Короткая сказка о букве г. Обучение грамоте. Урок-сказка. Буква Г,г. Пословицы и поговорки

Итак, на первом этаже Алфавита жила буква «А». Этажи там нумеровались сверху вниз, наоборот. На втором этаже жила буква «Б», на третьем «В», а на четвертом жила буква «Г».

Сидела однажды днем буква «Г» у себя в квартире и скучала.

– Вот, – думала она. – Хорошо букве «В», она всё время занята, развозит письма, посылки. Буква «А» всем помогает, а мне что делать? Пойду, спрошу у буквы «А», она ведь всё знает.

Но буквы «А» не было у себя на этаже, и буква «Г» пошла её искать. Кто-то сказал, что видел её рядом с озером. Буква «Г» побежала быстро на озеро. – А! А! – кричала она.

Там на лугу росла высокая трава, которая почти закрывала букву «Г».

– Как же мне её найти? А! Придумала. Я залезу на дерево и сверху её увижу.

Буква «Г» залезла на большое дерево – залазить ей было легко, она зацеплялась своим носиком Г, потом поднималась. Так и залезла. Сверху она увидела весь луг и озеро. И там передвигалась какая-то точечка.

– Странная точечка, – подумала буква «Г», – но где же буква «А»?

Думала-думала буква «Г» и вдруг…

– Ага! – воскликнула она. – Я догадалась! Эта точечка – это же верхушечка буквы «А». Ведь из-за высокой травы видна только верхушка буквы «А».

И буква «Г» запомнила, где была буква «А», спустилась с дерева и побежала к ней.

– Ага! Вот ты где! – сказала буква «Г» и подумала, что ей уже совсем стало не скучно, пока она разыскивала букву «А».

– Буква «А», я не знаю, что же мне делать, чем заняться…

– Как это не знаешь? У тебя много свободного времени, да? Нельзя его терять ни минуточки! Оно очень драгоценное! Давай ты будешь дружить с другими буквами.

– Давай! – сказала буква «Г». – А с какой начать?

– С меня.

Они взялись за руки и попросили мальчика (…) или девочку (…), которые сейчас
читают эту книгу, их прочитать.

– ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! – прочитал мальчик…

– ГА-ГА-ГА! – проговорили буквы.

И вдруг с озера донеслось в ответ: ГА-ГА-ГА!

– Ой, кто это? – удивились буквы и побежали на озеро.

Когда они раздвинули камыши, то увидели там гусей, которые плескались в воде, искали червячков на берегу и, услышав буквы, закричали в ответ: ГА-ГА-ГА!

– Ой! – сказала буква «Г», – я знаю стишок про этих гусей:

– Гуси-гуси!

– ГА-ГА-ГА!

– Есть хотите?

– ДА-ДА-ДА!

– Так летите же домой!

– Серый волк под горой не пускает нас домой!

– Так летите, как хотите, только крылья берегите!

И только это произнесла буква «Г», как гуси все встрепенулись и взлетели, и полетели – за высокие горы, за дремучие леса, за глубокие реки…

– Улетели… – удивилась буква «Г».

– Это они тебя послушались. Тебя слушаются все слова на букву «Г», знаешь об этом?

– Правда? Как интересно! А если я захочу, чтобы ко мне пришли гости. Они ведь на букву «Г», гости?

– Беги домой, они уже к тебе идут.

И буква «Г» радостно побежала к себе домой. Там она увидела, что, действительно, к ней в гости пришли другие буквы: И, Е и У. Они спели вместе песенку: ГЕ-ГЕ-ГЕ! ГИ-ГИ-ГИ! ГУ-ГУ-ГУ!

Они долго пели, веселились и плясали, а потом, когда устали, пошли домой. А буква «Г», уставшая, но довольная интересно проведённым днём, легла спать-отдыхать в свою кроватку.

И ей снилось всё на букву «Г» – грибы, гуси, гости и голубое-голубое-голубое небо…

Ну почему если на Г, то сразу «говно»?!!! – размышляла расстроенная буква Г, нервно шагая из угла в угол своей комнаты номер четыре. В буквенном общежитии комнаты распределялись очень просто – по порядковому номеру в алфавите. И у Г была довольно просторная четвертая комната. Г вообще в свое время очень гордилась тем, что она четвертная, перед ней всего лишь А, Б и В! Но с некоторых пор, самооценка бедной буквы упала ниже плинтуса. Все дело в том, что у многих людей она начала ассоциироваться не иначе как со словом «говно»! Согласитесь, как жить с такой репутацией?

Неужели, они не знают других слов? – недоумевала Г, - герань, газификация, гарнизон, гексахлоран…
Размышления буквы прервал стук в дверь. Отворив, она увидела на пороге соседку Д из пятой комнаты.

Привет, Г! Чего грустная такая?
- Да как тут не грустить. Помнишь, я тебе рассказывала, что моя репутация пошатнулась?…
- Помню-помню. Так ты всё еще из-за этого мучаешься? Подумаешь, велика беда! Репутация! У меня тоже репутация не ахти! Всё это слово виновато… ну… синоним твоего… Даже не хочется его произносить лишний раз… Так я ничего! Живу и радуюсь!
- И как у тебя так получается? Радоваться? – буква Г посмотрела на Д с надеждой.
- Да, очень просто! Надо всего-навсего вспомнить как можно больше хороших слов, которые с тебя начинаются! Мне вот очень помогает в минуты депрессии слово «доброта»!
- И что, правда помогает? – обрадовалась Г.
- Конечно, правда!
- Здорово! Я обязательно попробую!
- Ну, вот и правильно! Ладно, мне нужно бежать на презентацию в первый класс. Они сегодня меня учатся писать. Ты же знаешь, я в письменном варианте очень непроста – произнесла Д с нескрываемой гордостью.
- Да, знаю! Удачи тебе! И спасибо!

А буква Г отправилась гулять по парку и вспоминать разные хорошие слова – повышать свою самооценку, иными словами.
- Глазурь, Гавайи, галчонок, гений, голубка, гостинец, гостеприимство – повторяла Г и чувствовала, как жизнь налаживается.

Привет, Г!… – вдруг услышала она грустный тихий голос сзади. Оглянулась и увидела букву Ы.
- Привет, Ы! – честно говоря, Г не очень обрадовалась этой встрече. Ведь Ы считалась самой депрессивной буквой алфавита, а Г сейчас необходим был исключительно позитив! Буква Ы почти никогда не пребывала в хорошем расположении духа. Все потому, что не могла найти смысл своего существования… «Для чего, я живу? Зачем я нужна? С меня ни одно слово ни начинается!!! Это ж надо было буквой Ы уродиться!» - страдала Ы…

Знаешь, Г, мне сегодня опять плохой сон приснился… как будто я бегаю в смятении по алфавиту и ищу место для себя в начале какого-нибудь слова… а потом понимаю, что все места в начале всех слов на свете уже заняты…Понимаешь? Все-все!... – Ы начала плакать.
- Послушай, Ы, не расстраивайся! – Г стало жаль несчастную букву, – Зато, никто тебя никогда не упрекнет в том, что какие-нибудь плохие слова с тебя начинаются! И еще, ты только подумай, сколько на тебя слов заканчивается, особенно во множественном числе! Вспомни такие слова, только обязательно хорошие! Сразу легче станет, вот увидишь!
- И то правда! – вдруг улыбнулась Ы, - это, наверно, и есть моё предназначение! Значит я просто особенная буква! На меня больше всех слов во множественном числе заканчивается!!! Спасибо тебе, Г!
- Да, не за что!

Г была очень рада! Когда поможешь кому-то - это всегда так приятно! Она шла, улыбалась и повторяла:
- Гостинцы, гастрономы, габариты...
Пусть у буквы Ы жизнь тоже налаживается!

После изучения всех букв русского алфавита в 1 классе детям предлагается выполнить творческий проект "Моя любимая буква". Приведем примерный образец работы про букву М.

Оформить проект можно в виде презентации или красочно оформить на листах формата А4 на компьютере или нарисовать карандашами и красками.

Приводим примеры страниц проекта для 1 класса "Моя любимая буква М"

Так можно оформить титульный лист

В проект можно включать различную информацию: стихи, скороговорки, загадки, ребусы, физминутки, пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Скачать проект про букву М в формате Word

Дополнительные материалы:

Доскажи словечко с буквой М.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай,Что за месяц это?... (май)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной...(медведь)

В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? ...(мышка)

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

Шарады

С М гожусь тебе я в пищу
И могу я быть цветком,
С Р в реке меня разыщут,
С С вдруг стану я мешком (мак - рак - сак)

С буквой М - сладкая,
С буквой К - горькая (малина - калина)

Когда я - месяц, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь
Коль вместо Т в меня поставишь Ш,
То под меня ты бодро зашагаешь (март - марш)

Загадки

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (маяк)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)

Чистоговорки

Ма-ма-ма -дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали мы

Ми-ми-мй - поем ноту ми.

Скороговорки

Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили.Кот молоко лакал,А Боря булку в молоко макал.

Звала по малинуМарина Галину.Галина МаринуЗвала по калину.

Маленькая болтунья молоко болтала,
Болтала да не выболтала.

Пословицы и поговорки

Мир строит, а война разрушает.

Много снега - много хлеба,

Много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Веселые стихи

Запутались

Смотрите- буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она,
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза...
Коза - прикинула в уме,
Сказала:-Это буква «ме».
-Бык возразил:
- Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему!
-А пес воскликнул:
- Полно вам,
Не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
- Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М...
(А. Шибаев)

Учусь письму

Ну-ка, М, дай руку А,
Ну-ка, МА,
Дай руку МА.
МА и МА, а вместе - МАМА.
Это я пишу сама.
Надо знать,
Как писать
Букву М и букву А.
Испишу я всю тетрадь:
М и А, МА и МА.
МАМА, МАМА, МАМА, МАМА
Тихо перышком скриплю.
Посмотри скорее, мама,
Вот как я тебя люблю!
(Г. Виеру)

Крылатые слова и выражения

Медвежья услуга. Выражение употребляется в значении: не­умелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

Махнуть рукой. Перестать обращать внимание; перестать заниматься кем-либо или делать что-либо.

Мутить воду. Умышленно запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.

Физминутка

Матрешки

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.

И. п.- руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счет «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

Обучение грамоте. 1 класс. УМК Школа России

Тема: Урок-сказка.Буквы Г, г обозначающие звуки [г], [г ’].

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели:

    Повторить изученные буквы и звуки;

    Продолжение формирования навыков работы с текстом;

    Привлечь внимание детей к чтению книг.

Планируемые результаты:

Предметные:

2)Понимать содержание прочитанного;

3) Эмоционально реагировать на события в тексте при чтении;

4) Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

    обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать

    содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

    содействовать развитию у детей умений общаться, развитие монологической и диалогической речи

Личностные:

    Создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к книге , уважения к товарищам;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

    Развитие мотивов учебной деятельности;

    Формирование личностного смысла учения.

Ход урока

    Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

1)Речевая разминка (чтение с доски шёпотом)

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

Да-дда-а - из трубы бежит вода.

До-до-до - на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

2 . Актуализация знаний

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л.

Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

3. Постановка темы, целей и задач урока

На экране появляется пословица

Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице?

Что в пословице называют Егорками?

Какой звук повторяется?

На какую букву он указывает?

Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н.

Конечно же, это буква Г . (показываю)

Соберите её из карандашей на парте.

Сформулируйте тему урока? (Продолжение изучения буквы Г)

Поставьте перед собой цель? (Закрепить знания о букве Г)

К нам сегодня на урок пришли сказочные гости. Мы вместе с ними отправимся в сказку…

Сказочный теремок, на окошке в виде колобка сидит буква Г, над теремком кружат гуси-лебеди.

Учитель :

На лесной опушке, в сказочной избушке
Буква “Г” живёт, не тужит,
Со зверьками она дружит!
Вдруг, откуда-то с небес – гуси!
Хвать её и в лес.
- Помогите, помогите,
Букву “Г” освободите!
И в погоню за гусями
Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена нам нужно пройти испытания!

На доске нарисована печь, рядом с ней пирожки, на которых написаны слоги: ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЕ ГЁ ГЮ

(Учащиеся должны распределить их на две группы, объяснить почему, дать характеристику согласным)

Игра «Собери слова».

Учитель:

На пути молочная река течёт
И нам новое задание даёт:
Громко слоги читайте
И слова составляйте.

На доске картинки со слогами . КО РО ВА ГО ЛУ БИ ГУ СИ

2 ученика выходят к доске и соединяют слоги, чтоб получились слова.

Остальные работают самостоятельно на карточках.

3). Выразительное чтение.

(Текст напечатан на доске, хоровое чтение за указкой учителя).

А лфавит – наш лучший друг,
З нают все на свете.
Б укв есть множество вокруг,
У чат их все дети.
К нижки чтобы прочитать,
А збуку должны все знать.

4). Повторение изученных букв.

Чтение слов с доски про себя, затем вслух вместе - ГОРА ГИРЯ ГУСИ ГРОМ ГОРОД ЛЕБЕДИ

Найдите среди этих слов лишние. Почему они лишние? (отвечают на вопрос КТО?)

Ребята, а что мы можем составить с этими словами? (название сказки – Гуси-лебеди)

Учитель показывает книжку “Гуси – лебеди”.

Дети должны назвать героев сказки, вспомнить содержание.

Парная работа . Учитель даёт конвертик с заданием. В конверте лежат небольшие отрывки сказки, их нужно соединить. Учитель засекает время (5-7 мин)

Проверка работы. Выборочное чтение выполненного задания.

4. Обобщение.

В этой книге гуси и спрятали букву Г.

Но отдадут они её, если мы всё расскажем о звуках, которые она обозначает, и покажем её место на ленте букв.

5. Рефлексия.

На доске изображена яблоня. У каждого ученика два яблока (зелёное и красное). Дети выходят к доске с яблоками. Крепят их. Зелёное-озвучивают что понравилось на уроке, получилось; красное – были затруднения.

В конце детям предлагается посмотреть на яблоню и сравнить каких яблок больше.