Мальчик 7 лет дружит только с девочками. С кем играет Ваш ребенок? Девочка вырастет неженственной или агрессивной

Всем доброго дня! Сейчас мамы девочек могут немного отдохнуть и « прогулять» сегодняшнюю лекцию. Речь сегодня пойдёт о мальчишках-озорниках и особенностях их психологии и воспитания. Впрочем, оставайтесь все. Мы ведь уже одна большая семья, в которой чужих детей и проблем не бывает. Кстати, о проблемах.

Считается, что сыновья приносят мамам гораздо больше забот и переживаний, чем дочки. Больно уж беспокойный народ. Едва научились ходить, а уже набивают шишки, лезут в лужи и на деревья, гоняют голубей. Этакие маленькие бандиты. Как же с ними справляться?

Ранее мы уже говорили о том, . Сегодня же хочу остановиться на конкретном периоде, когда нужно обратить на многие моменты поведения ребёнка особое внимание. Психология ребёнка 7 лет, мальчика особенно, требует отдельной публикации, решила я, и приглашаю вас сегодня к обсуждению важных моментов этой темы.

«Папенькин» сынок

Помните, как в древней Спарте сурово воспитывали мальчиков? Делали это непременно мужчины. А слабых и хилых мальчишек, говорят, и вовсе сбрасывали со скалы. Ужасные были времена. Зато сейчас при живых отцах растёт полно изнеженных маменькиных сынков.

Так вот, милые мамы, правило №1 в воспитании сына – не баловать и не растить комнатное растение. Тем более в 6-7 лет, когда мужская природа в мальчике начинает расцветать буйным цветом. Психологи считают, что именно в этом возрасте будущий мужчина уже ясно осознаёт свою половую принадлежность, и это нужно всячески поддерживать, объяснять сыну, что такое хорошо и что такое плохо, где нужно поступить по-мужски, подавать положительный пример.

Сейчас самое время «сдать» ребёнка на воспитание отцу. Пусть чаще проводят время вместе. Мальчику это просто необходимо, он как губка впитывает любое слово и действие папы. Если папы нет, или он, например, работает дальнобойщиком или моряком дальнего плавания, то на роль воспитателя подойдёт и дедушка, и крёстный, и дядя.

Бывает, что и их нет, как же быть тогда? Мамы, ну мы с вами народ мужественный, и вполне можем и сами вырастить полноценного мужчину. Пусть папа даже вас бросил и видится с сынишкой раз в месяц. Вы не должны и не имеете морального права отзываться о нём плохо. Какой бы ни был, но он отец, и для мальчика он сейчас святое.

Уверена, что у большинства из вас всё же полные счастливые семьи, и папа «в наличии» есть. Так вот, дорогие отцы, одного вашего молчаливого присутствия дома мало. Пора действовать! Сын смотрит на вас во все глаза и копирует во всём. Если вы, приходя домой с работы, валитесь на диван и смотрите телевизор, ребёнок думает, что настоящий мужчина именно так и должен делать. А надо бы встать, помочь маме убрать посуду со стола, а то и ужин приготовить.

Уважение к женскому полу мальчики перенимают от пап.

Ещё чуть-чуть и в школе он познакомится с новыми девочками, и вести себя с ними будет точно так же, как и вы обращаетесь с супругой. Даже если в семье происходят ссоры, старайтесь «ругаться цивилизованно». Помните, что ребёнок тоже участвует в ваших конфликтах, пусть и в качестве наблюдателя. Все упрёки и оскорбления, которые он слышит от родителей в адрес друг друга, отпечатываются в его памяти.

Сейчас отец должен больше привлекать сынишку к мужским занятиям. Рыбалка, починка велосипеда, игры в футбол на улице – мужчины в любом возрасте обожают такое времяпрепровождение. Игнорировать сына, ссылаясь на усталость и занятость, чревато. Потом не удивляйтесь, что малыш разбил окно в школе, побил соседского мальчишку или поджёг чей-то почтовый ящик. Так он старается привлечь внимание к своей персоне и заодно вымещает обиду.

О пестиках, тычинках и первой любви

Что же делать в этот период маме? Ну, конечно, не сидеть сложа руки. Мамина нежность и теплота по-прежнему необходимы мальчику. Мама – самый близкий человек, который и пожалеет, и выслушает, и всегда поможет. Оба родителя в воспитании должны гармонично дополнять друг друга. Не забывайте, что скоро малышу , а это для него новый, пока неизведанный мир.

Сейчас нужно не только привить сынишке любовь к порядку, но и основы порядочности.

И опять же, не забывайте о наглядности, то есть о личном примере. Папа, который разбрасывает носки по квартире и хамит соседям – плохой пример. Папа, аккуратно раскладывающий вещи, следящий за своей гигиеной и чистотой обуви, вежливый и справедливый – пример положительный. Действуйте, родители. Несмотря на то, что скоро в жизни вашего мальчика появится первый учитель, главными педагогами останетесь для него вы.

В 7-8 лет, по наблюдениям психологов вашего сына может посетить первая любовь. Да-да, ранняя, школьная и слегка наивная. Поэтому готовьтесь, мамы и папы. Совсем скоро ваше чадо захочет с вами серьёзно поговорить. Половое воспитание в этот период имеет свои особенности и тонкости.

· Старайтесь не оставлять без ответа любые вопросы о девочках и отношениях с ними. Наверняка сын спросит, как познакомились вы. Так расскажите, но добавьте в вашу историю «сказочные», волшебные моменты.

· Само собой, будут и вопросики о том, откуда же и каким образом у вас, влюблённой пары, появился он. Вот тут поаккуратней. Даже про «пестики-тычинки» ребёнку пока говорить рановато. «Ты у нас появился, потому что мы очень любим друг друга», — вот такой ответ вполне подойдёт. Лучше объяснять сынишке всё на доступном, ребячем языке, а не заумными выражениями из медицинских справочников.

· О насилии и жестокости лучше не упоминать. Если по телевизору идёт кино, где женщину оскорбляют или поднимают на неё руку, немедленно переключите. Для формирующейся и нежной детской психики это настоящий удар. Тираны и маньяки тоже, знаете ли, не сами по себе вырастают. Всё идёт из семьи.

Если вы чувствуете, что сын чересчур агрессивен к женскому полу, попросите его нарисовать простой рисунок – вашу семью. Как правило, по рисунку можно определить многие черты будущего характера и отношения к себе и родителям. Маленькая мама и огромный властный папа — признак того, что у матери явно нет авторитета в семье, супруг морально и физически её угнетает. Именно так ваш сын и будет в дальнейшем вести себя с девочками.

Психология мальчика и его воспитание

Психологи советуют родителям в этот период взять себя в руки, набраться терпения и максимум себя отдавать ребёнку. Будьте с ним на равных. Авторитарное воспитание давно забраковали все педагоги, оно плодов не приносит.

Родители-друзья, к которым всегда можно обратиться за советом, вот кем вы сейчас должны стать для своего сына.

А от недопонимания и «недообнимания» вырастают озлобленные на весь свет и в то же время нерешительные и замкнутые мужчины. Вашему сыну это не грозит, ведь теперь вы знаете, как нужно себя вести, чтобы вырастить достойного, любящего, справедливого человека, настоящую личность. Продолжайте в том же духе! Ну а я ненадолго вас покину. Жду ваших комментариев и отзывов, до новых встреч!

Добрый день! Моему сыну 5,5 лет. Ходит в сад. Дома он ведет себя очень активно, чувствует себя лидером в семье, всеми "командует". В саду же он - тихоня. Играет в саду почти исключительно с девочками, мальчики его в свои игры не берут (как он мне объясняет, мальчики не хотят играть по его правилам). Дружит только с одним мальчиком, который игнорирует его в присутствии других детей (когда идут вместе домой, то вроде дружит с этим мальчиком). Получается, что за этим мальчиком он бегает "хвостиком", хочет, чтобы он играл только с ним, а если нет, то играет с девочками. Мои родители тоже заметили эту его особенность дружить только с девочками. Говорят, что нам нужна консультация психолога по поводу его половой идентификации. Дома любит готовить, куклами не играет. Машинками играет, но не очень охотно. Уже не знаю, что и думать. Все ли в порядке с моим сыном? Как его научить играть с мальчиками?

Екатерина, Украина, 33 года

Ответ детского психолога:

Здравствуйте, Екатерина.

Думаю, что в любой ситуации, когда возникают вопросы или сомнения относительно воспитания или развития ребенка, очная консультация специалиста является приоритетной. В ходе очной консультации, у Вас появляется возможность обсуждать со специалистом не только те ситуации, которые вызвали у Вас тревогу, но и объективную обратную связь, которую Вам дает специалист, наблюдая Вашего ребенка и Ваши с ним взаимоотношения непосредственно. Такой режим работы более продуктивен. Возможно, высказывания Ваших родителей о половой идентификации сына вызывают у Вас тревогу, которая препятствует обращению к психологу очно. Вы чувствуете, что что-то нужно изменить, но затрудняетесь в конкретизации причины такого поведения. Опираясь на факты, описанные в Вашем письме, предположу, что те сложности, которые испытывает Ваш сын в детском коллективе, не имеют отношения к половой идентификации. Я бы акцентировала внимание на следующих аспектах воспитания ребенка: 1) Вероятно, Ваш сын единственный ребенок в семье. Следовательно, все взрослые (мама, папа, бабушки, дедушки и т. д.) стремятся уделять ему внимание, опекать (излишне) выполнять все его желания, делать что-либо вместо него, принимать за него решения там, где он и сам бы справился. Это привело к тому, что у ребенка недостаточно сформировались личностные границы. Пример: «Дети не хотят играть по моим правилам». То есть, ребенок может (и хочет) играть только по своим правилам, другие правила ему принять сложно. У него не получается идти на компромисс, в чем-то уступая, а на чем-то настаивая. 2) Сильная опека или запрет на выражение агрессивных чувств, приводит к тому, что ребенку сложно выражать агрессивные эмоции, а тем более выражать их социально приемлемыми способами. Услышать и принять чужие правила, предложить дополнительно к ним что-то свое - это здоровое конкурирование, в котором всегда присутствует элемент активного (агрессивного в положительном смысле) поведения. 3) Не имея возможности играть с мальчиками, Ваш сын присоединяется к играм девочек. Возможно, они принимают его правила или в ходе игры проявляют о мальчике заботу, но ему в этой ситуации (без конкуренции) гораздо комфортнее, чем с мальчиками. Но хоть он и играет с девочками, игры мальчиков для него выглядят гораздо привлекательнее. Он ведь бегает «хвостиком» за мальчиком, который готов с ним иногда играть, пытается включиться в игры мальчиков, пусть пока не очень успешно. Поэтому, думаю, проблема половой идентификации у Вашего сына не стоит. Рекомендации: 1) Составить режим дня и соблюдать его. 2) Дать ребенку возможность справляться самому с теми задачами, которые ему по силам. 3) Хвалить даже за самые маленькие успехи в плане самостоятельности. Хвастаться родственникам и знакомым его достижениями. 4) Иногда просить у него посильной помощи. 5) Ввести определенные обязанности. Например: застилать свою постель и убирать свои вещи и игрушки. 6) Выделить время для каких-то общих дел с папой. Это могут быть какие-либо игры, беседы, прогулки, совместные походы в магазин за продуктами, то есть. приобщение к «мужским» делам. 7) Очная консультация психолога.

С уважением, Пархоменко Ирина Генриховна.

Представьте, что в семье родилась долгожданная девочка. Мама счастлива: наконец-то можно покупать красивые платья, делать прически, смотреть как малышка играет в дочки-матери… Но девочка растет и ничего из этого ей совершенно не интересно. В платье ей не удобно, косички она через 5 минут расплетает, а на день рождения просит не Барби, а набор гоночных машинок.

Некоторые, особо переживающие родители, начинают бить тревогу. Девочка играет в игры для мальчиков, смотрит мультики для мальчиков, просит мальчиковые игрушки - что дальше?! Редакция сайт старается развеять эти переживания и объяснить, почему девочки тоже могут играть в машинки. Ну и, конечно, не обойдемся без комментариев родителей юных «пацанок» собранных с форумов и соцсетей.

Итак, чего боятся родители?

1. Девочка вырастет неженственной или агрессивной.

«Моя дочка целыми днями смотрит и . А потом играет в них, дерется, стреляет, просит себе оружие, как у черепашек. Как научить ее играть в куклы, я боюсь, что она очень злая из-за этих игр становится. Дерется».

Девочки, которые играют в игрушки мальчиков или проводят время только в компании пацанов, вовсе не становятся менее женственными или более агрессивными. И тому, что девочка предпочитает машинки куклам, есть много причин.

Во-первых, скажем честно, у мальчиков игрушки намного интереснее и круче. Все вертится и гнется, программируется и собирается, стреляет и разговаривает. Девочкам просто скучно с домиками и Барби. Ну посадила ты эту Барби в коляску, и что? Скукота. А у мальчиков можно устроить настоящие гонки, пострелять по мишеням и вообще - мальчишки такие выдумщики!

ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ВОЗМУТИЛО ПОЯВЛЕНИЕ РОЗОВОГО ГЛОБУСА «ДЛЯ ДЕВОЧЕК»

Во-вторых, девочки не обязаны всегда быть добрыми. Детям просто необходимо иногда делать выброс отрицательных эмоций, как и взрослым. И игра в «войнушку» очень этому помогает. У девочек энергии столько же, сколько и у мальчиков, а их заставляют сидеть и разливать куклам чай. В итоге нереализованная энергия выливается в истерики, слезы или агрессию. Пусть уж лучше побегает, устанет и вечером будет довольно сидеть за столом, хоть и с разбитыми во время погони коленками.

В-третьих, не забывайте, что в современном мире роли мужчины и женщины в семье уже более размыты. Девочке уже не обязательно быть хозяюшкой и тихоней, а мальчику - силачом и технарем. Может быть и наоборот. Поэтому не стоит навязывать ребенку с детства то, что ему не только неинтересно, но еще, возможно, и не нужно. Любит девочка конструктор в 4 года? Может вырастет инженером, кто же знает.

2. Девочку не примут другие девочки, ей будет трудно найти друзей.

«Ей не интересны игры с другими девочками, она в саду постоянно сбегает к мальчикам. И сама как мальчишка - дерется, ругается, шалит постоянно. Воспитательница ее уже заругала, да и я тоже. Даю куклу - выбрасывает, что с ней делать?».

Многие родители боятся, что из-за увлечений ребенка, общество не захочет его принимать. Но в единственной в саду девочке, которая играет в машинки, нет ничего более странного, чем в единственной девочке в саду, которая любит , а не .

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА УНИЖАЮТ В ШКОЛЕ

Все дети индивидуальны и у каждого ребенка свои увлечения, которые, к тому же, очень быстро меняются. Но они не всегда влияют на количество друзей. Ведь играть можно не только в них, но и во что-то схожее. Если ребенок хочет подружиться с кем-то, то он найдет общие интересы.

А если девочка играет только в компании мальчишек и в футбол любит погонять больше, чем повертеться у зеркала, то в этом нет ничего страшного. Девочкам нужно уметь общаться со всеми, вот они и учатся. Многие «пацанки» в детстве, напротив, вырастают более успешными, так как с детства этих мальчишек изучили и знают, как их заинтересовать.

3. Девочке не будут нравиться мальчики или она захочет сменить пол.

«Подскажите, пожалуйста, у меня девочка 4 года играет машинками. В магазинах с игрушками выбирает машинки, а не куклы. Играя с подружками в „папины дочки“, бывает „папой“. Объясняет это тем, что никто не хотел быть папой. В садике ей интереснее с мальчиками, чем с девочками. Я даже не знаю то ли это проблема, то ли детские игры».

Самое странное и дикое предположение, у которого нет никакой адекватной основы под собой. Гендерная идентичность у детей, конечно, только формируется, но игрушки и мультики не могут кардинально на это повлиять. Девочка не становится мальчиком от того, что ей нравятся машинки. Это попросту так не работает. Да и на ориентацию в будущем игрушки тоже никак повлиять не могут, это тоже совершенно другой вопрос, если интересно, почитайте об этом книги, а не комментарии в Интернете.

4. Но как на нас посмотрят другие!

«Бабушка нас просто заела тем, что мы не должны потакать ей и все равно покупать ей платья красивые, она же девочка… А я не знаю, кого слушать - дочку или маму? Да и странно как-то, когда на празднике все девочки - снежинки, а моя - Робин Гуд».

Оглядываясь на других, свою жизнь не проживешь. Конечно, и родственники, и общество могут давить на вас, заставляя переделывать девочку под некие стандарты. Но тут нужно искать компромиссы, которые устроят всех, а не заставлять ребенка подчиняться правилам.

СЕКСИСТСКИЙ СКАНДАЛ ВОКРУГ КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ

Если в детском саду обязательная форма девочкам на праздник - платье, а ребенок ни в какую не хочет, надо выяснить почему. Неудобно? Наденем под него штаны, будет а-ля Пеппи Длинныйчулок. Некрасиво? Можно найти и красивое, если постараться. А если ребенок ну вот ни в какую, потому что платье «бяка», попробуйте совместить. Наряды королей из Средневековья весьма похожи на платья, но не платья же, да?

Не давайте другим решать за вас, в какие игры играть вашей дочери. Постарайтесь быть выше общественных стереотипов и ставить желания ребенка выше чужих.

5. Но я так хотела себе дочку-принцессу!

«Мы живем в Англии, и я купила младшему на Кристмас костюм традиционного олененка, а ей красивое платье ангелочка с крылышками… Так она мне такую истерику закатила, что отнеси его в магазин, я его не одену! Я хочу быть зеброй (это ее любимое животное) или оленем…».

Конечно, когда родители так хотели девочку, чтобы играть с ней как с куколкой, очень сложно смириться с тем, что эта куколка почему-то ведет себя как маленький варвар. Да, в идеальном мире мечтаний вы видели свою дочь в розовом платье, с косичками, сидящую за игрой в пупсиков и обожающую . А на деле она ходит чумазая, днями и ночами смотрит и выпрашивает еще одну машинку на радиоуправлении.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА?

Смиритесь. Жизнь идет вовсе не так, как запланировано. И вы не можете щелкнуть пальцами и превратить детей в тех идеальных, из своих мечтаний. Ваша дочка такая, какая она есть, и ее не нужно переделывать, потому что в ее поведении нет ничего ужасного. У вас активный ребенок, который просто не соответствует вашим ожиданиям. Ничего плохого в этом нет.

Тем более, что большинство родителей, обсуждая эту проблему, пишут: «Ой, да я сама была пацанкой лет до 12…». В большинстве своем, эта проблема - временная. И потом девочкам становится интересен другой пол, а заодно и собственная внешность, будущее материнство и так далее. Да, в куклы она уже вряд ли станет играть, но все равно станет хорошей женой и мамой. А вам надо просто перестать волноваться по пустякам. Дочка носится по дому с машинками? Присоединяйтесь, это весело. А куклы пусть посидят в сторонке и посмотрят на самую захватывающую гонку в мире.

С кем играет Ваш ребенок?

Надвоцкая Г. А., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с другими людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. А в дошкольном возрасте универсальный способ для общения - это игра.

Выбор ребенком друга или друзей с определенными качествами, особенностями поведения для общения может о многом рассказать. Во многом этот выбор обусловлен темпераментом и характером ребенка, но так, же определяющее значение имеет и его эмоциональное развитие, внутренние проблемы.

Итак, проанализируем выбор ребенка.

Возраст

    Ребенок легко идет на контакт с любой возрастной категорией

    Если это описание относится к вашему ребенку, то вам можно только позавидовать - ваш ребенок наделен так называемым социальным интеллектом. (Социальный интеллект - способность понимать и прогнозировать поведение людей, замечать и верно истолковывать детали человеческого общения)

    Вероятнее всего, он достаточно эмоционально устойчив, имеет положительные установки по отношению к окружающему миру и людям. Таких детей немного и им не присущи такие проблемы как тревожность, страхи, низкая самооценка, стеснительность и пр.

    Ребенок предпочитает играть со сверстниками

    Большинство детей предпочитают играть со своими сверстниками. Это вполне естественно, так как уровень их социального развития находится примерно на одном уровне и интересы чаще совпадают. Такой выбор подкрепляется и современной практикой посещения детского сада, где ребенок общается преимущественно только в своей группе, где собраны его ровесники.

    Ребенок больше любит играть с детьми, которые старше него

    Может быть несколько причин: ребенок опережает интеллектуальное развитие сверстников, он «перерос» их игры, интересы; у ребенка недостаточно хорошо развито умение общаться «на равных». Часто таковыми оказываются единственные дети в семье, не посещающие детские дошкольные учреждения. Нередко дети, воспитанные как кумиры семьи и ожидающие к себе симпатии, снисхождения и уступок от всех окружающих, не могут ужиться со сверстниками, зато старшие дети могут находить их позицию очень детской и забавной, что делает их общение бесконфликтным.

    Ребенок предпочитает играть с малышами

    В таких играх старший ребенок чувствует себя умелым, опытным. Особенно любят возиться с малышами девочки, это обусловлено становлением ролевого поведения (девочки «примеряют» на себя роли мамы, учительницы, наставницы и т.д.) Игра с младшими является полезной, но стоит задуматься, если при этом ребенок практически не играет со сверстниками. Возможно, на то есть причина – его не принимают ровесники (например, в ситуации перехода в другое детское учреждение, либо недостаточно развиты коммуникативные навыки и пр.) В таком случае ребенку необходима помощь родителей или психолога.

    Ребенок предпочитает играть только со взрослыми

    Зачастую такой ребенок имеет хорошо развитую "взрослую" речь (в которой употребляет термины и сложные обороты), "степенное" поведение и весьма интеллектуальные увлечения. Возможно, это единственный ребенок в семье, с самого раннего детства лишенный возможности общения с другими детьми. Он не посещает детский сад, а находится дома с бабушкой, мамой или гувернантками. Попадая в детский коллектив в школьном возрасте или раньше, такие домашние дети пугаются детских игр. В отличие от игры со взрослыми в них всегда есть непредсказуемость, некоторый риск и соперничество.

До 2- х лет малышам все равно, кто с ними играет – мальчик или девочка.

Около 3-х лет ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность (Я- девочка\ мальчик), поэтому 3-4-х летние дети могут предпочитать играть с малышами своего пола. Игры у мальчиков и девочек начинают различаться, если первые предпочитают играть с машинками, конструктором, то вторые (девочки) выбирают куклы, мягкие игрушки и т.п. Мальчики чаще девочек играют в подвижные, шумные игры.

Если вашему ребенку интереснее играть с детьми противоположного пола. Понаблюдайте за тем, как именно он играет. Если вы заметили, что мальчик играет в куклы, это, разумеется, еще не значит, что у него есть трудности в развитии. Дети этого возраста очень склонны к подражанию в игре, поэтому мальчик просто может копировать действия девочек. Но если мальчик явно избегает «мальчиковых» игр и развлечений, стойко предпочитает общество девочек, взрослым стоит задуматься. За таким поведением могут крыться серьезные проблемы, исходящие из ошибок в воспитании, внутренние страхи ребенка. Нужно обратить внимание, как часто общается ребенок с папой, дедушкой (есть ли у него пример достойного мужского поведения); кого хотела мама во время беременности – сына или дочку, как это отражается на ее отношении к сыну. То же касается и девочек, упорный отказ от «девичьих» игр может указывать на ряд проблем в эмоциональном состоянии.

В 5-6 лет эта тенденция к раздельным играм еще более проявляется. Одновременно с этим возрастает интерес ребенка к детям противоположного пола. Однако для мальчиков уже становится неприемлемым играть в "девчоночьи" игры, поэтому, если и встречаются совместные игры, то часто мальчикам в них может быть заготовлена мужская роль, а девочкам - женская, или же все роли не имеют половых отличий. Так дети могут играть в "дочки-матери", где мальчик будет папой, работающим шофером (или капитаном, словом, будет ездить где-нибудь, не мешая традиционной игре), или же в "магазин", где каждый ребенок - просто покупатель и половые различия не важны.

Если ваш сын любит играть с девочками (или дочь - с мальчиками), то, прежде всего, проанализируйте, какие роли он (она) выбирает в этих играх, а затем постарайтесь понять, что является некомфортным для ребенка в общении с детьми своего пола и не поддерживаете ли вы сами такой выбор. Нередко бывает так, что маме очень нравится иметь мягкого, спокойного сына (и тем самым она неосознанно поощряет его к женскому стилю поведения, который выражается в игре), или папа восхищается тем, что его дочь "настоящая пацанка" (разумеется, девочка будет оправдывать это, чтобы не разочаровать отца).

С 6-7 лет мальчики и девочки становятся более терпимые друг к другу. На какое-то время их всех объединяет общая роль учеников и школьные интересы, игры на переменах чаще всего подвижные у всех ребят. Так что если ваш первоклассник (или второклассник) любит играть с детьми противоположного пола, то в данном возрасте это не очень показательная характеристика. Тем более если речь идет об интеллектуальных играх. Хотя большинство детей все-таки сохраняют в играх предпочтение к "товарищам по полу".

Количество детей

Так же, как и взрослые, некоторые дети любят быть членами большой шумной компании, а некоторые - тихо поиграть с одним-двумя партнерами. Какую-то из этих позиций вряд ли можно считать более выигрышной. Но и та, и другая - показательны. Первая говорит о том, что ребенок скорее склонен к экстраверсии - то есть его личность больше направлена на людей и предметы окружающего мира, он весьма общителен, хорошо адаптируется в обществе, умеет проявлять гибкость при взаимодействии с разными людьми.

Если же ребенок больше удовольствия получает от игры с одним или двумя детьми, то, скорее всего, он - интроверт. То есть его личностные интересы сосредоточены на собственном внутреннем мире, ему более ценно то, что происходит в его душе, чем в мире, он склонен к самоанализу. Такая позиция иногда может сочетаться с некоторой замкнутостью, но зато внутренний мир таких людей может быть богат и гармоничен.

Кроме этих личностных характеристик, дети могут отличаться в игре и склонностью к соревновательности или сотрудничеству, предпочтением интеллектуальных или подвижных игр, акцентированием внимания на отношениях или предметах. Поэтому перечисленные качества также могут стать причиной, по которой ребенок отвергает совместные игры с некоторыми детьми. Все эти различия влияют на то, с кем приятнее играть ребенку.

Однако заметим, что если у ребенка хорошо развиты коммуникативные навыки (умение общаться), то разница личностных игровых предпочтений не должна приводить к серьезным конфликтам или одиночеству - он всегда сможет договориться о чередовании интересных и неинтересных ему игр, найти прелесть в играх с иным, чем он сам, человеком.

Теперь стало понятно, внимательный взрослый может много узнать о ребенке, наблюдая, с кем он играет, какие роли предпочитает на себя брать.

То, с чем играет твой ребенок, может определить его судьбу. Стоит ли отнимать у мальчика помаду и автомат Калашникова?

Гай Серегин

Пока остается открытым вопрос: выбирает ли ребенок игрушки исходя из собственных, пока скрытых, предпочтений или эти предпочтения возникают как раз оттого, что ему чаще всего покупают игрушки именно данного вида.

Психологи в целом дают утвердительный ответ на оба варианта. С их точки зрения, человек составляет представление об окружающем мире и своем месте в нем довольно рано: к пяти-шести годам его мировоззрение уже фактически сформировано. Это именуется термином «импринтинг». Именно благодаря импринтингу большинство людей так консервативны. Вот как все происходит.

Новорожденный появляется на свет совершенным инопланетянином и доверчиво принимает условия новой игры. «Ах, вот как у вас тут все интересно устроено! Собачка говорит «ав-ав», киса говорит «мяу-мяу», а папа говорит «Дайте мне яду и пять минут покоя». По небу плывут белые подушки, в лесу растут елки и живут медведи, дворник дядя Петя смешно пахнет, а девочек нужно бить лопаткой по голове, потому что они дуры и ябеды». Пять-шесть лет знания о мире текут в нашу голову широким потоком, после чего мы говорим: «Ну хватит, я понял все ваши странные правила, давайте же теперь играть по-настоящему!» Отныне все новые идеи с трудом будут встраиваться в прочную систему базовых, импринтинговых знаний. Роль, которую в этих базовых знаниях исполняют детские игрушки, огромна. Именно их дети используют в качестве моделей для проверки поступающих сведений. Катая зайку на паровозике или расстреливая огнедышащих мокрожаборогов из лазерной рогатки, ребенок создает сценарии своих действий в любой возможной в будущем ситуации. Так что весь этот разноцветный хлам с отломанными ногами в его комнате - это огромная лаборатория, в которой дитя конструирует свою биографию.

Теоретически (учти, гарантий мы не даем!) ты можешь повлиять на этот процесс, приобретая ребенку те игрушки, которые будут вести его в желаемом тебе направлении. Чтобы было понятно направление, мы провели от каждой игрушки стрелочки в сторону того, кем может стать твой ребенок, если он увлекается именно этой штукой. Заметь, мы проявили гуманность: в целом положительных вариантов развития событий у нас несколько, а неприятный приговор - только один.

Машинка

Любовь ко всему, что на колесиках и умеет быстро делать «вжик-вжик», появляется неспроста. Это ответ на внутренний протест, который ребенок испытывает из-за необходимости существовать в столь жалком, медлительном и неуклюжем теле. Это тело не умеет летать, ему нужно то какать, то писать, а если оно врежется в стенку с разбега, то потом долго будет плакать. Кроме того, оно такое маленькое, а все взрослые вокруг здоровые и крутые. Новость о том, что мы умеем совершенствовать наши чахлые тела при помощи машин, приводит ребенка в восторг: отныне он может часами ползать по полу, катая перед собой самосвал размером с крысу и издавая звуки ревущего мотора (очень похожие). Известный американский детский психолог Джон Холт советует родителям маленьких автолюбителей уделять больше внимания детскому спорту . Такой «комплекс физической неполноценности», если машинки сами с ним не справятся, может привести к ряду психологических проблем во взрослом возрасте. Например, к маниакальному стремлению накачать гору мышц или прокачать своего виртуального супердвойника до 80-го уровня. Кстати, любовь к машинкам с детства - это чисто мужское. Девочки куда спокойнее относятся к игрушечным автомобильчикам, потому что большинство из них не слишком беспокоится о недостатке собственной мощи, а спокойно сидит на ручках у папы и показывает пальчиком, что нужно сделать, кого достать со шкафа и какую бяку прогнать.

Оружие

Не важно, шпага это из швабры, лук из березы или настоящий огнемет из лучшего китайского пластика. В любом случае это волшебная палочка для мгновенного уничтожения проблем. Нервные мамы очень любят рассказывать по телевизору, какая это глупость - дарить детям оружие, пусть даже игрушечное, и развивать в невинных крошках агрессию. Их можно успокоить: агрессивным детям оружие ни к чему . Агрессивные дети дерутся кулаками и первыми подвернувшимися под руку предметами, не воображая, что табуретка у них в руке, - это пылающий магический Эскалибур. Больше всего игрушечное оружие любят как раз дети неагрессивные, зато обладающие богатой фантазией, которая мгновенно переносит их из детской на далекие планеты, в криминальные районы или в кровавое прошлое, где они играют в борьбу за выживание. Как и машинки, пистолетики и пулеметики свидетельствуют о том, что ребенок не очень уверен в том, что выиграл бы в такой борьбе, случись она по-настоящему. В будущем он не будет ввязываться в проблемы, зато с удовольствием понаблюдает за ними со стороны, рассуждая, как это все можно было бы замечательно решить.

Солдатики

Глядя, как твой сын расставляет свои многотысячные полки (от былинных дружинников на правом фланге до дивизии «Мертвая голова» в арьергарде, по соседству с индейцами), не торопись гордо думать, что у тебя растет будущий Суворов. Вероятнее всего, у тебя растет будущий бухгалтер. Чтобы расстрелять всю эту орду за минуту из пластмассовой пушки, ее нужно битый час расставлять. Но в этом-то и вся прелесть. Склонность к систематизированию фактов, к собирательству и коллекционированию, к различению объектов по мельчайшим деталям и объединению их в группы по различным характеристикам говорит об уме последовательном, стремящемся к накоплению сведений. Эти качества полезны и в науке, но особенно они востребованы в юриспруденции, статистике, управлении финансами и т. д. Правда, имей в виду, что без достаточных мотиваций (допустим, в виде кучи родительских денег, потраченных на его образование) такой систематизатор вполне может удовлетвориться карьерой отливщика серийных болванок на каком-нибудьзамшелом заводе. Лишь бы они получались такими восхитительно аккуратными.

Кукла

Это одна из самых сложных, важных и даже в чем-то опасных для ребенка игрушек. Мальчики обычно редко любят ими играть, особенно потому, что с младенчества им внушают: эта штука только для девчонок, а мужчине возиться с куклами стыдно. Тем не менее, если твой сын восхищенно застыл перед стойкой с Барби или пупсиками, не спеши бежать за валерьянкой.

«Ошибочно считается, что девочками, играющими в куклы, движет материнский инстинкт, - пишет сследовательница детской психологии, автор книги «Окна в мир ребенка» Вайолет Оклендер. - Девочка, беседующая с куклой, занимается прежде всего самоанализом, исследованием своей сущности и природы человека вообще». Кукла - это модель человека, в том числе самого ребенка. И именно поэтому куклы-девочки вызывают меньше интереса у мальчиков своей явной половой неидентичностью.

Зато мальчик проводит подобные психологические манипуляции с солдатами, бравыми космонавтами и отважными ковбоями. Поэтому очень желательно, чтобы у него были в детской куклы-мужчины не самогомелкого размера. Оживляя куклу и наделяя ее частью сознания, ребенок, кроме того, обучается важнейшейфункции нашего вида - общению с себе подобными, контакту и передаче информации от личности к личности. «Именно общаясь с куклой, ребенок формулирует нормы поведения, эмоциональные оценки, свои первые общие этические тезисы, - продолжает Оклендер. - Кукла - это всевидящий и всеслышащий, все понимающий объект, который одновременно полностью покорен своему обладателю». Говоря проще, кукла для ребенка - это бог, раб, друг и одновременно это его собственное отражение. В отличие от живого человека - брата, приятеля или родителя, она не обладает собственной волей, что делает ее незаменимым объектом для всякого рода психологических тренировок.

Кстати, частично функции кукол могут исполнять домашние животные, особенно собаки, которые при всей своей нечеловекообразности обладают достаточным разумом, чтобы стать подходящим, на все согласным собеседником.

Плюшевый мишка

Или зайка, собака, лошадка - не важно. Во-первых, дети, которые предпочитают в качестве наперсника модель не человека, а животного и при этом не любят кукол, демонстрируют довольно развившееся чувство видовой самоидентификации. Они с подозрением и даже неприязнью относятся ко всему, что похоже на человека, но человеком не является. Этот важный механизм встроен в большинство живых существ природой с целью регулирования сексуальных контактов со схожими, но непригодными для размножения видами. Объект, по внешним признакам похожий на «своего», но имеющий ряд «чужих» характеристик, вызывает отторже-ние, страх или брезгливость. Кстати, это свидетельствует о здоровом желании продолжения своего рода. Такие дети часто стесняются смотреть на обезьянок, испытывают отвращение к клоунам , боятся людей с физическими нарушениями или представителей других рас. Куклы кажутся им неприятной пародией на человека, поэтому они избегают играть с ними. Во-вторых, важной особенностью игрушечных (да и живых) зверьков являются их мягкость и пушистость, которые очень важны для детей, по какой-либо причине часто испытывающих страх. Прикосновение к мягкому мы воспринимаем как успокаивающее и защищающее, переносящее нас в далекое первобытное младенчество, когда мы спасались от опасностей, крепко вцепившись в роскошные гривы или шерсть наших матерей.

Конструктор

Не торопись закупать литературу о малолетних гениях, посмотрев на собранный из «Лего» Нотр-Дам и действующий «Феррари», свинченный из тех жутких железных пластинок с дырочками, которыми ты сам в детстве только пулял из рогатки в голубей, имевших неосторожность пролетать мимо твоего окна. Большинство малолетних гениев весьма скептически отнеслись бы к перспективе просидеть полдня, вкручивая, согласно инструкции, деталь А в отверстие Б. Недаром конструктор - любимая игрушка детей-аутистов, которых больше всего восхищает, когда из пяти кружочков получается пирамидка, но которые способны впасть в истерику, если кто-нибудь подсовывает туда кружочек неправильного диаметра и портит всю логическую и единственно верную композицию. Удовольствие от того, что все идет по плану, удовлетворение от ожидаемых результатов кропотливой работы свойственно детям-консерваторам, которые могут блестяще показать себя в тех профессиях, где важны собранность, аккуратность, въедливость и строжайшее следование протоколу. Ребенок же с ярко выраженными творческими способностями скорее сложит из разноцветных кубиков уродливую башню, обмажет ее кетчупом, замурует в ней кота и попытается поджечь всю эту конструкцию с целью отправки ее на Луну.

Неигрушки

В два года, когда понятие частной собственности еще недоступно ребенку, он играет с чем попало. Самое главное в предмете для него - новизна и необычность. Но уже в три года ребенок учится понятиям «мое» и «чужое» и начинает рассматривать свои игрушки как законную часть себя. Он предпочитает играть именно с ними и совершает набеги на чуждые владения, только если там завелось что-то ужасно интересное - типа папиного нового ноутбука, который наверняка будет отлично плавать в ванне, если налить туда побольше шампуня. Но некоторые дети, к отчаянию их родителей, продолжают отвергать игрушки, развлекая себя с помощью предметов бытового обихода. В сотый раз упав в обморок при виде рассыпанной по полу муки с красиво выложенным на ней узором из маминых противозачаточных таблеток, родители обычно тащат младенца на прием к психотерапевту, который и объясняет, почему это происходит: от глубокого недоверия к окружающим. Ребенок подозревает, что ему, как маленькому и слабому, подсовывается дрянь (положа руку на сердце, в чем-то этот мелкий скептик прав), а самые клевые вещи родители, конечно, оставляют себе. С однойстороны, такое отрицание собственности может сделать из ребенка будущего борца за свободу и братство во всем мире. Но также не исключено, что вырастет патологический клептоман. Так что почаще приглашай к ребенку гостей, чтобы он, увидев, как пришельцы захватывают его самолетики и заводных лягушек, понял их ценность.

Лет до пяти-шести можно вообще не показывать ему целенаправленно картины других художников, не обучать даже азам техники, потому что стать подражателем и копировщиком он всегда успеет, а в детском творчестве куда важнее абсолютная свобода самовыражения. Если ребенок болтает, когда рисует; если он сопровождает порчу бумаги рассуждениями вроде «А тут наши подлетают - тра-та-та! Бух! Убит и падает», то все идет правильно, фантазия зарождается, образы сменяют друг друга, юный демиург создает воображаемые миры. Даже если эти миры заканчиваются большими бурыми закаляками на весь лист, удержись от критических замечаний. Ты просто не видишь, какое кипение жизни происходит там, внутри, под всеми этими кляксами и загогулинами.