Пальто в стиле ампир. Стиль ампир в одежде XIX века и платья в стиле ампир. Особенности современных свадебных нарядов в стиле ампир

Стиль ампир возник в начале XIX столетия. Его основательницей считается супруга Наполеона. Именно Жозефине мы обязаны необычайно нежными фасонами платьев. Вдохновением для стиля послужили античные темы с их естественной элегантностью. В наши дни наиболее близкие к историческому стилю модели можно проследить в свадебной моде и нарядах выпускниц. Разумеется, часто они встречаются и в женственных луках на красной ковровой дорожке.

Исторический стиль ампир

Платье в стиле ампир имело определенные особенности. Первой, пожалуй, самой узнаваемой чертой, можно считать завышенную линию талии, которая досталась ему от греческого наряда. Модницам XIX века в буквальном смысле стало легче дышать после отмены требований ношения корсета. Второй характерной особенностью платьев был А-образный крой, юбка при этом часто имела небольшой шлейф.

Исторические платья в стиле ампир были по щиколотку длиной и шились исключительно из тонких, мягких, обволакивающих и струящихся тканей: полупрозрачный хлопок, шелк и т. д. В таких нарядах образы становились невесомыми и трепетными, и нежными. Учитывая тот факт, что носились ампирные платья с туфлями без каблука или на совсем низком, женщина той эпохи визуально была истинным антиподом красавицам времен с их подчеркнуто-помпезными платьями, избыточным и зачастую вычурным декором.

Платья в стиле ампир украшались глубоким декольте, а также пышными или небольшими рукавами-фонариками. Очень часто акцент ставился в области завышенной талии платья: там располагалась вышивка, лента или женственный бант. Образ француженок дополняли перчатки и украшения в завитых волосах, либо шляпа.

из фильма "Гордость и предубеждения" наряды героев в стиле ампир

Стиль ампир в современной одежде

Ампирное платье украшает женщину с абсолютно любой . Его завышенная талия и драпирующие ткани позволяют скрыть несовершенства и выглядеть элегантно. Современные платья выглядят зачастую проще и скромнее, чем исторические. Они вовсе не обязаны быть длинными, вполне возможны варианты мини и средней длины. Однако главный элемент – завышенная талия – неизменен.

В наши дни платья в стиле ампир все так же шьются из струящихся тканей, но более лаконичный фасон позволяет носить их не только в вечерних образах, но и в качестве составляющей повседневных луков на весенне-летний сезон. Рукава-фонарики в них зачастую отсутствуют, упрощая дизайн. Наряды времен Жозефины в основном тяготели к оттенкам белого, сейчас цветовая гамма определенно шире. В сущности, ампирное платье для современной модницы может быть абсолютно любого цвета.

Самым узнаваемым предметом стиля ампир в настоящее время является платье. Тем не менее, можно вполне удачно составить комплект с блузкой и юбкой. Блузка при этом должна быть подчеркнуто-женственной, лучше всего, если в ее дизайне найдет отражение хотя бы пара характерных элементов стиля, например, объемные рукава-фонарики и бант, хороши варианты с завышенной линией талии. Юбка может быть достаточно простая, прямая или юбка-карандаш средней длины. А вот брюки предпочтительно не надевать, слишком сильно они противоречат настроению стиля ампир.

Стиль ампир в одежде появился в конце 18 века. Если быть более точными, то временные рамки, в которых просуществовал этот стиль, относятся к периоду с 1790-х годов до 1820-х. Иногда называемый просто империей от французского om-peer, этот стиль предполагает женский силуэт платья, в котором талия значительно возвышается над естественным уровнем, а юбка обычно тонкая и столбчатая. В статье пойдет речь о моделях одежды Первой империи Франции.

Влияние Наполеона на моду

История европейской моды связана с событиями во Франции конца 18 века. Во времена правления Наполеона Бонапарта зарождается стиль ампир в одежде 19 века, а с его поражением происходит закат этого направления в моде.

Себя императором в 1804 году. Он стремился сделать Францию ​​лидером моды и новатором в области дизайна и ремесленных навыков. Во время Французской революции текстильная промышленность сильно пострадала, но он оживил индустрию кружев Валансьен, чтобы там могли быть созданы тонкие ткани, такие как тюль и батист.

Чтобы женщины покупали больше материала, Бонапарт запрещал им носить одно и то же платье, тем самым вынуждая их часто шить новые наряды. Он запретил пользоваться каминами в Тюильри, чтобы дамы носили больше одежды. Бонапарт следовал за давней традицией продвижения французской экономики через моду.

Императрица Жозефина была великим лидером моды и идеальной моделью. Она и стала главной законодательницей нового стиля. Будучи ярой поклонницей культуры Античности, она любила женские наряды римлянок. Популярный в те годы портной и модельер Леруа сшил несколько платьев по заказу Жозефины. Это были легкие, романтичные и Они стали родоначальниками нового стиля.

Особенности ампира

Наряду с развивающимся во Франции стилем ампир в одежде в Европе получил распространение романтизм. Но была еще одна страна, женщины которой поддержали французскую моду - Российская империя. Если вспомнить фильм "Война и мир" и сцены бала в доме Ростовых, то сомнений по поводу стиля в женской одежде не будет. На Руси состоятельные модницы выписывали себе платья из Парижа, а провинциалки - дворянки и купчихи - шили на заказ наряды из не очень дорогих тканей.

В основе стиля лежали римские традиции пошива одежды: свободный силуэт и крой платья, которое напоминало римскую тунику, собранную в складки. Появились аксессуары, такие, как узкие шарфы. Если были рукава, они были тоже узкими. Завышенная талия свидетельствовала о заимствовании из римской моды в одежде.

Стоит добавить тот факт, что в начале возникновения во Франции стиля ампир в одежде женщин возникла тенденция к оголению. В чем она заключалась? В моделях ампира была открыта значительная часть спины или груди, показывая тем самым природную красоту и привлекательность женской фигуры. Руки были оголены до плеч или прикрывались небольшими рукавчиками в виде фонариков. Единственное, что было скрыто - это ноги. Однако благодаря платью, пошитому из легкого муслина, батиста, кисеи, шелка фигура женщины была подобна мраморной статуе. По выражению историков моды, впечатление от женского костюма описывалось как изысканная простота.

Типы платьев ампирного периода

На протяжении небольшого отрезка времени, от возникновения стиля ампир в одежде и до его трансформации в готический, женщины носили различные типы платьев.

Остановимся подробнее на нескольких:

  1. Платье-туника. Это вид вечернего наряда, состоящего из прямого платья и надевающейся поверх туники. Она могла иметь различный вид: со складками, разрезами, застежками.
  2. Платье-frock. В нем лиф и юбка были сшиты вместе. Вариации кроя лифа отличались: простотой, с украшениями, лиф à l’enfant (детский), сердечком, V-образный или квадратный.
  3. Платье типа мантия или вечернее платье со шлейфом.

Трансформация женского платья

Стоит отметить, что уже в 1810 году во Франции и России женские платья начинают шить из плотных тканей. Это парча и бархат. Шлейфы выходят из моды, а юбки приобретают вид неширокого колокола. Украшением платьев становится вышивка античных узоров. Дополнением к наряду - длинные лайковые перчатки, индийские кашемировые шали или боа из меха или перьев.

Поверх платья женщины надевают курточки-спенсеры, удобные при верховой езде во время прогулок. Монохромность еще сохраняется, но платья уже перестают быть исключительно белыми, какой была изначально одежда в стиле ампир. На фото выше портрет княгини Долгорукой (1811). Она одета в бархатное платье с легкой шалью.

Мужская одежда в начале 19 века

Войдя в девятнадцатый век, мода мужчин также изменилась. В период господства стиля ампир мужские костюмы шьются из шерстяных тканей. Бархатными остаются придворные парадные костюмы. Фрак, пошитый из однотонной материи, стал любимой одеждой. В гардеробе мужской одежды в стиле ампир также были белые рубашки из тонкого батиста с накрахмаленным воротником, пестрые жилеты и шейные платки, завязанные на узел или бант.

Увлечением мужчин и женщин была верховая езда. Для этой цели была пошита одежда - редингот, которая со временем превратилась в сюртук, прочно вошедший в мужской гардероб.

Панталоны имели длину до щиколоток и держались на подтяжках. Их цвет был светлее фрака и сюртука. Но не все мужчины одевались в соответствии с этим стилем. Многие в начале 19 века носили военную форму, как и сам Бонапарт Наполеон.

Современная одежда

Ампир как модное направление просуществовал недолго, но и этого было достаточно, чтобы хорошо забытое старое появилось в одежде наших современников. Мода совершает очередной виток, и на этот раз ко временам правления Наполеона. Особенностью дизайна стиля ампир в современной одежде является все та же, что и в 18-19 веках, завышенная талия, которая подчеркивается декоративной вставкой, шнуром или лентой. Женственность и романтичность, привлекательность и какой-то особый шарм несет в себе стиль ампир в современной интерпретации. Ткани, которые используются для пошива женских платьев, имеют спокойные расцветки. В основном это шифон, шелк, хлопок.

Многогранность направления в современной моде

Современная одежда в стиле ампир скромнее исторических нарядов времен Наполеона. Главное его достоинство - это многогранность. Но в чем привлекательность стиля ампир в одежде 20 века? Скорее всего, в его комфортности, гармоничности, практичности и функциональности. Современные дизайнеры с удовольствием экспериментируют с темой стиля наполеоновских времен.

Одежда этого модного направления участвует в современных показах, доказывая возможность комбинировать, казалось бы, несочетаемые элементы наряда. Примером тому служит платье делового стиля для офисных работниц. Особенностью наряда для офиса будет гармоничность во всех деталях: ткань, цвет, длина платья.

Наличие в гардеробе платья ампир является показателем не только хорошего вкуса, но и практической смекалки, ведь в основе ампирного изыска лежит легкость, естественность, простота и удобство. Еще один весомый плюс таких нарядов - самодостаточность, не требующая дополнительных украшений и аксессуаров. Это один из тех немногих случаев, когда, надев одно лишь платье, вы уже полностью готовы к выходу в свет. Ампир - феноменальный стиль, который посредством нежности, трогательности и хрупкости наделяет женщину всесильностью!

Разноплановые фасоны предлагают дизайнеры и в каждодневной современной одежде в стиле ампир. Фото сарафанов, топов, платьев и рубашек, практически не выходящих из моды, присутствуют на страницах разных модных журналов.

Длина платьев варьирует от популярных среди молодежи коротких в стиле Baby-doll до классического макси.

Светская вечеринка или праздничное мероприятие - те места, где женщина в платье в стиле ампир будет выглядеть, как настоящая богиня. Варианты свадебных платьев а-ля Наташа Ростова в настоящее время пользуются гораздо большим спросом, чем пышный наряд Золушки.

Если говорить об обуви как об одном из главных аксессуаров любого наряда, здесь проблем с выбором не существует. Туфли, какие бы они ни были, скрыты под подолом длинной юбки. Это могут быть и высокие каблуки (как шпилька, так и платформа), и низкая подошва, и даже сандалии как дань античной моде.

Кому идет мода времен Наполеона?

Этот уникальный со свободным кроем и завышенной талией подходит практически любой женщине. Стройным подобные наряды придают женственности, а невысокие кажутся выше за счет завышенной линии талии. Маленькая грудь кажется зрительно больше благодаря подчеркнутой линии лифа.

Полные женщины также имеют свои плюсы от нарядов этого стиля. Свободный подол платья скрывает их лишний объем, а укороченный лиф подчеркивает грудь.

Костюм ампир максимально точно смог передать всю величественность и помпезность этой эпохи.

Особенности женских костюмов в стиле ампир

Самым первым женским костюмом ампир во Франции было платье, или длинная , известная под названием шмиз. Это был наряд из тонкого полотна или муслина с круглым глубоким вырезом и небольшими рукавами-фонариками.

Характерной особенностью женского наряда того времени было наличие высокой талии, акцент делался с помощью тонкого пояска, завязанного сразу под грудью.

Все женские платья были декорированы оборками и воланами.

Женские костюмы в эпоху ампир шились из легких натуральных тканей, преимущественно портные использовали лен, шелк и шифон. В то время женщин можно было увидеть исключительно в нарядах светлых оттенков, изредка дамы облачались в красивые костюмы, сшитые из цветных тканей.

В холодную погоду женские костюмы дополнялись пальто, накидками или шалями. В качестве обуви в эпоху ампир женщины носили матерчатые туфельки, были и более легкие варианты – открытые туфли с переплетением на щиколотке. Обувь была на низком каблуке или совсем на плоской подошве.

Мужские костюмы в стиле ампир: характерные составляющие

Мужской костюм ампир был не менее торжественным и величественным, чем женский. Он обязательно состоял из со стоячим накрахмаленным воротником. Другими характерными составляющими элементами ампирного мужского наряда были короткий пестрый жилет и фрак. В то время самой излюбленной мужской одеждой был фрак, его мужчины носили в виде повседневного и торжественного одеяния. Жилет и фрак, из которых состоял мужской костюм стиля ампир, шили из однотонных тканей разных цветов. Также представители сильного пола носили одежду в полоску или с другими узорчатыми рисунками.

Талия фрака, как и женского платья, была слегка завышена, рукав от плеча был немного расклешенным, манжеты имели воронкообразный вид. Воротничок у ампирного костюма такого фасона был бархатный, как правило, другого цвета, чем основная ткань. Пуговицы могли быть из фарфора, серебра или даже драгоценных камней.

На шее мужчин можно было увидеть платок, завязанный на узел или бант, концы которого прятались под воротник рубашки. Обязательным элементом такого наряда для мужчин в XIX веке были панталоны, которые шили из ткани на несколько тонов светлее фрака. Панталоны доходили до щиколотки, вверху они держались на подтяжках, а внизу – на штрипках.

Любимым увлечением мужчин и женщин в 19 веке была верховая езда, специально для такого занятия была пошита верхняя одежда – редингот. Вскоре она перешла в повседневный мужской гардероб в виде сюртука, он служил вместо пальто, его одевали поверх мундира и фрака.

Костюмы эпохи ампир для мужчин и женщин в очередной раз доказывают о величественности и помпезности начала XIX века.

Человечество очередной раз убеждается в правильности известной истины о новизне хорошо забытой старины. Мода совершает очередной виток спирали, возвращая нас к давним временам периода царствования французского императора Наполеона Бонапарта. Именно тогда получил свое начало стиль ампир в одежде и искусстве. Сегодня, как и прежде, он очень востребован и популярен. Благодаря уникальности силуэта современный ампир отличается большой вариативностью и многогранностью. Давайте поближе познакомимся с этим давним стилем и узнаем его отличительные особенности.

Толчком к развитию европейского костюма и появлению ампира послужили революционные события конца XVIII века во Франции. Кардинальные изменения коснулись всех сфер жизни европейского общества. Именно в те времена были заложены основные принципы формирования исторического костюма. Буржуазная революция ликвидировала классовое неравноправие в одежде, что привело к рождению нового стиля, отличающегося внешним единообразием. Время правления французского императора Наполеона вплоть до 1815 года совпало с эпохой ампира (от латинского empire–империя) в искусстве и костюме.

Его супруга Жозефина Богарне стала главной законодательницей и большой поклонницей нового стиля. Она всячески поддерживала придворного портного Леруа, одевающего по новой моде императорский двор и всю французскую знать.

Стиль ампир в одежде 19 века отличался свободным силуэтом, лаконичным кроем и четкими линиями. Женщины полностью отказались от удушающих корсетов, пышных кринолинов, громоздких париков и вычурных украшений. На смену жеманному и пышному барокко пришла эпоха, вдохновленная культурой древней Греции и Рима. Ее веяния основывались на красоте естественных форм и гармонии с окружающим миром.

Что такое стиль ампир в одежде?

Силуэт костюма периода Реставрации характеризуется стремлением к цилиндрическим очертаниям античной колонны. Платья по своему крою напоминали греческие хитоны. Летние модели шили из тончайших мягких тканей – батиста, кисеи, муслина, шелка. Одежду для прогулок и визитов создавали из шерстяного полотна. Для бальных нарядов выбирали дорогую материю: бархат, атлас, тафту, кружево. Изящная одежда дополнялась красивыми украшениями в волосах или элегантной шляпкой. Женский образ приобрел черты утонченности и нежности.

Читайте также: Шорты с завышенной талией: обзор моделей (+ 40 фото)

Отличительной особенностью стиля ампир в одежде 18 века были пропорции костюма, делящие фигуру в соотношении 1:6. Другой характерной чертой новой моды стал узкий лиф и длинная юбка с небольшим шлейфом, расширенная книзу. Такие наряды получили название шмиз (от французского сhemise – рубашка). Поначалу это действительно были нижние сорочки, которые надевали под платья, затем их стали носить самостоятельно.

Главный акцент в новых моделях женской одежды ставился на завышенную линию талии, оформленную всевозможными бантами и поясками. Именно эта особенность, красиво подчеркивающая грудь, позволяет ампиру оставаться актуальным и в нынешней жизни.

В первые годы правления стиля предпочитали носить платья белого цвета. Немного позже в моду вошла однотонная одежда разнообразных цветов. Крой лаконичных форм дополняли обилием декоративных решений. Полотно блестящих плотных тканей украшали античными рельефными узорами, искусно вышитыми однотонной нитью.

Описание платья шмиза будет неполным, если забыть упомянуть про аксессуары, которые дополняли и разнообразили наряды. Под короткие рукава–фонарики с широкими манжетами надевали длинные лайковые перчатки. Плечи европейских женщин покрывали индийские кашемировые шали, шею – узкий длинный шарф-боа из перьев или меха.

Стиль ампир в женской одежде, предназначенной для прогулок на природе, нашел свое отражение в новых видах моделей. Укороченные курточки-спенсеры были очень удобны при верховой езде. Длинное пальто редингот одинаково удобно было носить мужчинам и женщинам любого возраста.

На Руси состоятельные модницы стремились не отставать от европейского стиля и частенько выписывали нарядные туалеты из Лондона или Парижа. Русский ампир в одежде провинциальных дам отличался смешением модных элементов с традиционным кроем. Не имея возможности покупать одежду за границей, дворянки и купчихи шили на заказ, подражая столичным веяниям. Одежда простого люда также имела модный силуэт, но отличалась скромной отделкой и дешевыми тканями.