Навыки зож. Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Здоровый образ жизни и пути его формирования

Стасенко Юлия
Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей ? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить ? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем . То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей , формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности , творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Проблемы сохранения здоровья детей , привитие навыков здорового образа жизни , создание условий, направленных на укрепление здоровья , сохранение здоровья физического , психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед нами , педагогами, много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек , которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются :

1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни .

2. формирование здорового образа жизни .

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В своей работе особое внимание уделяю следующим компонентам ЗОЖ :

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Правильная организация питания обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья , имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

3. Соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна (перед сном обязательно проветриваю помещение, провожу гигиенические процедуры : умывание прохладной водой, полоскание рта).

4. Рациональное питание.

Следующий фактор здорового образа жизни

5. Закаливание.

Практически всем известно изречение : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека .

6. НОД, беседы («Разговор о правильном питании» , «Самые полезные продукты» , «Что надо есть, если хочешь стать сильным» , «Изучаем своё тело» , и другие). Использую следующие методические приёмы : заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов :

Постепенность;

- систематичность ;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе включает в себя :

утренняя гимнастика (ежедневно) ;

физкультурные занятия;

пальчиковая, зрительная гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

ходьба по массажным коврикам (босохождение) ;

гимнастика пробуждения

дыхательная, гимнастика на соответствующих занятиях)

точечный массаж

прогулки с включением подвижных игр;

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;

эмоциональные разрядки, релаксация;

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей . Это консультации на тему : «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников : что нужно знать родителям»; «Как помочь избежать простуды тому, кто часто болеет» ; «О правильной осанке» ; «Значение витаминов для роста и развития ребенка» и другие.

Заключение

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни , создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье , навыки здорового образа жизни , формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья , поскольку самое ценное у человека - это жизнь , самое ценное в жизни- здоровье .

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Публикации по теме:

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей как физического,.

Комплексная работа по формированию здорового образа жизни в ДОУ Болезнь не возникает внезапно, ее отделяет от здоровья целый ряд функциональных состояний, которые являются пограничными между нормой и.

Опыт работы

Формирование навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в педагогике, так как именно от этого зависит здоровье, правильное развитие и становление важнейших личностных качеств у детей. Основная задача родителей и педагогов – научить ребенка чередовать процессы труда и отдыха, правильно питаться, привить любовь к физическим упражнениям и закаливанию. Становление личности ребенка происходит постепенно, именно поэтому усилия воспитателей и учителей должны в полной мере поддерживаться в семье, где и происходит закладка характера и навыков детей.

  • воспитание негативного отношения к факторам, наносящим вред здоровью, таким как курение, неправильное питание, малоподвижность;
  • создание условий для выработки привычек, позитивно влияющих на общее состояние физического и психического здоровья, с целью закрепить эти навыки у ребенка.

Формирование позитивных для здоровья привычек

В перечне , которые помогут ребенку стать сильнее, выносливее, воспитать волю и характер, противостоять инфекциям, присутствуют:

  • Закаливание.
  • Приучение к рациональному режиму труда и отдыха.
  • Любовь к физической активности.
  • Правильное питание.

Влияние любого из них на растущий организм трудно переоценить. От наличия или отсутствия этих четырех факторов в повседневной жизни ребенка зависит его здоровье во взрослом возрасте, и в конечном итоге – эффективность его труда и качество жизни.

Закаливание

Закаливание ребенка начинают в раннем возрасте, так как этот фактор позволяет укрепить иммунитет малыша, повысить его сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям, а также способствует воспитанию волевых качеств. Важно заинтересовать детей конечным результатом, привести примеры из жизни известных спортсменов и людей, обладающих в глазах ребенка авторитетом. Элемент соревнования в детском коллективе, обсуждение положительных эффектов от процедур позитивно влияют на закрепление привычки.

Наиболее эффективным способом закаливания является ежедневное обливание прохладной водой, причем первоначальная температура должна быть тридцать шесть градусов, а последующее понижение до двадцати двух градусов должно происходить постепенно. Оптимальным временным промежутком для понижения температуры воды на один градус является неделя. Полезно доверить ребенку самостоятельно контролировать показания термометра, акцентируя внимание на изменении субъективных ощущений: в первый раз вода кажется холоднее, чем при последующем обливании при более низкой температуре воды. Ежедневное закаливание не только помогает бороться с болезнями, но и укрепляет волю и чувство ответственности у детей.

Труд и отдых

От правильного режима труда и отдыха зависит здоровье человека, так как несоблюдение основных правил режима дня, переутомление и недосыпание приводит к возникновению заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни у детей и дошкольников особенно важно, так как именно в детстве закладываются привычки, оказывающие влияние на всю последующую жизнь.

Труд – основа жизни человека, он благотворно влияет на физический и умственный потенциал человека, оказывает безусловное влияние на психическое здоровье.

Известно, что все долгожители работали всю жизнь, это значит, что труд не вызывает преждевременного старения и износа систем организма, а содействует повышению выносливости и укреплению здоровья.

Умственная работа снижает риск появления раннего склероза, угасания когнитивных функций организма.

Рациональная организация труда включает в себя правильное и умелое распределение усилий в процессе работы. Длительные периоды простоя и авральный характер последующих рабочих часов негативно влияют на здоровье и качество труда, вызывают переутомление. Занятия, соответствующие характеру и склонностям человека, выполняются легче и быстрее, не приводя к усталости, в отличие от нелюбимой работы. Это необходимо учитывать при выборе заданий для детей.

Организация труда

Дети быстро утомляются от однообразной работы, поэтому во время занятий им необходимо устраивать перерывы каждые полчаса. Чередование процессов физической и умственной активности препятствуют переутомлению, поэтому смена видов деятельности – одно из условий детских занятий. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе, обязательно должны присутствовать в ежедневном распорядке дня.

Важно, чтобы ребенок имел специальную рабочую форму, которая не только защищает его от загрязнений, но и дисциплинирует. Форма должна быть удобной, изготовленной из натуральных материалов и нравиться малышу. Желательно, чтобы дети имели возможность участвовать в уходе за формой: стирать, развешивать или гладить вещи можно доверить даже дошкольнику.

Рациональная организация рабочего места – это одно из условий эффективного труда и формирования аккуратности: до начала работы нужно помочь ребенку убрать все лишнее, расположить инструменты в пределах доступности. Важно обеспечить хорошее освещение, установить удобные стол и стул, не нарушающие осанки. После выполнения задания дети самостоятельно убирают рабочую зону.

Важность полноценного сна

Ночной сон позволяет нервной системе полностью восстановиться, подготовиться к новому дню. Глубокий и крепкий сон способен оздоровить организм и полезен детям и взрослым. И напротив, недосыпание или поверхностный, беспокойный сон опасен перегрузкой нервной системы и падением защитных сил организма. Существует несколько простых правил организации полноценного сна, приучать к выполнению которых ребенка необходимо с детства:

  • Для здорового сна помещение необходимо ежевечернее проветривать в течение пятнадцати минут в любое время года;
  • В спальне надо установить температуру не выше двадцати двух градусов, так как чрезмерная жара мешает уснуть;
  • Перед сном можно выпить стакан теплого молока, плотный ужин нежелателен, так как пищеварительный процесс будет мешать полному расслаблению;
  • Активные, шумные игры, просмотр телепередач и напряженные умственные занятия возбуждают нервную систему, поэтому перед сном можно прогуляться или почитать книгу;
  • Удобная пижама и натуральное постельное белье способствуют быстрому засыпанию и крепкому сну.

Для правильного физического развития детям любого возраста необходима дозированная физическая нагрузка, большая часть которой в дошкольном и младшем школьном возрасте приходится на подвижные игры и соревнования. Но чтобы привить ребенку нормы здорового образа жизни, мало тех упражнений, которые он выполняет на занятиях в детском саду или школе. Ребенок должен знать пользу ежедневной утренней гимнастики, которая выполняется перед завтраком и становится ритуалом на долгие годы. Утренняя гимнастика позволяет малышам быстрее проснуться, пробуждает аппетит и улучшает настроение, особенно если проводится на свежем воздухе под любимую музыку. Детям старшего дошкольного возраста можно участвовать в пробежках и велопрогулках с родителями, посещать различные секции и обучаться плаванию. Важно на личном примере дать понять ребенку, что физические нагрузки очень полезны, они способствуют развитию мускулатуры и укрепляют сердечную мышцу, повышают выносливость и силу. Если родители ребенка не занимаются спортом и ведут малоподвижный образ жизни, то будет трудно внушить малышу пользу физических упражнений. Но никогда не поздно начать тренировки вместе с детьми, особенно полезны прогулки и пробежки на свежем воздухе, причем поход в детский сад в хорошую погоду можно совместить с энергичной прогулкой. Желательно чередовать темп движения: пятьсот метров быстрым шагом, затем столько же медленным. Обязательно нужно объяснить детям, что родители решили вести здоровый образ жизни, выполняя и перевыполняя ежедневный минимум пешей ходьбы или домашних тренировок.

Личный пример отца или матери вдохновляет малыша, он приучается не отступать перед трудностями, отмечая, как его мышцы становятся крепче.

Сбалансированное питание

Должна прививаться ребенку с дошкольного возраста, младший школьник уже знает, что для нормального развития нужны витамины и полезные вещества, которые находятся в натуральных продуктах. Разнообразные продукты, горячее питание, вторые завтраки: полдник и стакан теплого молока на ночь – вот рацион растущего организма. Полуфабрикаты и пища, содержащая много жиров, сахар и консерванты не полезна, может вызвать расстройство пищеварения, ожирение и иные нарушения.

Пять ингредиентов правильного питания

Основой построения мышечной ткани являются белки, они составляют шестьдесят процентов от суточного рациона ребенка и должны быть представлены нежирным отварным или тушеным мясом, морской рыбой и молочными продуктами. При недостаточности белка, у детей наблюдается задержка роста и развития, анемия, понижение иммунитета.

Углеводы и жиры необходимы ребенку для выработки энергии: в сутки дети должны получать более двух тысяч килокалорий в сутки. Углеводы, полученные из простых продуктов: круп, овощей, муки, являются наиболее полезными и выполняют ряд важнейших функций в организме. Жиры содержат в своем составе витамины, получить которые иным путем невозможно, в меню обязательно должны присутствовать сливочное и растительное масло.

Минеральные вещества, витамины и клетчатка находятся в большом количестве в овощах, фруктах и ягодах, и большая часть их разрушается при воздействии высоких температур. Именно поэтому свежие фрукты, пюре из ягод и фруктовые соки необходимы ребенку на протяжении всего года, а сезонные продукты особенно полезны.

Правильные питьевой режим – необходимость для детей, так как организм ребенка содержит много воды, при потере которой нарушаются важнейшие функции. Особенно важно поддерживать водный баланс в жаркую погоду и при физических нагрузках: играх или тренировках. Общее количество жидкости, потребляемой детьми в сутки, обычно составляет не менее одного литра.

Уменьшение факторов риска

Существует десять норм гигиенического поведения, которые позволяют соответствовать общепринятым стандартам здорового образа жизни:

  • Сбалансированное питание.
  • Физическая активность.
  • Соблюдения норм труда и отдыха.
  • Соблюдение техники безопасности в быту и на производстве.
  • Знания основ психотерапевтической самопомощи.
  • Своевременная профилактика заболеваний.
  • Знание основ оказания первой помощи.
  • Отказ от алкоголя.
  • Отказ от курения.
  • Поддержание нормальной массы тела.

Рекомендации ВОЗ по формированию навыков здорового образа жизни и предотвращению рисков практически повторяют эти правила, то есть, их можно считать медицинской программой. Следуя этой программе, удается за короткий срок достигнуть впечатляющих успехов в сокращении смертности и улучшении качества жизни. И характерно то, что следование этим рекомендациям не требует больших материальных затрат и возможно даже в семьях с низким достатком.

Например, отказ от курения и поваренной соли родителями, влечет за собой следование этим принципам детей. Таким образом, простой отказ от вредных продуктов снижает риск возникновения заболеваний легких и почек у двух поколений одной семьи. Этот факт должен заставить взрослых задуматься, как они могут помочь своим детям, прививая им навыки здорового образа жизни.

Cлайд 1

Cлайд 2

На сегодняшний день актуальность выбранной темы здоровый образ жизни состоит в том чтобы привить навыки здорового образа жизни для того чтобы снизить процент заболеваемости у школьников, так как поднятой проблемой вызвана потребность психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на здоровый образ жизни в формировании школьника. Отсюда вытекает проблема здорового образа жизни у школьников. Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.

Cлайд 3

Объектом исследования: является процесс формирования представлений у школьников о здоровом образе жизни и дополнительной подготовке в области волейбола. Предметом исследования: является способы формирования представлений у школьников о здоровом образе жизни и волейболе. Цель исследования: выявление уровня знаний о здоровом образе жизни.

Cлайд 4

раскрыть основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни; проанализировать основные компоненты здорового образа жизни у школьников; рассмотреть личную гигиену как залог здорового образа жизни; раскрыть профилактику вредных привычек как основу здорового образа жизни; провести педагогическое исследование на знание о здоровом образе жизни у учащихся 5 класса. разработать систему развивающих упражнений по формированию навыков игре в волейбол.

Cлайд 5

теоретический анализ литературы; метод педагогического наблюдения; метод тестов; метод математической статистики.

Cлайд 6

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: «…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению С.В.Попова «Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации».

Cлайд 7

«Здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Cлайд 8

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Cлайд 9

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Cлайд 10

Режим труда (учебной деятельности) и отдыха Режим сна Физическая нагрузка Распорядок дня Закаливание Режим питания Личная гигиена Профилактика вредных привычек

Cлайд 11

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на весь организм человека.

Cлайд 12

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон- это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Cлайд 13

Для школьников систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Тренированный школьник легко справляется со значительными физическими нагрузками. Физкультура и спорт весьма полезны. Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для школьников такой же привычкой, как умывание по утрам.

Cлайд 14

Режим каждого школьника должен предусматривать определенное время для учебы, отдыха, приема пищи, сна. Распорядок дня у разных школьников может и должен быть разным в зависимости от характера учебы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы школьник спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.

Cлайд 15

Время суток, часы Элементы режима дня 7.00 – 7.05 7.05 – 7.15 7.15 – 7.20 7.20 – 7.45 7.45 – 8.00 8.00 – 13.30 13.30 – 14.30 14.30 – 15.00 15.00 – 16.30 16.30 – 18.30 18.30 - 19.30 19.30 – 21.00 Подъём, уборка постели Утренняя гимнастика Умывание, закаливающие процедуры Завтрак Ходьба пешком в школу Учебное занятие Обед, прогулка на свежем воздухе Послеобеденный отдых Самоподготовка Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3 -5 раз в неделю) Ужин, отдых Самоподготовка и отбой

Cлайд 16

Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм. Оно укрепляет нервную систему, оказывает благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшает обмен веществ.

Cлайд 17

Школьники питаются по-разному, однако существует ряд требований, которые должны учитываться всеми. Прежде всего, пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Cлайд 18

Примерное меню школьника Завтрак Салат из свежих овощей Омлет с морковью Кофе с молоком Хлеб пшеничный, сыр, масло Полдник Настой шиповника Ватрушка с творогом Фрукты, орехи Обед Суп овощной Котлеты мясные с тушёным картофелем Сок, курага, хлеб ржаной Ужин Винегрет Гречневая каша Молоко с мёдом, хлеб

Cлайд 19

Большое значение в охране и укреплении здоровья школьника принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте.

Cлайд 20

Привычки - это форма нашего поведения. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она». Полезные привычки помогают формированию гармо нически развитой личности, вредные, - наоборот, тормо зят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы. Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.

Cлайд 21

В заключении можно сделать вывод, что надо не только хотеть быть здоровым, но активно и настойчиво работать в этом направлении, так как легких путей к достижению высокого уровня здоровья нет.

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

Cлайд 26

Результаты исследования свидетельствует о возросшем количестве детей, осознающих личную значимость здорового образа жизни и уверенных в его необходимости. Теперь большая часть учащихся приписывает ответственность за отклонения от норм здорового образа жизни только самим себе, а не своим родителям, врачам или окружающей среде.

Cлайд 27

Тип урока: Закрепляющий. Цель:Совершенствовать технику элементов волейбола. Задачи урока: Способствовать закреплению быстроты перемещений. Закрепить технику выполнению передачи и приёма мяча сверху двумя руками. Закрепить технику выполнения нижней прямой подачи мяча. Развивать чувство сотрудничества с партнёром по команде.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ

Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота о здоровье ребёнка –

это важнейший труд воспитания».

В.А. Сухомлинский.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.

Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.

Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

Занятия физкультурой, прогулки.

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).

Формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.

1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).

2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.). Практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.

3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.

Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Между тем, в последние годы резко снизилась роль школы в воспитании детей. С каждым годом растет заболеваемость учащихся. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет правильный образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. Все это побудило к созданию воспитательной программы “Расти здоровым!”.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы :

    Ухудшение социального положения семей учащихся;

    Наличие неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей;

    Невысокий уровень общей культуры населения;

Критериями работы по данному направлению являются:

    Индивидуальный режим;

    Эмоциональный режим;

    Смена видов деятельности;

    Наличие физпауз на занятии;

    Учет физиологических особенностей в развитии организма;

ЦЕЛЬ: профилактика вредных привычек, оздоровление, духовное и культурное развитие личности ребенка, его социальная адаптация.

ЗАДАЧИ:

    Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

    Создать систему внеучебных форм занятий, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

    Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

Используются формы работы:

    Беседа;

    Ролевая игра;

    Экскурсии;

    Выход на природу;

    Мини-выставка;

    Конкурсы;

    анкетирования.

Особенности организации воспитательного процесса

Программа рассчитана на 4 года(5,6,7,8 кл.) охватывает множество социально-значимых тем. Ребенок получает более полную, жизненно важную информацию. Программа включает в себя информацию об оздоровлении, технике безопасности на уроках, культуре поведения, вредных привычках, проблемах экологии и правилах дорожного движения.

Реализация программы создает возможность сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении учащийся должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

Результативность воспитательного процесса отслеживается следующими способами:

    Викторины;

    Соревнования;

    Игровые программы;

    Анкетирование

Порядок прохождения программы может быть изменен в процессе обучения в зависимости от условий, степени усвоения материала, особенностей детского коллектива.

Основные темы программы “Расти здоровым!”

    Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;

    Рациональная организация и гигиена умственной работы учащихся;

    Влияние физического труда на укрепление здоровья учащихся;

    Знание и навыки личной и общественной гигиены;

    Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка;

    Правильное гигиеническое поведение учащихся – защита от травматизма;

    Гигиенические аспекты полового воспитания;

    Профилактика вредных привычек;

    Физкультминутки.

Каждая тема включает в себя тематические беседы, помогающие формированию мотивации здорового образа жизни, и представлена в двух аспектах: теоретических и практических.

1. Тема «Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания»

а) Утренняя зарядка, водные процедуры.

Значение утренней зарядки и купания в бассейне для укрепления здоровья, воспитание силы воли, хорошего самочувствия.

Разучивание комплексов утренней зарядки.

Ежедневно выполнять утреннюю зарядку на свежем воздухе.

Четкая последовательность упражнений.

б) Закаливание.

Беседа о закаливающих процедурах: закаливание воздухом, водой, солнцем, ходьбой босиком, принципы закаливания.

Сознательно, систематически, последовательно, постепенно, с учетом физического развития и состояния выполнять правила закаливания.

в) Гигиена правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Большое значение для формирования правильной осанки имеет повседневный контроль за тем, как ребенок ходит, стоит при разговоре с педагогом, при ответе с места, правильно ли он сидит при выполнении работы на занятии.

Учащийся, сидящий за рабочим столом, в сущности, неподвижен. С этим связано статистическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полостях. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата, в первую очередь, позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.

У ребенка должен быть выработан автоматизм в привычке правильно сидеть. Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка было сформировано убеждение в необходимости правильной осанки с помощью понятных им мотивов.

    Значение правильной осанки для гармоничного развития организма:

    Здоровьесберегающее воздействие спортивных мероприятий, утренние зарядки на формирование осанки.

    Регулярно выполнять зарядку, контролировать правильную осанку.

    Строго выполнять правила правильной посадки и осанки.

    Пользоваться правилами самоконтроля и саморегуляции.

г) Двигательная активность.

Основные здоровьесберегающие факторы двигательной активности: утренняя зарядка, физкульпаузы на занятиях, подвижные игры на динамических часах, переменах, прогулки перед сном плавание в бассейне.

Правила поведения во время перемен, соответствие одежды погоде и характеру занятий.

Активное участие в динамических часах, подвижных играх, спокойный отдых перед звонком.

2. Тема «Рациональная организация и гигиена умственной деятельности учащихся»

Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, сокращение кишечника, потоотделение и другие функции, дающие организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.

Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы, помогает выполнению такой важной деятельности школьника, как учебное занятие.

Выполнение режима дня дает хорошую возможность воспитания самодисциплины. При этом должны соблюдаться единые требования, учебные обязанности, предъявляемые к ребенку дома, в школе и Центре, предусматриваться время для необходимой социальной деятельности школьника – общественные работы, самообслуживание, помощь по дому.

Здоровьесберегающий фактор – правильный режим дня, четкая организация умственной деятельности, гигиена рабочего места, проветривание, выполнение физпауз на уроках, активная деятельность на переменах, динамических часах. Гигиенические требования ко сну, значение проветривания перед сном.

Самоконтроль за правильным поведением на уроках, поведением на переменах, соблюдением правильного режима дня. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на уроках, во время перемен, во время приготовления домашних заданий. Соблюдение рекомендаций по выполнению гигиенических требований к просмотру телепередач, к режиму отбоя.

3.Тема «Влияние физического труда на укрепление здоровья школьников »

Трудовую деятельность детей организуют взрослые. Знакомство с техникой безопасности, ведение журнала по охране труда.

Помимо большого воспитательного значения посильный труд оказывает и оздоровительное влияние: улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышаются обменные процессы, укрепляется костно-мышечная система, повышаются выносливость, работоспособность, совершенствуется координация движений, появляются новые условнорефлекторные связи. Под влиянием труда в коре больших полушарий головного мозга быстрее протекают нервные процессы. Вместе с тем, оздоровительное влияние физического труда возможно только при соответствии его как по характеру, так и по объему, возрастным возможностям и состоянию здоровья учащихся, а также при соблюдении гигиенических требований к режиму трудового обучения и условиям его проведения. Однообразная длительная работа не дает возможности чередовать нагрузку на разные группы мышц, что ведет к снижению уровня насыщения крови кислородом, нарушению физиологических функций.

Нельзя “наказывать” трудом. Дети должны видеть реальные результаты своего труда.

а) Организация рабочего места.

Беседа по санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям, рабочему месту.

Проветривание помещений, уборка рабочего места и класса, хранение рабочего инвентаря в определенном месте.

б) Предупреждение и профилактика травматизма.

Эта проблема может решаться только при тесном содружестве семьи и школы.

Важно обучить детей, привить навыки по пользованию опасными предметами в школе, группе, дома, правильному поведению и ориентированию в опасных ситуациях, и довести их до полного автоматизма.

Должны быть под запретом особо опасные для здоровья и жизни школьников игры и занятия. В данном случае необходим контроль со стороны взрослых, организация отдыха и досуга.

Выполнение требований к организации рабочего места, правила пользования рабочими инструментами и инвентарем.

Соблюдение и самоконтроль по выполнению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности на уроках трудового обучения.

в) Организация отдыха

4. Тема «Знание и навыки личной и общественной гигиены»

Весьма эффективной формой достижения единства требований школы и семьи в воспитании здорового ребенка является информация по вопросам гигиенического воспитания.

За несоблюдение правил гигиены можно постыдить школьника, действуя на его самолюбие, но вместе с тем поддерживать в нем уверенность в возможности отказа от дурной привычки. Но нужно иметь в виду, привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.

Правила личной гигиены.

Правила ухода за чистотой тела, одежды, смены белья.

Важность овладения правилами культуры поведения.

Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).

Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.

5. Тема «Рациональное питание – основа нормальной жизнедеятельности ребенка»

В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма. Десятки процессов, протекающих в организме человеке, подчинены суточному расписанию.

К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня.

Правильный режим питания, значение пищи для растущего организма.

Животная и растительная пища – основа рационального питания.

Значение витаминов для организма.

Здоровьесберегающий фактор – выполнение правил поведения, гигиены.

Употребление разнообразной пищи, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред переедания, еды всухомятку.

Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.

Соблюдение рационального режима питания, употребление в пищу продуктов, содержащих витамины.

6.Тема «Правильное гигиеническое поведение учащегося – защита от травматизма».

Анализ заболеваемости показывает, что среди детей младшего школьного возраста травматизм стоит на 4 месте. В последние годы изменилось отношение к этому вопросу. Установлено, что травмы носят сезонные колебания, имеют возрастную избирательность, встречаются в определенных местах.

При обучении правилам безопасности важное место занимает проведение так называемых “экскурсий безопасности”. Учитывая обстоятельства, что более чем в 50% несчастных случаев на дорогах повинны дети, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, в результате которых произошла трагедия. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.

Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.

Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе, в группе).

Правила поведения на переменах, занятиях, во время экскурсий, при проведении динамических часов.

Правила поведения и безопасности в экстремальных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).

Соблюдение техники безопасного поведения на улицах и дорогах города. Движение по сигналам светофоров (при их отсутствии, согласно правилам ДД). Соблюдение правил безопасного поведения дома, в школе, в группе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего инвентаря и инструментов. Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.

Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения на переменах, лестницах, в столовой, других общественных местах.

7.Тема «Гигиенические аспекты полового воспитания».

а) Мальчики.

Уважительное отношение к женщине, матери. Значение дружной и крепкой семьи. Дружба с девочками. Специфическая гигиена. Понятие о вредных привычках, их профилактика и предупреждение.

Соблюдение личной и специфической гигиены, регулярное выполнение зарядки, принятие водных процедур. Посильная помощь дома, в классе, в группе.

б) Девочки.

Значение дружной и крепкой семьи. Почтительное отношение к родителям, к взрослым. Необходимость дружбы и откровенности с теми, кому доверяешь. Содержание в чистоте тела, соблюдение специфической гигиены.

Активное участие в семейных, классных, внеклассных делах мероприятиях. Неукоснительное и строгое соблюдение правил личной и специфической гигиены, выполнение зарядки, принятие водных процедур.

8.Тема «Профилактика вредных привычек».

Более серьезного внимания требуют вредные привычки, формирование которых происходит в младшем школьном возрасте – курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания.

В беседах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя.

В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, хороший результат дают даже простейшие опыты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов, они хорошо запоминаются и побуждают выполнять гигиенические рекомендации, бороться с вредными и дурными привычками.

В воспитании здорового ребенка важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.

Понятие о вреде курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании.

9.Тема «Физкультминутки»

В основе рационального отдыха лежит перемена деятельности. Отдыхом во время занятия является перемена деятельности. Игровые элементы и особенно физкультминутка помогают снять утомление мышц, ослабить умственное напряжение.

Список литературы

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №4-2005-с.40.

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №5-2005-с.38.

Галияхметов Р.Р., Мартынцова Н.В., Поплавская К.А., Улитин И.И. Соревнование классов, свободных от курения// Школьный психолог №6-2005-с.38.

Золотарева А.В. Дополнительное образование детей:

Теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2005- 64с.

Макеева А.г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: методическое пособие для учителя 7-9 классов. Москва: Просвещение, 2005-304 с.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика №6-2005-с.37.

Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В. ,Орехова И. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. Магнитогорск: МаГУ2003 – 355 с.

Навыков является одним из основных... Таким образом , при выборе программ и дозирования тренировочных нагрузок по физической...

  • Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

    Курсовая работа >> Медицина, здоровье

    Базовыми: привитие здоровых навыков у малыша; воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков ; окружающая среда... программ по культуре здорового питания населения. Что в целом и составляет содержание программы по формированию здорового образа жизни ...

  • Здоровый образ жизни молодёжи (1)

    Реферат >> Социология

    ... образ жизни ведут еще со школьной скамьи. Для воспитания здорового образа жизни , ... , чем программы , обучающие адаптивному стилю жизни , навыкам общения, критическому... по борьбе с табакокурением; разработка и внедрение образовательных программ по проблемам...

  • Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаим

    Реферат >> Педагогика

    И формированием прочного навыка здорового образа жизни у родителей. Стержневой основой исследования явилась работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у старших...