Никола зимний - приметы.

Зима вступила в свои права. Идет Филипповский, или Рождественский, пост. Деревня живет радостным ожиданием Рождества Христова, готовится к веселым Святкам. На это время, 19 декабря по новому стилю, приходится любимый народом праздник – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, или, как иначе говорили крестьяне, Никола зимний.

Милостивый святой

Николай Чудотворец – издавна один из самых любимых народом святых.
По поверьям, он оказывает помощь в сложных жизненных ситуациях, бытовых и хозяйственных проблемах, нелегком крестьянском труде. Порой людям даже не приходится просить об этом святого – Николай-угодник чудесным образом сам является и помогает нуждающимся.
Никола Милостивый – так называли его крестьяне. Истоки этих верований – церковное жизнеописание святого. Народу Николай Чудотворец представлялся в виде старика с посохом, ходящего по Руси-матушке и помогающего деревенским жителям явно или тайно. Люди говорили: «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле».
День Николы Милостивого, 19 декабря, с давних времен с почтением отмечается путешественниками, особенно мореплавателями. Повсеместно Николай Чудотворец считался покровителем моряков. Согласно церковным преданиям, еще при жизни святой не раз спасал терпящих бедствие на море и в речных водах. В благодарность за покровительство святителю Николаю на русской земле, в ее прибрежных районах, моряками и богатыми купцами, торговцами заморскими товарами было воздвигнуто множество церквей, называемых в народе храмами Николы Мокрого.
На Руси Чудотворец занимал второе место (после Богоматери) по количеству посвященных ему церквей: одни были воздвигнуты в честь Николы зимнего, морозного – из-за изменений, происходящих в природе, а другие – в честь престольного праздника 22 мая, называемого в народе Николой вешним, зеленым.
Один из храмов, посвященных святому, – Никольский собор в подмосковном Серпухове. Старожилы рассказывали, что одну из его стен с наружной стороны украшал образ Николая Чудотворца, который во времена гонений на Церковь всячески пытались закрасить и стереть, но лик каждый раз проявлялся вновь и вновь, еще раз показывая силу и святость места.

Никольские ярмарки

В народном представлении Николай Чудотворец взял на себя
функции своего предшественника – языческого бога Велеса. Одной из его черт было покровительство торговле. В поселениях, где стояли церкви Николы зимнего, 19 декабря устраивались Никольские ярмарки.
На Руси языческой это были торжища в честь Велеса, на Руси православной – в честь Николая Чудотворца. На Никольских ярмарках никто не боялся мошенничества – верили, что среди шумной людской толпы ходит сам угодник, следит за всеми и наказывает обманщиков и проходимцев.
Главным товаром на ярмарках был хлеб, который свозили по уже устоявшемуся санному пути. Как правило, на зерно и прочие плоды земледелия к тому времени устанавливалась окончательная цена: была рассчитана потребность, оценен собранный урожай, выявлены излишки. Так и говорили: «Никольский торг – всему указ», «Цены на хлеб строит Никольский торг».

Никольщина

Посетив ярмарку, продав товар, получив деньги, запасшись
всевозможными угощениями, крестьяне устраивали праздничные гуляния, главными особенностями которых были хождение в гости и совместные застолья. Затягивалось народное празднование, именуемое в народе Никольщиной, дня на три.
По традиции, на Николу зимнего все родственники собирались в доме самого старшего в роду – большака.
Вместе варили пиво, выставляли брагу из нового зерна, пекли пироги, вскладчину покупали угощения.
В последующие дни за общим столом собирались все соседи, зачастую – вся деревня. Поселян, отказавшихся от участия в Никольщине, целый год односельчане изводили насмешками и упреками.
На праздновании вместе трапезничали как друзья, так и враги. Говорили: «На Никольщину друга зови и недруга – все друзьями станут». На стол непременно ставили каравай, который делился между всеми участниками застолья. То, что его съедали вместе, символизировало примирение, которым, как правило, заканчивалась Никольщина. Также о завершении вражды и размолвок говорил обряд «женитьбы пива»: хмельной напиток из разных домов сливали в один сосуд, из которого его разливали всем собравшимся за столом.

Гуляния молодежи

По традиции, в Никольщине не могла принимать участие молодежь: дети, холостые парни и незамужние девушки. Однако и они времени зря не теряли, а начинали вовсю готовиться к Святкам.
В заранее обговоренной избе молодые люди собирались на посиделки, на которых готовили костюмы, маски, сочиняли и учили песни-колядки, распределяли роли в обряде колядования и прославления Христа.
Это время в некоторых местностях называли Никольскими святками – за схожесть некоторых их обычаев с Рождественскими.
Так, на Николу зимнего особо пытливые девушки гадали.
Например, в ночь на праздник клали за образ угодника пояс, веря, что во сне увидят свою свадьбу, а самое главное – суженого. А детвора отправлялась по соседским домам славить Николая Чудотворца пением о нем духовных стихов.

Встреча Мороза

Крестьяне издавна примечали, что к Николе зимнему устанавливаются первые сильные морозы – никольские.
Во времена язычества в эту пору устраивали встречу Морозу – одному из воплощений Велеса, черты которого перенял Николай Чудотворец. Мороз, как и угодник, представлялся крестьянам в виде старика. Его преклонный возраст ассоциировался с зимой, как с окончанием года и завершением человеческой жизни. По поверьям, Мороз властвовал над холодами, снегами да метелями. Супругой его была красавица Зима.
Вероятно, истоки Никольщины как совместного празднования с застольем лежат в общей трапезе и веселье, с которыми в давние времена славяне встречали Мороза.
С приходом христианства на Русь в народных верованиях постепенно обозначился Дед Мороз – органичное слияние языческого Мороза и святого Николая Чудотворца. День памяти Божьего угодника совпадал со встречей холодного воплощения Велеса, а церковное писание наделяло его способностью незримо помочь, чем-то одарить нуждающихся.
Вот так христианский святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, надел длинную шубу и теплые валенки, стал разносить рождественские, а позже новогодние подарки детворе, пряча их под наряженной елкой.
Елена АРТЕМОВА

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью День Святителя Николая . Запрос «Николин день» перенаправляется сюда, это название может относиться также к Николе вешнему

Никола. Деревянная скульптура из хранилища вологодского музея
Тип народно-христианский
Иначе Николин день, Никольщина, Никола морозный, Микола зимний
также Никола Чудотворец , Праздник Святого Николая (церк.)
Значение начало зимних святок
Отмечается восточными славянами
Дата 6 (19) декабря
Традиции «никольщина» (зимняя братчина), начало зимнего сватовства

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу - Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии» . Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола - Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог» («Богами» назывались иконы - отсюда и отождествления) .

Другие названия дня

Николин день, Никола, Никольщина , Никола морозный , Никола холодный , Микола зимний , Никола осенний.

Церковные традиции

Праздник приурочен ко дню преставления Николая , архиепископа Мир Ликийских , умершего по языческому календарю в день богини Дианы (Артемиды) около 345 года . Это один из почитаемых христианских праздников на Руси. Отмечается в католиками, протестантами и некоторыми православными 6 декабря , в Русской православной церкви 19 декабря по новому стилю.

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину» . Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих - это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага - рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами .

В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа .

Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра .

В некоторых местах на Николу начало зимнего сватовства . К Николе зимнему приурачивалась распродажа лишнего хлеба - «никольский торг всему указ» .

Поговорки и приметы

Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней - овсы хороши будут. Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) - к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы - позже (белорус.). Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего . Два Николы: один травный , другой морозный; один с травой, другой с зимой . Подошёл бы Николин день, а зима будет. Подошёл бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним. Хвали зиму после Николина дня. Зима - за морозы, а мужик - за праздники. «Варвара заварыть, а Мыкола закуе, а Сава варэныкы наварыт - ужэ морозы, да ужэ Коляды» (полесье). Бог Седовлас послал зиму на нас. «Мікола і Варвара ноч урвалі» (белорус.).

На Никольщину зови друга и недруга. На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага - рядит. Никольщина красна пивом да пирогами. Едут на никольщину с пооглядкой, а наваляются под лавкой. Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьёт, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют. Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют. Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют. В Николин день во всяком доме пиво. Для кума Николыцина бражку варит, для кумы пироги печёт. Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьёт. Дониколился до сумы. Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится. Никольщина не ходит с поклоном на барский двор. Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина не ведала, что на барщину царём от Бога навек заказ положен. Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле. От Холмогора до Колы тридцать три Николы. Никола Студённый - волчий сват, маков закат.

«Сава - это батька Николая, а Варвара - это матка Николая. Он сказаў: Не празнуйте меня! Празнуйте мать и отца!» (белорус). «Микола сказаў: Не празнуйте так мене, як маего батьку!» (белорус.). «На зимню Миколу воду сватяць, у колодец льюць, кажуць, от грому, шоб гром не падал на хату да ў сарай» (полесье). «На Савы тчуть, Варвары - тчуть, на тые святá тчуть. На Миколы - нэ» (полесье). Никола - второй после бога заступник .

19 декабря всеми православными христианами отмечается день памяти Николая Чудотворца. Назван этот день был также Николой Зимним. Это не только церковный, но и народный праздник.

День святителя Николая Чудотворца не входит в список 12 главных православных праздников , но зато он имеет довольно богатую историю, множество народных традиций. Он является своего рода способом сближения людей. Никола Зимний — это день, когда святой Николай, по мнению верующих, спускается на Землю и благословляет имущество людей, оберегая его от разрушительной силы зимы.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Сам святой родился через 270 лет после Рождества Христова. Несмотря на то, что он не был рожден в период жизни Христа и не встретился с ним лицом к лицу, он всю свою жизнь нес тяжкий крест веры, ибо в то время вера людей пока окрепла не настолько, чтобы избавить мир от язычества.


Этот человек за свою сравнительно долгую жизнь успел сделать столько добра людям, что список этих благих дел был бы просто огромным. Существует бесчисленное количество легенд и упоминаний Николая Чудотворца в летописях как человека, который нес Слово Божие по миру и творил чудеса. Он исцелял людей своими молитвами, он помогал нищим и нуждающимся, чем мог, в течении всей своей жизни. Умер он в спокойствии от болезни, которая почти не мучила его.

Святой Николай был признан одним из самых важных святых за всю историю христианства. Он является защитником сирот, детей в целом, покровителем путешествующих и заключенных, осужденных неверно или осознавших свои ошибки.

Народные традиции и приметы на Николу Зимнего

На Руси Николай полюбился всем с приходом христианства. Все восточные славяне празднуют Николу, знаменуя этим начало зимних святок. Называется праздник также Николой Морозным.

Что самое интересное, святой Николай стал прообразом Санта-Клауса и Деда Мороза из-за своей доброты к людям. Он тайно дарил людям подарки, что стало традицией на Рождество.


Приметы 19 декабря:

  • говорят, что зима расправляет свои снежные крылья и начинает свое заслуженное царствие именно в день Николы Зимнего;
  • если на Николу будет теплая и солнечная погода, то стоит ждать обильного урожая в следующем году;
  • какая погода будет на Зимнего Николу, такая будет и на Летнего, ведь летом тоже есть праздник, посвященный Николаю Чудотворцу.

Традиции 19 декабря:

  • после богослужения в церкви люди забирают пару свечей себе домой, чтобы использовать их в процессе молитвы;
  • люди едят мед, являющийся постной пищей. Это важно, ибо в это время в самом разгаре Рождественский пост ;
  • на Николу Зимнего забивают домашний скот;
  • в этот день у молодых была традиция гулять и пировать. Было принято заводить новых друзей и мириться со старыми;
  • в этот день начинали зимнее сватовство;
  • издревле на Николу гадали. В основном это были девушки, которые мечтали выйти замуж. Они хотели узнать своего суженого.

Традиций было огромное количество, причем в каждой из частей Руси эти они носили примерно одинаковый смысл, но воспроизводились по-разному. Это было хорошее и доброе время, когда все люди сплачивались и решали общие проблемы.

Н икола Зимний - праздник в народном календаре славян, в который почитают святого Николая Чудотворца. Отмечают 6 (19) декабря. В славянском народном православии день завершает трёхдневный праздничный комплекс: Варварин, Савин, Николин дни. Праздник приурочен ко дню памяти преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, одиного из почитаемых христианских праздников на Руси. В Русской православной церкви отмечается 19 декабря по григорианскому календарю. Католиками, протестантами и некоторыми православными христианами отмечается 6 декабря.

Рус. Николин день, Никола, Никольщина, Никола морозный, Никола холодный, Микола зимний, Никола осенний, Праздник света, Свечи; полес. Микола; болг. Никулден; макед. зимски св. Никола, Свети Никола - зимен; серб. Никољдан, Зимски свети Никола; словен. sveti Miklavž; чеш. svatý Mikuláš.

Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался.

Могущество святого считалось почти беспредельным. Ведь на него, по характеру его деяний, тоже распространялось понятие «спасителя». Не случайно иностранцы констатировали, что русские воздают св. Николаю поклонение, приличествующее самому Спасу - Иисусу Христу: «Николу … аки Бога почитают православнии». Поволжские и сибирские народы России также именовали его «Никола - Русский Бог». Выступал Никола и как «Морской Бог», «Мужицкий Бог», даже «Общий Бог» («Богами» назывались иконы - отсюда и отождествления).

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её - обыденкой (в один день) - из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в печной трубе пело и гудело - зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом поплотнее.

В Смоленской губернии перед «праздником свечи» на Николу Зимнего был обычай сучить свечу: после молитвы св. Николаю жевали соты и выплевывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.

В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка-«микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами.

Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали. Во многих местах России с Николина дня справляли так называемую «никольщину». Праздновали в течение нескольких дней, обязательно в складчину, с большим количеством пива или браги из зерна нового урожая. В отличие от прочих - это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. Общее веселье и охота на пиво длятся не менее 3-4 дней, при съезде всех ближайших родственников, и непременно приглашались соседи. Неладно бывает тому, кто отказывается от складчины и уклоняется от празднования: такого хозяина изводят насмешками в течение круглого года. «На Никольщину зови друга, зови ворога - оба будут друзья. На братчину ездят незваны. Братчина судит, ватага - рядит. Николыцина красна пивом да пирогами». За общим столом решались вопросы общины, спорщики примирялись и угощали, делились новостями, велись беседы о мироустройстве. Молодёжь гуляла, забавлялись зимними потехами.

Николин день приходился на Рождественский пост, поэтому в начале XX века во многих местах празднование «микольщины» справлялось не в Николин день, а гораздо ранее - в ноябре, приблизительно за неделю перед заговением.

В Новгородской губернии с Николы Зимнего устраивались святочные посиделки со складчиной на артельных началах, и праздничной атмосферой. По мнению исследователей, соотнесение Николина дня со Святками в новгородских областях обусловлено развитием здесь культа Николая Чудотворца, который объединил в себе черты древнего дохристианского божества с чертами не только ряда святых, но и Иисуса Христа.

Молодёжь начинает подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь бедной одинокой старухи или вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление святочных масок для ряженых и костюмов для разыгрывания пьес и сценок из репертуара традиционного народного театра.

В некоторых местах на Николу начало зимнего сватовства. К Николе зимнему приурочивалась распродажа лишнего хлеба - «никольский торг всему указ».

Праздник Николая носил преимущественно церковный характер, хотя в отдельных местностях Украины в этот день выполнялись и народные обычаи, близкие по значению к рождественско-новогодним.

Раньше в этот день хозяева варили пиво, созывали гостей: пили, гуляли, веселились. А после обеда запрягали лучших лошадей в «козырьки» и с песнями и весёлыми возгласами ездили по селу - «бо ж треба знати, чи слизький сніг цього року випав!».

Варить пиво на «Николая» - обычай древний. В одной колядке это пивоварения представляется как один из сакральных обычаев, на которых «держится мир»:

 Чому так нема, як було давно,
 Як було давно, а з первовіку:
 Святним Миколам пива не варять...

           (О.Воропай)

В Купянском уезде в Харьковской губернии на Варварин, Савин и Николин дни производили так называемые «Миколыни святки» (укр. Миколині святки). В эти дни варили кутью и узвар, чтобы в следующем году был урожай на плоды и на жито. Над Збручем в Николин день проходил второй «полаз». В окрестностях Киева ещё в конце XIX - начале XX веков устраивались обходы в честь Николая, похожие на рождественские колядования. Группа парней обходила дворы, пели песню: «Ішов Микола лужком, бережком, святий Миколай, лужком, бережком...».

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди определённой части украинского населения Закарпатья и других западных областей в начале XX века устраивались обходы ряженых накануне 6 (19) декабря. Возглавляемая переодетым Николаем группа парней обходила дворы, раздавая подарки детям: конфеты, фрукты, орехи и т. д., а непослушным оставляли палку как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке и наоборот.

С этого дня начинали готовиться к Рождеству: кололи свиней, скупались на базаре.

По болгарским поверьям, Варвара и Савва - сёстры (или сестра и брат) и в то же время слуги Николая. Этим трём святым посвящены три дня - 4, 5 и 6 декабря, которые отмечаются как единый праздничный комплекс. «Деятельность» этой троицы описывается в многочисленных поговорках: «Варвара варит, Савва печет, Никола ест» (болг. Варвара вари, Сава пече, Никола яде); «Варвара варит, Савва замешивает, Никола гостей угощает» (болг. Варвара вари, Сава меси, Никола гости гощава) и др. Аналогичные поговорки, относящиеся к этим дням, известны и у сербов: «Варварица варит, Савица остужает, а Никола ест» (сербохорв. Варварица вари, Савица хлади, Николица куса); «Варварица варит, святой Савва остужает, а Никола ест, чтобы не оскоромиться» (сербохорв. Варварица вари, свети Сава лади, а Никола куси да се не омрси). В северо-восточной Болгарии (в районе г. Провадия) у святого Николы три «сестры». На следующий день за Николой почитается третья «сестра» - святая Елена. В этом районе она известна как самая младшая и самая грозная сестра святого. Вместе с другими двумя «сёстрами» её почитают «от детских болезней».

В Чехии и Словакии сегодня в этот день ходит ряженый Микулаш (чеш. и словацк. Mikuláš - святой Николай) в платье епископа с длинной белой бородой и в сопровождении ангела и чёрта. Эта группа обходит дома в ночь с 5 на 6 декабря. В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически «наказывает» непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский. Но чаще всего компанию святому составляет лишь ангел.

• «Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять».
• «Коли на Михайлов день зима закуёт, то на Николу раскуёт».
• «Перед Николой иней - овсы хороши будут».
• «Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) - к урожаю».
• «Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы - позже» (белор. Калі іней будзе раней Міколы зімовага, то трэба сеяць ранні ячмень, калі пазней Міколы - позні).
• «Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Летнего».