Отношения детей подростков и их родителей. Отношения в семье. Совет родителям подростков. Взаимоотношения подростков с родителями

Подростковый возраст по праву можно отнести к самым непростым периодам развития. Многие родители переживают, что у ребенка портится характер, и он уже никогда не станет прежним. Любые изменения кажутся глобальными и катастрофическими. Этот период неспроста считается одним из самых сложных в становлении человека. Именно в 14-16 лет наступает время стремительного развития личности, меняются приоритеты, взгляды, убеждения, формируется индивидуальное мировоззрение.

На этот период также обычно приходится первая влюбленность, которая оставляет весомый след на всю жизнь. Получая опыт проживания чувства к противоположному полу, человек становится сильнее, учится принимать на себя полную ответственность за свою жизнь.

Отношения с родителями

Отец и мать для ребенка являются значимыми фигурами. Они не просто передают знания о мире, но и учат важнейшим вещам, которые становятся необходимыми в повседневной жизни. О чем может рассказать психолог родителям подростка? Попробуем разобраться.

Психологическая особенность подростка

Родители детей-подростков обязательно должны быть готовы к тому, что их любимое чадо в какой-то момент начнет демонстрировать свой характер. характеризуется несколькими проявлениями, которые не всегда оказываются по нраву окружающим. У детей в 13-15 лет нередко наблюдается так называемое протестное поведение. Они стремятся делать все наперекор только для того, чтобы не соответствовать ожиданиям взрослого. Работа с родителями подростков как раз и заключается в том, чтобы попытаться понять свое чадо, а не осуждать его за каждую провинность.

Нельзя препятствовать самовыражению, стремлению познать самого себя. В противном случае можно надолго испортить отношения с сыном или дочерью.

Потребность отстаивать свое мнение

Она заложена самой природой. Без этого невозможно вырасти, почувствовать себя по-настоящему значимой личностью. Если подросток не сможет в свое время научиться отстаивать собственную позицию, то начнет делать это позднее - в юношеском возрасте. Нередки случаи, когда молодой человек или девушка, вступая в раннюю взрослость, все еще не решили своих детских проблем. И тогда приходилось страдать всем: им самим, потенциальной второй половине и всему ближайшему окружению. Личная неудовлетворенность обязательно сказывается на умении ладить с людьми, провоцирует конфликты на работе. Семейная жизнь тоже часто не складывается.

Возможные конфликты

В большинстве случаев открытого столкновения становится не избежать. Дело в том, что подросток хочет избавиться от гиперопеки взрослого, а родитель по-прежнему нередко желает контролировать каждый шаг своего подросшего ребенка. В самом общем случае возникает ряд конфликтных ситуаций, которые значительно ухудшают отношения.

Чувство нереализованности

Нередко подростка беспокоит мысль о том, что он не имеет возможности делать то, что хочет. Ведь для того, чтобы реализовать заветные желания, необходимы денежные средства, четкое понимание, как действовать, на что направлять свои усилия. Не помешает также иметь уверенность в своих силах для того, чтобы не свернуть с намеченного пути, не остановиться перед возникающими трудностями. Чувство нереализованности может преследовать длительное время, пока не придет понимание собственной ценности.

Желание свободы

Подростка в основном сводятся к тому, чтобы перестать всячески опекать свое чадо. Подобное поведение приводит ребенка буквально в бешенство: он не хочет больше чувствовать себя маленьким, чтобы за него принимали важные решения.

Желание свободы настолько сильно, что подросток готов идти на открытый конфликт, лишь бы научиться отстаивать собственную позицию. На самом деле только так и можно выработать свою точку зрения по какому-либо вопросу. Ведь если всегда и во всем стремиться соответствовать ожиданиям окружающих, будет очень трудно достичь собственной цели.

Кризис возраста

В определенный момент подросток вдруг осознает, что окружающие перестали его понимать. Дело в том, что он хочет ощущать себя уверенным в себе, но при этом часто опасается оказаться в сложной ситуации, из которой не сможет отыскать выход самостоятельно. Кризис подросткового возраста многими переживается очень бурно. Это не случайно: становление личности не может происходить в тепличных условиях.

Чувство взрослости

Потребность в признании своей уникальности выходит у подростка на первое место. Ему представляется, что он все знает и потому должен действовать самостоятельно, не спрашивая совета старших. В 14-16 лет мало кто задумывается о последствиях своих поступков.

Чувство взрослости помогает сформировать адекватную самооценку, определиться со своими ближайшими целями, начать работать на перспективу. При правильном подходе можно сформировать уверенность в себе, помочь ребенку стать самостоятельным.

Обесценивание и антагонизм

Подростки часто ведут себя крайне некорректно. Все дело в том, что они еще не научились контролировать свое поведение. Ведь урегулирование конфликтов требует от индивида определенной духовной зрелости, умения анализировать ситуацию. Что делать родителям подростков, если их чадо совершенно выходит из-под контроля? Прежде всего, требуется проявить терпение и понимание. Подросший ребенок поступает нехорошо не из вредности, а просто потому, что не может действовать иначе. Антагонизм и обесценивание являются необходимыми инструментами, позволяющими обнаружить свои сильные стороны, прийти к признанию собственной уникальности.

Очень часто взрослые люди обнаруживают, что не могут контролировать поведение своего подросшего ребенка. Чадо вдруг начинает выдавать такие непредсказуемые реакции, которые заставляют отца и мать хвататься за голову, постоянно искать новые пути решения проблемы. Иногда на это могут уйти годы. Рекомендации родителям подростков, как правило, сводятся к тому, чтобы попытаться найти точки соприкосновения со своим чадом. Какие же шаги для этого нужно постараться предпринять?

Понимание

Оно необходимо в первую очередь. Это то, без чего никак не сложатся нормальные отношения между родителями и ребенком. Советы родителям подростков затрагивают в первую очередь изменения в поведении и восприятии. Нужно перестать обращаться с подросшим сыном как с маленьким. Нельзя говорить дочери, что вы запрещаете ей что-то делать. Она может решить, что вы попросту не уважаете ее мнения и не хотите его принять. Понимание - вещь чрезвычайно важная. Она никак не образуется сама по себе, если подросток и родители не начнут прикладывать к этому определенных усилий.

Очень важно стремиться поставить себя на место оппонента, суметь проникнуться его мотивами. Только в этом случае существует вероятность гармоничного сосуществования. Чтобы выйти с подростком на доверительный диалог, необходимо очень постараться. В большинстве случаев дети в этом возрасте становятся крайне настороженными, нелюдимыми и подозрительными.

Установление доверия

Отношения подростка и родителей могут претерпевать существенные изменения с течением времени. В какие-то периоды будет отмечаться рост взаимопонимания. В другие промежутки времени, напротив, станет нарастать тревожность и подозрительность. Все потому, что внутренний мир юноши или девушки крайне неустойчив. Их действительно беспокоят происходящие изменения, они могут часами погружаться в тревожные размышления. Редкий подросток отличается уверенностью в себе. Вот почему не стоит торопиться навязывать ему свое мнение.

Общие интересы

Отношения подростка и родителей во многом зависят от мудрости последних. Если взрослые смогут стать для своих детей лучшими друзьями и давать определенную поддержку, то ребенок всегда будет делиться с ними своими мыслями и размышлениями. Очень важно во всем стараться подчеркивать свое неравнодушие и подлинное желание помочь. Когда имеются общие интересы, можно делать определенные открытия. Только в этом случае подросток будет стараться делиться своими переживаниями. Когда имеются совместные дела, это невероятно сближает, создает чувство того, что ты небезразличен своему ближайшему окружению.

Отказ от критики

Очень часто большинство родителей совершают одну и ту же ошибку - пытаются образумить своих детей с помощью резких выражений. Конечно, предостерегать от ошибок нужно, но делать это надо крайне осторожно, стараясь ничем не задеть личность. Подросток и родители часто не ладят, в этом нет ничего удивительного. Необходимо отказаться от критики, чтобы иметь возможность в дальнейшем правильно выстраивать отношения, выводить их на другой уровень.

Когда мы плохо отзываемся об интересах ребенка, не принимаем его друзей или способ смотреть на мир, то в чем-то ущемляем его самого. Иногда от поведения родителей подростка напрямую зависит счастье их чада. Лучше лишний раз в чем-то промолчать, чтобы постараться ничем не ранить, не обидеть сына или дочь.

Принятие индивидуальности

Подросткам крайне важно, чтобы их уважали, принимали такими, какие они есть на самом деле. Доверие - это все. Принятие индивидуальности основывается на том, что взрослый отказывается от мысли каким-то образом переделать свое чадо. Если проанализировать ситуацию, то это довольно абсурдная идея. Подросток и родители часто воспринимают друг друга как конфликтующие стороны. Не нужно ссориться с подросшим чадом, это не приведет к установлению понимания. Поймите, он хочет, чтобы его уважали. Расположения к себе юноша или девушка готовы добиваться всеми доступными способами.

Нельзя действовать директивным способом. Подросток вряд ли захочет вам подчиниться, поскольку у него уже сформировалось свое мнение по важным вопросам. Те, кому исполнилось 14-17 лет, желают, чтобы с ними советовались. Воспитывать индивидуальность в человеке вообще непросто. Для этого необходимо поддерживать в нем самостоятельность, одобрять полезные начинания, которые могут привести к успеху. Родители должны делать это ненавязчиво, чтобы не спровоцировать развитие защитной реакции.

Своевременная поддержка

Хотя подросток и стремится во всем демонстрировать свою свободу, на самом деле он еще во многом зависит от взрослых. Чтобы ему научиться быть самостоятельным, требуется прикладывать значительные усилия. Родитель должен быть готов оказать своевременную поддержку, ведь она может потребоваться в любую минуту. Когда ребенок знает, что его проблемы вам не безразличны, то скорее согласится принять помощь. Но даже в этом случае рекомендуется действовать аккуратно, чтобы ненароком не обидеть, не причинить дополнительных страданий. Дело в том, что подростки совершенно не выносят, когда их жалеют. Подросший ребенок боится показаться слабым, навлечь на себя осуждение сверстников. По этой причине он будет стараться во всем демонстрировать свою независимость.

Таким образом, воспитывать подростка очень непросто. Родителям требуется соблюдать определенную деликатность, быть ответственными и тактичными. Нельзя просто навязывать сыну или дочери свою волю, пытаться разговаривать точно с маленькими.

Взаимоотношения подростков и родителей.

Сегодня мы поговорим с вами о взаимоотношениях подростков и родителей. Мне кажется, что эта тема очень важна.

Свою беседу с вами я хочу разделить на несколько частей.

1 – ая. «Взять сторону подростка».

Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Он прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.

К 16 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятного», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых.

Порой возникают у них агрессивные сионтальные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы – то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние «приняв» что-либо для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставаться без внимания.

Что же нужно делать взрослыми, чтобы избежать конфликтов в общении с подростками .

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем:? Всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируете своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения:

  1. Дайте свободу . Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций . Больше

«Педагогика семейных отношений»

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания хочу предложить вам несколько советов, как желательно относиться к своему ребенку:

  1. Смотри(те) на своего ребенка как на самостоятельную личность.
  2. Говори(те) с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, что сэкономить, чтобы дети чувствовали себя членом семейного коллектива.
  3. Все время доказывай(те) своим поведением, что умеешь(те) держать слово.
  4. Держи(те) себя так, чтобы дети не боялись идти к тебе(вам) с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
  5. Раньше, чем пристыдить или наказать ребенка подростка постарайся(тесь) понять по каким побуждениям он совершил свой поступок.
  6. Не обращайся(тесь) с ним все время как с маленьким ребенком.
  7. Не балуй(те) его и не делай(те) за него то, что он смог бы сделать сам.

Помнимте! Воспитывая своих детей, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

Давайте обсудим такую проблему как:

«Наказания и поощрения в семье».

Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Наказания?

Да, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами. Подумайте, пожалуйста, какие средства поощрения вы знаете и используете в воспитании? – одно из средств – одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Как можно одобрить ребенка? Подумайте над этим.

Еще одно средство – похвала – способствует воспитанию у ребенка веры в собственные силы. Как можно похвалить ребенка? Подумайте.

Доверие – это проявление уважения к детям.

Вывод: Поощрять ребенка надо не за сам факт выполнения обязанностей, а за то, с каким старанием и прилежанием он выполнил эту работу.

А как вы относитесь к материальным поощрениям?

Какими подарками можно поощрять?

Какие средства наказания можно использовать?

Виды наказания: - замечания;

Лишения удовольствия и развлечения;

Лишения доверия.

Нужны ли физические наказания?

Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждает злобу и ненависть к старшим.

Давайте рассмотрим несколько житейских ситуаций.

  1. Ребенок не выполнил просьбу родителей. Забыл. Ваша реакция.
  2. Сын очень грубо обращался с товарищем, обзывался. Отец, проходя мимо, не обратил внимания. Почему он так поступил?
  3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «5». Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

Папа! Папа! Я сегодня по истории «5» получила!

Отец не отрываясь от газеты, спокойным тоном: - Молодец!

Пап, ты слышал? Я же по истории «5» получила.

Я же слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.

Света бросается к матери.

Мам! А у меня сегодня пятерка!

Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.

Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

  1. Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Мать и отец сидят у телевизора.

Мать: - Что-то Игорька нашего нет. Уже почти 10 часов.

Отец: - Сейчас придет.

Мать: - Отец, да ты посмотри на часы 11 часов! Ну куда он пропал. Надо позвонить Жене. – Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь?

Ну господи! Куда же он мог деться. Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может он попал в плохую компанию? Может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?

Мама плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, мама ударила его по лицу.

Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.

Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях ч только подозревают.

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети - к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.

У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. Они очень заняты переживаниями их детей - подростков.

Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки” - это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы.

В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев - родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.

Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах со взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

Родители!

Помните, что вы тоже люди. Дайте себе отдохнуть. Не требуйте от себя невозможного.

Не всегда старайтесь сделать “как лучше”. Подумайте, к чему это может привести.

Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык.

Любите друг друга. Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать свою любовь словами.

Типы конфликтов и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия

По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства.

Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей

Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: “Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, - все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры - явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

Не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

Не трогать личные вещи,

Не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт

Отметим, что здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей на детскую “свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки

По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”.

Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье.

Но “деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят “маменькиных сыночков и дочек”.

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет” ).

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что ему трудно!

К чему мне необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.

Как же этого добиться? Если мы хотим, чтобы сын или дочь стали ближе, роднее, то первое правило - не ограждайте

их от горестей и радостей взрослого человека, а делайте соучастниками ваших переживаний. Причем делайте это прямо и смело, давая доступные разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех. Совместные переживания, надежды, мечты - все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение будет обсуждаться так же. Ограничения и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете свое мнение. Поверьте, решение будет принято значительно легче.

Мы любим маленьких безусловно и безгранично. Стараемся сделать их жизнь комфортной и радостной. Время идет, и вот уже подростки и родители вместо нежных чувств перебрасываются колкостями - подростки протестуют, родители не понимают.


Родители и дети-подростки - причины непонимания

Пубертат наступает неотвратимо, поэтому с проблемами роста сталкиваются все, кто имеет детей. В период 12-13 лет родители получают ответную реакцию на все, что они за это время сумели или не сумели вложить в своего ребенка. Это тот культурный слой, на котором и строятся отношения между родителем и подростком , а в дальнейшем - уже между взрослым и его родителями.

Рассмотрим причины взаимного непонимания с двух разных точек и попробуем понять, что чувствует та и другая сторона:

  • Подростка
  • Родителя

Подросток

Одновременно находится внутри семьи и стремится за ее пределы. На бессознательном уровне происходит отрыв от семьи. Если раньше чувство защищенности и безопасности обеспечивали ему родители, то теперь он стремится выйти из-под их опеки, используя наработанные свойства своих векторов.

Протест против родительских правил и их образа жизни выливается порой в . Конфликты подростков и родителей при неумелом руководстве вторых рискуют обрести пожизненный статус.

Гормональная перестройка организма тоже вносит свои коррективы - в зависимости от векторов. Диапазон проявлений - от резких эмоциональных перепадов в зрительном векторе, до полного ухода в себя - в звуковом.

Упрямство и непослушание подростка с анальным вектором, его критические высказывания в адрес родителей, а также амбициозные замашки обладателей кожного вектора доставят немало переживаний родителям.

Если в своей среде подростки не хотят выделяться, то в семье они могут демонстрировать самые неожиданные протестные реакции.

Тайны сексуальной жизни в это период уже часто и не тайны вовсе.

Это время, когда происходит раскрытие женственности у девочек и становление мужчины, когда девочки ищут в партнере защитника, а мальчики ранжируются между собой, пробуют себя в роли взрослого.

В этот период взаимное доверие подростка и родителей проходит испытание на прочность родительской любви.

Родители

Для них это самый сложный период. Непослушание и протесты ранее послушного и любящего ребенка вызывают недоумение.

Запретительные меры в попытке вернуть все в прежние рамки не только не имеют успеха, но еще больше обостряют ситуацию.

В это время очень важно сохранить отношения. А сделать это можно только понимая, что происходит с ребенком. И если на физиологическом уровне родители что-то знают и могут объяснить, то на психологическом уровне происходит совсем непонятное. Разобраться в странностях поведения подростка поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Где начинаются конфликты подростков и родителей

Как ни странно звучит, начинаются они там, где родители не знают своего ребенка. Любая мать и иногда отец решительно возразят против данного утверждения. Мне не раз приходилось слышать: «Я знаю своего ребенка лучше других - я же мать!» Но на деле оказывается совсем иначе: она не знает, с кем он гуляет до поздней ночи, почему отказывается обедать вместе с семьей, какие мысли в его голове.

Проблемы родителей и подростков в скрытой фазе можно наблюдать в тех семьях, где между мамой и ребенком не установлена доверительная эмоциональная связь, а также допущены ошибки в воспитании.

Именно в этот период проступают все изъяны, но на самом деле они были и раньше, просто это было незаметно и не создавало таких проблем.

Отношения родителей и подростков переходят в стадию «войны миров» порой даже тогда, когда в семье все нормально. Просто современные подростки в потоке информации не всегда могут отличить истинные ценности от ложных. Особенно это касается детей со звуковым вектором, которые в поисках смысла всего этот смысл найти не могут. Родители, занятые насущными проблемами, даже не представляют масштаб звуковых метаний подростка. Об этом можно почитать .

Проблемы родителей в глазах подростка

Все семейные драмы разворачиваются на глазах детей. И это страшная реальность нашей несистемной жизни. Когда ребенок оказывается свидетелем семейных разборок, то он отдаляется от них, теряет ощущение защищенности и безопасности. Его психосексуальное развитие притормаживается, страдает успеваемость в школе, возникают трудности в детском коллективе - вплоть до того, что ребенку достается роль изгоя.

Неудивительно, почему выплески родительских эмоций в скором времени перерастают в конфликты подростков и родителей. Ведь его психическое не успевает за развитием физическим. Маленький наблюдатель семейных скандалов взрослеет внешне, чувствует естественным образом свою вседозволенность, пробует быть большим, а у него не получается. И это напряжение выливается на родителей. Проявится оно или в резкой критике отца, или в насмешках над мамой и ее опекой, или полным отстранением от семьи вплоть до ухода из дома.

Необходимость выразить свои негативные чувства толкает подростков в социальные сети. От бессилия что-то изменить они выкладывают информацию о родителях в самых неприглядных выражениях.

Достигнуть доверительных взаимоотношений возможно

Со временем связь с ребенком меняет свое качество. Большую часть начинает занимать не контроль - что поел, где был, что болит и прочее, а доверие и глубокая эмоциональная связь.

Подростки и родители взаимоотношения строят подобно тому, как строители прокладывают тоннель в горах. Только точный расчет позволяет состыковаться в нужном месте безошибочно. И только знание свойств ребенка позволит мудрому родителю не допустить отклонения от заданной цели.

Возможен ли переход из детства во взрослую жизнь без стрессов? Отвечу утвердительно, исходя из опыта воспитания двоих сыновей. Если вы научитесь делиться с детьми своими переживаниями, тактично не требуя от них вывернуть себя перед вами наизнанку, если ваши интересы выйдут за пределы узкого мирка вашей кухни или работы, если вы будете меняться на протяжении всех лет, как растет ваш ребенок, - то он признает вас за «своего», и не только пубертат пройдет без проблем, но и в дальнейшей взрослой жизни ваши дети станут вашей опорой. Моим сыновьям 38 и 30 лет.

Поведение родителей- ключ к отношениям с подростком

Казалось бы, странная тема! Ведь по большей части поведение подростков чаще беспокоит родителей, а не наоборот! Но тем не менее - поведение родителей и отношение подростков к ним часто объясняет все подростковые метания в пубертате. Являясь невольным наблюдателем и участником жизни семьи с самого рождения, подросток уже впитал в свое бессознательное модели поведения мужчины и женщины, их отношение друг к другу, отношение к ребенку и много еще чего, о чем взрослые даже не подозревают.

Составляющие психику вектора в зависимости от их развитости сыграют свои определенные роли в тандеме родители и дети-подростки.

Ставший уже классикой пример с кожным и анальным вектором. Скорость против «тормоза». Кто из нас, родителей, удержался от искушения подгонять медлительного ребенка, когда он пытался что-то нам обстоятельно рассказать? Малыш не стал быстрым, а вот обиду затаил. Один раз, второй, и рано или поздно это бабахнет.

А запрет на слезы? Ведь жестокость подростка часто имеет корень в запрете проявлять чувственность. И таких нюансов очень много.

Да, они взрослеют. Да, они уходят жить своей жизнью, хотим мы этого или нет. Но какие отношения останутся после этого непростого периода - зависит от нас.

«…Когда я вижу, что дочери нужно побыть в себе, одной, я оставляю ее. Порой она запирает дверь и сидит наедине с собой или занимается какими-то важными для нее занятиями. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы в комнате был идеальный порядок и она была бы открытой, искренней, общительной и все бы мне про себя рассказывала. Однако ее векторный набор говорит о другом - у нее своя природа, сложная, порой непонятная, но это ее, уникальная натура, и моя задача познать ее и почувствовать.

Как понять дочь и быть с ней в контакте? Необходимо настраиваться на нее, так как она это делает со своей гитарой, чтобы получился нужный звук. Вы слышали, как звучит гитара, когда она настроена и на ней играет опытный гитарист, который чувствует и любит свой инструмент?

Так вот, ноты по которым играть - это Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Может, и не сразу получается контакт, но когда освоишь нотную грамоту, настроишь гитару - зазвучит такая мелодия, не оторваться!..»

«…Ему стало понятно то, что с ним происходило и почему, все прояснилось за нецелый час нашего разговора. Он спросил меня, как и откуда я все это знаю. «Сынок, эти знания я получила на лекциях по Системно векторной психологии». «Мам, передай им от меня большое спасибо, нет, просто огромное!» Переполненный чувствами и эмоциями, утомленный, он вырубился, а когда через полчаса проснулся, то уже напевал себе под нос какую-то мелодию. А еще несколько часов назад он был не в состоянии связной речи. Вот такую силу имеет это знание.

С тех пор наши отношения стали особенными, полными взаимопонимания, мы можем часами разговаривать о жизни, о смысле и предназначении, о политической обстановке и манипулировании, он задает вопросы и как губка впитывает все мои ответы и рассуждения. Недавно мне сказал: «Ты знаешь, а ведь мало кто из моих друзей может вот так разговаривать со своими родителями, как мы с тобой» и еще: «Благодаря тебе и твоей поддержке я понимаю, чем мне надо заниматься в жизни»…»

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана - это высшее образование для родителей. И начать можно с бесплатных онлайн-лекций. Регистрация .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

25 Фев, 2018

Проблемы подростков с родителями существовали всегда. Наверное со времен самого пещерного человека. Мало кто из родителей понимает, что в этом заключается суть человеческой эволюции. Если бы наши с детьми взгляды во всем совпадали, то тогда бы не было прогресса человечества, и мы так и остались бы на этапе пещерного человека.

Подросток – «мина замедленного действия»

В быстро развивающемся и прессующем нас мире, первые проявления ребенка – подростка начинаются в 9-10-11 лет. Родители видят не их чадо, а совсем другое, неузнаваемое ими. Что беспокоит и тревожит подростка в его взрослении, с какими проблемами ему приходится сталкиваться?

Проблемы и конфликты с родителями

Ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение со сверстниками. Их ценности становятся наиболее важными для подростка. Ценности родителей уходят на второе или третье место. Как вы думаете, для чего это транслирует природа? Подростку в будущем придется жить не с родителями, а именно с ними, ему подобными. В этих взаимоотношениях складывается язык, вкусы, способ общения его поколения, отношение к предыдущим поколениям.

Родители подростка считают, что он уже многое умеет, учится, накормлен, одет, обут. Поэтому можно расслабиться, несколько отвернувшись от него, относясь к его ценностям с легким пренебрежением, непониманием, раздражением. Родители меньше разговаривают с подростком, не уделяя ему должного внимания.


Дистанция между ребенком и миром взрослых увеличивается. Подростковые ценности становятся его истиной. Подросток готовится выходить в жизнь. У него много тревог и амбиций. Ценности родителей и подростка абсолютно не совпадают. Ваше влияние на него минимальное, а позже исчезает вовсе. И семья иногда открыто или незаметно начинает отодвигать подростка подальше, чтобы меньше беспокоил. Родители хотят спокойствия, заявляя: «Если он хочет с кем-то общаться, дружить, любить приводи более удобного нам, чтобы не нарушать наше спокойствие. А тех с кем нам неспокойно, не води в дом». Вы автоматически теряете контроль над подростковой средой. Вы перестаете знать круг его общения, о чем они говорят, что их интересует, и что они собираются делать. В семье возникают постоянные конфликты, неспокойная обстановка. Подросток и родители находятся в постоянном стрессе.

Проблема подростка – общение со сверстниками

Может ли он – таков, какой он есть быть среди других, или он должен слиться с массой, только тогда ему будет хорошо. Это очень сложная работа души. Без поддержки взрослых, подросток полностью сливается с группой и ничего сделать нельзя. В результате вместо самости, его уважение к его личности, обозначения его границ, появляется очень одинокий или слившийся человек, спокойно находящийся в группе собратьев, но их разговоры, вкусы, способ жизни ему совсем не нравятся. Подросток должен научиться отстаивать, что нравится ему, дорого ему — это фантастически трудно.

Познание мира

Подросток – существо специфическое с развитой ориентировочной деятельностью. Все, что он видит, притягивает его, туда он и движется. Мир познается одним способом – раскручиванием на винтики. Природная жажда подростка постигнуть строения мира, управлять его составляющими приводит к проблемам.

Физиологические проблемы

Подросток начинает гормонально развиваться, у него появляется возбуждение, он пробует голос, говорит громко, избыточно подвижен, непослушен, появляются эмоциональные всплески, вызывающие неадекватное поведение. Он становится, не очень удобен дома.


Школа — как социальный организм может учить, но не воспитывать. Если в семье ребенку что-то позволительно, то школьное нельзя не работает и наоборот. Влияние семьи сильнее. Ребенок вступает в конфликт ценностей семьи и школы. Он должен выбрать приемлемую модель поведения.

Сложность выбора

Для подростка проблема выбирать состоит во всем, даже хобби, он не знает про что это? В выборе он отталкивается от мнения сверстников: они говорят или они ходили. Родители могут помочь ему в этом: послушав, поговорив, узнав, что ему интересно, начать водить в разные места, давая возможность увидеть, попробовать. Подросток с предъявлением к нему новых требований, или в случае его неудач дает протестную форму – способ защиты. Неумение подростком выбирать и отстаивать выбор — первый путь к неуспеху мужчины.


Родители все были подростками и как-то выросли, не отстраняйтесь от вашего любимого дитя, не страдайте и не заставляйте его страдать, поддержите его.