План комплексно-тематического планирования по одной из базовых тем. занятие рыбы календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему. Тематическая неделя «Рыбы» в подготовительной группе Тема на неделю в старшей группе рыбы

Марина Луценко
Календарно-тематическое планирование в первой младшей группе по теме «Рыбы. Водоемы»

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю 18.05 – 22.05)

Группа : 1 младшая группа № 7 Тема : Рыбы . Водоемы .

Цель : Познакомить детей с водоемами и их обитателями - рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме .

Итоговое мероприятие : «Волшебные рыбки» . Дата проведения итогового мероприятия : 21.05.2015.

Понедельник, 18.05. Утро Утренняя гимнастика.

Д. и. «Назови какого цвета» . Цель : учить детей группировать предметы по цвету , развивать умение называть цвет, воспитывать внимательность.

Зрительная гимнастика «Рыбка» . Цель : развивать умение фиксировать взор, развивать пространственную ориентацию.

Индивидуальная работа по развитию речи Д. и. «Найди и назови» с Софьей Д. и Сашей З. Цель : учить правильно находить и называть предмет, развивать речь, память. Беседа на тему : «Такие разные водоемы » . Цель : познакомить детей с понятием «водоем » , расширять знания детей о разновидностях водоемов (река, озеро, море) .

Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов . Цель : приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, развивать любознательность. Игра – забава «Рыбалка» . Цель : развивать координацию движений, создать радостную атмосферу.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности под руководством педагога. Цель : поддерживать желание играть самостоятельно, воспитывать дружелюбие.

Индивидуальные беседы с родителями о самочувствии детей в выходные дни.

Образовательная деятель-ность 9.00 – 9.08 (1 подгр, 9.20 – 9.28 (2 подгр) Конструирование «Подставка для аквариума» . Цель : учить выполнять несложные конструкции, различать предметы по двум признакам (форме и величине, отвечать на вопросы, воспитывать интерес к конструктивной деятельности. «Комплексные занятия в первой младшей группе » под редакцией Н. Е. Вераксы и др.» с. 214.

15.30 - 15.40 (1, 15.40 - 15.50 (2) Физическая культура. Занятие 5. Программное содержание : совершенствовать умение бросать мяч, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, развивать чувство равновесия, смелости и координации движений, воспитывать выдержку и внимание. С. Я. Лайзане , с. 142.

Прогулка Цель Первая младшая группа », с. 70 -71.

Работа перед сном Чтение детям стихотворений о рыбках. Цель : прививать любовь к художественной литературе.

навыков : продолжать учить детей аккуратно мыть руки, лицо не разбрызгивая воду. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на место.

Гимнастика – побудка «Прогулка по морю» .

Работа в уголке природы : предложить полить из леечки комнатные растения. Цель : развивать умение ухаживать за комнатными растениями, воспитывать любовь к цветам. Индивидуальная работа по сенсорному развитию с Виолеттой А. и Лизой Н. «Собери пирамидку» . Цель : закрепить знание цветов, умение собирать в определенной последовательности, развивать восприятие цвета.

Предложить детям краски. Цель : учить детей рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаге.

П. и. «Солнышко, солнышко…» . Цель : учить детей выполнять действия под слова стихотворения.

Сюжетно – ролевая игра «Дом» . Цель : воспитывать умение реализовывать в игре семейный быт, быть дружелюбными.

Свободная деятельность под присмотром педагога. Цель : формировать умение просить игрушки, обмениваться ими.

Индивидуальные беседы по итогам дня.

Вторник, 19.05

Утро Утренняя гимнастика. Свободное общение на разные темы.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки» . Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук.

Вкладыши «Аквариум» . Цель : развивать внимание, мелкую моторику. Работа по развитию звуковой культуры речи игра «Чей голос» – упражнять в звукоподражании.

Чтение стихотворений И. Токмаковой. «Где спит рыбка?» Цель : учить понимать речь взрослых, отвечать на вопросы.

Ночью темень . Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень , только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель : формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, учить играть вместе. Консультация для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Образовательная деятель-ность

9.00 – 9.08 (1, 9.20 – 9.28 (2) Развитие речи. Рассматривание картины. «У аквариума» Цель : продолжать учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада », с. 95.

15.30 - 15.40 Музыкальное воспитание. По плану музыкального руководителя.

Прогулка

Цель : продолжать наблюдения за неживой и живой природой, трудом взрослых; вызвать радостные чувства от общения с природой. З. И. Самойлова «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа », с. 70 -71.

Работа перед сном Продолжать знакомить детей с произведениями с. Маршака – «Сказка о глупом мышонке» . Цель : с помощью художественных произведений знакомить детей с правилами безопасного для человека окружающего мира поведения.

Формирование культурно-гигиенических навыков : при раздевании ко сну побуждать снимать самостоятельно одежду и вешать аккуратно на спинку стульчика.

Вечер Сюжетно – ролевая игра «Магазин» - Цель : развивать умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, продолжать детей играть вместе.

Индивидуальная работа по развитию речи с Альбиной С. и Димой Д. «Кто или что на картинке?» . Цель : учить правильно называть предмет, обогащать словарь. Д. и. «Заборчик для утят» . Цель : поддерживать желание детей строить самостоятельно, развивать конструктивные навыки.

Упражнение «По мостику через ручеек» . Цель : учить ходить осторожно, стараясь не упасть, не толкаясь. Самостоятельная деятельность в уголке ряженья. Индивидуальные беседы по итогам дня.

Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Самостоятельная деятельность. Развивающая среда, центры активности Взаимодействие

Среда, 20.05

Утро Утренняя гимнастика.

Дыхательная гимнастика «Косим траву» . Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей.

Работа в уголке природы : предложить детям понаблюдать за тем, как нужно заботиться о комнатных растениях, протирать листочки от пыли. Предложить самостоятельно попробовать протереть листочки. Предложить Вове Г. и Катерине К. «Бусы» . Цель : развивать мелкую моторику. Д. и. «Кого не стало?

Цель : развивать речь, желание отвечать на вопросы, зрительное восприятие, внимание.

Ситуативный разговор «мы вместе играем дружно» . Цель : воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать элементарные навыки разрешения спорных ситуаций. П. и «Бегите ко мне» . Цель : упражнять детей в умении реагировать на сигнал.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель : учить находить партнеров по игре.

Образовательная деятель-ность

9.00 – 9.08 (1, 9.20 – 9.28 (2) Рисование «Морские волны» . Цель : учить различать синий цвет, упражнять в рисовании волнистых линий, развивать образное мышление, закреплять умение рисовать карандашом. «Комплексные занятия в . Е. Вераксы и др.» с. 205.

15.30 – 15.40 Развитие сенсорных эталонов. Размещение вкладышей разной формы в соответствующие отверстия. Цель : закреплять умение группировать предметы , учить детей соотносить предметы разной формы. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию» с. 87.

Прогулка Цель : продолжать наблюдения за неживой и живой природой, трудом взрослых; вызвать радостные чувства от общения с природой. З. И. Самойлова «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа », с. 70 - 71.

Работа перед сном Прослушивание колыбельных песен. Цель : настроить детей на сон.

Формирование культурно-гигиенических навыков : воспитывать умение правильно держать ложку, кушать аккуратно над своей тарелкой.

Вечер Настольный театр по сказке «Теремок» . Цель : развивать память, усидчивость, умение слушать, не мешая другим. Предложить детям пластилин. Цель : закрепить умение придавать пластилину определенную форму, развивать мелкую моторику. Предложить детям набор «Грибочки» , «Рыбалку» , вкладыши «Аквариум» . Цель : развивать мелкую моторику рук. Сюжетно – ролевая игра «Больница» . Цель : закреплять знания детей с профессиях, развивать навыки ролевого поведения. Индивидуальные беседы по итогам дня.

Четверг, 21.05

Утренняя гимнастика.

Свободное общение на разные темы.

Д. и. «Чудесный мешочек» для Димы К. и Андрея Б. Цель : развивать речь, умение называть и описывать предмет.

Беседа на тему : «Такие разные рыбки» . Цель : познакомить детей с разновидностью рыб, местами их обитания (аквариум, река) .

Д. и. «Покажи, что звучит?» . Цель : развивать слуховое восприятие, учить выполнять правильно игровое действие.

Предложить детям конструктор «Веселый городок» . Цель : учить строить, развивать воображение.

Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Образовательная деятель-ность

9.00 – 9.08(1, 9.20 – 9.28 (2) . Познавательное «Волшебные рыбки» . Цель : учить отмечать особенности рыбок (имеет хвостик, плавники, глаза, рот, живет в воде, отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме . «Комплексные занятия в первой младшей группе под редакцией Н . Е. Вераксы и др.» с. 211.

15.30 - 15.40 (1, 15.40 – 15.50 (2) Физическая культура. Занятие 6 Программное содержание : закреплять умение катать мяч, упражнять в ползании по гимнастической скамейке, совершенствовать чувство равновесия. С. Я. Лайзане «Физическая культура для малышей» , с. 143.

Прогулка

Цель : продолжать наблюдения за неживой и живой природой, трудом взрослых; вызвать радостные чувства от общения с природой. З. И. Самойлова «Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа », с. 53 - 54.

Работа перед сном Слушание и выполнение пальчиковой гимнастики используя СD. Цель : развивать слуховое внимание и мелкую мускулатуру пальцев рук.

Формирование культурно-гигиенических навыков : продолжать работу по обучению детей навыкам раздевания и одевания.

Вечер Работа в уголке природы : продолжить знакомство с цветами, рассмотреть цветущие растения.

Рассматривание иллюстраций с водоемами и рыбками . Цель : развивать любознательность, желание узнавать что – то новое. П. и. «Пузырь» . Цель : учить детей делать круг, расширять его не отпуская рук соседа. Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» . Цель : содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры, активизировать коммуникативные навыки детей.

Самостоятельная деятельность в уголке ряженья. Индивидуальные беседы по итогам дня.

« 19 » марта «20_18___» Тема недели

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная работа

Понедельник

Утро

ФР Утренняя гимнастика.

РР/ПР Беседа «Рыбы – кто они?». Задачи: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.

ФР

СКР Игра малой подвижности «Кто плавает?». Задачи: развивать слуховое восприятие, внимание, формировать умение придумывать задания по образцу.

СКР Формирование КГН. Задачи: воспитывать потребность быть всегда опрятными, учить устранять недостатки во внешнем виде.

ПР С Ириной, Ариной С. Дидактическая игра «Какой цифры не стало?»

Задачи. Закреплять знания детей о последовательности чисел, понимание отношений между числами натурального ряда.

ПР/РР Внести альбом «Обитатели рек». Задачи: формировать знания о пресноводных рыбах, умение их узнавать и называть.

ОД

1. РР

2. ХЭР. Рисование. Тема: «Избушка лубяная и ледяная». Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом). (Т.С. Комарова, с.)

3. ФР. Физкультура. Задачи: Развивать умение действовать по сигналу. Упражнять в отбивании м о пол и ловле его 2мя р., в ползании на повышенной опоре .

Прогулка

ПР Наблюдение: оттепель.

Задачи: продолжать знакомить детей с разными состояниями погоды, свойствами воды. Обратить внимание, как меняется погода и состояние воды утром и вечером.

ФР Подвижная игра «Рыбак и рыбки». Задачи: совершенствовать прыжки, развивать ловкость и выносливость.

СКР Трудовые поручения: уборка на групповом участке. Задачи. Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к порядку, учить самостоятельно, по собственной инициативе поддерживать порядок на своей территории.

ФР С Полиной, Егором М. Игровое упражнение «Следопыты». Задачи. Формировать умение выполнять точно игровые действия (следовать строго по «дороге», наступать след в след по заранее проложенному маршруту). Развивать чувство равновесия, способность концентрировать внимание.

СКР Вынести атрибуты и предметы –заместители для с/р игр по желанию детей. Задачи. Закреплять умение исполнять роли организаторов игры, капитанов, судей, обсуждать и уточнять правила игрового взаимодействия, оценивать соответствие действий игроков правилам игры.

Вечерняя прогулка

ПР Наблюдение: весенний ветер. Задачи. Предложить детям определить силу ветра, рассказать, каким способом вели наблюдение, какой получили результат. Обсудить с ребятами, какие качества ветра изменились.

ФР П/и «Водяной». Задачи: упражнять в беге приставным шагом, избегать столкновения.

ФР С Кириллом, Викой. Игровое упражнение «Кенгуру». Задачи. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед. Укреплять мышцы ног, развивать ловкость.

ФР Вынести спортинвентарь для организации свободной двигательной деятельности. Задачи. Развивать творчество детей в двигательной деятельности, активизировать интерес к ней, умение комбинировать движения, выбирать сюжет для игр.

Вечер

ФР Бодрящая гимнастика.

РР Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Задачи: продолжать формировать умение пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора; развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать; продолжать работу над звукопроизношением. Упражнять в подборе синонимов.

СКР Настольная игра «Рыбалка». Задачи. Учить детей организовывать рабочее место, договариваться о взаимодействии. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.

ПР Опыты с водой: “Что увидим через воду?”. Задачи: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

РР

ПР С Ильей, Лизой Т. по ФЭМП. Задачи. Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; формировать умение понимать смысл пространственных отношений: вверху, внизу, слева, справа.

СКР Внести атрибуты для организации с/р игры «Зоомагазин» - сюжет «Покупаем аквариумных рыбок». Задачи. Обогащать и систематизировать представления детей о работе различных магазинов, о принципе выбора товаров. Побуждать детей использовать знания и умения при организации игровой деятельности.

Взаимодействие с родителями

Информация по теме недели для родителей.

« 20 » марта «20_18___» Тема недели ПРЕСНОВОДНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ.

Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление ценностной ориентации и социализации (культурные практики)

Организация предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная работа

Вторник

Утро

ФР Утренняя гимнастика.

ПР Просмотр презентации «Обитатели рек и озер». Задачи: расширять знания детей о пресноводных рыбах. Вызвать интерес к познанию нового.

ФР Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Задачи: развивать динамическую координацию кистей рук, подвижность суставов, мелкую моторику.

СКР /ПР Дежурство в центре природы: поливаем растения. Задачи. Развивать умение выбирать растения, которые нуждаются в поливе: находить и «расшифровывать» подсказки, которые дает само растение (со стояние листьев и почвы). Формировать осознанное отношение к поручениям, ответственность за растения.

СКР/ПР С Лизой Л., Кириллом. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Задачи. Развивать у детей слуховое восприятие, внимание, произвольность регуляции поведения.

СКР Внести атрибуты для с/р игры «Моряки». Задачи: побуждать детей самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью.

ОД

ПР . Математика. Тема:«Рыбы». Задачи: объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Совершенствование навыка присчитывания по одному до заданного числа. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, навыков конструирования. (Н.В. Нищева. РЭМП у дошкольников с ОНР. С. 379)

РР . Тема: Английская народная сказка «Три поросенка». Задачи: учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею. Развивать образность речи. Подводить к пониманию значения фразеологизмов, пословиц. (О.С. Ушакова. С. 105)

ХЭС. Музыка.

Прогулка

ФР П/и «Караси и щуки». Задачи: закреплять умение соблюдать правила игры, развивать наблюдательность, быстроту реакции, ловкость.

СКР Трудовые поручения: наводим порядок на участке.

Задачи: поощрять желание самостоятельно определять, что нужно сделать для наведения порядка.

ПР Наблюдение: таяние снега. Задачи: обратить внимание на неравномерность таяния снега, помочь сделать выводы о том, где тает быстрее.

ФР С Ириной, Сашей. Игровое упражнение «Достань предмет». Задачи. Продолжать формировать умение выполнять прыжок в высоту с разбега с касанием предмета.

ФР Внести мячи для п/и «Подвижная цель». Задачи. Совершенствовать выполнение основных движений при метании мяча в цель (из-за спины через плечо, прямой рукой сверху). Развивать меткость, ловкость, крупную моторику рук, повышать подвижность суставов, воспитывать целеустремленность.

Вечерняя прогулка

ФР П/и «Удочка»: прыжки вверх на месте с хлопком перед собой. Задачи: развивать ловкость, координацию движения, внимание.

ПР Наблюдение: высота снежного покрова. Задачи: предложить рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту оставшегося снежного покрова; помочь составить коллективный рассказ.

РР/СКР С Егором М, Ариной С. Дидактическая игра «Угадай, что мы задумали».Задачи. Развивать связную речь детей, логическое мышление, внимание, творческие способности.

СКР Внести игрушки для самостоятельных игр по выбору детей – коляски, кегли, санки, тележки. Задачи. Поощрять желание детей объединяться в микрогруппы по интересам, играть дружно. Развивать коммуникативные и регулятивные функции речи, способность к децентрации.

Вечер

ФР Бодрящая гимнастика.

РР Чтение рассказа В. Бианки «Где раки зимуют». Задачи: продолжать воспитывать усидчивость, желание слушать чтение произведения, уметь отвечать на вопросы по содержанию.

СКР Игра малой подвижности «Море волнуется». Задачи: развивать воображение, творчество.

РР/СКР Дидактическая игра «Испорченный телефон». Задачи. Развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формировать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова.

РР В тетрадях с Полиной, Сашей, Егором Ш.. Задачи: закреплять знания, полученные на занятиях с логопедом.

ХЭС Внести инструменты и материалы для аппликации из кругов «Красивые рыбки» Задачи: закреплять умение пользоваться ножницами, создавать композицию.

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные беседы «Как воспитывать дружеские отношения со сверстниками».

«21» марта «20__18__» Тема недели ПРЕСНОВОДНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ.

Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление ценностной ориентации и социализации (культурные практики)

Организация предметно – пространственной среды для поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Групповая/подгрупповая

Индивидуальная работа

Среда

Утро

ФР. Утренняя гимнастика.

ПР/РР Игра – викторина «Что мы знаем о рыбах?».Задачи: обобщить представления о подводных обитателях, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес; активизировать речевую деятельность детей.

ФР Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим». Задачи: развивать мелкую моторику.

РР Дидактическая игра «Отгадай, что за рыба».Задачи. закреплять умение у детей описывать предмет, выделять его существенные характерные свойства, узнавать его по описанию. Развивать связную речь.

СКР С Ильей, Викой. Дежурство по столовой. Задачи. Побуждать детей в процессе труда строить продуктивные взаимоотношения, согласовывать действия, выбирать тактику поведения в спорных ситуациях.

СКР/ПР Внести настольные игры « Разрезные картинки – рыбы», «Рыбалка», лото «Рыбы». Задачи: актуализировать знания о рыбах, воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

ОД

1 . РР Логопедическое занятие (по плану учителя-логопеда).

2. ХЭР Аппликация. Тема: «Сказочная птица». Задачи: Закреплять умение детей вырезать части предмета разной

формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. (Т.С. Комарова, с.)

3. РР Ознакомление с художественной литературой. Тема. Нанайская народная сказка «Айога». Задачи: учить понимать и оценивать характер главного героя сказки. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок. Воспитывать отрицательное отношение к лени. (О.С. Ушакова. С. 122)

Прогулка

ПР Наблюдение за птицами: воробьи. Задачи. Предложить детям понаблюдать за воробьями, прослушать загадки о них, рассказать, какие признаки, качества и характерные для этих птиц действия представлены в миниатюрах. Обратить внимание детей на изменение поведения воробьев с наступлением теплых дней.

СКР Коллективный труд в природе: уборка снега на участке. Задачи. Предложить детям рассказать, для чего люди стараются, как можно больше снега собрать к деревьям и кустарникам, выбрать необходимые инструменты.

ФР/ПР Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери». Задачи. Упражнять в группировке животных, птиц, рыб, закреплять знания о них. Развивать внимание, быстроту реакции.

ФР С Оксаной, Лизой Л. Игровое упражнение «Кто точнее ? » Задачи . Упражнять детей в метании в вертикальную цель правой и левой рукой . Развивать подвижность суставов , глазомер , совершенствовать выполнение основных видов движений .

ФР Внести игровое оборудование для игры - эстафеты «Веселые соревнования». Задачи. Упражнять детей в беге, формировать умение быстро и правильно выполнять команды, учить координировать свои действия с действиями товарищей по команде.

Вечерняя прогулка

ФР Подвижная игра «Удочка». Задачи: Задачи. Предложить детям рассказать правила игры, пояснить, как нуж но действовать игрокам, водящему. Совершенствовать выполнение основных движений в игре. Развивать, быстроту реакции, ловкость.

РР/ПР Дидактическая игра «Что за рыба ? » Задачи . Формировать умение описывать птиц : выделять характерные признаки внешнего вида, место обитания (аквариум, река).

РР С Полиной, Кириллом. Дидактическая игра «Один - много». Задачи. Продолжать знакомить детей с различными способами словообразования, развивать умение образовывать существительные множественного числа, согласовывать слова в различных речевых конструкциях.

СКР Внести атрибуты для с/р игры «Почта». Задачи. Формировать умение объединять различные сюжеты, выполнять «двойные» роли: мама - почтальон; папа - водитель почтовой машины. Сохранять особенности ролевого поведения в условиях нового сюжета. Формировать умения, связанные с коммуникативными и регулятивными функциями речи.

Вечер

ФР Бодрящая гимнастика.

СКР Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам». Задачи. Формировать у детей полезные привычки, осознанное отношение к своему внешнему виду, стремление выглядеть аккуратно. Воспитывать самостоятельность.

РР Чтение русской народной сказки «По щучьему велению».

Задачи: продолжать знакомить детей с разными литературными жанрами, воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы по содержанию.

ХЭР Предложить детям трафареты рыб. Задачи: Развивать графомоторные навыки.

РР В тетрадях с Ильей, Лизой Л., Ариной С. Задачи: закреплять знания, полученные на занятиях с логопедом.

ПР/СКР С Егором М, Оксаной. Дидактическая игра «Собери картинку». Задачи. Уточнить знания детей о геометрических фигурах. Закреплять умение выкладывать фигуры рыб из плоскостных геометрических фигур. Развивать пространственное мышление.

Внести конструктор «Лего» разного размера для строительной игры «Автобусы». Задачи. Формировать умение детей делать автобус, используя необходимые детали конструктора, показывать способы соединения деталей.

Взаимодействие с родителями

Консультация «О пользе дыхательных упражнений».

Елена Валентиновна Воеводина
Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему «Рыбы»

Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными партнерами

Групповая , подгрупповая индивидуальная

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему «Обитатели морей и океанов» .

Задачи : продолжать знакомить детей с обитателями морей и океанов, их внешним видом, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Индивидуальная работа по развитию речи : дидактическая игра «Измени слово» (Семен, Тимофей, Полина) .

Задачи : продолжать знакомить детей с правилами словообразования, учить образовывать прилагательные от существительных, отвечать на вопрос «какой» .

Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности.

Задачи : развивать движения руки в рисовании мазков, штрихов, вертикальных, горизонтальных и округлых линий.

Рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных) ;

Обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;

- ответить на вопросы : что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

Рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.

Организованная образовательная деятельность

Познавательное развитие (ФЦКМ) «Обитатели подводного мира» .

Цель : расширить представления детей об обитателях подводного мира, в частности о рыбах. Учить детей классификации рыб, в зависимости от среды их обитания, формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.

Лепка коллективная «Плавают по морю киты и кашалоты…»

Цель : продолжить освоение рельефной лепки : создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула, прикреплять к фону (основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; совершенствовать умение оформлять поделки (И. А. Лыкова, стр. 180) .

Музыка (по плану муз . руководителя)

Прогулка

Поисковая деятельность : следы на снегу.

Задачи : учить детей находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по результатам рассуждения краткий рассказ. Развивать наблюдательность, связную речь.

Подвижная игра «Уголки» , «Колечко» .

Задачи : совершенствовать умение детей точно выполнять игровые действия; развивать творчество в двигательной деятельности.

Труд : уборка веток на участке.

Игровое упражнение «Перепрыгни» (Ульяна, Юля, Сережа) .

Задачи : учить детей выполнять прыжок в высоту с разбега, с места, повышать двигательную активность детей.

Дидактическая игра «Исключите слово» .

Задачи : формировать умение объединять предметы в группы по заданному признаку, выделять линий предмет. Развивать логическое мышление.

Спортивная игра хоккей с мячом.

Задачи : учить детей вести мяч в определенном направлении, выполнять пасы партнеру по игре. Развивать координацию движений, ловкость.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Задачи : учить детей придумывать новые игры на основе уже знакомых им игр.

Подготовка к обеду. Обед.

Подготовка ко сну.

Чтение сказки «По щучьему велению» .

Задачи : познакомить детей со сказкой; формировать умение понимать жанровые особенности сказки.

Дежурство по столовой (Дима) .

Задачи : формировать навыки труда в коллективе, воспитывать трудолюбие , ответственность за порученное дело.

Формирование культурно-гигиенических навыков : игровая ситуация «Чудесные расчески» .

Задачи : учить правильно и своевременно пользоваться расческой, поддерживать аккуратность прически.

Вторая половина дня/вечер

Оздоровительные мероприятия после сна : гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.

Графический диктант «Рыба» .

Задачи : формирование глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания.

Индивидуальная работа по коммуникации с Дашей Н., Соней, Даней П.

Задачи : развивать активный и пассивный словарь, фонематическое восприятие , звукопроизношение (дид. игра «Речевое лото» ).

Настольно-печатные игры по выбору детей.

Задачи : развивать наблюдательность, внимание, умение замечать сходство и различия в предметах, активизировать словарь.

Прогулка

Наблюдение : деревья в феврале.

Задачи : привлечь внимание детей к красоте заснеженных деревьев и кустарников . Предложить детям попытаться узнать знакомые деревья издалека по силуэтам.

Подвижная игра «Карусель» .

Задачи : совершенствовать умение детей ходить и бегать в умеренном и быстром темпе, с поворотом кругом, не останавливаясь.

Публикации по теме:

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на 1–2 неделю сентября. Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на сентябрь Вид деятельности Дата Используемая.

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на 3–4 неделю сентября 3-я неделя: «Урожай» Речевое развитие Беседа на тему: «Что летом родится, зимой пригодится» Занятие №1,стр. 51-52,О. Л. Князева,М. Д. Маханёва.

Перспективное планирование Интеграция образовательных областей Тема: «Зима» Сроки проведения: с 1 по 15 декабря Календарный план с 1по.

Планирование воспитательно-образовательной работы на тему «Мы во Вселенной» Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная.

Планирование воспитательно-образовательной работы на тему «Посуда». Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность.

Время Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие со специалистами, родителями, социальными.

Планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы Тема:_ «Мои любимые игрушки.». Группа: 1 младшая группа «А» Цель: Познакомить с игрушками.

Тема: «День защитника Отечества» Задачи: расширение знаний детей о государственном празднике «День защитника Отечества», о Российской.

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

Рефлексия
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?