Национальный костюм азербайджана женский. Азербайджанский национальный костюм – что нужно о нем знать. Мужской национальный костюм

В археологических раскопках, отражающих эпоху ранней бронзы (III тыс. до н. э.), на территории Азербайджана обнаружены бронзовые шилья и иглы, свидетельствующие о том, что древнейшие обитатели Азербайджана шили себе одежду.
Глиняные статуэтки из местности Кюль-тепе (II тыс. до н. э.) и Мингечаура (I тыс. до н. э.), изображения на перстнях-печатях, обнаруженных также в Мипгечауре (V в. до н. э.), дают некоторое представление о формах одежды того времени.
В катакомбных погребениях Мингечаура, относящихся к V–VI векам, найдены остатки шелковых тканей. О высоком уровне материальной культуры предков азербайджанского народа свидетельствуют и многочисленные украшения из благородного металла (III–IV вв.) и глиняные сосуды, сделанные в форме сапожек.
Из раскопок в усыпальнице дворца Ширваншахов (XV в.) в Баку при вскрытии гробницы были обнаружены остатки богатых парчовых и шелковых тканей.

Детский костюм для девочки. Баку. XIX век

Изобилие и дешевизна сырья создавали благоприятные условия для развития в средневековых городах Азербайджана шелкоткацкого и шерстоткацкого ремесла и других отраслей ткачества.
Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а ширванская провинция – главным районом шелководства Азербайджана. Важным ткацким центром Азербайджана была Шемаха вместе с окрестностями (Шабран, Ареш, Кабала, Джеват, Агдаш и др.). Об этом Адам Олеарий пишет следующее: «Главнейшее занятие их (ширванцев. – Авторы) составляют пряжа, тканье шелка и шерсти и разные вышивания».

Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века

Особой известностью пользовались изготовленные в Шемахе ткани – тафта (шемахейка), фай, дараи. Шемахинские златотканые платки и кружева пользовались большим спросом населения.
Ткачество было широко развито в таких городах, как Гянджа, Нахичевань, Марага, Маранд, Ареш, Ордубад. Среди них особо следует выделить Гянджу – один из центров шелкоткацкого ремесла.
Эвлия Челеби (XVII в.) пишет, что гянджинский шелк был весьма известен. В городском ремесле Гянджи большое место занимало и производство хлопчатобумажных тканей.
В городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью. Часть названных тканей являлась также предметом экспорта.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых и доброкачественных хлопчатобумажных тканей. Большим спросом пользовались нахичеванские крашеные ситцы.
Таким образом, в XVII веке в Азербайджане существовала в какой-то мере специализация городов по производству тканей, которая сохранялась и в дальнейшем.

Женский костюм. Шемаха. XIX век

В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус, камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др. Некоторые из них имели еще и другие названия, бытовавшие в азербайджанской разговорной речи. Например: гаджи мана бах – гаджи, посмотри на меня; геджя гюндуз – ночь и день; гендя дур – посторонись; алышдым яндым – воспламеняюсь, кюча мана дар гялир – улица мне тесна и др. Эти ткани потреблялись и местным населением и вывозились за пределы страны.
Ткани являются одним из элементов культуры народа. Специфика их орнамента и расцветки говорят о национальной и социальной принадлежности обладателя.

Женский костюм. Баку. XIX век

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды пользовались в основном махуд – сукном местного производства или привозным, а также шал –домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.
В XIX веке важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров ткани, шелковые женские головные платки, джеджимы – шелковые полосатые ткани.
Ценным источником при изучении одежды являются средневековые миниатюры и произведения прикладного искусства, особенно фрески Шекинского ханского дворца (XVIII в.).
Для истории азербайджанского национального костюма XIX века определенный интерес представляют зарисовки с натуры русских художников В. В. Верещагина и Г. Г. Гагарина, побывавших в Баку, Шемахе, Шеки, Гяндже, Казахе.



Архалыг женский. Шуша. XIX век

Одежда азербайджанцев в основных чертах была единой во всех названных историко-этнографических зонах, что свидетельствует об их исторически сложившейся этнической общности. Незначительные различия в одежде населения этих зон отражают локальные особенности единого азербайджанского национального костюма.
Праздничная и свадебная одежда обычно шилась из более дорогих тканей, богаче украшалась.
Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.
Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-этнографических зонах. Вместе с тем в костюме мужчин тоже находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев. <...>


Кюрдю. Шуша. XIX век

Азербайджканская женская одежда XIX – начала XX в. состояла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь подразделялась на плечевую и поясную.
В Азербайджане условно можно выделить ряд историко-этнографических зон. Наиболее крупными зонами являлись Куба – Хачмас, Апшерон, Ленкорань – Астара, Шемаха, Карабах, Нахичевань – Ордубад, Куткашен – Варташен, Шеки – Закаталы, Гянджа, Шамхор – Казах.
Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи), архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской одежды в альбом вошли туман (юбка) и чахчур.
УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой, длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали две или три складки. Под мышкой рубахи пришивали хишдяк (ластовицу) обычно из ткани другого цвета. Застегивалась рубаха у шеи на одну пуговицу. Верхнюю рубаху шили обычно из шелка канауса и фая. Вырез ворота, края рукавов и подол рубахи обшивались сарыма (шнуром). К подолу в передней части рубахи пришивали золотые или серебряные монеты или этеклик – золотые штампованные бляшки.

Туман. Гянджа. XIX век

ЧЕПКЕН – широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на подкладке и плотно облегал фигуру. На боках чепкен имел чапыг – небольшие выступы. Отличительной чертой чепкена, по сравнению с другими видами верхней женской одежды, является наличие длинных ложных рукавов, заканчивающихся элчек – мысом, напоминающим кисть руки. Такие рукава свободно свисали с плеча. Иногда вдоль разреза рукавов имелись застежки. Рукава чепкенов подбивали дорогими шелковыми тканями контрастных тонов. Чепкепы шили из тирьмя, бархата и различных парчовых тканей. Украшали чепкен тесьмой, косой бейкой из другой ткани, золотыми кружевами.
АРХАЛЫГ – также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать в мелкую сборку. Имелись также прямые короткие архалыги без линии талии, с небольшими выступами по бокам. Рукава архалыгов также различались по покрою. Имелись прямые длинные рукава. Другой вид рукава до локтя был прямым и зашитым, а дальше приобретал форму ложного рукава, заканчивающегося элчек – мысом, чуть длиннее кисти руки. Третий вид рукавов архалыга – так называемый лелюфяр. Ниже локтя такой рукав расходился широким колоколом. К обшлагу рукава лелюфяр пришивалась оборка, заложенная в складку. Глубокий вырез ворота архалыгов в основном был типа каре, с прямыми или закругленными углами. Имелись также архалыги с прямыми несходящимися полами без застежек. Остальные виды архалыгов впереди застегивались на крючки или пуговицы.


Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век

Для шитья архалыгов употребляли бархат, тирмя и различные парчовые ткани. Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.
ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь, а на линии талии завязывались тесьмой.
Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на боках имелись чапыг – выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез. Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей. Подол, ворот и рукава богато украшались тесьмой, золотыми кружевами.
ЭШМЯК – стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились, рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата. Ворот, подол и рукава обшивали мехом хорька. Эшмяк внутри также подбивали мехом хорька. Ворот, рукава и подол обшивали золотыми кружевами и различными тесемками.

Женский костюм. Шуша. XIX век

КЮРДЮ – стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.
БАХАРИ – шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру, а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер. Рукав прямой, по локоть. Передние полы не застегиваются. Бахари шили главным образом из бархата. Подол, ворот и края рукавов украшали различной тесьмой, косой бейкой из другой ткани, золотыми кружевами.
КЮЛЯДЖА – верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен. Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата. Ворот, подол, линию талии и рукава часто украшали богатой вышивкой золотыми и серебряными нитками, бисером, блестками, спиралью.
Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман – юбки, доходящей до щиколотки, за исключением зоны Нахичевань – Ордубад. Там юбки короткие. Юбка шилась из 10–12 полотен. Большинство женщин обычно носили по 5–6 юбок сразу. Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя – мелкую сборку или гырчын – складки. В рубец юбок продергивали туман баги – самодельный плетеный шнур из шелковых цветных ниток. Оба конца этого шнура заканчивались кисточками из цветных, серебряных и золотых ниток. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая самыми дорогими, включая бархат и тирмя. Украшали в основном подол юбки: нашивали золотые или серебряные кружева, косую бейку из другой ткани, также различные тесемки.

Башмаг. Баскал. XIX век

В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.
Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного производства бафта (тесьма) – сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или серебряные кружева). Помимо этого, как украшения использовались также гоза дюймя – полые золотые или серебряные украшения, по форме напоминающие бутон. Пришивались они вдоль выреза на груди. К подолу рубахи пришивали различной формы штампованные золотые или серебряные мидахыл, этеклик – бляшки; широко применялись золотые монеты, называемые империал. Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын – золотые или серебряные нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками, нашиваемыми на ворот, рукава и подол.
Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр – золотые или серебряные пояса. Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз, газ-газ и орпяк – шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын – невысокую шапочку с плоским донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень. Женщина при выходе из дома поверх всего наряда обязана была надевать еще и чадру или чаршаб, закутываясь в нее с головы до пят. Чадра могла быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного производства. Обязательной принадлежностью чадры был еще и рубенд – покрывало на лицо, с ажурной сеткой для глаз.

Узун богаз гадын чекмяси. Гянджа. XIX век

Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю – плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг, чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда). Следует указать, что этот комплекс народного костюма был распространен почти во всем Азербайджане, с небольшими локальными изменениями, которые касались, в частности, верхней плечевой одежды.
Существовало два типа уст кёйняйи – с прямой застежкой спереди посередине и косоворотка. Тот и другой вид рубахи имели невысокий стоячий и строченый воротник. Застегивались они на мелкие пуговицы из шелкового шнура или же крючки. Рубахи шили в основном из атласа и сатина.
АРХАЛЫГ – Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал к телу. Архалыги шили однобортными или двубортными с невысоким строченым стоячим воротником, застегивались наглухо на крючки и пуговицы. Архалыг шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, репса, сатина, ластика и других тканей. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни – гайыш или серебряные наборные пояса – кямяр, а старики обматывали талию гуршаг – куском прямоугольной ткани длиной в 4–6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани – тирмя, шал, парча и т. д.

Мужской костюм. Шуша. XIX век

ЧУХА – еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у талии ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под чухи виднелся архалыг. Чуху до линии талии подбивали хлопчатобумажной или шелковой тканью, у талии застегивали на крючки и пуговицы. В Азербайджане бытовало два вида чухи – вязняли чуха и чяркязи чуха.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня – гозыри, которые располагались с обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем, в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер. Гозыри стали делать деревянными, в верхней, выступающей из гнезд части они имели колпаки из золота, серебра с чернью или позолотой и слоновой кости. Иногда от гозырей вверх отходили золотые или серебряные цепочки, которые затем соединялись вместе розеткой. Рукава этого вида чухи шили длинными и прямыми.
Чяркязи чуха отличалась от вязняли чуха, покроем рукава и отсутствием гозырей. Заканчивающиеся закругленным или острым мысом элчек и подшитые шелком рукава чяркязи чуха были ложными. Снизу эти рукава имели разрез во всю длину, с застежками на мелкие пуговицы и петли или же без них. Обычно такие рукава отворачивали до локтя, откидывали за плечи, на спину или же они свободно свисали. Длина чухи была различной. Она могла быть длинной, доходившей до щиколоток, или же короткой, чуть ниже колен. Чуху шили из махуд – сукна и шал – домотканой шерстяной ткани. Украшали чуху позументами, золотым шнуром и косой бейкой из другой ткани.


Арахчын. Баку. XIX век

ШАЛВАР – относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар завязывался на туман баги – плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя – вздержку. Шнуры были домашнего плетения с красивыми кистями из золотых и серебряных ниток. Шалвар шили из шал и различных фабричных тканей.
КЮРК – верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан кюркю – шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи носили япынджы – бурку.
Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором. Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля), шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын – тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк – небольшую стеганую тюбетейку из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах – колпаки конической формы, стеганые или вышитые, на подкладке.

Шябкулах. Шеки. XIX век

По всему Азербайджану были широко распространены джораб – вязаные носки. Их вязали из шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей. Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.
В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской, так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг – башмаки. Женщины чаще носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи. В городах мужчины надевали кожаные башмаки, изготовленные в ремесленных мастерских. В сельских местностях мужчины носили чарыг – постолы из сыромятной кожи, верхняя часть которых была плетеной с завязками из шерстяного шнура.
Украшения в свою очередь дополняли костюм и ярко подчеркивали национальный характер одежды.

Джораб. Баку. XIX век

Материалом для изготовления ювелирных изделий были золото и серебро. Из драгоценных и полудрагоценных камней использовали бриллианты, алмазы, изумруды, яхонты, рубины, жемчуг, бирюзу, сердолик. Центрами производства ювелирных изделий были города Азербайджана: Баку, Гянджа, Шемаха, Шеки, Нахичевань, Шуша. Местные ювелиры снабжали население всеми видами ювелирных изделий. Из привозных изделий следует сказать о женских и мужских серебряных поясах с чернью – кямяр, тогга – работы кубачинских мастеров. Азербайджанские женщины любили украшения и носили их в большом количестве.
Полный комплект украшений и драгоценностей той или иной женщины назывался имарят. Сюда входили самых разнообразных видов головные и шейные украшения, кольца, серьги и браслеты.

Список использованной литературы:

1. Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966.
2. Гусейнов А. И., Азербайджано-русские отношения XV–XVIII вв., Баку, 1963.
3. Гейдаров М. X., Ремесленное производство в городах Азербайджана в XVII в., Баку, 1967.
4. Дворникова И. А., Русские и украинские традиции в одежде населения северо-восточных районов Украины. – «Советская этнография», 1968, № 1.
5. Дворникова И. А., Русские и украинские традиции в одежде населения бассейна р. Кубани (конец XIX – начало XX в.). – «Советская этнография», 1964, № 1.
6. Измайлова А. А., О народной одежде населения юго-восточных районов Азербайджана. – «Известия АН АзССР. Серия общественных наук», № 4, 1964.
7. Каракашлы К. Т., Материальная культура азербайджанцев северо-восточной и центральной зон Малого Кавказа (историко-этнографическое исследование), Баку, 1964.
8. Кильчевская 3. А., Азербайджанский женский костюм XIX века из селения Оджек Халданского района. – Сб. «Материальная культура Азербайджана», т. II, Баку, 1951.
9. Лобачева И. П., К истории среднеазиатского костюма. – «Советская этнография», 1965, № 6.
10. Маслова Г. С., Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти. – «Советская этнография», 1966, № 5.
11. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. Восточнославянский этнографический сборник. – «Труды Института этнографии», т. XXXI, М, 1956.
12. «Народы Кавказа», сб., т. II, М, 1962.
13. Русяйкина С. П., Народная одежда таджиков Гармской области Таджикской ССР. Среднеазиатский этнографический сборник (II). – «Труды Института этнографии», т. XLVII, М., 1959.
14. Студенецкая Е. И., О современной народной одежде. – «Советская этнография», 1963, № 2.
15. Студенецкая Е. И., Одежда народов Кавказа (О собирании материалов для кавказского историкоэтнографического атласа). – «Советская этнография», 1967, № 3.
16. «Татары Среднего Поволжья и Приуралья», М., «Наука», 1967.
17. Эфендиев Р., Образцы материальной культуры Азербайджана, Баку, 1960.

Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972. С. 14–18.

"Встречают по одежке..." - гласит русская поговорка. А у нас говорят, "если красота - десять частей, то девять из них - одежда" (gözəllik ondur doqquzu dondur). Так что именно национальный костюм, в первую очередь помогает понять сущность народа, его душу, его ментальность. Он является неотъемлемым достоянием культуры каждого народа. Это не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Так и азербайджанский национальный костюм является ярчайшим примером демонстрации культуры народа и отражает национальную специфику. Он создавался в результате многовековых процессов развития материальной и духовной культуры нашего народа.

Традиционно, история народного творчества, его этнографические и художественные особенности находят свое отражение в одежде. Эта черта проявляется в особой форме одежды, ее орнаментах, художественной вышивке. Национальные костюмы самобытны и весьма красивы. Мужской и женский костюмы при этом обладают специфичной символикой, и каждая деталь тут имеет свое значение.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

То, что еще наши далекие предки были способны шить себе одежду, доказывают бронзовые иглы и спицы (3 тыс. до н.э.), найденные в ходе археологических раскопок на территории Азербайджана. Обнаруженные в Кюльтепе и Мингячевире статуэтки из глины и найденные здесь же швейные печати, относящиеся к 5 веку до н.э., позволяют получить некоторое представление об одежде людей того времени. Также в ходе раскопок в захоронении возле Дворца Ширваншахов в Ичеришехер были найдены остатки ценных тканей.

Азербайджан в 17-ом веке являлся одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока, а главным центром считался Ширван. Шелковые ткани производились также в Шамахы, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. Здесь производили удивительные по красоте узоров изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Кроме того, обнаруженные в ходе раскопок золотые украшения и глиняные сосуды в форме туфли, относящиеся к 4-3 векам до н.э., доказывают, что еще в древности наши предки обладали развитой материальной культурой.

ЖЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Национальный костюм азербайджанки состоит из двух частей - верхней и нижней.

Важной частью костюма считалось мешкообразное покрывало - "чадра" и шторка для лица - "рубенд", которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из тканей ярких цветов, качество которых зависело от достатка семьи. В наряд, в зависимости от социального статуса и материальных возможностей семьи могло входить также множество различных ювелирных украшений, например, золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, ажурные подвески и т.п. Также женские наряды отличались между собой по стилю, т.е. молодые в отличие от взрослых женщин носили более светлую одежду броских цветов. Кстати, данная тенденция прослеживается у нас среди взрослого населения и сейчас.

В состав женского костюма входили: "уст гейими", "архалыг", "чепкен", "леббаде", "кюледже", "кюрду", "эшмек" и "бахари".

"Уст гейими" или верхняя одежда состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. А поверх рубашки одевали "чепкен", который плотно прилегал к телу. С боковых сторон "чепкен" имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. "Чепкен" шили из тканей "тирме", велюра и различных блестящих материалов. Вообще блестящие ткани были основными при шитье национального костюма. Не зря ведь и сегодня азербайджанские женщины испытывают тягу к блесткам.

Одевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ("архалыг"), которая имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. "Архалыг" считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Как и "чепкен", "архалыг" тоже имел подкладку, и покрой его плотно прилегал к телу. Часть "архалыг" ниже пояса дополнялась подолом различной ширины, отделанным плиссировкой или гофрированной тканью.

Кроме того в составе национального костюма был "леббаде" - стеганные халаты с подкладкой, "эшмек" - стеганная верхняя одежда, "кьюрду" - стеганная женская одежда с открытым воротником без рукавов, "бахари" - стеганная женская одежда с подкладкой, "кюледже" - верхняя женская одежда до пояса с гофрированным подолом.

Также наряды женщин отличались и по регионам. Например, рубаха женщин Газаха была длинной с разрезами по бокам. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии "чепкен" с длинными ложными рукавами. Широкие шаровары с юбками до колена носили в Нахчыване. В Шуше, Шамахы, а также в ряде других районов юбки были длинные. Длинные "кюледже", которую надевали поверх рубахи, носили богатые женщины Нахчывана и Гянджи, именно на нее приходилась большая часть узоров и вышивок.

Поверх "архалыга" или "чепкена" женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Особое место в женском костюме занимал головной убор. Это могли быть шапочки разной формы. Поверх них обычно надевали еще несколько платков. В специальный мешок из льна или марли, именуемый "чутгу", женщины прятали волосы. Голову они покрывали специальной цилиндрической шапочкой. Чаще всего она шилась из бархата. Поверх нее повязывали чалму и несколько платков. Одним из самых распространенных был келагаи - это шелковый платок, который завязывался различным образом. "Келагаи" разноцветной окраски пользовались большей популярностью у молодых девушек.

Таким образом одновременно носились три головных убора: первый - "джуна" (или лен), второй - "келагаи", третий - "косынка", которую также называли "касаба", "сарендаз", "зарбаб". В холодную погоду голову завязывали кашмирской шалью из натуральной шерсти.

На ноги женщины надевали чулки "джорабы", а туфли были без задников.

Вот так, по традиции, одевались наши прабабушки.

МУЖСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

В отличие от женского, мужской национальный костюм, в основном, был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин прослеживалась классовая принадлежность его носителя. Главное и особое место при этом занимал головной убор. Он был олицетворением мужества, чести и достоинства. Так что если кого-то хотели оскорбить, могли попытаться сбить шапку с его головы. Папахи никогда не снимались, и вообще, считалось позорным выйти в свет без головного убора. Также папахи показывали состоятельность своего обладателя. Имело значение все - и высота, и качество и отделка меха, и даже подкладка.

Учитывая значимость папахи в мужском костюме, поговорим о ней поподробнее.

У папах имелись различные формы и локальные наименования. Яппа папаг или "гара папаг" (черная папаха") была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Были они также золотого и серебряного цвета. Мотал папах или "чобан папахы" ("пастушья папаха"), которая изготовлялась из длинноворсового овечьего меха в форме конуса. Чаще всего такие шапки носили бедные слои сельского населения. Шиш папахы или "бей папахы" ("папаха бека") шилась из меха, привезенного из Бухары. Само собой, носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди и городская знать.

Наиболее известная нам благодаря сувенирным магазинам шапка - это арахчын. Носили его, причем, как мужчины, так и женщины. И не так, как делаем это сегодня мы, выходя на прогулку в дни Новруза. Арахчын надевался под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Это был типичный традиционный головной убор у азербайджанцев, широко распространенный еще в средние века.

Говоря о мужском костюме, стоит отметить, что он был не таким замысловатым как женский и состоял из "уст кейнейи" или "чепкена", "архалыга", "габы", "чухи".

У мужчин также были распространены шерстяные носки - "джораб". Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников, а у аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли - "чарых".

КАК МЫ ЭТО НОСИМ СЕГОДНЯ

Разумеется, сегодня не встретишь людей, разгуливающих в национальных костюмах. Надевали их где-то до 20-го века, а после лишь в некоторых сельских зонах. Зато их широко используют исполнители национальных азербайджанских танцев и в фольклорных постановках.

Но несмотря на то, что сами костюмы не носятся, тем не менее тенденции того времени просто "оккупировали" подиумы, и не только восточные, но и европейские дизайнеры включают в свои коллекции шаровары, длинную юбку, баску, свойственные азербайджанскому национальному костюму. Сегодня мы можем позволить себе носить даже итальянскую одежду с азербайджанскими мотивами, например, из коллекции дизайнера Ренато Балестру, созданной специально для Азербайджана.

Национальные силуэты и мотивы стали появляться все чаще и в коллекциях местных дизайнеров. Азербайджан снова обратился к истокам, знакомя мировую общественность с богатой культурой нашего народа.

В фондах областного этнографического музея-заповедника г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области хранится великолепная коллекция предметов азербайджанской культуры, часть которой была передана в дар музею бывшим министром культуры Азербайджанской Республики, известным певцом и композитором Поладом Бюль-Бюль оглы в 1999 году и значительно дополненная безвозмездно переданными экспонатами тем же министерством в 2006 году. Среди подаренных предметов есть и национальные азербайджанские костюмы, головные уборы и обувь. Это, конечно, новоделы, выполненные современными азербайджанскими мастерами, но изготовлены они в национальных традициях. На примере этих интересных экспонатов, занявших достойное место в постоянной музейной экспозиции «Мы - народ Казахстана», можно познакомиться с особенностями азербайджанского национального костюма.

Одежда азербайджанских женщин XIX-начала XX веков издавна разделялась на плечевую и поясную. Плечевая - это рубаха (койнек), кафтанчик (архалук, архалык) или безрукавка, либо же длинное платье (дон), которое надевалось на рубаху. К поясной одежде относятся штаны (шалвары) и юбки (туман), как правило, длинные, до щиколотки. Обычно на простую туникообразную рубаху женщина или девушка надевала короткий кафтанчик (цельнокроеный или с отрезной баской) и дополняла этот комплект широкой юбкой. В старину женщины-азербайджанки носили штаны, которые постепенно были вытеснены юбками. Широкие штаны надевались с длинной рубахой, а узкие шалвары сочетались с длинным или укороченным платьем либо юбкой. Причём носили их так, чтобы нижняя часть шалваров, украшенная красивой узорной каймой или цветным шёлком, была хорошо видна.

Ткани, из которых шили одежду, были разнообразными - местного изготовления и привозные. К местным тканям относился, в первую очередь, шёлк, который изготавливали в Азербайджане с древних времён. А, начиная с XVII века, Азербайджан становится крупной шелководческой областью Ближнего Востока. В городах Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки производились удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров азербайджанские шелка ярких, сочных тонов, популярные не только в самом Азербайджане, но и за его пределами. Из этих тканей шили праздничную, свадебную одежду, которая у бедняков часто передавалась из поколения в поколение. Для пошива повседневной одежды использовали лён и простые хлопчатобумажные ткани: миткаль (хумайин агы), кумач (гумаш), ситец (чит) и домотканую шерсть (шал). А для придания ей прочности и блеска, шерсть сочетали с шёлковой нитью. Представительницы богатого сословия шили одежду из дорогостоящих привозных тканей - блестящей парчи, шёлка, бархата, тонкого сукна и «тирмэ» - шерстяной узорной ткани ручной работы, которую ткали в некоторых районах Южного Азербайджана и Северо-Западном Иране.

Какие цвета в одежде предпочитали женщины-азербайджанки? Преимущественно ярких, сочных тонов. Девушки и молодые женщины выбирали ярко-красный цвет и близкие к нему оттенки. Отметим, что свадебный костюм невесты всегда был традиционно красным. И по сей день, в свадебном наряде современной азербайджанки должен непременно присутствовать красный тон, поскольку по древним представлениям азербайджанцев, это цвет солнца и огня, символ благополучия и счастья. Добавим, что само слово «азер», являющееся корнем слова «Азербайджан» в переводе с арабского означает «огонь», а в далёкой древности предки азербайджанцев исповедовали религию зороастризм и поклонялись огню. До сих пор в Азербайджанской Республике сохранились древние храмы огнепоклонников.

Молодые азербайджанки чаще всего одевались ярко, пёстро, нарядно, нередко надевая цветную кофту с юбкой другого цвета, использовали многочисленные украшения золотистых тонов. И в этом они очень отличались от горянок Северного Кавказа и грузинок, предпочитавших строгую одежду тёмного, чёрного цвета и минимум украшений, чаще серебряных, чем золотых. Таким образом, цветовая гамма - важнейшая особенность и одна из определяющих черт стиля национальной одежды.

Особую роль в азербайджанской женской одежде играла её декоративная отделка. Подчас даже самый простой, и скромный костюм выглядел дорогостоящим благодаря замечательному мастерству вышивальщиц. Искусная вышивка, богатая отделка золотым и серебряным шнуром, шёлковым галуном, нарядным кантом, цветной или золотой тесьмой, тонким кружевом и бисером превращали простые по силуэту и форме изделия в настоящие произведения искусства. Чаще всего украшались края полочек кафтанов и безрукавок, подол, ворот и низ рукавов одежды. На кафтанчик (архалук) обычно нашивали серебряные застёжки разного вида: вызолоченные, со вставками из полудрагоценных камней или цветного стекла, с гравировкой чернью или филигранью. Повседневные костюмы декорировались узорной строчкой. Излюбленным и весьма распространенным украшением азербайджанского женского платья были монеты разного достоинства - серебряные и золотые. Шитые монетами нагрудники часто собирались заботами нескольких поколений.

Женское платье из фондовой коллекции музея-заповедника хоть и выполнено современными мастерами, но сохраняет национальный колорит. Оно состоит из главных элементов азербайджанского женского костюма: рубахи с расширенными книзу рукавами, архалука (короткого кафтанчика с отрезной баской) и широкой, свободной юбки. Все элементы сшиты вместе и отделаны золотистой парчой, чёрной тесьмой с блёстками и имитацией золотых монет, нашитых по поясу и горловине. Платье дополнено маленькой парчовой шапочкой, декорированной по краю бусинами, и белой полупрозрачной накидкой с декоративной каймой. Цвет национального азербайджанского платья традиционный - ярко-красный.

Непременным дополнением национальной одежды были ювелирные украшения - всевозможные бусы, ожерелья, нагрудные, налобные и височные украшения, серьги, браслеты, кольца, перстни и пояса - которые отличались большим разнообразием и придавали костюму художественно-декоративную завершённость и эстетичность. Изготавливались они местными ювелирами (зергерами) по индивидуальному заказу, представляли собой чистый эксклюзив и передавались по наследству.

Украшения в Азербайджане девочки носили с 3-4 лет, но только в качестве оберега в виде бусин и амулетов от «дурного глаза». К моменту замужества у девушки должен был быть целый комплект ювелирных украшений. Но носить их она могла не всегда: в дни религиозного обряда «йас», в сорокадневный период траура и в первые 40 дней после родов ношение украшений отменялось совсем. А в пожилом возрасте женщине дозволялся лишь самый минимум: скромного вида серьги и пара колец. Различий между типами украшений зажиточных и бедных жителей не было, но в украшениях богатых женщин использовались драгоценные металлы, камни и более сложные приёмы техники и отделки. Таким образом, ювелирные украшения, помимо своей эстетической функции, отражали ещё сословные и половозрастные различия, играли религиозно-магическую роль. Что касается поясов, то незамужние девушки их не носили совсем, но на свадьбу родители обязательно дарили своей дочери пояс (кемер), он был одним из основных предметов приданого. И уже в комплект одежды замужней женщины непременно входили пояса, которые имели не только утилитарное и религиозно-магическое значение, но и отражали социальное положение их хозяйки. Как правило, эта деталь одежды украшалась серебряными монетами, нашитых в несколько рядов и застёгивалась массивной пряжкой при помощи крючков.

Головные уборы азербайджанских женщин были достаточно разнообразными: шапочки различной формы, мешки-накосники, чепцы, и платки различных размеров и расцветок. Незамужние девушки носили невысокую шапочку с плоским верхом (арахчин) по типу тюбетейки, вышитую цветным шёлком или бисером. После 35-40 лет женщины повязывали чалмообразный головной убор (дингя), состоящий из двух-трёх платков. Но до сих пор в Азербайджане, особенно в сельской местности, широко распространены шёлковые платки (кялагаи) с набивным рисунком местного производства.

В фондах музея-заповедника хранится женский платок из нежнейшего азербайджанского шёлка светло-бежевого цвета с нарядной набивной каймой охристо-коричневого тона и мелкими белыми вкраплениями. Очень красив и арахчин - девичий головной убор. Вся его бордовая бархатная поверхность сплошь покрыта изящными крупными и мелкими цветами, искусно вышитыми бисером и стеклярусом розового, малинового, жёлтого и золотистого цветов. Такой головной убор ещё больше подчёркивал всё очарование молодости и красоту девушки.

Комплекс азербайджанской женской одежды дополнялся вязаными носками (джорабы) или чулками, которые женщины носили дома, в комнатах. Мастерицы с удовольствием вывязывали их из шерсти или хлопчатобумажных ниток с разноцветным орнаментом, напоминающим ковровый узор, со стилизованным изображением птиц или животных. Выходя на улицу, надевали мягкую сыромятную обувь - чарыг. Горожанки носили в летнее время туфли без задников, на невысоком каблуке и обязательно с носком, загнутым вверх по-восточному. В коллекции музея-заповедника хранятся подобные туфли, с нежно-зелёным парчовым верхом и декоративной отделкой золотой тесьмой.

Мужской азербайджанский костюм конца XIX-начала XX века включал в себя нательную рубаху (кейнек), штаны (иштан, шалвар), бешмет в талию с узкими рукавами, зимой - овчинную шубу (кюрк). Но самой красивой частью мужской одежды, безусловно, была и остаётся черкеска (чуха), которая надевалась поверх рубахи. Черкеска , рубаха, штаны, папаха и мягкие кожаные сапоги составляют традиционный национальный мужской костюм так называемого общекавказского типа, характерный для Азербайджана, Грузии и Северного Кавказа. Позднее терские и кубанские казаки переняли у кавказцев именно этот тип одежды, а так же кавказское оружие, седловку и ряд обычаев. Добавим, что часть русского императорского конвоя официально имела кавказское облачение.

В строгом покрое черкески нашёл отражение идеал красоты воина-кавказца: стройная, подтянутая фигура с широкими плечами и такой тонкой талией, о которой поётся в песне, что если воин ляжет на бок, кошка может пробежать под его талией, не задев его. Черкеска плотно облегает мужскую фигуру, подчёркивая её стать, и носится всегда в застёгнутом виде, как правило, с отогнутыми рукавами. И лишь в парадных черкесках прямые и широкие рукава спускались ниже кисти.

Особую красоту черкеске придают специальные кармашки на груди -газырницы, куда раньше вставлялись так называемые газыри - деревянные или камышовые трубочки, содержащие точную меру заряда пороха для ружья и пистолета, либо хранились пули. Они располагались по 7-8 и более штук по обе стороны груди и были всегда под рукой, что сокращало время при перезарядке ружья и пистолета. Охватывая практически всю грудь, газыри защищали и прикрывали воина от рубящих ударов холодным оружием. Со временем газыри утратили своё значение и стали чисто декоративными. Их изготавливали из дерева или кости, а головки, выступающие из карманчиков, украшали железом, серебром, иногда золотили.

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri ) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа , он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

Головные уборы [ | ]

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на неё. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

Обувь [ | ]

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых ».

Женская одежда [ | ]

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру » и лицевую занавеску - «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

Головные уборы [ | ]

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» - специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа , он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

Головные уборы

Мужской танец в национальном костюме

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти . В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.
  • Эммаме - (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла , сеид , шейх и др.).

Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых ».

Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру » и лицевую занавеску - «рубенд» , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

Пляска Татарок несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг » , «кюляджа») , имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» - специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.

Обувь

На ногах носились чулки - «джораб». Туфли были такие же как и мужчин - без задников.