Лесгафт п. семейное воспитание ребёнка и его значение. Семейное воспитание детей Семейное воспитание и его значение

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

На чтение 8 мин.

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.


Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.


Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.


Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.


Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения .

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА

Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т. е, он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т. е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т. е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года, в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т. е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним, как с человеком, и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Цель всякого воспитания - содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества.

Мудрость человека должна доказать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится; точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания.

Необходимы, однако же, определенные условия для достижения приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.

1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения. Ранее уже было сказано о чистоте тела матери во время беременности и о влиянии ее на обмен и питание организма. Нечистоплотность грудей, сосков уже может вызвать у ребенка молочницу (Soor), точно так же как нечистоплотность половых органов, в особенности во время родов, может вызвать воспаление глаз новорожденного (ophtalmia neonatorum), которое является причиной слепоты у одной трети всех слепых.

Кожа новорожденного тонкая, мягкая, красная вследствие тонкости слоя, прикрывающего сосуды; она прикрыта смазкой (vernix caseosa), состоящей из покрышечных элементов, жира и пушка. На 4-й или 5-й день, и не позже 2 недель, поверхность кожи начинает шелушиться; вместе с этим выпадает пушок на всей поверхности кожи, а также и волосы на голове. Все это указывает на то, какое большое значение для обмена и питания имеет такая нежная, тонкая и большая поверхность, которая у новорожденного относительно больше, чем у взрослого. Частые выделения мочи, также содержимого кишечного канала, образование более глубоких паховых складок, а также подколенных и подкрыльцовых впадин - все это требует возможно большей чистоты и удаления продуктов распадения. Иначе эта нечистота раздражает кожу и вызывает зуд и различные накожные болезни, которые очень беспокоят младенца и не дают ему спать и восстанавливать во время сна большие потери, происходящие в нем. В помещении, где находится младенец, ни в каком случае нельзя держать снимаемого с него грязного белья, все кругом должно быть чисто и бело, нигде не должно быть даже пятна и ни в каком случае нельзя допустить здесь того специфического запаха, по которому обыкновенно издали можно узнать присутствие детской.

Все так называемые детские заразные болезни, как корь, скарлатина, коклюш, оспа, дифтерит и т. д., являются только последствием неопрятности и при абсолютной чистоте были бы совершенно немыслимы. Когда ребенок умирает от такой болезни, то вина падает непременно на окружающих, которые, оплакивая ребенка, собственно оплакивают свою нечистоплотность.

Большая смертность детей семейного периода всегда больше всего бывает там, где распущенность нравов и неопрятность всего сильнее развиты (...)

2. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возможности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.

Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые, так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. Во время посещений городских училищ в Лейпциге я присутствовал при уроке одного молодого учителя; он постоянно бил своих учеников то по лицу, то куда попало небольшой тростью, которая была у него приготовлена для этой цели. Когда я вечером встретил этого учителя и спросил его, находил ли он полезными и даже возможными телесные наказания в школе, он твердо ответил, что без них можно хорошо обойтись. На мой вопрос, почему же он их применяет, он откровенно ответил: «Так скорее». Скорость эта, однако же, обыкновенно связана с произволом, со случайным грубым действием, не соответствующим причине, вызвавшей его, v поэтому часто совершенно несправедливым и оскорбляющим личность ребенка. Напротив того, необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соответственные же действия со стороны окружающих.

Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него является, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и малосознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты, и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает, и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.

3. Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. Если в присутствии ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали, что нас нет дома, то он первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение. Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, ему дела не объясняет, он только сбит с толку и полагает, что может поступать как придется или как захочет. При таких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно - он будет избегать, т. е. будет руководствоваться тем, чем руководствуется каждое животное. Ребенок, таким образом, будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.

Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и малоартикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и который к нему всего проще относится. Стоит только отталкивать ребенка, если он высказывает? подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.

4. Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно и ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям становится, несомненно, более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при посредстве наблюдательности он набирает легко жизненный опыт.

Обыкновенно, по принятому обычаю, на ребенка смотрят как на куклу, существующую для потехи взрослых. Только что младенец явится на свет, акушерка хлопает его по ягодицам, чтобы он сильно вздохнул; его затягивают свивальником, чтобы взрослым было удобно его носить; его сажают и носят на руках, потому что это взрослых потешает; его целуют, причем взрослые раздражают себя; словом, производят с младенцем ряд действий, утешающих или удобных взрослым и, несомненно, вредных для младенца. Всего этого делать не следует и нельзя допустить без вреда для ребенка. Ударом вызывать у новорожденного усиление дыхательных движений нет никакой нужды, он и так будет двигаться под влиянием новой среды, в которую явился, причем произведет и дыхательные движения; если же эти движения недостаточно сильны, то существует достаточно мер, чтобы возбудить его к усиленной деятельности без этих привычных ударов акушерки. Затягивать ребенка, носить, сажать или качать его положительно не следует, ничего другого, кроме вреда, этим ребенку не приносят; все это препятствует его развитию (стягивание), раздражает и тревожит его (ношение) и приучает его к прибавочному раздражителю (качание), без которого ребенок потом кричит. Матери нужно, чтобы ребенок скорее сидел, чтобы у него скорее прорезывались зубы, чтобы он скорее стоял, скорее ходил; ко всему этому его искусственно возбуждают и искусственными мерами поддерживают. Такое ускорение нарушает ту постепенность и последовательность в развитии ребенка, которые только и можно принять за нормальные. Нарушение этой постепенности приводит к болезни и даже смерти. Вместо того чтобы ребенок сам научился сидеть, когда будет в состоянии удерживаться в сидячем положении, сам научился ползать, вставать, ходить, все это заставляют его делать раньше, чем он это в состоянии сделать сам, но когда этого желают взрослые. .Его необходимо оставлять лежать, не трогать и не таскать, до тех пор, пока он этого не будет делать сам. Необходимо, чтобы младенец сам осложнял свои действия. по мере сил и возможности. Фребелевские садовницы заставляют ребенка даже имитировать и этим отнимают у него всякую возможность делать все самому.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности <...>

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 6. Семейная жизнь

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава "Семейная жизнь"

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Семейная жизнь – секс без проблем или проблемы без секса Еще совсем недавно одна мысль о том, что вот сейчас он выйдет из ванной комнаты и ляжет с тобой в постель, приводила тебя в трепет. И тебя, и его устраивало абсолютно все. Еще бы! Раньше, до женитьбы, вам обоим надо было

Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич

6. Семейная и сексуальная жизнь Люди данного характера стремятся особенно с возрастом к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Эпилептоид с эпилептоидом могут ужиться, если их соединяет взаимное мощное сексуальное влечение или общее дело, в котором, как правило,

Из книги "Мама, почему у меня синдром Дауна?" автора Филпс Каролина

5. Семейная и сексуальная жизнь Плохо, когда любой ребенок, а истерический в особенности, воспитывается по типу «кумира семьи»: его обожают, многое прощают, восхищаются не только действительными успехами, но и любыми проявлениями, включая отрицательные. Взрослые в своем

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

4. Семейная и духовная жизнь Семейная жизнь у таких людей складывается сумбурно эмоционально. Редко неустойчивые являют собой хороший пример супруга и родителя, но дети их часто любят, так как они ласковы, потакают детям в их желаниях, позволяют им делать то, что они хотят.

Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга

5. Семейная и сексуальная жизнь Ряд астеников с выраженной раздражительной слабостью попадают в разряд ноющих домашних тиранов. Сохранность семьи в таких случаях зависит от умения близких относиться к раздражительности, как к прозрачной занавеске, сквозь которую не

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

5. Семейная и сексуальная жизнь Психастеник побаивается трудностей семейной жизни, так как она накладывает на него дополнительную ответственность. Он боится, что ему не хватит времени на духовные раздумья, что и так небольшие силы поглотятся бытом. С другой стороны,

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

6. Семейная и сексуальная жизнь Циклоид зависим от настроения, а оно, в свою очередь, связано с удовлетворением его разнообразных потребностей, включая сексуальные. Многие циклоидные мужчины бывают изобретательно успешны как на стадии ухаживания за женщиной, так и в

Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон

4. Семейная и сексуальная жизнь Для понимания сексуальной жизни шизоидов полезно вспомнить, что П. Б. Ганнушкин отмечал, что в психике некоторых шизоидов «словно две плоскости: одна - низшая, примитивная (наружная), в полной гармонии с реальными соотношениями, другая -

Из книги автора

Глава 9. Лиззи и семейная жизнь - Вспомни про Лиззи какую-нибудь смешную историю, - попросила я Ника.- Смешней всего было, когда мы ходили в магазин. Помнишь? Лиззи с тележкой!..Мы едем по шоссе в направлении Эсды. Переезжаем канал, в темной воде которого отражается свет

Из книги автора

СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ОСОБЫМИ ГРУППАМИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИМПТОМАХ. СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И РАБОТА С ДЕТЬМИ И

Из книги автора

Из книги автора

4. Семейная жизнь Жизнь в семье ребенка манус резко отличается от семейной жизни американского ребенка. Правда, его семья состоит из тех же самых членов - отца, матери, одного-двух братьев или сестер, иногда бабушки, реже дедушки. Вечером вход в дом тщательно

Из книги автора

УТРОБНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери,- чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении.Чистота является всегда очень существенным условием нормальных

2.1 Семейное воспитание и его значение

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество.

В связи с этим закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностно-смысловых ориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, в том числе семьи.

В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и др.), о «введении» в современную семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте, как отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, - закономерное явление.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития (Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

«Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в любовь к людям, к Родине.

Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.


Семейное воспитание (воспитание детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость, какая семья, такой и выросший в ней человек.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья - такое общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций;

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области. Сделана попытка дать определение и качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». Различные авторы по-разному определяют данное понятие. Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей; это семейная микросреда, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств. Потенциал семьи: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. При оценке воспитательного потенциала семьи необходимо выделить показатели и критерии. В педагогической науке уже были предприняты попытки дать оценку воспитательным возможностям семьи, оценить ее воспитательный потенциал. Выбирались различные параметры, которые позволили бы примерно оценить уровень воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал семьи имеет сложную структуру и представляет собой единство эмоционального, интеллектуального, действенно-практического компонентов.


Критерии Эмоционального компонента:

· Благоприятный морально-психологический климат в семье.

· Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания.

· Наличие взаимопонимания между родителями и детьми.

· Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации.

Критерии Интеллектуального компонента:

· Знания по педагогике и психологии.

· Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

· Умение определять цели воспитания.

· Умение решать конфликтные ситуации.

· Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.

Критерии Действенно-практического компонента:

· Посещение родительских лекториев и собраний в школе.

· Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания.

· Педагогическое самообразование родителей.

· Пример трудовой и общественной деятельности родителей.