Кукла оберег пеленашка значение. Пеленашка: значение славянской куклы оберега. Материалы для игрушки

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение.

Юные естествоиспытатели

Эксперименты дома, прекрасно подходящие для детей до 10 лет — лучший способ помочь ребенку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем.

Техника безопасности при проведении экспериментов

Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.


Техника безопасности — на первом месте
  1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
  3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Простые эксперименты для самых маленьких

Развивающие опыты и эксперименты для самых маленьких детей (или для детей до 10 лет), как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

Например, в неописуемом восторге дети будут от самой настоящей семицветной радуги, которую они смогут вызвать сами при помощи обычного зеркала, емкости с водой и листа белой бумаги.


Опыт с радугой в бутылке

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.

Еще один, очень простой и красивый опыт можно провести при помощи обычной воды, проволоки и соли.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище.


Опыт «Соль на проволоке»

Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы. Кстати, этот эксперимент подарит ребенку отличную идею новогодних игрушек в виде самых настоящих ледяных снежинок – достаточно просто найти гибкую проволоку и сформировать из нее красивую симметричную снежнику.

Неизгладимое впечатление на ребенка смогут произвести также и невидимые чернила. Приготовить их очень просто: достаточно просто взять чашку воды, спички, вату, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст.


Невидимые чернила можно купить готовые

Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Затем, на зубочистку или тонкую спичку наматывается немного ваты. Получившийся «карандаш» обмакивается в смесь в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст.

Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

Кто из детей не любит воздушные шары?

Оказывается, даже надуть обычный шар можно весьма оригинальным способом. Для этого нужно растворить в бутылке воды одну ложку пищевой соды. И в другой чашке смешиваются сок одного лимона и три столовых ложки уксуса. После, содержимое чашки вводится в бутылку (для удобства можно использовать небольшую воронку). Шарик нужно надеть на горлышко бутылки максимально быстро, пока химическая реакция не окончится. За это время углекислый газ сможет быстро надуть шарик под давлением. Для того чтобы шарик не соскочил с горлышка бутылки, его можно будет закрепить при помощи изоленты или скотча.


Опыт «Надуть шарик»

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.


Опыт «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Детям более старшего возраста (от 10 лет) можно будет предложить уже более сложные химические эксперименты, требующие большего количества компонентов. Эти эксперименты для более старших детей немного сложнее, но дети уже могут принимать в них участие.

Для соблюдения техники безопасности дети до 10 лет должны проводить эксперименты под строгим контролем взрослых, в основном в роли зрителя. Дети старше 10 лет могут принимать в опытах более активное участие.

Примером такого эксперимента может быть создание лавовой лампы. Наверняка о таком чуде мечтают многие дети. Но, куда приятнее сделать ее своими руками, используя для этого простые компоненты, которые наверняка найдутся в каждом доме.


Опыт «Лавовая лампа»

Основой лавовой лампы станет небольшая банка или самый обычный стакан. Кроме этого для опыта понадобятся растительное масло, вода, соль и немного пищевого красителя.

Банка, или другая емкость, используемая в качестве основы лампы, наполняется водой на две трети и на треть маслом. Поскольку масло значительно легче воды по весу, она останется на ее поверхности, не смешиваясь с ней. Затем, в банку добавляется немного пищевого красителя – это придаст лавовой лампе цвет и сделает эксперимент красивее и зрелищнее. И после этого в полученную смесь кладется чайная ложка соли. Для чего? Соль заставляет масло опускаться на дно в виде пузырьков, а затем, растворяясь, выталкивает их вверх.

Следующий химический эксперимент поможет сделать увлекательным интересным такой школьный предмет, как географию.


Изготовление вулкана своими руками

Ведь изучать вулканы куда интереснее тогда, когда рядом есть не просто сухой книжный текст, но целая модель! Особенно, если сделать ее легко дома своими руками, пользуясь доступными подручными средствами: прекрасно подойдет песок, пищевой краситель, сода, уксус и бутылка.

Для начала на подносе устанавливается бутылка – она станет основой будущего вулкана. Вокруг него нужно слепить небольшой конус из песка, глины или пластилина – так гора приобретет более законченный и правдоподобный вид. Теперь нужно вызвать извержение вулкана: в бутылку заливается немного теплой воды, затем – немного соды и пищевого красителя (красного или оранжевого цвета). Завершающим штрихом станет четверть стакана уксуса. Вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки. Этим и объясняется интересный эффект извержения, который можно наблюдать вместе с ребенком.


Вулкан можно сделать из зубной пасты

Может ли бумага гореть, не сгорая?

Оказывается, да. И эксперимент с несгораемыми деньгами легко докажет это. Для этого десятирублевая денежная купюра погружается в 50% раствор спирта (вода смешивается со спиртом в пропорции 1 к 1, к ней добавляется щепотка соли). После того, как купюра как следует пропитается, лишняя жидкость удаляется с нее, а сама купюра поджигается. Вспыхнув, она начнет гореть, но при этом совершенно не сгорит. Объяснить этот опыт довольно просто. Температура, при которой горит спирт недостаточно высока для того, чтобы испарить воду. Благодаря этому даже после того, как вещество догорит полностью, деньги останутся слегка влажными, но абсолютно целыми.


Опыты со льдом всегда пользуются успехом

Юным любителям природы можно предложить прорастить дома семена не используя при этом почву. Как это делается?

В яичную скорлупу кладется немного ваты; она активно смачивается водой, а затем в нее кладется немного семян (например, люцерны). Буквально через несколько дней можно будет заметить первые ростки. Таким образом, для прорастания семян далеко не всегда бывает нужна почва – достаточно лишь воды.

А следующий эксперимент, который легко провести дома для детей наверняка придется по душе девочкам. Ведь кто из них не любит цветы?


Окрашенный цветок можно подарить маме

Особенно самых необычных, ярких оттенков! Благодаря простому опыту прямо перед изумленными детьми простые и привычные всем цветы могут окраситься в самый неожиданный цвет. Тем более, что сделать это предельно просто: достаточно поставить срезанный цветок в воду с добавленным в нее пищевым красителем. Поднимаясь по стеблю к лепесткам, химические красители окрасят их в нужные вам цвета. Чтобы вода лучше впитывалась, срез лучше делать по диагонали – так он будет иметь максимальную площадь. Для того, чтобы цвет проявился ярче, желательно использовать светлые, или белые цветы. Еще более интересный и фантастических эффект получится если перед началом опыта стебель будет расщеплен на несколько частей и каждая из них будет погружена в свой стакан с окрашенной водой.

Лепестки окрасятся в сразу во все цвета самым неожиданным и причудливым образом. Что несомненно произведем неизгладимое впечатление на ребенка!


Опыт «Цветная пена»

Всем известно, что под действием силы тяжести вода может стекать только вниз. Но, можно ли сделать так, чтобы она поднималась вверх по салфетке? Для проведения этого опыта обычный стакан наполняется водой примерно на треть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получится неширокий прямоугольник. После этого салфетка снова разворачивается; немного отступив от нижнего края на ней нужно начертить линию из цветных точек достаточно большого диаметра. Салфетка погружается в воду так, чтобы она примерно на полтора сантиметра ее окрашенная часть оказалась в ней. Соприкоснувшись с салфеткой, вода начнет постепенно подниматься вверх, окрашивая ее разноцветными полосками. Этот необычный эффект происходит благодаря тому, что имея пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают воду вверх.


Опыт с водой и салфеткой

Для проведения следующего опыта понадобятся небольшая промокашка, формочки для печенья разной формы, немного желатин, прозрачный пакет, стакан и вода.


Желатиновая вода не смешивается

Желатин растворяется в четверти стакана воды; он должен набухнуть и увеличиться в объеме. Затем, вещество растворяется на водяной бане и доводится примерно до 50 градусов. получившуюся жидкость нужно тонким слоем распределить по целлофановому пакету. При помощи формочек для печенья из желатина вырезаются фигурки различной формы. После этого их нужно уложить на промокашку или салфетку, а после – подышать на них. Теплое дыхание заставит желатин увеличиваться в объеме, благодаря чему фигурки начнут изгибаться с одной из сторон.

Опыты, проведенные дома с детьми, очень легко разнообразить.


Желатиновые фигурки из формочек

Зимой можно попробовать несколько видоизменить эксперимент, вынеся желатиновые фигурки на балкон или оставив на некоторое время в морозильной камере. Когда под действием холода желатин застынет, на нем отчетливо проступят узоры ледяных кристаллов.

Заключение


Описание других опытов

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

Картотека опытов для детей 2-3 лет

№ н/п

Тема опыта, цель

Песок

Знакомство со свойствами песка

Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти

Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок

Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта

Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя

Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками

Воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик

Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта

Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой,

стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок готов. Показывает детям это действие 4-5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно

Знакомство детей со свойствами сухого песка

Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается

Вода

Познакомить детей со свойствами воды

Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в нее воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли

Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды

Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая-и маленькая». Повторяет 4-5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок

Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды

Воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпачком. Повторяет свои действия несколько раз.

Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду

Уточнить представление детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз

Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду

Научить детей мыть посуду для кукол.

Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у нее в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно

Знакомство детей с разноцветной водой

У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делает-, ся вывод, что окрашенная вода непрозрачна

Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки

Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды

Снег

Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок

Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу

Показать детям, как образуются следы на снегу

Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных

Познакомить с таянием снега

На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения

Ветер

Познакомить детей с движением воздуха

Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок - это ветер. Есть такая игрушка - бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились

Игры с султанчиками

В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок

Ткань

Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек

Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое

Показать детям, что ткань можно красить

У воспитателя и детей белые или однотонные неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать

Камешки

Познакомить детей с камешками

Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик

Плавают или тонут?

Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?

Шумелки

Положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки

Магнит

Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов

Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показыва-

ет, как при помощи магнита можно собрать мелкие Металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности

Мыльные пузыри

Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей

Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят

В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого – опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и ребятам младшего школьного возраста.

Правила безопасности при проведении домашних опытов

1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.

2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

3. При необходимости использовать перчатки.

Опыт №1. Танцы изюма и кукурузы

Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка.

Ход опыта: В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы.

Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

Поговорим? Можно побеседовать о том, что такое пузырьки и почему они идет вверх. Обратить внимание, что пузырьки маленькие по размеру, а могут увлечь за собой изюм и кукурузу, которая в несколько раз больше.

Опыт №2. Мягкое стекло

Понадобится: стеклянный стержень, газовая горелка

Ход опыта: стержень нагревается посередине. Затем разрывается на две половинки. Половинка стержня нагревается горелкой в двух местах, аккуратно сгибается в форме треугольника. Вторая половинка тоже нагревается, сгибается одна треть, затем на нее одевается уже готовый треугольник и половинка сгибается уже полностью.

Результат: стеклянный стержень превратился в два треугольника, сцепленные друг с другом.

Поговорим? В результате теплового воздействия твердое стекло становится пластичным, вязким. И из него можно изготавливать разные фигуры. Что заставляет стекло становится мягким? Почему после остывания стекло больше не гнется?

Опыт №3. Вода поднимается по салфетке

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Ход опыта: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек.

Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде.

Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

Поговорим? Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх.

Понравился опыт? Тогда вам понравится и наш спецматериал для детей разных возрастов.

Опыт №4. Радуга из воды

Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.

Результат: на бумаге будет видна радуга.

Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт №5. Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.

Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.

Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.

Опыт №6. Фигурки из желатина

Понадобится: стакан, промокашка, 10 граммов желатина, вода, формочки животных, полиэтиленовый пакет.

Ход опыта: в 1/4 стакана воды высыпать желатин и дать набухнуть. Нагреть его на водяной бане и растворить (примерно 50 градусов). Вылить получившийся раствор на пакет ровным тонким слоем и высушить. Затем вырезать фигурки животных. Положить на промокашку или салфетку и подышать на фигурки.

Результат: Фигурки начнут изгибаться.

Поговорим? Дыхание увлажняет желатин с одной стороны, и из-за этого он начинает увеличиваться в объеме и гнуться. Как вариант: взять 4-5 граммов желатина, дать набухнуть и затем растворить, затем вылить на стекло и убрать в морозильную камеру или вынести на балкон зимой. Через несколько дней достаньте стекло, снимите оттаявший желатин. На нем будет четкий рисунок кристаллов льда.

Опыт №7. Яйцо с прической

Понадобится: скорлупа от яйца с конусной частью, вата, фломастеры, вода, семена люцерны, пуста катушка от туалетной бумаги.

Ход опыта: скорлупа устанавливается в катушку таким образом, чтобы конусная часть располагалась вниз. Внутрь кладется вата, на которую насыпаются семена люцерны и обильно поливаются водой. Можно нарисовать на скорлупе глаза, нос и рот и поставить на солнечную сторону.

Результат: через 3 дня у человечка появятся «волоски».

Поговорим? Для всхода травы не обязательна почва. Иногда достаточно даже воды, чтобы появились ростки.

Опыт №8. Рисует солнце

Понадобится: плоские мелкие предметы (можно вырезать фигурки из поролона), лист черной бумаги.

Ход опыта: на месте, где ярко светит солнце, положить черную бумагу. Трафареты, фигурки, детские формочки разложите на листах неплотно.

Результат: Когда солнце будет садиться, можно снять предметы и увидеть отпечатки солнышка.

Поговорим? Под воздействием солнечных лучей черный цвет блекнет. Почему на местах фигурок осталась бумага темной?

Опыт №10. Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги.

Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт №10. Волны в бутылке

Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.

Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт №11. Цветные капли

Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход опыта: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду.

Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки.

Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт №12. Рисуем магнитом

Понадобится: магниты разных форм, железные опилки, лист бумаги, стаканчик бумажный.

Ход опыта: опилки поместить в стаканчик. Магниты положить на стол и накрыть каждый листом бумаги. На бумагу насыпается тонкий слой опилок.

Результат: вокруг магнитов образуются линии и узоры.

Поговорим? У каждого магнита существует магнитное поле. Это пространство, в котором металлические предметы двигаются так, как диктует притяжение магнита. Возле круглого магнита образуется круг, так как его поле притяжения везде одинаково. А почему у прямоугольного магнита другой рисунок из опилок?

Опыт №13. Лава-лампа

Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.

Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла? Почему?

Опыт №14. Коробка катается

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, линейка, воздушный шар.

Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладется в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата. Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар.

Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится.

Поговорим? Предметы изменяют состояние покоя или, как в нашем случае, равномерного движения по прямой линии, если на них начинает действовать сила. А стремление к сохранению прежнего состояния, до воздействия силы – это инерция. Какую роль выполняет шарик? Какая сила мешает коробке двигаться дальше? (сила трения)

Опыт №15. Кривое зеркало

Понадобится: зеркало, карандаш, четыре книги, бумага.

Ход опыта: книги складываются в стопку, и к ним прислоняется зеркало. Под его край кладется бумага. Левая рука кладется перед листом бумаги. Подбородок кладется на руку, чтобы можно было смотреть только в зеркало, но не на лист. Глядя в зеркало, напишите на бумаге свое имя. А теперь посмотрите на бумагу.

Результат: почти все буквы перевернуты, кроме симметричных.

Поговорим? Зеркало изменяет изображение. Поэтому говорят «в зеркальном отражении». Так можно придумать свой, необычный шифр.

Опыт №16. Живое зеркало

Понадобится: прямой прозрачный стакан, небольшое зеркало, скотч

Ход опыта: стакан крепится к зеркалу скотчем. В него наливается вода до краев. Нужно приблизить лицо к стакану.

Результат: изображение уменьшается. Наклонив голову вправо, в зеркале можно увидеть, как она наклоняется влево.

Поговорим? Вода преломляет изображение, а зеркало немного искажает.

Опыт №17. Отпечаток пламени

Понадобится: жестяная банка, свеча, лист бумаги.

Ход опыта: банку необходимо плотно обмотать куском бумаги и держать в пламени свечи несколько секунд.

Результат: убрав лист бумаги, можно увидеть на нем отпечаток в виде пламени свечи.

Поговорим? Бумага плотно прижата к банке и не имеет доступа кислорода, значит, не горит.

Опыт №18. Серебристое яйцо

Понадобится: проволока, емкость с водой, спички, свеча, вареное яйцо.

Ход опыта: из проволоки создается подставка. Вареное яйцо очищается, насаживается на проволоку, под него ставится свеча. Яйцо равномерно переворачивается до тех пор, пока не закоптится. Затем оно снимается с проволоки и опускается в воду.

Результат: Через некоторое время верхний слой очищается, и яйцо становится серебристым.

Поговорим? Что изменило цвет яйца? Какое оно стало? Давай разрежем его и посмотрим, какое оно внутри.

Опыт №19. Спасительная ложка

Понадобится: Чайная ложка, стеклянная кружка с ручкой, бечевка.

Ход опыта: один конец бечевки привязывается к ложке, второй конец – к ручке кружки. Бечевка перекидывается через указательный палец так, чтобы с одной стороны была ложка, с другой кружка, и отпускается.

Результат: Стакан не упадет, ложка, поднявшись наверх, останется возле пальца.

Поговорим? Инерция чайной ложки спасает кружку от падения.

Опыт №20. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход опыта: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого.

Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?

Желаем увлекательного времяпрепровождения и новых познаний во время проведения опытов для детей!

Опыты собрала Тамара Герасимович

Сивочко Ольга Петровна
Картотека опытов для детей 2–3 лет

1. Знакомство со свойствами песка :

Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.

2. Научить детей опыта :

Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок.

3. Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта :

Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.

4. Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками :

Воспитатель берет деревянную лопаточку и ставит её в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает её в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.

5. Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта :

Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям, как это сделать : зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок детям это действие 4-5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.

6. Знакомство детей со свойствами сухого песка :

Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы – он рассыпается.

1. Знакомство со свойствами воды :

Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать её. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.

2. Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды :

Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку с водой, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая : «Ловись, рыбка, большая и маленькая» . Повторяет 4-5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.

3. Научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды :

Воспитатель бросает в чашку наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.

4. Уточнить представление детей , что в помещении вода льется из крана струёй вниз :

Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду.

5. Научить детей мыть посуду для кукол :

Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напомнить про аккуратность.

6. Знакомство детей с разноцветной водой :

У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в цветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.

7. Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки :

Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды

1. Познакомить детей со свойствами снега , он лепится и состоит из снежинок :

Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.

2. Показать детям, как образуются следы на снегу :

Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя , птиц и животных.

3. Познакомить с таянием снега :

На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.

1. Познакомить детей с движением воздуха :

Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом . Вы почувствовали холодок – это ветер. Есть такая игрушка – бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будите бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.

2. Игры с султанчиками :

В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.

Мыльные пузыри

1. Научить детей выполнять дыхательные упражнения для выдувания мыльных пузырей :

Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят.

1. Познакомить детей с камешками :

Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.

2. Плавают или тонут?

Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камушки. Плавают ли камушки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?

3. Шумелки :

Положить камешки в деревянную коробку и потрясти её, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.

1. Познакомить детей с магнитом и его свойствами притягивания металлических предметов :

Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие предметы. Не забывайте про технику безопасности.

1. Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек :

Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.

2. Показать детям, что ткань можно красить :

У воспитателя и детей белые неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, кА это сделать.

«Кухонные эксперименты»

На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:

Растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;

Смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;

Добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.

Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!

Какой формы вода?

Для этой игры-эксперимента понадобится несколько емкостей разных форм и объемов, например, пластиковые стаканчики, круглые и прямоугольные лоточки или миски, полиэтиленовый пакет, резиновая перчатка, пластиковая бутылочка из-под шампуня и т. д. Предложите ребенку налить воду в самый большой «сосуд» и обратите внимание на то, что вода приняла ту же форму. Если это был прямоугольный лоток, то и вода как бы «прямоугольная», если круглая миска — вода «круглая». Пусть малыш переливает воду из сосуда в сосуд и постарается сделать вывод (жидкость, в нашем случае вода, принимает форму того сосуда, в котором находится). Самая интересная обычно форма у перчатки, заполненной водой!

Утонет — не утонет

Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.

Лопнет или нелопнет-1

Малыш наверняка уже знаком с тем, что воздушный шар можно «лопнуть» чем-то острым. Но если у вас в доме есть массажер-ипликатор Кузнецова (плотная ткань со множеством острых шипов), можно показать ребенку «интересный фокус» и проверить воздушный шарик на прочность. Попросите ребенка аккуратно потрогать шипы ипликатора рукой, острые ли иголочки? Надуйте шарик и положите его на острия. Теперь осторожно прижмите шарик рукой — что такое? Шарик только сплющивается, но не лопается! Нет, он, конечно, лопнет, если придавить очень сильно, но легкое нажатие шарику не вредит. Вы можете даже положить аккуратно на шарик пару книг, он выдержит. А все из-за того, что резиновая оболочка шарика, если острых кончиков много, выдерживает давление. Но если проткнуть шар одной иглой, он лопнет. Или нет? Давайте проверим на следующем фокусе.

Лопнет или нелопнет-2

Покажите малышу фокус — проткните шарик спицей или воткните в него булавку так, чтобы шар не лопнул. Стоит предупредить ребенка, что шар не лопнет, но будет испорчен. Однако это не страшно, остатки шарика пригодятся для другого фокуса.

Итак, протыкаем шарик. Возьмите булавку или спицу и проколите шарик одним из трех способов:

В месте, где «макушка» шарика (там резина толстая);

Близко к «хвостику» шарика, там, где нитка;

Наклейте кусочек прозрачного скотча на бок шарика и проколите через скотч (так, кстати, прокалывают шарики клоуны в цирке).

Получается это потому, что игла или спица собой закрывают отверстие. Воздух из шарика через маленькую дырочку выходит очень медленно и незаметно.

Никуда не убежит

Надутый и завязанный шарик малыш держит в руках. Тем временем вы включите фен и подведите струю воздуха под шарик. Попросите ребенка отпустить шарик, пообещав, что пока работает фен, шарик никуда не убежит. Он будет висеть над феном в струе горячего воздуха. Забавно смотреть, как шарик пытается «убежать», но как только он отклоняется в сторону, сразу возвращается «в струю».

«Электрический шарик»-1

Следующие фокусы построены на статическом электричестве, так как воздушные шарики хорошо электризуются и на своей поверхности накапливают большой заряд.

Поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он не только чувствовал, но и видел фокус. Возьмите надутый завязанный шарик и потрите о волосы малыша. Теперь медленно приподнимайте шарик — малыш почувствует и увидит, что его волосы потянулись за шариком.

«Электрический шарик»-2

Наэлектризуйте шарик — можно натереть его куском шерстяной материи или просто потереть о шерстяную кофту, свитер. Теперь прижмите его наэлектризованной стороной к стене — шарик «прилипнет» и некоторое время будет висеть. Если дело происходит летом в сухой жаркий день, он может провисеть почти час!

«Электрический шарик»-3

Если вы положите шарик на ровную поверхность, например, на стол, наэлектризованной стороной вверх — он тут же перевернется. Попытайтесь снова перевернуть, но вам не удастся это сделать: шарик возвращается наэлектризованной стороной к поверхности стола.

«Электрический шарик»-4

Наэлектризованные об одну и ту же шерстяную вещь шарики подвесьте на нитки рядом — они будут стремиться оттолкнуться друг от друга и постараются разлететься в разные стороны. Но, как только вы проведете по шарикам рукой (снимете заряд) и потрете шарики бок о бок, они бросятся друг к другу и «слипнутся».

«Электрический шарик»-5

Этот фокус можно показать на кухне. Насыпьте на поднос горку обычной поваренной соли и поднесите к ней сверху наэлектризованный шарик. Чудесным образом маленькие соляные кристаллики потянутся к шарику и выстроятся в тоненькие «соляные» столбики. А вот с сахаром такой фокус не получится.

«Электрический шарик»-6

Не торопитесь уходить с кухни. Нарвите или нарежьте помельче кусочек обычной фольги, поднесите наэлектризованный шарик. Малыш увидит, как веселые блестящие «попрыгунчики» то подскакивают к шарику, то отлетают от него. А кусочки порванной бумажной салфетки просто прилипнут к шарику.

«Электрический шарик»-7

И снова «кухонный фокус». Потрите воздушный шарик о свитер и поднесите его к сухим овсяным хлопьям, насыпанным на поднос. Еще один «танец» — на этот раз танцуют и подпрыгивают хлопья!

«Электрический шарик»-8

И тонкая струйка воды, пущенная из кухонного крана, словно притягивается к наэлектризованному шарику. Забавно наблюдать, как изгибается струя, как маленькие капельки «прыгают» на шарик.

«Электрический шарик»-9

Узкая полоска бумаги ведет себя как змейка, когда сверху к ней приближается наэлектризованный шарик. Она шевелится и выгибается, словно настоящая змея! Такие «змейки» получаются и из металлизированного елочного дождика, и из старой магнитофонной ленты, и из обычных ниток.

Прошепчи — услышу

Воздушный шарик — прекрасный «проводник» звука. Поиграйте с малышом, пусть он шепчет тихо-претихо какие-нибудь слова возле поверхности шарика, а вы их будете слушать. Только не забудьте приложить «волшебный шарик» к уху! А потом поменяйтесь, теперь вы шепчете, а ребенок слушает через шарик. Попробуйте прижать шарик к динамику радиоприемника, магнитофона или телевизора. Шарик усилит любой самый тихий звук.

Барабанчик

Из лопнувшего воздушного шарика легко сделать барабанчик. Просто натяните кусочек резины от шарика на пустую металлическую банку и хорошо закрепите скотчем. Можно использовать банку от детского питания или консервную, убедитесь только, что края ее не острые, а ровные. Да и просто надутый воздушный шар — сам по себе отличный барабан. Похлопайте по нему ладошкой — слышите?

Оркестр-пищалка

Можно и попищать через шарик. Надуйте воздушный шар, но не завязывайте его, а растяните горловину, чтобы получилась узкая щелочка. Когда воздух выходит из шарика, раздается пищащий звук. Можно сделать щель побольше или поменьше — тогда и звук будет меняться. Вот так шарик — целый оркестр!

Кто надул шарик?

Этот фокус очень интересен. В пластиковую бутылку насыпьте одну-две ложки соды (в зависимости от размера бутылки), влейте немного столового уксуса и сразу натяните на горлышко бутылки воздушный шар. На глазах ребенка воздушный шар начнет надуваться сам! Это он «поймал» углекислый газ, который выделился при соприкосновении соды и уксуса.

Сила воздуха

Воздух, которым наполнен шарик, может поднимать грузы. Эту «силу» используют в различных механизмах. Попробуем показать ребенку фокус «сила воздуха». Положите на стол лист картона, сложенный пополам и придавленный каким-то грузом, например, книгой. Между половинками картона вложите ненадутый воздушный шар так, чтобы «хвостик» был снаружи. Попросите малыша внимательно смотреть, что будет с «грузом», когда вы начнете надувать шарик. Картонка приподнимется вместе с книгой! Можно этот же фокус показать на примере игрушечного автомобиля с поднимающимся кузовом. Положите ненадутый шарик под кузов и начинайте надувать — кузов грузовика поднимется.

Реактивный шарик

Если выпустить из рук надутый, но не завязанный воздушный шар, он начнет быстро и хаотически двигаться по комнате. Это получается оттого, что воздух с силой вырывается из «хвостика» и толкает шар. Скажите малышу, что вы сможете заставить шарик лететь прямо. Для этого надо прикрепить к «хвостику» стабилизатор — бумажную ленту, и шарик послушно выправит путь. А если такой надутый незавязанный шарик прижать к стене перпендикулярно и отпустить — он быстро уменьшается, но с места не движется!

«Воздушная подушка»

Если у вас есть ненужный компакт-диск и крышка от бутылки с «носиком» для питья, можно показать фокус «воздушная подушка». Надо приклеить крыш ку к середине компакт-диска так, чтобы совпали отверстия, и подождать, пока клей высохнет. (Если нет крышки с «носиком», можно взять крышечку от теля для душа или шампуня. Или просто проделать отверстие в обычной крышке от пластиковой бутылки.) Теперь поставьте свою «конструкцию» на ровную поверхность: стол или гладкий пол. Надуйте воздушный шар, перекрутите «хвостик» и натяните горловину шарика на приклеенную к компакт-диску крышку. Когда вы отпустите «хвостик», компакт-диск начнет двигаться и кружиться — плавно, словно зависая над поверхностью на «воздушной подушке».

Вулкан

Мы уже встречались с взаимодействием соды и уксуса (помните, надували воздушный шарик углекислым газом?). Покажите ребенку замечательный красочный опыт «Вулкан». Малышу понравится обязательно, и он будет просить повторить «извержение вулкана» снова и снова. Поэтому будет нелишним изготовить с ребенком «модель вулкана» и с ее помощью демонстрировать «извержение». Расскажем о трех способах изготовления «вулкана», но вы можете придумать свой.

Первый способ. Отрежьте от прозрачной пластиковой бутылки верхнюю половину, прикрепите ее пластилином к подносу или широкой тарелке. Это будет «прозрачный вулкан», через пластик ребенок увидит, что происходит внутри. Пластилин нужен, чтобы герметично прикрепить «вулкан», иначе «лава» прорвет основание, и опыт не получится наглядным.

Второй способ . Слепить из пластилина конус (это будут «склоны вулкана») и прилепить его к подставке — той же тарелке или подносу. А можно вылепить «вулкан» полностью из пластилина, с донышком, но тогда его все равно надо поставить на поднос или тарелку.

Третий способ . Можно взять небольшую банку или бутылку, поместить ее внутрь картонного конуса, чтобы горлышко было «жерлом вулкана». Конус раскрасить или облепить пластилином. Непременно поставьте свой «вулкан» на широкий поднос или подстелите клеенку — «лава» обязательно зальет все вокруг.

Теперь — о том, как сделать «вулкан» действующим (эта часть опыта одинакова для любого вида вулкана — хоть пластилинового, хоть пластикового).

Вам понадобятся:

Пищевая сода;

Столовый уксус;

Средство для мытья посуды;

Краситель (пищевой или обычная гуашь).

Начинаем «извержение». Насыпьте соду в «жерло вулкана», добавьте краситель (несколько капель) и средство для мытья посуды (немного, только для большего эффекта пены). Теперь самое главное — в эту смесь наливаем осторожно уксус (малышу может быть неприятен сильный запах, поэтому попросите его зажать пальчиками нос). Итак, любуемся и восторгаемся: наш «вулкан» проснулся!

Мел в уксусе

Для этого опыта понадобятся:

Небольшой кусочек мела (договоритесь с малышом, что он ему не нужен, во избежание слез — ведь этот кусочек исчезнет);

Столовый уксус;

Прозрачная стеклянная банка.

Предложите малышу понаблюдать: что случится с кусочком мела, если его опустить в уксус? На ваших глазах мел запузырится, начнет шипеть и через некоторое время... совсем исчезнет! Уксус растворяет кальций (а мел — это и есть кальций).

Яйцо в уксусе

Многие малыши не любят чистить зубы, и родители идут на разные хитрости, чтобы приучить ребенка к этой важной процедуре. Покажите простой опыт. Сначала спросите малыша, чем похожи эмаль, покрывающая наши зубы, и скорлупа обычного куриного яйца? Оказывается, и там и там содержится кальций — минерал, который делает наши зубы крепкими. Но пища, что попадает к нам в рот, бывает горькая и соленая, сладкая и кислая, твердая и мягкая. Когда мы едим, многие продукты действуют на зубы как «разрушители» эмали. Да и бактерии, которые есть во рту у каждого, выделяют кислоту — она сильно разрушает зубы. Поэтому за ротиком надо следить, чистить зубы, беречь их, иначе может произойти то, что случилось вот с этим яйцом.

Возьмите сырое куриное яйцо и положите в стеклянную банку. Залейте столовым уксусом так, чтобы яйцо полностью оказалось в уксусе. Банку закройте крышкой и скажите ребенку, что завтра яйцо станет совсем другим. Через сутки малыш убедится — скорлупа стала мягкой, и яйцо можно сжимать в руках, как мячик. Это уксус растворил кальций.

Опыт можно продолжить с куриной косточкой. Если подержать ее в уксусе три-четыре дня, она станет совсем мягкой. Даже малыш сможет завязать такую косточку узелком, словно веревочку.

Как определить, где вареное, а где сырое?

Раз уж мы заговорили о яйцах, покажите малышу простейший опыт: как определить, где сырое, а где вареное яйцо? Положите перед ребенком два яйца, вареное и сырое, и попросите определить, какое из них вареное. Вряд ли у него получится, ведь с виду яйца одинаковые. Тогда раскрутите яйца по очереди на ровной поверхности. Одно почему-то почти сразу останавливается, а другое крутится долго. Вареное — то, что крутится, так как у него центр тяжести постоянный. А вот у сырого яйца внутри жидкие белок и желток, они двигаются внутри яйца и почти сразу «тормозят» вращение.

Тонет или плавает

И опять нам понадобится сырое яйцо. Впрочем, еще нужны банка, вода и соль. Налейте в прозрачную банку обычную пресную воду примерно до половины и опустите в нее яйцо. Оно сразу опустится на дно. Теперь достаньте яйцо и добавьте в воду соль (чтобы получился достаточно крепкий соленый раствор). Снова опускаем яйцо в воду, но оно почему-то и не думает тонуть! В зависимости от насыщенности соленого раствора яйцо или будет плавать на поверхности, или «зависнет» прямо посередине жидкости! Ну чем не «подводная лодка»? Яйцо мы не меняли, лишь добавили в воду соль. Значит, «плавучесть» яйца зависит от воды. Хотя она и осталась с виду обычной водой, но, видимо, изменила свои свойства? Да, изменилась плотность воды: соленая вода лучше удерживает предметы. Напомните малышу, что в море легче плавать, чем в озере, именно потому, что морская вода соленая.

«Закон Архимеда»

Продолжим тему «плавучести». В играх в ванной малыш уже понял, что какие-то предметы плавают, а какие-то сразу тонут. А бывает так, чтобы «тонущие» предметы могли и тонуть, и плавать на поверхности воды? Да, и сейчас мы это докажем на опыте. Нам понадобятся:

Прозрачная (чтобы лучше видеть) банка с водой;

Кусок пластилина;

Два кусочка фольги;

Чашка (металлическая, стеклянная или фаянсовая);

Фломастер.

Наберите в банку воды и фломастером прямо на стекле обозначьте уровень — просто нарисуйте черточку на банке. Теперь спросите, утонет ли пластилин? И проверьте гипотезу — бросьте кусок пластилина в воду. Чем больше будет кусок, тем нагляднее опыт. Пластилин опустится на дно, утонет, а вода в банке поднимется выше нарисованной черточки. Что же случилось? Оказывается, пластилин вытеснил воду! Берите фломастер и снова отмечайте уровень воды. Теперь пластилин можно вытащить. Предложите малышу слепить из этого куска «тарелочку» — плоскую посудинку с бортиками. А когда «тарелка» будет готова, положите ее на поверхность воды. Что это? Ведь мы видели, как пластилин в нашем первом опыте пошел ко дну? Почему же теперь он плавает? Оказывается, «плавучесть» предметов зависит не только от веса, но и от формы!

Чтобы убедиться в этом, дайте малышу два одинаковых кусочка фольги. Попросите ребенка из одного кусочка скатать шарик, а из другого сделать подобие миски, тарелки — главное, чтобы была плоской. Теперь бросим шарик из фольги в банку с водой — он, как и кусок пластилина в первом опыте, пойдет ко дну. А вот «тарелка» из фольги поплывет. Тяжелая металлическая (или фаянсовая, стеклянная) чашка будет спокойно держаться на плаву, но если накренится и зачерпнет воды — сразу утонет.

Такой опыт поможет малышу понять, почему по морям и океанам ходят корабли, хотя они и «сделаны из железа».

«Распускаем» бумажные цветы

Для этого опыта можно использовать бумагу разной плотности — писчую, альбомную, газетную — так будет еще интереснее. Вместе с малышом вырежьте несколько небольших цветов из бумаги, самые простые, например, из четырех лепестков. Лепестки каждого цветка загните внутрь, к серединке, чтобы получились «закрытые» цветы, как будто бутончики. Теперь налейте в широкую миску или глубокую тарелку воду. На поверхность воды кладите свои «бутончики» — и на ваших глазах цветы будут «распускаться», словно настоящие. Причем одни быстрее, другие медленнее — в зависимости от бумаги. Малышу можно объяснить, что бумагу делают из волокон. Когда волокна попадают в воду, они набухают и стремятся выпрямиться. А потом наши цветы утонут — ведь бумага впитала в себя воду.

Как «поймать» облако?

С конденсацией связан еще один интересный опыт — получение своего, «домашнего», облака. Чтобы его провести, нам нужны:

Стеклянная банка;

Тонкая крышка для банки;

Горячая вода (будьте осторожны!);

Несколько кубиков льда.

В стеклянную банку налейте немного очень горячей воды (пожалуйста, будьте осторожны, рядом ребенок!) и прикройте банку крышкой. Сверху на крышку положите несколько кубиков льда и наблюдайте вместе с малышом, как в вашей банке образуется настоящее облако! А потом с крышки начнут капать капельки — пойдет «дождь». В природе так же образуются облака — теплый воздух поднимается вверх и там остывает, превращается в водяные капельки. Они тяжелеют и падают вниз на землю — из облаков идет дождь. А зимой капельки на лету замерзают еще больше и падают уже в виде «замерзшей» воды — снежинок.

Виноградный «водолаз» в газировке

Для этого забавного опыта, демонстрирующего принцип «подводной лодки», понадобятся:

Стакан сильногазированной минеральной воды или свежего лимонада;

Виноградинка.

Налейте воду или лимонад в стакан и бросьте виноградинку. Если нет винограда, его можно заменить изюминкой или маленьким кусочком шоколада. Пусть малыш наблюдает, как будет себя вести «водолаз». Сначала он опустится на дно, но потом его окружат маленькие пузырьки газа, и «водолаз» поднимется на поверхность. Там пузырьки лопнут (газ улетучится) — «водолаз» снова опустится. Так будет происходить до тех пор, пока жидкость не «выдохнется».

Удержи сок соломинкой

Можно ли перенести сок из одной чашки в другую, не переливая его? Конечно, если у вас есть трубочка для коктейля. Покажите ребенку, как набрать сок в соломинку (словно собираешься его пить, но до рта сок не доходит). Теперь пальцем прикройте верхнее отверстие у трубочки и поднимите ее. Сок не выливается, и его можно перенести в другую чашку. Удерживая соломинку над пустой чашкой, уберите палец. Сок свободно выльется из трубочки.

А можно перенести сок немного другим способом. Научите ребенка вертикально опускать соломинку для коктейля в любую жидкость так, чтобы жидкость поднялась в нее. Тогда, зажав пальчиком верхнее отверстие, можно перенести воду или сок в другую емкость. И соревнование на скорость можно устроить — за сколько минут ребенок перенесет молоко из чашки в мисочку? Или заполнит водой ячейки для приготовления льда?

Когда вы закрываете отверстие, на жидкость сверху воздух уже не давит, а снизу по-прежнему оказывается давление. Вот сок и «сидит» в трубочке. Но как только верхнее отверстие оказывается открытым, давление сверху заставляет жидкость вылиться.

Эксперименты с солью и льдом

Почему зимой дороги и тротуары посыпают солью? Почему океаны и моря не замерзают зимой, как речки и озера? На эти вопросы помогут ответить некоторые опыты с солью и льдом.

Эксперимент первый. Возьмите два кубика льда и положите на разные блюдца. Один оставьте как есть, а второй посыпьте обычной солью. Что происходит? «Посоленный» лед тает гораздо быстрее, в нем появляются трещинки и мелкие дырочки, словно соль разъедает лед.

Вывод: лед на дорогах и тротуарах, посыпанный солью, быстро тает.

Эксперимент второй. В два стакана налейте одинаковое количество воды (примерно две трети). Но в один из стаканов добавьте чайную ложку соли и хорошо размешайте. Теперь бросьте в каждый стакан по кубику льда — что происходит? Лед в соленой воде быстро растаял, а в пресной тает гораздо медленнее.

Вывод: лед в соленой воде тает быстрее, значит, и сама соленая вода замерзает гораздо труднее. Вот почему океаны и моря (в них вода соленая) не замерзают зимой полностью.

«Магнитные» эксперименты

Магнитики на вашем холодильнике ребенку давно знакомы. Предлагаем использовать их для проведения нескольких опытов.

Примечание : желательно для экспериментов взять самый сильный магнит.

Эксперимент первый. Для начала пусть малыш попробует с помощью магнита отделить предметы, которые будут нужны в этих опытах. Разложите на столе несколько различных мелких предметов (из дерева, металла, резины, пластика, бумаги и т. д.). Это могут быть игрушки из киндер-сюрпризов, канцелярские скрепки, детали от конструкторов, бумажная салфетка, гвоздики и шурупы, ластик, пробка и другие мелочи, которые есть под рукой. С помощью магнита малыш сможет сам отделить, например, скрепки, гвоздик и шуруп. И вывод тоже может сделать сам: магнит притягивает железные предметы.

Эксперимент второй . Положите перед ребенком небольшой лист бумаги и предложите «поднять» его с помощью магнита. Если малыш не догадается сам, подскажите: надо подложить под бумагу железный предмет, например, гвоздик, и поднести сверху магнит.

Эксперимент третий . Налейте в стакан немного воды и положите на дно канцелярскую скрепку. Как ее достать из воды, не замочив рук? Просто поднести магнит к дну стакана — скрепка «прилипнет». Теперь надо аккуратно провести магнит по донышку, потом по стенке — так магнит перетащит скрепку до «сухой» части стакана.

Вывод: оказывается, магнит действует и через стекло, и через воду.

Эксперимент четвертый. Несколько скрепок положите на лист бумаги и приподнимите его. Пусть малыш поднесет магнит снизу и подвигает из стороны в сторону. Скрепки тоже будут двигаться вслед за магнитом. Далее этот же опыт можно провести не на бумаге, а на другом материале — пластмассе, дереве, металле.

Вывод: сила «магнетизма» зависит от материала, через который действует магнит. Например, на металлической крышке скрепки будут передвигаться с трудом, так как железо «задерживает или отнимает силу» у магнита.