Консультация для воспитателей волшебные техники лоскутного шитья. Пэчворк: идеи волшебных лоскутков. Лоскутное красивое шитье из носков

Программа кружка

(5 - 7 классы)

Руководитель кружка:

Черемисина Т.Н.

ПРОГРАММА

кружка «Волшебный лоскуток»

Характеристика образовательной программы

    Статус программы: экспериментальная.

    По возрасту: для среднего школьного возраста.

    По половому признаку: для девочек.

    По продолжительности реализации: 1 год.

    По форме реализации: групповая.

    По виду деятельности: технического творчества.

    По образовательной области: профильная.

    По способу реализации: творческая.

    По уровню усвоения: общекультурная.

    По направлению деятельности: прикладная.

Учитель технологии:

Черемисина Т.Н.

г. Благовещенск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа предоставляет подростку условия: среду активного освоения деятельности, пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и обучения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального, осязаемого результата, свободного проявления изобретательства и фантазии. Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или других целей. Общественное значение результатов деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей, художественной инициативы обучающихся.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

    Знакомство обучающихся с видами работ, выполненных в технике лоскутной пластики, практическое освоение способов и приемов работы с лоскутами ткани.

    Выявление склонностей и способностей обучающихся, оказание социально-педагогической помощи для наиболее полного раскрытия личностного потенциала.

    Воспитание уважения к народным обычаям и традициям, стимулирование социальной активности, участие в общественно значимых делах коллектива.

    Организация самостоятельной работы обучающихся.

    Развитие инициативы и творческой активности.

Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с древних пор. Лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.

В деле воспитания подрастающего поколения народные художественные промыслы имеют огромное значение. Эта сокровищница народной культуры способствует развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному.

Предлагаемая программа художественного лоскутного шитья направлена на развитие творческой деятельности обучающихся, на их эстетическое, грамотное, разумное отношение к предметной среде, способствует профессиональной ориентации. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление обучающихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, познакомить с основами цветовой грамоты, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитье – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение обучающимися изделий с использованием текстильного лоскута, может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Большое внимание уделяется технологическому аспекту лоскутного шитья. Без овладения технологией трудно добиться высокого качества изделий. На этом этапе дети знакомятся с материалами, инструментами и оборудованием для работы с лоскутом; с характеристиками тканей, с подготовкой ткани к работе; с организацией рабочего места; с технологией лоскутного шитья.

В процессе изучения программы обучающиеся знакомятся с различными видами техники и приемами лоскутного шитья: «полоска», «квадрат», «треугольник», «свободная техника».

Знакомство с этапами работы над лоскутным изделием обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге – высокое качество изделий из текстильного лоскута.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает проведение бесед, где необходимо раскрыть обучающимся удивительный мир красоты и гармонии народного искусства, вобравший в себя многовековые традиции художественного творчества. Важно умело сочетать наглядный показ способов и приемов лоскутного шитья с рассказом об искусстве, с демонстраций изделий народных мастеров.

Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя практические работы. Следует приветствовать творческий нестандартный подход обучающихся к выполнению задания (к выбору композиции, цветовой гаммы и т.д.). Необходимо привлекать обучающихся к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Коллективное творчество по созданию декоративно-прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет коллективное обсуждение, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.

В практической части обучающиеся выполняют различные варианты, салфеток, прихваток, панно и т.д.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Небольшой объем учебного материала, заложенный в программу, предполагает организацию самостоятельной работы обучающихся. Эта работа предполагает выполнение эскизов для изделия, написания рефератов. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена дома.

Своеобразным отчетом о достижении кружковцев являются годовые выставки работ обучающихся.

Для эффективного проведения занятий кружка выпускаются методические рекомендации, приобретается специальная литература, фотографии, обучающиеся вместе с педагогом готовят раздаточный материал.

По окончании учебы в коллективе дети способны сами разработать узор изделия или композицию, технологию изготовления, выполнять сложные, многоэлементные и многоцветные лоскутные изображения.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Программа предназначена для обучения девушек 5-7 классов. По программе могут обучаться как новички, так и обучающиеся уже знающие навыки лоскутного шитья.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа) по 1 часу в неделю. На теоретическую часть отводится 13 часов, на практическую – 21 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теорети-ческие

часы

Практи-ческие

часы

Вводное занятие

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

Технологические основы лоскутного шитья.

Цвет. Цветовой круг.

Гармоничные сочетания цветов. Техника полоска.

Орнамент. Виды орнаментов. Свободная техника.

Законы орнаментальной композиции. Техники «квадрат», «треугольник».

Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья.

Технология работы над лоскутным изделием.

Современные формы лоскутного шитья.

Заключительное занятие. Подведение итогов.

Итого:

1. Вводное занятие (1 ч).

Сообщение цели и задач коллектива, знакомство с учащимися, с планом работы на год. Показ готовых изделий, фотографий, эскизов. Вводный инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические требования при выполнении работ. История развития лоскутного шитья.

2. Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества (1 ч).

Традиционное лоскутное шитье России. Термины. Ткань как материал для творчества.

3. Технологические основы лоскутного шитья (2 ч).

Материалы, инструменты и оборудование. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Организация рабочего места. Основные технологические понятия лоскутного шитья. Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов. Выкраивание лоскутных деталей. Стачивание лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка (ВТО).

4. Цвет. Цветовой круг (1 ч).

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Светлота. Тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Теплые и холодные цвета. Локальный и обусловленный цвета. Цветовой круг. Основные и составные цвета.

5. Гармоничные сочетания цветов (1 ч).

Гармония в цвете. Колорит. Гармонии родственных цветов: одноцветная гармония, смежная гармония, тональная гармония. Контраст. Гармонии контрастных цветов: парная гармония, гармония триады. Цветовая гамма.

6. Техника «полоска» (3 ч).

Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины, «диагональная раскладка», «прямая раскладка», «паркет», «колодец», «американский квадрат», «цветные кольца», «полосы», «внутренние дворики», «русский квадрат», «ананас», «мельница». Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. Рисунки из наборных полос. Перевод рисунков вышивки в лоскутные рисунки из наборных полосок.

7. Орнамент (1 ч).

Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о композиции орнамента. Пропорции. Ритм и пластика. Симметрия. Статичные и динамичные композиции. Композиционные решения лоскутных полотен.

8. Свободная техника (3 ч).

Варианты сборки лоскутов в «свободной технике»: сборка от середины основы, схема «Роза», сборка от края основы, сборка лоскутов в рисунок, вписанный в треугольник. Применение «свободной техники» лоскутного шитья в швейных изделиях бытового назначения.

9. Законы орнаментальной композиции (1 ч).

Закон прпорциональности. Закон соподчинения. Закон трехкомпонентности. Закон контраста. Закон орнаментального контрапункта. Закон простоты.

10. Техника «квадрат» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике квадрат. Выполнение пуфиков. Выполнение грелки на чайник «Малинка». Выполнение прихватки.

11. Техника «треугольник» (2 ч)

Выполнение рисунков в технике «треугольник». Способы соединения треугольников в квадрат. Способы сборки рисунков из треугольников. Составление рисунков по сеткам. Составление рисунков из отдельных элементов.

12. Приемы получения разнообразных фактур (3 ч)

13. Технология работы над лоскутным изделием (7ч)

Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в М 1:10. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение трех слоев изделия. Обработка края изделия. Стежка.

14. Современные формы лоскутного шитья (5 ч).

15. Заключительное занятие (1 час). Подведение итогов.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Учащиеся должны знать:

Общие сведения о различных направлениях декоративно-прикладного искусства;

Требования безопасности труда;

Инструменты, материалы и приспособления для работы;

Основы цветоведения;

Основные понятия об орнаменте;

Законы и правила орнаментальной композиции;

Закономерности орнаментальных построений;

Основные технологические понятия лоскутного шитья;

Технологию лоскутного шитья;

Основные приемы и техники лоскутного шитья;

Технологию работы над лоскутным изделием.

Учащиеся должны уметь:

Планировать свою работу;

Соблюдать правила техники безопасности;

Выбирать, подготавливать и определять расход материала;

Составлять схемы, эскизы орнаментов;

Выполнять рабочий чертеж;

Выполнять соединение блоков;

Выполнять основные приемы лоскутного шитья (полоска, квадрат, треугольник);

Выполнять сборку лоскутного полотна;

Выполнять сборку каймы;

Соединять три слоя изделия;

Обрабатывать край изделия;

Выполнять ручную и машинную стежку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье: учебно-методическое пособие для учителя / О.И.Нагель. – 2-е изд., доработанное. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

    Хворостухина, С.А. Золотая книга домашнего рукоделия / С.А.Хворостухина. – М.: Вече, 2005. – 512 с.

СОЗДАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Ведущая идея программы – помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии. Основу содержательной деятельности составляет детский коллектив, занимающийся в сфере декоративно-прикладного искусства. Основу организационно-методической деятельности составляет складывающаяся система работы учителя с детским коллективом.

В целях обеспечения учебной части программы создается научно-методическая база: это методические рекомендации и разработки по темам, наглядные пособия, учебная литература, раздаточный материал в виде карточек, схем, эскизов, образцы готовых изделий, фотографии, сбор материалов по другим видам декоративно-прикладного искусства, проводятся выставки.

Программа находится в стадии эксперимента. Вследствие этого она будет дополняться и совершенствоваться.

Лариса Пузанова

Программное содержание :

1. учить детей создавать аппликацию на листе бумаги из ткани;

2. учить детей красиво выстраивать композицию на листе;

3. учить подбирать краски, задумывать свой рисунок, развивать воображение, эстетический вкус;

4. развивать чувство композиции, фантазии и мелкую моторику;

5. приобщать детей к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи :

1. воспитывать самостоятельность в создании композиции;

2. развивать умение работать в коллективе;

3. согласовывать свои действия друг с другом.

Интеграция образовательный областей «Познание» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Материал : лоскутки ткани , ножницы, клей, белый картон.

Дети садятся за столы, на которых лежат лоскутки ткани в виде квадрата, ножницы, клей и белый картон.

Ход занятия

Ребята, раньше наши бабушки долгими зимними вечерами шили очень красивые вещи из лоскутов . Это старинный метод женского рукоделия. Называется «Лоскутная мозаика » .

Сначала эти лоскутки пришивали на появившиеся дырочки в одежде. Такие лоскутки назывались заплатками. Они мели разную форму и цвет.

Потом из них женщины стали шить красивые покрывала, одеяла, коврики.

Сегодня, я предлагаю сделать с вами «Чудо-коврик » из разноцветных лоскутков . Нужно квадратный лоскуток разрезать на четыре части и наклеить на бумагу.

И если каждый коврик ребенка повесить вместе друг с другом, то получится один большой красивый ковер.

Предлагаю вашему вниманию детские работы.

Различные техники лоскутного шитья, называемые общим словом пэчворк, давно стали популярны по всему миру. Изначально этот вид рукоделия появился как способ экономии и повторного использования остатков тканей. А теперь это целое направление, в технике лоскутного шитья создаются не только полезные и удобные вещи, но и целые шедевры. Множество людей в разных странах выбрали пэчворк своим хобби и вовсю совершенствуют свои навыки, охотно делясь идеями и выкройками. Как можно применить техники пэчворка дома? Необычные лоскутные идеи:

Отличным решением для новогоднего и рождественского оформления дома могут быть различные вещицы, выполненные в технике лоскутного шитья. Таким образом можно своими руками изготовить подарки для родных и друзей, а также праздничный декор. Пэчворк идеи на новогоднюю тематику включают в себя различные панно с традиционными орнаментами, всевозможные сувениры, а также новогодние чулки для подарков. Можно сшить необычную и яркую декоративную юбку для елки. Самые разные лоскутные идеи во множестве представлены в интернете, выпускаются специальные книги. Там вы найдете фото для вдохновения.

Для оформления праздничного стола тоже можно использовать пэчворк. Подставки под столовые приборы, выполненные из лоскутков, украсят застолье и придадут комнате нарядный и необычный вид. Можно изготовить также и елочные игрушки, и гирлянды, и даже звезду на макушку рождественского дерева. Ваша фантазия не ограничена ничем!

Итак, новогодние лоскутные идеи для вдохновения:

  • Елочные игрушки;
  • Гирлянды на елку;
  • Гирлянды для оформления комнаты;
  • Носки для подарков;
  • Юбка под елку декоративная;
  • Подставки под тарелки;
  • Грелка для чайника;
  • Диванные подушки;
  • Одеяла и покрывала.

Идеи для детской

Более всего лоскутное шитье уместно в детской комнате. Именно там хочется видеть яркие, уютные и эмоционально теплые вещи. Выполненные своими руками вещи всегда получаются особенными, не может быть двух одинаковых. Шитье вещей для детской может стать отличным занятием для будущей мамы. Для детской комнаты лучше выбирать теплые, спокойные цвета и традиционные узоры. Также чудесно будут смотреться в детской различные лоскутные изделия с аппликациями.

Чаще всего оформление детской спальни предполагает шитье одеял в технике пэчворк или квилтинг.

Квилтинг – это стеганное лоскутное изделие, имеющее наполнитель. Чаще всего – одеяло.

Возникает ощущение, что лоскутное шитье создавали специально для оформления и украшения комнат, в которых живут дети. Именно там наиболее уместны яркие цвета и необычные фактуры. Можно своими руками сшить лоскутные вещи в стиле любимых вашим ребенком мультиков и сказок, а также выдержать общий цветовой стиль. Фото также можно почерпнуть из сети или книг.

Итак, пэчворк идеи для детской:

  1. Одеяла: мозаичные или же выполненные в квилте;
  2. Покрывала;
  3. Подушки;
  4. Игрушки;
  5. Занавески;
  6. Коврики;
  7. Корзинки для хранения игрушек;
  8. Карманы для мелочей;
  9. Декоративные панно;
  10. Мягкие бортики для кроватки.

Вы можете придумать еще множество способов применить лоскутное шитье в интерьере детской.

Лоскутные новинки

Огромное разнообразие изделий в технике лоскутного шитья можно применить почти в любом интерьере. Фото для вдохновения легко отыскать на тематических сайтах. Подарки для друзей и родных, вещицы для дома, изготовленные своими руками, различные предметы интерьера, аксессуары, даже одежда – все, что подскажет вам вдохновение.

Новинками является то, что теперь производят и продают множество специальных товаров для пэчворка. Если раньше для лоскутного шитья применяли остатки тканей от других, более крупных изделий, то теперь ткани частенько покупают специально. Впрочем, это не обязательно, тут уж как вам будет угодно.

Также для серьезных занятий лоскутным шитьем рукодельницы нередко покупают специальные швейные машинки – распошивальные, или плоскошовные. Эта техника дает больше возможностей и свободы в шитье из лоскутков. Но если возможности приобрести специальное оснащение нет, или если пэчворк пока не стал для вас настолько серьезным увлечением, обычная швейная машинка тоже вполне подойдет.

Идеи для вдохновения, вещи для дома своими руками и прочие рукодельные радости:

  • Сумки, пляжные и повседневные;
  • Лоскутные юбки, яркие и веселые. В модном стиле бохо шик, либо хиппи;
  • Косметички;
  • Органайзер в сумку;
  • Пенал для ручек и карандашей;
  • Карманы для хранения различных мелочей;
  • Покрывала;
  • Одеяла;
  • Коврики;
  • Накидки на диваны и кресла;
  • Чехлы на стулья;
  • Декоративные подушки;
  • Скатерти;
  • Занавески;
  • Мягкие подушки на табуретки, с держателями;
  • Прихватки и рукавички для кухни;
  • Подставки под горячее;
  • Грелки на чайник;
  • Декоративные панно.

Новое в пэчворке: свежие идеи (видео)

Пэчворк – это постоянно развивающееся направление творчества. Постоянно появляются новые рисунки и орнаменты, различные техники. Выпускаются специальные ткани, появляются новые принты и фактуры. Лоскутное шитье прочно вошло в нашу жизнь. В каждом доме наверняка есть хотя бы одно лоскутное изделие. Это могут быть подаренные вам вещи, сделанные своими руками, или купленные в художественных салонах. А может быть, это какая-то вещь, передающаяся в вашей семье из поколения в поколение? Так или иначе, завораживающий калейдоскоп лоскутков не оставит равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Традиционные орнаменты разных стран, а также новые веяния и техники и гарантируют увлекающемуся пэчворком человеку интересное занятие на долгие годы.

Пэчворк в интерьере (фотогалерея)

  1. Пэчворк - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
  2. Пенал сшитый своими руками в технике Пэчворк.

    И чтобы его сшить, кроим такие детали: 2 прямоугольника из тканей двух расцветок 22 х 39 см и такого же размера кусок синтепона, один прямоугольник ткани 23 х 39 см, который сразу сложила пополам (это будущий кармашек) и ещё приготовила заготовочку для петельки

    Далее складываем все по порядку: синтепон, сверху прямоугольник из ткани, которая будет внутри, лицом вверх, на него будущий кармашек, подровняв по нижней длинной стороне, с одной стороны петельку, направленную к центру, сверху прямоугольник из ткани, которая будет снаружи, лицом вниз:

    Прострочить по периметру, оставив не прошитым небольшой участок:

    Срезать припуск синтепона, до самой строчки, а также обрезала уголки:

    Вывернуть, зашила не прошитый участок вручную. И сделалать 18 "кармашков" для карандашей, каждый 2см в ширину (сначала начертить карандашом, потом строчить)
  3. Что нужно для занятия пэчворком?

    Для начала работы вам понадобятся:
    различные обрезки или специальные ткани для пэчворка
    хорошие ножницы
    линейки
    шаблоны, выкройки и разноцветные нитки
    пэчворк-схемы, по которым вы будете шить.

    Очень важно в пэчворке не только аккуратно сшить лоскутки, но и «попасть в цвет», создать единую картину.

  4. Как выбрать ткань для пэчворка?

    Конечно, чем богаче у мастерицы выбор тканей для пэчворка - тем больше возможностей для творчества ей предоставлено. Еще недавно российским рукодельницам в пэчворк технике приходилось обходится обрезками обычных тканей, но сегодня существует масса специализированных магазинов, в которых можно приобрести ткани для пэчворка. Если обычные ткани желательно стирать перед началом работы, чтобы они потом не дали усадки, то ткани для пэчворка уже предназначены для шитья. Ткани для пэчворка преимущественно изготовлены из хлопка - чем материал дороже, тем выше его качество и гарантия того, что не произойдет усадки или рисунок ткани для пэчворка не начнет линять после стирки изделия.

    В пэчворке существует большое разнообразие удивительных орнаментов и рисунков с не менее удивительными названиями - «дрезденская тарелка», «французский букет», «бабушкин сад». Для желающих овладеть пэчворк техникой существует масса книг и пособий формата «пэчворк для начинающих». В них можно найти как полезные советы по пэчворку, описание техники и нюансов стиля пэчворк, так и различные пэчворк схемы, наличие которых значительно облегчает процесс создания пэчворк-изделия. Можно также посетить специальные курсы «Пэчворк для начинающих» - поищите такие в интернете по запросу «пэчворк мастер класс» и укажите город, в котором вы проживаете. Вообще, если нет опыта, но выбрали в качестве занятия пэчворк, для начинающих пэчворк-мастеркласс просто необходим. Также вы можете найти и скачать в свободном доступе пэчворк схемы. Так как сейчас весьма популярен пэчворк, мастер-классы по этому виду рукоделия можно просмотреть онлайн на различных ресурсах, посвященных пэчворку.

  5. Лоскутное одеяло.

    Яркое легкое детское одеяло, украшенное аппликациями из разноцветного фетра (автор - Jо Osti Benvenuti) сшить не сложно.

    А пришивание красочных цветочков и сердечек - занятие настолько увлекательное, что вы и не заметите, как работа будет окончена.

    В общем, красивое, легкое и быстрое в исполнении одеяльце - просто находка для мамочек, которые хотят с пользой провести минуты отдыха и не прочь порукодельничать.

    Размер одеяла - 1,45 м Х 1,45 м.
    Состоит оно из 9 блоков (фланелевых квадратов с аппликациями размером 36,5 х 36,5 см, обшитых по контуру разноцветными полосками из фетра шириной 6 см). Схема ниже.

    Размер одеяла можно увеличить за счет дополнительных блоков.

    Для работы потребуется: 3 м (при ширине - 1,5 м) фланели светлого цвета и несколько листов мягкого синтетического фетра разного цвета.
    Фетр продается в любом магазине товаров для рукоделия.

    Аппликации нашиваются вручную обычным петельным швом, стежками с интервалом в 0,3 - 0,4 см.
    Собрав воедино все блоки, лицевую сторону одеяла надо продублировать еще одним слоем фланели, соединить и обработать край кантом.

  6. 1. Для этого следует действовать по пунктам, одновременно поглядывая на фото

    Б). вдоль периметра прямоугольника начертить рамку произвольно выбранной ширины

    В). опустить перпендикуляры из внутренних углов рамки на ее внешние стороны

    Г). отступить по 2,25 см от диаметрально расположенных внутренних углов рамки

    Д). из этих точек построить перпендикуляры на внешние стороны и на этом этапе уже можно определить размеры деталей, из которых следует собрать наши лоскутные прямоугольники. Откровенно говоря, чертить пришлось только для того, чтоб было проще объяснить. На практике все можно сделать обычными расчетами. Главное не забудьте увеличить каждую сторону любой детали на 2 припуска (1,5см).

    Ж). эта схема показана для того чтобы было понятно как заготовить половинки блоков. сплошная линия между двумя пунктирами есть та самая линия, по которой следует разрезать некоторые заготовки с тем, чтоб получить две половинки блока.​

    2 .Теперь о том, что еще можно получить из наших прямоугольников кроме блока «треугольники в рамке». Как бы там ни было, а без сборки прямоугольных блоков нам не обойтись. Но начнем мы с того, что соберем сначала ту сторону прямоугольника, которая состоит из двух частей (В и С). Для этого вырежем полосы шириной равной длине этих деталей с припусками и сшив их по длинной стороне нарежем на части равные ширине тех же деталей не забыв прибавить 1,5см для припусков.
    3. Осталось вырезать остальные детали и собрать их уже известным способом.
    4. Собрав нужное количество блоков, разрезаем каждый из них как уже говорилось выше.​

    5. Собираем в узор четыре половинки, как показано на фото, и сшиваем их попарно, совместив швы.
    6. В результате получим вот такой блок «мельница». Симпатичный многоцветный блок, который собирается достаточно легко и просто, экономичен при раскрое, так как режем только прямоугольные детали. Но есть у него и недостаток – его стороны нарезаны по косой, а следовательно могут растянуться при сборке с другим таким же блоком. Для того чтоб обезопасить себя от подобных неприятностей лучше соединять такие блоки через разделительные полосы выкроенные по направлению долевой нити.​

  7. 7. Если собрать прямоугольные блоки так, чтоб поменять местами ткани используемые для деталей А и С, то можно получить орнамент, который вы видите на сарафане. Для этого блоки нужно также разрезать и собрать полученные треугольные детали в полосу. Причем там чередуются обе половинки от одного прямоугольника, а затем обе от другого. Каждый второй треугольник просто перевернут. Если подобные орнаменты необходимо заключить в круг, то следует сохранить целостность узора. А это значит, что ширина изделия должна соответствовать длине окружности орнаментальной полосы.
    8. Теперь о том, как шился этот кукольный сарафан. Собрав орнаментальную полосу, я определилась с шириной деталей юбки. Полученную величину разделила на два и к результату прибавила 1,5см в виде припусков для шва. Вырезав прямоугольники нужного размера, сложила их лицевой стороной друг к другу, а затем сшила с двух сторон.
    9. Для того чтоб скрыть необработанные припуски орнаментальной полосы есть смысл посадить ее на клеевой тканый материал. Для кукольного изделия вполне сгодится и нетканый флизелин. Кроме того, так можно предупредить растягивание сторон орнамента. Следующий шаг – соединяем юбку с орнаментальной полосой. А затем обрабатываем бейкой противоположный край орнамента. Все, юбка готова.
    10. Сшиваем полосу ткани, выворачиваем, проглаживаем, придав ей правильную форму. Затем разрезаем на две равные части – бретели для сарафана тоже готовы.
    11. Потребуется четыре прямоугольника, которые нужно сложить попарно лицевой стороной друг к другу. Между ними проложить бретельки и зафиксировать их положение..
    12. Осталось сшить прямоугольники по их коротким сторонам – нижний с нижним, а верхний с верхним. Затем, получив две окружности соединить их по кругу, одновременно пришивая и бретельки. Нитки нужно подобрать не светлые, как у меня, а в тон ткани. Я работала светлыми для того, чтоб было нагляднее.
    13. Осталось все вывернуть, прогладить и прострочить с лицевой стороны по линии присоединения бретелек – лиф готов. Последний шаг – соединяем его с юбкой – вот вам и сарафан. По этой же схеме можно сшить сарафанчик и на маленькую девочку, но следует предварительно снять мерки и сделать нужные расчеты.
  8. - А что можно посоветовать тем, кто еще только мечтает освоить лоскутное шитье?

    Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.

    Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.

    Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.

    Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.

  9. Коврик из лоскутиков.
    1. Нарежьте лоскутки ткани на небольшие прямоугольники одинаковой ширины. Для изготовления коврика вы можете использовать остатки любых тканей - хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных. Сложите прямоугольники лицевыми сторонами попарно. Стачайте на швейной машине короткие стороны деталей. При этом не прерывайте строчку - подкладывайте под лапку следующую пару прямоугольников.

    2. Разрежьте строчку, разъединяя "ленту" на отдельные детали. Разверните каждую, отутюжьте. Сложите получившиеся детали еще раз попарно, лицевыми сторонами внутрь, и снова повторите действия, стачивая короткие края прямоугольников. Повторяйте, пока у вас не получится нужное количество лент, длина которых равна ширине будущего коврика.
    3. Сложите две ленты лицевыми сторонами внутрь и стачайте по краю вдоль. Точно так же присоедините к ним третью, четвертую и т. д. ленты - пока не получится полотно коврика. Технология изготовления очень проста и не требует точности стыковки швов, как в других лоскутных техниках. Отутюжьте его
    4. Выкройте из хлопчатобумажной ткани прямоугольник таких же размеров, как коврик. Сложите эти две детали лицевыми сторонами, прострочите по краю, оставив отверстие для выворачивания. Выверните, отутюжьте. Проложите по краю фиксирующую строчку.
  10. Полезные советы по шитью из лоскутов

    1. Больше внимания уделите однородности материала и его качеству. Хороший материал при стирке не сядет, не будет линять.

    2. Чтобы придать яркости цветным шелковым и хлопчатобумажным лоскуткам, постирайте их, а при полоскании добавьте уксусную эссенцию из расчета на 1 ст.л. – 3 литра воды.

    3. Для новичков лучше начинать шитье из лоскутов из хлопчатобумажной ткани – ситца, льна, сатина. Детали из них легко сшиваются, хорошо гладятся и прекрасно держат форму.

    4. Не забывайте оставлять запасы на швы при раскрое, приблизительно по 1,5 см с каждой стороны.

    5. Нитки и игла должны соответствовать толщине лоскутков.

    6. Цвет ниток также должен сочетаться с тканью.

    7. При сшиве лоскутов обратите внимание, где у них долевое направление нитей. Если на лоскуте сохранилась кромка, то нити, идущие вдоль нее – это долевые нити. Если же кромка не сохранилась, растяните лоскут в разные стороны. В том месте, где лоскут тянется меньше, проходит долевая нить.

    8. После каждой строчки необходимо утюжить фрагмент работы. Только так можно оставить лоскутный слой пластичным и придать ему должный вид.

    9. В изделии лучше не располагать вместе «холодные» и «теплые» тона. Следите, чтобы по краям был не яркий рисунок, иначе он затмит основной рисунок.

  11. Виды лоскутного шитья

    Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья.​

    Традиционный пэчворк
    Англо-американское рукоделие, цель которого – создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.​

    Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток)
    Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.​

    Японский пэчворк
    Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.​

    Квилтинг
    Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» – стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом возможно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей. ​

  12. Техники лоскутного шитья ​

    Технология сшивания лоскутов на первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее на только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.

    Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Давайте рассмотрим некоторые наиболее популярные техники (способы) лоскутного шитья.​

    Техника «Быстрые квадраты»
    Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.​

    Техника «Акварель»
    Достаточно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия – правильно подобранная цветовая гамма.​

Полоски одинаковой ширины кроят по шаблону, обязательно по долевой нити и никогда по косой (не путайте с раскроем ткани на полоски для окантовки – там кроят по косой). Иногда, когда не хватает ткани, кроят по поперечной нити. Шаблон накладывают на изнаночную сторону ткани параллельно кромке. Размечая ткань на полоски, не забывайте о припусках на швы. Если не хватает ткани, то полоски сшивают. Для этого одну полосу прикладывают под прямым углом к другой (лицевая к лицевой) и сострачивают по косой под углом 45 градусов.

Сшивание полосок

Сострачивать полоски для художественного изделия удобно на основе.


Стачивание полосок на основе. На основу кладут полоску лицевой стороной вверх. Вторую полоску кладут на первую лицевой вниз и пристрачивают к основе. Шов отутюживают «на ребро».

Шитье полосок

Нарезанные и разложенные по цвету полоски начинайте пришивать с правой стороны основы. На первую полоску положите вторую, лицевая к лицевой, и приколите их булавками к основе. Прострочите вместе с основой. Выньте булавки и отутюжьте шов на одну сторону – «на ребро», а затем отверните и проутюжьте обе полоски с лицевой стороны. Третью полоску наложите на вторую и также пристрочите вместе с основой.

Аналогично заполните весь нужный формат. Потом прогладьте полотно через влажную тряпку и срежьте лишнюю ткань.

Полоски для утилитарных целей (карманов, каймы) сострачивайте без основы, сначала – в цельное полотно и лишь потом разрежьте поперек на нужный формат. Можно из нарезанных из сшитого полотна полос составить квадратный блок.


Полотно, состроченное из полос, нарезают на квадраты. Квадраты из полосок формируют в блоки

Диагонально расположенные полоски очень красивы и могут украсить любое изделие. Их сшивают на основе, начиная шить от центра изделия. На основу по диагонали и строго по центру уложите первую полоску. К ней с обеих сторон пристрачивайте (так же, как и прямые полоски на основе), сохраняя цветовой порядок, другие полоски, пока не заполнится формат. Из четырех состроченных форматов можно составить квадратный блок с диагональным расположением полос.

На основу строго по центру прикалывают первую полоску

Вторую полоску кладут на первую лицевая к лицевой и пристрачивают к первой и основе

Шов разглаживают, углы обрезают

Пристрачивая полоски в обе стороны, заполняют весь объем

Постепенно, в течение двух веков, выработались три основные схемы шитья из полосок: «Елочка», или «Паркет», «Пашня» и «Колодец».

«Елочка» («Паркет»)

Для данной лоскутной техники необходимы лоскутные заготовки из квадрата и полосок. К квадрату пришивают полоску первого яруса. Ее длину не отмеряют, так как после притачивания излишки ткани отрезают. Сразу следует отутюжить шов и разложить его на две стороны. Вторую полоску пришивают к другой стороне квадрата и захватывают и первую полоску. Второй шов будет идти перпендикулярно первому шву. Шов опять утюжат и раскладывают на две стороны. Так получается первый ярус «Елочки».

Чтобы узор получился красивым, надо придерживаться следующих правил.

Квадрат должен быть активным по цвету или рисунку, то есть нести на себе акцент всей композиции.

Ширина полос каждого яруса должна быть одинаковой.

Каждый последующий ярус по ширине может быть либо таким же, как первый ярус, либо отличаться от него в зависимости от задачи автора.

Желательно, чтобы ширина шва у всех полосок была одинаковой (предпочтительная ширина – 0,5-0,7 см).

Нельзя нарушать последовательность притачивания полос друг к другу.

Эта композиция – своеобразная имитация борозд на вспаханном поле. Для «Пашни», чтобы сохранить и подчеркнуть динамику полос, следует выбирать ткани, близкие по цветовой гамме и с мелким набивным рисунком. Подобный орнамент интересно сшить из атласных лент, чередуя лицевую и изнаночную стороны.

Сначала готовят бумажный шаблон квадрата-основы. Квадрат разбивают на три участка, границы которых сходятся под прямым углом. Каждый участок разбивают на ряд параллельных полос. На каждый участок и на полосы делают шаблоны из картона. Полосы сшивают лицевая к лицевой в последовательности, показанной на рисунке, шов утюжат. Величина припуска – 0,5– 0,7 см. Излишки ткани срезают.


Схема раскроя и сшивания полос в «Пашне»

Каждый участок собирают отдельно и потом только сшивают в общий квадрат. Сначала участки 1 и 2 (по часовой стрелке), а потом к ним пришивается участок 3.

«Колодец» («Американский квадрат», «Сруб», «Прямой желоб»)

Данная лоскутная техника была очень популярна в Америке и Европе, и ей уже не меньше двухсот лет. В основе ее лежит геометрическая фигура квадрата, которая составляется из полос. Полоски ткани именуются «бревнами».

Существуют два варианта соединения «бревен» в квадрат. В обоих вариантах центральной фигурой будет лоскут в виде квадрата, а вот схема сборки полосок – «бревен» разная.

Первый вариант сборки «Колодца»

Сначала к центральному квадрату пришивают полоску

Схема сшивания «Колодца»

Начальным элементом композиции, на котором делается цветовой акцент, является квадрат. Первые две полоски пришивают к квадрату так же, как и в композиции «Елочка», соблюдая те же правила шитья. Каждую новую полоску («бревно») притачивают так, чтобы захватить предыдущий элемент. Двигаться нужно по часовой стрелке, постепенно наращивая первоначальный квадрат ярусами «бревен».

Естественно, что цветовое решение работы может быть различным, но особенно красиво в данной схеме смотрится цветовая растяжка: от темного квадрата к светлым полосам, что дает эффект колодца, либо от светлого квадрата к темным «бревнам» – создается эффект космической глубины. И в том, и в другом варианте яруса «бревен» пришивают, соблюдая возможную цветовую растяжку, что дает возможность достигнуть объемного восприятия композиции.

Яруса «бревен» могут быть одинаковыми по размеру, или композиция может заканчиваться ярусом из более широких полос. В принципе такую композицию можно расширять до бесконечности и сделать ее, например, во всю стену. Главное, чтобы в конце она имела цветовое логическое завершение – темный, светлый или цветной ярус (исходя их придуманного вами квадрата), собирающий всю композицию.

Иногда данный вариант выполняют с диагональной цветовой разбивкой. Центральным элементом остается квадрат, а остальную композицию выстраивают по диагонали – вся схема условно делится диагональю на две части. Так, «бревна», расположенные по одну сторону диагонали, изготавливают из ткани насыщенного тона (желательно тоже в растяжке), а «бревна» по другую сторону диагонали – из более светлой ткани.

Чтобы облегчить себе работу и не запутаться в цветах и «бревнах», желательно сделать четкий цветовой эскиз. В остальном принцип сшивания «бревен» остается таким же, как и при основной схеме.

Второй вариант сборки схемы «Колодец»

В этом варианте в центре также доминирует квадрат, но последовательность сборки «бревен» относительно основного элемента – другая. К двум противоположным сторонам квадрата пристрачивают по одинаковой полоске («бревну»). Затем к двум другим противоположным сторонам квадрата пристрачивают «бревна», которые по длине перекрывают первые «бревна». Так завершается первый ярус композиции. В дальнейшем, соблюдая первоначальную последовательность притачивания, наращивают композицию от яруса к ярусу до нужного размера (любого).

Смещение центра и применение полос разной ширины дает оптический эффект глубины

Одинаковые полоски пристрачивают с противоположных сторон центрального квадрата параллельно друг другу

Данная композиция тяготеет к другим цветовым решениям – по парной разбивке цвета на параллельных «бревнах». Иногда делают и диагональную разбивку цветового решения, но в этом случае весь квадрат делят на четыре части двумя диагоналями и цветные «бревна» располагают попарно, относительно сторон центрального квадрата. Варианты бесконечны.

Квадрат может располагаться и совсем не в центре, а сбоку. Но принцип сборки остается тем же.

Квадратики

Это одна из самых распространенных старинных простых техник, в основе которой лежит квадрат. Можно сшивать квадраты любых размеров – от гигантских до клочков в почтовую марку – и в любой последовательности. Но определенную прелесть представляют изделия из квадратов, объединенных в различные геометрические фигуры. Это может быть и простой узор шахматной доски (двуцветный), или «ход конем» (трехцветный), или многоцветное поле из разных лоскутов, но подчиняющихся геометрическому порядку, шахматная диагональ и прочее. Вариантов, в зависимости от вашего мастерства и фантазии – множество.

Шитье из квадратиков

Сшивание квадратов

Прежде чем приступать к шитью, сделайте на миллиметровке уменьшенный эскиз будущего полотна.

Предположим, что ваше квадратное изделие состоит из четырех цветных квадратиков, объединенных в определенный рисунок. Сшивать квадратики нужно по порядку и сразу в полосы.

Начните, например, с верхнего ряда. Первые два лоскутка пристрочите друг к другу лицевой стороной внутрь, затем проутюжьте припуски на швы либо на две стороны, либо на сторону более темного квадрата, чтобы припуски не просвечивали наружу. Затем, следуя вашему эскизу, пристрочите оставшиеся квадраты верхнего ряда и обработайте швы.

Аналогично изготовьте и другие полосы.

Потом полосы сложите лицевыми сторонами внутрь, сколите их булавками точно по машинным швам перпендикулярно будущей строчке и прострочите.

Соединив все полосы в единое полотно, отутюжьте припуски на швы. Потом переверните изделие и отутюжьте готовый образец на мягкой подстилке (чтобы не проступил рельеф припусков на швы).

Композиция из четырех квадратов

Шахматные узоры

Рассмотрим самые простые способы сшивания «шахматного» полотна.

«Шахматка»

Она делается из двух тканей контрастной расцветки. Можно квадратики сшивать в полосы. Но еще проще сначала сострочить одинаковые цветные полосы в единое полотно, а затем, отметив размер заданных квадратов (не забывайте о припусках на швы с двух сторон квадрата!), разрезать на новые полосы. Каждую вторую полосу переверните «вверх ногами», и на вашем полотне сразу образуется шахматный узор. Теперь осталось только сострочить полосы между собой.

Полосы сшивают в полотно

Полотно расчерчивают на полосы, идущие в другом направлении, и разрезают

Каждую вторую полосу переворачивают «вверх ногами»

Получается шахматная доска

Шахматный узор по диагонали

Возьмите несколько различных по цвету полос и сострочите их в единое полотно. Затем, разметив полотно на заданные квадраты (не забывайте оставлять припуски на швы!), разрежьте полотно на полоски. Теперь разложите получившиеся полосы так, чтобы каждая полоса смещалась на один квадрат относительно предыдущей, и аккуратно их сшейте.

Теперь сверху и снизу срежьте углы, и у вас получится ровная полоса из диагональных квадратиков. Вы можете использовать получившееся полотно в качестве декоративной каймы или просто пришить получившуюся фигурную полосу приемом аппликации, например на подол юбки.

Сшитое из разноцветных полос полотно разрезают на поперечные полосы

Полосы раскладывают так, чтобы они были сдвинуты на один квадрат

Срезав углы у получившейся полосы., получают орнамент из диагональных квадратиков

Шахматный узор в виде ромбов

Для изготовления такого узора необходимо нарезать и сшить полоски разноцветной ткани, а затем из получившегося цельного полотна нарезать новые полосы под углом 30, 45 или 60 градусов. Ширина полос должна быть равна стороне ромба плюс 1,5 см – припуск на швы. В собранном виде эти косо нарезанные детали сами собой образуют ромбы.

Из ромбов, состроченных в таком виде, можно собрать знаменитую «Американскую звезду».


Схема шитья узора в виде ромбов

Шахматный узор в виде шевронов

Этот узор напоминает отражение в воде. Двуцветные полоски сострочите вместе в два полотна, чередуя их по цвету. Затем от каждого полотна под нужным вам углом отрежьте одинаковые косые полоски, зеркально расположенные друг к другу. Когда вы сошьете получившиеся полоски, чередуя их, то у вас получится шеврон. Останется только сверху и снизу обрезать ненужные углы на 0,75 см.


Изготовление шевронов

«Квадрат в квадрате»

В основе этой композиции лежит квадрат. Сборка задуманного изделия начинается от центра. Каждый ярус, состоящий из четырех равнобедренных треугольников, визуально как бы увеличивает первоначальный квадрат.

Для каждого яруса выкраивают свой шаблон прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна стороне центрального квадрата. Каждые четыре одинаковых треугольника пристрачивают к четырем сторонам квадрата. Получается как бы квадрат в квадрате.

Как правило, эту схему шьют на основе, используя ткань или флизелин. Размер основы равен задуманной композиции. На основе отмечают четыре пересекающиеся линии: две по диагонали и две перпендикулярные им. Затем в центре прикрепляют лицевой стороной вверх центральный квадрат. К одной из сторон квадрата прикалывают треугольник лицевой стороной вниз и стачивают вместе с основой, оставляя припуски на шов. Пристрочив подобным образом все четыре треугольника, сверяют, совпадают ли углы получившегося квадрата с линиями на основе.

Таким образом настрачивают все ярусы квадратов. Эта техника еще имеет название «Алмаз» и часто рассматривается как схема шитья из треугольников. Чередование цвета по ярусам придает изделию графичность и эффектность. Количество квадратов ограничивается только фантазией автора.


Схема пришивания лоскутов

«Русский квадрат»

Несколько сложнее национальная русская техника «Русский квадрат». В основе схемы лежит квадрат, и первый, и второй ярусы, составленные из четырех равнобедренных треугольников, тоже образуют квадраты. Получаются как бы три квадрата – один в другом: центральный и два яруса. Третий и последующие ярусы включают в себя уже по четыре угловых квадрата и по четыре полосы. Схема шитья двуцветного «Русского квадрата» следующая.

Схема пришивания треугольников

К центральному квадрату пришивают четыре равнобедренных треугольника контрастного цвета. Затем к каждой стороне получившегося квадрата пришивают по равнобедренному треугольнику цвета центрального квадрата. Третий и последующие ярусы выполняют так: сначала к сторонам квадрата притачивают полосы, длина которых больше стороны квадрата, затем к углам яруса пришивают треугольники.

Желательно, чтобы все ярусы были одинакового размера или равномерно увеличивались от центра к краям.

Работы в этой технике могут быть и многоцветными.

«Ананас»

Сложная техника, чем-то схожая с «Русским квадратом», «Ананас» шьется из однотонных лоскутков контрастного цвета. В основе композиции располагается цветной квадрат (он может быть дополнительного цвета), к его четырем сторонам по кругу пришивают первый ярус «бревен». Каждая полоска должна иметь припуск на шов 0,5 см с каждой стороны (в длину).

Приложите первую полоску к стороне квадрата (лицевая – к лицевой), пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого яруса притачивайте аналогично первой так, чтобы каждая перекрывала сторону квадрата и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски.

Второй ряд полосок (контрастного цвета) пришивайте параллельно сторонам основы. Чтобы не нарушить контуры центрального квадрата, швы этого яруса должны проходить строго по углам квадрата. Концы полосок выходят за срезы полосок первого ряда на расстояние припуска.


Схема шитья

Аналогичным образом пристрочите все остальные ярусы полос (не забывайте делать их разного цвета). Когда у вас будет набран желаемый объем, то в образовавшиеся углы по бокам вшейте треугольники (можно в цвет центрального квадрата).

«Крейзи» («Безумные лоскутки»)

Английская техника XIX века «Крейзи» (она же – «Безумные лоскутки», «Спираль», «Карусель», «Роза») – композиция из асимметричных лоскутков – была создана для декоративных целей. В ней делали покрывала и скатерти, часто из взаимоисключающих материалов, сочетая, например, бархат с шелком или тюлем. Эта остроумная и оригинальная техника позволяет использовать даже самые мелкие обрезки ткани, оставшиеся от других работ, для создания оригинальных и красивых изделий (см. фото 17 на вклейке). Шьется «Крейзи» на основе, схема шитья следующая.

На основу булавкой прикрепляют лоскут, в данном случае – треугольник.. К одной из его сторон пристрачивают контрастную по ивету полоску

Сшитые лоскутки разглаживают

К одной из сторон образовавшейся фигуры пришивают очередную полоску контрастного цвета

Сшитые лоскутки снова разглаживают

В центре композиции размещается не квадратный, а треугольный, трапециевидный, но лучше всего – пятисторонний лоскут. Сам центр композиции может находиться совсем и не в центре заданного формата, а, например, в углу, он может быть сдвинут к любому краю, но это не влияет на порядок выполнения работы. К центральному лоскуту в направлении по часовой стрелке пришиваются другие лоскутки произвольной формы и цвета. Чем дальше от центра, тем лоскутки крупнее. Когда композиция заполнит весь блок (квадрат, круг), края подравнивают и обрезают.

Основные правила таковы.

Центральный лоскуток должен быть ярким, выделяющимся из общей массы лоскута.

Лоскутки одного цвета не должны соседствовать (иначе они будут восприниматься как одно цветовое пятно); их надо располагать в противоположных сторонах от центра композиции.

Следует избегать параллельных линий между ярусами.

Эта схема шитья красива сама по себе, и по ней можно сделать, например, чисто белую композицию (включая и центр). Для нее лучше подбирать четко очерченные лоскуты и соблюдать гармоничное их расположение на формате от центра к краям. Эффект будет создан за счет графики линий.

Волшебные треугольники

Треугольник – это магический элемент, который находит свое отражение в эзотерике многих религий. На треугольник возлагалась защитная роль – он нашивался на одежду как некий тотем. Поэтому он чаще других элементов применялся и в вышивке, и в лоскутной технике.

С треугольниками интересно и легко работать. Из них можно составить любой орнамент – квадрат, ромб, сложную звезду и прочие.

Наиболее часто используется прямоугольный равнобедренный треугольник, который кроят по шаблону так, чтобы направление долевой нити на ткани совпадало с одной из коротких сторон. Складывая треугольники по длинной стороне, получают квадрат. Квадраты соединяют в единое полотно.

Прямоугольные треугольники можно не только стачивать основаниями, но и сшивать по короткой стороне, в результате получается полоса. Затем полосы стачивают в единое полотно. Такой метод называется сборка по диагонали. Он требует большой тщательности в подгонке рисунка и стачивании швов сборных деталей.

Нередко приходится сшивать большое количество небольших треугольников, и тогда для быстроты их шьют «флажком»: складывают попарно лицевыми сторонами внутрь, скалывают булавкой и сострачивают на машине – одну пару за другой, не обрезая нитки. Когда все пары треугольников готовы, нитки перерезают.


Шитье «флажком»

Существует и еще один метод, ускоряющий работу с треугольниками, но только с двуцветными.

Сначала вырезают из ткани одинаковое количество квадратов обоих цветов (обязательно оставляют припуски на швы).


Потом квадраты разрезают по диагонали.

Разгладив припуски на одну сторону (более темного треугольника), получают готовые два двуцветных квадрата.


При сшивании квадратов в общее полотно нужно обрезать выступающие уголки припусков.

Затем разноцветные квадраты складывают попарно лицевой стороной внутрь, проводят диагональную линию и прострачивают дважды – с каждой стороны диагонали, оставляя припуски на шов.

Для украшения квадратных или прямоугольных деталей небольшими треугольными вставками используют следующий метод, облегчающий работу.

Нужный уголок выкраивают в виде треугольника, накладывают его (лицевая к лицевой) на квадрат, как показано на рисунке, и пристрачивают. Затем отрезают лишние уголки.

Треугольник отгибают и проглаживают.

Таким же образом пришивают уголки и к оставшимся углам прямоугольника.

Если треугольники приходится шить из ткани, которая под иглой машины вытягивается, то под строчку подкладывают бумагу.

Наиболее популярные узоры из треугольников – «Мельница», «Звезда», «Алмаз». (Технику «Алмаз» мы уже рассматривали в разделе «Квадрат в квадрате».)

«Мельница»

Этот узор выполняют из ткани двух контрастных цветов и составляют из восьми одинаковых треугольников – по четыре каждого цвета.

Для начала треугольники (например, белый с черным) сшивают по длинной стороне в квадрат. Затем квадраты сшивают вместе, чередуя цвета, – получается полоса.

Окончательно собирают две получившиеся полосы вместе, начиная сшивать от центра (так легче соединить все точки вместе). Припуски на швы утюжат, раскладывая на обе стороны.

Два треуголъника контрастных цветов сшивают в квадрат

Квадраты сшивают в две полосы

«Звезда»

Это красивая лоскутная техника, имеющая в основе восьмиконечную звезду, базирующуюся на центральном квадрате. Рассмотрим два варианта сборки «Звезды».

Стороны квадрата расположены параллельно краям основы

Для этой композиции используют не меньше четырех видов ткани контрастных цветов и рисунков. Считается, что «Звезда» лучше всего смотрится, если ткань для ее лучей выбрана однотонная, а фоны – с рисунками.

Чтобы не запутаться, что с чем сшить, лучше сначала сделать эскиз композиции. Сама композиция «Звезда» представляет из себя квадрат, состоящий из трех параллельных полос, разбитых на девять квадратов. (Сначала всю композицию разбивают на квадраты, а их – на треугольники.) В первой и третьей полосах крайние квадраты будут состоять из двух треугольников, а средние – из четырех. Центральная по лоса состоит из цельного центрального квадрата и двух примыка ющих к нему квадратов, состоящих из четырех треугольников

Собрав таким образом три полосы, их сшивают вместе, четко соблюдая рисунок.

Можно сшивать треугольники в квадраты, и их уже соединять друг с другом. Но в этом случае сложнее соблюсти строгие геометрические линии.

Схема сборки «Звезды», первый вариант

Стороны квадрата расположены параллельно углам основы

Схема сборки «Звезды», второй вариант

В этом варианте схема сборки другая. К центральному квадрату по длинной стороне пришивают четыре контрастных треугольника. Получается новый квадрат, расположенный параллельно краям основы. К нему, к верхней и нижней его частям, пришивают полосы, составленные из четырех треугольников (двух квадратов). Затем, точно следуя эскизу, делают две боковые (вертикальные) полосы из четырех квадратов, составленных из восьми треугольников.

Остается только сшить боковые полосы с центральной частью – и «Звезда» готова.


Это трудное шитье из многоугольников

Если с полосами, квадратами и треугольниками можно еще как-то справиться без особой подготовки с помощью швейной машинки, то многоугольники потребуют от вас много терпения и мастерства. Поэтому очень многие мастерицы предпочитают многоугольники собирать вручную.

Ромб – это тоже многоугольник, самый простой их них. Лоскутный ромб можно собрать из двух симметричных треугольников. Здесь важно следить, чтобы рисунок, объединенный в одно целое – в ромб, не сбивался. Рисунок должен быть абсолютно симметричным. Но можно и сразу выкроить по шаблону ромб и составить из него композицию.

«Кубики»

Можно попробовать сшить композицию «Кубики», где ромб с углом 60 градусов будет самостоятельной фигурой. Особенность этой композиции состоит в том, что, помимо правильной сборки элементов, здесь очень важно четко подобрать цвет – света, тени и полутени на кубике, образованном тремя ромбами.

Чтобы «Кубики» получились объемными (а любая ошибка исказит иллюзию объема), сначала необходимо расчертить всю композицию на миллиметровой бумаге и только затем делать шаблон.

Ромбы – простые фигуры, и их можно сострочить на машинке, не вынимая иглу из ткани в углах ромба, а, подняв лапку, поворачивать ткань и строчить дальше. А можно и стачивать вручную, натягивая ткань на картонные шаблоны и сшивая фрагменты между собой. Это уж как вам больше нравится.


Схема сшивания деталей-ромбов для узора «Кубики»

«Цветок»

Из ромбов выполняют и шестиугольный цветок. Он состоит из шести ромбов или двенадцати треугольников. У ромба в этой композиции должен быть острый угол 60 градусов. Если же цветок состоит из восьми ромбовидных лепестков, то острый угол составляет 45 градусов.


Из таких ромбовидных цветов можно составить композицию (аналог «Бабушкиного сада»), но здесь центр цветка следует выделить, например пуговицей, обтянутой контрастной тканью.

«Бабушкин сад» («Соты»)

Принцип сборки многоугольников рассмотрим на примере схемы «Бабушкин сад», где композиция состоит из многих шестиугольников, объединенных в шестиугольные цветы. Это красивая старинная техника, которой можно украсить салфетки, скатерти, подушки. Другое название этой техники – «Соты», так как шестиугольники напоминают пчелиные соты.

Схема сборки следующая: для каждого шестиугольника изготавливают картонный шаблон (по количеству деталей). Картон не должен быть слишком толстым и твердым, но и слишком хлипкий тоже нежелателен – иначе во время натягивания ткани шаблон может перекручиваться.


Схема шитья в технике «Бабушкин сад»

Шаблон кладут на изнаночную сторону ткани и выкраивают по нему многоугольник, оставляя припуски на швы. Затем эти припуски загибают на картонку, а параллельные стороны стягивают нитками. Обтянутые таким образом шаблоны складывают лицевыми сторонами внутрь и начинают сшивать между собой плотной ручной строчкой потайным швом (на рисунке показана обратная сторона изделия). Потом картон вынимают, швы утюжат и все изделие сажают на подкладку (можно на клеевой флизелин).

Создание новых узоров

Разобравшись в техниках лоскутного шитья и научившись выкраивать и сшивать все эти ромбы, треугольники и квадраты, вы можете придумать и парочку своих узоров.

Принцип создания нового рисунка очень прост: задуманный рисунок чертится на миллиметровке и раскладывается на квадраты и трегольники, реже – на ромбы, трапеции и прямоугольники. Что-то похожее есть в вышивке крестом. По получившейся схеме делаются основные шаблоны.

Какую бы сложную схему вы ни придумали, принцип соединения деталей остается одинаковым: сначала сшиваются все мелкие лоскутки, затем к ним присоединяются остальные – и у вас получается своеобразный блок, а потом пристрачивается ткань фона и кайма.

Выкроив по шаблону нужные вам лоскутки, разложите их по схеме вашего рисунка, чтобы проверить, как они сочетаются по цвету.

Приведу несколько самых простых вариантов схем, которые помогут вам понять принцип создания рисунков из геометрических фигур. Для всех узоров вам потребуются всего два шаблона – треугольник и квадрат.

«Цветок», первый вариант (см. рис. 2 на вклейке) Блок узора – 25 квадратов, из них 9 квадратов – одноцветных и 16 – двуцветных, составленных из 24 треугольников. Двуцветные квадраты можно стачать скоростным способом, а блок – собирать полосами.

«Цветок», второй вариант (см. рис. 3 на вклейке) Блок узора – 16 квадратов, из них 10 – однотонных и 6 – двуцветных. Двуцветные квадраты (6 штук) стачивают скоростным методом. Блок собирают полосами.

«Тюльпан» (см. рис. 4 на вклейке) Узор составлен из 10 квадратов: 2 – одноцветных и 8 – двуцветных.

«Сердце» (см.. рис. 5 на вклейке) Узор содержит 36 квадратов: 20 – одноцветных и 16 – двуцветных.

«Кораблик» (см.. рис. 6 на вклейке) Композиция состоит из 16 квадратов: 6 – двуцветных и 10 – одноцветных.

«Звездочка» (см. рис. 7 на вклейке) Узор состоит из 9 квадратов: 5 – одноцветных и 4 – двуцветных.

«Кленовые листья» (см. рис. 8 на вклейке) Узор состоит из четырех блоков. Рассмотрим один блок (один лист), он включает 16 квадратов: 12 одноцветных и 4 – двуцветных. Сначала сострачивают каждый блок – один лист, а потом соединяют их в композицию из четырех листьев. Можно сострачивать и полосами, если будет сделана тщательная выкройка.

Как видите, все это очень просто. Вы можете и усовершенствовать на ваш вкус приведенные выше схемы, и создать новые рисунки. Главное – вдохновение.

Техника «Витраж» («Окна Домского собора»)

Для работы в этой технике требуется и большое умение, и большое терпение. Но она того стоит. Изделия, выполненные в технике «Витраж», напоминают цветочную клумбу из объемных, выпуклых цветов, посаженных в шахматном порядке. В композиции используют однотонные ткани и ткани с рисунком. Если ваши цветы выполнены из однотонной ткани, то фон к ним обязательно должен быть пестрым (и наоборот).

Технику изготовления рассмотрим на изделии размером 40 х 40 см.

Предположим, что у вас будут цветы красного цвета на фоне в зеленую пестринку. Для каждого цветка вам потребуется квадратный лоскуток ткани, размер которого должен быть в два раза больше, чем сам цветок. Поэтому для цветка размером 9 х 9 см необходим отрезок ткани размером 20 х 20 см с учетом 1 см с каждой стороны на припуски швов. Вырежьте 16 красных квадратов такого размера.

Из ткани для фона выкройте 32 квадрата размером 5 х 5 см; 8 квадратов согните пополам и разрежьте по диагонали, чтобы у вас получилось 16 треугольников, ими вы будете заделывать фон по краям изделия. Также вам нужно вырезать основу для нижней стороны изделия размером 41 х 41см с учетом припуска, подобрать ткань для каймы, 25 пуговиц для центра цветков (в цвет цветков – красные или желтые).

Сначала делаем цветы.

1. Положите вырезанный для цветка квадрат (20 х 20 см) лицевой стороной на стол и отверните наизнанку по 1 см от каждого края. Отутюжьте края, а если ткань упругая, то и приметайте. Затем совместите в центре углы квадрата и заколите их булавками.

Булавки следует располагать строго посередине образовавшегося треугольника, острием к центру.

2. Углы у получившегося квадратика заверните к центру так же, как и в первый раз, стараясь аккуратно совместить вершины углов в центре, и опять закрепите их булавками.

3. Затем небольшими стежками скрепите между собой углы треугольников в центре квадрата, прокалывая иглой насквозь все слои ткани.

Сшейте таким же образом оставшиеся 15 квадратов-цветков.

4. Сложив квадратики попарно (лицевая к лицевой), соедините их швом «через край» (стежки должны быть мелкими и частыми). Из пар сшейте четыре полосы, а затем, также вручную, соедините их в квадратное полотно.

5. В центр квадратиков приколите булавками квадратики фона. По краям булавками прикрепите треугольники фона.

6. Теперь, поочередно отгибая края конвертиков на квадраты фона, пришивайте их аккуратно потайным швом так, чтобы получились овальные лепестки.

7. Сделайте таким образом весь центр (края с треугольниками пока не трогайте) и пришейте кайму (рамку). Кайму накладывайте так, чтобы один ее край перекрывал припускной шов, а другой подворачивался под другой припуск на шов. Строчку прокладывайте по двум сторонам.

После того как вы пришьете кайму, можно сделать лепестки по краю, отгибая их на треугольники.

8. В центре цветков желательно пришить пуговицы, подобранные в цвет ткани цветка или обтянутые нужной тканью. Можно по краю к кайме прикрепить рюш и после этого сшить верхнее полотно с цветами с нижней тканью (лицевая к лицевой).

Потом выворачиваете – и изделие готово.

Приведенные выше схемы можно использовать и для создания самостоятельной композиции, и для того, чтобы из изготовленных элементов (например, из квадратов, сшитых по схеме «Колодец») собрать скатерть, покрывало или панно на стену (см. фото 22-24 на вклейке). Не возбраняется использовать эти элементы и в виде вставок в одежде, на сумках.

Много еще чего интересного и неожиданного можно сделать своими руками. Приведенные схемы дают широкие возможности для творчества. Техники лоскутного шитья все время развиваются, и постоянно появляются новые техники. В принципе, каждая мастерица придумывает что-то свое.

Техника «Уголки»

Эта очень милая техника «оживит» любое изделие. В ней можно создавать различные объемные коврики, подушки, панно и игрушки, украшать ею одежду и окантовывать одеяла. К достоинству этой техники можно отнести и то, что она дает возможность использовать многочисленные обрезки лоскута, оставшиеся после работы над масштабными изделиями.

Особенностью техники «Уголки» является то, что лоскутки не сострачивают между собой в единую плоскость, а делают из них треугольники (уголки) и пришивают их слоями на основу. Использовать для уголков можно любой материал, но, как и в других случаях, легче и лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Ткань должна держать форму, хорошо утюжиться и быть однотонной или с мелким рисунком.

В одном изделии предпочтительно использовать ткани одинаковой толщины, или хотя бы для каждого ряда уголков толщина ткани должна быть единой.

Существует несколько способов «складывания» лоскута в уголки.

1. Сначала из лоскута нарезаются квадраты нужного размера. Каждый квадратик складывают по диагонали изнанкой внутрь и утюжат. Получившиеся треугольники еще раз перегибают пополам и тоже утюжат. В итоге образуется уголок в четыре сложения со швом сбоку.


2. Квадрат ткани перегибают сначала пополам изнанкой внутрь, утюжат, а затем подворачивают углы (шов в центре).

Эти два способа применяются в основном для тонких тканей


3. Для толстых тканей используют прием «уголок в два сложения». Нарезают прямоугольные лоскуты и на одной из длинных сторон ткань загибают на изнаночную сторону на 1 см, утюжат. Затем отгибают углы к средней линии прямоугольного лоскутка и опять утюжат (шов в центре). Этот способ применяют и в том случае, когда ткани совсем немного.


4. Для сыпучих тканей подойдет прием «уголок в четыре сложения». Ткань (ситец) нарезают по шаблону в форме полукруга. Затем отмечают среднюю линию и подворачивают к ней ткань, утюжат. Еще раз складывают лоскуток пополам и опять утюжат (шов сбоку). Уголок получается с острым кончиком.


После того как нужное количество уголков приготовлено, их пришивают на основу. Основа должна быть плотная и заранее выкроенная по форме будущего изделия (квадрат, круг, выкройка игрушки).

На основе раскладывают уголки начиная с нижнего ряда. Если уголки сделаны в два сложения, то их кладут швом в одну сторону, и каждый следующий уголок краем немного входит в предыдущий. Если у уголка шов в центре, то его укладывают швом вниз (изнанка изделия), и уголки только касаются друг друга.

Пришивание уголков

Приколов первый ряд булавками, его прострачивают, отступив на 1 см от края. Так как получается довольно толстый слой ткани, строчить нужно более толстой иголкой и ниткой (можно использовать лапку для вшивания молнии). Неплохо для прочности прошить край еще и зигзагом. Далее сверху накладывают следующий ряд уголков, располагая их в шахматном порядке по отношению к первому ряду, при этом стараясь полностью закрыть строчку пришитого ряда. Каждый ряд тщательно утюжат.


Можно строчить и по шаблону, по изнаночной стороне, а потом вывернуть на лицевую, но тогда трудно сделать четкий угол– кончик. Уголки могут разлезаться и сыпаться. Легче всего пришивать уголки по прямым линиям.

Узоры из уголков варьируются и по форме, и по цвету. Можно, например, небольшие оранжевые уголки накладывать на центр крупных красных или мелкие уголки чередовать с крупными через раз или два. Здесь множество вариантов – как подсказывает фантазия.

Очень мило выглядит лоскутное одеяло или панно, края которого украшены разноцветными уголками в качестве фестонов.

Половик «Солнышко»

Довольно популярно шитье круглых изделий (ковриков и салфеток) в симпатичной технике «Уголки». Оно носит милое название «Солнышко».

Схема шитья половика «Солнышко» с зубчатыми краями

Схема шитья половика «Солнышко» с круглыми краями

На плотной круглой основе прочерчивают циркулем несколько окружностей, по которым пристрачивают уголки. (Удобнее работать с уголками, образованными в два сложения.) Первым делают самый нижний ряд, затем последовательно другие, двигаясь от краев к центру. В середину круга (а она остается незаполненной) на руках пришивают потайным швом круг из плотной ткани или кожи.

Можно уголки выкладывать от центра к краям – тогда, в отличие от первого варианта, край изделия будет круглым, а не зубчатым. В центре пришивают цветной круг из ткани или кожи и накладывают на него первый ряд уголков вершиной к центру. Основание первого ряда совмещают со срезом центрального круга и пристрачивают все одним швом. Утюжат.

Когда уложен последний ряд уголков, изделие снова утюжат, подрезают выступающие углы и окантовывают каймой вместе с подкладкой. (Кайма кроится по косой.)

Более сложный вариант, когда к последнему ряду уголков, повернутых внутрь изделия, пришивают уголки, торчащие «солнышком» наружу. В этом случае образовавшиеся швы прячут под декоративной тесьмой или полоской плотной ткани, нашиваемой поверх изделия. А круглую подкладку подшивают по шву потаиным швом к нижним уголкам.

Интересные и красивые композиции получаются и в форме квадрата, когда уголки пришивают от края к центру. Здесь очень важен правильный подбор ярких, контрастных тканей. Принцип шитья тот же, что и при изготовлении половика «Солнышко».