Монтессори занятия дома. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома. Плюсы и минусы методики

«Первые 2 года жизни малыша являются наиболее важными и оказывают существенное влияние на его последующую жизнь, ведь перед малышом открыт весь мир», - Мария Монтессори. От рождения до года особое внимание стоит уделять следующим моментам.

Музыка и человеческий голос

Еще находясь в животике у мамы, малыш начинает прислушиваться к голосам, доносящимся снаружи, человеческий голос для него очень интересен. Он запоминает интонации и тембр голоса самых близких людей, улавливает интонации голоса. Поэтому так важно после рождения малыша, как можно больше разговаривать с ним, говорить, как Вы его любите, рассказывать обо всем, что его окружает. Ваш голос должен быть ласковым: произносите слова четко и без ошибок, пойте малышу песенки.

Особое внимание, как утверждает система Монтессори, следует уделить следующему моменту. Когда Ваш малыш попытается что-нибудь сказать, агукнуть, например, подражайте ему, улавливайте все интонации его голоса и повторяйте. Таким образом, Вы будете стимулировать его к первой речи. Вот увидите: через какое-то время Ваш малыш начнет произносить все новые и новые звуки…

Кроме того, с самого рождения можно уже читать книжки младенцу, показывать картинки, слушать с малышом красивую классическую музыку. Ведь малыш, когда только родился: не умеет ни сидеть, ни ползать, ни бегать. Единственное, что он может, - это разглядывать все, что его окружает. Поэтому так необходимо наполнить его мир красивыми животными, растениями, природой и т.д.

Безопасность и комфорт

Эти два важных фактора, которыми Вы должны обеспечить Вашего малыша. Раньше считалось, что малыши не помнят период в жизни после своего рождения, сейчас же уже научно доказано, что младенец может вспомнить не только длительный период своей жизни, но и даже сами роды. Находясь в животике у мамы, он уже привык к голосам, окружающим его, он четко знает, как стучит сердце его мамы. Когда он появляется на свет, то потихоньку начинает узнавать все те голоса, окружавшие его до рождения; он слушает мамино сердечко, когда она кормит его грудью, рядом с ней маленький человечек чувствует себя в безопасности, поэтому так важно первый период времени окружать малыша только близкими людьми, чьи голоса он слышал еще до рождения. Друзьям же показывать малыша первое время не стоит, чтобы не испугать его. Относитесь очень бережно к малышу, говорите с ним спокойным ласковым голосом, одевайте его в мягкую теплую одежду из натуральных материалов, обращайте внимание, что швы в одежде должны быть наружу. Таким образом, Вы создадите все условия, чтобы малыш понял, что мир прекрасен, комфортен и безопасен.

Сон

Сон очень важен для младенцев. Представьте себе Ваш малыш 9 месяцев находился в темном закрытом тесном месте - у Вас в животике и тут когда он появился на свет, его окружает множество звуков, свет, совсем другая кроватка и все-все-все совсем по-другому, кроме маминого голоса. Поэтому основная задача родителей создать все необходимые условия для комфортного сна младенца. Система Монтессори предполагает, что все родители должны обеспечить для малыша свое личное пространство. Это может быть детская комната, или мат, или манеж, то есть то место, где малыш может спать, ползать и проводить время как он хочет по своему личному графику. Если же приучить малыша к рукам, качать его всегда перед сном или петь одну и ту же песенку, то у малыша может появиться зависимость от этого и он не сможет в последующем заснуть без этих вещей. В последующем же будет гораздо сложнее отучить его от этого. Умственная работа мозга малышей не прекращается ни на минуту. Когда малыши спят, их мозг обрабатывает и осмысляет все, что они видели, когда не спали. Мы не должны смотреть на новорожденных, как на маленьких беспомощных человечков, ведь малыши хоть и малы по размеру, но обладают просто огромными умственными и физическими способностями…

Примеры игр

Программа М. Монтессори для самых маленьких предполагает особые игры для детей, которые не только развивают мелкую моторику, творческое мышление, но и приспосабливают малышей к быту и готовят к взрослой жизни.

Вы можете легко играть в игры, которые предлагает система Монтессори, с детьми в возрасте от 10 месяцев до 7 лет. Занимаясь с малышом по этим практическим методам дома, Вы развиваете его мелкую моторику рук, тренируете концентрацию внимания, координацию движений глаз и рук, кроме того, Вы помогаете малышу приспособиться ко взрослой жизни, в будущем это очень поможет при адаптации в детском саду, а именно, умение ухаживать за собой и близкими, что очень важно!!! Итак, перед Вами сами практические методы.

Тренируемся пользоваться ложкой

Цель - научиться зачерпывать ложкой.

Необходимые материалы: миска, ложка, любые виды бобовых (лучше начинать с более крупных, таких как фасоль, потом можно перейти на чечевицу, горох, рис, гречку и т.д.).

Учимся прищеплять прищепки

Описание - тренируемся прищеплять прищепки к краям миски.

Необходимые материалы: разноцветные прищепки, миска.

Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.

Возраст - мы играем в эту игру с 1 года.

Кроме того, следующим этапом можно тренироваться, например, прищеплять прищепками разноцветные листы бумаги к натянутой веревке.

Учимся вкручивать гайки в болты



Описание — берем разноцветные и различные по форме и размеру игрушечные гайки и болты и тренируем навык завинчивания и отвинчивания.

Необходимые материалы: игрушечные гайки и болты.

Что это дает?

Тренировка двигательных навыков.

Возраст - мы играем в эту игру с 1 года и 6 месяцев. Пока не очень получается. Все-таки эта игра для более старшего возраста.

Кстати, можно начинать тренировать навык откручивания и закручивания с обычными пластиковыми бутылками.

Учимся шнуровать

Цель - практика нанизывания бусин различного размера, цвета и формы?

Необходимые материалы: шарики различной формы, цвета и размера, нитка.

Что это дает?

Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, умение сортировать.

Возраст - мы играем в эту игру с 1 года.

Учимся брать предметы зажимом

Цель — тренируемся брать зажимом кубики разного цвета и расфасовывать по разным ячейкам.

Необходимые материалы:

зажим, разноцветные кубик.

Что это дает? Развитие концентрации внимания, координация глаз и рук, умение сортировать.

Возраст — в эту игру можно пробовать играть с 2 лет.

Тренируемся переливать воду

Что это дает?

Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.

Учимся переливать из одной большой емкости в 2 маленьких

Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.

Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в Монтессори магазинах или просто использовать старую одежду.

Что это дает?

Обучение самостоятельности, координация движений рук.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Учимся переливать воду из одной емкости в другую при помощи шприца без иглы или пипетки

Описание — покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.

Что это дает?

Тренировка координации движений, ловкость рук.

Возраст - в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Учимся брать ситечком плавающие предметы


Описание — практика вылавливания шариков из-под настольного тенниса маленьким ситечком и ложкой. Наполните одну миску водой и опустите в нее несколько шариков из-под настольного тенниса, покажите малышу, как можно вылавливать шарики

ситечком и переносить их в пустую миску.

Необходимые материалы:

2 миски, несколько шариков из-под настольного тенниса, ложка, маленькое ситечко, губка.

Что это дает?

Кроме того, для игры можно использовать не только шарики, но и купить набор, например, морских обитателей и предложить малышу вылавливать их.

Учимся переливать воду в бутылку с узким горлышком при помощи воронки и кувшина

Описание — тренировка переливания воды при помощи воронки и кувшина.

Необходимые материалы:

бутылка с узким горлышком, кувшин, воронка, губка.

Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 5 месяцев.

Учимся пересыпать макароны из одной емкости в другую.

Описание — покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.

Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).

Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.

Учимся открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки

Описание -покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.

Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в монтессори магазинах или просто использовать старую одежду

Что это дает? Обучение самостоятельности, координация движений рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.

Играем в рамки-вкладыши (Знакомство с формами)

Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.

Играем в рамки-вкладыши

(Знакомства с формами и частями).

Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами и частями.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.

Что это дает? Тренировка координации движений, ловкость рук.

Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1года и 5 месяцев.

Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие паззлы, таким образом, малыш знакомиться не только с различными формами, но и дикими и домашними животными, цифрами, домашним и сельским хозяйством, сказками и т.д.

Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными формами-вкладышами.


Знакомство с домашними животными

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием.

Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему »!

Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми » предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку.

Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть».

Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой.

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад.

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать.

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно! Особенно, если это ролевые игры.

Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы и сделать семью по-настоящему дружной! В этой статье мы расскажем, как следовать этой системе воспитания у себя дома...

Наверняка многие из родителей, особенно мамы, уже не раз слышали о методике детского воспитания, при которой малыш сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только в крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми поражает! Детки учатся быть самостоятельными, принимать решения, прислушиваться к себе, брать ответственность за свои действия, а это приносит радость в каждую семью и конечно же сплачивает ее.

Немного из истории: Мария Монтессори, основательница метода, педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с обычными ребятами приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.

Также в поддержку метода стоит сказать, что многие известные сегодня на весь мир люди воспитывались по системе Монтессори. Среди них основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia, принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.

Итак, приступим к изучению!

Основные принципы

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них- сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
  3. Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
  6. Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).

И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет.

Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым!

Третье звено метода - педагог . Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке. Обратите внимание, на важную особенность метода - ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» .

Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.

12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

4. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Создайте условия!

Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом. Для этого мы сделаем специальные зоны.

Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:

Зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);

Зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;

Зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;

Зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;

Зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;

Зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.

Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны - это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!

Один день по системе Монсессори

Как часто мы говорим своим детям: «Ты еще маленький для этого», «давай я сделаю за тебя»? Но задача любого любящего родителя научить ребенка справляться с задачами самостоятельно. Все, что вам надо, это подготовить нужные зоны, доступные для малыша, и показать, как в них работать.

Лучше всего понять суть методики можно только на примере. Давайте рассмотрим ваш примерный день вместе с ребенком по системе Монтессори. Вы удивитесь, как все просто!

8.00 Вся семья проснулась и готова к насыщенному совместному дню! Но прежде, нужно сделать несколько важных вещей! Первое - переодеться. Вы без особых усилий откроете большой и высокий шкаф с одеждой и достанете ее. Но сможет ли это ребенок? Конечно, нет. Поэтому перед кроватью вашего чадо поставьте небольшой стульчик, на котором его будет ждать одежда для переодевания. Вместо стула можно использовать детский шкаф с низкими полочками, если у вас есть такая возможность.

8.10 Теперь самое время для утренних процедур. Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно садиться на унитаз, поставьте для него горшок в туалетной комнате. Так ребенок будет четко знать, что ходить в туалет нужно только в специальное место. В ванной комнате у малыша должна быть своя низкая полочка с его зубной пастой и щеткой, чтобы он в любой момент мог сам сделать все необходимое. Старайтесь поначалу чистить зубы вместе. Пусть мама или папа покажут малышу, что нужно делать. Если у него выходит что-то не так, не спешите его одергивать. Он только учится и смотрит на вас.

8.20 Теперь идем на кухню, готовить и кушать завтрак, ведь впереди у вас столько важных дел! Лучше всего готовить всей семьей. Ведь вовлекая в процесс всю семью, вы становитесь дружнее и даете хороший пример ребенку. Утро, конечно, стоит начать с каши, которая должна быть приготовлена из качественной крупы. Например, от торговой марки «Царь» . Она предлагает большой выбор полезных и вкусных каш на самый разнообразный вкус любого члена семьи.

Например, сегодня у вас на завтрак будет самая вкусная и полезная каша для завтрака из трех злаков с фруктами от «Царя» . Пока папа накрывает на стол, пусть мама вместе с малышом пересыпят крупу из пакета в кастрюлю. Покажите ребенку, как правильно держать ложку и насыпать кашу. После этого дайте стакан с водой и позвольте налить его в кастрюлю. Ребенка можно также стоит обучить накрывать общий стол.

9.20 Завтрак закончен, и теперь нужно убрать за собой. Малыш должен учиться убирать свое место самостоятельно. Пока папа и мама собирают свои тарелки со стола, ребенок делает то же самое. Когда посуда помыта, дайте малышу полотенце, чтобы вы вместе вытерли кухонные принадлежности и убрали их на место.

9.40 Скорей всего, после еды ваш малыш захочет немного отдохнуть, а потом заняться своими делами. Не стоит торопить его или заставлять заниматься тем, что кажется лучшим вам. Пусть ребенок сам выбирает нужную для себя зону.

Не ограничивайте малыша во времени, пусть он занимается с выбранной вещью столько, сколько считает нужным. Вы лишь можете незаметно поправлять его, если он что-то делает не так (например, играет и случайно рвет книгу) объяснять, как сделать желаемое для малыша действие правильно, придумывать варианты игры и рассказывать о свойствах каждого предмета. Но выбор дела останется за ребенком. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.

Главное, помните важный принцип: поиграл - убери за собой . Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.

Кстати, мы настоятельно советуем вам сделать зону сенсорного развития! Она хорошо развивает моторику у детишек, которая так важна для дошколят, готовящихся пойти в первый класс. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро, а лучше несколько, с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки. Правда, выбрать для этого нужно качественную крупу, которая производится и хранится по всем правилам. Крупы от торговой марки «Царь» , одного из старейших производителей зерна в России, бережно и правильно собираются, перерабатываются и хранятся в соответствии со всеми высокими стандартами, поэтому вы можете быть уверены в качестве злаков.

* Советуем также сделать для ребенка творческую среду. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду (а в ассортименте торговой марки «Царь» вы найдете большой ассортимент макаронных изделий разных форм). А из манки, гречки или риса сделать прекрасные картины.

* Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!

12.00 Игры могут занять много времени и сил, поэтому не забывайте пообедать. Пусть малыш снова станет вашим помощником на кухне: накроет на стол, достанет продукты из холодильника.

13.00 Теперь самое время отдохнуть и набраться новых сил!

15.00 После отдыха нужно снова немного подкрепиться и отправиться на прогулку! Отличным вариантом полдника станут, например, вкусные кукурузные хлопья от торговой марки «Царь» с кефиром, молоком или йогуртом. В ассортименте «Царя» есть множество видов хлопьев, которые понравятся любому ребенку. Дайте возможность малышу самому налить кефир/йогурт в тарелку и насыпать хлопья. Если малыш прольет или просыплет что-то, покажите ему, как правильно убирать за собой. Вначале, вполне возможно, у ребенка это будет получаться не очень ловко, но со временем он научиться делать это не хуже взрослого, а главное у него появится уверенность в собственных силах.

15.30 После трапезы собираемся гулять. Малыш должен знать, где у него лежат теплые вещи, и быть в состоянии самостоятельно их достать. Родителям лишь стоит подсказать ребенку, что нужно надеть. Тут снова пригодится небольшой детский вещевой шкаф, комод или полка.

Не должно быть проблем и с верхней одеждой ребенка. Попросите папу сделать в шкафу крючок, полку или вешалку на уровне рук ребенка. Он должен уметь самостоятельно брать свой осенний комбинезон, пальто или пуховик. Когда все одеты, отправляйтесь гулять, и позвольте малышу на улице заниматься любимыми делами.

18.00 После интересной осенней прогулки пора домой, раздеваться, сушить вещи и кушать. Малыш также самостоятельно должен раздеться и положить вещи на свое место. Если что-то нужно сушить, объясните ребенку и покажите, как и где это можно сделать. А теперь готовимся к ужину. Например, вы хотите сделать макароны с котлетами. Доверьте ребенку, например, разламывать спагетти для варки или насыпать в кастрюлю рожки, дайте ему из фарша сделать свои небольшие котлетки. Не забывайте, что еда должна быть полезной. Если вы выбираете макароны, остановите свой выбор на макаронных изделиях от «Царя» , которые сделаны из твердых сортов пшеницы и сохраняют множество полезных микроэлементов.

19.30 После ужина ребенок, конечно, захочет снова поиграть. Он это заслужил, ведь он вам так хорошо сегодня помогал. Включайтесь вместе с ним в процесс игры, но ни в коем случае не руководите ее ходом. Поделитесь всей семьей своими впечатлениями за день. Пусть малыш слышит речь, учится говорить, выражать свои мысли, пусть он будет с вами наравне.

20.30 Пора начинать готовиться ко сну. Попросите малыша убрать все игрушки на место и расстилать постель. Подскажите ребенку, куда стоит убрать покрывало. Теперь отправляйтесь чистить зубы или попросите ребенка сделать это самого (помните, ведь все банные принадлежности находятся в доступности для него).

21.00 Идем спать. Ребенок обязательно должен самостоятельно переодеться в одежду для сна, а домашние вещи положить на свое место (в шкаф или на полку). Родителям остается пожелать ему спокойной ночи. И очень хорошо, в качестве доброй традиции, читать перед сном детские книги.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори - это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

И большим помощником в ваших домашних делах станет продукция от торговой марки «Царь»! Торговая марка «Царь» - это традиции качества с 1898 года. В богатых традициях русской кухни, которые мы соблюдаем и преумножаем, есть важный принцип простоты и пользы. Он объединяет наших покупателей из разных стран, всех тех, кто желает быть здоровым и успешным. Пусть в вашей семье всегда соблюдаются традиции совместных трапез и семейных обедов, а «Царь» всегда поможет вам в сохранении семейных принципов! Ведь те, кто думают о здоровье и благополучие своей семьи, выбирает продукцию ТМ «Царь». Найти продукты, полезные для всей семьи, вы можете на нашем сайте!

Конечно, в рамках одной статьи мы не сможем рассказать вам об этой замечательной методике абсолютно все, что нам бы хотелось. Откройте для себя книги самой Марии Монтессори, например, можно начать с чтения бестселлера «Впитывающий разум ребёнка», он, безусловно, будет полезен абсолютно всем родителям.

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях -

Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно потребуются в дальнейшей жизни. Упражнения по методике Монтессори малыши выполняют с большим удовольствием, ведь они полностью вовлечены в этот увлекательный процесс, проходящий в игровой форме.

Монтессори всегда подчеркивала значение стимулов для развития соответствующих органов чувств человека. Когда ребенок проходит в своем развитии через сенсорные периоды, крайне важно, чтобы в окружающей его среде он встречал соответствующее занятие. Например, если мы хотим развивать музыкальный слух - нам нужен как минимум музыкальный инструмент, а для развития цветового зрения абсолютно необходимы цветные карандаши и краски.

В классе, где дети занимаются по методике Монтессори, основная масса так называемых сенсорных материалов располагается рядом с зоной повседневной жизни. Как и бытовые упражнения, сенсорные занятия идут в русле основной последовательности обучающих шагов: от конкретного - к абстрактному, от развития руки - к развитию мозга, от двигательных и сенсорных упражнений - к , от действий - к умению выражать мысли.

В сенсорных упражнениях с материалами Монтессори нередко выделяется одно какое-то чувство с последующим усложнением взаимосвязанных обучающих материалов: например, изучение цвета может начинаться с трех основных цветов, постепенно мы перейдем к семи цветам радуги - к оттенкам основных цветов, к умению их сочетать и получать новые разновидности цветовых решений. Поэтому в наших занятиях с малышом по мере его взросления и освоения определенных умений мы всегда Можем перейти к новой деятельности на основе уже хорошо освоенной, включив свою фантазию и привлекая все новые и новые домашние дела.

Вспомните слова Марии Монтессори: «Наблюдайте за своим ребенком и идите навстречу его потребностям»!

Никогда не заставляйте ребенка делать то, что хотите вы, - он имеет право на свое мнение. Важно, чтобы он был свободен в изучении материала и мог творить самостоятельно.

На этой странице вы узнаете, как заниматься с детьми по системе Монтессори, чтобы привить им различные навыки.

Занятия с элементами программы Монтессори на развитие слуховой памяти

Проверьте, умеет ли он выделять отдельные звуки? Удается ли ему сортировать звуки по их характеристикам (высокий - низкий, короткий - длительный, звуки птиц - звуки насекомых и т. п.).

Упражнение Марии Монтессори «Звуковое лото» рекомендуется ваыполнять с детьми 3-4 лет.

Цель занятия - развитие слуховой памяти, умения сортировать по звуку.

Для этого занятии с детьми по методике Монтессори потребуется:

  • несколько больших карт лото с изображениями различных предметов и животных, которые издают какие-то звуки (например, свинья, корова, самолет, поезд, пылесос, птичка, собака, кошка и т. д.). Можно использовать карты лото, купленные в магазине или сделанные вами;
  • набор маленьких карточек с картинками, соответствующими изображениям на больших картах.

Как выполнять задание по программе Монтессори (число игроков ограничено числом больших карт лото):

  1. Раздайте большие карты детям и себе. Маленькие карточки должны лежать на столе рисунком вниз.
  2. Начните игру, выбрав одну маленькую карточку. Поверните ее лицевой стороной к себе и воспроизведите звук, характерный для изображенного на ней животного или предмета.
  3. Попросите ребенка догадаться, что это такое. Если он угадал, он может взять карточку и закрыть ею соответствующий рисунок на своей большой карте лото.
  4. Затем ребенок тоже берет маленькую карточку из кучки и повторяет ваши действия. Вы отгадываете, но если на вашей большой карте нет соответствующего рисунка, верните карточку под низ горки из маленьких карточек.

Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте.

Контроль - зрительный (сопоставление рисунка со звуком).

Во время занятия по системе Монтессори удостоверьтесь, что ребенок знает названия предметов и животных. Для этого данную игру можно сначала использовать с целью ознакомления ребенка с разными предметами и животными и лишь затем - для изучения издаваемых ими звуков.

Кстати, изготовление вместе с ребенком больших и маленьких карточек в ходе подготовки к игре даст вам возможность повторить с ребенком названия всех изображенных на них зверей, птиц, машин и пр., а также познакомиться с новыми персонажами.

Расширение деятельности:

  • Вы можете использовать вместо маленьких карточек миниатюрные копии машин, фигурки животных, птиц и т. п. В этом случае ребенок учится сопоставлять двухмерное и трехмерное изображения.
  • Следующим шагом может стать переход к сортировке по признаку «живой - неживой», «двуногие - четвероногие», подсчет количества животных, птиц, предметов и т. п.

Упражнение для обучения детей азам математики по системе Монтессори

Проверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать?

Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет.

Цель занятия - научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой.

Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:

  • первый набор - с прямыми сторонами (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • второй набор - с изогнутыми сторонами (круг, овал и др.);
  • третий набор - со смешанными сторонами - прямыми и изогнутыми (полукруг и т. д.).

Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой - цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый - для второго и синий - для третьего.

Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше.

В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 - тонкими.

Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах.

Вариант 1 - ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).

  1. Показываем малышу две разные фигуры, максимально отличающиеся по форме: «Это - круг», «Это - квадрат». Обязательно обводим контур указательным и средним пальцами и предлагаем ребенку повторить наши действия.
  2. Обращаясь к ребенку, просим его: «Дай мне квадрат», «Дай мне круг» (как правило, сначала просим дать ту фигуру, которую показывали последней).
  3. Если ребенок правильно выполняет наше задание, спрашиваем его: «Что это?»

Вполне возможно, что малыш готов к дальнейшей работе, и мы можем дополнить число изучаемых фигур третьей и четвертой фигурами.

Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время.

Вариант 2 - для детей, знающих названия основных геометрических фигур.

  1. Выложите все наборы геометрических фигур вперемешку на стол, белой стороной вверх.
  2. Попросите ребенка ощупать фигуры со всех сторон и разложить их на три группы.
  3. Когда он сделает это, переверните карточки. Если в каждой группе цвета одинаковые, значит, геометрические фигуры были рассортированы правильно.

Вариант 3 - для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь.

Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию - прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.

Для проверки правильности выполнения задания ребенок совмещает отдельные геометрические фигуры с нарисованными и контролирует себя по цвету их обратных сторон, переворачивая геометрические фигуры.

При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек.

Упражнение с материалом Марии Монтессори на развитие осязания

Проверьте, может ли ребенок на ощупь отличить ткани различного качества (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и пр.).

Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет.

Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания.

Что нам нужно:

  • Четыре одинаковые большие игровые карты из картона, разделенные на восемь квадратов. На каждый из них наклеено по восемь кусочков одного материала определенного цвета (например, большая карта № 1 - красный велюр, большая карта № 2 - синий шелк, большая карта № 3 - зеленый хлопок, большая карта № 4 - желтая шерсть), отличающиеся друг от друга по форме (треугольник, круг, квадрат, овал, звезда, ромб, прямоугольник, трапеция).
  • Тридцать две индивидуальные маленькие карточки. На каждой из них приклеено по одной геометрической фигуре из материала, соответствующего по качеству и цвету одному из использованных для оформления больших карт.
  • Подобную игру можно купить. Чтобы сделать ее дома, вырежьте два одинаковых комплекта геометрических фигур из четырех сортов материала разного цвета, по восемь фигур каждого цвета. Всего получится 64 фигуры, отличающиеся друг от друга по качеству материата, цвету и форме. Наклейте по одному набору из восьми фигур одинакового цвета на каждую из четырех больших карт. Приклейте второй набор форм к 32 плотным индивидуальным карточкам.

Для детей более младшего возраста можно сделать одну большую игровую карту и один набор из восьми маленьких карточек, используя наждачную бумагу.

Как выполнять упражнение (для четырех человек):

  1. Каждый игрок выбирает большую карту. Соответствующие маленькие карточки располагаются перед нею лицевой стороной вниз.
  2. Одного игрока просят определить на ощупь фигуру на индивидуальной карточке, а затем найти соответствующую форму на большой карте. Чтобы ребенок не подглядывал, переверните карточку «вниз лицом» или завяжите ему глаза мягкой повязкой.

Контроль - зрительный (совпадение формы геометрических фигур).

Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний.

Расширение деятельности:

Вариант 1

Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты.

Вариант 2

Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ.

Задание по методике Мнтессори на развитие зрительной памяти и мелкой моторики

Занятие с детьми «Вспоминайка» по методике Монтессори проводится с детьми 5-6 лет.

Цель упражнения - , а также тактильной чувствительности и координации движений мышц пальцев рук (мелкой моторики).

Для этого занятия по программе Марии Монтессори потребуется:

  • Одна игровая доска с 48 отверстиями, прикрытыми дисками.
  • Восемь «командных» карт, на каждой из которых изображены вперемешку два тематических набора из 24 разных предметов каждый - геометрических фигур и игрушек, цветовых комбинаций и музыкальных инструментов, узоров и транспортных средств, чисел и животных и т. д. «Командная» карта вдвигается под отверстия игровой доски по боковым пазам на нижней стороне доски.
  • В случае если не удастся купить эту игру, попробуем сделать самостоятельно ее упрощенный вариант. Для этого будем использовать только большие карты, разбитые на 48 квадратов, с наклеенными на них 48 картинками по вышеописанному принципу. Закрывать картинки во время игры можно чистыми белыми маленькими карточками, которые станут впоследствии отмечать выигранные очки.
  • Уровень трудности игры должен постоянно возрастать: одни карты пригодны для младших детей, другие - для шестилетних и более старших.

Как проводить занятие с элементами методики Монтессори (для двух и более человек):

  1. Выберите командную карту и введите ее в пазы на доске.
  2. Каждый игрок по очереди открывает два отверстия одновременно и рассматривает в них картинки.
  3. Если две картинки не соответствуют друг другу по теме, диски должны быть возвращены на места, ход переходит к другому игроку, а все остальные пытаются вспомнить расположение картинок.
  4. Если картинки образуют тематическую пару, игрок должен ее назвать. Затем он может отложить диски - это его набранные очки - и продолжает игру.

Как вы уже догадались, главная задача упражнения- постараться все время открывать картинки, образующие тематические пары (например, «одежда», «транспорт», «птицы» и т. д.), и таким образом набрать наибольшее количество очков.

Занимаемся с бумагой по методике Монтессори

Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно отрывать кусочки бумаги? Может ли пользоваться ножницами, чтобы отрезать часть листа или вырезать какую-то понравившуюся картинку?

Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет.

Цель урока - улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса.

Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:

  • папиросная бумага,
  • старые журналы и газеты,
  • детские ножницы с закругленными концами.

Как заниматься:

  1. Покажите ребенку, как надо складывать газеты или отдельные страницы старых журналов двумя руками, затем - как надо потянуть и оторвать (используя «рабочую» руку- т. е. ту, которой он привык работать). Позвольте ему рвать газеты на кусочки столько, сколько ему хо-чется.
  2. Когда он освоит это занятие, покажите ему, как отрезать полоски и квадраты ножницами.

Зрительный контроль - аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги.

Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).

  • Ребенок должен знать - ножницы острые.
  • Газеты и старые журналы удобнее использовать, так как их бумага обычно очень тонкая и ребенок может с ней легко справиться.
  • Ребенок должен уметь переносить ножницы, аккуратно подавать их другому человеку.

Расширение деятельности:

  • Понадобится клей и более плотная бумага для наклеивания рисунков.
  • После того как приготовлена внушительная стопка нарезанной бумаги, предложите ребенку нарисовать контур дома или дерева, а затем покажите, как наклеивать заранее заготовленные клочки оторванной или отрезанной бумаги. По мере тренировки картинки могут становиться более сложными по рисунку и форме.

Занятие аппликацией по методу Монтессори

Обучение детей выполнению аппликаций по системе Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.

Выполняя коллаж своими руками, ребенок получает истинное удовольствие. Здесь полный простор для творчества, потому что разнообразие используемых материалов производит различный эффект.

Для этого занятия по методу М. Монтессори потребуются:

  • Основные материалы - клей (желательно клей-карандаш), картон, плотная бумага, дерево, пробка, бумажные тарелки или большой кусок ткани.
  • Набор сопутствующих материалов типа папиросной, декоративной или оберточной бумаги, тесьмы, шнуров, тканей (хлопчатобумажных, шерстяных и пр.). В действительности пригодно все, что вы собирались выбрасывать.
  • Иногда нужны дополнительные скрепляющие материалы (клейкая лента - скотч, скрепки).

Как выполнять упражнение:

  1. Сначала пусть ребенок освоит наклеивание отдельных материалов на бумагу.
  2. Затем предложите ему нарисовать контур, скажем, птицы, или более сложную картинку типа сада или даже геометрический узор.
  3. Предложите ему заполнить середину картинки, наклеивая туда разные материалы (подбирая их по цвету и качеству материала).

Посмотрите видео «Уроки Монтессори», чтобы лучше понять, как заниматься с детьми по методике итальянского педагога:

Занятие шитьем с детьми по методике М. Монтессори в домашних условиях

Занятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет.

Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву).

Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение.

Что потребуется:

  • набор больших игл - не слишком тупых, так как это может затруднить шитье, и ребенок бросит его. (Кстати, родители, использующие метод Монтессори, не боятся давать детям острые иглы.):
  • набор хлопчатобумажных и шелковых ниток:
  • плотный материал типа фетра или льна.

Как выполнять такое задание по методике Монтессори:

  1. Сначала покажите ребенку, как класть простые стежки, позже - более сложные, типа «крестик», «вперед иголку», Как пришить пуговицу.
  2. Постарайтесь, чтобы ребенок изготовил предметы, необходимые вам в домашней работе, и всегда пользуйтесь его изделием у него на глазах.

Аппликация и работа с лоскутками - это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить.

Занятие дома по системе Монтессори с плавающими и тонущими предметами

Проверьте, знает ли ребенок, что предметы можно сортировать по степени плавучести? Может ли он назвать предметы, которые плавают по поверхности воды, и предметы, которые тонут? Помогите ему узнать об этом на примере, скажем, фруктов, овощей или различных игрушек, поместив их в воду в ванне или в тазике.

Занятия дома по методу Монтессори с плавающими и тонущими предметами проводятся с детьми 3-4 лет.

Цель - помочь ребенку запомнить, какие предметы плавают, а какие - тонут.

Что такого упражнения по методу Монтессори понадобятся:

  • Большой лист бумаги, на котором нарисован таз с водой, и набор картинок, изображающих предметы, которые можно было бы использовать в эксперименте.

Как выполнять задание:

  1. Попросите ребенка выбрать одну за другой картинки и расположить их сверху нарисованной воды или у дна таза в зависимости от того, что он знает о способности этих предметов плавать или тонуть.
  2. Если он что-то сделает неверно, покажите ему на примере настоящих предметов, плавают они или тонут, а затем сыграйте с этими же картинками на следующий день.

Перед началом такого занятия по программе Монтессори в домашних условиях убедитесь, что ребенок умеет работать с водой, защитите его от намокания специальным водонепроницаемым фартуком.

Расширение деятельности:

  • Эта деятельность позволяет сортировать предметы по материалу, из которого они изготовлены (и заодно уточнять, что деревянные предметы обычно плавают, а металлические тонут). Далее эти же предметы можно пересчитывать, чтобы потом узнать, сколько из них утонуло (переходим к математике!)

Развивающее обучение по методу Монтессори: занятие по анатомии

Обучение азам анатомии по методике Монтессори проводится с детьми 4-5 лет.

Цель - помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела.

Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:

  • Очень большой лист картона - по размеру больше, чем наш ребенок.
  • Несколько болтиков или других подобных вещей для скрепления вырезанных частей между собой.
  • Бельевая резинка и ручка.

Как выполнять задание:

  1. Расскажите ребенку об основных частях человеческого тела. Затем спросите его, чем он может двигать, а чем - нет. Объясните ему, что такое сустав, и попросите его найти все суставы на руках, ногах, кистях рук, стопах и т. д.
  2. Обведите контур его тела и вместе с ним на рисунке отметьте, где на теле располагаются суставы.
  3. Разрежьте рисунок в местах расположения суставов, а затем опять соедините части вместе с помощью креплений и резинок.
  4. Когда это сделано, расскажите о его позвоночнике и свяжите это с игрой по классификации животных. Ребенок должен понять, что он тоже относится к позвоночным животным.

Как заниматься с водой по методике Монтессори

Опыты с водой на кухне проводятся с детьми 5-6 лет.

Ребенок будет свидетелем разных температурных воздействий на воду и действительно увидит, что вода может быть твердой, жидкой или газообразной. «Кухонные опыты» заставят его наблюдать и спрашивать, а именно это требуется при дальнейшем обучении в школе. Они также помогут понять круговорот воды в природе и его воздействие на изменение погоды, а это - шаг к постижению географии.

Для такого домашнего занятия по методу Монтессори потребуется:

  • Восемь пустых банок, чтобы приготовить «термические банки Монтессори».
  • Заполните две банки холодной водой, две - прохладной, две - теплой и две - горячей (но такой, чтобы не обжечься).
  • Водный термометр.
  • Чайник и форма для замораживания льда для второй стадии опыта.
  • Рисунок, поясняющий круговорот воды в природе.

Как выполнять упражнение:

  1. На первой стадии ребенок знакомится с температурой. Попросите его закрыть глаза, пощупать банки и поставить их по парам, т. е. две рядом с холодной водой, две - с прохладной, две - с теплой и две - с горячей.
  2. Объясните ему, как вы изменяете температуру воды. Если у вас есть водный термометр, измерьте температуру воды попытайтесь определить температуру кипения и температуру замерзания воды.
  3. Покажите ребенку, как при нагревании чайника, когда вода достигает температуры кипения, она превращается в пар, который улетучивается, как газ. Убедитесь, что он твердо усвоил - пар всегда поднимается вверх и никогда не опускается вниз.
  4. Налейте немного воды в формочку для приготовления льда и заморозьте ее. Покажите ребенку, как вода превратилась в лед и стала твердой. Обсудите с ним температуру замерзания, при которой образовался лед.
  5. Продолжайте объяснять круговорот воды в природе, используя рисунок: каждый день солнце нагревает воду в реках и озерах, и часть воды испаряется (превращается в газ). Этот пар поднимается подобно пару над чайником. По мере подъема вверх он остывает и образует крохотные капельки воды, из которых формируются облака. Постепенно капельки увеличиваются в размерах и возвращаются на землю дождем. Когда достаточно холодно, дождь выпадает в виде снега или града. На земле круговорот воды начинается снова.

Занятия с детьми по системе Монтессори для ознакомления со здоровой пищей

«Пищевая игра» проводится с детьми 5-6 лет.

Цель игры - дать малышу знания об основных группах пищи, которая нужна человеку; сформировать понятие о здоровой пище.

Что потребуется:

  • Большой лист бумаги.
  • Картинки, изображающие разную пищу. Мы можем вырезать их из журналов или нарисовать вместе с ребенком.
  • Двусторонняя прозрачная клейкая лента (скотч).

Как заниматься:

  • Разделите лист бумаги на семь частей и озаглавьте каждую из них названиями разных групп пищи: фрукты и овощи, мясо, молоко и молочные продукты, хлеб, крупы, масло и сахар.
  • Каждый раз, поев, обсудите, что вы ели, выберите соответствующую картинку и приклейте к вашей таблице.
  • В конце дня вы можете обсудить вместе, что вы ели, и решить, что вам нужно еще на следующий день.

Расширение деятельности:

  • Наша кухня - замечательное место для знакомства с математикой: о форме предмета и его площади ребенок узнает, подбирая крышку для нужной кастрюли.
  • Измерение длины, веса, объема - все это легко сделать дома. Например, готовя пищу, можно с ребенком пересчитать, измерить и взвесить необходимые продукты-это его первый шаг к науке.
  • Дети постарше могут готовить простые блюда самостоятельно от начала до конца. Они узнают разницу между весом и объемом, познакомятся с такими понятиями, как грамм, килограмм, литр и т. д.
  • Положим мерную кружку или весы на стол перед глазами малыша, чтобы он четко видел шкалу, и позволим ему отмерять для нас ингредиенты. В результате пяти- и шестилетние дети легко сориентируются, если им надо добавить половину или треть к уже имеющемуся количеству.
  • Знакомство малыша с вычитанием тоже произойдет без проблем, если мы намеренно положим слишком много продукта и попросим его отложить часть, чтобы было правильно.

Упражнение по системе Монтессори для подготовки ребенка к школе

Проверьте, знает ли ребенок основные понятия, относящиеся к теме «время»? Сопоставляет ли он понятия «утро», «день», «вечер» и «завтрак», «обед», «ужин»?

Это упражнение по системе Монтессори для можно выполнять начиная с 3-летнего возраста.

Цель - дальнейшее развитие чувства времени.

Что потребуется:

  • Длинный лист бумаги, примерно 30 см шириной, разделенный на части вертикальными линиями. В каждой части напишем время - начиная, скажем, с 7.00 и, кончая временем, когда ребенок идет спать. Нарисуем еще и часы.
  • Карандаши и фломастеры.
  • Клей-карандаш или клейкая лента (скотч).

Как выполнять упражнение:

  1. Попросите ребенка нарисовать картинку, как он сам встает или завтракает утром. Поговорите с ним, что он будет делать после завтрака, и постепенно напомните ему, что после завтрака он идет в детский сад, играет в парке (в саду), обедает, идет домой, ходит в магазин за покупками, пьет чай, смотрит телевизор, читает сказки, моется, ужинает и ложится спать. Когда ребенок все это вспомнит, он может нарисовать нужные картинки.
  2. Приклейте эти картинки на вашем распорядке дня под соответствующим временем.
  3. Прикрепите распорядок дня в его комнате или там, где ребенок будет часто смотреть на него и вспоминать, что ему ещё надо сделать.

Постарайтесь отметить все основные моменты ежедневной жизни ребенка, чтобы он впоследствии мог сам себя контролировать.

Расширение деятельности:

Можно сделать стрелки из плотной бумаги (или картона) и прикрепить их к циферблату (например, маленьким стержнем) так, чтобы они могли вращаться и показывать определенное время.

Упражнение для детей на тему «Распорядок дня»

Упражнение на тему «Распорядок дня» можно выполнять с детьми 4-5 лет.

Этот вариант основной модели «Распорядок дня» поможет ребенку почувствовать связь между событиями в его жизни.

Часто в этом возрасте все, что уже произошло, отмечается как «вчера», а все, что будет, - как «завтра». Время является наиболее сложным понятием для ребенка. Чем больше вы будете экспериментировать и обсуждать, тем лучше.

Что потребуется:

  • Большая полоса бумаги, разделенная на шесть частей.
  • Хотя предполагается, что вы будете начинать работать с четырех-пятилетним ребенком, вы постепенно продолжите занятия с ним - значит, нужно шесть частей. Каждая часть представляет один год из жизни ребенка.
  • Набор фотографий малыша - с момента рождения до настоящего времени.
  • Клей или скотч.

Как выполнять задание:

  1. Выберите фотографии, которые ясно показывают малышу, как он изменился за прошедшие годы.
  2. Приколите или приклейте фотографии на «распорядке жизни» в соответствующем месте. Расскажите ребенку о нем самом, когда он был младенцем, и позвольте ему задавать вопросы.

Занятия с детьми на тему «Связь событий»

Упражнение « Изменение жилища человека» выполняется с детьми 5-6 лет.

Цель - помочь ребенку понять связь событий; заставить его думать об изменениях, которые происходят с течением времени, о причинах этих изменений.

Что потребуется:

  • Длинная полоса бумаги - например, вполне подходят старые обои, разрезанные пополам. Разделите бумагу, по меньшей мере, на шесть или семь частей и обозначьте эти части столетиями и годами.
  • Рисунки, изображающие соответствующие типы жилья: например, пещера, хижина, землянка, изба, топящаяся по-черному, древнеримская вилла, средневековый замок, кремль, боярский терем, здания эпохи классицизма, ранних 1900-х годов и современный дом. Можно использовать готовые рисунки или срисовать необходимое из книг.
  • Клей или клейкая лента.

Как выполнять упражнение:

  1. Начните с разговора о вашем собственном доме и необходимых вещах. Например, мы все спим на кроватях, готовим пищу каждый день, умываемся.
  2. Покажите ребенку собранные вами картинки и спросите его, заметил ли он какие-либо различия между тем, как готовил пищу пещерный человек, и тем, как готовим ее мы. Очень важно, чтобы ребенок сам заметил сходство и различия.
  3. Теперь продолжайте разговор, почему они готовили пищу иначе, чем мы, и, возможно, вы коснетесь некоторых важных изобретений, которые делают современную жизнь такой комфортной и легкой. Например, жизнь резко изменилась после изобретения электричества. Впервые электрические лампочки были использованы в 1879 г., холодильники - в 1879 г электроутюги - в 1882 г., первая электроплита - в 1889 г. электротостер - в 1909 г., электрочайник - не позднее 1923 г. и электрическая посудомойка - в 1899 г.

Эта игра может быть связана с посещением музея, которое бы сделало все эти исторические события очень наглядными для ребенка.

Упражнение с детьми на развитие пространственного воображения и памяти

Проверьте, знает ли он, какие комнаты есть в вашем доме (квартире) и что вы можете увидеть в них.

Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет.

Цель - развитие пространственного воображения и памяти.

Что потребуется:

  • Большой лист бумаги.
  • Картинки, нарисованные ребенком или вырезанные из журналов, с изображением различной мебели, например кровати, кресла, стола, а также кухонной плиты, холодильника и т. д.
  • Фломастеры или карандаши.
  • Клей или клейкая лента.

Как выполнять задание:

  1. Нарисуйте план квартиры или дома (возможно, с сараем или гаражом). Выделите комнаты, как в вашем доме.
  2. Обсудите с ребенком, какие комнаты есть в вашем доме и что вы можете увидеть в них.
  3. Предложите ему нарисовать или выбрать картинки с мебелью для каждой комнаты и прикрепите их к схеме в нужной комнате.

Зрительный контроль - пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.

Обратите внимание на расширение словарного запаса ребенка при знакомстве с новыми для него названиями. Постарайтесь почаще так строить свой разговор с ним, чтобы он постоянно употреблял новые слова.

Расширение деятельности:

  • Летом вы можете перейти к составлению плана дачи и дачного участка.
  • Если вы побываете в гостях у родственников, повторите эту игру, нарисовав план их квартиры или дома, а при повторном визите проверив правильность выполнения задания.

Занятие на тему «Дом, в котором я живу»

Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет.

Цель - помочь малышу получить представление, как живут другие люди.

Что потребуется:

  • Набор картинок с изображением различных типов домов (таких как иглу, дом-лодка, деревенский дом в средней полосе России, хижина в тропиках и пр.) и их обитателей (эскимосов, индейцев, аборигенов Африки и др.).
  • Подобный набор с изображением домов животных (например, гнездо птицы, муравейник и т. д.) и соответствующих животных.
  • Все картинки должны быть размещены на карточках.

Как выполнять упражнение:

  1. Поговорите о разных типах домов. Опишите, из чего они сделаны, где их можно увидеть, как давно они могут быть построены, как они называются. Посмотрите, как много существует разных типов домов.
  2. Затем покажите ребенку изображения разных типов домов и людей. Попросите его определить, кто из людей живет в каком доме.
  3. Свяжите это с типами домов, в которых живут животные.
  4. Поиграйте с карточками, подбирая животных и людей к их домам.

Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:

Статья прочитана 6 612 раз(a).

О знаменитой методике Монтессори написано уже тысячи статей, ее польза для раннего развития не подвергается сомнению, но многие мамы по-прежнему считают ее слишком сложной для самостоятельного изучения. И напрасно! Мы расскажем вам 48 идей для самостоятельных занятий по этой методике.

Мария Монтессори – педагог и медик из Италии. Автор популярной обучающей методики для детей, в основе которой простой и понятный принцип: каждый ребенок должен иметь свой «план развития», малыша нельзя критиковать, наоборот, он учится сам замечать и исправлять свои ошибки.


Для развития мелкой моторики

  • Игры с разными сортерами: пластиковая бутылка и счетные палочки, шарики и баночки, кубик с отверстиями под разные геометрические фигурки.
  • Больше всего ребенку понравится кормить кошку: нарисуйте на коробке мордочку кошки, сделайте отверстие на месте рта, покажите малышу, как кормить кису кусочками хлеба.
  • Предложите ребенку несколько коробочек разного размера, он с удовольствием будет открывать и закрывать их, подбирать к ним крышки.
  • Купите крохе рамки-вкладыши, обратите внимание на те, что изготовлены из дерева.
  • Для занятий пригодятся и старые замки с ключами: пусть маленький непоседа подбирает ключики к замочным скважинам.
  • Могут пригодится и пустые пластиковые бутылочки или баночки с закручивающимися крышками.
  • Обычная копилка, но только не из хрупких материалов, а также монетки, лучше из картона.
  • Старые щеколды, замочки и молнии, их так интересно открывать и закрывать. Позвольте ребенку самостоятельно разобраться с их устройством.
  • Необычная пирамидка: замените кольца любыми безопасными предметами, которые можно надеть вертикально. Это может быть моток ниток, скотч, что-либо из кухонной утвари.
  • По аналогии с предыдущим занятием можно нанизывать разные предметы на плотную нить, так можно создать бусы, например, из макарон.
  • Хороший способ с пользой развлечь непоседу – игры с прищепками. Их можно снимать и снова крепить к веревочкам, ленточкам, сортировать по цветам, создавать с их помощью необычные фигурки.
  • Любому ребенку понравится переливать воду, и это тоже полезно для развития мелкой моторики, можно использовать ложку, шприц, половник, пипетку, резиновую грушу и даже обычную губку для мытья посуды.
  • Увлекут малышей и специальные развивающие рамки на пуговках или на липучках. Их очень просто сделать своими руками: сложите картон в форме конверта, пришейте пуговки или завязки с двух сторон так, чтобы получилось «окошечко».
  • Незаменимый компонент для домашних «полезных» игр – крупы. Можно пересыпать их из одной емкости в другую при помощи рук и разных предметов, сортировать по виду, прятать и находить в них игрушки.
  • Именно крупы могут стать основой для создания сенсорных тематических коробок. Например, покрасьте рис в голубой цвет, пусть ребенок создаст из него волны на дне коробки. Морскую тему поддержит, игрушечный кораблик, ракушки и рыбки, добавленные к рису. Не создавайте «картинку» сами, пусть это делает сынок или дочка.
  • Крупы, особенно мелкие, могут использоваться и для упражнений по сортировке. Поместите в крупу разноцветные бусинки, пусть малыш не просто достает их оттуда при помощи ложки, но и раскладывает по цветам в разные емкости.
  • Коробка с манкой – еще одно развивающее приспособление. Насыпьте тонкий слой манки на дно коробки, пусть малыш рисует на ней пальчиком, палочкой, оставляет отпечатки игрушек или ручек.
  • Мальчикам, да и некоторым девочкам, понравится забивать гвоздики в пластилин, для самых маленьких можно заменить гвозди на счетные палочки. Молоточек, конечно, используется детский из дерева или пластика.

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Посмотрите видео психолога "10 золотых правил игр с детьми" и играйте с удовольствием!


Для развития речи

Всем известно, что развитие мелкой моторики положительно сказывается на речи малыша, но существуют и самостоятельные занятия, которые помогут крохе скорее заговорить.

  • Поиграйте в комментатора, рассказывайте все, что делаете и просите кроху делать тоже самое
  • Среди игрушек обязательно должны быть фигурки людей, продуктов, мебели или посуды. Играйте в ролевые игры и четко называйте каждого героя или предмет. Помогайте малышу ассоциировать игрушки с реальными вещами: машинка игрушечная – настоящая, яблоко пластиковое – настоящее.
  • Почаще проигрывайте сценки из жизни: пошли в магазин, одеваемся, ложимся спать, медленно, но ребенок запомнит названия каждого процесса.
  • Читайте и показывайте крохе больше книг с изображениями не сказочных, а реальных героев.
  • Учите ребенка правильно сортировать игрушки по видам, например, фигурки животных в одну сторону, кубики в другую, и, что важно – малышу нужны ваши комментарии: «это слоник», «это просто кубик».

Для развития ассоциаций и мышления

  • С помощью игры малыш может легко усвоить разницу между контрастными понятиями: большой и маленький, твердый и мягкий, горячий и холодный. Просто давайте крохе потрогать холодную и теплую водичку, погладить мягкий плед и твердый камень и т.д.
  • Насыпьте в две баночки разные материалы, например, камни и крупа, объясните разницу между звуками: «эта баночка звенит, а эта стучит».
  • Также можно насыпать в один тканевый мешочек крупу, во второй положить кусочки бумаги или сдутые воздушные шарики, а третий наполнить камушками. Ребенок сразу поймет, что мешочки не пустые, но вот почему один тяжелее другого? Постарайтесь объяснить ему.
  • Разница между большими и маленькими предметами легче всего познается при складывании пирамидки или башенки из кубиков.
  • По-настоящему заставит поломать голову закрытый мешочек с такими предметами, которые лежат рядом с ним. Например, в мешочке спрятан маленький мячик, а на столе лежат: машинка, кубик и мячик. Задача малыша – выбрать такой же по форме предмет, как в мешочке.
  • Иногда «отключайте» некоторые органы чувств ребенка, чтобы он учился пользоваться в этот момент другими. Например, пусть попробует лимон с закрытыми глазами, так он будет казаться еще кислее.
  • Давайте играть на разных, пусть игрушечных музыкальных инструментах, разницу между звуками можно показать даже с помощью рук: постучите по столу, стене, железной батарее, стеклянной тарелке. Пусть кроха сам попробует это сделать.
  • Понять как целое делится на части карапузу поможет обычны лист бумаги. Самым маленьким предложите просто порвать его на части, а тем, кто постарше – порезать ножницами.
  • Также можно и склеить части в единое целое, скотчем например, а при помощи шнуровок можно создать целые картины.

Еще больше игр вы найдете в статье

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Посмотрите видео психолога "10 золотых правил игр с детьми" и играйте с удовольствием!

Для развития бытовых навыков

  • В игре можно приучить ребенка к порядку и чистоте, как это сделать? Вспомнить, что малыши примерно с полутора лет начинают копировать действия взрослых. Просто убирайтесь дома и позволяйте крохе быть активным участником процесса.
  • Доверьте ему тряпку и пусть протирает пыль вместе с вами.
  • Научите пользоваться метелкой и совком.
  • Покажите, как мыть посуду, заменив ее на время на пластиковую.
  • Пусть сам помоет ручки перед обедом.
  • Привлеките его к приготовлению обеда – подать что-то с нижней полки шкафа, достать морковь из холодильника.
  • Доверьте ему помыть овощи для салата.
  • Пусть попробует почистить папины ботинки.
  • Многие дети с большим энтузиазмом поливают цветы, даже если лейка на тот момент пустая.
  • Пусть поможет вам застелить постель.
  • Научите не просто собирать игрушки в ящик, а раскладывать по своим местам.
  • Малыши обожают запускать стиральную машинку, разгружать ее и развешивать белье, подавая маме одежду.
  • Единственно, к чему маленькие дети не должны допускаться – глажка и готовка, прячем ножи и утюг, ими они научаться пользоваться позже. Если интерес не угасает, можно предложить игрушечный утюг.
  • Еще один важный этап детского развития в этом возрасте – это желание откручивать и прикручивать что-либо. Для этого можно использовать не только бутылки с крышками, но и доверять непоседе инструменты, если они безопасны. Покажите, как разбирается спинка у кроватки, малыш с удовольствием будет крутить отверткой.
  • Уход за домашними животными – еще один пункт, которому дети способны обучиться уже в раннем возрасте. Насыпать котику корма, налить водички – по силам даже годовалому карапузу.

Мы предложили вам 46 заданий для ребенка, которые соответствуют принципам системы Монтессори, но должно то их быть 48? Давайте дополним список, у вас наверняка уже есть свои любимые подобные занятия?

Посмотрите видео практикующего психолога "10 золотых правил игр с детьми"

Деятельность, в которой ребенок лучше всего развивается – это игра​. Однако большинство родителей не знают как правильно играть со своими детьми, как увлечь их. Смотрите видео детского психолога Н.Лейкиной об основных правилах детской игры и играйте с удовольствием!