Маленькие ноги китаянок, или страшная тайна "золотого лотоса". Прогулка между золотых лотосов

Непременно должна была иметь чарующий взгляд, семенящую походку, покачивающуюся, словно ива, фигурку и «лотосовую ножку». Конечно, получить такое «приданое» было непросто. Но современные красавицы вряд ли догадываются о том, что их стильные «лодочки» - всего лишь слабая и безобидная копия миниатюрных «лотосовых туфелек», которые на протяжении веков меняли ступни и судьбы девушек в Китае.

В стиле Ю

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому Средневековью, хотя точное время его зарождения доподлинно неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, подобно иве или молодому месяцу. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы китаянки принялись подражать Ю, и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной.

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже сто лет (бинтование официально запретили в 1912 году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучими. Даже сейчас можно встретить молодых китаянок, которые, решив пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки «лотосовых ножек».

И они не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад удерживающие титул королев моды парижанки тоже усердно копировали «лотосовые туфельки», зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре. А французские дизайнеры Нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали ее не иначе как «китайские туфли».

Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высших слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня считалась важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности. Естественно, живучесть этого странного специфического обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.

Добровольная экзекуция

Ученые подсчитали, что за время, прошедшее с момента появления обычая, через бинтование ног прошли около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани, до тех пор пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали горизонтально, чтобы выгнуть стопу, как лук. Со временем, стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх, обретая вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно воспетой в поэзии иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться только при помощи посторонних.

Бинтование ног стало частью общей психологии и культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем - о ее лице. Ступня считалась главным женским достоинством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

В старину в Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к десяти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

Размеры «лотосовой ножки» были важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как походили на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе такую роскошь, как бинтование ног.

В разных областях Китая были модными разные формы «лотосовых ножек»: в одних предпочитали более узкие ножки, в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Неизменным на протяжении веков оставалось одно: диким и ужасным способом девушек обрекали стать калеками на всю жизнь, меняя им не только форму стопы, но и будущее.

Заложницы традиций

Это трудно представить, но «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и плотских вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайцев сильнейший приступ сексуального возбуждения. Не говоря уже о ее «раздевании», которое было вершиной сексуальных фантазий сильной половины. Исходя из литературных канонов, идеальные «лотосовые ножки» для мужчин были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Правда, сами китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Хотя бинтование ног являлось опасным - неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней, а потому они снова и снова проходили через эту процедуру, чтобы затем, заполучив-таки вожделенные идеальные ножки, всю жизнь быть обреченными на физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до настоящего костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать.

Кроме того, женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже «просвещенные» китайцы.

Впервые тема «лотосовых ножек» стала предметом общественных дискуссий в 1860-х, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев «лотосовые ножки» стали позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. В 1875 году английский миссионер Джон Макгован, потративший 15 лет на борьбу с бинтованием ног, собрал китайских женщин-христианок в Сямыне и предложил им подписать обещание отказаться от этого обычая. Лишь 9 прихожанок последовали его увещеваниям, пообещав не бинтовать ноги своим дочерям. Вторившие европейцам китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.

Но в 1894 году, при поддержке знаменитого реформатора Кан Ювэя, было основано Общество отказа от бинтования ног, которое, в итоге, насчитывало более 10 000 членов. В 1898 году в докладе императору по поводу реформ 8 Китае Кан не преминул напомнить, что «ничто не унижает нас столь сильно, как бинтование ног».

Но окончательно отказаться от такого жестокого обычая в Китае смогли только в XX веке. Однако и сейчас среди китайцев, рожденных не позже 1970-х годов, можно встретить тех, кто помнит, что у их бабушек были такие маленькие ножки. А женщины, обладающие таким «сокровищем», и сейчас, в XXI веке, уверены, что «лотосовые ножки» - их самое главное достоинство.

Мужчины в Китае были уверены, что:

Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
. женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
. ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны. а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
. при ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
. только крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений..

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная.

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

  1. не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
  2. не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
  3. не шевелить юбкой при сидении;
  4. не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10–14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: „Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть“.

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3–4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли».

В разных культурах люди совершали ради моды шокирующие вещи.

© Getty Images

История учит нас, что представления людей о прекрасном порой толкали их на ужасные поступки. Матери уродовали своим маленьким дочерям ноги и заставляли их годами терпеть недетские страдания, а косметологи травили модниц свинцом, мышьяком и ртутью.

Сегодня сайт расскажет о жертвах моды.

Лотосовые ножки

На протяжении тысячелетия в Китае крохотные ножки считались едва ли не главным достоинством женщины. В возрасте шести-семи лет девочкам начинали бинтовать ступни.

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

Через два-три года, если девочка выживала, нога была "готова". Длина ступни не превышала 7-10 см. Молодая китаянка с большим трудом могла ходить без посторонней помощи. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность.

Беспомощность, с одной стороны, свидетельствовала о знатном происхождении. Это значило, что девушка не знает работы, и даже ходить ей нет нужды - ее носят на руках слуги. С другой стороны, покалеченные ноги помогали контролировать девушку, блюсти ее нравственность и гарантировали, что она не пойдет куда-нибудь на свидание.

Крохотные ступни женщины сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась "Золотые лотосы". Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось "прогулка между золотых лотосов".

В разных регионах Китая существовала мода на разные способы бинтования ног. Где-то была в почете более узкая ступня, где-то - более короткая. Насчитывалось несколько десятков разновидностей - "лепесток лотоса", "молодая луна", "стройная дуга", "побег бамбука" и прочее.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее "рыночная стоимость", то есть шансы удачно выйти замуж. Считалось, что обладательницы естественных, больших ног лишены главного отличия от мужчины.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе "эстетическое чувство будет оскорблено". В постели китаянка не расставалась с туфельками.

Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.

Пеленание ног грозило серьезными последствиями для здоровья. В ступнях нарушалась нормальная циркуляция крови, что нередко приводило к гангрене. Ногти врастали в кожу, ступня покрывалась мозолями. От ног исходил ужасный запах. Из-за постоянной нагрузки на бедра и ягодицы те отекали, поэтому мужчины называли их "сладострастными". Кроме того, женщина с покалеченными ногами вела сидячий образ жизни, что тоже приводило к проблемам.

Такой обычай появился еще при династии Тан, в ІХ веке, и просуществовала до середины ХХ-го столетия, пока его полностью не искоренили коммунисты. Если в древние времена пеленать ноги начали представители высших слоев общества, то потом эта практика распространилась даже среди бедных крестьян, ведь в Китае было не принято, чтобы женщина занималась сельскохозяйственными работами. И именно в деревнях пеленание ног отмерло в последнюю очередь.

Деформация черепа

Многие древние народы деформировали череп ребенка, чтобы впоследствии его голова имела нужную форму. Это достигалось достаточно простыми способами. Кости черепа новорожденного очень пластичны. Даже если оставлять его на долгое время в жесткой колыбели, то его затылок станет плоским.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Для деформации применялись специальные шапочки, бинты, дощечки. Во многих случаях младенец погибал или оставался имбецилом.

В африканском племени мангбету красивыми считаются вытянутые, башнеобразные, как у египетских фараонов, головы. Для этого головы новорожденных стягивают веревками. Люди с такой формой черепа называются акроцефалами.

Сильно деформировали свои головы представители народа Паракас, который жил на территории современного Перу в 700-100 годах до нашей эры. Археологи нашли черепа не только акроцефалов, но и тригоноцефалов (треугольная форма), и даже каких-то ужасных "цефалов", голова которых была сдавлена вдоль и поперек, образуя невероятную форму.

На территории Крыма черепа младенцев деформировали сарматы, готы, аланы и гунны. "На самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова", - писал о народе гуннов галло-римский поэт Сидоний Аполлинарий.

Мода на круглое лицо в Древней Руси привела к тому, что младенцев распаривали в бане и воздействовали на череп, формируя "правильную" круглую форму.

В некоторых регионах традиция искусственной деформации черепа доходит едва ли не до наших дней. Во Франции еще в XIX веке нянечки с помощью массажа делали голову ребенка округлой. В Туркменистане до 1940-х годов и девочкам, и мальчикам надевали на голову тюбетейку, которую обматывали деформирующими бинтами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ученые предполагают, что главная цель деформации черепа - подчеркнуть высокий социальный статус человека. Есть также версия, что деформируя череп, люди пытались развить одни доли головного мозга и подавить другие, таким образом, создавая человека нужного интеллектуального типа.

Шея жирафа

У некоторых народов считается красивой женщина с очень длинной шеей. Так, женщины народа падонг, или каян, живущего в Мьянме и Таиланде, вытягивают шеи с помощью металлических обручей.

Примерно с пятилетнего возраста девочкам начинают надевать на шею медные спирали. Постепенно количество колец увеличивается, пока не достигнет пары десятков. Взрослая женщина может носить на себе четыре-пять килограммов таких колец.

При этом сама шея почти не удлиняется. Рентгеновские снимки показали, что деформируется плечевая зона. Под тяжестью колец опускается плечевой пояс, который крепится к скелету с помощью одного только сустава. Иногда спирали делаются слишком высокими, и женщина не может поворачивать или наклонять голову и постоянно приподнимает подбородок.

Если снять эти кольца, то шея может сломаться, так как за время ношения украшения мышцы атрофируются и уже не могут поддерживать позвоночник. Впрочем, если высота спирали была не очень большой и не прилегала плотно к подбородку, женщина может ее снять без последствий.

Почему у падонгов появилась такая мода, неизвестно. У других племен обычаи калечения женщин были связаны с желанием сохранить их внутри общины, грубо говоря, с тем, чтобы чужие на них не позарились. Сейчас женщины-падонги продолжают вытягивать шеи, потому что это привлекает туристов и приносит деньги.

Такой же обычай существовал у южноафриканского племени ама-ндебеле. На девочек с 12 лет начинали надевать латунные обручи, вытягивая шею до 40-50 см. Сейчас эта традиция уже почти исчезла.

Плоская грудь

В средневековой Европе для женщины считалось красивым иметь маленькую грудь. Такой канон красоты проистекал из христианского мировоззрения и культа Богородицы.

Средневековое богословие считало тело темницей души, и это отразилось на пропорциях женской фигуры. Формы должны были быть аскетичными. Высоко ценились меленькие ручки и ножки, худые бедра, плоская грудь, изящная длинная шея, высокий выбритый лоб, удлиненный овал лица, бледная кожа, светлые волосы, тонкие губы. Женщина должна была напоминать бестелесного ангела.

  • ЧИТАЙТЕ:

Для того, чтобы грудь была плоской, ее бинтовали или перетягивали металлическими пластинами. Это делалось еще маленьким девочкам, чтобы молочные железы не развивались.

При этом Средние века пестовали культ материнства, высшим идеалом которого являлась Дева Мария. Поэтому при всей субтильности средневековая женщина должна была иметь круглый живот, который придавал фигуре S-образные очертания. Чтобы походить на беременных, дамы специально увеличивали себе живот, подкладывая специальные подушечки.

Ядовитая косметика

На протяжении практически всей истории Европы красивым считалось бледное лицо. Цвет лица отличал знать от простолюдинов, кожа которых была грубой от работы и загорала на солнце. Чтобы подчеркнуть бледность, дамы мазались свинцовыми и цинковыми белилами. Кожа быстро увядала, а ней появлялись язвы. Ядовитые цинк и свинец постепенно отравляли модницу, нередко приводя к летальному исходу.

Ради бледной кожи также делали кровопускания и пили уксус.

В XVII-XVIII веках женщины покрывали лицо особенно толстым слоем белил. Появились шкафы для напудривания - дама, нарядившись и соорудив прическу, входила в такой шкаф и сыпала на себя пудру, которая состояла из рисового крахмала, свинца, висмута и мышьяка. Рисовая пудра с добавлением свинца пришла из Китая. Китаянки и японки так же страдали от отравлений ради красоты.

Чтобы глаза были выразительными, европейки капали в них беладонну. Она расширяла зрачки, глаза казались черными и блестящими. Следствием этого бывала слепота и галлюцинации.

В XIX веке с началом правления королевы Виктории считалось утонченным иметь нездоровый вид. Дамы не только выбеливали лица токсичными свинцовыми белилами, но и рисовали на коже голубые прожилки. Женщины также специально недосыпали, чтобы появились темные круги под глазами. Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов.

Старинная помада изготавливалась из сульфида ртути, или киновари. Были также киноварные румяна. Ртуть входила и в состав красок для волос. Брови и ресницы чернили ядовитой сурьмой.

Если в России XVII века крестьянки красили губы соком вишни и свеклы, а брови - сажей, то дворянки злоупотребляли ядовитыми красками.

"Глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит", - писал о русских боярынях шведский дипломат Петр Петрей.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О том же свидетельствовал и немецкий путешественник Адам Олеарий, не раз бывавший в России: "В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску".

Олеарий рассказывает историю супруги князя Черкасского, которая была очень хороша собой и не хотела румяниться, но ее стали донимать жены других бояр. В итоге этой красивой женщине пришлось уступить и начать белиться и румяниться, то есть, как пишет путешественник, - "при ясном солнечном дне зажигать свечу".

Русские женщины также чернили зубы, как и в средневековой Европе. Гнилые зубы свидетельствовали о том, что их хозяин постоянно лакомится сахаром, в то время как пить сладкий чай могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Нагая мода

Мода второй половины XVIII века вдохновлялась античностью. Среди европейских женщин стали популярными легкие платья из полупрозрачного шифона и муслина, подхваченные под грудью. Дамы носили эти платья с завязанными в греческий узел волосами и мягкими туфлями без каблуков.

Известная светская дама того времени, Тереза Тальен ввела смелую и неприличную моду на надетое на голое тело платье из прозрачного индийского муслина. Самые легкие ее наряды весили всего 200 грамм. "Она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями", - писала газета "Зеркало Парижа".

Большинство горожанок проводили большую часть времени в помещениях, и верхних одежд у них было очень мало, в то время как мужчины защищались от холода двойными панталонами, суконным фраком, жилетом и галстуками, обернутыми вокруг шеи в несколько слоев.

Даже зимой, следуя "нагой моде", женщины выходили на улицу в одних только невесомых платьях, накинув на плечи разве что тонкий шарф, в лучшем случае - шаль или спенсер - легкую короткую куртку-болеро.

"Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - писал современник.

Более того, подражая античным образам и пытаясь достичь эффекта живописно струящихся драпировок, европейки увлажняли свою одежду водой.

Поэтому модницы массово гибли от воспаления легких. При тогдашнем уровне медицины даже легкая простуда грозила осложнениями и летальным исходом. Следует также помнить, что тогда продолжался Малый ледниковый период, и климат в Европе был очень суровым. Например, в Париже аномально холодной выдалась зима 1784 года, 10-градусные морозы держались до апреля.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Спонсор поста: http://pro-turizm.com : Портал о туризме. Страны, курорты, достопримечательности.

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

1. Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

2. Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

3. Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

4. Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Классификации:
Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
Дивная (А-2): слабая и утонченная…
Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

5. Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.

6. Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

7. Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

8. «Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

9. Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

10. Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

11. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

12. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

13. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

14. Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

15. По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

16. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

17. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

18. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

19. Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

20. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

21. Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

22. Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

23. В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

24. «Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

25. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

26. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

27. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть».

28. Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

29. В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

30. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

31. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

32. Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

33. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

34. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

35. «Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

36. В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

37. Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

38. Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

39. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

40. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

41. В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

47. Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:

Инструкции:
1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
2. Возьмите пару детских туфель.
3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.
4. Засуньте ногу в детские туфли.
5. Попробуйте прогуляться.
6. Представьте, что вам пять лет…
7. …и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.

Еще в детстве, я слышала рассказы от родителей, что в Японии маленьким девочкам надевали на ноги деревянные колодки. Ступня не росла и ножка оставалась маленькой.

Я представляла себе, как девочки ходят в тесных колодках и они жмут им ножки и мне было жалко этих детей. Насколько этот способ варварский и жестокий, я узнала только став взрослым человеком.

Жестокий обычай деформировать стопы ног девочек, превращая их в кукольные лотосовые ножки, практиковался в аристократических семьях Китая и Японии с начала десятого века прошлого тысячелетия и являлся пропуском в счастливую жизнь.

Китайским девочкам с раннего возраста внушали, от чего зависит их безобидная жизнь и блестящий брак. Ведь от размера ступни девушки зависела ее красота и элегантность, (так считалось в обществе). Чем меньше ножка, тем престижнее невеста.

Изуродованные ступни ног меняли походку девушек, им сложно было держать равновесие на кукольных ножках, и они раскачивались при ходьбе, словно былинки на ветру, хотя и передвигались маленькими шажками. Поэтому высокопоставленные особы, прибегали к помощи и поддержке своих слуг, что впоследствии сложилось в убеждение, что дамам, принадлежащим к высокому обществу, не следует ходить самостоятельно, а только с поддержкой.

Здоровые ноги в то время означали принадлежность к низшим слоям населения и ассоциировались с крестьянским трудом. Варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. Сейчас осталось лишь небольшое количество долгожительниц с лотосовыми ножками.

Как возник жестокий обычай, уродующий ноги девочек?

Существует несколько легенд, которые объясняют возникновение обычая бинтовать туго ноги, чтобы они не росли.

Одна из версий гласит , что наложница императора из династии Шан имела косолапость и всячески скрывала этот недостаток. Она попросила императора, чтобы он издал указ об обязательном бинтовании всем девушкам во дворце своих стоп. Таким образом, ее недостаток был спрятан под бинты и она красиво танцевала…

По другой легенде , любимая императором наложница имела красивые маленькие ступни ног. Она танцевала босиком перед императором на золотом помосте с изображениями цветов лотоса.

Император так восхищен был изяществом ног танцующей девушки, что воскликнул, что от прикосновения ее ножек цветы лотоса расцветают. Историки предполагает, что возможно, тогда возникло сравнение стопы ноги с лотосом. Но, опять же, здесь нет упоминания о бинтах.

В третей версии говорится о том, что император приказал своей наложнице забинтовать ноги полосками белого шелка так, чтобы ступни напоминали нераскрывшийся цветок лотоса. Девушка туго спеленала свои ступни и танцевала на носочках. А придворные женщины стали подражать ей и это превратилось в традицию.

Забинтованные ножки стали признаком особой красоты и своеобразным атрибутом для удачного замужества. Маленькая ножка давала возможность девушкам из бедных семей вступить в выгодный брак.

Поэтому в одной из провинций Китая, уже в 19 веке, в бедных семьях стало традицией бинтовать ноги старшим дочерям, чтобы выгодно отдать их замуж, младшим же дочерям был уготовлен удел выполнения домашней работы и брак с крестьянином.

Идеальная ступня ноги не должна была быть более 7 см в длину, такие ножки назывались «золотыми лотосами», «серебряные» — должны быть до 10 см в длину, а «железные»- стопы ног более 10 см.

Многие бедные семьи готовы были отдать в жертву дочь, чтобы избавить себя от голода и лишений.

По сведениям историков забинтованные ноги ограничивали женщин в движении, им трудно было передвигаться самостоятельно, без помощи слуг, что подчеркивает распространенную средневековую философию Конфуция, о том, что женщина должна быть слабой и пассивной, поскольку в ней заложено начало Инь, которое и несет эту пассивность.

Деформированная стопа подчеркивала эту слабость. Женщины должны быть в подчинении мужчин, они не могли участвовать в политической жизни страны, их удел был сидеть дома. Лотосовая ножка у китаянок стала символом женского целомудрия и мужской власти.

Женщина с лотосовыми ножками в семье показывала привилегированность положения ее супруга, это говорило о достатке в доме, коль супруг мог держать жену в праздности.

Процесс формирования бинтами лотосовых ножек у китаянок

Обычно, бинтование начинали с 4-5 лет, когда стопа ноги была полностью сформирована, чаще выбирали осень или зиму, в связи с тем, что холод несколько снимал боль, немного снижалась чувствительность, а самое важное — меньше была угроза инфицирования.

В богатых семьях за девочками с забинтованными ногами прикреплялась служанка, которая при сильных болях носила девочку на руках и помогала ей во всем. Процесс формирования лотосовых ножек был длительным, на это требовалось 2-3 года и проходил он в несколько этапов:

Начальный или «попытка бинтования»

Ножки девочки хорошо промывают, коротко подстригают ногти и обмазывают специальными квасцами (смесь лекарственных трав с кровью животных). Для бинтования использовали хлопковые бинты длиной 3 метра и шириной 5 см, которые обильно смачивались в квасцах.

Затем 4 пальчика с силой прижимались к подошве и вдавливались в нее. Иногда хрупкие косточки девочек не выдерживали и пальчики ломались. В таком состоянии их туго стягивали бинтами, после каждого оборота ткани вокруг стопы повязка туго натягивалась, иногда сшивалась, чтобы не ослабла. На забинтованные ножки надевали специальные носки и туфли с узкими носками, как у месяца или у бутона лотоса.


Девочек заставляли ходить, чтобы вес тела способствовал быстрейшему формированию ноги, кроме этого, ходить было просто необходимо, чтобы хоть как-то увеличить кровообращение в стопе, чтобы не наступил некроз тканей.

Ходить им полагалось по 5 километров в день. Со стопами, стянутыми в неестественной форме, иногда сломанными пальцами ходить было невозможно, девочки постоянно плакали от боли, тогда применяли взрослые наказания. Иногда их били прямо по больному месту — по ножкам.

Если у девочки была слишком маленькая ножка (в 5 см), она вообще не могла ходить, теряя равновесие. Таких девочек носили на руках. После замужества, их до конца жизни носили на руках слуги.

Второй этап бинтования или «затягивания»

Этап длился около 6 месяцев. В этот период бинты накладывались еще туже, чтобы ножка уменьшалась в размере. Поэтому повязку меняли каждый день, но только в богатых семьях, где уход за формированием лотосовых ножек был лучше. А в крестьянских семьях иногда наложенный бинт не снимался целый год (запах от ног стоял зловонный).

Ноги обмывали, снимали некротические ткани, обрезали вросшие ногти, иногда делали массаж, чтобы стопы были более податливыми при сгибании, если косточки «не подчинялись» и не складывались к стопе их подвергали ударам и снова ломали, смазывали квасцами и снова накладывали бинты.

Хоть была популярной пословица в те времена «Мать не может любить одновременно свою дочь и ее ноги», все же к бинтованию ног приглашали знакомых, поскольку у матери всегда появлялось чувство жалости к своему ребенку и она могла забинтовать ножки слабо.


Третий этап — «тугое бинтование»

Если на первом и втором этапе сворачивали ступню вдоль, подгибая 4 пальца к подошве и делали ее предельно узкой с острым носком, на этом этапе, носок ступни подтягивали к пятке. Если косточки не поддавались, их ломали снова.

Четвертый этап — «бинтование дуги»

На этом этапе процесс формирования дуги стопы усиливали, стягивая ногу бинтами. В идеале должен был сформироваться высокий подъем стопы, чтобы под его сводом могло поместиться куриное яйцо. Дугообразная стопа, похожая на натянутый лук, считалась красивой.

Пожилая китаянка в 1934 году, так рассказывала о варварском обычае:

» До 7 лет я была счастливым ребенком, любящим подвижные игры. В первый лунный месяц моего седьмого года мне прокололи уши и вдели золотые сережки. На второй лунный месяц, настал день бинтования ног. Мачеха вымыла мне ноги и смазала их квасцами, а затем согнула четыре пальца к подошве и туго забинтовала бинтом, сначала одну, а потом другую ногу.

После этого она надела на мои ноги специальные туфли и приказала мне пройтись. Я не смогла сделать и шага от нестерпимой боли. В эту ночь мне запретили снимать туфли, мои ноги горели от боли, я не могла спать и только плакала. Если я просила снять повязки, то меня били.

Ногти мои врастали в тело, гноились и дурно пахли, но мне не позволялось менять повязки и вытирать кровь и гной. Каждые две недели меняли мою обувь и выдавали на 3-4 мл меньше, чем я носила раньше. Ботинки с трудом налазили на ногу, а когда я хотела отдохнуть, мне не разрешали и заставляли ходить. Постепенно моя нога деформировалась и уменьшалась, а когда я сменила 10 пар обуви, мои ноги к этому времени стали на 10 см меньше.

Летом ноги ужасно пахли, а зимой постоянно мерзли из-за тугих бинтов, которые ограничивали кровообращение. Когда рядом не было взрослых мы плакали с младшей сестрой от боли, которой забинтовали ноги немного позже.

Чтобы мои ножки стали размером — 8 см, мне потребовалось на это почти 3 года мучений. Ногти вросли в тело, стопы невозможно было почесать, они стали уродливыми, скрюченными, со зловонным запахом. Как я завидовала девушкам, которые имели естественную стопу»

Только года через четыре, боль при бинтовании ноги становилась менее мучительной, но деформированные ноги болели у женщин всю жизнь. Так же, на протяжении всей своей жизни женщинам приходилось накладывать бинты самостоятельно. Для этого были созданы все условия: специальные стульчики для бинтования ног, с выдвижными ящичками, в которых были все необходимые принадлежности.


В семьях бедняков бинтование ног начиналось гораздо позже, ведь девочки работали на поле и повязки накладывались не такие тугие, поэтому, став взрослыми, женщины с перебинтованными ногами продолжали заниматься тяжелой работой.

Какие проблемы со здоровьем возникали у женщин с лотосовыми ножками?

Самой распространенной проблемой, которая сопровождала этот варварский обычай была инфекция. Ногти под тугими бинтами врастали в тело, вызывая воспаления и загноения. Чтобы избежать этого, варвары иногда вырывали ногти девочкам. Надо отметить, что ломание костей и вырывание ногтей детям делалось по живому телу.

Кровообращения под бинтами было очень слабым, и совсем отсутствовало в пальцах, поэтому пальцы все время гноились. Если инфекция переходила на кости и пальцы отпадали, то этому только радовались — ведь это помогало еще туже натянуть бинты.

Если у девочек были широкие стопы, то в них втыкали осколки стекла или черепицы, чтобы спровоцировать инфекцию, которая ведет к некрозу. А отмирание тканей делает стопу меньше. От попадания инфекции в кровь дети умирали, если выживали, то инфекционные заболевания ее сопровождали всю жизнь.

Процесс формированиия лотосовых ножек у китаянок, сопровождался сломанными косточками на протяжении нескольких лет, а когда позже кости срастались, то оставались до конца жизни хрупкими. Поэтому взрослые женщины страдали переломами ног и бедер, женщины с трудом держали равновесие на своих «копытцах», им трудно было подняться из положения сидя.

Ученые в 90-е годы провели исследования, сравнивая состояние здоровья между пожилыми женщинами с лотосовыми ножками и нормальными ногами и пришли к выводу, что после варварских методов формирования стопы у женщин с лотосовыми ножками изменялась масса костной ткани, что чаще приводило к возникновению остеопороза.

Специальная обувь для лотосовых ножек

Для девочек и женщин с забинтованными ногами шили специальную обувь «туфельки- лотосы», по своей форме напоминающие бутон нераскрывшегося лотоса. Туфельки были настолько малы, что умещались на ладони руки.

Шили туфельки из кожи, хлопка, шелка. Аристократки носили только шелковые туфельки, на которых вышивка была даже на подошве, что говорило о том, что туфельки не предназначались для ходьбы. Иногда им делали каблучок.

Вид красивой туфельки приводил мужчин к эротическому возбуждению, поэтому шитью «туфелек — лотосов» придавалось особое значение. Иногда женщины сами шили себе туфельки, у них были для этого все приспособления и их обучали данному мастерству с раннего детства.

Ночью лотосовые ножки спали тоже в туфлях, только специальных, которые отличались от дневных своими вышивками, это были изображения эротического содержания — «картинки весеннего дворца».

Как воспринимали этот обычай женщины?

Женщины воспринимали эту жестокость по отношению к ним, как необходимость, ведь к женщинам с нормальными ногами относились в то время с презрением, называя «босоногими».

При сватовстве, первым делом жених интересовался длиной стопы невесты, и если ее размер превышал 13 см, то девушку оскорбляли, срывали с нее юбку.

Если муж узнавал действительный размер уже после помолвки и он не соответствовал заявленному, он имел право расторгнуть ее.

Женщины с забинтованными ногами могли рассчитывать на удачный брак, они могли получить работу прислуги в богатом доме, с нормальными стопами в богатые дома женщины не допускались. Пропуском для получения легкой работы была маленькая ножка, с более длинной стопой, женщинам поручали самую грязную и тяжелую работу по дому.

Поэтому девочки были готовы терпеть любую боль, лишь бы иметь лотосовые ножки. А если случалось, что мать, жалея свою дочь накладывала слабые повязки на ноги и их длина в последствии не подходила под принятые стандарты, то дочь до конца жизни, корила за это свою мать.

Как воспринимали лотосовые ножки мужчины?

Деформированные стопы в китайской культуре считались эротичными. На самом деле, сексуальность лотосовых ножек у китаянок была надуманной, она основывалась лишь на том, что всегда была скрыта от глаз.

И в русской литературе упоминаются случаи, когда в старину женщины носили длинные платья, то мужчины умирали от восторга, увидев женскую лодыжку, от неосторожного или специального приподнимания краешка платья.


Чтобы не терять своего эстетического наслаждения, мужчины старались не смотреть на женские стопы без повязки. Действительно, какое уж там наслаждение может испытывать человек глядя на уродство стопы.

Поэтому женщины имели право на ночь ослабить бинты и надеть ночные, эротические туфельки, на которых были изображены обнаженные женщины, но в ночных туфельках.

Какие только «игры» не придумывали мужчины с лотосовыми ножками: в книгах тех времен их описано до 48, только способов эротического прикасания к ноге насчитывалось 11 вариантов.

Мужчины изощрялись в составлении классификации лотосовых ножек, в которую входило до 60 различных описаний, вот некоторые из них:

  • божественная - в высшей степени пухлая, мягкая и изящная;
  • дивная - слабая и утончённая;
  • бессмертная - прямая, самостоятельная;
  • драгоценная - слишком широкая, непропорциональная;
  • чистая - слишком длинная и тонкая;
  • соблазнительная - плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что её обладательница могла противостоять ветру);
  • чрезмерная - узкая, но недостаточно острая;
  • обычная - пухлая, распространённого типа;
  • неправильная - обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Бытовало мнение среди мужчин, что лотосовые ножки, активизируют здоровье женщины и женскую сексуальность, способствуют деторождению. На самом же деле, атрофические стопы давали большую нагрузку на бедра женщины, от чего они отекали.

А у мужчин возникали эротические фантазии, они воспринимали этот признак бедер болезненного состояния, как «пухлые и сладострастные». Считалось, что постоянные боли ступней и необычная походка лотосовых ножек, укрепляют внутренние мышцы половых органов, вызывая мышечные спазмы, а мужские прикосновения к деформированным стопам вызывают сексуальное возбуждение женщины.

Одним из эротических наслаждений мужчин, являлось созерцание следов на снегу от кукольных ножек женщин.

В начале статьи я упомянула, что варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. На самом деле, бинтование продолжалось до 1949 года, пока на него не наложили полнейший запрет коммунисты, пришедшие к власти.

Этот запрет существует и по сей день, хотя обувь для женщин с забинтованными ногами, продолжали выпускать почти до 2000 года, ведь лотосовые ножки еще живы.

Долгожительниц с забинтованными ногами с каждым годом остается все меньше…

☀ ☀ ☀

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму . Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!