On-line журнал Катерины. Современный воспитатель… Каким он должен быть? Подходит ли мне профессия воспитатель тест

Психологическая акция «Мой любимый воспитатель»

«Рисунок воспитателя»

Цель:

Материалы: белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик

Проведение диагностики

После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»

Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)

Аналитическая справка по итогом диагностики характера отношения дошкольника к воспитателю.

В период с 26 -27 сентября в группах общеразвивающей направленности №9 и №10 педагогом-психологом проводилось исследование характера отношения дошкольника к воспитателю по методике Р. Р. Калининой.

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?

Материалы: белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик.

Предварительно с детьми проводилась беседа на тему «Мой любимый воспитатель, какой он?». Диагностика проходила в 2 этапа, в первый день дети рисовали одного воспитателя, а во второй день дети рисовали второго воспитателя. Педагог – психолог внимательно наблюдал, с желанием ли дети рисовали своего воспитателя, какие эмоции у них преобладали во время рисования.

По итогам анализа рисунков в группе №9 приняли участие 16 воспитанников, можно отметить что в целом в группе преобладает положительный микроклимат, лишь у 3 детей задание вызвало затруднение, дети отказались рисовать воспитателей сославшись на неумение рисовать людей, но нарисовали для них просто приятные рисунки. Анализируя цветовую гамму рисунков можно так же отметить разнообразие ярких цветов, и наличие солнца, бабочек и цветочков, что говорит о самых приятных эмоциях которые дети испытывают при виде воспитателя. Не у всех детей присутствует четкое прорисовывание деталей воспитателей, а так же заштриховывание фигуры педагога, что может сигнализировать о нерешительности и не уверенности в своих действиях в общении с воспитателем, а возможно дети просто не умеют рисовать фигуры людей.

По итогам анализа рисунков в группе №10 приняли участие 15 воспитанников, можно отметить что в целом в группе преобладает положительный микроклимат, лишь у 2 детей задание вызвало затруднение, дети отказались рисовать воспитателей сославшись на неумение рисовать людей, но нарисовали для них просто приятные рисунки. Анализируя цветовую гамму рисунков можно так же отметить разнообразие ярких цветов, и наличие солнца, бабочек и цветочков, что говорит о самых приятных эмоциях которые дети испытывают при виде воспитателя. Не у всех детей присутствует четкое прорисовывание деталей воспитателей, а так же заштриховывание фигуры педагога, что может сигнализировать о нерешительности и не уверенности в своих действиях в общении с воспитателем, а возможно дети просто не умеют рисовать фигуры людей.

По итогом диагностики можно сделать вывод, что в группах преобладает положительный микроклимат, образ воспитателей вызывает уважительное отношение у воспитанников и формирует только положительные эмоции.

Это очень необычный тест. Он является упражнением для родителей, благодаря которому можно понять, как воспитывать своих детей.
Внимательно прочитайте все утверждения и согласитесь с ними или опровергните их.

1. Девочки, в отличие от мальчиков, более послушные и дисциплинированные.
А. Да.
Б. Нет.

2. Девочки бережнее относятся к животным и природе.
А. Да.
Б. Нет.

3. Мальчики, в отличие от девочек, способны трезво оценить сложившуюся ситуацию и найти логическое решение.
А. Да.
Б. Нет.

4. Мальчики в большей степени, чем девочки, стремятся всегда чем-либо отличиться.
А. Да.
Б. Нет.

5. Мальчики в математике добиваются больших успехов, чем девочки.
А. Да.
Б. Нет.

6. Девочки острее реагируют на атмосферу, в которой они находятся, плохо переносят страдание и боль.
А. Да.
Б. Нет.

7. Девочки лучше, чем мальчики, выражают свои мысли.
А. Да.
Б. Нет.

8. У девочек лучше слуховая память, а у мальчиков – зрительная.
А. Да.
Б. Нет.

9. Мальчики прекрасно ориентируются в окружающем пространстве.
А. Да.
Б. Нет.

10. Мальчики, как правило, агрессивнее девочек.
А. Да.
Б. Нет.

11. Девочки более пассивны.
А. Да.
Б. Нет.

12. Девочки отличаются общительностью и предпочитают большие и шумные компании узкому кругу друзей.
А. Да.
Б. Нет.

13. Девочки более мягкие и ласковые.
А. Да.
Б. Нет.

14. Девочки сильнее подвержены чужому влиянию.
А. Да.
Б. Нет.

15. Мальчики отличаются предприимчивостью и активностью.
А. Да.
Б. Нет.

16. Девочки по своей натуре менее смелые, чем мальчики.
А. Да.
Б. Нет.

17. Девочки переживают и страдают от комплекса неполноценности больше, чем мальчики.
А. Да.
Б. Нет.

18. Девочкам не свойственно соперничество между собой.
А. Да.
Б. Нет.

19. Мальчики в большей мере испытывают потребность выделиться в обществе, продемонстрировать свои возможности и умения.
А. Да.
Б. Нет.

20. Мальчики больше склонны к творчеству, а девочки прекрасно выполняют монотонную работу.
А. Да.
Б. Нет.

А теперь сверьте свои ответы с таблицей и сделайте выводы относительно своих представлений о воспитании девочек и мальчиков. Возможно, вам нужно будет пересмотреть свои взгляды.

Номер утверж­дения Правильный ответ
1 Девочки в раннем детстве послушнее мальчиков
2 Девочки и мальчики способны проявлять заботу о животных и природе. Но было за­мечено, что стремление помочь больному зверьку или растению у девочек 6-9 лет выражено в большей мере, чем у мальчи­ков того же возраста
3 В данном случае отмечается полное равноправие полов: девочки могут решать сложные проблемы и задачи не менее эффективно, чем мальчики
4 До 12 лет развитие у девочек происходит быстрее. С этим связано их стремление выделиться, а у мальчиков оно появляется позже
5 Мальчики и девочки могут демонстриро­вать одинаково высокие показатели как в математике, так и творчестве. Все зависит от того, на что их ориентируют родители
6 Мальчики, вопреки устоявшемуся мнению, гораздо легче и быстрее поддаются влия­нию окружающей среды. Они, как это ни странно, намного сильнее девочек переживают разлуку с родителями. Кроме того, мальчики чувствительнее к боли и страда­нию, однако всеми силами стараются де­лать вид, что им совсем не больно
7 До 13-летнего возраста разница между девочками и мальчиками в этом плане незначительна, в дальнейшем девочки в уст­ной и письменной форме высказывают свои мысли четче и яснее мальчиков
8 Психологи, занимающиеся данной проблемой, говорят о том, что данная способ­ность одинакова у девочек и мальчиков на протяжении всей жизни. Были выявлены только индивидуальные способности от­дельных личностей
9 Примерно до 13-14 лет, то есть до наступле­ния половой зрелости, разницы между маль­чиками и девочками в этом отношении нет. В дальнейшем мальчики начинают лучше ори­ентироваться в пространстве, причем с возра­стом эта способность только усиливается
10 Пик агрессии у мальчиков приходится на 2-3 года, когда начинается формирование их личности. В дальнейшем уровень агрессивности зависит от воспитания
11 В этом плане разницы между мальчиками и девочками нет
12 Мальчики предпочитают собираться в большие компании, играть в коллективные иг­ры, в то время как девочки ограничивают свое общение 1-2 подругами. Но в каждом правиле всегда есть свои исключения
13 В этом отношении между мальчиками и девочками нет особой разницы, все зависит от воспитания и взаимоотношений в семье
14 Девочки менее подвержены чужому влиянию, чаще всею они придерживаются сво­ею мнения, в отличие от мальчиков, кото­рые на веру принимают то, что утвержда­ет авторитетная для них личность
15 В этом отношении до определенного возраста у девочек и мальчиков разницы не наблюдается. В дальнейшем девочки становятся более активными и предприимчи­выми, уступая пальму первенства мальчи­кам лишь в период полового созревания. Возможно, они делают это на подсозна­тельном уровне. На самом деле они могут быть более решительными, чем мальчики
16 Девочки и мальчики одинаково смелые. В данном случае все также зависит от воспитания
17 В период полового созревания девочки и мальчики одинаково страдают от комплексов неполноценности, но последние стре­мятся скрыть это за различными масками
18 В этом отношении между мальчиками и девочками нет особой разницы. У одних жела­ние соперничать появляется позже, у дру­гих - раньше
19 Лидерские качества могут наблюдаться как у мальчиков, так и у девочек. А на­сколько они разовьются, зависит от роди­телей и окружающей среды
20 На самом деле девочки лучше выполняют монотонную работу, а мальчикам лучше доверять творческие дела. С ними они справятся гораздо лучше

Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек.

Предлагаем вам 20 вопросов, на которые нужно ответить "да" (то есть вы согласны с этим утверждением) или "нет" (вы придерживаетесь другого мнения).

1. Девочки более послушны, чем мальчики.

2. Девочки лучше относятся к природе.

3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логично.

4. Мальчики испытывают большее желание отличиться.

5. Мальчики больше одарены в математике.

6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.

9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

10. Мальчики агрессивнее.

11. Девочки менее активны.

12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. Девочки более ласковы.

14. Девочки легче попадают под чужое влияние.

15. Мальчики более предприимчивы.

16. Девочки более трусливы.

17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. Девочки реже соперничают между собой.

19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Ответы

1. В раннем детстве девочки действительно более послушны.

2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать:

девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте 6-9 лет.

3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.

5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная.

9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два - три года, когда начинает формироваться их личность.

11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется, и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться.

Тест «Какой вы воспитатель?»

Инструкция. Отвечая на вопросы теста, необходимо поставить «+» в той графе, которая соответствует вашему поведению во взаимоотношениях с ребенком.

Можете ли вы

Да, я всегда так поступаю

Да, но не всегда

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком,

невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея (прекрасный принц) и можете исполнить желание ребенка?

7. Поставить себя на место ребенка?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов, которые могут ранить ребенка?

10. Не прореагировать, если ваш ребенок ударит, грубо толкнет или просто незаслуженно обидит другого ребенка?

11. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

12. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и ни во что не вмешиваться?

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Оценка результатов

Подсчитайте очки. Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Вы набрали от 30 до 49 очков , это значит, что ваш ребенок - самая большая радость в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания в постоянной линии поведения. Другими словами, вы на правильном пути, вас ждет хороший результат.

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для вас задача первостепенной важности, вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам нужно серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи педагогов и психологов, познакомиться с литературой по вопросам воспитания. Не забывайте, что формирование личности ребенка - очень сложный и ответственный процесс. Вот почему успешное выполнение родительского долга приносит человеку наивысшее моральное удовлетворение.

Тест «Понимаем ли мы своих детей?»

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, «да», «нет», «не знаю» на предложенные вопросы.

1. На некоторые проступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами других людей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка?

3. Ваша интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка?

4. Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который

вы никому другому не рассказали бы?

5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей?

6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение?

7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей?

8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас?

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка?

10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для вашего ребенка (у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом?

11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный инструмент для ребенка - физическое наказание (ремень)?

12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтаете?

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости?

14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям, поведению?

15. У вас есть конфликты с собственным ребенком? Оценка результатов

За каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - получаете по 10 очков, а за каждое «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте сумму очков.

100-150 очков. У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и убеждения - ваши союзники в решении воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка.

50-90 очков! Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить,

начав с себя. И не старайтесь оправдаться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть некоторые проблемы, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - не всегда означаем принимать не только ребенка, но и собственную личность.

Менее 50 очков. Кажется, можно больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для своего ребенка, попробуйте действовать иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам и этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.