Основные параметры выбора лучших тканей для школьной формы. Школьная форма в россии

Начинает возвращаться школьная форма. Многие родители поддерживают эту инициативу чиновников от образования, считая, что общий стиль в одежде не будет отвлекать от самого главного - усвоения материала. Ведь очень часто вместо того, чтобы внимательно слушать учителя, одноклассники рассматривают наряды друг друга и обсуждают их. Кроме того, родители учеников вспоминают собственную юность, когда все они носили школьную форму.

Причины введения

В послевоенный период происходило внедрение форменного стиля во всех ведомствах. Сотрудники должны были строго соблюдать предписанный законом дресс-код, как теперь говорят. Не стала исключением и школьная жизнь. В учебных заведениях ношение школьной формы стало обязательным в 1948 году, когда был утвержден первый, самый строгий и аскетичный ее вариант. Воспитание настоящего патриота, отличающегося высокими моральными принципами, должно было начинаться с самого детства. Школьная форма времен СССР не только приучала ребенка к аккуратности, дисциплинировала его, но и указывала на отсутствие классовых различий. Все дети были равны между собой. Во всяком случае, во время учебных занятий было невозможно продемонстрировать одноклассникам какую-то необычную вещь, которую с трудом достали своему чаду его родители.

Школьная форма, которую носили девочки

Введенная в 1948 г. школьная форма СССР для девочек очень сильно напоминала стиль одежды, которому должны были следовать воспитанницы дореволюционных женских гимназий. Она представляла собой аккуратное коричневое платье, сшитое из шерсти, и фартук. Для повседневной носки предназначался черный фартук, который в можно было заменить белым.

Чтобы немного освежить внешний вид, на рукава пришивали манжеты белого цвета, использовали и белый воротничок. Их присутствие было обязательным как в праздничный день, так и в обычный будничный.

Платье было довольно длинным, ниже колена. Какие-либо эксперименты с элементами платья, его длиной и фасоном запрещались. Администрация школы обычно строго наказывала модниц, осмелившихся нарушить общепринятые правила.

Школьная форма, которую носили мальчики

Школьная форма для мальчиков СССР имела несколько обязательных элементов:

1. Фуражка, украшенная кокардой.

2. Гимнастерка.

3. Ремень с блестящей массивной пряжкой.

Гимнастерка и брюки были сшиты из серой шерстяной ткани. Такие изделия были не очень удобны в носке, так как быстро теряли свою форму. А после не очень аккуратной стирки или неудачной сушки они могли существенно увеличиться в размерах.

Мальчикам также не позволялись эксперименты со своим внешним видом. Школьная форма СССР была обязательна для всех учащихся без исключений.

Общий внешний вид

Определенным условиям должен был соответствовать и внешний вид школьников. Мало было просто носить школьную форму, учащийся всегда должен был аккуратно выглядеть.

Допускалось появление в школе только в чистой и хорошо отглаженной одежды. Манжеты и накладной воротничок, являющиеся обязательным атрибутом формы для девочек, всегда должны быть чистыми. Приход в школу с грязными или плохо отглаженными манжетами мог обернуться сильнейшим позором. В чистоте должна была содержаться и обувь, несмотря на время года и удаленность дома от учебного заведения.

Прическа школьников

Школьная форма СССР, проявляющиеся в ней строгость и минимализм диктовали и определенный вид причесок школьников. Никаких вольностей также не могло быть.

Для мальчиков обязательной была короткая стрижка. Девочки могли заплетать косы, используя черные или коричневые банты. В праздничный день можно было завязать белый бант. Другие цвета были под запретом, поэтому их было непросто найти в советских магазинах. Косы с бантами были для девочек обязательными, о какой-то другой прическе не могло быть и речи.

Изменение формы

В 1960 г. начала изменяться школьная форма СССР, фото в разные периоды существования Советского Союза прекрасно демонстрируют эти преобразования. Изменения, происходящие во всех сферах жизни людей в это время, не могли не коснуться и одежды учащихся.

Основные трансформации проявились в школьной форме для мальчиков. Невыразительная одежда из серой сменилась более яркими моделями из синего полушерстяного материала. Она лучше держала форму, не вытягивалась после стирки. Покрой куртки напоминал своим видом джинсовую, которая была очень популярна в то время на Западе. На рукавах нашивали эмблемы, представляющие собой картинки с изображениями открытого учебника и восходящего солнца. Цвет этих нашивок был синим или красным.

Школьная форма СССР, которую носили девочки, особых изменений не претерпела. Было разрешено лишь немного укоротить платье - его длина стала чуть выше колен.

Форма для старшеклассников

Настоящим прорывом того времени стало введение в начале 1980 г. формы для старшеклассников. Мальчики стали носить брючные костюмы вместо отдельно взятых брюк и куртки. Цвет формы также остался синим. Иногда можно было даже снимать эмблемы, так как со временем краска на них стиралась, и выглядели они неаккуратно.

Долгожданное преобразование школьной формы коснулось и девочек. С первого и до седьмого класса они все так же носили привычные платья с фартуками. А вот с восьмого класса можно было одевать уже костюм-тройку из плотного материала синего цвета. Он включал в себя аккуратную юбку трапециевидной формы, украшенную складками впереди, жилет и пиджак. К костюму девушка сама могла подобрать блузку, что явилось полем для огромного количества экспериментов. Юбку можно было надевать как с жилеткой, так и с пиджаком. В холодную погоду носили сразу весь костюм.

Еще одним новшеством стало введение в 1988 г. брюк для школьниц, проживающих в Их можно было надевать в зимнее время года.

Пионерские значки

Школьная форма СССР обязательно дополнялась значками, которые носили ученики согласно своему возрасту и принадлежности к той или иной организации.

Дети, обучающиеся в младших классах, являлись октябрятами и носили октябрятский значок, представлявший собой лицо маленького Володи Ульянова внутри красной звезды. Школьники постарше, учащиеся средних классов, носили пионерский значок. Он также был выполнен в форме звезды, но на нем было изображение В. И. Ленина. Если пионер особо отличился в общественной работе, проявлял себя активным человеком, его награждали особым значком. Вместо надписи «Всегда готов» на нем была сделана надпись «За активную работу», а сам знак отличия был немного больше, чем стандартный. Школьная форма, которую носили пионеры, дополнялась

Ученики старших классов должны были носить Это был небольшой символ, имевший вид красного флага, украшенного портретом В. И. Ленина.

В последнее время все больше школьников стремятся узнать, где купить школьную форму СССР, которая бы имела точный вид одежды того времени. Учащиеся старших классов хотят, например, надеть ее на последний звонок. Такая традиция получила распространение во многих школах. В этом случае используется обычно вариант с белым праздничным фартуком. Найти форму не так уж и сложно. Ее можно увидеть как в специализированных магазинах, так и в продаже на различных интернет-ресурсах, где представлено немалое количество моделей самых разных размеров.

Большую часть своего дня ребенок проводит в учебном заведении. Здоровье и хорошее самочувствие ученика напрямую зависит от того, из какой ткани шьют школьную форму. В первую очередь, следует учесть гигиенические показатели тканевого состава.

Требования к качественным показателям материала

Предпочтение нужно отдавать натуральным полотнам с высокой гигроскопичностью, хорошей воздухопроницаемостью. Важно учитывать особенности детской кожи, поэтому материал должен быть гипоаллергенным.

Не следует выбирать слишком тонкие ткани для пошива детской одежды, иначе на суставных сгибах коленей и локтей пиджаки с брюками будут быстро протираться. Для блузок и сорочек желательно выбрать материал с небольшим содержанием синтетики в составе, чтобы обеспечить облегание, износостойкость, несминаемость. Поскольку дети много времени проводят в сидячем положении, ткань должна быть устойчивой к деформации. Легкость в уходе за вещами является одним из главных требований, ведь маленькие мальчики и девочки быстро пачкают одежду.

Более подробно о том, какая ткань для школьной формы лучше, можно узнать из видеоролика.

Костюм должен хорошо сидеть на ребенке и обеспечивать полную свободу действий. Следует избегать покупок слишком узких вещей, делового стиля, похожих по своему виду на комплекты для взрослых. В них ребенку будет неудобно сидеть и двигаться.

Разновидности материалов

Во многом желание ребенка посещать учебное заведение зависит от того, какую ткань выберут родители для пошива школьной формы. Детский костюм должен быть не только удобным, но и красивым. Чаще всего, используются натуральные ткани с высокими качественными показателями:

  • вельвет;
  • твил;
  • шерсть;
  • хлопок;
  • батист;
  • хлопковый трикотаж с небольшим добавлением вискозы.

Шерстяные и хлопковые ткани

Шерсть и хлопок гигроскопичны и соответствуют всем требованиям Роспотребнадзора. Тем не менее, они обладают массой недостатков. В первую очередь, это высокая цена и непрактичность. Хлопок быстро растягивается, садится после первой стирки, а шерсть придется чистить в химчистке. Утюжка таких материалов также доставляет много хлопот и требует особого подхода.

Шерсть относится к разновидностям костюмных тканей. Не следует покупать полностью натуральный материал, в его составе должно быть 5% лайкры или вискозы для обеспечения прочности. Для пошива форменных костюмов показатели синтетики в составе ткани могут варьироваться в пределах от 40 до 60%. Такой состав делает изделия практичными, предохраняет от деформации, а также позволяет достичь полного облегания, без стеснения движений. Чтобы сшить костюм на ребенка-школьника, можно подобрать несколько вариаций материала:

  • Габардин – плотный материал, в мелкий рубчик, который практически не мнется.
  • Пикачу – отлично подходит для пошива облегающих силуэт костюмов, благодаря диагональному переплетению нитей с добавлением эластана.
  • Шотландка клетчатая – натуральное полотно с добавлением синтетики.

Синтетика

Искусственные ткани использовать для изготовления детских брюк и в особенности рубашек не рекомендуется вообще. К примеру, полиэстер и эластан прекрасно тянутся и позволяют выполнить множество моделей, которые сядут ровно по фигуре, не будут сковывать движения, но могут вызвать раздражение кожных покровов. К тому же синтетика плохо пропускает воздух, поэтому ребенок будет постоянно потеть.

На что следует обратить внимание при выборе костюмов

Еще в СССР была введена общая школьная форма для учеников, которая отвечала всем стандартам качества. Сегодня, к сожалению, далеко не каждый производитель стремится продавать «безопасную» детскую одежду. Роспотребнадзор призывает всех жителей России обращать особое внимание на тканевой состав. У любого магазина должны быть сертификаты качества. Не бойтесь их требовать, ведь от этого зависит здоровье вашего ребенка.


Разновидность моделей современной школьной формы

Форменное изделие не должно стеснять движения, потому как ребенок будет проводить в ней около 8 часов в день:

  • пиджак нужно подбирать по размеру плеч;
  • брюки не должны сильно обтягивать бедра;
  • если нужен галстук, то для малышей лучше подбирать модели на резинке, они более практичны;
  • правильный выбор ткани для школьной формы позволит облегчить уход за изделиями и повысить их износостойкость.

Многие родители просто возмущены нынешним качеством детской одежды. Большое содержание синтетических волокон в составе материалов приводит к перегреву летом и перемерзанию зимой. Дети часто жалуются на зуд и головные боли. Первый признак некачественного материала – резкий неприятный запах резины.

Цветовую гамму формы утверждает школьный совет, поэтому для каждого учебного заведения она будет разной. Лучше сшить одежду для школьника самостоятельно, чем потратить большую сумму денег на форму сомнительного качества. О том, как обстоят дела с покупкой школьных форм в России и их качестве, расскажет следующее видео.

Как проверить добросовестность производителя

Существует несколько правил, опираясь на которые можно обезопасить себя при покупке:

  • Добросовестные производители вшивают ярлык в шов самого изделия. В противном случае следует отказаться от покупки.
  • Кроме состава полотен и рекомендаций по уходу, на маркировке должны присутствовать контактные данные производителя.
  • На ярлыке должен быть указан II режим влажно-тепловой обработки. Это будет подтверждением натуральности тканей.
  • Внутренняя подкладка костюмных изделий выполняется только из вискозы.
Что означают знаки маркировки на ярлыке одежды

Выбор школьной формы совсем не легкая затея, ведь в этой одежде ребенок проводит половину своей молодости. Поэтому она должна максимально быть комфортной и нести только положительный эффект детям. В мире синтетики этот вопрос крайне важный и открытый каждый август - месяц пика школьных покупок.

1. Выясняем ограничения.

Начать выбор школьной формы нужно именно с решения вопроса ограничений действующих в учебном заведении вашего ребенка. Для этого лучше всего провести родительское собрание, в крайнем случае, посоветоваться с классным руководителем. Если вы уже это проходили, тогда убедиться, нет ли изменений. Когда про ограничения вы не слышали, внимательно изучаем вопрос, ведь каждый год все больше и больше учебных заведений возвращаются к униформе. Расспросите, в чем должен ходить ваш сын или дочка. Это может быть и костюм, возможно юбка, сарафан, или просто черный низ и белый верх. Быть может, вопрос школьной формы родители решают коллективно в договоре с администрацией школы, заказывают форму для всех одинаковую или даже специальную (с эмблемой учебного заведения). В этом случае и выбирать нечего, стоит просто внести взнос. Одновременно, надо усомниться, качественная ли форма, не будет ли ребенок в ней потеть и, в конце - концов, как она будет стираться. Все это узнаем и только тогда переходим к другим пунктам.

Стоит подметить, что при заказе в ателье школьной формы на весь класс, пошив хоть и будет индивидуальный, но по цене будет даже дешевле магазинных аналогов. Задумайтесь, так можно сэкономить и получить качественную одежду, пошитую ровно под размер каждого учащегося, чего никак не добиться, покупая форму в магазине.

2. Здоровье, прежде всего!

Выбирая школьную форму, первое, что надо знать, все про материал одежды. Тут должны присутствовать только натуральные ткани, точнее, в процентном соотношении к синтетике, максимально натуральные, чтобы наиболее подходить человеку. Это все напрямую влияет на здоровье детей и является первой ступенью выбора.

По нормам, школьная форма должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. В рубашках, блузах, процент натуральных составляющих должен равняться не менее 65%. В костюмах, правда, эта цифра ниже и равна 45%, но здесь в обязательно порядке должна быть натуральная (в крайнем случае, вискозная) подкладка. Эти нормы стоит придерживаться и не опускаться ниже оговоренных цифр. От этого действительно зависит здоровье ребенка, ведь натуральные ткани дают возможность одежде дышать. Наиболее подходящие ткани, это шерсть (или полушерстяная ткань), хлопок или вискоза, они максимально приятны телу и имеют вентилирующие свойства. С синтетикой подышать коже не получится, что приводит к потению и постоянному накоплению вредных микроорганизмов под одеждой. Специалисты советуют, что лучше всего подходит для школьной формы хлопок и лен для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир - для зимы. Но, одновременно, синтетика все же может присутствовать.


3. Синтетики немного можно и нужно.

Синтетические ткани имеют одну привилегию, многие из них не мнутся. Поэтому некий процент синтетических волокон в школьной форме желательный. Кроме здоровья, важен и внешний вид, а одежда из 100% натурального волокна помнется уже на первой перемене. Также, полностью натуральные ткани быстро теряют цвет и очень сложны в уходе. Все это и приводит к обязательному проценту синтетики, главное здесь не перегнуть палку и не купить полностью синтетическую школьную форму. Также обращаем внимания на ярлыки, где можно найти всю информацию по уходу. Форма обязательно должна стираться, а не проходить химчистку, так проще и загрязняться такая одежда будет реже.

4. Размер в размер.

Многие мамы покупают одежду на вырост. Иногда случается и наоборот, девочки, желая показать свою стройность, заставляют родителей купить одежду на размер меньше. В обоих случаях поступки очень неправильные. Одежда больше будет просто висеть и сделает из ребенка пугало, притом на следующий год форма вряд ли пригодится, так как проходить в одном и том же в течение 7 часов каждый день больше года, мало кому удается. Лучше купить в пору, это будет идеальным решением. А мамам модниц стоит сразу запастись отказами, ведь тесная одежда это прямой путь в больницу. Тесная юбка или брюки приведут к болям живота, тесные рубашки, сарафаны нарушат дыхания и, кроме того, ребенок будет перегреваться из-за нехватки вентиляции под одеждой. К тому же, тесная одежда не даст ребенку нормально двигаться, будет стеснять движения. А как же тогда игры на переменах? Они будут, будут так же, как разорванные швы от неверно подобранных костюмов.

5. Фасоны и мода.

Немаловажный вопрос, это вопрос моды, что с чем носят. Тут стоит сразу ребенку дать понять, что школьная форма это не модный аксессуар, она предназначена для воспитания. Форма ученика или ученицы должны быть скромными, что особенно относится к старшеклассникам. А при желании принарядиться, это можно делать на прогулке в парке и даже на школьной дискотеке. А в школу, сюда одеваются прилично и мамы сами должны понимать и выбирать одежду скромного делового стиля. Правда перегибать здесь также не стоит, молодые человечки уже часть общества и понимают о моде больше за многих взрослых. Попытайтесь дойти компромисса, чтобы дочка или сын (с сыном легче в этом смысле) выглядели красиво и скромно одновременно. Например, короткая юбка и блузка показывающая живот, это вульгарно, а вот та же короткая юбка, но в меру строгая блузка, это отличное решения для девчонки. В такой одежде и учиться приятно, что немаловажный фактор нашего времени. Помним, что ребенку также хочется красиво выглядеть, особенно если это уже подросток.

6. Наборы для мальчика и девочки.

Теперь, когда мы уже умеет выбирать правильную школьную форму, напомним, перечислим, что еще нужно прикупить. Ведь школьная форма это не просто костюм, это более широкое понятие для родителей.

Школьная форма для мальчика состоит из такого набора: двое брюк и две-три рубашки, торжественная рубашка с галстуком или бабочкой, пиджак (и можно прикупить жилетку, то есть костюм троечку), три свитера или водолазки, две-три футболки, спортивный костюм (про него мы тоже вспомним в конце), обувь. И все это называется: купить школьную форму для мальчика . Много? Вы просто еще не видели правильный гардероб девочки.

Школьная форма для девочки более многогранная и состоит из двух-трех блузок, нарядной блузки, двух юбок или сарафанов (или юбка и сарафан), брюк (для морозных дней), жакета, двух-трех свитеров или водолазок, нескольких пар колгот, спортивного костюма и обуви.

Другие аксессуары и элементы одежды уже додумываем сами, но основное, что обязательно необходимо, перечислено.

7. Помним о физкультуре.

Частью школьной формы является и спортивный костюм - форма для уроков физкультуры. Не забываем и про этот элемент одежды и, выбирая, основываемся здесь на все вышеперечисленные принципы. Дополнить можно тем, что спортивных комплекта лучше покупать два, один для спортзала, другой - для улицы. Второй комплект не стоит выбирать теплым, ведь даже в холодный день занятия разогреют. А чтобы ребенок не простудился, тут больше поможет спортивная курточка, которую в конце урока можно накинуть. Ткань для костюма лучше всего хлопок с синтетикой, в тандеме они подарят и возможность дышать коже, и придадут долговечности в носке. Для очень жарких дней, можно купить шорты и майки. Также не забываем про спортивную обувь.

8. Последний штрих - цвет.

Цвет школьной формы также важный фактор для развития ребенка. Цвета лучше всего подбирать приглушенные, не яркие, особенно актуальны бежевый и зеленоватый. По словам психологов, яркие цвета раздражают и утомляют, даже тот же бело-черный. Это, конечно, мелочь, но наука говорит о крайней важности цвета в жизни человека.

На этом будем прощаться, информация о выборе школьной формы дана исчерпывающая. Остается запастись терпением, взять немалую сумму денег, своего ребенка и пойти, наконец, за покупками. Перед Днем знаний, во многих городах проводятся школьные базары, где продается только все относящееся к учебе. Выбор здесь действительно велик, и отыскать новую форму своему ребенку на таких ярмарках не составит труда. А если что-то неясно, возвращаемся на портал «Как выбрать... », мы всегда поможем, научим и расскажем, что и как лучше выбирать.

Завтра Первое сентября!!! Навеяло... Пересмотрела много материала, решила как-то скомпоновать. Вот, что получилось


История школьной формы в СССР и Р оссии

Если вспоминать советские времена и школьные годы, то у многих сразу возникают ассоциации со школьной формой. Некоторые припоминают ее коричневой с белыми воротничками, некоторые синей. Одни вспоминают нарядные белые переднички, а другие - большие банты на голове. Но все согласны с тем фактом, что в советское время школьная форма была обязательной, и вопрос о том, носить форму или не носить, не подлежал обсуждению. Наоборот, за несоблюдение школьной дисциплины строго наказывали. Память о школьной форме СССР живет до сих пор.

У школьной формы в России богатая история.

До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей: дворян, интеллигенции и крупных промышленников.
Точная дата введения школьной формы в России 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.
Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
До 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.


В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1896году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет — коричневый (кофейный), 9 - 12 лет — голубой, 12- 15 лет — серый и 15 - 18 лет — белый.


Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды:
1. «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.
2. темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
3. По праздникам - белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами
Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».
Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения.
Например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних - почти цвет морской волны, а у выпускниц - коричневый. А воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц: для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.


Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой: «Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.»
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

1945 г. М. Нестерова. "Учись на отлично!"


Кадр из киноф-ма "Два капитана"

Период "бесформенности" длился до 1948 года. Школьная форма становится вновь обязательной. Новая форма напоминала старые формы гимназистов. Отныне мальчики обязаны были носить серые военные гимнастерки с воротничком стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником, завязывавшимся сзади на бант. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки). Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.

Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.



Пионерский галстук нужно было уметь правильно завязывать.

Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи» :





Просуществовала первая советская школьная форма до 1962 года. В 1962 учебном году в мужской школьной форме уже исчезли фуражки с кокардой, поясные ремни с большой пряжкой, гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.




На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

Обязательным дополнением к школьной форме остались октябрятский и комсомольский значки. У пионеров к пионерскому галстуку добавился значок. Появились другие виды значков, в том числе наградные и памятные.



Школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника», а также в фильмах «Денискины рассказы», «Старик Хоттабыч» и др.





В журнале "Модели сезона" за 1968 г. описывается новая школьная форма, которая "вот-вот должна была быть введена в качестве обязательной во всех советских школах".

Июль подходит к концу и уже скоро все родители озаботятся одной общей задачей - пора собирать ребенка в школу . Конечно, в процесс сборов входит покупка множества необходимых вещей, но одним из самых важных моментов является приобретение школьной формы .

Школьная форма, не только важная часть бюджетных затрат семьи, это еще и та одежда, в которой ребенок будет проводить минимум 6 часов времени, а иногда и гораздо больше, поэтому в ней должно быть удобно и комфортно.

На что же следует обратить внимание при выборе школьной формы. Хорошо, если ребенок идет уже не в первый класс, и родители знают, как выбрать нужный комплект. Тем же, у кого был неудачный опыт покупки школьной формы или таковой отсутствует в принципе, разобраться и купить то, что нужно, помогут наши советы.

Обращайте внимание на состав ткани

Школьная форма - обязательный элемент обучения, и хотя в некоторых школах к наличию форменного пиджака не всегда относятся достаточно строго, чаще всего администрация настоятельно рекомендует своим ученикам находиться в стенах учебного заведения именно в ней.

Какой же должна быть одежда, если ребенок проводит в ней минимум полдня? Ответ однозначен - максимально натуральной и качественной . Конечно, найти в магазинах полностью натуральную школьную форму только из шерсти и хлопка может стать достаточно проблематичной задачей, да и внешний вид она может потерять гораздо быстрее своих «искусственных» подруг по модельному ряду. Поэтому советуем приобретать ребенку пиджак, брюки или юбку из ткани, процент синтетики в которой не будет превышать 50-55%.

При покупке блузок, сорочек и гольфов лучше обращать внимание на полностью натуральные модели , ведь именно они будут непосредственно соприкасаться с кожей ребенка. Натуральные ткани позволяют телу «дышать», школьнику не будет жарко из-за отсутствия воздухопроницаемости и не станет холодно, если он вспотеет. Одежда с высоким процентом синтетических волокон в составе может вызвать у ребенка кожные .

Изучайте ярлычки и швы

Перед покупкой внимательно изучите на одежде все ярлычки , на которых указываются данные о производителе, а также рекомендации по уходу. Производитель формы должен быть достаточно известным на рынке, а его товар - иметь соответствующие сертификаты качества и санитарно-гигиенической экспертизы.

Не стоит покупать форму, на ярлычке у которой указано, что ее нельзя стирать, а необходима только химчистка . Представьте, как может сказаться на здоровье школьника состав и количество вредных веществ, которые используются при химической обработке одежды.

Наилучший выбор - школьная форма, которую можно стирать и гладить в домашних условиях. В серьезных компаниях-производителях формы ткани перед запуском в производство тестируются на усадку и линьку, поэтому не стоит беспокоиться, что после стирки форма может сесть. С отглаживанием бортов пиджака могут возникнуть проблемы, только если ткань не очень хорошо держит форму или внутрь был проложен не совсем качественный материал.

При покупке школьной формы обратите внимание на внутренние и внешние швы : насколько ровно проложена строчка, красиво ли лежат борта, хорошо ли отстрочены карманы, не торчат ли нитки. В данном случае речь идет не только о красоте наряда, а еще и о качестве изготовления одежды. Не стоит покупать форму с кривыми строчками и прорехами в швах подкладки. Ребенок будет активно двигаться в этой одежде, и риск, что с таким качеством пошива она порвется на протяжении первых нескольких месяцев, достаточно высок. А деньги за покупку вам в таком случае уже не вернуть.

Примерка - обязательна

Школьная форма покупается ребенку, именно он будет носить ее каждый день, поэтому его участие в процессе примерки и покупки - обязательно . Почему?

Во-первых, одежда должна ему понравиться : фасон, цвет, комбинация материалов. Не стоит покупать что-то на ваш вкус, важно чтобы костюм одобрил ребенок, и ему понравилось свое отражение в зеркале. Школьный костюм - его визитная карточка, и каждый ребенок заслужил право быть красивым и счастливым.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Не стоит недооценивать детский вкус, даже первоклашки замечают, как и в чем одеты одноклассники. Не говоря уже об учениках старших классов. У одного испанского бренда детской одежды есть слоган - наша одежда помогает вашему ребенку находить новых друзей. И в этом есть доля истины. Если ребенок знает, что он хорошо выглядит, красиво и со вкусом одет, он спокоен и уверен в себе. Ребенку с таким внутренним настроем проще первым подойти к кому-то из детей, заговорить, предложить игру. Поэтому прислушиваться к мнению ребенка, покупая ему школьную форму - необходимо».

Во-вторых, форму обязательно нужно примерить , чтобы понять, удобно ли в ней юному школьнику. Помните, что ребенок в форме будет большую часть времени сидеть за партой , а не стоять, как это происходит в примерочной, поэтому попросите его присесть, расставить руки, согнуть их в локтях, будто он пишет в тетради. Не покупайте слишком узкие приталенные вещи, либо же следите за тем, чтобы в составе ткани было достаточное количество эластана, а фасон не сковывал движений.

Также при покупке формы необходимо учитывать, что ребенок в течение года будет расти, поэтому не берите модели «впритык». Если же подобрать хороший вариант одежды с учетом взросления ребенка не получится, учитывайте тот факт, что если школьник значительно вырастет на протяжении учебного года, возможно, вам придется покупать еще один комплект школьной формы.

Наша мама- Faza рассказывает : «У меня двое школьников и я нашла такие модели формы, в которых брюки не подшиты вообще и длину их можно варьировать, а на девчачьих сарафанах регулируется длина бретелей, благодаря чему он удлиняется. Часто в феврале-марте я удлиняю сыну брюки на пару-тройку сантиментов, а дочь уже сама знает, когда ей нужно изменить длину сарафана. Удобно, мне нравится. Просто не люблю, когда у детей слишком короткие юбки и штаны-подстрелы. А на последнем звонке в этом году много таких вариантов видела. Я понимаю, что дети растут, но когда у ребенка уже из-под штанов видны щиколотки с носками, а у девочек юбки еле прикрывают попы - по-моему, это уже слишком…».

Цвет и фасон

Синий, зеленый, серый, черный и бордовый - основные цвета школьной формы в украинских школах. Чаще всего администрация учебных заведений или классный руководитель сообщает, какого именно цвета нужно приобрести форму на общешкольном или классном родительском собрании.

Фирмы-производители школьной формы предлагают комплекты всех этих цветов, иногда добавляя в модельную линейку различные сочетания и украшения, например, клетку или кружево.

Кроме цвета школьная форма различается по количеству элементов , которые входят в комплект. Для мальчиков можно купить варианты: пиджак и брюки или пиджак, брюки и жилет.

У девочек есть такие варианты: пиджак и юбка; пиджак, юбки и жилет; также при желании родители могут приобрести школьный сарафан или добавить к комплекту брюки.

Фасоны , по которым шьют школьные формы, также различны: некоторые компании-производители шьют модели для более худеньких школьников; а есть костюмы для тех, кого не нужно уговаривать скушать свою порцию до конца. Также есть вариации с шириной брючин, вариант регулировки пояса юбок и брюк по окружности талии, что позволяет не носить ремень.