План по нравственному воспитанию. Тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы Перспективное планирование по духовно нравственному воспитанию в доу

Примерное тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Составила: Шарикова Е.Н.старший воспитатель МДОУ д/с №22 г.Ржева

Семья. Моя родословная.

Цикл бесед-диалогов: «Я не гость в своей семье»
Творческие игры: «Семья», « Детский сад», «Телефонная станция»
Разбор ситуаций: «Как познакомиться с твоей семьёй?
Можно ли жить без имени, без фамилии?
Без чего можно жить? Если мама заболела?»
Общение: «Где отдыхала твоя семья? Поздравь бабушку по телефону.
Любимое занятие твоей семьи. Как ты помогаешь маме?»
Составление рассказа: «Как я провёл воскресенье?
Кошка – член нашей семьи.
Письмо бабушке. Профессии моих родителей».
Индивидуальное составление родословной по семейным фотографиям:
«Кто на кого похож?
Рассказы по фотографиям о своей семье, родственниках»
Художественная литература: В.Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
Н.Артюхова «Трудный вечер» Е.Благинина «Солнечный луч»
В.Драгунский «Сестра моя Ксения»;Е.Серова «Папа дома», «Стирка»
Э.Мошковская «Трудный путь»
Игровые упражнения:«Определи возраст людей на картинке»,«Обратись ласково»
«Узнай,кому принадлежит эта вещь», «Поздравь и пожелай»
Продуктивная деятельность: Рисование «Моя семья»,
Составление плана комнаты с указанием любимых мест членов семьи
Лепка по ск. «Три медведя»; Аппликация «Коврик для кошки»

Мой город.

Цикл познавательных бесед и рассказов: «Здравствуй, город! Я – твой житель!
Творческие игры: «Театр», «Магазин», Библиотека», «Поликлиника»
Строительные игры: «Улицы и перекрёстки»
Речевые игры: «Знаете ли вы?»
Общение: «Как горожане заботятся о городе?»,
«Лицо города – улицы. площади, памятники»
разбор ситуаций: «Ты потерялся. Что бы ты построил в городе?
Как бы ты украсил город?Что ты можешь сделать для города?»
Составление маршрутов: «От твоего дома к д/саду. От д/сада к библиотеке»
Рассматривание: «Фотовыставка «Ржев», картины ржевских художников,
репродукции и фотографии «Мой город и его прошлое»
Экскурсии: В библиотеку, по близлежайшим улицам,памятным местам,к храму,
К реке Волга.
Продуктивная деятельность: Конструирование «Дома на нашей улице»,
Рисование «Герб города»,аппликация «Транспорт»

Край мой – Верхневолжье!

Цикл рассказов: «Природа Верхневолжья»
Творческие игры: «Охотники», «Рыбаки»
Народные игры:
Разбор ситуаций: «Покажи на карте наш город, край.
Погода в разные времена года»
Общение: «Каких животных, деревья, растения, цветы ты знаешь?»
Художественная литература: Народный фольклор.
Рассматривание: Тверская игрушка. Сувениры.
Набор открыток:«Ржев»,«Селигер»,«Торжок», «Тверь»
«Старица», «Травянистые растения»
Продуктивная деятельность: Выставка «Природа нашего края»
Аппликация «Украшение одежды Тверскими узорами»
Лепка «Дикие животные»

«Портрет земли»

Цикл рассказов и загадок «Разноцветная земля»
Творческие игры: «Путешествие по странам и континентам»,
«Ищем сокровища»
Разбор ситуаций: «Назови свой адрес.В каком городе, какой стране ты живёшь?
Что такое глобус? Для чего нужен глобус?
Чем отличается глобус от карты? Кому нужна карта?
Для чего нужен компас?
Общение Что ты видел из окна поезда, автобуса? Какие предметы нужны
Четыре географических направления. Знаки на карте и глобусе.
Растения и животные севера и юга.
Экспериментирование: День и ночь.Времена года.
Составление описательных рассказов о климатических зонах Земли.
/Пустыни, тропики,горы,ледники,леса,равнины/
Маршруты путешествия по воде и суше
Художественная литература:Т.Мелехова. «География и ты» «Твои первые
путешествия ио ткрытия»
Рассматривание: Георгафического атласа «Мир и человек»
политической,физической карт мира, карты полушарий,
карты звёздного неба../нахождение стран, континентов,озёр,
рек.морей,гор,океанов на карте и глобусе./
Дидактические игры: «Рассели животных», «Кто поможет малышу»,
«Найди ошибку»,»Цвет на глобусе: что он обозначает»
Продуктивная деятельность: Составление плана групповой комнаты,
своей комнаты.
Рисование «Животные юга», «Морские животные»

Как всё начиналось? История наших предков.

Художественная литература: А.Ишимова «Славяне и их соседи»
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»
Народные игры: подвижные, хороводные. Словесные.
Строительные игры: «Терема» «Храмы» «Крепости»
Дидактические игры: «Раньше и теперь»
/по кн.И.Кобитиной «Дошкольникам о технике»
Творческие игры: «Мастера-умельцы». «Ярмарка»
Рассматривание: Русский национальный костюм;
Коллекция народных игрушек;
Репродукции картин Ю.Васнецова к сказкам и былинам
Разбор ситуаций: Что бы ты взял из прошлого в настоящее?
Чем отличается старинная вещь от старой?
Как встречали гостей в старину?
Общение:Чем можно написать письмо?
Какие русские народные сказки, песенки ты знаешь?
Какие национальные блюда и напитки пришли к нам из
древности?(квас, каша и т.д)
Участие в народных праздниках: «Рождество», «Святки»
Цикл занятий по художественно-творческой деятельности: «Русский дом»

Моя страна – Россия.

Художественная литература: Г.Цыферов «Россия, Ушинский «Наше Отечество»
М.Пришвин «Охранять Родину»
Общение:МояРодина – Россия.Найди на глобусе нашу страну.
Столица Родины –Москва.Символика страны. Реки, озёра, моря России.
Богатство русского леса.Города России.Заповедники и зоопарки.
Разбор ситуаций: Как пригласить в гости.(Телефон,телеграмма).Какие блюда
русской кухни ты знаешь? Напой русскую мелодию.
Какие русские игры, танцы ты знаешь?
Творческие игры «Строим город», «Путешествие по России»
Дидактические игры: «Найди и назови герб», «Найди и назови флаг»,
«Кто где живёт?»(в России-россияне, в Китае-китайцы и т.д
Составление: «Красной книги», фотовыставки «Где я отдыхал с родителями»
Экологических плакатов «Берегите природу»
Продуктивная деятельность Рисование «Берёзовая роща», «Русский головной убор»
Аппликация «Народные узоры», «Животные Африки»

Слава и гордость земли русской.

Цикл рассказов.Знаменитые люди России.(сб.»Моя страна-Россия»)
Общение. «Люди,прославившиеРоссию» (учёные, полководцы, художники, изобретатели, врачи, композиторы, писатели, путешественники и т.д)
Художественная литература.Чтение стихов.сказок,рассказов русских поэтов и
Писателей
РассматриваниеКартин русских художников, коллекций народных игрушек,
изделий народных умельцев
Прослушивание произведений русских композиторов
Творческие игры «Строители», «Космонавты»,»Пограничники»
Дидактические игры «Составь узор», «Найди и назови»(народную игрушку)
Художественно-творческая деятельность Экскурсия в библиотеку
Литературные викторины. Конкурс стихов русских поэтов.
Выставка портретов известных людей.
Лепка «Дымковские (филимоновские) игрушки»
Рисование «Хохломские (гжельские) узоры»

Я,ты,он,она –вместе дружная семья.

Общение «Народы России – россияне».Чем народы отличаются друг от друга /языком,одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т.д/.Война и мир. Права ребёнка..
Художественная литература:Стихи, сказки, пословицы народов России.
Сб.»Моя страна-Россия»./рассказы о карелах,татарах,чукчах/
Рассматривание национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства /чеканка, вышивка и т.п./
Ситуации Сравни сказки, пословицы разных народов: что в них общего?
Сравни блюда национальной кухни /пельмени,галушки.манты, вареники/
Творческие игры: «Встреча гостей», «Путешествие по России»
Дидактические игры:«Магазин сувениров»,»Чей орнамент?»
Художественно-творческая деятельность:Разучивание песен, игр народов, населяющих Россию.Аппликация «Украсим костюм национальным узором»,
«Руские узоры», Рисование «Нарядные платки»,»Тверские узоры»,
Лепка «Фрукты со всех концов страны».

Разноцветная планета.

Цикл рассказов: «Земля – наш общий дом»
Творческие игры: «Дом моды». «Карнавал», «Олимпийские игры».
«Конкурс красоты», «Мы – туристы».
Общение: Какие страны, кроме России, ты знаешь? Жизнь людей разных
стран/жилище,пища,одежда.обычаи/. Мы говорим на русском языке.
Как хорошо, если мир на земле!»
Ситуации:Как можно поздороваться с иностранцами? Что нужно, чтобы поехать в другую страну?Что такое граница?Что такое сувенир?Куда бы ты хотел поехать?
Игры народов мира.
Строительные игры:»Пирамиды Египта», «Небоскрёбы», «Дома на сваях»
Художественная литература: Песенки, считалки, сказки народов мира.
Составление маршрутов: путешествий из России в другие страны
Дидактические игры: «Кто назовёт больше стран?», «Найди флаг России»
«Кто вкакой стране живёт? «Узнай страну по описанию»,
«Найди пять отличий»

Перспективное планирование
по духовно – нравственному
воспитанию детей
«Мир - прекрасное творенье».
В подготовительной к школе группе №6 «Радуга»
Воспитатели: Богданова Н.В. Кока В.А.
2016 – 2017г.
Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Задачи:
-Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
-Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.
- Воспитывать духовно – нравственные чувства;
-Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
-Воспитывать любовь к родной природе.
-Формировать и развить творчески духовно – нравственную личность с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
- Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности.
Тема Содержание Методические приемы
Сентябрь «Культура поведения» Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста) Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,
Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».
Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

«У истоков русской народной культуры» *«Что летом родится, - зимой пригодится».
* «Восенушка - осень – сноп последний косим».
* «Хлеб – всему голова».
«К худой голове своего ума не приставишь» Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтениезаклички «Восенушка - осень».
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.
Беседа об уме и о глупости.Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».
«Положительные моральные качества» Дружеские взаимоотношения. Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».
Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».«Этические представления» Дружба, товарищество. «Семейная принадлежность» Моя семья. Рассматривание семейных фотографий.

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».
«Гражданская принадлежность» *Моя улица, домашний адрес.
*1 сентября – День знаний.
*27 сентября- День воспитателя детского сада. Экскурсия по улице.
Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.
Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».
Проводы в школу выпускников детского сада.
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Беседа о труде воспитателя.
«Духовно-нравственные чувства» Бог-творец мира, нашего общего дома. Беседа: «Бог – творец мира, нашего общего дома».
Октябрь «Культура поведения» «Телефонный этикет»
Формирование форм словесной вежливости Беседа «Правила разговора по телефону».
Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».
Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
«У истоков русской народной культуры» «Град на Вороне-реке».
«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».
«Злое истребление»
Рассказ воспитателя об истории города Уварово. Рассматривание открыток «Уварово».
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.
«Положительные моральные качества» «Забота о малышах и пожилых людях».
День пожилого человека. Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».
Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».
«Этические представления» «Доброта и забота» Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».
Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»
«Семейная принадлежность» «Работа моих родителей» Встреча с родителями (рассказ о профессиях).
Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».
Чтение: С. Михалков «А что у вас?».
Дидактическая игра «Угадай профессию».
«Гражданская принадлежность» «Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники». Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.
Фотовыставка «Как мы отдыхаем».
Беседа «Что есть в нашем городе для детей».
Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».
«Духовно-нравственные чувства» «Храм» Рассказ о внутреннем устройстве храма: иконостас, алтарь и светильники в храме.
Ноябрь «Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах» Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».
«У истоков русской народной культуры» «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
«Синичкин день».
«Где живёт перо Жар-птицы?»
«Золотая хохлома». Экскурсия по историческим местам города.Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.
Знакомство детей с хохломской росписью.
Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).
«Положительные моральные качества» «Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость» Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».
Чтение: А. Барто «Вовка- добрая душа».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».
«Этические представления» «Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания». Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».
«Семейная принадлежность» «Моя родословная». Рассматривание семейных фотографий.
Составление генеалогического древа (с родителями).
Беседа «Моя родословная».
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
«Гражданская принадлежность» «Столица нашей Родины – Москва». Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».
«Духовно-нравственные чувства» «Храм Божий» Рассматривание иллюстраций
«Храм Божий».
Декабрь «Культура поведения» «Словесные формы выражения благодарности» Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.
«У истоков русской народной культуры» «Зима – не лето,- в шубу одето».
«Светит, да не греет».
«Пришёл мороз – береги ухо да нос».
«Снегурочка – внучка Деда Мороза». Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».
Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.
Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.
Чтение сказки «Снегурочка».Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
«Положительные моральные качества» «Формирование чувств заботы и любви к близким людям». Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».
Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».
«Этические представления» «Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим». Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».
«Семейная принадлежность» «Семейные традиции». Рассказ воспитателя «Что такое традиция».
Беседа: «Традиции вашей семьи»
Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»
«Гражданская принадлежность» «Новый год в России и других странах». Рассказ воспитателя о встрече Нового года.
Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».
«Духовно-нравственные чувства» «Новогодний карнавал». Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».
Январь «Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах». Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».
Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).
«У истоков русской народной культуры» «Пришла Коляда накануне Рождества».
«Зимние Узоры».
«Гжель прекрасная». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.
«Положительные моральные качества» «Скромность». Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».
Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».
Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».
«Этические представления» «Скромность- положительная черта характера». Обыгрывание ситуаций.
«Семейная принадлежность» «Наш детский сад – большая семья». Рассматривание фотографий из архива детского сада.
Рассказ воспитателя.
Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».
Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.
«Гражданская принадлежность» «Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей. Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.
Беседа «Мы живём в России».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».
«Духовно-нравственные чувства» «Рождественские праздники».
«Крещение». Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.
Рассматривание иллюстраций.
Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».
Февраль «Культура поведения» «Формирование культуры разговора, спора». Беседа «Вежливость в разговоре».
Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
«У истоков русской народной культуры» «Дело мастера боится».
«Живёт в народе песня».
«На героя и слава бежит».
«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
Беседа о русской народной песне.
Рассказ воспитателя о русских богатырях.
Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.
«Положительные моральные качества» «Рыцарское отношение к девочкам». Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».
Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»
«Этические представления» «Скромность и зазнайство». Рассказ воспитателя.
Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
«Семейная принадлежность» «Забота и внимание» Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.
Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».
Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».
«Гражданская принадлежность» «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».
«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность». Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность «Российский флаг».
Целевые прогулки к памятникам героям войны.
Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».
Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».
«Духовно-нравственные чувства» «Защитники отечества». Встречи с воинами Российской армии.
Март «Культура поведения» «Гостевой этикет». Беседа «Гости в дом – радость в нём».
Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».
Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».
«У истоков русской народной культуры» «Сердце матери лучше солнца греет».
«Русская матрёшка».
«Поэзия народного костюма».
«Грач на горе- весна на дворе» Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.
Рассказ о матрёшке.
Рассказ о народном костюме.
Беседа о русских обычаях встречи весны.
«Положительные моральные качества» «Оценка своих поступков». Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
«Этические представления» «Честность и лживость». Беседа «Правда и ложь».
Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».
«Семейная принадлежность» «Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство. Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».
«Гражданская принадлежность» «Международный женский день» Беседы о маме.
Утренник, посвящённый женскому празднику.
Продуктивная деятельность: подарки мамам и бабушкам.
«Духовно-нравственные чувства» «Прощёное воскресение». Рассказ воспитателя.
Беседа «Что означают наши христианские времена».
Апрель. «Культура поведения» «Правила поведения в общественных местах». Беседа «Как мы ведём себя на улице».
Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».
«У истоков русской народной культуры» «Шутку шутить – людей насмешить».
«Путешествие на златогривой чудо –тройке».
«Красная горка». Беседа о народном юморе.Словесная игра «Путаница».
Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.
Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
«Положительные моральные качества» «Справедливость и доброжелательность» Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».
Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».
Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».
«Этические представления» «Справедливость». Обыгрывание ситуаций
«Семейная принадлежность» «Конвенция о правах ребёнка». Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Мы и наши права».
«Гражданская принадлежность» «День космонавтики: первый полёт человека в космос». Рассматривание портретов, иллюстраций.
Беседа «Мы первые в космосе».
Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».
«Духовно-нравственные чувства» «Православные праздники». Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.
Май. «Культура поведения» «Культура поведения на природе». Рассматривание Красной книги Тамбовской области.
Экологические акции: «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка
выезжающим на природу».
«У истоков русской народной культуры» «Человек без Родины, что соловей без песни».
«Край родной, навек любимый».
Прощание с «избой». Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.
Экскурсия в музей «Русская изба»
Беседа о русской избе и национальной кухне.
«Положительные моральные качества» «Культура других народов». Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций по теме.
«Этические представления» «Трудолюбие и лень» Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».
Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
«Семейная принадлежность» «15 мая – Международный день семьи». Беседа о семье.
Рассматривание семейных фотоальбомов.
«Гражданская принадлежность» «День Победы». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».
«Духовно-нравственные чувства» «Правила христианской жизни». Рассказ преподавателя воскресной школы.
Список используемой литературы:
Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Перспективный план по нравственному воспитанию дошкольников старшей группы.

Основные задачи нравственного воспитания детей старшей группы:

  1. воспитание норм и правил уважительного отношения к старшим;
  2. формирование культуры поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  3. формирование в растущем человеке начала духовности, необходимой для развития внутреннего мира личности;
  4. ориентировка на подготовку детей к дальнейшим стадиям социализации.
  5. приобщение к ценностям культуры народа России и мировой культуры;

Формы и методы реализации:

СЕНТЯБРЬ

№п / п

Мероприятие

Программные задачи

1.

Игра - занятие на тему: «Русь, Россия, Родина моя» (см. ПРИЛ.1)

Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;

Продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

Систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

Воспитание положительного отношения к народам нашей страны;

Воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

2.

Чтение художественной литературы. «Заяц-хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О.Капицы)

Воспитывать у детей эмоциональное отношение: положительное- к скромности, отрицательное - к хвастовству;

Продолжать формировать представление о скромности.

3.

Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой» (см. ПРИЛ.2)

Воспитывать уважительное отношение к окружающим;

Продолжать формировать умение обращаться к взрослым на «Вы», использовать в своей речи слова вежливости.

4.

Чтение художественной литературы. «Что я видел» Б.Житков

Воспитывать патриотические чувства;

Формировать представления о Москве;

Развивать интерес к изучению главного города нашей страны.

ОКТЯБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Занятие на тему:

(см. ПРИЛ.1)

Расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;

Воспитывать интерес, уважение к этим традициям;

Развивать познавательный интерес у детей;

Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;

Воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

2.

Чтение художественной литературы. «Крылатый, мохнатый да масляный» (рус. нар. сказка в обраб. И. Карнауховой.)

Знакомить с художественным произведением русского писателя;

Воспитывать чувство дружбы, товарищества;

Продолжать формировать представления о справедливости.

3.

Чтение художественной литературы. « Карасик» Н.Носов

Воспитывать правдивость и справедливость;

Продолжать формировать представление о честном, справедливом отношении к окружающим.

4.

Беседа «Как можно узнать настроение человека?»

(см. ПРИЛ.2)

Формировать представление о разных настроениях человека;

Воспитывать способность к состраданию, умению порадоваться за кого-то;

НОЯБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Ссоры с бабушкой» Л. Воронкова

Воспитывать уважение к труду взрослых, заботливому отношению к старым людям, желание делать для старших добро;

Познакомить с художественным произведением соотечественника.

2.

Занятие на тему:
«Граница» (см. ПРИЛ.1)

Развивать словарный запас детей, познавательный интерес.

3.

(см. ПРИЛ.3)

Пополнить словарный запас «добрыми» словами;

Учить использовать «добрые» слова в речи.

4.

Разучивание стихотворения «Все мы дружные ребята» М. Игнатьева (см. ПРИЛ.3)

Продолжать формировать представление о дружбе и о добром отношении к окружающим;

Развивать память и чувство ритма в стихотворении.

ДЕКАБРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Индивидуальная беседа с детьми (Катя Ц, Лев Б., Вероника Р, Костя О.) « Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?» (см. ПРИЛ.2)

Формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к взрослым;

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.

2.

Викторина «Красноярск - мой родной город»

Развивать мышление;

3.

Рассматривание картин местных художников

Учить обращать внимание на все содержание изображения;

Познакомить с творчеством художников Красноярского края;

Воспитывать любовь к природе, изображенной на пейзажах художников.

4.

Чтение художественной литературы. «Россия» Г. Цыферов

Воспитывать положительное отношение к народам нашей страны;

ЯНВАРЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Карасик» Н.Носов.

«Почему» В. Осеева

Воспитывать честность и справедливость;

Формировать умение сравнительной оценки двух поступков (на примере двух рассказов);

Познакомить с художественным произведением русского писателя.

2.

Чтение художественной литературы. «Кукушка» (ненецкая сказка)

Воспитывать чуткость, заботливое отношение к матери;

Формировать представление о том, что жестокость людей справедливо наказывается;

Познакомить с художественным произведением русского писателя.

3.

Рассматривание памятников г. Красноярска

Познакомить с памятниками родного города;

Воспитывать положительное отношение к городской архитектуре;

Развивать память.

4.

Викторина «Места родного города»

Продолжать формировать представление о местности родного города;

Воспитывать любовь к родному городу;

Воспитывать интерес к совместной со сверстниками деятельности.

ФЕВРАЛЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Почему армия родная» А. Митяев

Воспитывать уважение и благодарность воинам Российской Армии;

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей;

Воспитывать любовь к художественной литературе.

2.

Чтение художественной литературы. «На заставе» А. Барто

Воспитывать интерес и уважение к воинам;

Формировать представление о службе пограничников;

3.

Индивидуальная беседа «Мой город»

Формировать представление о профессиях людей нашего города;

Формировать представление о географическом положении города;

Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

Продолжать воспитывать любовь к малой родине.

4.

Лепка «Мой дворик»

Воспитывать положительное отношение к месту, в котором проживаешь;

Формировать представление об архитектуре городских дворов;

Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.

МАРТ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Айболит» К.Чуковский

Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду;

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

2.

Чтение художественной литературы. «Серебряное копытце» П. Бажов

Воспитывать доброту;

Формировать представление о доброте и отзывчивости;

Воспитывать положительное отношение к художественной литературе русских писателей.

3.

Оформление выставки «Родной Красноярск»

Воспитывать гордость за свою Родину;

Продолжать формировать представление об отличии нашего города от других городов;

Воспитывать положительное отношение к своему городу.

4.

Рассматривание фотографий Государственного природного заповедника «Столбы»

Формировать представление о национальном достоянии;

Воспитывать любовь к природе;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

АПРЕЛЬ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак

Воспитывать чувства уважения, гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки;

Формировать представление о смелости и скромности.

Продолжать знакомить с произведениями русских писателей.

2.

Чтение художественной литературы. «Финист -Ясный сокол» обраб. А. Платонова

Формировать представление о честности и справедливости;

Формировать представление о добре и зле;

Воспитывать положительное отношение к литературе.

3.

С/и «Волшебные слова»

Воспитывать доброе отношение к окружающим;

Пополнить словарный запас «волшебными» словами;

Учить использовать «волшебные» слова в речи.

4.

Просмотр видео-ролика о парке флоры и фауны «Роев Ручей»

Формировать представление о парке;

Воспитывать любовь к растениям и животным;

Продолжать развивать бережное отношение к окружающему миру.

МАЙ

№п / п Мероприятие Программные задачи

1.

Чтение художественной литературы. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рус. нар. Сказка в обраб. М Булатова)

Воспитывать у детей добрые чувства;

Воспитывать у детей умение характеризовать литературные образы и выказывать свое отношение к ним;

2.

Посещение Краеведческого музея

Воспитывать гордость за свой родной край;

Формировать представление о том, что представлено в музее;

Познакомиться с историей родного края.

3.

Рассматривание «Красной книги животных России и Красноярского края»

Формировать представление о том, кто занесет в Красную книгу и каким должно быть отношение к особям, занесенным в эту книгу;

Воспитывать гордость за свой край.

4.

Чтение художественной литературы. «Серая Звездочка» Б.Заходер

Воспитывать гуманное отношение к окружающему;

Формировать представления о добре и зле;

Воспитывать положительное отношение к художественной литературе.

Работа с родителями по нравственному воспитанию детей

Формы и методы работы с родителями

  • индивидуальные беседы
  • памятки
  • консультации
  • мастер-классы
  • демонстрационный материал (папки-передвижки, информационный уголок)

«Телевидение в жизни вашего ребенка»

«Учите детей быть вежливыми»

«О культуре поведения»

«Пример окружающих в воспитании детей»

«Учите детей любить природу»

«О честности и правдивости»

«Воспитание культуры поведения детей в семье и детском саду»

«Формирование волевых качеств»

«Нравственное воспитание ребенка - основа формирования будущей личности»

«Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект игры - занятия на тему: «Русь, Россия, Родина моя»
в старшей группе

Программные задачи:

  1. закрепить знания детей о нашей стране, о нашем регионе;
  2. продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
  3. систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
  4. учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  5. воспитание положительного отношения к народам нашей страны;
  6. воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

Предшествующая работа:

  1. разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
  2. чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;
  3. чтение стихотворения «Россия» Г. Цыферов;
  4. рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края,
  5. прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Ход игры - занятия:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чем эта песня?

Дети: (о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель: Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родных местах. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательные произведения о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: (это мой дом, мой поселок, моя семья, моя мама и я, моя страна…)

Воспитатель: Вы правы, ребята, все это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой поселок). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру - соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Силачи»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них - «Географический». Вам необходимо на географической карте ХМАО показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети: (дети выполняют задания)

Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап - «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется...

Дети: (Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от других?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель: гимн Российской Федерации - это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель: Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб - у нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон - это зло, которое есть на земле. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Наш флаг еще называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель: На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

Дети: Родина - это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род - обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родень - главный город племени россов - славян; он назван в честь бога Рода.

Родить - значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич - родственник, член рода, одной крови.

Родня - это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

Дети: (исполняют русский народный танец)

Воспитатель: черёд настал задать вам вопросы.

  1. Назовите рода войск Российской армии.
  2. Чем отличаются рода войск друг от друга?
  3. Назовите военную технику.
  4. Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?
  5. А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?
  6. В каких войсках хотели бы служить мальчики?

Воспитатель: Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы! Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети: (исполняют изученные песни)

Подведение итогов:

Ребёнок:

Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.

Конспект занятия на тему: «О, Русь моя!» в старшей группе

Программные задачи:

  1. расширять и углублять представления детей о нашей стране, о традициях славянского народа;
  2. воспитывать интерес, уважение к этим традициям;
  3. развивать познавательный интерес у детей;
  4. продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через игры, песни, пословицы и поговорки;
  5. воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря:

Славяне, молодцы, девицы, богатыри, полководцы; лачужка, изба; полон - плен; предки, символ, суеверные, привечать, странники, немощный старец, князь, поколение, дружина, сжечь дотла, стан - лагерь, миновала, лютые - жестокие, злые, гостеприимные, холст.

Подготовительная работа:

  1. чтение былин;
  2. рассматривание иллюстраций к былинам;
  3. разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр.

Ход занятия:

(Дети с песней и танцем «Моя Россия» входят в зал, затем садятся на стулья.)

Воспитатель: Ребята, какую хорошую песню и танец вы исполнили. Спасибо, вам! А вы знаете, как называется страна, в которой мы с вами живём?

Дети: Россия

Воспитатель: Россия - это наша с вами Родина. А что значит слово «Родина»?

Дети: это где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это и детский сад;

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.

Слышишь песенку ручья -

Это Родина моя!

Детский сад, мои друзья -

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я

Это - Родина моя!

Воспитатель: Наша Родина большая, богатая и красивая. В ней много городов, сёл, деревень, станиц.

Но давным-давно в нашей стране не было ни больших городов, ни каменных многоэтажных домов, в которых мы сейчас живём, ни больших сёл - станиц. Были только густые да дремучие леса, чистые реки, просторные поля, в которых жили дикие звери и плавали разные рыбы.

А по берегам рек, далеко, далеко друг от друга стояли бедные маленькие лачужки, избы. В них жили наши предки - мирные, трудолюбивые люди - славяне.

Дети: Славяне любили природу, верили ей, любовались ею. Считали они, что солнце - это жар-птица, мороз - это Кощей Бессмертный, вьюга - это Баба Яга.

Воспитатель: Верно. А кто из вас знает, помнит какие либо приметы, поговорки связанные с этими языческими символами.

Дети: Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает, - и в правду как вьюга кружит; А я знаю, что молнию считали Змеем Горынычем и говорили: «Змей кому-то деньги понёс»; Солнце не померкнет, народ не сломится; Солнце не закроешь, а правду не скроешь.

Воспитатель: Много вы всего вспомнили, молодцы! Славяне были добрыми и суеверными, т. е. верили в разные приметы, природные явления которые для них были предсказаниями будущего.

Дети: вы нам читали, что славяне много пахали и трудились: строили избы, ткали холсты, книги церковные переписывали. Стучали по Руси мирные топоры, а в других странах оружие делали.

Воспитатель: Всё верно. Память у вас хорошая. Всех обошла Русь по образованности. Славяне первыми из поколения в поколения передавали песни, сказки, былины, в которых прославляли великих князей и их дружины. Описывали их ратные подвиги в былинах, но назывались они другими именами и наделялись волшебной силой, мудростью, огромной любовью к Родине. Вы могли бы сейчас вспомнить богатырей Руси?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Святогор, Еруслан Лазаревич, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Ну-ка! Молодцы! Мальчики-богатыри, выходите на поле силами меряться, как делали это славные богатыри в своём детстве.

Игры: «Вытолкни из круга», «Бой в обруче»

Ах, и удалые у нас молодцы в группе.

Дети: Любили славяне и повеселиться. Были у них гусли, и гудок, и дудочки. Девицы как навьют венков из цветов полевых, да как пойдут в хоровод - все ими любуются. А о молодцах-богатырях шла добрая слава по белому свету, что не боятся они ни зверя лютого, ни гада ползучего.

Воспитатель: Да всё то вы у меня помните, ничего не забыли. Молодцы! Ребята, давайте мы с вами вспомним и поиграем в русскую народную хороводную игру «Утица»

Дети: Славяне были гостеприимным народом. Они гостей встречали-привечали. Когда к ним заходили странники, они приглашали их войти в избу, откушать угощения. Для гостей ничего не жалели. Что было в доме тем и угощали, и на дорогу давали.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! А ещё славяне жили большой дружной семьёй - это и отец с матерью, и их дети, и дети их детей. Все земли Руси были поделены на княжества. И каждый князь имел дружину, и обязан был защищать свой народ от врагов. А народ почитал князя и слушался его.

Врагов у славянского народа было предостаточно. Все они хотели завоевать земли славян, а их взять в полон. Одним из злейших врагов в то далёкое время был татаро-монгольских хан.

(инсценировка «Авдотья-Рязаночка»)

Ребёнок: Напали на славянское поселение татары. Были они небольшого роста, широкоплечие, коренастые, с большими бритыми головами, узкими раскосыми глазами. Жестокие они были: саблями рубили и детей малых, и девушек, и женщин, и стариков немощных, поджигали дома и в сёлах и городах - сжигали всё дотла.

Всё вокруг горело. Стонала русская земля!

Воспитатель: Вот так начинается история об Авдотьи-Рязаночке.

Хвастал хан Батый:

Как сожгу сперва я Русь,

Так и к немцам доберусь.

И со всей своей ордой -

Налечу на них грозой.

Ребёнок: Напал хан Батый на землю русскую, рязанскую. Много людей погубил, много в полон увёз. Ни одного не осталось в живых, и ушёл в степь раздольную. А где в это время была Авдотья-Рязаночка, теперь уже ни кто не знает и не скажет.

Ребёнок: А когда вернулась она в сожжённый город свой, то горько зарыдала. Взяла она чистую одежду и пошла, искать своего мужа, сына да брата.

Воспитатель: Среди убитых искала своих родных - не нашла. Среди сожжённых - не нашла своих близких. Догадалась Авдотья-Рязаночка, что взяли родных ей людей в полон враги лютые. Долго-ли, коротко-ли шла никто не знает. Прошла Авдотья-Рязаночка и звериные заставы - не тронули её звери, разбойничьи заставы прошла - не тронули её разбойники. Миновала все преграды. И, наконец предстала перед окаянным ханом Батыем.

Хан Батый: Кто такая? Зачем пришла?

Авдотья-Рязаночка: Авдотьей меня зовут - прозывают. Да уж не милости у тебя просить пришла я, а судить тебя. Зачем разорил мой дом, полонил сына, мужа да брата? Отдай их мне!

Хан Батый: Что-ж, баба рязанская, ступай в мои обозы, ищи своих пленников.

Воспитатель: Рванулась Авдотья, как птица, но остановил её хан.

Хан Батый: Погоди! Сорви сначала цветок любой. Искать будешь покуда цветок не завянет. Не успеешь за то время найти, сама рабой моей станешь.

Авдотья-Рязаночка: Горькая твоя милость, хан. Условие твоё принимаю. Но и ты своё слово держи!

Воспитатель: Сорвала она жёлтый цветочек на длинной ножке. День ходит, другой ходит. А цветочек не то что завял, а ещё ярче стал, распустился, краше стал. Увидал хан цветок, удивился, глазам своим не поверил.

Ребёнок: долго искала Авдотья-Рязаночка своих родных. Наконец-то их нашла, одела в чистые рубахи и к хану повела.

Авдотья-Рязаночка: Вот хан родные мне люди. Отпусти их! Я выполнила твоё условие. Держи и ты своё слово.

Хан Батый: Твоя взяла, уходи на Русь. Да только одного из них я отпущу. Выбирай, кого хочешь взять с собой?

Воспитатель: Страшный выбор стал перед Авдотьей.

Авдотья-Рязаночка: Не смотри на слёзы мои, а слушай рассуждения мои:

Я молода и снова могу выйти замуж.

Будет у меня муж, родится и сын - постоять за Русь.

Но нет у меня матушки, нет у меня батюшки, значит, не будет никогда у меня брата.

А без брата на Руси человеку нельзя быть.

Без родной кровной родни не отстоять земли русской.

Отпусти со мной брата, хан!

Хан Батый: Удивила, ты меня баба русская! За твою мудрость отпускаю я с тобой и брата, и сына, и мужа. Ступай с моих глаз.

Ребёнок: Давно это было, но и сейчас цветёт на Руси цветок по имени Бессмертник.

Воспитатель: Долго ещё ползали и рыскали, как звери, по русской земле: то зелёной, то в золотом убранстве, то в заснеженных одеяниях. Не только татаро-монгольская орда досаждала нашим предкам. Были и другие враги, которые посягали на Русскую землю, на русский народ. Но были всегда на Руси герои-воины, которые защищали нашу землю от врагов.

Девиз воинов-защитников был и будет вовеки веков: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

А каких русских полководцев, вы, сможете вспомнить?

Дети: Александр Невский - он сражался с немецкими, тевтонскими орденами; Дмитрий Донской; Суворов и Кутузов - они воевали с французским Наполеоном; Жуков, Рокоссовский - воевали с фашистскими захватчиками.

Воспитатель: Да, не удалось никаким врагам поставить на колени русский народ. Напомните нам ещё раз девиз Александра Невского

Дети: «Кто пришёл к нам с мечом, тот от меча и умрёт».

Ребёнок:

Слава! Слава! Родной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнца красного

Над Россией нашей!

(В завершении занятия звучит гимн России. Дети слушают гимн стоя)

Конспект занятия на тему: «Граница» в старшей группе

Программные задачи:

  1. воспитание интереса и уважения к воинам;
  2. формирование представлений о службе пограничников;
  3. развитие словарного запаса детей, познавательного интереса.

Активизация словаря: Пограничник, часовой, застава, граница.

Предварительная работа: Рассматривание физической карты мира с обозначенными границами Российской Федерации.

Ход занятия

Дети прослушивают музыкальную композицию «У высоких берегов Амура».

Воспитатель: Ребята, на нашем сегодняшнем занятии речь пойдет о солдатах охраняющих рубежи нашей Родины, о пограничниках (часовых). Послушайте стихотворение А. Барто «На заставе», а потом мы о нем поговорим.

  • Как называется стихотворение, о ком и о чем оно?
  • Что такое застава?
  • Как в стихотворении говорится о заставе?
  • Кто такие пограничники?
  • Кто прибежал к пограничникам? (мальчик)
  • Что мальчик рассказал пограничникам?
  • Как об этом говорится в стихотворении? (дети вспоминают строки из стихотворения)
  • Чем окончилась тревога на заставе?
  • Вспомните, что сказал начальник мальчику?

(Воспитатель читает стихотворение еще раз, дети по желанию повторяют его за ним.)

Воспитатель: Теперь посмотрите на эту картину, как вы думаете, как она может называться? (дети предлагают свои варианты)

Воспитатель: Называется она «Пограничник», а написал ее художник Б.Окороков. Я предлагаю вам составить небольшой рассказ по этой картине (вызываются 2-3 детей для составления рассказа).

Воспитатель: Молодцы, все сегодня хорошо поработали, узнали много нового и интересного: пограничники - это солдаты, охраняющие рубежи нашей Родины, покой и сон простых людей. Служба пограничников интересна, тяжела и очень ответственна, все пограничники смелые, отважные, находчивые, выносливые бойцы и я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к стихотворению «На заставе». (Рисование можно провести в свободное от занятий время)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Беседа

«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем:

«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».

«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин...

Как вы думаете? Можно сказать так:

Будьте добры.

Будьте любезны.

Если Вас не затруднит.

Помогите мне, пожалуйста.

Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

Беседа

«Как можно узнать настроение человека?»

У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

Почему бывает так грустно?

Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

Каким бывает лицо у такого человека?

Как вы можете поднять настроение?

Как можно спросить о причине плохого настроения?

Если человеку просто хочется побыть одному?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

Как погода действует на настроение человека?

Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему. Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра - эстафета: «Добрые слова»

Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.

Стихотворение «Все мы дружные ребята…»

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло

М. Игнатьева

You have no rights to post comments

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

Татьяна Банькова
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Сегодня становится все понятней, что отказ от Православных ценностей приводит к печальным последствиям – теряется духовность и как следствие нравственность общества.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. В наше время воспитание духовной личности на основе Православных традиций должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса может быть священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Данная методическая разработка отражает цели и задачи, формы работы с детьми и родителями, календарное планирование по теме русские православные праздники. И помогает наиболее эффективно организовать педагогический процесс духовно -нравственного развития детей в ДОУ .

Основой методической разработки послужили следующие программы :

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва Мозаика-синтез 2012 г.

Учебно-методический комплект для малышей

Людмила Леонидовна Шевченко. Серия :

Духовно -нравственное образование в детском саду

Издательство : Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества. Год издания : 2011.

дошкольных

образовательных учреждений «Знакомство детей с русским

Бударина, Л. С Куприна, О. А. Маркеева, и др. Издание

третье, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург

«Детство-Пресс» 2008

Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений «Воспитание сказкой » . Автор

О. М. Потаповская, Л. П. Гладких, И. П. Макеева и др.

Серия : «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста ». Москва 2002

Задачи и цели :

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к русским традициям и истории.

2. Ввести детей в круг основных православных праздников, познакомить с особенностями их подготовки и проведения.

3. Формировать внутренний мир ребенка на основе классической музыки, постановки театральных представлений на православные сюжеты.

4. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно -нравственного содержания.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки

6. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, мирно разрешать конфликты.

7. Помочь семье в формировании духовно богатой личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной культуры.

Для реализации данных целей и задач предлагаются следующие методы : наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время :

Показа сказок (педагогами, детьми) .

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Экскурсий.

Словесно-образный метод :

Чтение сказок и стихотворений с последующим обыгрыванием, драматизацией.

Беседы с элементами диалога.

Проведение народных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала музыкальным руководителем, педагогом по театру.

Загадки, потешки, пословицы

Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после занятия-утренника)

Ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественская игрушка, пасхальная выставка и т. д.)

Формы работы с детьми и родителями :

Беседы, встречи со священником.

В основу бесед положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Беседа сопровождается видеорядом, а также соответствующими теме иллюстрациями.

Экскурсии совместно с родителями, посещение кружка «Основы православной культуры»

Художественное творчество, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей , изготовление подарков, открыток к празднику

Организация музыкально-театральной деятельности (доминантные, интегрированные занятия, постановка детских сказок-спектаклей на христианскую тему, слушание образцов духовной музыки )

Семейные, праздничные встречи :

«День Матери» , «Гордимся отцами» , «Домашний театр»

Консультации для родителей, анкетирование родителей.

Утренники, праздники, развлечения

Утренники проводятся в форме увлекательной игры, беседы, с участием родителей в театральных постановках, играх, обрядах,- в атмосфере песенного и танцевального фольклора. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом : на Благовещение жаворонки из теста, на Пасху – куличи, на Рождество – конфеты- пряники, на Покров – пироги и т. д.

Годовое тематическое планирование .

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме духовно-нравственное воспитание в семье .

Консультация для родителей «Духовно -нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении.»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Подготовка к празднику Разучивание стихов, русских народных игр, песен, хороводов. («Коршун и воробушки» , «Карусель» , «Ай тари-тари» , песни «Как у наших у ворот» , «Где был Иванушка?» , инсценирование песен «Было у матушки 12 дочерей» , «Солдатушки, бравы ребятушки» )

Предварительная беседа, рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. Рассматривание Иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского

Театральная постановка «Шарф-покров» .

Художественное творчество на тему : «Покров» , «Осень» .

Беседа о честности, любви, доброте. (Добрый мир)

Подготовка к празднику «Георгий Победоносец» . Беседа с детьми о святом Георгии Победоносце. Рассматривание иконы Георгия Победоносца на коне, его изображение на гербе России, на флаге города Дмитрова.

Чтение сказок, былин о русских богатырях.

Постановка спектакля «Белый город, или как Егорий Змея Горыныча победил» с участием родителей.

Подготовка к Рождеству. Работа над спектаклями духовного содержания «Волшебные превращения трех снежинок» , «Царь Ирод» , «Накануне Рождества» , «Три дерева»

Слушание «Утренняя молитва» , «В церкви» из детского альбома П. Чайковского

Участие педагогов в кукольных спектаклях для детей : «Морозко» , «Рождественский вертеп» , «Про царя Ирода» .

Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником» .

Разучивание рождественских песен «Рождественская бесконечная» , «Яркая звездочка» ,«Рождество Христово» , «Ой ты зимушка - Сударушка» , календарных обрядовых песен : «Коляда, коляда, ты подай пирога» , «Как пошла коляда» «Щедрик -ведрик»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Конкурс «Рождественская игрушка»

Посещение храма, беседа об истории происхождения праздника Рождества Христова. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) .

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений : «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского, постановка спектакля «Царь Ирод»

Слушание рождественских песен : «Рождество христово, ангел прилетел» , церковных рождественских песнопений.

Художественное творчество на тему : «Ангел»

Концерт «Рождество Христово» .

Беседа «Добрые дела» («Добрый мир» )

Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.

Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»

Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Постановка спектакля вместе с родителями «Добрыня и Змей Горыныч»

Участие в праздновании «День наших пап-защитников Отечества»

Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

Участие детей в инсценировках , музыкальных спектаклях, основанных на нравственном выборе между добром и злом. Выводы самих детей о добром поведении (не зазнавайся, умей прощать, будь честным, жалей братьев меньших)

Беседы, посвященные празднику Благовещение – история возникновения праздника. Просмотр видеоряда «С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес»

Разучивание песен «Ой кулики, жаворонушки» , «Идет матушка весна» «Вот уж зимушка проходит» , игр с песнями «Ой сад-виноград» , «Заря-заряница» , «Летели две птички» .

Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова

Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» , (в конце празднования дети выходят на улицу и выпускают птичек в небо)

Художественное творчество, рисование на тему «На волю птичку выпускаю»

Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника. Разучивание песни «В воскресенье вербное» , «Танца с вербочками» .

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Слушание пасхального праздничного канона «Христос воскрес из мертвых»

Разучивание песен «Воскресение» , «Пасхальная песенка»

Занятие-беседа о празднике Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора Тиберия»

Утренник «Светлая Пасха»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.