Новорожденный ребенок 4 месяца что должен уметь. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни

Вашему ребенку 4 месяца. Он стал другим не только внешне, но и по поведению. Это уже не тот беспомощный малыш, которого вы принесли из роддома. Он многое умеет и с каждым днем действует все более осмысленно и уверенно. Считается, что в этом возрасте завершается адаптация к окружающим условиям и меняются все системы организма.

Общее физиологическое развитие

К этому возрасту кроха набрал еще 750 г, объем груди увеличился на 2,5 см, а головы - на 1 см. Теперь малыши весят 6-7 кг (плюс-минус 1 кг), а норма роста - 60-63 см (плюс-минус 3 см).

В этот период жизни у малышей начинают быстро расти ногти и волосы. Необходимо вовремя состригать отросшие ноготки, так как ребенок еще не умеет управлять ручками и может сильно оцарапать себя.

Увеличивается физическая активность грудничков и уменьшаются периоды дневного сна. Теперь на сон уходит 14-15 часов в сутки, а период бодрствования между сном и кормлением составляет 2 часа.

Большинство младенцев все еще питаются преимущественно грудным молоком, и сегодня все педиатры мира сходятся во мнении, что это лучшая еда для малыша. Но если случилось так, что вы не можете кормить ребенка грудью, то в этом нет ничего страшного. Главное, правильно выбрать смесь и прикорм, обращаясь только к известным маркам.

Умения и навыки

В развитии ребенка на четвертом месяце тоже много нового. Он делает первые попытки переворачиваться со спины на животик. Покажите карапузу яркую игрушку, пусть он заинтересуется ей. Но не давайте ее ему в ручки, а положите рядом. Малыш будет тянуться к игрушке, кряхтеть. Это поможет ему научиться поворачиваться набок, а позже и на живот. К концу четвертого месяца детишки уже могут поднимать верхнюю часть тела в положении «на животике», при этом они уверенно держат голову и поворачивают ее в разные стороны. Малыши могут немного проползать вперед, вытягивая туловище на руках.

4-месячный кроха уже пробует переворачиваться на животик, готовится к сидению и активному ползанию

В этом возрасте ребенок подготавливается к этапу сидения. Он может подтягиваться ручками, хватаясь за пальцы взрослого. Происходит так называемая группировка ребенка: он подтягивается головой и туловищем и свободно удерживается в этом положении.

На четвертом месяце более точными и уверенными становятся движения младенцев. У них развивается координаторная функция «глаз-рука-рот». Все то, что малышу попалось в ручку, он ухватит и потянет в рот. Он также тянет в рот и свои ручки.

В этом возрасте ребенок начинает различать цвета и форму предметов, поэтому рекомендуется давать малышу игрушки разнообразных цветов и форм. Кроме того, у карапуза появляются любимые игрушки и те, с которыми он играет неохотно.

Особенности нервной системы

У четырехмесячного грудничка угасают безусловные рефлексы, а вместо них формируются условные. Например, хватательный рефлекс: раньше малыш сразу хватал предмет, а теперь он на него смотрит, а только потом тянется к нему.

Поисковый рефлекс выражался в тактильных ощущениях, а теперь он тоже зрительный. Например, видя бутылочку, кроха открывает рот. Он готовится к акту сосания.

Психоэмоциональное развитие

Проведите несложный психологический эксперимент: встаньте рядом с малышом, улыбаясь ему. И он улыбнется вам в ответ. Если вы отвернетесь, то кроха попробует обратиться к вам призывными звуками. Если ребенок в 4 месяца не реагирует таким образом, это сигнал - он не проявляет инициативы в общении. Необходимо задуматься над этим. Общение и привязанность - важная характерная особенность психологического развития ребенка в 4 месяца.


В этот период детям очень нужно общение с любимыми мамой и папой. Когда он их видит, то начинает активно двигаться, выражая тем самым свою радость

В этот период у детей проявляется еще одна психоэмоциональная особенность - комплекс оживления. Когда в поле зрения ребенка появляется мама или папа, его ручки и ножки начинают активно двигаться, он может взвизгивать, что-то лепетать и улыбаться.

Малыши четвертого месяца жизни очень настороженно относятся к незнакомым людям. И даже к родственникам, которых они редко видят. Кроха может заплакать, если к нему подойдет посторонний человек. В этом возрасте младенцы еще не способны распознавать образ взрослого, если он немного изменился: стоит маме надеть, например, очки, и кроха не узнает ее. Такая метаморфоза тоже может его испугать.

Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие ребенка. На 4-м месяце жизни малыш не просто видит, он способен следить глазами за движущимся предметом или объектом, который находится не дальше нескольких метров. А если предмет убрать из поля зрения, то карапуз тут же про него забудет и вспомнит, если его снова ему показать. На этой особенности детей данного возраста строятся разные игры.

Малыши на данном этапе развития предпринимают первые попытки «разговаривать». Конечно, «говорят» они пока на своем младенческом языке (гулят, лепечут), но мамочки и папочки уже способны их понимать.

Малыши улыбаются, громко смеются, визжат. В этот момент необходимо поддержать своего кроху в его стремлении общаться, больше говорить с ним, поощрять его речевую активность.

Называйте вслух предметы, комментируйте свои действия (даже если вы просто меняете памперс), пойте ему песенки, читайте потешки, играйте в игры. Можно повторять за младенцем звуки, которые он издает, тем самым обучая его первым азам диалога. Не понимая смысла фраз и слов, крошка будет слушать тональность и эмоциональные краски голоса. Все это стимулирует малыша начать быстрее говорить и читать.

Аспекты питания

Соки: давать или не давать?

Наверняка в вашей семье есть бабушки, которые помнят, как в их молодость детям уже в 2 месяца давали сок. Действительно, так и было. Тому поколению очень хотелось посытнее накормить детей, дать им больше витаминов.


С 4-х месяцев можно начинать прикорм. Как правило, это каша или овощи. Фрукты и соки даются ребенку позже

Сегодня от этой тактики отказались, так как стало ясно, что витаминов в том количестве соков, что предлагается малышам, мало. А кроме того, сок раздражает стенки кишечника ребенка. В результате он не только эти витамины не усваивает, он не усваивает и то, что должен получить с другим питанием. Это подтверждает Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ - документ, подписанный двумя академиками. В нем же говорится, что до 4-х месяцев ребенок должен получать только грудное молоко (или адаптированную молочную смесь), и ничем прикармливать его не нужно .

В целом 4-месячный ребенок должен получать 1 литр еды в сутки.

Прикорм

Каша

В 4 месяца можно начать вводить первый прикорм. Традиционно в нашей стране это каша. Кашу рекомендует и Союз педиатров России. Каша должна быть безглютеновая (рис, кукуруза, гречка). Необходимо выбрать какую-то одну кашу и предложить ее малышу сначала в очень небольшом количестве, постепенно увеличивая порцию. Обычно начинают давать 1 чайную ложку готового продукта и доводят количество до 100 грамм.

Большинство педиатров не рекомендуют варить каши самостоятельно, лучше купить готовые, которые разводятся водой или грудным молочком (смесью). Дело в том, что промышленные каши лучше промолоты и измельчены, они обогащены витаминами и микроэлементами, которые необходимы детям.

Если варить кашу самостоятельно, то нельзя делать это на цельном молоке, которое вводится гораздо позже. Следует измельчить крупу в кофемолке и сварить ее на овощном бульоне. Если потребуется, протереть кашу через сито.

Кашу лучше давать утром - формируем завтрак, но можно и вечером.

Овощное пюре

На один вид прикорма дается около 2-х недель, по прошествии которых можно начинать вводить что-то другое. Например, овощное пюре. На самом деле, прикорм не всегда начинается с каши - можно начать и с овощного пюре, особенно если у ребенка избыточная масса тела, запоры или склонность к диатезу.

Лучшие овощи для первого прикорма - кабачок, цветная капуста, брокколи. Овощной прикорм обычно вводится днем, потому что с его помощью формируется обед. Начинайте давать малышу овощи с 1 чайной ложки и за 2 недели доведите до 100-150 г.

Итак, ближе к 4,5-5 месяцам ваш малыш уже завтракает и ужинает кашей (100 г), обедает овощным пюре (100-150 г). Докорм - смесью или грудным молоком.

Особые указания

  1. Начинайте прикорм только в том случае, если ребенок полностью здоров и пребывает в хорошем настроении, иначе он не сможет положительно воспринять новый для него вкус еды.
  2. Первый прикорм лучше давать утром или в обед, в первой половине дня. У вас должно быть время на то, чтобы понаблюдать за реакциями организма младенца. Сосредоточьте внимание на коже (нет ли сыпи, покраснений), краснота вокруг ануса и на ягодицах тоже говорит об аллергии. Проследите за стулом, следующие реакции должны вас насторожить: учащение стула, слизь, зелень или комочки в кале.


Теперь малыш стал более интерактивным, с ним интересно проводить время, играть. Игры для крохи - это не только развлечение, но и способ развития различных навыков и умений

Игры с малышом в 4 месяца

С детьми этого возраста можно весело проводить время и играть в интересные игры.

Пальчиковые игры

Взрослый складывает пальцы, имитируя утенка, и приговаривает:

Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря! (весь стишок пропевается 2 раза).

Со временем малыш тоже станет делать этот жест пальчиками.

А теперь прилетела муха - ж-ж-ж-ж (показываем кистями рук, как летит муха). Прогоняем муху:

Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Кышшш муха, улетай!
Сидеть спокойно не мешай! (рукой показываем, как мы отмахиваемся от мухи).

Стишок пропевается несколько раз.


Подвесные игрушки помогают развивать мелкую моторику и координацию движений

Игра на раскрытие кулачка и развитие тактильных ощущений

Проведите ладошками карапуза себе по лицу, раскрывая кулачок. Приговаривайте: «Мама хорошая, хорошая».

Игра на координацию движений

Подвесьте на цепочку соску или небольшую игрушку и поболтайте перед малышом. Он будет тянуть ручонки и пытаться схватить предмет. Пусть цепочка немного раскачивается из стороны в сторону, чтобы кроха мог «побороться» перед тем, как схватить ее. Но обязательно сделайте так, чтобы у него получилось заполучить вожделенную игрушку, наградите малыша поцелуем и похвалой: «Умница ты моя!».

Исследуем собственное тело

Детеныша можно занять, надев на него яркие предметы одежды, например, носки. Он обязательно заинтересуется ими и начнет играть с ножками. Понравится ему и игрушка-браслетик на ручку.

Игры со звуками

Игры со звуками - любимая забава деток этого возраста. Ваша задача - издавать разные звуки: вот вы лев, и рычите, теперь вы паровозик, и пыхтите. А сейчас вы кошечка. Мурлычьте. Скоро ребенок запомнит эти звуки и начнет их повторять за вами.

Эти занятия обязательно принесут много удовольствия и радости вашему сорванцу.


Уход за ребенком в 4 месяца несложен: как правило, это купание, подмывание, обработка ушей и глазок, мытье головы. Важно в этот период начать заниматься гимнастикой для младенцев

Уход и гигиена

С 4-месячным ребенком необходимо ежедневно делать гимнастику (при условии, что он весел и здоров).

Положите ребенка на спинку:

  • Ручки вверх-вниз, затем по кругу в одну и другу стороны.
  • Скрестите ручки и разведите в стороны, затем опять скрестите.
  • Поворачивайте кроху на левый, затем на правый бок.
  • Согните и разогните ножки, сделайте ими круговые движения - сначала одной ножкой, потом другой, а в конце - обеими.

Положите на животик:

  • Сгибайте ножки в коленях, затем выпрямляйте их, разводите их в стороны и сводите.

Гимнастика - важная вещь в этом возрасте, но все должно быть в меру. Малыш не должен переутомляться. 5 минут утром - достаточно для 4-месячного карапуза. Во время гимнастики пойте ему веселые песенки, читайте потешки, главное, чтобы он почувствовал ритм. В конце не забудьте похвалить детеныша.

Необходимо следить за чистотой и гигиеной малыша:

  • чистите носик и ушки по мере надобности специальными ватными палочками с ограничителями;
  • купайте младенца каждый день в одно и то же время;
  • мыть голову достаточно 1 раз в неделю;
  • после туалета ребеночка нужно обязательно подмывать;
  • раз в неделю подрезайте ему ноготки.

Когда стоит волноваться

Развитие ребенка в 4 месяца не всегда происходит строго по шаблону и не всегда соответствует какому-то стандарту. Все дети индивидуальны. Однако средние показатели именно такие, какие описаны выше. На них можно опираться, но ни в коем случае не паниковать, если ваши результаты немного отличаются. Волноваться стоит только тогда, когда малыш:

  • не желает общаться и не замечает окружающих людей;
  • не оживляется при виде мамы или папы;
  • не имитирует звуки;
  • не улыбается и не смеется;
  • не заинтересовывается яркими игрушками и картинками.

В этих случаях можно говорить о подозрении на небольшое отставание в развитии, поэтому ребенка стоит показать педиатру.

Время чтения: 5 минут

Малыши в возрасте до 1 года активно развиваются, постоянно радуя родителей чем-то новым. Что должен уметь ребенок в 4 месяца, зависит от того, мальчик это или девочка, индивидуальных особенностей грудничка, но некоторые навыки обязательно должны быть. В этом возрасте младенец уже значительно отличается от новорожденного, у него меняется восприятие предметов, режим питания и дневного сна.

Развитие ребенка в 4 месяца

Если сравнить трехмесячного кроху с четырехмесячным, то отличия будут поразительными. Дети в раннем возрасте очень быстро развиваются физически и эмоционально. Стоит отметить, что умения ребенка в 4 месяца практически не зависят от того, мальчик это или девочка. Пол может влиять только на вес и рост младенца, но не всегда. У детей в это время уже укрепились мышцы спины, поэтому они пытаются ползать и учатся переворачиваться . Как правило, малыш уже уверенно держит головку.

Гипертонус ручек в этом возрасте уже пропал, а в ножках еще немного сохраняется. Кроха пытается самостоятельно сесть, но пока не может справиться с этой задачей и помогать им, сооружая опоры из подушек, не рекомендуется. Зрение способно различать цвета. Особенно нравится малышу в 4 месяца желтый, синий, зеленый и красный. Мышцы глаз укрепляются и младенческие дефекты (небольшое косоглазие и прочее) проходят.

Слух тоже активно развивается и четырехмесячные крохи способны различать, откуда идет звук, поворачивать головку в нужном направлении. Ребенок уже не спутает голоса родителей с речью посторонних людей. Если включить малышу музыку, можно заметить, как он покачивается в такт. При этом ритмичные мелодии с низкими тонами гораздо больше нравятся малышам и малышкам, чем высокие тона.

У ребенка в 4 месяца быстро растут ногти и волосы. Пищеварительная система окрепла к этому времени и не реагирует коликами или вздутием на прикормы . Организм хорошо переваривает не только грудное молоко, но и некоторые другие продукты. Родители могут заметить сильное слюноотделение. Это связано с постоянным нахождением во рту крохи посторонних предметов, которые он таким способом изучает. Эмоции в 4 месяца ребенок демонстрирует уже более ярко и осознанно.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Здоровые девочки и мальчики в таком возрасте уже имеют большое количество полезных навыков, а рефлексы новорожденных постепенно исчезают. Что умеют дети в 4 месяца, зависит от индивидуальных особенностей организма, питания, воспитания. Стандартные навыки грудничков следующие:

  • начинают улыбаться осознанно;
  • умеют громко смеяться;
  • берут игрушку и удерживают;
  • умеют переворачиваться со спины на живот;
  • умеют произносить звуки;
  • некоторые произносят слоги;
  • узнают родителей;
  • реагируют на щекотку;
  • приподнимают голову, лежа на спине;
  • держат бутылочку.

Что он должен уметь

Переживать из-за того, что кроха не соответствует принятым нормам, не нужно. Однако есть основные навыки, что должен уметь ребенок в 4 месяца, при условии, что он полностью здоров:

  • внимательно рассматривать предметы;
  • уверенно держать голову;
  • приподнимается на предплечьях, при этом удерживая верхнюю часть тела;
  • определять источники разных звуков, поворачивая к ним голову;
  • переворачиваться со спины на бок и живот;
  • захватывать и удерживать погремушку.

Что понимает ребенок в 4 месяца

Четырехмесячный грудничок с удовольствием смотрит на свое отражение в зеркале и понимает, что это его лицо. Характерно для маленьких деток этого возраста осознание того, во что они одеты. Родители могут заметить, как кроха тянет себя за рукав или край распашонки. Младенец следит за речью взрослых, пытается подражать. При виде новых игрушек дети этого возраста радуются, внимательно изучают незнакомый интересный предмет.

Физические навыки

У четырехмесячного грудничка начинают появляться новые навыки. По сравнению с новорожденным, малыш отличается активными движениями, способностями хватать и удерживать яркую игрушку, попытками приседать. Что обязательно должен уметь ребенок в 4 месяца – уверенно манипулировать головкой, долго держать ее, лежа на животе и смотря по сторонам. Лежа на спине младенец этого возраста может прижимать к груди подбородок.

Если трехмесячному крохе было трудно делать перевороты со спины на живот, то к концу четвертого месяца ребенок должен легко справляться с этой задачей. Чтобы научить правильно переворачиваться своего малыша, можно положить рядом с ним несколько ярких предметов для привлечения внимания. Когда кроха заметит игрушки, нужно взять его за левую ножку, закинуть направо, осторожно перевернуть ребенка на бок, а потом на живот. Аналогичное упражнение нужно проделывать на другую сторону.

Психологическое и эмоциональное развитие

Малыши четвертого месяца жизни не только резво двигаются, но и начинают осваивать навыки речи, выражать различные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, обиду). Психологическое развитие ребенка этого возраста отличается тем, что кроха быстро оживляется, радуется при виде мамы с папой, улыбается, гулит. Поведение ребенка становится более дифференцированным. Он реагирует на игры, выделяет любимые игрушки, расстраивается, когда любимое занятие заканчивается .

Развитие речи

Что должен уметь малыш в 4 месяца – произносить отдельные звуки и слоги «ма», «па», «ба». Однако звукоподражание крохи неосознанное. Звуки произносятся так, будто ребенок пытается сказать что-то. Прежде всего, отчетливыми становятся буквы: «а», «о», «м», «б», «п». Стимулируются речевые навыки в результате общения с малышом. При этом он должен осознавать, что с ним не только разговаривают, но и слушают. Кроме того, для развития речи детям показывают игрушки, картинки, читают книги, поют песенки.

Отклонения от норм развития

Родителям стоит посетить детского врача, если отсутствуют важные навыки ребенка в 4 месяца. Проблемами развития считаются:

  • малоподвижность;
  • неумение держать головку;
  • не пытается издавать звуки;
  • не реагирует на звуки и свое имя;
  • улыбается неосознанно или не улыбается вообще;
  • не интересуется игрушками;
  • не узнает маму и других людей.

Что способствует развитию

Если вы узнали, что делает ребенок в 4 месяца, и поняли, что ваш малыш не освоил все стандартные навыки – это не повод бежать к педиатру. Благодаря массажу, физическим упражнениям и регулярному общению он вскоре догонит сверстников. Разговаривая с ребенком, родители учат его диалогу. При этом нужно провоцировать ответные действия со стороны младенца. Зрение можно развивать с помощью ярких игрушек правильной формы. Вместо телевизора стоит включать приятную музыку (нежные неагрессивные звуки). Мелкими предметами развивается моторика ручек крохи.

Физические упражнения

Для укрепления всех систем маленького организма и повышения активности младенца стоит делать следующие упражнения с малышом:

  1. Сгибают ножки ребенка по очереди, потом одновременно. Кроха при этом лежит на спине, коленки разведены. Ножки должны касаться животика, затем полностью выпрямляться.
  2. Исходная позиция малыша – лежа на спине. Большие пальцы рук вкладывают в ладони ребенка, он рефлекторно сжимает кулачки. Разводят ручки в стороны, вперед, по кругу.
  3. Еще одно упражнение, когда малыш держит вас за большие пальцы: ручки разводят в стороны, скрещивают на груди. Положение рук ребенка поочередно меняют (то левая, то правая сверху при скрещивании).

Видео

К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы - ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.

Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.


Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».



Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными - тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.


Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе:

Вашему малышу исполнилось 4 месяца! Он больше не похож на того малоподвижного и беспомощного младенца, которого вы принесли из роддома. Теперь это пухлощекий карапуз с любопытными глазками и улыбчивым личиком. Его уже не беспокоят колики, боли и беспричинные страхи: он освоился в новом мире и готов приступить к его исследованию.

Активное взаимодействие с окружающим миром, стремительное развитие психоэмоциональной сферы и постепенное угасание рефлексов новорожденного – вот главные достижения четырехмесячного ребенка.

Физическое развитие

Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.

Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.

Угасание рефлексов новорожденного

В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:

  1. Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
  2. Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
  3. Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
  4. Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
  5. Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.

Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.

Умения и навыки

Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:

  • перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
  • лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
  • лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
  • умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
  • может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
  • держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
  • хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
  • лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
  • хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
  • неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.

Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия.

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

Речевое развитие

Четырехмесячный малыш – настоящий болтун. Если раньше он использовал голос, чтобы привлечь внимание матери к собственным потребностям или выразить недовольство, то теперь он кричит и гулит ради удовольствия. Кроха радуется возможности производить различные звуки, повторяя их за взрослыми.

Лучше всего малышу удаются гласные «а» и «о», а также некоторые согласные («б», «п», «м»). Он еще не способен произносить слоги и слова, однако понять его речь можно: если мама внимательно прислушается к «разговору» младенца, она сможет определить его эмоциональное состояние.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Как не допустить задержки психического развития?

  1. Сейчас для ребенка важен постоянный контакт с матерью. Он должен ощущать ее любовь и заботу, должен слышать ее голос, рассказывающий ему об удивительных вещах из окружающего мира. Такое близкое общение – залог правильного эмоционального развития.
  2. В 4 месяца у малыша совершенствуется мелкая моторика, тактильные ощущения и осязание. Поэтому предлагайте ему как можно более разнообразный набор игрушек: подойдут пластиковые колечки, деревянные кубики, тряпичные куклы, плюшевые зверюшки. Особенно интересны ему будут игрушки-пищалки и музыкальные игрушки с кнопками: они совершенствуют не только тактильные ощущения, но и слух малыша.
  3. Играйте с крошкой в игры, подходящие для его возраста: «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона».

Режим дня

Сон

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!