второй половине 90-х Метрополитен-музей (Нью-Йорк) провел выставку подделок миниатюр Фаберже. Выставка пользовалась сумасшедшим успехом, потому что изделия на ней представленные были изумительными.

Начиная с 1885 до 1916 года придворный ювелир царской семьи, Карл Фаберже, преподносил царю по одному шедевру в год. Общее количество, созданных Фаберже для императорской семьи пасхальных яиц, составляет 50.

Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы. В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.

Балерина Матильда Кшесинская в свое время рассказывала, как на Пасху ей подарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было прикреплено миниатюрное драгоценное яйцо, которое можно было носить как брелок. Однажды ей подарили простое соломенное яйцо, внутри которого, лежали упакованные чудесные вещицы от Фаберже.
Императорские Пасхальные Яйца Фаберже

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра пасхального прикладного искусства, они стали своеобразным символом эпохи.

Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне, царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.

Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.

Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций, два из них содержали в себе модели кораблей, на которых плавал последний русский император.

Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.

Техника выполнения яиц

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

«Скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы отделка тщательно маскировала смыкающиеся края обеих половинок.

Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения.

При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза, позолоченное серебро. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов, так как имело самую блестящую поверхность из всех материалов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

Многие пасхальные яйца украшены сплошной декоративной сеткой (cagework), которая изготовлялась из весьма разнообразных материалов.

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце “Ландыши”, крепились к оболочке яйца при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалированное покрытие.

Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе “сюрпризов” спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в “сюрпризе”. Пасхальное яйцо Фаберже “Гатчинский дворец” находится в городе Балтимор, штат Мерилэнд, США, Музей Всемирного художественного искусства Волтера (The Walters Art Museum).

Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце “Ландыши”. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. “Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце “Великий Сибирский путь” является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Девять яиц возвращенные в Россию

4 февраля 2004 аукционный дом Sotheby"s объявил о продаже по частному соглашению коллекции Фаберже Форбса российскому промышленнику Виктору Вексельбергу, который вернул яйца в Россию. До возвращения в Россию коллекция, включающая легендарные девять Императорских Пасхальных Яиц, была представлена на общественной выставке в Сотби в Нью-Йорке. Эта часть коллекции, состоящая из девяти яиц, была оценена в 90 миллионов долларов, окончательная сумма сделки не разглашается. Аукционный дом Сотби осуществлял эту частную сделку от имени семейства Форбс.

По материалам: Императорские пасхальные яйца Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (Оружейной палаты)

Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля - Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников
декоративно-прикладного искусства. В коллекции национальной сокровищницы представлены изделия русских ювелирных фирм XIX и начала XX веков. Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже: часы, портсигары, ювелирные украшения, столовое серебро, чайные и кофейные сервизы, оправы хрустальных ваз, миниатюрные скульптурные фигурки из цветных поделочных камней.

Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.

Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и
старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.

Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.

Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891





На броненосном корабле "Память Азова", построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.

Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.

Яйцо-часы, 1899

Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.

Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900

Это пасхальное яйцо - характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.

Яйцо-клевер, 1902

На ажурном ободке яйца - изображение императорской короны, дата "1902" и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле "модерн" с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.

Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906


Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.

Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908


Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали "царскосельскими отшельниками".

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.

Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909


Яхта "Штандарт" была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.

Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910



Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913

Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.

Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916

Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена.

Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г.