Межнациональные браки. Плюсы и минусы. Введение

«Замуж за иностранца» - зазывают нас объявления. Почти каждая женщина хоть раз, да сходила по ссылке и пролистала каталог заморских женихов. Вариантов предостаточно, и каждый вроде бы хочет создать хорошую семью. Знакомые говорят о положительных примерах, газеты пугают отрицательными. Можно ли утверждать, что межнациональные браки - рецепт личного счастья?

Очень многие вышли замуж за граждан других государств и вполне довольны. Однако межнациональные браки в России часто осуждаются. Особенно мужчинами. Их позиция понятна - ведь уезжают женщины, которых можно было бы включить в свой неофициальный гарем. Пресловутые демографические показатели позволяют очень многим мужчинам иметь параллельные отношения более чем с одной женщиной. К тому же не секрет, что особой популярностью пользуются молодые и красивые женщины, которые могут быть кандидатками даже в жены, а не только в любовницы.

На самом деле, красавицей быть не обязательно. Иностранцы часто самым ярким девушкам делают вовсе не те предложения, которые эффектные леди хотели бы услышать. А кому иностранцы предлагают руку и сердце чаще всего? Дамам, которым свойственны подчеркнутая женственность и заботливость. И неправда, что ищут только прислугу - быт в развитых государствах максимально облегчен, так что его не ставят во главу угла. нужна подруга и соратница, которая всегда выслушает и поддержит. Многие из них просто устали от эгоистичного поведения соотечественниц, которые готовы рвать отношения при малейших неудобствах.

Есть ли однозначные «противопоказания» к вступлению в межнациональные браки? Только одно - консервативность и нежелание менять привычное поведение. Причем, это не всегда связано с возрастом, есть примеры, когда женщины после 60 выходили замуж за ровесников и были безоблачно счастливы.

Препятствие ли дети? Для многих мужчин - да, но остается еще очень много хороших кандидатов, которым ваши дети от предыдущего брака не будут помехой. Обычно это мужчины, принадлежащие к среднему классу, не имеющие своих малышей или имеющие взрослых отпрысков. Даже женщинам с двумя детьми приходят письма. Но понятно, что требования к мужчинам придется снижать. Возможно, понадобится смириться с большей разницей в возрасте.

Чаще всего межнациональные браки заключаются между людьми с в 12-15 лет, 10 лет и менее - большая редкость. Так что, если вы нашли молодого мужчину, считайте, что вам очень повезло. Хотя все-таки заморские женихи моложе 30 лет весьма ненадежны. Также не стоит давать надежду мужчинам старше вас на более чем 15-17 лет. Такие браки чаще всего обречены, а вы будете чувствовать себя обманщицей и мучиться виной, когда вам захочется его покинуть. Ведь годы идут, а молодые тянутся к ровесникам.

Морально следует подготовиться к тому, что профессионально придется все начинать сначала. Многие профессии, для которых требуется больше таланта, чем навыка, вроде парикмахерского дела, доступны за рубежом только после особого обучения и сертификации. Легче бизнес-леди, знающим иностранные языки: навыки ведения дел актуальны везде. Юристам же придется переучиваться полностью. Если вы не готовы пожертвовать сложившейся карьерой ради личной жизни, то лучше искать милого в родной стране.

Отдельный разговор - межрассовый из развитого государства. Стоит ли в него вступать? Если вам люди другой расы нравятся - смело выходите замуж. Но постарайтесь не заводить детей до получения постоянных документов. Потому что в России с ребенком другой расы вам спокойной жизни не будет. Так что межрасовый брак - это для любителей экстрима, хотя и он может сложиться счастливо.

Чтобы знакомство сложилось и перешло в серьезные отношения, следует отнестись к поиску не иначе, как к работе. Изучать иностранные языки и не лениться отвечать на все приходящие письма. Отношения чаще складываются у пар, где мужчина проявил инициативу, но встречаются и исключения. Так что, если пишут мало - пишите сама. Не сдавайтесь, пробуйте - и все сложится лучше, чем вы думаете.

Все больше российских женщин выходят замуж за иностранцев. Мужчины тоже женятся на представительницах других этнических групп, но это происходит реже. Рассмотрим, чем же так привлекательны интернациональные, межрасовые браки для людей, их преимущества и недостатки. Расскажем, как закон регулирует порядок оформления таких отношений, права родителей и детей в этих союзах.

Во времена Советского Союза свободное пересечение границы большинству граждан было недоступно. Иностранцы были людьми практически с «иной планеты». Процент браков с представителями другой национальности или расы был крайне мал.

Начиная с девяностых годов прошлого века эти ограничения исчезли. Наши граждане получили возможность выезжать за пределы страны. В современном мире россияне много путешествуют, работают и учатся за границей. Все это неизбежно привело к расширению и личных контактов.

Также большую роль в этом сыграл Интернет. Он стирает границы между странами и континентами. Электронные переводчики помогают преодолевать языковой барьер.

Многочисленные сайты знакомств предлагают широкие перспективы для возможных отношений и супружества с иностранцем.

Современная статистика свидетельствует о том, что межнациональные браки в России из исключения становятся правилом. Процент их увеличивается с каждым годом.

Привлекательность создания семьи с иностранцем

Чем же так привлекает женщин международный брак? Говорим преимущественно о представительницах прекрасного пола, потому что мужчины нашей страны женятся на иностранках гораздо реже.

Рассмотрим те плюсы, которые видят потенциальные супруги, планируя свадьбу с людьми другой национальной группы.

  1. Финансовая обеспеченность.

Большинство стремится заключить брак с европейцем либо гражданином Соединенных Штатов. Ни для кого не секрет, что в этих странах достаточно высок уровень экономической и социальной обеспеченности населения.

Большинство женщин, особенно живущих в провинции, устало от бытовых проблем и маленьких зарплат. Им хочется другого уровня жизни. Они думают, что выйдя замуж, смогут реализовать эту мечту, поскольку будущий муж будет обязан их обеспечить.

  1. Положительные характеристики мужчин.

К сожалению, алкоголизм, наркомания, тунеядство и бытовое насилие становятся вещами обыденными для образа русского мужчины за пределами столицы, в провинции. Женам приходится решать все проблемы и обеспечивать самим не только детей, но и мужа.


Пытаясь спастись от этой реальности, женщины ищут кандидата в мужья за границей. Зачастую им хочется обрести сильного мужчину, который сам сможет позаботиться о своей жене и детях. Также для некоторых женщин мужчина другой национальности или расы является более привлекательным и интересным, поскольку он отличается от окружающих ее людей. В поисках острых ощущений или экзотики она может стремиться вступить в такой союз.

  1. Возможность увидеть мир.

Далеко не все россиянки могут путешествовать по другим странам. Союз с иностранцем видится возможностью вырваться из серого ограниченного окружения.

Подобный брак позволяет изучить другой язык, познакомиться с новой культурой, религией, кухней. Все это, несомненно, помогает личности развиваться.

  1. Дети.

С древности известно, что внутриэтнические и межобщинные браки ведут к вырождению. У потомства увеличивается количество наследственных и генетических заболеваний. Союз с иностранцем приводит к так называемому смешению крови, вследствие чего дети рождаются здоровыми и сильными.

Также межэтнические браки привлекательны тем, что дети растут и воспитываются в стране с высоким уровнем социальной обеспеченности. Ребенок в экономически развитом государстве получает гораздо больше возможностей, чем в России.

Это основные причины, которые заставляют женщин вступать в такие браки. В зависимости от жизненной ситуации, могут иметь место и другие преимущества подобного межнационального союза.

Актуальные проблемы

Наряду с положительными моментами, брак с иностранцем имеет и немало недостатков. У такого союза есть и обратная сторона. Зачастую преимущество оборачивается проблемой. Рассмотрим минусы межнационального супружества.

  1. Менталитет.

В каждом обществе разные понятия об одних и тех же вещах. Отличаются отношения к семье, женщине, деньгам, решению вопросов. Далеко не каждый, вступая в брак, готов безоговорочно принять чуждые ему понятия и определения. Например, для щедрой русской души непонятна немецкая педантичность и бережливость.

Еще больше проблем возникает в браках с мусульманами. Российские женщины сильные и самостоятельные. В арабских и кавказских культурах жена полностью подчинена мужу и детям. Никого не интересует ее мнение, она обязана безропотно обеспечивать потребности семьи.

  1. Религия.

Эта проблема тесно связана с менталитетом. С христианскими культурами все проще, поскольку они радикально не отличаются друг от друга. Сложности возникают с мусульманством.

Для заключения брака необходимо приять ислам. Однако это не просто формальная процедура. Религия накладывает отпечаток на все сферы жизни мусульманина. Многие шариатские требования чужды европейской православной женщине. Все это неизбежно влечет проблемы.

  1. Дети.

Супругам бывает сложно договориться по вопросам воспитания детей. Возникают споры о том, в какой религии и культуре они будут расти, чьему языку обучаться.

  1. Семья и общество.

Не каждая семья может принять то, что сын или дочь заключили союз с иностранцем, особенно, исповедующим другую религию. Межрасовые браки даже в современной России иногда вызывают порицание или непонимание. Также христианка с ее взглядами и воспитанием с осуждением будет принята в мусульманском обществе.

  1. Языковой барьер.

Плохое знание языка создает проблемы общения не только с мужем и его семьей. Женщине тяжело адаптироваться в обществе, найти работу. Она оказывается в своеобразном вакууме, чувствует одиночество и непонимание.

  1. Карьера.

Некоторые женщины, выйдя замуж и поменяв страну проживания, желают продолжать карьеру. Но таких возможностей на родине мужа у них может и не оказаться. Российские дипломы о высшем образовании на территории иностранных государств не имеют силы. Чтобы работать врачом, учителем или юристом, придется переучиваться.


Многие годы, отданные ранее образованию и построению карьеры, пропадут зря. Получить новый диплом и хорошую работу в другой стране крайне сложно, учитывая также языковой барьер. Специфика союза людей разных национальностей и культур порождает и множество других сложностей.

Женщинам нужно помнить, что иностранцы такие же люди. У них тоже бывают проблемы с алкоголем и работой, им не чужды все те недостатки, что и россиянам.

Не секрет, что такие браки в большинстве своем заключаются по расчету, в надежде на лучшую жизнь. При возникновении теплых чувств к подданному своего государства, любовь и терпение помогут все преодолеть и решить.

Заключение межнационального брака

Когда союз на территории нашей страны заключается с иностранцем, порядок такой процедуры регулируется российским законодательством. Регистрировать супружество должны органы ЗАГСа. Но обратиться можно далеко не в любое его отделение, а только то, которое уполномочено оформлять отношения с гражданином другой страны.

Потенциальные супруги должны подать заявление о регистрации брака. Сделать это можно лично в органе ЗАГСа или многофункциональном центре. Также допускается обращение в электронной форме через портал Госуслуги. Необходимо предъявить следующие документы:

  1. Удостоверяющие личность жениха и невесты. Документ иностранца должен иметь заверенный перевод на русский язык.
  2. Справку о том, что иностранец не связан брачными узами. Выдает ее посольство или консульства той страны, гражданином которой является потенциальный супруг.
  3. О прекращении брака, если один из обратившихся ранее состоял в законных отношениях. При предоставлении такого документа иностранцем, он должен быть переведен на русский язык и заверен консульством, посольством или нотариусом.
  4. Разрешение на супружество, когда один из заявителей несовершеннолетний.
  5. Документ о перечислении госпошлины в сумме 350 рублей.


Условия оформления супружества в России для иностранца определяются нормативными актами той страны, гражданство которой он имеет. При этом действуют ограничения для женитьбы, закрепленные Семейным кодексом. Это запрет на союзы между близкими родственниками, усыновителями, недееспособными.

Права детей

В большинстве интернациональных семей рождаются дети. Неизбежно возникает вопрос: гражданство какого государства получит появившийся ребенок? Бывает, что после регистрации отношений между русской женщиной и иностранцем, наследник появляется на свет на территории нашей страны. В этом случае он приобретает российское гражданство.

Когда ребенок рождается в другом государстве, то здесь необходимо изучить его законодательство. В настоящее время большинство европейских стран дает родившемуся право приобрести гражданство его родителя. Так, если папа – француз, то его сын или дочь от брака с россиянкой получает гражданство отца.

Если же закон такой страны устанавливает иные правила, то ситуация следующая: ребенок, родившейся у пары, один из которых – россиянин, вне пределов нашего государства, становится лицом без гражданства.

Следующие правила устанавливаются в отношении прав и обязанностей отца и матери, в том числе по обеспечению детей, в межнациональных союзах. Они определяются законодательством той страны, где семья имеет общее место проживания.

Когда семья проживает раздельно, необходимо руководствоваться законами той страны, гражданство которой имеют дети. При возникновении споров по алиментам, а также иным отношениям, может быть применена нормативная база того государства, где постоянно находится ребенок.

Законодательство Российской Федерации позволяет своим гражданам вступать в барки с иностранцами. Прежде чем заключать такой союз, необходимо объективно оценить все его плюсы и минусы. Не нужно забывать, что и заморским женихам свойственны человеческие недостатки, а жизнь за границей – это не только красивая картинка из фильмов. Неминуемо возникают проблемы менталитета, религии, языка, разницы в законах.

"Межэтнические семейно-брачные отношения: вопросы религии, культуры и быта"

Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере семейных отношений являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования ценностей семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку заключение национально-смешанных браков достаточно распространено. Особенно в нашей многонациональной стране, где каждый седьмой брак является смешанным, если мы хотим, чтобы различные этносы мирно сосуществовали.

Межэтнический брак – брак, заключенный между людьми, принадлежащими к разным этносам.

На данный момент примерно 25% населения России живет в многонациональных семьях и эта тенденция беспокоит многих русских, которые боятся, что когда-нибудь станут меньшинством.

Так что же это такое - межнациональные браки? Размывание нации или формирование нового общества, где национальная принадлежность уже не кажется столь важной?

Межэтнические браки возникли очень давно (например, в истории известно много случаев межнациональных браков с целью улучшения отношений между государствами), и с каждым годом таких браков становится все больше и больше. Но это не говорит о том, что проблем в межнациональной семье меньше, чем между людьми, принадлежащих к одному этносу. брак социальный межэтнический конфессиональный

Одной из проблем является самоидентификация ребенка, рожденного в смешанном браке. Ведь полностью такого ребенка не принимает ни та, ни другая сторона. К тому же, сделать свой выбор мешает и нежелание обидеть кого-то из родителей.

Во-вторых , существуют и проблемы, связанные с культурой той страны, к которой принадлежит тот или другой член семьи. Не всегда кто-то из супругов может привыкнуть к чужой, вообщем-то, культуре. Чуждые нормы поведения, традиции, культурные и духовные ценности не всегда нам понятны и не всегда нами принимаются. Много примеров, когда девушка, выйдя замуж за иностранца, не могла привыкнуть к тому образу жизни, который ведёт её муж. Существенное количество смешанных браков распадается именно по этой причине.

В-третьих , наиболее серьезной проблемой является выбор религии. Создавая семью, мы вроде бы принимаем (уважаем) религию супруга, но не всегда меняем ее сами. Конечно, воспитываясь в семье, например, иудеев, вряд ли мы примем буддизм или католичество или какую-либо другую религию. А что же делать ребенку, рожденному в межнациональной семье? Ведь каждому человеку свойственно склоняться к чему-то одному, а тут два разных мира со своими особенностями. Наверное, эта проблема решится, когда уже сам ребенок будет вступать в брак, и примет религию супруга/супруги.

Эти вопросы актуальны для всех смешанных браков, где религиозный и культурный аспекты воспитания играют главенствующую роль.

Существует два резко противоположных взгляда на заключение межэтнических браков. С одной стороны, говорят о вымирании этноса, его культуры. На мой же взгляд, это одно из проявлений ксенофобии – нетерпимости к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, что может стать причиной национальной или религиозной вражды, социального деления. Причиной ксенофобии является банальный страх перед неизвестным, который естественен для нас, и поэтому так трудно его преодолеть.

С другой стороны, многие считают, что союзы между представителями разных народов, с разными культурами, разными нравами и менталитетами являются скорее положительной тенденцией, нежели отрицательной. В результате таких браков, между ними возникает диалог культур и традиций. Именно это дает им возможность легче понять друг - друга, найти общий язык, общие точки соприкосновения в своих культурах, в своем сознании, придать своим культурам новое звучание. Например, чужеземцы легко включались в общественную и экономическую жизнь страны, где они поселились, постепенно ассимилировались местным населением, принимали его язык и культуру и оказывали определенное культурное влияние. Петр Первый, (поскольку его жена была шведкой) принимая культуру запада, в частности, Западной Европы, изменил стиль жизни своего народа до такой степени, что даже отделил религию от государства, и запретил дворянам носить бороду. Этнические контакты способствовали постепенному возникновению новой материальной и духовной культуры.

Положительным в заключении межэтнических браков также является рождение крепких, здоровых и талантливых детей. Да и в русской истории есть подобный пример. Плодом, именно такого брака, было рождение великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина.

Мне кажется, проблемы межэтнического брака, так же и как другие, можно решить, относясь друг к другу с уважением, пониманием, пытаясь найти точки соприкосновения, проявляя интерес к этносу супруга/супруги. Обмен ценностями не может привести к потере этноса, наоборот, поможет найти что-то общее, поможет не привести союз к конфликту. Главное – найти то общее, что нас объединяет. И тогда уже эти проблемы не будут казаться такими неразрешимыми, глобальными. Такие союзы дают нам возможность легче понять друг - друга, сочувствовать друг - другу, испытывать чувство солидарности и пробуждать чувство сострадания. И это укрепляет наши отношения во всех сферах нашей жизни. Эти союзы сближают нас, помогают уничтожить национальную ненависть. И это особенно актуально в наше время, когда мир захлестнули национальная вражда, расизм, терроризм. Это и есть интеграция культур, интеграция науки и мышления. И будущее в руках тех, кто готов принмать такую интеграцию. Слияние культур можно ускорить только через межэтнические браки.

Являясь многонациональным государством, полиэтничное общество Российского государства должно строиться на принципах интеграции, когда каждый гражданин, принадлежащий к той или иной национальности, тем не менее осознает себя россиянином и не испытывает неприязни и ненависти к представителям других народов. Ведь в этой атмосфере ненависти живем мы с вами. И не стоит забывать, что иногда мы сами провоцируем конфликт. Конечно, конфликты между народами будут возникать всегда, этого не избежать, но впервую очередь, такого рода конфликты не должны возникать в семье, ведь семья – это то, с чего начинается общество.

Нежелание понять и принять другой этнос - это проблема отдельных личностей, склонных в какой-то степени к расизму и прочей гадости, также проблема людей придерживающихся стереотипов, а не общества. Другое дело, что таких людей довольно много в самых различных странах. И это – одна из глобальных проблем общества, которую еще пока не удалось решить.

Размещено на Allbest.ru

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества.

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа <национальность> включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных .

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. По данным статистики, в Москве количество межнациональных браков между русскими и другими национальностями (украинцы, белорусы, армяне, татары, грузины, азербайджанцы и т.д.) в 1980 году составляло 16,82%, а в 1994-1995 годах процент заключенных межнациональных браков увеличился до 22,09% . В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда <открытые> границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37% . В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: <Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке>. В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально <брак вне группы>. Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. . С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора.

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в <Своде законов Российской империи> прямо указывалось на то, что <лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами> . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Библиография

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.

3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.

4. Курбатова О.Л. <В 2050 году в столице не останется русских> // Комсомольская правда, 2003, 20 января.

5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.

6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.

7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Количество межнациональных брачных союзов стремительно растет, такие браки стали весьма популярными в последние десятилетия. Происходит это потому, что у людей появились неограниченные возможности путешествовать, работать за рубежом, учиться, а благодаря развитию интернета стираются все географические границы.

Однако брак с иностранцем - дело специфическое. Почему же женщины выходят замуж за мужчин, принадлежащих к другой национальной группе и даже расе?

Прежде всего, это желание сбежать из своей страны в более экономически и социально развитую державу. Девушки надеются на финансовое благосостояние и социальный статус. То же самое можно сказать и о мужчинах, которые перебираются в крупные столицы, а для того, чтобы избежать нелегального проживания, женятся на коренных жительницах. Тем самым – становятся «своими». Согласно статистике, в Москве на все брачные союзы приходится 58% с участием мигрантов.

Тем временем ученые-генетики озадачены - при такой динамике и притоке мигрантов в крупные экономические центры, генофонд русских москвичей на 70% будет заменен примерно за 10 поколений (одно поколение – 25 лет). Четыре поколения уже прошло…

Кроме того, если супругами становятся генетически отдаленные мужчина и женщина, то существует большая вероятность того, что в следующих поколениях дети будут обладать огромным количеством наследственных заболеваний. Поэтому наиболее благоприятными считаются браки, в которых и муж и жена принадлежат к близкородственным народам .

Кроме этого, следует понимать, что создавая семью с человеком другой национальности, придется следовать их устоям . Я бы не смогла стать женой устоявшегося мусульманина, ведь мы, женщины с европейским менталитетом вряд ли захотим становиться «восточной» женой.

По рассказам одной знакомой семьи – «восточная» жена должна посвятить себя всю дому и хозяйству, своим мужчинам. Мать встает ранним утром и начинает готовить, чтобы к пробуждению семейства были и хачапури, и манты. Ее миссия - ухаживать за мужем и сыном, другого в их семье быть не может. Таковы устои и обычаи этого народа. Да и сами мужчины стараются брать в жены только девушек, принадлежащих к их национальности, чтобы не смешивать свою кровь .

Я лично за сохранение генофонда каждой отдельной страны, межнациональные союзы часто распадаются, но остаются дети… Которые и расплачиваются за эксперименты родителей.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в