Первичные цвета Вторичные цвета Третичные цвета. Основные принципы цветоведения Вторичные цвета

Первое впечатление - это все. Пословица «По одежке встречают, по уму провожают» актуальна не только в жизни, но и в дизайне. Впечатление от дизайна состоит из множества факторов, и один из важнейших - это цвет.

Понять, какие цвета сочетаются друг с другом не всегда просто, в этой статье описаны основы теории цвета, которые пригодятся при выборе цветовой схемы для дизайна сайта. Начнем с самого простого.

Основные цвета (Primary Colors)

Основные цвета палитры - красный, желтый и синий. Если говорить об основных цветах на экранах различных устройств - это RGB, красный, зеленый и синий.

Вторичные цвета (Secondary Colors)

Если равномерно смешать красный и желтый, желтый и синий, синий и красный получатся соответственно вторичные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сочетание этих цветов в проекте может придать дизайну контраст.

Третичные цвета (Tertiary Colors)

Третичный цвет получается если смешать основной и вторичный. Например, красный-фиолетовый, синий-фиолетовый, синий-зеленый, желтый-зеленый, красный-оранжевый, желтый-оранжевый.

Мы разобрались с основами «колеса цветов». С помощью него легко подбирать хорошо сочетающиеся цвета для дизайна. Перейдем к более сложным сочетаниям.

Дополняющие цвета (Complementary Colors)

Как понятно из схемы, дополняющие цвета противоположны друг другу на колесе. Придают дизайну больше контраста, но использовать их следует с осторожностью, иначе будет «вырви-глаз-дизайн»

Аналогичные цвета (Analogous Colors)

Располагаются рядом на колесе цветов. Соседние цвета создают ощущение разнообразия, например синий-зеленый или желтый-оранжевый.

Триады (Triads)

Используя триады на цветовом колесе можно добиться достаточного разнообразия, но в то же время хорошего баланса.

Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors)


Такое сочетание цветов добавляет контраста и разнообразия дизайну.

Квадратная схема (Square Colors)

Такая схема хорошо работает при одном усиленном цвете и трех приглушенных.

Прямоугольная схема (Tetradic Colors)

Похожа на предыдущую схему, а точнее просто ее вариация.

Использование света и тени (Tints and Shades)

Придает дизайну объем и цветовое разнообразие.

Теплые и холодные цвета (Warm and Cool Colors)

Холодные и теплые цвета сами по себе являются классическими цветовыми схемами. Главное их отличие в восприятии человеком. Теплые цвета вызывают летние ассоциации: тепло, солнце, зеленые пейзажи, а холодные цвета ассоциируется с зимой: холод, снег, пасмурная погода.

Понимание теории цвета и грамотное использование ее на практике - это один из важнейших навыков хорошего дизайнера. Правильное сочетания цветов на сайте улучшает общее восприятие дизайна и может вызывать различные эмоции.

В дополнение могу посоветовать

Основные цвета

В природе три основных цвета: красный, синий и желтый. На них строится вся цветовая гамма, и путем различных их сочетаний можно получить все остальные цвета. Основные цвета присутствовали в интерьере с момента зарождения земной цивилизации. Чтобы вы уяснили взаимоотношения красок, обращаем ваше внимание на диаграмму.

Красный

Красный цвет - наиболее эмоциональный и активный из трех основных цветов. Он позволяет создать множество эффектов, оживляет интерьер, волнует человека, создает атмосферу теплоты. Но он требует от дизайнера известной смелости и уверенности в себе. Красный цвет используется при отделке практически всех интерьеров, хотя в спальнях - реже, поскольку у него сильная энергетика. Превращаясь в розовый, он становится женственным, а темнея - наоборот, мужественным. Смешиваясь с желтым, он превращается в веселый оранжевый, а с синим - в таинственный фиолетовый. Дополнительный цвет к красному - зеленый.

Взгляд на красный цвет в культурах разных народов неодинаков. Китайцы, например, всегда его любили, считали символом долголетия и именно из красной ткани шили свадебные платья для невест. Древние римляне считали, что красный цвет - символ силы, мощи, власти. Эти ассоциации получили продолжение в ритуалах католической церкви. Красный цвет присутствует на флагах многих государств. В современной истории он нередко символизировал политические взгляды левых экстремистов. В обиходе красный цвет часто выступает как знак предупреждения об опасности.

В природе он прочно ассоциируется с кровью, хотя нас соблазняют вполне мирные красные ягоды, фрукты и овощи. Вспомним библейское предание о Еве и запретном плоде.

Синий

Из всех цветов синий чаще всего связывают с понятием красоты. С древнейших времен он популярен во всем мире. Синий - цвет вечности, соединяющий настоящее с прошлым и будущим. Выразительные его возможности поистине неисчерпаемы. Смешивая его с желтым, получаем зеленые оттенки, а с красным - фиолетовые. Дополнительный цвет к синему - оранжевый.



Синий цвет, как правило, ассоциируется с небом и морем. Цвет неба иногда называют лазурью. Цвет моря во многом зависит от неба, глубины, времени дня, погодных условий и даже особенностей морского дна: он колеблется от темных сине-фиолетовых оттенков до бледного аквамарина.

Синий цвет обладает способностью передать и воздушность облаков, и спокойствие безоблачного неба, и даже заряженность атмосферы электрической энергией. Он впитал в себя и яркий дневной свет, и глубокий мрак ночи, он вызывает у нас ощущение радости или грусти, ясности или тайны. Подобные эффекты зависят от пропорций, в которых в синюю краску добавляется черная или белая.

С психологической точки зрения, синий цвет ассоциируется у нас со спокойствием и умиротворением. Темные глубокие тона предпочтительны для медитаций: биологические

процессы в организме замедляются, происходит его расслабление. Часто синий цвет символизирует женственность.

В дизайне интерьеров при оформлении обширных помещений лучше использовать смягченные и светлые тона. Голубой цвет хорош для потолков. С помощью темных тонов можно удачно сделать какие-либо акценты при оформлении небольших помещений. Благодаря своему успокаивающему воздействию синий цвет часто встречается в оформлении спален. А связанные с ним ассоциации с водой, чистотой и порядком позволяют использовать его в ванных комнатах и кухнях (нередко в сочетании с белым). Сам по себе синий цвет считается холодным, поэтому опытные дизайнеры уравновешивают его теплыми тонами: красный придает интерьеру выразительность, желтый - свежесть, а персиковый - роскошь и элегантность.

Желтый

Возможности желтого цвета весьма богаты. У него есть разные по степени насыщенности оттенки, но в своей чистой форме он необычайно интенсивен. Его сияние часто ассоциируется с солнечным светом, поэтому он пробуждает в нас энергию и волнение.

В интерьерах его мощное излучение намеренно приглушается - используются его светлые оттенки или комбинируют желтый с другими цветами. Эмоциональное воздействие желтого - в целом оптимистичное, и все же он внушает некоторое беспокойство. Сочетание желтого с красным дает теплый оранжевый цвет, а желтого с синим - более спокойные зеленые тона. Дополнительный цвет к желтому - фиолетовый.

В «семейство» желтых оттенков входит и золотистый цвет, ассоциирующийся с богатством и изобилием. Позолоченные изображения были особенно популярны в эпоху Возрождения. С доисторических времен знаменита и охра, хотя она быстро выцветает.

В культурах Востока желтый цвет всегда был почитаем. В Индии его считали священным; на свадебную церемонию невесты одевали желтые платья (так же, как, кстати, и римлянки). В Китае желтый цвет ассоциировался с земными и небесными владыками.

На Западе же отношение к нему было совсем другим. Здесь он часто ассоциировался с ересью, предательством (вспомните цвет одежд Иуды), болезнями (дома, куда приходила чума, помечали желтым крестом), предупреждением об опасности (желтый свет).

В оформлении интерьеров желтый цвет - безусловный фаворит. Нередко его сочетают с зеленым, чтобы создать ощущение природной свежести. Сочетание с синим дает эффект чистоты и яркости, с красным - веселья и богатства. Смешивая желтую краску с белилами, вы приглушите яркость, однако живость восприятия останется. Добавив в желтый фиолетовые тона, вы снизите его интенсивность - он станет спокойнее. В общем, как и другие основные цвета, желтый оставляет дизайнеру широкий простор для фантазии.

Перед вами - так называемый цветовой круг.

Равнобедренными треугольниками обозначены основные цвета и дополнительные. У каждого основного цвета есть свой дополнительный, обозначенный треугольником, находящимся напротив него. Так, зеленый цвет - дополнительный к красному, оранжевый - к синему фиолетовый - к желтому.

Учтите, что цвета в круге - чистые. Если перенести их на обширное пространство интерьера, они будут чересчур интенсивными и не создадут ощущения комфорта. Поэтому дизайнеры часто снижают интенсивность цвета, добавляя в краску белила или подмешивая дополнительные цвета - тон тогда приобретает сероватый оттенок. Создание комбинаций цветов - занятие увлекательное, дающее простор фантазии.

Основная статья : Психология восприятия цвета

В цветовом пространстве HSVпротивостоящие цвета являются дополнительными, при смешивании они дают оттенки серого

Дополнительные цвета - пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Понятие тесно связано с введённым в колориметрию понятием Основные цвета. Дополнительные цвета при смешивании дают ахроматические цвета:

§ при аддитивном смешении (характерно для смешивания потоков света) дают цвет, воспринимаемый как белый, а

§ при субтрактивном смешении (вычитание спектров, характерное для смешивания различных пигментов) - серый или чёрный.

Общая информация

При совместном действии потока фотонов равной интенсивности всех длин волн видимого спектра на зрительный аппарат человека возникает ощущение белого, неокрашенного света.

Таким образом, совместное действие световых потоков, вызывающих ощущение соответствующих спектрального и дополнительного к спектральному цветов, вызывает ощущение белого цвета. Этим обуславливается термин «дополнительный цвет».

Дополнительные цвета являются смешанными цветами, так как их ощущение вызывается совместным действием монохроматических лучей, порознь вызывавших бы ощущения своих спектральных цветов.

Поиск дополнительных цветов на цветовом круге

Цветовой круг позволяет быстро найти дополнительный цвет, к спектральным. Типичные сочетания - синий и жёлтый , красный и зелёный .

Первичные и вторичные цвета

Триаде Жёлтый - Пурпурный - Голубой соответствует триада Синий - Зелёный - Красный.

Подробнее:

§ Красный цвет и Циан (red cyan) (циан - сине-зелёный цвет)

§ Зелёный цвет и Маджента (green magenta) (маджента - смесь красного и синего)

§ Синий цвет и Жёлтый цвет (blue yellow) (жёлтый может быть получен при смешении зелёного и красного)

Излучения, составляющие дополнительные цвета, могут иметь различный спектральный состав (см. Метамерия).

Для механического получения дополнительного цвета использовали специальные непоглощающие светоделительные зеркала.

Основные, составные и дополнительные цвета Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это - красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

ВСТУПЛЕНИЕ

Привет всем. Меня зовут Саша Стоуерс (Sasha Stowers) (или просто sashas), и этот урок посвящен цвету и тому, как эффективно применить его в своем творчестве. Я слегка коснусь теории цвета, но большую часть урока я буду говорить о применении цвета для создании привлекательной композиции, о том, как цвет воспринимается, и как он получается. Я также затрону некоторые распространенные «ошибки», которые могут привести к неграмотному подбору цвета. Должна сразу предупредить, урок не из коротких. Но (надеюсь) полны полезной для вас информации.

ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?

Цвет – это восприятие. Когда свет попадает на наши глаза, специальные световые рецепторы собирают всю информацию об этом свете и записывают все данные о том, какой он – яркий или приглушенный, имеет ли оттенок (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.). После сбора всех этих данных глаз посылает в наш мозг сигнал. Мозг прочитывает всю посланную информацию и говорит нам «Яблоко красное».

Таким образом, чтобы воспринять цвет нам нужно, чтобы:
1. наши глаза были чувствительны к свету и собирали информацию о нем
2. наш мозг перерабатывал информацию, которую мы получаем от глаз.
Особое внимание нужно уделить второму пункту. Наш мозг выполняет очень много работы; он восполняет различные световые ситуации, давая нам знать, что яблоко красное, даже если оно освещено синим светом; он позволяет нам определить форму яблока, расстояние между объектами и многое другое. В данном уроке мы разберемся, как работает наш мозг, чтобы понять цвет, и как это можно использовать в своих художественных целях.

ШИРОКО РАСКРЫТЫЕ ГЛАЗА

ПАЛОЧКИ И КОЛБОЧКИ

У наших глаз есть два вида рецепторов света – палочки и колбочки. Палочки хороши при плохом освещении. Они хорошо распознают движение и расположены больше по периферии, формируя наше боковое зрение. Колбочки отвечают за восприятие цвета. Существует три типа колбочек: L (длинная длина волны света), M (средняя длинна волны света), S (короткая длина волны света). Именно они отвечают за восприятие нашими глазами красного, зеленого и синего цвета.*

*Это не совсем верный термин, потому что данные колбочки дают намного больше возможностей, чем просто восприятие красного, зеленого и синего цветов.

Так как же имея всего три рецептора, мы можем распознавать множество различных цвета? На самом деле, эти колбочки работают не по одиночке (если только у вас не дальтонизм, вызванный наличием только одного типа колбочек), они все работают сообща, чтобы собирать всю информацию о цвете. Каждый рецептор колбочки может распознавать до 100 градаций цвета. Если собрать информацию со всех трех колбочек, то получается, что человеческий глаз распознает около 1.000.000 цветов.

КАЧЕСТВО ЦВЕТА

Итак, у нас целый 1.000.000 цветов, с которыми можно поиграть. Это довольно много. И было бы неплохо каким-то образом рассортировать эту груду информации. К счастью, такой способ существует. Как-то собрались вместе ученые и художники и начали думать, как бы разделить цвета так, чтобы им можно было дать четкое описание. И так, цвета были разделены по тону, чистоте и насыщенности.

ТОНА КАК СИНИЙ

Первое качество цвета – это тон. Тон относится к имени, которое больше всего ассоциируется с цветом – например, желтый, желто-зеленый, синий и т.д. – и устанавливает положение цветов на видимом световом спектре. Именно об этом думают люди, когда говорят о цвете. Ниже представлено несколько свотчей (образцов) цветов. На шкале HSB (Hue/Тон, Saturation/Насыщенность, Brightness/Светлота) цвета отличаются только лишь по Тону.

ЧИСТЫЙ КАК БИРЮЗА

Второе качество цвета – это его чистота. У этого определения есть и другие названия, такие как интенсивность и хроматичность. Чистота выражает количество насыщенности или тусклости цвета по сравнению с нейтральным (белым, черным или серым) цветом. Цвет с высоким уровнем чистоты будет далек от нейтрального, тогда как цвет с низкой частотой будет намного ближе к нейтральному цвету. Ниже вы увидите шкалу, где видно, как уменьшается чистота цвета по мере добавления белого.

Не путайте чистоту цвета с насыщенностью. Темный цвет все же может быть чистым и далеким от серого.

Если вы хотите уменьшить чистоту цвета, можно сделать это, разбавив его черным, белый или серым цветом. Вы также можете использовать для этой цели комплементарные (дополняющие) цвета, если рисуете красками, т.к. комплементарные цвета вроде как дают серый цвет, однако в результате обычно получается более насыщенный цвет, чем, если бы вы добавили просто нейтральный серый или коричневый цвет.

ЯРКИЙ КАК БЕЛЫЙ

Третье качество цвета – это светотень, которую иногда называют яркостью. Светотень – это светлота или темнота цвета. Они измеряется тем, как цвет отражает свет на шкале от белого до черного.

Не игнорируйте светотень только потому, что она не так эффективна, как другие качества цвета. Среди млекопитающих редко можно встретить особей с цветным зрением, но, тем не менее, все они могут созерцать мир в черно-белом цвете. Почему? Потому что насыщенность может дать нам столько информации о цвете, сколько не могут ни тон, ни хроматичность.

На рисунке выше приведены примеры того, как бы мы видели, если разделить три свойства цвета.** С тоном и чистотой, объект почти невозможно распознать. Это просто что-то, похожее на человеческую фигуру. При светотени же мы можем разобрать такие детали картинки, которые ни в одном другом случае не были видны. Мы уже точно можем сказать, что на рисунке изображено, мы можем распознать шарф и направление света – в общем, мы четко можем понять, на что мы смотрим.

**Нельзя, конечно, разделить эти свойства на 100%. Чтобы передать тон и чистоту цвета, вам обязательно нужно варьировать насыщенность, также как и невозможно получить чистый цвет без вмешательства тона.

СОВЕТ: если вы используете Photoshop, то можете наложить на свой рисунок черно-белый корректирующий слой, который можно включать и прятать, чтобы контролировать композицию.

ГОТОВИМ КАРАНДАШИ

ТЕОРИЯ

Теперь, когда мы понимаем, что такое цвет и как его описать, можно попытаться организовать его для нашего удобства. Теория цвета – это способ организации цвета таким образом, чтобы нам было удобно смешивать цвета и создавать новые цветовые сочетания с целью достижения благоприятной композиции. Я пройдусь по самым базовым принципам теории цвета, а также расскажу, как ими пользоваться.

КОЛЕСО

Скорее всего, вы уже знакомы с цветовым колесом. Если нет, то определение ему звучит следующим образом: цветовое колесо – это просто цвета видимого светового спектра, сгруппированные в определенном порядке (от красного до фиолетовому) по кругу. Исаак Ньютон, основатель множества принципов света и цвета, был первым, кто организовал цвета в таком порядке. Подобная организация цветов помогает найти, например, комплементы (или дополняющие цвета) (это противоположные тона), а также другие цветовые сочетания.

Альтернативное цветовое колесо в CYM. Традиционным считается колесо (на рисунке выше) в RGB цветах.

ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА

Первое, что нам нужно сделать, это ознакомиться с некоторыми ключевыми терминами цветовое колеса. Самое первое и самое важное, что мы должны запомнить – это наши первичные цвета. Существует три первичных цвета: красный, желтый и синий.*** Они называются первичными, потому что не могут быть образованы путем смешивания других цветов, но вы можете образовать большинство других цветов путем смешивания этих трех.

***Некоторые считают первичными цветами пурпурный, желтый и бирюзовый (см. выше), но «настоящие» версии этих цветов в красках найти крайне сложно. В любом случае, используя только эти три цвета, вы можете создать столько новых цветов, что можно даже не покупать новые краски.

ВТОРИЧНЫЕ ЦВЕТА

Вторичные цвета – это те цвета, которые получаются в результате смешивания первичных. Желтый и синий образуют зеленый. Синий и красный дают фиолетовый, а при смешении красного с желтым получается оранжевый. Если вы вдруг забудете об этом, можете просто посмотреть на цветовое колесо. Результат смешивания двух цветов будет располагаться непосредственно между ними.

ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА

Третичные цвета располагаются на цветовом колесе между первичными и вторичными цветами (часто оттенки коричневого и серого приписывают к третичным цветам, не смотря на то, что их нет на традиционном цветовом колесе). Названия этих цветов обычно пишутся через дефис (желто-зеленый, сине-зеленый, красно-фиолетовый). Некоторые определяют третичные цвета как комбинацию первичных и вторичных¸ но я предпочитаю говорить, что они являются результатом неравномерного добавления первичных цветов. Таким образом, у вас не будет чувства, что бы можете добавить только зеленый, чтобы получить желто-зеленый.

ОТТЕНКИ

Вы можете заметить, что даже при такой организации цвета, мы теряем из виду множество других цветов. Главное в первичных, вторичных и третичных цветах это тон, не чистота или насыщенность. Чтобы создать более светлый, темный или менее насыщенный цвет, нам нужно создать светлые оттенки, тона и темные оттенки (вы также можете добавить комплементарный цвет для нейтрализации другого цвета, но мы не можем назвать это тоном, потому что не использовали при этом нейтральный цвет). Светлые оттенки (tints) появляются в результате добавления белого цвета. Тона (tones) – это результат добавления серого цвета. А темные оттенки (shades) получаются при добавлении черного цвета. Заметьте, что даже когда вы добавляете нейтральные тона, вы можете получить изменения в цвете. Белые оттенки смещают цвет больше к синему тону. Черные – к зеленому (попробуйте с желтым). При добавлении нейтрального цвета к любому другому цвету, вы получите уменьшение чистоты цвета.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Цветовые колеса – это не просто красивые диски, которые помогают при смешивании цветов. Мы можем использовать цветовые колеса с целью создания цветовых схем и подбора таких цветов, которые бы гармонировали друг с другом.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Комплементарные (или дополняющие) цвета – это те, что располагаются на цветовом колесе друг против друга. Они называются дополнительными, потому что ДОПОЛНЯЮТ друг друга. Такие цвета повышают свою интенсивность и чистоту, потому что более далекого тона найти просто невозможно. Это то же самое, что поместить черный цвет рядом с белым на светотеневой шкале.

СПЛИТ КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Сплит комплементарные цвета почти аналогичны комплементарным. Единственная разница между ними в том, что вы берете оттенки смежные (соседние), а не просто противоположные. Например, вместо создания цветовой схемы из оранжевого и синего, вы возьмете оранжевый, сине-фиолетовый и сине-зеленый. Вместо двух оттенков, привлекающих внимание друг к другу, у нас получается сочетание двух оттенков, которые работают на то, чтобы усилить эффект от противоположного на колесе оттенка.

ПРАВИЛО ПРЯМОУГОЛЬНИКА

По правилу прямоугольника выбираются комплементарные цвета по обе стороны цветового колеса. Обратите внимание, что в результате у нас получается два набора комплементарных цветов (красный с зеленым и желтый с фиолетовым). Главный плюс такого подхода – широкий спектр цветов. Вместо двух или трех цветов, в вашем распоряжении – целых четыре.

АНАЛОГОВЫЕ ЦВЕТА

Аналоговая цветовая схема является полной противоположностью схеме с комплементарными цветами. Вместо цветов, драматически контрастирующих в тоне, в аналоговой схеме мы получаем похожие оттенки, расположенные на цветовом колесе по соседству. Чаще всего именно аналоговые цвета считаются наиболее гармоничными.

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цветовое колесо можно разделить на две равные части: на теплые и холодные цвета. Холодные цвета умственно и эмоционально ассоциируются с холодом (оттенки синего, зеленого и фиолетового). Теплые же цвета напоминают о тепле (желтый, оранжевый, красный). Хотя, умственные и эмоциональные ассоциации, связанные с этими цветами, немного расходятся с точкой зрения, опирающейся на физику. Красный, например, это цвет самых холодных звезд во вселенной, а синие/фиолетовые – одни из самых горячих. Также стоит отметить, что фиолетовый и зеленый могут быть как холодными, так и теплыми цветами, поэтому деление колеса можно произвести по-разному.
Самым теплым цветом считается желтый (потому что он отражает больше всего света), поэтому, добавление этого цвета в любой другой, делает последний более теплым. Синий же считается самым холодным, поэтому разбавив какой-то цвет синим, он станет более холодным.

МОНОХРОМНЫЕ ЦВЕТА

В монохромных цветовых схемах используется только один тон. Многие думают, что это сочетание цветов слишком скучное, но это вовсе не так. Несмотря на ограниченность в вариативности тона, это вовсе не значит, что ограниченной будет и чистота и светлота/темнота цвета.

ТРИАДА (ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА)

Как видно из названия, данная схема включает в себя цвета, выбранные по правилу треугольника (равностороннего, если быть точнее). Таким образом, колесо делится на три равные части с обширным выбором цвета. Заметьте, что наши первичные цвета являются частью этой триады.

ТЕТРАДА (ПРАВИЛО КВАДРАТА)

По правилу тетрады внутри нашего цветового колеса образуется равносторонний квадрат. Данная цветовая схема считается гармоничной, потому что включается в себя два холодных и два теплых тона, которые идеально дополняют друг друга. Не смотря на то, что данные цвета являются комбинацией комплементарных (в данном случае красного с зеленым и желто-оранжевого с сине-фиолетовым), они более распространены, чем сплит комплементарные, и дают возможность уменьшать контраст тона.

ДРУГИЕ ТЕОРИИ

Как и многое в искусстве, система классифицирования цвета по цветовому колесу не является единственным методом. Не смотря на то, что цветовое колесо подходит для определения цветовых сочетаний, оно не охватывает два других аспекта цвета – чистоту и насыщенность (светлоту/темноту). Рассмотрим еще одну популярную систему организации цвета – систему Манселла (Munsell). В отличие от цветового колеса, система Манселла трехмерна. На одной оси у нас чистота/хроматичность цвета, на второй – насыщенность (светлота/темнота), и на третьей – тональность.

Обратите внимание на «пропуски» в этой 3D-модели системы Манселла, которая основывается на восприятии тона, хроматичности и насыщенности. Некоторые цвета, такие как желтый, по своей природе выглядят намного ярче, чем другие; какие-то цвета всегда выглядят темнее остальных, и именно из-за этой разницы в восприятии и появляются данные «пробелы».

В отличие от трех первичных цветов, выделяемых на традиционном цветовом колесе, Манселл делит тон на пять принципиальных цветов – красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, – но как и на традиционном цветовом колесе, комплементарные цвета располагаются друг против друга.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫПУСК

Если вы художник (в любом ремесле), то наверняка заметили, что есть цвета, которые очень сложно поддаются воспроизведению. И не важно, используете ли вы краски, компьютерные экраны, или распечатки, ваши цвета просто не «тянут». Чаще всего это происходит из-за того, что ваша цветовая гамма ограничена. Гамма – это полный диапазон возможных цветов на определенном носителе, будь то компьютер, или набор красок, или картридж в принтере.

Компьютерный экран работает за счет оптического смешивания Красного, Зеленого и Синего цветов (RGB). Принтер смешивает Бирюзовый, Пурпурный, Желтый и Черный цвета (CMYK). Если дело касается красок, то смешивается Красный, Желтый и Синий цвета. Но, не смотря на то, что при смешивании этих красок мы получаем в результате широкий спектр новых цветов, гамма все же остается лимитированной.

Посмотрите на рисунок ниже. Серым выделен диапазон цветов, который виден человеческому глазу. Буквы A, B и C демонстрируют цвета, которые может воспроизводить ЭЛТ-монитор: красный, зеленый и синий. Эти цвета образуют треугольник. Почему же сюда не входит весь спектр цветов? При смешивании двух цветов мы получаем новый цвет, который будет располагаться непосредственно между ними. Мы не можем смешать синий с зеленым и получить цвет, более синий, чем оригинальный синий, или цвет зеленее нашего зеленого. Из-за того, что мы может работать только с цветами между A, B и C, наш монитор никогда не сможет создать цвет D, который находился бы далеко за пределами данной гаммы.

РАСШИРЕННЫЙ ВЫПУСК

Так как же можно расширить гамму цветов, если вы рисуете красками или печатаете на принтере? Легко. Добавьте новые цвета. Когда вы ограничиваете себя красным, желтым и синим, вы ограничиваете и диапазон цветов, который используете. Иногда вам нужен небесно-голубой или бирюзовый. Иногда розовый совсем не подходит, когда вам нужен пурпурный. Не бойтесь выходить за границу первичных цветов.

Примечание: сегодня можно купить принтер с чернилами больше четырех стандартных цветов (CMYK). Если не ошибаюсь, у моего принтера их шесть: синий, бирюзовый, желтый, красный, пурпурный, черный и матовый черный. Также вы можете использовать цвета системы Пантон (Pantone) – это специализированные тона для печати.

ДА БУДЕТ СВЕТ

ОДИН МИНУС ОДИН

До этого момента мы говорили о смешивании цветов посредством смешивания пигментов. Когда мы смешиваем пигмент, краситель или чернила, мы используем определенный способ смешивания цветов – субтрактивный. Называется этот метод так, потому что наши цвета создаются путем абсорбации (или вычитания) определенных цветов, одновременно отражая другие. Если вы осветите белым светом красное яблоко, поверхность этого яблока впитает в себя большую часть лучей, но будет отражать длинные волны света вокруг красной части спектра на наши глаза. Именно поэтому яблоко становится красным, и именно по этой причине традиционные краски и пигменты приобретают те цвета, которыми они являются.

ОДИН ПЛЮС ОДИН

Как вы, наверное, заметили, в последнем определении мы коснулись только способности поглощать и отражать свет. А что на счет тех вещей, которые окрашиваются по другому принципу? Я говорю об объектах, которые излучают свет. Смешивание цветов света называется аддитивным (добавляющим) смешиванием. Данное название обусловлено тем, что разные источники света добавляют цветной свет для выработки цвета. Аддитивное смешивание цветов используется в светоизлучающих приборах.

Первичными цветами для аддитивного цвета являются красный, синий и зеленый, что должно вам о чем-то напомнить, если вы читали пункт про то, как работают наши глаза. Вторичные цвета для такого вида смешивания цветов: пурпурный, желтый и бирюзовый. Скажу честно, я только поверхностно затронула тему аддитивного смешивания цветов, поскольку большинство светоизлучающих приборов, которые работают по шкале RGB, могут конвертировать цвет в CMYK или HSB, которые работают внутри системы аддитивного смешивания.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ

Итак, мы определили следующие способы создания цвета – поглощение/отражение и излучение, но эти методы не являются единственными. Следующие способы создания цвета встречаются редко, поэтому я расскажу о них коротко:

РАССЕИВАНИЕ

При прохождении через материал свет имеет свойство рассеиваться. Так наше небо окрашивается в синий цвет. При минимальном рассеивании, оно станет голубым. Если рассеять свет больше, то можно получить более глубокие цвета, такие как красный или оранжевый. Когда солнце находится прямо над головой, оно преодолевает меньше атмосферы, чем когда оно образует острый угол, как, например, при закате или рассвете. Если хотите проверить эту теорию на практике, попробуйте добавить молоко в стакан с водой и просветить его светом.

ИРИЗАЦИЯ (РАДУЖНОСТЬ)

Иногда, когда вы смотрите на какой-то объект, его цвета начинают меняться (например, на мыльных пузырях, перьях павлина, или крыльях некоторых бабочек). Этот феномен называется иризацией. Это происходит из-за того, что тонкие светопроницаемые и прозрачные слои смещают цвета. Угол, под которым вы смотрите на объект, меняет ваше взаимодействие со слоями, таким образом, меняются и цвета.

ФЛЮОРЕСЦЕНЦИЯ (СВЕЧЕНИЕ)

Данный эффект проявляется, когда объект абсорбирует волны света разной длинны, а излучает волны другой длинны. Вы можете посветить ультрафиолетовым светом (который не видим человеческому глазу), но в результате увидите зеленый. Фактически, объект переводит свет в другую частоту, отличную от той, с которой вы начали. Хороший пример – урановое стекло.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Итак, вы прошли через самую скучную часть урока. На самом деле я не хотела так углубляться в теорию цвета, но вы должны сначала познакомиться с основами, прежде чем перейдете к другим пунктам, касающимся цвета. В следующей части я затрону тему уже непосредственно восприятия цвета.

Аурел

В теории цвета, какие первичные и вторичные цвета?

Я просмотрел статью о цветовых коннотациях, и в ней не объяснялось, почему цвета группируются как первичные и вторичные, поэтому я не знаю, важно ли знать причину, по которой мы имеем:

теплый цвет красный -> оранжевый -> желтый (красный и желтый - основные цвета)

холодные цвета зеленый -> синий -> фиолетовый (основной цвет - синий)

Мои вопросы: а) Есть ли важная причина, почему это основные цвета? б) Является ли их правило о том, как следует использовать эти группы (основной и дополнительный) цвета. например, вы когда-нибудь сказали бы «для этого элемента вам нужен основной цвет) в) вы бы использовали холодные и теплые цвета вместе на веб-сайте г) насколько важно знать, как (например) такая информация, как синий + желтый = зеленый

Кроме того (может показаться немного темным), я начал экспериментировать с цветом в то время, и я не понимаю, где бы вы выбрали моно, комплемент, триаду и так далее. Может кто-нибудь направить меня к сообщению в блоге, которое объясняет причину, почему есть так много вариантов для выбора; или «хороший способ» использовать цвет в то время как

большое спасибо

Ответы

Горацио

Короче говоря, праймериз - это цвета, которые сами по себе. Вторичные цвета создаются путем смешивания двух основных цветов.

Дополнительные цвета, как правило, находятся на противоположных сторонах цветового круга и при смешивании образуют серый. В реальном цветном мире немного пигментов чистые, поэтому вы обычно получаете коричневый цвет.

Когда вы смешиваете все первичные пигменты, вы получаете черный. (Со светом вы становитесь белыми.) Опять же, в мире пигментов вы на самом деле этого не делаете.

Любая книга, в которой говорится о значении цвета, продает вам бумагу.

DA01

смешивание всех праймериз дает вам черный цвет. (в теории. На самом деле это мутный коричневый цвет, поэтому необходимо добавлять K в процесс печати CMY)

Аурел

спасибо, мне нравится объяснение. хотя, что вы подразумеваете под последним предложением «Любая книга, в которой говорится о значении цвета и т. д., продает вам бумагу». - что они не стоят читать??

Горацио

@aurel: да, довольно. Есть исследования, которые наводят на размышления, но эти результаты настолько преувеличены и нагромождены ерундой, что они бесполезны. Я полагаю, что кто-то может черпать вдохновение из таких вещей, но на самом деле следует помнить о незначительной основе.

Горацио

Нет ничего плохого в использовании вашего видения для выбора цветов. Я не вижу причин запоминать значение цвета чего-либо. В любом случае у вас будет другое мнение о цвете в следующем месяце.

leugim

Вместо аддитивных, субстративных, теоретических и т. Д. Цветов мне нравится думать о том, что делает устройство, выводящее эти цвета. Поэтому, если вы печатаете желтыми чернилами, вы фактически печатаете область, которая поглощает ВСЕ другие цвета, но отражает только желтый. Поэтому добавление чернил других цветов означает, что вы поглощаете больше света. Конечный результат: если вы напечатаете все, оно станет черным. С другой стороны, экран монитора излучает свет. где желтый - это просто желтый свет. чтобы получить другие цвета, вам нужно добавить их. если вы включите все огни, вы получите белый. Если вы выключите свет, темнеет.

DA01

Основные цвета называются основными, потому что невозможно создать эти цвета, смешивая другие цвета.

Вторичные цвета создаются путем смешения основных.

Красный + синий = фиолетовый

Но фиолетовый + зеленый! = Синий.

Что касается того, как их использовать, Google может легко помочь с этим. Google «теория цвета», и вы найдете все виды ресурсов.

Джеймс Х. Келли

Любые три цвета могут использоваться в качестве основных цветов в данной цветовой системе (http://en.wikipedia.org/wiki/Primary_color). Для света обычно используются красный, зеленый и синий, потому что они дают самый широкий диапазон возможных цветов (гамма). Для чернил наилучший результат дают голубой, пурпурный и желтый.

Равные части двух основных цветов и ни одного третьего не дают вам второго цвета. Вы даже можете определить третичные цвета (равные части одного основного и одного дополнительного).

Пользуясь многообразной гаммой оттенков, люди не задумываются о такой категории, как цвет. Он образуется при преломлении лучей обычного света, представляющего собой электромагнитные волны различной длины. Попав в другую среду, они преломляются под разными углами, раскладываясь на семь спектральных цветов.

Что такое цвет?

Впервые такой опыт был проделан Ньютоном. Радуга после дождя также представляет собой преломление солнечных лучей, проходящих через капли воды. Пропустив спектр через можно увидеть, как эти семь цветов соединяются обратно в белый.

Удивительно, но в природе не существует цвета - он является зрительным ощущением человека под воздействием электромагнитных волн, попадающих на сетчатку глаза. Цвет появляется при отражении предметом определенной длины волны, свойственной падающему лучу. И хотя это восприятие достаточно субъективно, у всех людей оно однотипно. Человек видит лист дерева зеленым, потому что поверхность листа, поглощая лучи света различной длины, отражает волны именно того участка спектра, который соответствует зеленому цвету.

Значение в жизни человека

Тем не менее цвет является важной характеристикой предмета, одним из его физических свойств и играет огромную роль в человеческой жизни. объекта является определяющим во многих сферах деятельности: живописи, торговле, дизайне, архитектуре. Его значение понимали еще в древние времена. Об этом говорят прекрасные памятники архитектуры Франции и Италии, сохранившие великолепные витражи и настенную роспись, которые отличались яркостью и прочностью. Китайская керамика уже в XII веке славилась необыкновенно красивыми оттенками лунного света и морской волны. Полотна знаменитых художников также поражают необычной цветовой гаммой. Каждый из них в своей манере сочетал различные цвета, получая уникальные тона, которые трудно сегодня воспроизвести.

Человек черпает до 80 % информации об объекте с помощью цвета, который является также фактором глубокого физического и психологического воздействия на организм. Некоторые тона способствуют повышению артериального давления и частоты пульса, в то время как другие успокаивают нервную систему. В медицине существует раздел цветотерапии, сущность которого заключается в том, что цвета воздействуют по-разному на организм человека. Согласно принципам восточной медицины, для лечения каждой болезни используется определенный тон.

Классификация цветов

С давних времен велись попытки классификации цветов. Процедура заключалась в сведении многообразия существующих оттенков в определенную систему. Впервые такую попытку осуществил Леонардо да Винчи, выделив четыре основных цветовых группы. Научную основу понятия цвета заложил Ньютон своими опытами по преломлению световых лучей. Великий поэт Гете, работая над систематизацией данного понятия, предложил цветовой круг, в котором три тона (главные) составляют равносторонний треугольник - красный, желтый и синий. Если смешать их в равной пропорции, получится черный оттенок. Их назвали первичными цветами.

Из трех базовых образуются остальные цвета. Но непосредственно главные нельзя получить смешением каких-то других оттенков, поэтому их называют чистыми. Чтобы понять, какие цвета являются вторичными, надо смешать попарно базовые в равных пропорциях. При этом получаются цвета второго порядка. Они располагаются между главными. Оранжевый, зеленый и фиолетовый - это вторичные цвета. В они точно так же образуют равносторонний треугольник, только перевернутый по отношению к первому.

Третичные цвета

Существуют цвета третьего порядка - они образуются при смешивании трех первичных с вторичными в равных пропорциях. Первичные, вторичные и третичные цвета вместе образуют 12-цветный круг. Эта фигура называется 12-частотным кругом Й. Иттена - швейцарского искусствоведа, который и предложил это новшество. Остальное множество цветов получают при смешивании этих двенадцати в нужных пропорциях.

Цвета можно разделить на теплые и холодные. Если посередине цветового круга провести прямую линию, то та половина, в которой окажутся оттенки с желтого по зеленый, включая первичные и вторичные цвета, будет состоять из теплых тонов, а вторая половина - из холодных. Это деление в некоторой степени условно, поскольку в третичных цветах, где сочетаются все тона, более теплым будет казаться тот, в котором желтого цвета больше.

Колористика

В живописи, дизайне, архитектуре, парикмахерском искусстве важно находить вызывающую более положительное восприятие человеком. цветов, искусстве их сочетания называется колористикой. Умение комбинировать тона позволяет достичь В то же время подобное понятие для каждого человека индивидуально - это субъективное понятие. Тем не менее существуют общие правила гармоничного сочетания различных оттенков, которыми необходимо владеть в некоторых профессиях. Например, при оформлении производственного помещения следует учесть, что предлагает колористика: первичные и вторичные цвета теплых тонов ускоряют обмен веществ, повышают мышечную активность. Что касается холодных оттенков, то они эти процессы угнетают. Некоторые из них при длительном воздействии на человека утомляют его, причем неважно, какие - вторичные цвета или первичные. Самыми оптимальными в этом отношении являются зеленые тона с добавлением желтого.

Сочетание цветов

Руководствуясь цветовым кругом, можно правильно подобрать подходящее сочетание различных тонов. Гармонично будет составлена комбинация, состоящая из оттенков одного цвета, поскольку она благотворно воздействует на нервную систему. Возможна также контрастная композиция. В этом случае сочетаются те тона, которые размещены на противоположных сторонах круга (кстати, это могут быть и вторичные цвета). Они называются взаимодополняющими или комплиментарными. Такая система будет наполнена энергией. Гармонично сочетаются в цветовом круге тона, которые находятся относительно друг друга под углом 90 градусов.

Прекрасно будут выглядеть вместе три цвета, если их правильно подобрать. Композиция из трех тонов, расположенных на равных расстояниях друг от друга, даст ощущение гармонии и яркий контраст. В таких случаях можно использовать вторичные цвета. Если внутри цветового круга начертить равнобедренный или то правильно комбинируются тона, расположенные в вершинах данной фигуры. В колористике существуют четкие правила сочетания цветов. Руководствуясь ими, можно самостоятельно создавать различные комбинации, отличающиеся гармонией и красотой.