Пилотный проект имущественной поддержке приемных семей. Социальный проект по созданию и поддержке замещающих семей "путь домой"

В ходе заседания Правительства Москвы С.Собянин сообщил о новом пилотном проекте по имущественной поддержке приёмных семей, в рамках которого семьи-участники, принявшие на воспитание пять и более детей-сирот, из которых не менее трёх - дети старшего возраста или инвалиды, на безвозмездной основе получат квартиры в соответствии с московскими нормами предоставления жилья.
«Данный проект направлен на улучшение жилищных условий как самих детей, так и приёмных родителей», - подчеркнул Министр Правительства, руководитель Департамента социальной защиты населения города Москвы В.Петросян и добавил, что власти столицы планируют за 2014 год передать семьям-участникам проекта 20 квартир. Если эксперимент окажется удачным, количество квартир будет увеличено.
Решение об участии семьи в проекте будет принимать городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кандидаты в обязательном порядке пройдут психологическую диагностику.
До совершеннолетия приёмных детей семьи будут проживать в квартирах, предоставленных по договору безвозмездного пользования, заключённому с ГУП «Московская социальная гарантия», а после 10 лет надлежащего и непрерывного участия в проекте им единоразово предоставят жилое помещение по договору социального найма или в собственность.
«Мы предполагаем, что в случае реализации данного проекта только в 2014 году сможем передать в приёмные семьи свыше 100 детей, а это фактически один детский дом», - подытожил В.Петросян.
Данный проект стал частью нового подхода к профилактике сиротства и семейному устройству детей-сирот, обусловленного московской спецификой, который начал внедряться столичными властями в 2013 году. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под руководство Департамента социальной защиты населения города Москвы, был разработан план их реорганизации до 2016 года и сокращения числа детских домов до 24 путём устройства детей в семьи. В 2013 году реорганизовано 10 таких учреждений, и их количество уже снизилось с 37 до 32.
В настоящее время в столице около 80% детей-сирот воспитываются в приёмных семьях, в домах-интернатах на данный момент остаются 3735 человек. В.Петросян в ходе своего выступления сообщил, что на сегодняшний день в столице количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет более 19 тыс. человек. Только 20% таких детей сейчас проживают в детских домах столицы. «У нас из детей, которые проживают в детских домах, 67% - это дети старших возрастов и 41% - дети-инвалиды», - подчеркнул В.Петросян.
В 2013 году пособия семьям, воспитывающим приёмных детей, были дифференцированы с учётом возраста, количества и состояния здоровья воспитанников, значительно увеличен размер социальных пособий семьям, воспитывающим детей-сирот, в наибольшей степени увеличена финансовая поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей старшего возраста.
Руководитель Департамента отметил, что положительная динамика 2013 года в усыновлении детей-сирот обусловлена проводимыми в столице преобразованиями. «В Москве началась реализация новой модели, для этого были приняты и организационные, и финансовые, и ресурсные мероприятия», - сообщил В.Петросян.
Осуществляется модернизация действующих учреждений для детей-сирот за счёт дополнительно выделенных в 2013 году 803 млн рублей, капитальный ремонт проведён в 15 детских домах. «Эта работа будет продолжена и в настоящем году», - подчеркнул руководитель Департамента.
Помимо материального переоснащения и реорганизации определена модель преобразования детских домов в многофункциональные центры семейного воспитания. «В каждом центре создаются условия, приближённые к проживанию в обычной семье», - сообщил В.Петросян и добавил, что в учреждениях будут создаваться семейные ячейки квартирного типа, в которых будет проживать группа из 7–8 детей с постоянно работающей социальной мамой.
В работу с детьми-сиротами Москвы включены общественные некоммерческие организации. В настоящее время власти столицы тесно сотрудничают с шестью организациями для детей, в которых воспитываются почти 150 человек, на их поддержку город выделяет субсидии. Впервые был проведён открытый конкурс на содержание и воспитание детей в некоммерческой организации, 50 детей было передано на воспитание победителю - благотворительному фонду «Отчий дом».

Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка - семья, если она не является крайне дисфункциональной. Проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, ряд учёных пришел к заключению о практически полной согласованности своих выводов с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. В нашей стране медленно, но все же формируется новый профессиональный статус: замещающий профессиональный родитель. Это требует определения круга его профессиональной компетентности.

Стихийно же созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в этих семьях приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Но на всех этапах формирования семьи с приемным ребенком актуализируется потребность в помощи специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности семейной системы, обучение способам принятия общих решений, снижение уровня эмоционального напряжения у всех членов семьи.

Несмотря на многочисленные трудности, развитие института профессиональной замещающей семьи в настоящее время является наиболее приемлемым решением проблемы интеграции детей-сирот в общество. Цель профессиональной замещающей семьи - помочь ребенку успешно социализироваться; научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. Воспитание ребенка, лишенного родительской заботы и получившего негативный жизненный опыт, является профессионально значимым трудом, который необходимо всемерно поддерживать, в том числе и экономически. Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.

История разработки и создания проекта возвращает в 2008 год, когда на базе Центра помощи семьи и детям под руководством Чебатковой И.В., заведующей психолого-педагогического отделения начал действовать клуб для приёмных родителей. Цель деятельности клуба – повышение уровня социально-психологической и педагогической компетенции замещающих родителей, оказание им эмоциональной поддержки. В целях реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 сентября 2012г. №386 был утверждён порядок и программа “Школы приёмных родителей” для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в целях психолого-педагогической и правовой подготовки приёмных родителей. Курс обучения включает в себя 14 занятий с общим объёмом в 62 часа. Занятия проводятся с кандидатами в замещающие родители 2 раза в неделю. По завершении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, выдаётся свидетельство о прохождении подготовки. Так за период с октября 2012 года по 1.04.2014г. на базе Центра проведено 5 курсов обучения, с общим охватом числа обученных в 49 человек. Всем кандидатам выданы свидетельства. Данное направление реализуется в рамках деятельности нашего учреждения. В ходе реализации мероприятий Школы приёмных родителей достигнуты следующие результаты:

Увеличение в районе числа приёмных семей, соответственно и увеличение в них приёмных детей:

  • 2011г – 62/127,
  • 2012г.-64/128,
  • 2013г.- 71/158.

Увеличение в районе опекаемых семей с детьми:

  • 2011г – 89/124,
  • 2012г. – 97/132,
  • 2013г.-103/133.

Увеличение семей с усыновлёнными детьми:

  • 2011г- 1/1,
  • 2012г.-1/1,
  • 2013г-5/9.

Обучение в Школе приёмных родителей, комплексное психологическое сопровождение, поддержка как “до” так и “после” создания замещающих семей с привлечением специалистов различных сфер деятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты населения было описано и оформлено в социальный проект “Путь домой”, который представлялся Чебатковой И.В. в мае 2013 года на региональном конкурсе в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Кемеровской области “Лучший по профессии”, где получил наибольшее количество баллов и положительные отзывы членов жюри. В октябре 2013 года администрацией учреждения было принято решение об участии данного проекта в федеральном конкурсе инновационных социальных проектов по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Была проделана очень большая работа по подготовке к участию Центра в данном конкурсе. Собран и оформлен заявочный пакет документов: информационная карта и описание проекта, бюджет и финансово-экономическое обоснование, нотариально заверенные копии учредительных документов, копии отчётов о финансовых результатах деятельности МКУ “СРЦдН” за последний год, сведения об основных мероприятиях заявителя за предшествующий год, в том числе реализованных за счёт привлечённых благотворительных средств; письмо Главы района К. А. Соловьёва о поддержке данного проекта, письма соисполнителей проекта за подписью главного врача МУЗ ТЦРБ Кошкина С.Н., начальника управления образования Абразумовой О.В., начальника управления социальной защиты населения Саватейкиной О. Н.

529 заявок из 79 субъектов РФ подлежало рассмотрению в отборочном туре конкурса, из них было рассмотрено 295 из 56 субъектов. Остальные отклонены по причине не соответствия условиям оформления пакета документов. Хотелось бы отметить, что из Кемеровской области заявлялись 6 учреждений из городов Кемерово, Калтана, Анжеро-Судженска и пгт. Тяжинского.

В результате правлением Фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москвы, 13 декабря 2013 года был утверждён рейтинговый перечень инновационных проектов для финансовой поддержки Фондом в 1,5 млн. рублей. В перечень было включено всего 87 проектов, получивших наиболее высокую оценку (не менее 85 баллов, из Кемеровской области таких проектов - 2). Сумма рейтинговых оценок представленных проектов составила от 35 до 99 баллов, оценка проекта “Путь домой” - 90 баллов.

В период с января по апрель 2014 года Центр непосредственно сотрудничал с кураторами Проекта от Департамента поддержки социальных проектов и Департамента управления финансами и имуществом. Центром непосредственно предоставлялись проекты плана реализации мероприятий, финансово-экономического обоснования, бюджета, после чего данные документы были утверждены и завизированы в автоматизированной подсистеме для хранения и доступа к электронному архиву программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация проекта началась с 1.04.2014г. на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и продолжится до 30.09.2015года. Территория реализации проекта - Тяжинский муниципальный район.

Был подписан договор руководителем проекта Карабановой О.В. с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации о выделении денежных средств.

Предоставлен первый транш (50% от выделенных денежных средств 750 тыс.руб). 2-ая (40% - 600 тыс.руб.) и 3 часть (10% -150 тыс.руб.) финансирования будет предоставлена после предоставления в Фонд отчётной документации по финансовой и практической деятельности Проекта в указанные сроки договора.

Создана рабочая группа учреждения и утверждён координационный совет при администрации района. Проведён районный семинар по теме “Презентация социального проекта по созданию и поддержке замещающих семей “Путь домой” (фото 1). Проведены конкурсные процедуры и заключены договора на поставку заказов. Так, в учреждении появилось оборудование сенсорной комнаты, комплект компьютерного оборудования, многофункциональное устройство для выпуска газеты Центра типографским способом, цифровая видеокамера, программное обеспечение: методика “Психологическая автоматизированная экспертная система, методика “Диагностика межличностных о отношений”, “16 когнетивных методик”, дающие возможность выявления межличностных взаимоотношений, акцентуализации характеров и психофизиологического обследования личности (фото 2-5).

С целью повышения квалификации исполнителей Проекта, волонтёров, родителей по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей и по заключённому договору с Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования со 2.09. по 10.09.2014г. на базе района проведены курсы по обучению 30-ти специалистов нашего Центра, органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, социальных педагогов образовательных учреждений по дополнительной профессиональной программе “Теория и практика правоприменительной деятельности по охране прав и законных интересов несовершеннолетних” (фото 6, 7); 4 специалиста стали участниками курсов повышения квалификации на базе КРИПКиПРО в г. Кемерово по теме “Теория и практика социально-психолого-педагогической деятельности”; проведён практический семинар - практикум с охватом в 30 человек (замещающие родители, психологи, специалисты МКУ “СРЦдН”, органа опеки и попечительства, ОУ, детского дома по теме “Депривационные нарушения в развитии ребёнка из замещающей семьи и проблемы компенсации” с выдачей свидетельств ООО “Консалдинговый центр “25 кадр”” поскольку для достижения устойчивых положительных результатов в работе с замещающими семьями специалисты структур должны владеть современными и эффективными методами социально-психологического воздействия на клиентов.

Проходит активное информирование населения о возможностях создания приёмных семей. Разработано и выпущено типографским способом 15 вариантов буклетов, 2 памятки для родителей, 3 брошюры - 1735 экземпляров данных материалов распространены на территориях сел района, области и в рамках Всероссийской выставки-форума (фото 8). Бесплатно выпущено 9 информационных статей по запуску и реализации социального проекта “Путь домой” в газетах “Призыв”, “Мариинский курьер”, “Кузбасс” (фото 9). Оформлено 12 пресс-релизов в учреждении, 12 на официальном сайте района. Вся информация по проекту предложена на сайте МКУ “СРЦдН” - http://crcdn-tiajin.ucoz.ru/ , открыта и действует страница “Путь домой”. Специалистами учреждения проведено 6 выступлений на родительских собраниях.

С целью отбора и психологической диагностики кандидатов в приёмные родители, изучения внутрисемейной ситуации, выделения специфических проблем кандидата, требующих внимания специалистов; получения объективной информации об окружении кандидата, а так же подготовки психологического заключения в рамках проекта используется адаптированная и разработанная специалистами Центра программа “Психодиагностика будущих приёмных родителей”. За отчётный период в отборе и оценке приняли участие 42 обратившихся кандидатов в приёмные родители (фото 10). Используются адаптированные методики: тест Люшера, опросник родительского отношения (ОРО), методика PARI, характерологический опросник Леонгарда, а так же специализированное программно-методическое обеспечение, приобретённое за счёт средств Гранта ДМО, ПАЭС, АРМ. Девять кандидатов собственных детей не имеют. По результатам психодиагностики все кандидаты имеют положительные заключения, но к экзаменам были допущены 35 человек.

Гендерный потрет кандидатов в замещающие родители: женщин- 34 чел., мужчин – 8 чел. По возрастной категории: до 30 лет – 4 чел., 30-40 лет – 10 чел., 40-50 лет - 17 чел., 50-60 лет – 11 чел.

С целью повышения уровня правовой, социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей, их обучения способам позитивного общения и взаимодействия с приёмными детьми проведено 3 курса обучения в Школе приёмных родителей. Обучено 37 кандидатов, из них 34 получили свидетельства. 42 кандидата прошли психологическую диагностику на предмет создания семей. Курс обучения состоял из 14 занятий. Занятия проводились по апробированной программе “Подготовка лиц, желающих принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей”, используя имеющийся опыт эффективных технологий и методик “Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи”, “Семейного коучинга”, “Семейный патронаж” (фото 11).

Утверждена и реализуется комплексная программа сетевого взаимодействия в профилактике социального сиротства и поддержке замещающих семей. Это дало новый импульс в работе по профилактике социального сиротства. Помочь семье на раннем этапе неблагополучия, задействовать потенциал семьи в решении её проблем стало возможным благодаря комплексной работе включённых специалистов групп основных партнёров. Как правило, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, нуждается в комплексной реабилитации, включающей в себя психологическую, медицинскую, социальную, юридическую, педагогическую и иную помощь, содействие в преодолении жизненных проблем. Специалисты служб собираются для встречи с семьями, для проведения беседы и содействия в решении поставленных задач.

Сокращение числа детей воспитывающихся вне семьи, создание и развитие приёмных семей, увеличение числа успешных, способных к самостоятельному проживанию детей, снижение социального сиротства в районе проходило через: создание приёмных семей и этап “гостевой” семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул является естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью. Такие события позволяют в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, а так же окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка. В данный момент 24 семьи являются “гостевыми”.

За счёт средств гранта в августе 2014г. установлено оборудование для сенсорной комнаты: трапеция с гранулами, пуфик-кресло “Груша” с гранулами, детское панно “кривое зеркало”, панно “Бесконечность”, безопасная пузырьковая колонна, профессиональный источник света к зеркальному шару “Зебра”, зеркальный шар с приводом вращения, звукоактивированный проектор со светоэффектом “Русская пирамида”, комплект “Сенсорный уголок”, безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения “Светлячок”, набор рыбок для пузырьковой колонны. От полученной экономии по статьям бюджета проекта и по разрешению Фонда после всех проведённых процедур на официальном сайте в ноябре было поставлено дополнительное оборудование в сенсорную комнату: диван “Комфорт”, сенсорный крокодил (диван), мягкая мебель для релаксации “Малютка”, тактильная панель “Акустическая”, двусторонняя ширма, стол для песочной анимации, банкетка, дидактический коврик, настенное панно, сенсорная дорожка, сухой бассейн, горка прямоугольная для бассейна, стол-мозаика (фото 12, 13). Работа проводилась с группой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (35 человек) по действующей программе “Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка” а так же проводилась коррекционная работа с 14 замещающими семьями.

Работа за ходом адаптации и проживания детей в приёмных семьях, предупреждение негативных моментов в их поведении и взаимоотношениях с замещающими родителями специалистами межведомственного взаимодействия осуществляется в рамках выездных дней в сёла района. Проведение коррекционно - развивающей работы специалистами Проекта с приёмными детьми на базе комнаты психологической разгрузки. За отчётный период проведено 13 выездных дней в сёла района. Неоднократно посещено 35 семей, в которых проживает 84 приёмных ребёнка.

С целью повышения роли и значимости замещающей семьи в обществе, распространения положительного опыта семейных отношений, повышения социального статуса замещающей семьи, улучшения внутрисемейных отношений, поддержки таких семей проводились совместные досуговые мероприятия с вручением подарков и сувениров участникам праздников. Так, в отчётный период организованы и проведены: экскурсионные поездки:в музей-заповедник “Томская писаница”; в г. Кемерово- областной краеведческий музей, областной музей изобразительных искусств, музей-заповедник “Красная горка”; г. Мариинск: в краеведческий музей, музей “Береста Сибири”, дом – музей В.А. Чивилихина. Проведены районные соревнования среди замещающих семей: “От семейных побед к спортивным рекордам”, “Осенний марафон”, “Спортивная семья”; прошёл районный конкурс “Творческая семья (фото 14-17). Все мероприятия способствовали укреплению психического и физического здоровья детей, формированию активной жизненной позиции здорового стиля жизни. Охват целевых групп, участвующих в досуговых мероприятиях: приёмные родители – 86 человек, созданные замещающие семьи – 26, приёмные дети - 264 человека, специалисты -30 человек. Обратная связь с целевыми группами Проекта осуществлялась через мнения, пожелания, зафиксированные в книге отзывов.

С целью обобщения опыта работы по реализации проекта и с разрешения Фонда, за счёт полученной экономии и перераспределения денежных средств разработан и типографским способом выпущен сборник “Новые методы и технологии работы с замещающей семьёй” общим тиражом в 100 шт. Сборник распространён среди представителей служб-соисполнителей Проекта, замещающих семей района, а также распространение планируется в марте 2015г. в рамках проведения 3-х дневного семинара - практикума с участием представителей данных служб области.

С 17.09.2014г. по 19.09.2014г. в рамках проекта Чебаткова И.В. стала участницей V Всероссийской выставки-форума “Вместе - ради детей” в г.Уфа. Участию в данном мероприятии предшествовала большая подготовительная работа: разработка и выпуск информационного материала, подготовка выступлений, презентаций, видеофильма о реализации проекта “Путь домой” (фото 18). Ежегодное мероприятие проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 62 субъектах Российской Федерации реализуются многочисленные программы фонда. Так, в 2014 году в 38 регионах РФ Фонд поддержал 72 региональные программы и 199 проектов на общую сумму 680 млн рублей. Выставки-форумы, которые проходили в прошлые годы в Казани, Астрахани, Тюмени и Ульяновске, являются кульминацией работы Фонда с российскими регионами. Именно на выставочных площадках форумов демонстрируется все то, что было достигнуто в исполнении общих программ. Более 500 участников собрались на уфимский форум, чтобы не только показать итоги своей совместной работы с Фондом в данном направлении, но и освоить новый опыт, инновационные технологии. Основные гости мероприятия - профессионалы, работающие в сфере защиты детства. Программа выставки-форума “Вместе - ради детей!” включала в себя работу интерактивных выставочных площадок, тренинги, круглые столы.

13.11.2014г. ответственное лицо за реализацию проекта Чебаткова Инна Викторовна, психолог дневного отделения (по профилактике безнадзорности несовершеннолетних) стала участницей регионального Форума по Всероссийскому проекту “России важен каждый ребёнок”, проводимого на базе Тяжинского муниципального района, где представляла опыт работы по проекту, итоги деятельности за 9 месяцев и методический материал данного направления.

11.12.2014г. наше учреждение радушно встречала участников межведомственного семинара: представителей сфер образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественности района, которые являются соисполнителями социального проекта “Путь домой”. Семинар открыла заместитель главы района по социальным вопросам О.В. Коновалова, остановившись на актуальности реализуемого проекта и важности предупреждения социального сиротства в целом. С докладом об итогах реализации мероприятий в 2014 году и эффективных используемых технологиях в работе по созданию и поддержке замещающих семей выступила психолог Центра Чебаткова И.В.. Ведущая семинара О.В. Карабанова познакомила всех присутствующих с планированием в рамках проекта на 2015год. Вопрос об организации деятельности по возврату детей в кровные семьи осветила Шарычева Н.И., директор детского дома “Ласточкино гнёздышко”. В программу встречи вошла и презентация комнаты психологической разгрузки, оборудование которой так же было приобретено за счёт средств гранта (фото 19, 20). Всем участникам представилась возможность высказать своё мнение о необходимости такой комнаты в работе с детьми специализированного учреждения, познакомиться с приобретённым оборудованием и программным обеспечением психологического изучения личности. В завершении воспитанники социально-реабилитационного центра, исполнив музыкальные номера, подарили хорошее настроение и новогодние сувениры, выполненные своими руками. А участники межведомственного семинара за круглым столом и чашечкой чая обсудили текущие вопросы по проекту и планируемым мероприятиям в 2015 году.

Это половина реализации проекта, но уже видны статистические результаты. Из 37 обученных кандидатов 11 человек уже создали замещающую семью и два кандидата усыновили детей. Так на 31.12.2014 года в районе насчитывается 91 приёмная семья, в которых воспитывается 218 детей и 92 опекаемых семьи, в которых 125 детей. Если сравнивать данные на начало реализации проекта, то в районе проживало – 76 приёмных семей с меньшим количеством детей - 159 и 103 опекаемые семьи, в которых воспитывалось 132 ребёнка).

Из детского дома в этом году 28 детей передано в приёмные семьи Тяжинского района, 7 детей под опеку (выехали за пределы района), усыновлено 24 ребёнка. Снижается и количество возвратов детей из приёмных семей. Так в 2014 году таких случаев - 7, когда в прошлом году таких фактов было 12.

Таким образом, помогая ребенку, семье, и членам общества установить гармоничные отношения, специалисты совместными усилиями решают проблему адаптации ребенка. Комплексная профессиональная работа с семьями опекунов и усыновителей как “до”, так и “после” помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а, следовательно, при адаптации ребенка и семьи – это необходимое условие для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приёмной семье.

Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Проект

Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов ,

Проект

детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

1.Наименование Проекта

«Помощь в социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов , детей из приемных и опекаемых семей «терапией творчества»

2.Основание для разработки Проекта

1 Президентская федеральная целевая Программа «Дети России» Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172. Внесены изменения постановлением Правительства РФ от 11 августа 2007 г. № 511. Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р;

2. Конвенция ООН «О правах ребенка» - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН

3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»от 24.07.98г. №124

5. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120

6. Программа «Право ребенка», 1997г.

3.Разработчик Проекта

Гуфранова Надежда Вениаминовна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории

4.Основной исполнитель и соисполнители Проекта

Основной исполнитель: Районный отдел образования исполнительного комитета Тукаевского муниципального района,

Соисполнители:

  • Исполком
  • Органы местного самоуправления
  • МОУ ДОД «ЦВР»
  • Общественные организации, волонтерское движение
  • Средства массовой информации;

6.Цель Проекта

  • художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

7.Задачи Проекта

  1. Создание условий в помещениях для занятий;
  2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;
  3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;
  4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;
  5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;
  6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.
  7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

8.Сроки реализации Проекта

2011 - 2012 года

9.Потребность в объемах и источниках финансирования Проекта

Потребность общего объема финансирования Проекта составляет:

2,5 млн. рублей:

Средства гранта – 1 млн. руб.

Муниципальный бюджет – 750 тыс. руб.

Внебюджетные инвестиции – 750 тыс. руб.

Потребность объема финансирования Проекта носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения ситуации, но в пределах установленных сумм.

10.Ожидаемые конечные результаты реализации Проекта

  • Социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в объединениях художественно-эстетического направления:
  • Поднятие рейтинга школы между общеобразовательными учреждениями района;
  • Развитие у детей художественно-эстетического вкуса;
  • Расширение услуг дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями;
  • Формирование личности высокой общечеловеческой культуры
  • Удовлетворение социальных и культурных потребностей
  • Создание новых рабочих мест

Стр.

Введение______________________________________________________5

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

Ее решения.__________________________________________________ 6

Раздел II. Основные цели и задачи проекта.________________________ 7

Раздел III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.____________8-9

Приложения

Введение

Размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Когда дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, заботу о них берет на себя государство либо попечители, опекуны. Это обиженные судьбой дети и к ним нужен отдельный подход. Одним из условий реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей является переориентация или развитие его интересов, способностей и возможностей. Успешно решит эти проблемы дополнительное образование.

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в условиях школы посредством художественно-эстетического развития на базе объединения дополнительного образования; наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития; перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе.

Проект содержит наиболее актуальные направления социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития, раскрытия детской души. Реализация Проекта предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных, грантовых источников финансирования

Проект носит комплексный характер и призван обеспечить формирование высокоэффективной и конкурентоспособной воспитательной деятельности, способствующей социализация и адаптация детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей.

Проект подготовлен коллективом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Круглое Поле» Тукаевского муниципального района.

программными методами

Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей, определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории, активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы «Дети России».

Дети-инвалиды, дети из приемных и опекаемых семей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности.

Реформирование политической, социальной и экономической жизни России обострило существующие социальные проблемы. Эти проблемы, в первую очередь, отражаются на жизнедеятельности семьи, а следовательно, затрагивают интересы детей. Наблюдается рост детей – сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть "социальных сирот" (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. детей).

Отношение государства к детям, находящимся в жизненной экстремальной ситуации, является показателем гуманности современного общества. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Необходимо создать такую систему социально-педагогической помощи ребенку, которая помогла бы быстрее адаптироваться в школе и чувствовать себя полноправным членом коллектива, а этому могут помочь объединения художественно-эстетического направления. «Искусство лечит», дети перестают себя чувствовать ущербными, брошенными.

II. Основные цели и задачи Проекта

Цель Проекта: Социализация и адаптация детей-инвалидов и детей, из приемных и опекаемых семей, в условиях школы:

Художественно-эстетическое развитие на базе объединения дополнительного образования;

Наглядная демонстрация возможностей детей с особенностями развития;

Перспектива включения в общество через проведение выставок детского творчества, участия в различных конкурсах и приобщения к исследовательской работе

Задачи Проекта; Создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей в группах с обычными сверстниками, опираясь на методы «терапии творчеством»

1. Создание условий в помещениях для занятий;

2. Разработка программы для занятий с детьми-инвалидами и детьми, из приемных и опекаемых семей, на базе дополнительного образования;

3. Организация и проведение регулярных занятий с детьми-инвалидами. с детьми из приемных и опекаемых семей индивидуально, в малых группах;

4. Проведение выставки работ, выполненных детьми - в рамках выставки детского творчества и самостоятельной выставки;

5. Помощь в участии детей в конкурсах различного уровня;

6. Ознакомление детей с искусством и исследовательской работой в целом.

7. Информация населения о достижениях объединений дополнительного образования.

III. Оценка социально - экономической эффективности

Реализации Проекта и ожидаемые конечные результаты.

Занятия в объединении благоприятно сказываются на эмоциональном, сенсорном, эстетическом развитии детей с особенной психикой. Во время совместных занятий творческой деятельностью создаются благоприятные условия для установления глубоких эмоциональных контактов и дружеских отношений между детьми, в том числе между детьми с особенностями развития и без таких особенностей. Таким образом, результатом работы в объединениях художественно-эстетического направления является усиление коррекционно-развивающего и интегративного эффекта наших программ в целом. Все дети на свете любят рисовать, работать с бумагой, петь и танцевать. Терапевтические индивидуальные занятия при работе с детьми развивают мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение: формируют умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; развивают художественный вкус и творческие способности, активизируют воображение и фантазию; способствуют созданию игровых ситуаций, расширяют коммуникативные способности; совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда; развивают у обучающихся изобразительные, художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческую индивидуальностб. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Занятия предоставляют возможность для безопасной и эффективной разрядки излишних внутренних напряжений, освобождают, "расковывают" ребенка.

Выставки детского творчества моделей демонстрирует, в какой степени позволила нашим детям найти новые возможности для самовыражения, раскрыть внутренние способности, развить чувство формы и цвета. Демонстрация достижений каждого ребенка имеет важное социальное значение, поднимает авторитет и самоуважение каждого ребенка - участника работы в мастерской, является наглядной демонстрацией его возможностей и способностей.

Дети начинают постепенно осваивать изобразительное искусство, учатся делать проекты и включаются в исследовательскую работу не только культурологического направления, но и затрагивают другие области науки, такие как: география, биология, история и т.д. Дополнительное образование – это толчок к изучению других предметов, это адаптация и социализация личности в коллективе, это общение со сверстниками, которая делает их такими же как все. Они полностью растворяются в коллективе и получают реабилитацию. Наблюдения психолога школы до начала реализации проекта и в конце показали эффективность терапевтического воздействия работы в объединении для разных детей.

Приложение

Рабочий план реализации проекта для детей:

Мероприятия, запланированные для реализации проекта

Сроки проведения указанных мероприятий

Занятия детей в объединениях

С 01.09.2011 по 31.05.2012

Конкурс «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

С 10.09.2011 по 01.11.2011г

«Моя малая родина: природа, культура, этнос» Всероссийский конкурс

04.11-01.12 г.-региональный этап

02.12 г..-федеральный этап

«Лучший знаток государственной символики»

до 15.09.2011

«Театр здоровья»

до 01.11.11

«Лучший отряд юных инспекторов движения и лучший руководитель» Республиканский конкурс

Сентябрь 2011 – муниципальный этап, 10-28.10.11- республиканский (заочный) этап,

«Президентские спортивные игры»

Сентябрь- декабрь 2011- школьный этап, январь – апрель 2012 – муниципальный этап

«Спасение на пожаре» Всероссийский конкурс детского рисунка

до 20.09.2011 года

«Новое пространство России» Всероссийский конкурс социальной рекламы

09.09.11-

30.05.12

«Что не соринка, то картинка»

Декабрь2011

«Творческая семья» Республиканская выставка-конкурс

«Художественная обработка древесины» Республиканская выставка

Март-апрель 2012

«Алтын куллар» Республиканский фестиваль-конкурс хореографических коллективов

Март 2012

«Я, такой же, как ты!» Республиканский конкурс-выставка поделок для детей с ограниченными возможностями

Апрель 2012

АРТ-фестиваль IV Республиканский открытыйАРТ-фестиваль

Апрель 2012

«Жар-птица» Республиканский конкурс-выставка по декоративно-художественной росписи

«Поисково-исследовательские и творческие работы учащихся»

Октябрь

2012 г.

«Моё Я в Большой науке» имени Р.И. Утямышева Республиканская конференция исследовательских работ обучающихся

«Дебют в науке» Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

«Паруса науки» Региональный фестиваль исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Шаг в науку» Подготовка и проведение Республиканского конкурса исследовательских работ учащихся

Январь-апрель

«Детство без границ» Республиканский этап Международного фестиваля

«Свободно летающие модели» Республиканские лично-командные соревнования школьников

Зимний этап, летний этап (по отдельному плану)

«Судомоделизм (младшие школьники)» Первенство России

Апрель 2012

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Леонардо»

Ноябрь-апрель 2012г.

Экскурсия в Казань

Осенние каникулы

Экскурсия в Москву, посещение Кремля, Третьяковской галереи и т.д.

Зимние каникулы

Экскурсия в Санкт-Петербург, посещение Эрмитажа, Петергофа, Царскосельского лицея и т.

Весенние каникулы.


«Чужих детей не бывает!»

Реализация социально – ориентированного проекта «Путь домой».

В Тяжинском районе на начало 2014 года 322 ребёнка имеют статус сироты. Воспитание в государственных учреждениях не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. На сегодняшний день распространению практики семейного воспитания приемных детей препятствует, главным образом, низкая осведомленность общества о проблемах детей-сирот и доступной поддержке. Вызывает озабоченность и тот факт, что учащаются случаи отказов приемных родителей от своих детей, а также конфликтные ситуации между замещающей семьей и ребенком. Одной из серьезных проблем является неподготовленность родителей к подобной работе, нередкое отсутствие самих служб, недостаточная разработанность технологии социально-педагогического и медико-психологического сопровождения замещающих семей. Процесс создания приёмных семей, адаптации детей сопровождается множеством психолого-педагогических трудностей. Основная причина вышеупомянутых проблем видится в отсутствии подготовки будущих родителей к принятию ребенка в семью (социально-психологической, правовой, социальной), так и психологического сопровождения замещающих семей в процессе адаптации ребенка к новым условиям, а также в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций в семье. Следовательно, детальное обучение и подготовка кандидатов в замещающие семьи является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. Однако большинство приемных родителей не имеют базового психолого-педагогического образования, не владеют методами и технологиями воспитания ребенка в семье. В условиях Тяжинского района проблема подготовки, создания и сопровождения приемных семей, предотвращения возвратов детей стоит весьма остро. Данная проблема решается в ходе реализации социально-ориентированного проекта «Путь домой», который одержал победу в федеральном конкурсе инновационных социальных проектов поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (грант 1,5 млн. рублей).

Грантодателем данного проекта является «Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Реализация проекта «Путь домой» осуществляется на базе МКУ «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних». Продолжительность реализации проекта 1,5 года (18 месяцев) с 01.04.2014 года по 30.09.2015года.

Целью проекта «Путь домой» является содействие в создании замещающих семей и гармонизация стиля семейного воспитания через формирование адекватных родительских позиций в различных ситуациях взаимодействия с приёмным ребёнком.

Проект «Путь домой» является одним из направлений реализации комплексной муниципальной программы профилактики и предупреждения социального сиротства в Тяжинском районе. Уникальность данного Проекта состоит в комплексном подходе специалистов МКУ «СРЦдН», МБУЗ «ТЦРБ», органа опеки Управления образования, управления социальной защиты населения Тяжинского муниципального района, являющимися соисполнителями проекта, к проблемам адаптации ребенка в семье и обществе, помогая ребенку и семье, и членам общества установить гармоничные отношения. Комплексная профессиональная работа с семьями опекунов и усыновителей как «до», так и «после» помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а, следовательно, при адаптации ребенка и семьи - это необходимое условия для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приемной семье.

В ходе реализации данного проекта планируются ожидаемые результаты:

1) развитие института «Гостевой семьи», как одной из форм замещающей семьи;

2) увеличение в Тяжинском муниципальном районе числа приемных семей, создание реальных условий для реализации права каждого ребенка жить в семье;

3) увеличение числа обученных кандидатов в принимающие родители, замещающих родителей, рост психолого-педагогической компетентности принимающих родителей;

4) снижение количества возвратов детей из замещающих семей;

5) повышение профессионализма и формирование профессиональных компетенций у специалистов служб сопровождения замещающих семей;

6) формирование позитивного общественного мнения в отношении замещающей семейной заботы;

7) сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях района.

Деятельность по отражённому в проекте направлению начата до его разработки (с 2012 года «Школа приемных родителей») и будет продолжена по завершению реализации проекта, т.к. приёмные семьи в ближайшие годы сохранят тенденцию популярности, будут образовываться чаще предыдущих лет.

Уважаемые родители!

Каждый ребенок хочет жить в благополучной семье, чувствовать тепло, заботу и внимание. Если у вас есть желание и возможность принять ребенка на воспитание, создать приемную семью, обращайтесь органы опеки и попечительства Управления образования Тяжинского муниципального района. Пройти обучение в «Школе приемных родителей», а так же получить психологическое сопровождение и консультации вы можете в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, по адресу пгт. Тяжинский, ул. Мичурина, 15а, мы будем рады Вам помочь.

Телефоны для справок: 29-201 (опека), 28-526 («СРЦдН»).

А. М. Мармылёва,

Заместитель директор МКУ «СРЦдН».

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

"Путь домой"

1. Бюджет Проекта

(по источникам финансирования)

(рублей)

Источник финансирования

Всего

Период реализации

2014 год

2015 год

Собственные средства Грантополучателя

500 000

250 000

250 000

Привлеченные (благотворительные) средства

300 000

150 000

150 000

Средства Грантодателя

1 500 000

750 000

750 000

Итого:

2 300 000

1 150 000

1 150 000

2. Бюджет Проекта

(по статьям расходов)

№№ п/п

Наименование статьи расходов Бюджета Проекта

Всего

в том числе

средства Грантополучателя, включая привлеченные (благотворительные) средства

средства Грантодателя

2014 год

2015 год

Итого

Административные расходы, связанные с реализацией мероприятий Проекта

1.1.

Оплата труда исполнителей Проекта, включая страховые взносы во внебюджетные фонды

351 540

351 540

1.2.

Канцелярские товары

10 000

10 000

1.3.

Командировочные расходы исполнителей Проекта

Итого расходов по пункту 1:

361 540

361 540

Расходы, связанные с реализацией мероприятий Проекта

2.1.

Оплата услуг привлеченных специалистов

343 170

114 390

228 780

343 170

2.2.

Аренда помещений, оборудования и транспортных средств для проведения мероприятий Проекта

129 000

94 000

20 000

15 000

35 000

2.3.

Расходы на деловые поездки, непосредственно связанные с проведением мероприятий Проекта

324 440

158 440

166 000

324 440

2.4.

Подготовка и издание материалов по обобщению инновационных технологий, моделей и методик, разработанных (применяемых) в Проекте

75 000

25 000

50 000

75 000

2.5.

Расходы на проведение мероприятий по повышению квалификации

40 000

20 000

20 000

40 000

2.6.

Расходы на проведение мероприятий по оздоровлению, социальной реабилитации и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

360 800

178 400

121 600

60 800

182 400

2.7.

Приобретение расходных материалов

234 790

87 970

146 820

234 790

2.8.

Приобретение основных средств

305 200

40 000

202 600

62 600

265 200

2.9.

Охрана помещений при проведении мероприятий Проекта

84 000

84 000

2.10.

Прочие расходы

42 060

42 060

Итого расходов по пункту 2:

1 938 460

438 460

750 000

750 000

1 500 000

Всего расходов по пунктам 1 и 2:

2 300 000

800 000

750 000

750 000

1 500 000

(О. В. Карабанова)

М.П.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

(ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГРАНТА)

«ПУТЬ ДОМОЙ»

Договор № 01-01-38п-2013.7/_____ от "___" ____________ 2014 г. о предоставлении денежных средств (гранта)

№№ п/п

Наименование мероприятия Проекта/ вид расходов

Расчет стоимости

Сумма (в руб.)

Номер статьи расходов Бюджета Проекта

Повышение квалификации исполнителей Проекта, волонтёров, родителей по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей (п.4 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Обучение специалистов, родителей, и волонтеров, принимающих участие в реализации проекта с выездом на место обучения.

5000 руб. * 8 чел.

40 000

Оплата проживания

2500 руб.* 8 чел. * 14 дней

280 000

Оплата стоимости проезда к месту командировки и обратно

1000 руб. * 2 билета * 8 чел.

16 000

Оплата услуг привлеченных специалистов (коуч-тренер) по договору гражданско-правового характера по оказанию услуг обучения специалистов участников проекта

1000 руб. * 30 чел. * 9 семинаров

270 000

страховые взносы во внебюджетные фонды (27,1%)

73 170

Оплата проживания привлеченных специалистов

2500 руб.* 6 чел. * 1 день

15 000

Оплата проезда привлеченных специалистов

1000 руб. * 2 билета * 6 чел.

12 000

ИТОГО по мероприятию:

706 170

Информирование населения района о возможностях создания и сопровождения потенциальных замещающих семей в рамках Проекта «Путь домой» (п.5 раздела 2 Плана реализации Проекта)

МФУ

45000 руб. * 1 шт

45 000

Бумага для принтера А4

200 руб. * 5 пач.

1 000

ИТОГО по мероприятию:

46 000

Психодиагностика будущих приёмных родителей (п.6 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Ноутбук

30000 руб. * 1 шт.

30 000

Компьютер в комплекте

35000 руб. * 1 шт.

35 000

Стол для компьютера

7400 руб. * 1 шт.

7 400

Программно-аппаратный комплекс для психофизиологического исследования (ПАКПФ-02)

12700 руб. * 1 шт.

12 700

Программное обеспечение методика "Вербальный фрустрационный тест"

7900 руб. * 1 шт.

7 900

Программное обеспечение методика "Психологическая автоматизированная экспертная система""

16450 руб. * 1 шт

16 450

Программное обеспечение методика "Тест Роршаха""

10050 руб. * 1 шт.

10 050

Программное обеспечение методика "Диагностика межличностных отношений""

5710 руб. * 1 шт.

5 710

Программное обеспечение "16 когнитивных методик"

5800 руб. * 1 шт.

5 800

Программное обеспечение "Программный комплекс ПСИ-1"

12000 руб. * 1 шт.

12 000

ИТОГО по мероприятию:

143 010

Организация и проведение Школы приёмных родителей (п.7 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Оплата типографических услуг по изготовлению свидетелства о прохождении обучения на курсах "Школа приемных родителей" (по договору)

100 руб. * 50 шт.

5 000

Ноутбук

20000 руб. * 1 шт.

20 000

Стол для компьютера

5600 руб. * 1 шт.

5 600

Альбомы для рисования

25 руб. * 7 шт.

Карандаши

60 руб. * 6 шт.

Краски

55 руб. * 6 шт

Ватман

15 руб. * 6 листов

Восковые мелки

40 руб. * 3 шт.

Пластелин

50 руб. * 6 шт.

Папки пластиковые

50 руб. * 16 шт.

Мультифора

1 руб. 20 коп. * 300 шт.

Скотч двухсторонний

40 руб. * 1 шт.

Скотч

20 руб. * 1 шт.

Бумага для принтера А4

200 руб. * 4 пач.

Бумага для принтера А3

340 руб. * 5 пач.

1 700

ИТОГО по мероприятию:

35 695

Реализация социально-реабилитационной программы для замещающих семей на базе сенсорной комнаты (п.10 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Компьютер в комплекте

25000 руб. * 1 шт.

25 000

Трапеция с гранулами

3200 руб. * 1 шт.

3 200

Пуфик-кресло "Груша" с гранулами

3400 руб. * 1 шт.

3 400

Интерактивное панно "Бесконечность" (настенное)

4900 руб. * 1 шт.

4 900

Панно "Кривое зеркало"

4600 руб. * 1 шт.

4 600

Безопасная пузырьковая калонна

5700 руб. * 1 шт.

5 700

Набор рыбок для пузырьковой колонны

200 руб.* 1 шт.

Зеркальный шар с приводом вращения

2900 руб. * 1 шт.

2 900

Прфессиональный источник света к зеркальному шару "Зебра"

2800 руб. * 1 шт.

2 800

Звукоактивированный проектор светоэффектов "Русская пирамида"

10000 руб.* 1 шт.

10 000

Безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения "Светлячок"

7600 руб. * 1 шт.

7 600

Комплект "Сенсорный уголок"

18100 руб. * 1 шт.

18 100

Альбомы для рисования

25 руб. * 7 шт.

Карандаши

60 руб. * 7 шт.

Краски

55 руб. * 7 шт

Ватман

15 руб. * 7 листов

Восковые мелки

40 руб. * 3 шт.

Пластелин

50 руб. * 7 шт.

Папки пластиковые

50 руб. * 17 шт.

Мультифора

1 руб. 20 коп.* 300 шт.

Скотч двухсторонний

40 руб. * 1 шт.

Скотч

20 руб. * 1 шт.

ИТОГО по мероприятию:

91 225

Реализация комплексной программы профилактики и предупреждения социального сиротства по адаптации и проживания детей в приёмных семьях (п.11 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Альбомы для рисования

25 руб. * 6 шт.

Карандаши

60 руб. * 7 шт.

Краски

55 руб. * 7 шт

Ватман

15 руб. * 7 листов

Восковые мелки

40 руб. * 4 шт.

Пластелин

50 руб. * 7 шт.

Папки пластиковые

50 руб. * 17 шт.

Мультифора

1 руб. 20 коп.* 400 шт.

Скотч двухсторонний

40 руб. * 3 шт.

Скотч

20 руб. *2 шт.

Бумага для принтера А4

200 руб. * 5 пач.

1 000

ИТОГО по мероприятию:

4 060

Организация и проведение досуговых мероприятий для замещающих семей на базе Центра (п.12 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Видеокамера

10000 руб. * 1шт.

10 000

Стеллаж

12000 руб. * 2 шт.

24 000

Аренда помещения для проведения мероприятий (по договору с юридическим лицом)

5000 руб. * 6 мероприятий

30 000

Посещение музеев, выставок и проведение экскурсий

500 руб. *120 чел.

60 000

Оплата проезда детей на пригородном автобусе (из пгт.Тяжинский в г.Кемерово и обратно)

360 руб.* 2 билета *120 чел.

86 400

Оплата проезда специалиста на пригородном автобусе (из пгт.Тяжинский в г.Кемерово и обратно)

720 руб. * 2 билета * 1 чел.

1 440

Питание детей целевой группы (по договору с соответствующей организацией)

300 руб. * 120 чел.

36 000

Приобретение призов:

грамоты

20 руб. * 70 шт.

1 400

книги

400 руб. *60 шт.

24 000

развивающие игры

400 руб.* 15 шт.

6 000

сувениры

150 руб. * 60 шт.

9 000

мелкий спортивный инвентарь

350 руб. * 80 шт.

28 000

Шары гелевые

35 руб. * 800 шт

28 000

Плакаты тематические

50 руб. * 15 шт.

Цветы искуственные

1500 руб. * 6 шт.

9 000

ИТОГО по мероприятию:

353 990

Проведение районной конференции «Об итогах реализации Проекта «Путь домой» о создании и сопровождении замещающих семей на территории Тяжинского муниципального района» (п.13 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Аренда помещения для проведения районной аналитической конференции " Об итогах реализации проекта на территории Тяжинского муниципального района" (по договору с юридическим лицом)

5000 руб. * 1 мероприятие

5 000

Приобретение призов:

грамоты

20 руб. * 30 шт.

книги

400 руб. *40 шт.

16 000

развивающие игры

400 руб.* 5 шт.

2 000

сувениры

150 руб. * 40 шт.

6 000

мелкий спортивный инвентарь

350 руб. * 20 шт

7 000

Расходные материалы для оформления мероприятий:

Шары гелевые

35 руб. * 200 шт

7 000

Плакаты тематические

50 руб. *5 шт.

Цветы искуственные

1500 руб. * 4 шт.

6 000

ИТОГО по мероприятию:

49 850

Издание и распространение сборника статей, методических пособий по обобщению опыта реализации Проекта на территории Тяжинского муниципального района (п.14 раздела 2 Плана реализации Проекта)

Оплата типографических услуг по изготовлению буклетов, брошюр (по договору с юридическим лицом)

100 руб. * 200 шт.

20 000

Оплата типографических услуг по изготовлению сборника методических рекомендаций (по договору с юридическим лицом)

500 руб. *100 шт

50 000

ИТОГО по мероприятию:

70 000

ВСЕГО:

1 500 000

Директор муниципального казённого учреждения «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

(О. В. Карабанова)

М.П.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних»

Цель: оказание помощи в реализации прав семей и детей на социальную защиту и социальную помощь со стороны государства.

Направления деятельности учреждения:

Структура Центра

Социальный проект по созданию

и поддержке замещающих семей

«Путь домой»

Сроки реализации: 01.04.2014 – 30.09.2015

Цель : содействие в создании замещающих семей и гармонизация стиля семейного воспитания через формирование адекватных родительских позиций в различных ситуациях взаимодействия с приёмным ребёнком.

Задачи :

Инна Викторовна Чебаткова представила на форуме социальный проект по созданию и поддержке замещающих семей «Путь домой». Участию в данном мероприятии предшествовала большая подготовительная работа: разработка и выпуск информационного материала по проекту, подготовка выступлений, презентаций, видеофильма о реализации проекта.
Выставка-форум ежегодно проводится фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 62 субъектах Российской Федерации реализуются многочисленные программы фонда. Так, в 2014 году в 38 регионах РФ фонд поддержал 72 региональные программы и 199 проектов на общую сумму 680 миллионов рублей, один из которых реализуется в Тяжинском районе.
Выставки-форумы, которые проходили в прошлые годы в Казани, Астрахани, Тюмени и Ульяновске, являются кульминацией работы фонда с российскими регионами. Именно на выставочных площадках форумов демонстрируется все то, что было достигнуто в исполнении общих программ. Более 500 участников собрались на уфимский форум, не только для того чтобы показать итоги своей совместной работы с фондом, но и перенять новый опыт, инновационные технологии.
Основными гостями мероприятия были профессионалы, работающие в сфере защиты детства. Программа выставки-форума «Вместе – ради детей!» включала в себя работу круглых столов, интерактивных выставочных площадок по регионам, тренинги и мастер-классы.

Родители - во всем мудрей,

Они для нас - друзья, кормильцы,

Они всех ближе и родней!

С таких трогающих за душу слов начиналась одна из визитных карточек семей районного конкурса «Творческая семья» среди замещающих семей, который проводился в рамках реализации социального проекта «Путь домой» и был посвящён 90-летию Тяжинского района. Четыре приёмные семьи района стали участниками настоящего праздника.

Кто не знает, что такое настоящая, крепкая, дружная семья, в которой царит полное взаимопонимание, атмосфера любви и заботы, может приехать погостить в семью Малзуб Раисы Ивановны и Владимира Петровича из пгт.Тяжинский, где в настоящее время живет 15 детей. Раиса Ивановна всегда хотела иметь дочку, но у них с мужем родились три сына – Алексей, Дмитрий и Петр. В 2002 году идею о создании приемной семьи, первой в районе, поддержали все члены семьи единодушно. Так у них появилась семилетняя Ирина, воспитанница детского дома «Ласточкино гнездышко». Затем в декабре 2005 года в семье появляются два маленьких брата шести и семи лет – Женя и Дима. Так семья пополнилась еще двумя сыновьями. Через год на семейном совете решили, что одна дочь – это мало и в семью пришла еще одна приемная девочка – одиннадцатилетняя Таня. Осенью 2010 года, когда разъехались старшие дети, остались дома только младшие Дима и Женя. Казалось бы - отдыхайте, родители! Можно теперь подумать и о себе. Но ведь в душе осталось столько нерастраченного тепла. Тогда в семье появились еще четыре маленькие девочки, сестренки. И с сентября 2010 года семья увеличилась на 4 человечка – Аню, Диану, Настю и Веру. В 2013 году увидев в детском доме маленького мальчика, Раиса Ивановна и Владимир Петрович уже не раздумывая взяли Славика в большую дружную семью. И совсем недавно воспитанники детского дома Даша Кирилл и Аркаша обрели семью и любящих родителей. В 2006 году Раиса Ивановна принимала участие в областном конкурсе «Социальная звезда» в номинации «С любовью к людям». Получила Благодарственное письмо Администрации Кемеровской области и Диплом признательности. В 2011 году за победу в областном конкурсе «С любовью и заботой» семья была награждена 10 путевками в санаторий «Борисовский». Есть и Благодарственные письма от Администрации Тяжинского района. В семье Малзуб нет разделения детей на чужих и своих. Их дом - всегда полная чаша. В атмосфере любви, заботы и взаимопонимания, дети в этой семье растут достойными людьми.

Супруги Землякова Евгения Станиславовна и Герасёв Анатолий Сергеевич воспитывают семерых детей, трое из них опекаемые. На территории Ново-Восточного сельского поселения семья является примером и гордостью села Почаевка. Эта семья является примером традиционной русской многодетной семьи. Отец-добытчик, мать-хранительница семейного очага. Супруги умеют преодолевать жизненные невзгоды, становясь крепче. Несмотря на огромную занятость домашним трудом, они находят свободное время для своих ребятишек. Традиционными являются семейные праздники. Их счастье в детях, а дети чувствуют себя счастливыми, когда родители интересуются их делами, рады их успехам.

Многодетную приёмную семью Алушкиных Юлии Александровны и Николая Владимировича из села Борисоглебское знают в районе как талантливую семью. У каждого члена свой талант и своё любимое хобби. Наверно, можно оценить, во сколько обходится государству содержание одного воспитанника, но кто и чем оценит и измерит отогретые приемными родителями Алушкиными детские души, их вновь обретенную веру в радость жизни, будущее?

«Только семья - это пристань для счастья, только она сохранит от ненастья» - это девиз семьи Гриненко Надежды Ивановны и Олега Васильевича из с. Преображенка. «Когда чужой ребенок стучится в твое сердце, и ты распахиваешь его навстречу, то с той самой секунды этот ребенок перестает быть чужим» - это слова мамы семерых детей… В данной семье всё делают вместе – вместе работают, вместе отдыхают.

И действительно, родители и дети всё делали вместе. Вместе представляли свою семью, раскрывали секреты семейного хобби, угощая сладостями, одаривая подарками. Вместе показывали инсценированные сказки, пели рэп, рисовали свои дома. Но конкурс есть конкурс. Каждая семья стала победителем в своей номинации. Получили грамоты администрации Тяжинского района и подарки от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но самая большая благодарность для этих родителей, когда обманутый самыми близкими людьми, маленький человечек начинает снова верить в любовь окружающих его людей, когда он снова начинает смотреть на мир уверенными и счастливыми глазами, когда ребенок вдруг понимает, какая сила находится за его спиной - сила, которая защитит и закроет его от всех бед – его Семья!

А. Мармылёва, заместитель директора

по организационно-методической работе

МКУ «СРЦдН»

Предварительный просмотр:

Уважаемый Олег Викторович!

Муниципальное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» предоставляет Вам информацию о проведённых мероприятиях Центра.

«От семейных побед к спортивным рекордам» - так называлось районное мероприятие, посвящённое Всемирному Дню здоровья, которое проводилось среди приёмных семей в рамках реализации социального проекта по созданию и поддержке замещающих семей «Путь домой» на базе спортивного комплекса «Юность». В соревнованиях приняли участие пять команд приёмных семей района: Ильиной Марины Борисовны, Малзуб Екатерины Валерьевны и Панченко Елены Анатольевны (Тяжинский), Ларионовой Ирины Анатольевны (Тяжино-Вершинка), Смирновой Жанны Георгиевны (Даниловка). Своё выступление представители команд начали общим девизом, приветствием команд –соперниц. Эстафеты и конкурсные испытания, проводимые сотрудниками МКУ «СРЦдН», заставили участников получить массу удовольствия, положительных эмоций, заряд бодрости и отличного настроения. Команды показали свою сплочённость семей, неординарность, творчество. Между конкурсными испытаниями своим творчеством поделился танцевальный коллектив «Эдельвейс» (руководитель Богданова Надежда Айдаровна). Подводя итоги соревнований, члены жюри отметили каждую команду-победительницу в определённой номинации, наградили грамотами и сладкими призами, любезно предоставленными Тяжинским районным отделением Кемеровского регионального отделения ВПП «Единая Россия». Организаторами и членами жюри праздника решено проводить такие мероприятия традиционно.

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ

Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери

В.А. Сухомлинский

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества

Ф. Адлер

Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.

В.А. Сухомлинский

«Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком:

он лишь маленький беззащитный взрослый»

Жильбер Сесброн

«Дети охотно всегда чем нибудь

занимаются. Это весьма полезно, а

Потому не только не следует этому

мешать, но нужно принимать меры

к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Ян Коменский

Дети учатся на примере взрослого,

а не на его словах

К.Г. Юнг

При издании брошюры

использовались средства Фонда

поддержки детей, оказавшихся

в трудной жизненной ситуации

Добрый день!
Поздравляю всех с Новым годом! Желаю всем счастья,здоровья, терпения и мудрости. Мир Вашим семьям!
Моя семья участвует в пилотном проекте, к своим кровным двум несовершеннолетним и приемной дочери мы взяли еще веселую пятерочку. Мальчиков-подростков, один из них "возвратный", второй от наркоманов, солнечную девочку и двух сестренок с "педзапущенностью", которая оказалась реальной генетической психиатрией. НО, несмотря на исходные данные, мы живем мирно и спокойно. Старшие детки учатся в обычной школе, сестренок сейчас буду переводить в коррекционную школу 8 вида (с сентября проходили обследования и лечения в психиатрической больнице), в результате врачи убедили не держать в простой школе, а все таки перевести в коррекционку, говорят, так больше пользы будет. Дети ужились быстро, быстро выстроили иерархию и все ее признают и придерживаются. Я думала, что будет сложнее и физически и психически, но как ни странно, мы нашли друг друга. Мы детей, дети нас. Такое ощущение, что мы так давно все и живем, даже дети постоянно это твердят. Не знаю, как будет дальше, но сейчас все как в обычной семье. Навещающие их дедушки и бабушки, как ни странно, не приносят нам неудобств, которые я ожидала вначале пути. Особой привязанности и влияния на детей они не имеют, и дети их даже не вспоминают. Когда родственники их навещают, они немного с ними погуляют, и с радостью возвращаются к другим детям, забывая попрощаться, приходится им напоминать о хорошем тоне и просить как следует попрощаться с родственниками. Единственное неудобство - пришлось срочно покупать огромные кастрюли и сковороды, и привыкать готовить увеличенное количество еды. Но и с этим месяца через 3 я свыклась)))) Так же все долго привыкали к общему меню, кто то не любит рыбу, кто-то печенку, и т.д. Приучая к новому меню приходилось много рассказывать про витамины и микроэлементы, содержащиеся в пище, и для чего это нам нужно. Теперь они постоянно сами спрашивают, что содержится в том или ином блюде и для чего это полезно.)))) Сейчас все едят всё. Есть у нас свой куратор и психолог, которые раз в месяц приходят и беседуют с нами и с детьми. Если возникают вопросы, мы им можем позвонить и проконсультироваться, если необходимо, могут приехать дополнительно. Все детки у нас танцуют в Тодесе, результаты у всех разные, но для физического развития полезно всем)))).
Детей я не выбирала, распечатали в банке данных первых, подходящих под "проект" и поехала знакомиться. Был один промах, может кто помнит, были пять сестер и братьев. Старшему было 10 лет, а остальные были погодки 5,4,3,2 года. Взяла на них направление, а там мама в суде за них "бадалась", пришлось от них отказаться. Зато следующие все были наши. Правда, в процессе участия в проекте (пока документы проверялись, пока комиссию проходили и т.д.) были в разных храмах и монастырях и просили благословения на взятие детей. Ни один батюшка не сказал, что не надо так делать и т.д. Все благославляли. Так мы и встретились с нашими детками. К чему я это пишу? Может кто-то стоит перед выбором идти в проект или нет, может кто-то чувствует в себе силы, кто-то не знает о проекте. Не знаю как у других, но мне повезло с детками. Бывают разные случаи, но они не страшнее и не хуже тех, которые бывают с кровными. Мы много разговариваем с ними, объясняем каждый шаг и приводим примеры из жизни. Так что, в проекте не так страшно, так же, как просто стать приемным родителем.
Еще раз всех с праздниками!