Мальчик страдает из за отсутствия друзей. "у меня нет друга", или об одиночестве подростка. Что делать, если с тобой никто не дружит

Прости меня, пожалуйста, родная,
За все мои поступки и слова!
Мамулечка моя, я, правда, знаю,
Что я была сегодня не права!

От всей души прошу сейчас прощения,
Давай с тобой забудем обо всем!
Хочу, чтоб снова наши отношения
Наполнились любовью и теплом!

Прости меня мама за непонимание,
За резкость в словах, ссоры и невнимание.
Клянусь, что такого не повторю,
Ведь я тебя, мама, всем сердцем люблю.

Ты одна у меня, скромная, милая,
Самая добрая, неповторимая,
И все, что ты хочешь, отдам для тебя,
Любимая, нежная мама моя!

Прости меня, мамулечка! Прости,
О ссоре нашей так переживаю.
Как я могла вот так себя вести?
Я до сих пор не понимаю.

Как так случилось? Не пойму,
Я всё исправлю, мамочка... родная
Прости меня, пожалуйста, прошу.
Я очень-очень по тебе скучаю.

Прости меня, мама,
За грубость, упрямость,
За горечь обиды...
Поверь, мне так стыдно.

Мамуль, обещаю,
Я впредь постараюсь
Вести себя лучше,
Во всём тебя слушать.

Мамочка, прости меня.
Я так боюсь за тебя.
Дети вечно что-то вытворяют,
Родительских слез не замечают.

Знаю, ты за меня горой,
Ты ведь мой супергерой.
Прости меня, прошу,
Я больше такого не допущу.

Мы поругались, очень жаль!
Тебе обида, мне - печаль.
В размолвке той вина моя,
Прости, пожалуйста, меня!

За нашу ссору стыдно мне,
Я извиненья шлю тебе.
Не злись, мамуля, на меня.
За всё прости, прошу тебя!

Прости меня, милая мама,
За слезы, что капают с глаз,
За то, что тебя обижаю,
За резкость и холодность фраз.

Прости за то, что проводишь
В волнении и страхе часы,
За то, что все терпишь, родная,
И все забываешь мне ты.

Прости за мое невнимание,
За то, что порой не звоню,
Прости за все меня, мама,
Тебя я безмерно люблю.

Мамулечка, прости меня, родная,
Поверь, что я хочу лишь мира нам!
Ошибки признаю, я точно знаю,
Что больше не обижу тебя, мам!

Пожалуйста, не стоит больше злиться,
Ведь злость подобна колкому ножу!
Должны с тобой мы точно помириться,
Ведь я прощения искренне прошу!

Прости меня, мама, что нервы треплю,
Что сильно порою тебя обижаю,
Но я тебя, мамочка, очень люблю
И радовать буду тебя, обещаю!

Давай позабудем мы все, что бывало,
И выбросим груз наших ссор и обид!
Хочу, чтобы ты, моя милая, знала,
Что в сердце моем покаяние царит!

Любимая мама, родная моя,
Прощения хочу попросить у тебя.
Ты извини меня за молчание
И за пустые мои обещания.

За спешку мою, за звонки без ответа,
За то, что свои у меня есть секреты.
Прости, что не все тебе говорю,
От боли я лишней тебя берегу.

Хочу, чтоб ночами спокойно ты спала,
Чтоб о моих проблемах не знала.
За все у тебя я прошу извинения,
Любовь твоя станет пусть мне прощением.

Сильно обидели маму и думаете, что теперь она вас никогда не простит?! Лучшие способы извиниться перед дорогим человеком, которые 100% сработают!

Мы часто говорим о том, что мама – это для нас святое, что она одна, самая дорогая, хорошая и любимая. Однако именно этого нужного и такого замечательного человека мы нередко «бьем» сильнее, чем кого бы то ни было – словами, поступками, даже молчанием. А потом пытаемся понять, как все исправить…

Как извиниться перед мамой

  1. Самое простое – попросить прощения . Даже если уверены, что слова ничего не изменят! Не нужно недооценивать силу материнской любви, услышав в голосе обожаемого ребенка искреннее раскаяние, редкая родительница может устоять и продолжать лелеять нанесенную ей обиду.
  2. Написать письмо-извинение . Расстроив близкого человека, мы нередко испытываем щемящее чувство стыда, которое не позволяет тут же исправить допущенную оплошность. С помощью бумажного или же электронного свидетельства того, что вам не все равно, можно не только помириться с мамой, но и выразить ей свою привязанность.
  3. Устроить примирительный сюрприз. Находясь рядом с родителями с момента появления на свет, несложно изучить их предпочтения. Так, зная, что мама любит шоколадные конфеты, следует пригласить ее на совместное чаепитие, собраться с духом, признать свои ошибки и попросить прощения за них.

Если она не хочет разговаривать

Обиды бывают настолько сильными, что даже у самых любящих и терпеливых матерей на какое-то время пропадает желание общаться с собственным ребенком. Оказавшись в такой ситуации, не стоит уповать на чудо и ждать, пока все образуется само собой.

Если вы готовы попросить прощение, а мама не идет навстречу, правильно будет поступить следующим образом:

  • принести извинения, что называется «в спину», рано или поздно слова раскаяния достигнут цели, и она сменит гнев на милость;
  • приготовить несколько записок, содержащих просьбу о прощении и разложить их на видных местах;
  • отправить смс-сообщение с мольбой о снисхождении;
  • затеять генеральную уборку, выполнив даже самые неприятные и ненавистные работы по дому;
  • крепко обнять женщину, подарившую вам жизнь и не отпускать до тех пор, пока ее губы не расплывутся во всепрощающей улыбке;
  • сказать, что она самая любимая, красивая, замечательная и добрая.

Чтобы доказать, что мне очень стыдно

Яркий румянец, заливающий щеки человека в момент высокого душевного волнения, может служить доказательством того, что вы испытываете чувство стыда.

Желая показать маме, какие именно эмоции вас одолевают, не стоит покидать пределы дома после ссоры, лучше сразу же принести извинения, и она сама все поймет по вашему лицу.

Еще одним доказательством того, что вам очень стыдно будет желание исправиться. Пообещайте ей, что никогда больше не позволите себе подобных выходок и самое главное — постарайтесь сдержать свое слово. Если не сможете, потом не жалуйтесь, что мама недостаточно лояльный человек и не хочет прощать вас.

Честность – одно из самых достойных качеств человека. Хотите доказать, что вам стыдно? Просто скажите об этом, попутно объяснив, что стало причиной появления чувства неловкости и стесненности.

Помните, прямой широкий путь гораздо надежнее темной извилистой тропинки.

За вранье

Как бы прискорбно это не звучало, но мы все иногда обманываем своих родителей. Люди взрослые оправдывают это благородными намерениями — «чтобы не переживали», а школьники и студенты просто пытаются скрыть неблаговидные поступки, например, прогулы.

Извиниться перед мамой за «ложь во спасение» можно признав и осознав, как сильно провинился.

Вдобавок к признанию вины, неплохо было бы объяснить ей, по какой причине возникла необходимость в пропуске занятий. Быть может, вас обижают или вы просто не справляетесь с нагрузкой? Матери куда проще простить своего ребенка, если им двигали серьезные мотивы.

Только не вздумайте использовать это в корыстных целях и придумывать жалостливые истории о недругах, побоях и преподавателях, требующих взятки за зачеты! Правда обязательно вылезет наружу и ситуация усугубится.

Красивое «прости»

Откроем маленький секрет, любая женщина (а в том числе и мама), невероятно падка на приятные сюрпризы. Если оригинально и красиво попросить прощение, она вряд ли устоит.


В частности, вы можете:

  1. Придумать стихи . Не обязательно быть Пушкиным, чтобы порадовать родного человека удачно скроенным четверостишьем, вполне достаточно писать от души! В случае, когда рифма совсем не дается, позволительно сочинить несколько строк в прозе.
  2. Подарить букет из любимых цветов. Только представьте, обиженная и суровая родительница ходит по дому мрачнее тучи, и вдруг видит на столе прекрасные хризантемы (розы, ландыши, георгины). Вам покажется, что выглянуло солнышко, и мир вокруг стал гораздо светлее!
  3. Организовать флэшмоб . Конечно, в одиночку тут не справиться, но никто не запрещает позвать на помощь друзей, например тех, с кем вы прогуливали пары. Пусть помогут вымолить прощение, а заодно и хорошо проведут время, двигаясь под любимую музыку.
  4. Сделать извинительную надпись на асфальте . Чтобы мама точно простила и не продолжила копить обиды, желательно сделать буквы большими и яркими. Ну, кто посмеет дуться на ребенка, не постеснявшегося на весь район признаться в совершенной ошибке?!
  5. Снять небольшой видеосюжет . Ролик, содержащий искренние извинения и сопровождающийся подходящей случаю музыкой, останется маме в доказательство серьезности ваших намерений, больше не наносить ей душевных ран.
  1. Нужно учиться пониманию и доверию . В большинстве случаев мамы обижаются не потому, что с ними грубо разговаривали, проблема кроется гораздо глубже. Их огорчает, что дети, еще недавно такие милые и ласковые, вдруг начинают видеть в родителях врагов, перестают прислушиваться к мнению старших и недолго думая, бросаются больно ранящими словами.
  2. Нельзя решить вопрос молчанием . Избегая общества обиженной матери, можно добиться того, что вы привыкните жить друг без друга и постепенно отдалитесь окончательно. Назрел конфликт – не молчите! Приезжайте, звоните и всячески настаивайте на разговоре «по душам».
  3. Выплескивать эмоции полезно . Некоторые дети, особенно те, что с детства демонстрируют скрытный характер, совсем не умеют просить прощения и чрезвычайно гордятся этим. На самом деле, чваниться здесь нечем! Негативные эмоции, не находящие выхода, рано или поздно начинают разрушать человека изнутри и уж точно не способствуют налаживанию отношений.
  4. Без уважения не будет мира . Семейные ссоры между детьми и их родителями нередко происходят из-за отсутствия взаимоуважения. Чтобы решить эту проблему необходимо научиться прислушиваться друг к другу и принимать чужую точку зрения. С ней можно не соглашаться, но оспаривать и скандалить, как минимум, глупо.
  5. Частые встречи – редкие ссоры . Мамочки, практически не видящие своих детей, представляют собой настоящий вулкан из обид и упреков. Хотите жить дружно?! Чаще балуйте их вниманием, рассказывайте о своей жизни и не забывайте интересоваться семейными новостями.

Напоследок хочется сказать: люди, как и мир вокруг них, далеко не идеальны, но перестав обижать самых близких и дорогих людей, мы можем добиться того, что идеальной станет хотя бы наша с ними жизнь!

Видео: Как извиниться в непростой ситуации

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

Мне 42 года,имею пед.образование,замужем.У нас двое детей,дочь взрослая,21 год,сыну 13.Проблемы с сыном в плане общения со сверстниками,да и вообще с людьми.Он учится в 7 классе,у него нет друзей!В начальной школе был мальчик,с которым он общался:ходил гулять изредка(инициатором был мальчик),ходили друг к другу в гости,играли в компьютерные игры...Но с 5 класса он совсем один.Мальчик Дима,с котор он общался,перешёл в др школу,перестал к нему заходить,хотя и живёт всё там же,а сын первый не идет на контакт.Так он с 5 класса один!Вообще один!С каждым годом он становится всё более замкнут.На свой день рождения он ни разу не захотел никого пригласить,хотя мы не были против,даже предлагали!Он стал прятаться в буквальном смысле слова:одевает "глухую"одежду,летом жарко,а он так навдевается,что ужас,двери в комнату постоянно закрывает,не ходит,а крадётся,главное,чтоб его не заметили,говорит тихо,невнятно,даже с нами,с родными,не хочет идти на контакт.Мне кажется,что началось у него,а потом усугубилось это после операции на кости правой руки!Случилось это в конце 1 класса.Ему нужно было беречь руку,нельзя было допускать перелома,вот он и стал стоять в стороночке от всех,да ещё зрение начало портиться со страшной силой,очки стеснялся надевать,а видел плохо(-5!).Обращались к психологам ,отвечают,что ничего страшного,он не нашёл ещё того человека,который ему нужен.Старайтесь привлекать его к школьным делам,отмечайте его успех,вселяйте уверенность.И дома тоже отмечайте его значимость!Мальчик неглупый,читает,знает много интересного,хорошая память,хотя учится на 3-4,ленится,или желания нет,а математика вообще 2-3.С внешностью тоже всё в порядке,следит за собой.Самостоятельный:и уберёт за собой,и сготовит,любит соблюдать инструкции.Поручения,просьбы выполняет.В принципе,послушный.С сестрой общаются по-разному,и мирно,и конфликтуют,но друг о друге беспокоятся,переживают!Мы стараемся сильно не лезть к нему в душу,наблюдаем со стороны,не надоедаем,но и на самотёк не пускаем,в основном я пытаюсь поинтересоваться его насущными проблемами.Иногда расскажет что-то,но в основном не хочет,особенно про школу и одноклассников.Но никогда не скажет,что у него что-то не так,что у него проблема.Отец кратко спрашивает:"Как дела?"Ответ всегда:"Нормально."Папа старается привлекать его к "мужским"делам:отпилить,передвинуть,перенести,открутить,приколотить...Всей семьёй любим кататься на лыжах,проводим праздники,помогаем дедушке и бабушке на даче,ездим отдыхать...Да,ещё сын очень любит общаться с маленькой племянницей,5 лет,ирают,бесятся...Но тем не менее проблема есть!Что мы делаем не так?Очень хотим помочь парню!

Ответы психологов

Здравствуйте, Елена! Вы озвучивайте своё желание помочь сыну. Могу сказать одно (насчет помощи любому человеку) , что помощь в том и заключается, чтобы принять его со всеми его" проблемами".

Принять - это значит бывать на его волне, настроиться на неё. А Вам сам Бог велел, ведь это Ваш сын.

Смотрите, что у Вас получается. Вы пишите, что у сына нет друзей. Называете это проблемой. Его проблемой. Но это не так. Это не он называет это проблемой, а Вы, следовательно, это, сами понимаете, чья проблема. В обратном случае мальчик бы страдал и сам озвучил бы (разными способами) её.

Вы правильно понимаете возможную причину начала формирования такого его поведения. Вполне возможно она истекает из того случая с рукой. Уж не знаю какие Ваши установки способствовали такому развитию, но они не прошли для него бесследно.

Но это, даже, не столь сейчас важно. Именно сейчас Ваш сын проходит достаточно сложный подростковый возраст. Да, Вы и сами, вероятно, это отмечаете, ведь Вы - педагог. Говорить о всех " заморочках" такого возраста, думаю Вам не стоит. Скажу главное. А главным сейчас для Вашего сына является поддержка его в становлении его как личности. Сегодня закладываются основы того, каким станет Ваш сын в будущем.

Всё , что от Вас сейчас трубуется, это принять все его " проблемы" ввиде отсутствия друзей, странного гардероба, его замкнутости. Не намекать ничем о том, что Вы хотите ему " помочь" и исправить.

Как это сделать. И сложно и легко одновременно. Здесь Вам придёт на помощь Ваша родительская любовь . Любовь без условностей, любовь просто так, за то, что это Ваш ребёнок. Более того! Вы можете многому у него научиться. Настройтесь на его волну, приглядитесь к нему, и, я уверена, Вы найдете у сына много хорошего, что Вас удивит. Просто он другой. Он отдельный человек, как и все в этом мире.

Выйдите из рамок, где все должно быть именно так, а не так. Поймите, что сейчас ему нужно такое " одиночество" . И чем больше Вы станете ему намекать, что это плохо, тем больше рискуете, что Ваш сын вообще из него не сможет выйти.

Поддержкой для Вас будет ещё один совет. Не пытайтесь сравнивать сына ни с кем. И даже с собой. И все у Вас наладиться.

Желаю Вам всего доброго!

Хороший ответ 7 Плохой ответ 1

Как помочь ребёнку в этой ситуации?

1. Психологически поддержите ребёнка. Поощряйте ребёнка говорить о своих переживаниях, внимательно слушайте его, не оценивайте, не давайте советов. Постарайтесь общаться с подростком по-дружески (т.к. подростковый возраст характеризуется тем, что родители теряют свой авторитет, а мнение сверстников становится более значимым). Выражайте своё сочувствие и понимание, озвучьте чувства ребёнка (например, «Я понимаю, как тебе обидно», «Тебе хочется, чтобы ребята дружили с тобой» и т.д.). Проявляйте своё внимание и неравнодушие. В то же время, не показывайте своей излишней обеспокоенности проблемой ребёнка, чтобы не усугублять ситуацию. Говорить с ребёнком о проблеме начинайте тогда, когда видите, что он к этому готов, когда он сам затрагивает эту тему (не используйте слово «проблема»).

2. Постарайтесь понять причины отвержения ребёнка сверстниками. С помощью наблюдения за ребёнком, беседы с учителями, со школьным психологом и с самим ребёнком можно выяснить, что именно мешает ему находить друзей и успешно общаться со сверстниками. Это может быть:

Низкая самооценка, неуверенность в себе, застенчивость. Застенчивость, скромность – это, в общем-то, положительные черты характера. Скромные люди у многих вызывают уважение и симпатию, с ними приятно общаться. Но всё хорошо в меру. Плохо, когда эти черты мешают человеку строить взаимоотношения с другими людьми. Слишком скромный и застенчивый человек испытывает большие трудности в общении, ему трудно адаптироваться в новой обстановке. Застенчивые подростки боятся неудач в общении и часто сами отказываются участвовать в совместных играх, каких-то общественных делах. Они закрыты для общения.

Ребёнок с низкой самооценкой считает себя недостойным внимания и уважения, ведёт себя соответствующе. Считая себя недостаточно хорошим, умным, красивым, он вызывает такое же отношение сверстников к себе и не пользуется популярностью, не вызывает интереса и желания с ним общаться.

Неуверенность проявляется в постоянных сомнениях и нерешительности ребёнка. Неуверенный в себе ребёнок редко проявляет активность, не делает первых шагов к взаимодействию с другими детьми. На инициативу сверстников ему тоже трудно откликнуться.

Агрессивность, неумение общаться и налаживать контакт.

Ребёнок, который ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям, вряд ли вызовет у них симпатию. Дети постараются держаться подальше от того, кто может причинить им какой-либо вред. Испытывая трудности в установлении контакта, ребёнок не знает как привлечь к себе внимание, как отреагировать на какие-либо действия и слова, и ведёт себя агрессивно и неадекватно, т.к. не умеет реагировать по-другому. Это может быть результатом авторитарного стиля воспитания родителями, из-за чего ребёнок становится озлобленным; либо наоборот вседозволенность приводит к формироованию эгоизма.

Особенности внешности, манеры одеваться, несоблюдение личной гигиены.

Подростки особенное значение придают внешнему виду. И если фигура или лицо человека кажутся им непривлекательными, то они не стараются оценить положительные качества его личности, не проявляют к этому человеку интереса. Подростки своих сверстников «встречают и судят по одёжке». Они обращают внимание, на сколько модно и опрятно одет человек.

Загруженность ребёнка учёбой и дополнительными занятиями.

Ребёнку может просто не хватать времени для каких-либо совместных занятий с друзьями. Открытый, дружелюбный подросток может испытывать дефицит общения из-за слишком плотного графика. Конечно, необходимо достаточно внимания уделять образованию, но простое человеческое общение не менее важно для развития личности, чем обучение. В дружбе у ребёнка развиваются такие качества характера, как верность, умение сопереживать, дипломатические навыки и т.д. Ребёнку легче адаптироваться к новым условиям и вообще переносить разные жизненные невзгоды с поддержкой друга.

3. Измените своё поведение, измените свой стиль общения с ребёнком.

Воспитание влияет на успешность ребёнка в общении. Не только врождённые качества характера определяют то, насколько общительным станет ребёнок, но и то, что он видит в своей семье – как члены семьи общаются между собой и с посторонними людьми, насколько они открыты общению, доверяют ли незнакомым людям, идут ли с ними на контакт. Ребёнок учится на примере своих родителей способам взаимодействия с окружающими. Если вы доброжелательны с окружающими, общительны, ребёнок видит, что вы легко заводите новые знакомства, гостеприимны, и вообще открыты общению, то и он станет вести себя так же. Если вы сами агрессивно, с недоверием относитесь к малознакомым людям, часто критикуете, обсуждаете кого-то, то ребёнок перенимает такой стиль поведения, учится осуждать и критиковать, у него формируется негативное отношение к другим людям. Ребёнок учится видеть в людях только отрицательные качества, подозревать.

Если вы часто критикуете и осуждаете ребёнка, то негативное отношение у него формируется к самому себе. Это сильно мешает общению, т.к. ребёнок считает себя просто недостойным внимания окружающих. Слыша постоянные замечания в свой адрес, ребёнок делает вывод, что он ничего из себя не представляет и не будет интересен окружающим, боится проявить инициативу в общении, боится быть отвергнутым. Не делайте замечаний подростку при других; не требуйте от других детей, чтобы они приняли его, этим вы только роняете авторитет ребёнка. Чаще хвалите ребёнка, обращайте внимание на его сильные стороны. Всячески поддерживайте веру ребёнка в собственные силы.

4. Поощряйте ребёнка постоянно тренировать свои коммуникативные навыки.

Создавайте как можно больше таких ситуаций, в которых ребёнку придётся общаться с другими детьми. Хорошо, если ребёнок занимается в кружке или спортивной секции, где он может найти друзей по интересам. Поддерживайте его всякий раз, когда он проявляет инициативу в общении и ведёт себя дружелюбно и открыто.

5. Помогите ребёнку взять на себя ответственность за свои успехи/неуспехи в общении.

Нужно помочь ребёнку понять, что отношение сверстников к нему зависит от того как он сам к ним относится, как себя ведёт. В этом вам может помочь психолог. Вы можете предложить ребёнку посетить тренинги общения.

Если у подростка нет друзей, сверстники не принимают его, значит у него есть какие–то психологические проблемы. И от неудач, от отвержения сверстников проблемы только усугубляются. Чтобы ребёнок был успешным, нужно, чтобы он был счастливым, ведь недаром говорят: «Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей». Дарите ребёнку как можно больше положительных впечатлений – путешествия, праздники, маленькие сюрпризы в будние дни. «Подружитесь» со своим подростком, станьте для него тем человеком, к которому он всегда сможет обратиться за советом и помощью.

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».