Опасные мультики для наших детей. Рейтинг мультфильмов, опасных для детской психики

Оговоримся сразу: в глобальном смысле пользы от любых мультфильмов в принципе немного. Скорее от них польза родителям, которые в это время могут спокойно заняться своими делами. Но, раз такое развлечение имеет место быть, все-таки хочется, чтобы картинка на экране как минимум не раздражала и не вредила. А еще лучше – приносила пользу. Редакция Woman’s Day расспросила родителей и выяснила, что они думают о современных мультфильмах и от каких из них стараются оградить детей.

«Маша и медведь»

Пошла девочка в лес и заблудилась. Попала в избушку медведя. Дальше сказку знают все: «Не садись на пенек, не ешь пирожок», «Высоко сижу, далеко гляжу». Вспомнили? Забудьте. Одноименный сериал к творчеству русских народных сказителей отношения, кроме собственно главных персонажей, не имеет никакого. Более того, юную проказницу Машу, которая в мультфильме по большей части хулиганит, родители назвали самым вредным персонажем из современной мультипликации.

Фото: кадр из мультфильма «Маша и медведь»

Ольга, мама трехлетней Светы:

Моя дочка очень любит Машу, но я стараюсь пореже включать ей этот мультфильм. После него ребенок начинает буквально сходить с ума, подражая любимой героине.

Кстати, с мамами согласны и психологи, которые называют Машу классическим образцом гиперактивного ребенка. Но справедливости ради отметим, что в новых сериях девочка как будто бы немного повзрослела и у нее уже не столь шокирующие шалости. И смотреть на нее стало скучнее.

«Губка Боб»

Кто проживает на дне океана? Спанч Боб – герой американского мультфильма. Судя по количеству товаров с портретом этого квадратного уродца, он прочно занял свою нишу в индустрии. Но многие взрослые признаются: они стараются оградить своих детей от этого персонажа.

Фото: кадр из мультфильма «Губка Боб»

Елена, мама шестилетнего Кирилла:

Посмотрела с сыном несколько серий и ужаснулась: примитивные шутки, некоторые из них даже опасны. Очень агрессивный грубый мультик.

В научной литературе, кстати, описан эксперимент, который проводили в США. Дошколятам показывали по несколько серий разных мультфильмов, а потом проверяли их на концентрацию внимания, агрессивность, гиперактивность. Угадайте, после просмотра какого мультика дети показали худшие результаты.

Приятно и полезно: 7 увлекательных игр с кинетическим песком

  • Подробнее

«Шрэк»

Последнее время большинство киностудий делают ленты, которые были бы одинаково интересны и детям, и взрослым. Идея прекрасна: малыши смеются от сюжета, родители – от вкрапленного взрослого юмора. Но не всегда синтез удачен. И милейший огр для детей вовсе не так мил, как кажется нам. И детям меньше семи-восьми лет этот мультфильм показывать не стоит. А еще там есть откровенно садистские моменты.

Сергей, папа пятилетней Кристины:

Когда смотрели этот мультик с женой, хохотали в голос. Решил показать его дочке. В момент, когда птичка лопается от пения главной героини, буквально закрывал ребенку руками глаза. До убийства соловья мы не досмотрели.

Такие ленты детям все-таки стоит показывать, когда они уже созрели для понимания подобного юмора. Или потом лечить их психику.

«Монстр хай»

После выхода на экраны этого американского сериала полки детских магазинов в отделах для девочек стали походить на витрины бюро ритуальных услуг. Гробы-кровати, черепа с бантиками и прочие атрибуты юных монстриц прочно заняли свое место в умах и сердцах девочек. Многие мамы говорят, сперва ужаснулись, но потом присмотрелись и поняли: на самом деле мультик добрый. Но вот только почему эту доброту надо подавать через образы зомби и вампиров, сказать сложно.

Фото: кадр из мультфильма «Монстер Хай»

Екатерина, мама 11-летней Юли:

Моя дочка буквально сходит с ума по монстряшкам. В принципе как все девочки в ее классе. Для меня же это некрофилия в чистом виде. Стараюсь как можно меньше покупать ей все, что связано с этим мультфильмом, жду, когда мода на них закончится.

Кстати, два года назад Госдума пыталась запретить в России продажу игрушек по мотивам этого мультика.

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема - иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш - развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.


Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков - одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен - выбирай: или кот, или я!», - восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», - рассуждает папа.


Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм - ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема - мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них - необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран - это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс - это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя - сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет - того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг - это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Психологи определили, какие мультики являются самыми вредными для детей. Об этом сообщает портал «Informing.ru ».

Специалисты обращают внимание родителей на то, что маленькие дети верят всему происходящему на экране. К тому же они часто стараются копировать действия тех, кто им понравился. Для детей не важно, это реальный человек, или же выдуманный нарисованный персонаж.

1 место

Самым вредным психологи считают мультфильм «Маша и медведь». Они поясняют, что главная героиня этого мультика — маленькая девочка, которой сходят с рук все капризы и безобразное поведение.

Возрастное ограничение 0+

2 место

Возрастное ограничение 6+

3 место

На третье место психологи поставили «Губка Боб квадратные штаны» из-за того, что главный герой этого мультсериала очень конфликтный персонаж. Боб постоянно стремится действовать в соответствии с собственными желаниями, спорит с друзьями и ругает взрослых.

Возрастное ограничение 12+

4 место

Негативное влияние, уверены специалисты, имеет и мультфильм «Том и Джерри». Психологи поясняют, что в данном мультике мышонок постоянно издевается над котом Томом. Кот же в ответ действует очень агрессивно.

Возрастное ограничение 0+

А вы как считаете, вредны ли эти мультики для детей? Какие мультфильмы вы показываете своим детям? Делитесь с нами в комментариях!

На днях по всему интернету прокатилась новость о том, что популярный мультфильм "Маша и Медведь" признан опасным для детской психики. И правда, на первый взгляд гиперактивная Маша, от которой прячутся все зверюшки, и похожий на замученного родителя Медведь, покорно терпящий все ее капризы, - не лучший пример для подражания. Вот только кто конкретно признал этот мультик опасным?

На планшет и делай что хочешь

Во всех новостях говорится о некой "группе российских психологов", которые составили антирейтинг детских мультфильмов. И что на второй строчке по опасности, после Маши и ее Медведя, - американский мультик "Монстр Хай", на третьей "Губка Боб", а на четвертой - всем известные и обруганные уже много раз "Том и Джерри".

Но ни слова нет о самом исследовании. На ком, извиняюсь, тестировали? Скольким детям попортили психику в лабораторных условиях? Вопросов миллион, а ответов ноль.

Этот рейтинг, скорее всего, шутка! - уверена Катерина Поливанова, доктор психологических наук. - До тех пор пока мы не увидим научных исследований влияния этих мультфильмов на психику ребенка, все разговоры - это спекуляция. Даже если считать, что Маша - это гиперактивный ребенок, то далеко не факт, что наблюдение за ней как-то повлияет на поведение реального ребенка. Таких данных нет. Точнее, исследования о том, как влияют мультики на детей, есть, и не одно! Вот только можно ли им доверять?

Исследования агрессивного поведения детей дают противоречивые результаты, - рассказывает Катерина Николаевна. - Мы сегодня далеко не всегда знаем, как видеоряд влияет на человека. Он может травмировать - когда я увидела какую-то страшную сцену и переживаю из-за этого. Но нет данных, что это может как-то повлиять на развитие ребенка. Кстати, все такие исследования проводились, как правило, за деньги различных кинокомпаний...

Кроме того, надо отделять мух от котлет. Может, это не мультфильм вредный, а просто взрослые предпочитают дать ребенку планшет и заниматься своими делами? Тогда опасность для психики представляют вовсе не мульт­фильмы.

Тут могут быть разве что рекомендации по общей гигиене жизни - не смотреть телевизор 24 часа в сутки, разговаривать с ребенком. Обсуждать с ним то, что он увидел, и давать свои оценки. В общем, быть живым человеком! - подытоживает эксперт.

Прививка от зла

Сказки и снятые по ним мультфильмы вряд ли могут быть стерильны. Провокатор мышонок Джерри и маньяк кот Том - чему они могут научить малыша? И наши Заяц и Волк? Хотя в отличие от американской парочки у советских зверюшек точно расписаны роли - хулиган и стиляга Волк, спортивный и правильный Заяц. Но и в "Ну, погоди!" насилия предостаточно...

А дело в том, что мультики не являются прямым наставлением для детей о том, как себя вести. Понимание о том, что хорошо, что плохо, закладывается семьей, обществом. Хорошо воспитанный ребенок, в котором сызмальства заложены нравственные основы, посмотрев на приключения Маши и Медведя, вряд ли скопирует поведение девочки. Он понимает, что она нарушает нормы. Для него такой мультик - просто развлечение. Не случайно динамичный сюжет мультика и яркие персонажи сделали его популярным не только в странах бывшего Союза, но и в Испании, Италии, Индонезии, Австралии, Вьетнаме, Южной Корее, Канаде и Великобритании. И никто из тамошних продюсеров не усмотрел в "Маше и Медведе" педагогических опасностей.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Этап взросления

С каждым веком мы становимся все человечнее. Еще 500 лет назад ребенку бы за воровство отрубили руку, а сегодня даже охрана в супермаркете не пошевелится. Но насилия и жестокости вряд ли стало меньше. Просто раньше люди наблюдали за казнями офлайн на площадях, а сейчас мы смотрим кровавые фильмы и криминальные новости в прямом эфире.

Но ни взрослые, ни дети идеальными не стали. Дети могут быть жестокими и могут врать - разве это секрет? Зло не передается визуальным путем через мультфильмы, сказки или компьютерные игры. Они лишь могут вызвать какую-то реакцию, не всегда приятную окружающим.

Научиться как-то реагировать, переживать жестокость вокруг - это необходимая часть взросления. И счастье, что в современном мире дети могут взрослеть, осмысливая книги и фильмы. А не казни на площадях.

КСТАТИ

5 самых популярных сказок в мире и их обратная сторона

"Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла. Пожалуй, эта книжка найдется в каждом доме, и читают ее и дети, и взрослые. Однако не все так чудесно в стране чудес: Королева то и дело рубит головы подданным. А Гусеница с кальяном по современным меркам вполне тянет на метку 18+ за пропаганду курения.

"Красавица и чудовище" Шарля Перро. Купец в этой сказке вряд ли получит премию "Родитель года". Это надо же - додуматься отдать дочку страшному зверю как компенсацию за собственный промах!

"Золушка" Шарля Перро. Вообще-то в неадаптированной версии сказки сестры Золушки отрезают себе пятку и пальцы ног, чтобы втиснуться в хрустальную туфельку.

"Золотой ключик" Алексея Толстого. Напомню, что Буратино загнал за 4 сольдо азбуку, ради которой папа Карло продал свою единственную куртку. Арлекин регулярно поколачивает Пьеро, да и самому главному герою то и дело прилетает на орехи.

"Белоснежка и семь гномов" братьев Гримм. Мачеха велит охотнику убить падчерицу и принести ее сердце, чтобы съесть. По сравнению с этим любые семейные конфликты - сущий пустяк!

Ура, мульти-пульти! Любой карапуз, еще не умея ходить, уже знает, какая кнопочка «включает» на экране яркие бегающие и говорящие картинки. Мультики буквально атакуют маленького зрителя, накрывают его волной приключений, веселья и… странностей. Как разобраться в этом анимационном «цунами», чтобы оградить чадо от мультиков, которые могут нанести вред его нежной душе и восприятию мира? Увы, не все мультфильмы одинаково полезны, и эти 10 признаков помогут вам «опознать» вредные, чтобы убрать их с глаз долой и заменить более приемлемыми историями.

Зачем нужен мульт-фильтр?

Все, что видит малыш, особенно с экрана, отражается на его психике и штришок за штришком, фиксируется в его картине мира. И не подумайте, что мы занудствуем, но часто мультфильмы для юного зрителя оказываются просто «разрывом мозга».

Если ребенок лет в 5-7 уже четко понимает, где шутка, а где явь, что «хорошо», а что «плохо», то 2-3-летнему малышу мультик это должен пояснить. А если он, наоборот, запутывает? Чтобы малыш легко сориентировался в том, в том, кто «плохой», а кто «хороший», кому подражать, а кого упрекнуть в нехорошем поведении, важно, чтобы мульт-герой был красивым или хотя бы милым. Вспомните, какие порой «ужастики» скачут по экрану.

Итак, давайте, не мудрствуя лукаво, отделим зерна от плевел - то есть, хорошие мультики от вредных.

10 признаков вредного мультфильма


Главные герои мультика внешне не вызывают симпатии - они плохо прорисованы, слишком бледные или очень пестрые, а то и откровенно уродливые.

Персонажи агрессивны - они жестоко поступают, калечат друг друга или даже убивают, но это преподносится с юмором, а якобы убитый герой через секунду оживает.

Герои мультика демонстрируют опасное для повторения в реальной жизни поведение. В таком случае у ребенка искажается ощущение боли и ценности жизни - малышу кажется, что та или иная травма не приведет к боли или трагичному исходу. Ну, котик же в мультике встал и побежал?..


Плохой поступок персонажа не наказывается или даже приводит к улучшению жизни и отношений с другими героями: он, навредив кому-то, становится более сильным, популярным, успешным, богатым.

В сюжете в позитивном ключе изображаются вредные привычки мульт-героев - они курят, выпивают, слишком много едят, идут на глупый риск ради интереса, портят чье-то имущество.


Персонажи ведут себя нестандартно: мужчины - как женщины, и наоборот. Маленькому ребенку разного рода гендерные «перекосы» пока не понятны - в системе координат малыша только формируется схема человеческих отношений. И мультик должен помогать в этом, а не приводить к «путанице» в голове юного любознательного мультомана.

Мультфильм изобилует сценами неуважения к людям, например, к пожилым, маленьким и более слабым, неуверенным, больным, бедным. Имеют место сцены жестокости к животным и природе.


В мультфильме усматривается пропаганда праздного образа жизни, когда каждый день - вечный праздник, а цели достигаются без труда или с помощью обмана.

В мультфильме герои насмехаются над семейными ценностями, традициями, а персонажи дети конфликтуют с родителями, которые изображены глупыми и неадекватными людьми.

В мультфильме герои говорят на «тарабарском» языке, который малышам сложно понять даже по поступкам героев. Разумеется, мультфильм вносим в список табу для детей, если в нем используется «слишком взрослая» лексика.