План-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему: Конспект ООД по рисованию "Матрешек русских хоровод". Конспект НОД во второй младшей группе «Матрешек русский хоровод познавательное занятие в старшей группе

Ольга Слепченко

Интеграция образовательных областей :

художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, музыкально – художественная.

Цели деятельности педагога : учить рисовать кончиком кисти точки и линии,разные по толщине, развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине, воспитывать эстетический вкус, самостоятельно выбирать цвет для рисунка, учить выполнять ритмические танцевальные движения под музыку, упражнять в выполнении общеразвивающих упражнений, ходьбе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника :

Проявляет интерес к выполнению комплекса игровых, физических упражнений, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение («Веселые матрешки » , муз. Ю. Слонова,сл. Л. Некрасовой, активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русский хоровод » , участвует в выставке детских работ.

Материалы и оборудование : игрушки (кубики, кукла, матрешки разной величины ) ; фигурки (заготовки) матрешек для фланелеграфа ; гуашь разного цвета, салфетки, заготовки матрешек (раздаточный материал для детей, мольберт, мешочки, аудиозапись «Веселые матрешки » (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой) .

Предварительная работа : игра с матрешками , рассматривание узоров на них .

Создание организованной деятельности детей.

Дети входят в группу .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!

Перед детьми на столе лежат кубики разной величины и цвета, кукла, матрёшки разной величины .

В. А теперь,ребятки,отгадайте-ка мою загадку,а отгадка находится перед вами на столе среди этих предметов.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В. Дети, найдите эту игрушку на столе. Правильно,это матрёшка ! Русская народная игрушка . Символ нашей Родины-России. Одна большая,а внутри неё находятся ещё подружки (По ходу открываю матрёшку и ставлю рядом все матрёшки .)Вот какие они нарядные наши подружки!Все так похожи друг на друга!Можно сказать,что они сестрички или нет (да) А чем они отличаются друг от друга (ростом)

В. Покажите, где самая большая матрешка (где самая маленькая?

Дети показывают и отвечают полными ответами на вопросы воспитателя.

Молодцы,справились с заданием.

В. А у меня в трёх мешочках лежит по одной матрёшке :надо отыскать самую маленькую и самую большую. Проводит игру «Чудесный мешочек» (дети на ощупь отыскивают самую маленькую, большую матрешки ).

Какие молодцы!И с этим сложным заданием справились!А справитесь ли ещё с одним?

В. Дело в том,что к нам в детский садик привезли матрешек , которых не успели раскрасить на фабрике мастера. Посмотрите на одну из них (прикрепляю на доску) И лицо нарисовано,и красивый платочек раскрашен,а вот платье не раскрашено! Матрёшкам так обидно ,ведь у их подружек (показываю на игрушку) такие красивые наряды. Матрешки просят нас раскрасить их наряды. Давайте поможем им?

Какой же узор подойдёт для украшения платьев?Я для своей матрёшки придумала вот такой (рисую полоски разной толщины и цвета и точки между ними. Обращаю внимание детей на то, что толщина линии зависит от степени нажима на кисть).

В. Посмотрите, что у меня получилось, матрешка даже повеселела . А ваши матрешки все еще грустят , давайте украсим их платья. Но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчики-пальчики будут рисовать (сжимают и разжимают пальцы)

Платьице матрёшкам будут украшать (хлопают)

Дети выполняют рисунок гуашью с помощью кисточки. Воспитатель оказывает помощь тем,кто испытывает затруднения, поощряет детей.

В. Посмотрите,как повеселели матрешки . Они вам очень благодарны и теперь приглашают нас в гости поиграть и поплясать в хороводе .

Воспитатель предлагает поиграть в подвижные игры – упражнения :(по 2 раза) - Ой, ребята, посмотрите, Матрешка сама пришла нас встретить. Давайте поздороваемся с ней (здороваются) .

*«Идем в гости к матрешкам » ;-ходьба за воспитателем в колонне по одному.

* «Украсим комнату шарами» ;стоя в кругу :ладони возле рта в виде шара,подули в ладошки,постепенно разводя их,будто надуваем шар,подкинули воображаемый шар вверх. И опять надуваем шар.

* «Матрёшки любят чистоту ,покажем им чистые ручки» .-вытянуть ручки вперёд,повернуть ладонями вверз-вниз,опустить руки.

* «Кланяемся матрёшкам » -ноги на ширине плеч,руки внизу :наклониться,отвести рки назад,выпрямиться.

Ребята,матрёшки очень весёлые ,любят танцевать,водить хоровод . Давайте и мы вместе с ними заведём хоровод .

Матрешки вместе с детьми заводят танец – хоровод : «Веселые матрешки » (муз. Ю. Слоновой, сл. Л. Некрасовой) .

Игра – упражнение «Возвращение домой» .-ходьба в колонне по одному.

В. Дети, как весело мы с вами провели время!И матрёшкам помогли ,и повеселились вместе с ними. А наши гости с удовольствием на нас смотрели. На этом наше занятие окончено. Скажем «До свидания!» нашим гостям.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЦКМ во второй младшей группе «Веселые горошины» Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЦКМ) (Формирование целостной картины мира). Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе 2–3 лет Тема: «Теремок» Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе 2-3 лет Тема: «Теремок» Интеграция образовательных областей:.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Весёлые матрёшки (хоровод)» (Рисование декоративное)

Цель: Вызвать интерес у детей рисовать народную игрушку – матрёшку.

Задачи:

    Познакомить детей с матрёш­кой как видом народной игрушки (исто­рия создания, особенности внешнего ви­да и декора, исходный материал и спо­соб изготовления, наиболее известные промыслы - семёновская, полховмайданская).

    Учить рисовать матрёшку с на­туры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформле­ния «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).

    Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к на­родной культуре, эстетический вкус.

Материалы, инструменты, оборудо­вание: Листы бумаги белого цвета, про­стые и цветные карандаши для контур­ного рисунка, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и ма­терчатые. Две-три матрёшки для использования на занятии в качестве натуры. Таблица с элементами растительного орнамента. Технологическая карта по декоратив­ному рисованию «Матрёшка».

Альбомы «Весёлые матрёшки» для детского художественного творчества из серии «Наш вернисаж» (автор И.А. Лы­кова).

Ход занятия.

1.Орг. момент.

Отметить отсутствующих;

Сообщение темы занятия.

2.Вступительная беседа.

Педагог читает детям стихотворе­ние Г. Лагздынь «Семь красавиц распис­ных»:

На крыльцо резной избушки

Вышли бойкие подружки:

Семь красавиц расписных!

Все в платочках кружевных!

Все в передниках цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Как зовутся те подружки –

Деревянные игрушки?

Из семи осталось - пять!

Из пяти вдруг стало - три!

А из трёх? Одна, смотри!

Где же спрятались подружки,

Те, что вышли из избушки?

Педагог показывает детям снача­ла одну семиместную матрёшку (как на­глядную отгадку на загадку), обыгрывает сюжет стихотворения, собирая матрё­шек. Затем выставляет три-четыре мат­рёшки (по разному оформленные), и рассказывает в доступной для детей форме историю создания этих необыч­ных деревянных игрушек.

3. Объяснение нового материала.

Сегодня на занятии будем рисовать матрёшек, будто мастера-игрушечники. Выставляет две-три матрёшки в удобных для обзора местах и конкретизирует творческую за­дачу: «Мы с вами будем рисовать матрё­шек с натуры, как это делают настоящие художники, если хотят очень точно нари­совать какой-то предмет. Вот натура (по­казывает матрёшек). Мы постараемся передать особенности внешнего вида -форму тела, черты лица, «одежду» и кра­сивый узор, чтобы матрёшки на наших рисунках были похожи на настоящих -деревянных, расписных, нарядных и ве­сёлых.

Педагог направляет восприятие деть­ми матрёшек вопросами и обрисовываю­щими жестами, отмечая обобщенную (стилизованную) форму тела (если есть деревянная болванка - «бельё», показы­вает детям, чтобы они могли рассмотреть «чистую» форму матрёшки, не отвлека­ясь на яркое оформление). Затем пока­зывает последовательность рисования матрёшки (с натуры):

4. Практическая работа.

Дети размещают листы белой бумаги вертикально, берут простые или цветные карандаши и, сверяясь с натурой, делают наброски (эскизы). Педагог отмеча­ет, насколько верно переданы общие очертания и пропорции матрёшки, под­сказывает, где, что и каким образом нуж­но поправить. Затем дети выполняют ра­боту гуашевыми красками. Педагог сове­тует обращаться к таблице с вариантами растительных элементов и к технологи­ческой карте, напоминающей последо­вательность рисования.

Задачи:

  • Расширять представление детей о Матрешке как кукле - сувенире России, о любимой игрушке наших предков.
  • Приобщать детей к восприятию декоративно - прикладного искусства средствами музыки и рисования; закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования - пальчиком.
  • Развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие способности детей.
  • Воспитывать уважение к труду народных умельцев, любовь к Родине и ее национальным традициям.

Материал:

Игрушка Матрешка;

Бумажные трафареты матрешек желтого цвета, краска гуашь: красного, белого, зеленого цветов, салфетки влажные;

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». Под музыкальное сопровождение дети «цепочкой» входят в зал и становятся в круг.

Воспитатель. Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости, здравствуйте.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное.

А ну, отгадайте. Что это такое?

(Загадываю загадку.)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Дети. Русская Матрешка.

Воспитатель. Правильно! (Показываю матрешку.) Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. О ней, как о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире - ни один турист не уедет из России без куклы- сувенира. Ребята, а как вы думаете, сколько лет Матрешке?

Дети. Много, наверное, сто лет.

Воспитатель. Матрешке исполнилось 120 лет. Раньше ее звали Мотя, Марена, а сейчас ласково, с любовью - Матрешечка.

С Матрешкой можно говорить,

Все секреты ей открыть,

Спеть ей песенку простую

Сказку тихо рассказать,

С Матрешкой можно поиграть.

(Открываю и достаю первую Матрешку).

Воспитатель. Вот мы сейчас и поиграем с этой Матрешкой.

Проводится музыкальная игра «Матрешечка».

Воспитатель.

Ой, Матрешки, вы Матрешки

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте

Пляску начинайте.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь. (Говорком.)

(После игры садятся на стульчики.)

Воспитатель. (Открываю следующую матрешку.)

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, Матрешки?

А для этой Матрешки наши дети исполнят частушки.

Эй, Матрешки - хохотушки,

Запевайте - ка частушки.

(Девочки - Матрешки поют частушки.)

Первая девочка.

Мы - матрешки, мы- подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

Вторая девочка.

Ох, уж у Матрешки

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

Третья девочка.

Я – Матрешка - сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

Четвертая девочка.

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

Все вместе.

Мы Матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки- невелички

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

Воспитатель. Ай да Матрешки, ай да молодцы!

(Хвалю детей и достаю следующую Матрешку – третью.)

Воспитатель. А у этой Матрешки много подружек. Это Матрешки, которые лежат у нас на столах. Их можно оживить, если расписать.

Сегодня вы станете мастерами - художниками и сами распишите матрешек. Я приглашаю вас на фабрику по росписи игрушек и изготовить куклу - сувенир.

(Воспитатель приглашает детей на фабрику по росписи игрушек - за столы.)

Воспитатель. Вот ваши рабочие места. Давайте рассмотрим, что находится на столах.

(Дети перечисляю все предметы, которые находятся на столе.)

Дети. На столе лежат бумажные трафареты Матрешек; стоят краски: красная, белая, зеленая; влажные салфетки в розетке.

Воспитатель. Ребята, а вы обратили внимание, что на столе нет кисточек. А выполнять эту работу мы будем необычным способом - расписывать Матрешек мы будем не кисточкой, а указательным пальцем руки. Давайте вспомним, как мы это делали.

Что мы делали сначала?

Ребенок. Мы обмакиваем пальчик в белую краску и примакиваем к Матрешке - это середина цветка. Затем вытираем палец.

Воспитатель. Нарисовали серединку. Кто расскажет, что мы делаем дальше?

Ребенок. Кончиком пальца, вокруг серединки, нарисовали лепестки цветка. Получился цветок.

Воспитатель. А теперь подумайте, как можно дополнить узор на сарафане у Матрешки.

Но прежде чем приступить к работе по росписи куклы- сувенира, разомнем пальчики.

(Воспитатель предлагает пальчиковую гимнастику.)

Проводится пальчиковая гимнастика:

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим,

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали - сжали,

Кулачки разжали - сжали.

Вот и пальчики размяли.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

А сейчас мастера

За работу всем пора.

(После пальчиковой гимнастики приглашаю детей приступить к работе.)

Дети самостоятельно расписывают Матрешек под музыкальную аудиозапись русской народной мелодии «А я по лугу».

(После завершения росписи подвожу итог.)

Воспитатель. Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера - художники! А вам понравилось расписывать Матрешек?

Дети. Да, очень понравилось.

Воспитатель. Вот какие красивые сувениры у нас получились. А теперь положим их на отдельный стол, чтобы высохли. А затем мы можем отправить Матрешек на ярмарку сувениров для туристов.

(Дети садятся на стульчики. А я достаю последнюю Матрешку, которая приглашает всех на веселый хоровод).

Воспитатель. А для этой Матрешки мы станцуем хоровод.

Добры молодцы, красны девицы.

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь,

Будем за околицей гулять,

Будем весело плясать.

Выходите, выходите,

В хоровод становитесь.

Проводится хоровод «Травушка- муравушка».

(По окончании дети остаются в круге.)

Воспитатель.

До свиданья, до свиданья,

Маленькие крошки.

До свиданья, до свиданья,

Русские Матрешки!

(Под музыкальное сопровождение русской народной мелодии «Во поле береза стояла» дети цепочкой уходят из зала.)

МБОУ «Тюльпанская основная общеобразовательная школа»

Оренбургской области Первомайского района

Творческий проект

«Матрешки

водят хоровод»

Подготовили: учитель

информатики и изобразительного

и учащиеся 2-3 класса

Творческий проект "Матрешки водят хоровод"

Продолжительность проекта: краткосрочный (четыре недели)

Тип проекта: творческий, образовательный

Участники: учитель, дети, родители

Возраст детей: 8 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрешки?

Цель проекта: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Задачи: 1. Для детей: познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей; систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки; развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового; развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд; содействовать развитию творческих способностей детей. 2. Для педагога: способствовать творческой активности детей, умение использовать в исследовательских целях сеть Интернет; создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности; вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс. 3. Для родителей: приобщать к истокам русской народной культуры; систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки; принимать активное участие в образовательном процессе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: - развлечение для детей с участием гостей «Матрешки водят хоровод». - Мастер - класс по созданию авторской матрешки.

Продукты проекта: коллективный альбом о видах росписи матрешек «Народная игрушка»;  выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»; 

миниэкспозиция предметов прикладного творчества. картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек; электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты по проекту: 

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный:

    определение объектов изучения;

    создание микрогрупп для работы над проектом;

    получение плана-задания микрогруппами;

    приобретение материалов для изодеятельности;

Исследовательский:

    работа в сети Интернет по подбору необходимого материала;

    ознакомление с историей матрешки;

    изучение художественных элементов;

Практический:

    создание папки-подборки о видах матрешек;

    сбор – коллекции матрешек;

    выполнение рисунков матрешек;

    изготовление книжки-раскладки Русская матрешка;

    разучивание песни Матрешка;

Заключительный:

    обобщение результатов работы;

    проведение игрового занятия по итогам проекта;

    презентация проекта;

Методическое обеспечение проекта:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993. Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982, Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год, Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

История возникновения матрешки

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Имя Матрена,Матреша считалось в России самым распостраненным женским именем. В его основе лежало латинское слово матер - мать.Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному, оставляя в игрушке загадачность, сказачность и теплоту.

Виды матрешек

Семеновская матрешка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.

Колорит росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов.

Семеновские мастера всегда изображают матрешек бойкими девушками в ярких полушалках. У них несколько удлиненное лицо, высоко поставленные глаза, дугообразные брови, ротик "бантиком", малиновый румянец.

Загорские матрешки более приземистые, плотные. Верхняя часть

фигурки плавно переходит в утолщение.

Она более округлая, в сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пеструшкой”.

Матрёшки Полхов-Майдана очень разнообразны по формам. Есть среди них вытянутые одноместные матрёшки-столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, с покатыми плечиками. Расписаны они, как и семёновские, анилиновыми красителями.У матрешек из Полхов-Майдана нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого - условный овал на двухцветном поле - верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод. Характерной особенностью этих матрешек является изображение на голове полушалка с цветами.

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Расписывать матрёшку начали ещё в 30-е годы.Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы, когда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка,ее варят до получения желтого и белого цветов. Наклеивают соломку по сырому лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

Сергиево-Посадская матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище.

В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.

Фото – репортаж

Презентация творческого проекта

«Матрешки водят хоровод»

Гости приняли участие в практической части проекта

познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать музыкальные и творческие способности детей; формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад села Старые Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел « Приобщение к искусству. Изобразительная деятельность »

Тематическое занятие по рисованию: «Матрешек русских хоровод»

Возрастная группа: младшая группа

Выполнила:

Воспитатель

Куламбетова Эльвира Гатуфовна

с.Старые Туймазы 2018г.

Цель: познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрёшкой; развивать музыкальные и творческие способности детей; формировать грамматически правильную речь, развивать эстетический вкус.

Задачи:

Образовательные:

Учить рисовать кистью точки и линии разной толщины; развивать умение работать гуашью, различать предметы по величине;

Обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная, веселая, расписная, румяная, русская народная игрушка, сарафан, и др.

Развивающие:

Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушке (матрешке).

Способствовать развитию творческих и познавательных способностей, воображения, речи, внимания, мелкой моторики рук, выполнению ритмических движений под музыку;

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности, проявлению инициативы в выборе узора и цветовой гаммы.

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, аккуратность при рисовании, терпение при выполнении работы.

Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных действий.

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие,познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту музыкальное произведение, активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Матрешек русских хоровод», участвует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом при знакомстве с матрешкой, слушает стихотворение JI. Печникова «Кукла Матрешка нарядна, красива...».

Материалы и оборудование : доска, мольберт,ИКТ, матрешки разной величины, заготовка матрешки и раскрашенная матрешка, гуашь красного, желтого,зеленого цветов,кисти,стаканы с водой,салфетки,заготовки матрешек с нарисованным лицом, музыкальный мультфильм«Матрешки».

Ход занятия.

I. Вводная часть

Дети стоят полукругом.

Приветствие

Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам сегодня пришли гости! Давайте все вместе поздороваемся.

«Здравствуйте ручки –хлоп,хлоп,хлоп;

Здравствуйте ножки – топ,топ,топ;

Здравствуйте гости!

Воспитатель: -Дети, посмотрите, какая красивая коробочка. А что в ней лежит, вы догадаетесь, когда посмотрите мультфильм

Показ мультфильма «Матрешка»

Дети : Матрешка.

Воспитатель : (достает). Верно, это кукла матрешка – русская народная игрушка, символ России

Беседа «В гости к нам пришла Матрешка»

Воспитатель: Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с нашей гостьей Матрешкой.

«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с детишками в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»

Воспитатель: А где же они, твои подружки - сестрички?

Ответы детей: (внутри, в другой матрешке, спрятались)

Воспитатель:

«Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.» Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.

Дети, посмотрите, какие наши сестрички-Матрешки: очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.» Дети, нравятся вам такие игрушки? Что вам в Матрешке особенно понравилось и запомнилось?

Ответы детей: (да, нравятся)

Ответы детей: (она красивая, яркая, всегда улыбается, нарядная, румяная, веселая,расписная, пухленькая, деревянная)

Воспитатель: Дети, а во что одета Матрешка?

Ответы детей: (платок, фартук, сарафан, кофта)

Каждый ребенок передает другому ребенку матрешку рассматривает, поясняет, что в матрешке особенно понравилось, запомнилось.

Воспитатель: Да. Они игрушки знатные, складные и ладные. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Посмотрите, дети, все матрёшки разного роста.

Эта матрёшка какая? – Большая!

Это матрешка какая? – Маленькая!

Подвижная игра «Большая матрёшка и маленькая матрёшка»

Воспитатель показывает большую матрешку - дети поднимают вверх руки, показывает маленькую - дети приседают. Повторяют 3-4 раза.

Рисование.

Воспитатель: Молодцы, дети! А ведь к нам в гости пришли ещё матрёшки.

Воспитатель достает из коробочки заготовки матрёшек.

Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему? (ответы детей).

Воспитатель : Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек? Я предлагаю разукрасить сарафаны матрешкам.

Мастерская по украшению сарафана матрешки .

Воспитатель : Я приглашаю вас в мастерскую, вы сейчас станете художниками. Какой же узор подойдет для украшения сарафанов? Я для своей матрешки выбрала вот такой.(На мольберте рисует узор,составленный из полосок разной толщины и цвета и точек, обращает внимание детей на то, что толщина линии зависит от степени нажима на кисть.) Посмотрите,что у меня получилось. Матрешка даже повеселела.И вы развеселите своих матрешек, украсив им сарафаны.

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу всем пора.

Дети под музыку разукрашивают матрешек.

Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно держать кисть.(Воспитатель показывает детям, как правильно держать кисть , во время рисования воспитатель следит за тем, чтобы дети набирали достаточно краски, лишнюю снимали об краешек баночки, аккуратно промывали кисточку, не расплёскивали воду, не выходили за контур.)

Индивидуальная работа : во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.

Воспитатель: Посмотрите,как повеселели матрешки.Они вам очень благодарны и приглашают вас потанцевать вместе с матрешками из мультфильма.
(Включает видеоролик «Матрешки», дети выполняют движения в соответствии с текстом песни).

Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на доске.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного похожего. Все матрешки получились неповторимые! Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.

Воспитатель : Дети, кто приходил к нам в гости? Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам понравилось?

Какими матрешки стали, после того, как мы их расписали?

Воспитатель : Молодцы, дети! Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.Как весело мы провели время! И матрешкам помогли, и повеселились вместе с ними.

Кукла Матрешка нарядна,красива.

Кукла Матрешка – улыбка России.

Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна,

Матрешка – подружка на все времена!

Л.Печников.