Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки? «Как приучить ребенка убирать за собой игрушки?» консультация на тему Четырехлетняя девочка убирает свои игрушки и приговаривает

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для .

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки...»

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась... Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Да?! А зачем?

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.

История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик... А теперь всех солдатиков в эту коробку... Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино...

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— А я устал.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь...

Егорка не выдерживает:

— Да я не устану!

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

Обсуждение

Полезная статья. Тоже прятала не убранные игрушки, мол они обиделись и спрятались.

Комментировать статью "Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй"

Еще по теме "Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй":

Заранее спасибо!И ещё один вопрос: как научить ребенка убирать игрушки и материалы для занятий на место? А то - то соберём, то делаем вид, что не понимаем о чем речь идет (это, конечно, чаще бывает).

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

Тема создана для обсуждения статьи После уборки: как поддерживать порядок в детской комнате?. Как научить ребенка убирать игрушки.

В нашем далеком детстве присказка-дразнилка «Жадина-говядина, соленый огурец…» была одним из самых серьезных оскорблений, заставлявшим или бросаться в драку, дабы отстоять честь поруганного имени, или все-таки делиться. Порой родители ждут, что ребенок сам осознает, что быть жадным – это плохо. Однако ожидать, что малыш сам по себе захочет делиться после того, как его детскую жадность всячески стимулируют подарками и насильным кормлением, по меньшей мере, наивно. Особенно если вы, одаривая в...

На днях я разговаривала с директором очень престижного детского сада, умнейшей женщиной, которая знает в детях толк. Она на 100% уверена, что заниматься образованием ребенка стоит с малолетства - но понимают это далеко не все родители. Когда мама приводит троих детей, и просит для старшего найти тьютора (гувернера), то всегда добавляет, что «ну эти (двух и пяти лет) у меня совсем маленькие». А вот и нет! Два-три года - это как раз то, что надо, чтобы заложить основу, тот самый фундамент...

Наверное, многие, как и я задаются вопросом: как приучить ребенка читать. С одной стороны, только личным примером, с другой вечная нехватка времени не дает никакой возможности читать дома. Я читаю исключительно в метро. По-настоящему, я начала читать запоем только на втором курсе института. У меня была замечательная преподавательница Шевякова Эвелина Николаевна. Именно она открыла для меня Кафку, Зюскинда, Кобо Абе и многих, многих других писателей. Спасибо ей ОГРОМНОЕ! А вот в детстве, как...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Многие родители встречаются с проблемой беспорядка в детской комнате. Чтобы приучить малыша к порядку, нужно придерживаться определенных правил. Не нужно кричать на ребенка и обзывать его неряшливым. Уясните для себя раз и навсегда то, что неряшливость малыша – это не его качество данное природой, а ваше упущение, которое нужно просто исправить. На своем личном примере учите ребенка складывать все вещи по своим местам. Не нужно думать, что если ребенок еще мал, то его пока рано и...

Как научить ребенка убирать за собой

Как научить ребенка определять цвет Научить ребенка определять цвет один из самых сложных процессов, как для ребенка, так и для родителей. Конечно, можно перевесить эту обязанность на воспитателей и педагогов детских садов, но никому из родителей не хотелось бы выслушивать упреки от работников сиих учреждений в том, что их ребенок отстает от остальных. Чтобы такого не происходило, читаем далее. Для начала нужно научиться понимать цвета и выучить их названия. И в помощь придут любимые игрушки...

Как научить ребенка читать.Учимся читать. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. Существует множество теорий и методик, которые обещают быстро научить вашего ребенка читать. Но новые методики рано или поздно попадают под критику и уходят, на смену им приходят другие. Что же нужно ребенку? Психолог и психотерапевт Мария Макуха в эксклюзивном материале для «Граней-Т» советует...

Собираемся домой, зову сына, соседка говорит детям (всем): " Убирайте игрушки, а то Коле пора домой". Взрослые детки не хотят работать мама-аня. А вот что за сложность научить читать?

Пробовали " убирать " понравившуюся игрушку на пару дней. Честно - жалко переводить деньги на мусорное ведро.... Как быть? Как научить ребенка радоваться игрушке, любить ее, беречь?

Скажите мне, пожалуйста, убирают ли игрушки Ваши дети, убираются ли у себя в комнате? Ну неужели никак нельзя его научить, никак нельзя ему объяснить, чтоб он понял? Или это особенность у него такая? Я ж не буду за ним всегда убирать.

тематического ребенка? Убирает тока мама, т.е. я. Если ей гришь "давай уберем игрушки, уже пора спать" она или говорит не хочу или положит пару Дети выросли очень трудолюбивыми, добрыми, умными. Мой дядя научился читать в 4 года (старшие сестры научили).

Как научить убирать игрушки? Ребенок, 4 года, девочка. Ни за что не желает убирать игрушки дома и вообще убирать что-либо за собою дома. В саду убирает все без напоминаний и проблем, а дома " убирает мама!"

Убирать игрушки. Сначала я сама собирала, потом начала просить ее помочь мне. Мама научила, как - не колется...:). Но он вообще с ней такой чистюля стал - крошки с пола поднимает и в ведро относит...золотой ребенок...

Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Моему 1г4м.. Привлечь его к уборке даже самым творческим образом практически невозможно, хотя всегда соблюдала правило убирать игрушку в комод сразу после того как она уже не нужна.

Сколько семей, столько и мнений. Одни семьи категорично полагают, что ребеночку следует убирать за собой разбросанные вещи и игрушки, и никак по-другому быть не может. Есть семьи, которые позволяют своему чаду играть, где захочет, с чем захочет и не убирать за собой поле игры. А есть такие семьи, которые не определились. И раз за разом меняют свою тактику поведения.

Сколько семей, столько и мнений. И только вам одним решать, как вы хотите воспитывать своего малыша.

Если вы решили воспитывать в малыше аккуратность и чувство порядка, то следует определиться, с какого возрастного этапа вы собираетесь этим заниматься, и как будет проходить воспитание.

Если родители все-таки приняли подобное решение, то для успешного его осуществления, я подобрала вам элементарные рекомендации.

Просьбу следует выражать в доброжелательном тоне. Это не приказ и не наказание. Уборка может стать прекрасной завершающим этапом игры.

Если ваш малыш еще слишком мал, чтобы понимать происходящее и не может убирать сам, занимайтесь уборкой вдвоем, вместе с ребенком.

Важно проговаривать вслух, какие вещи и куда вы кладете, в какую коробку складываете конструктор, и зачем вы делаете данные действия.

Данный этап долгий и трудоемкий. Но если вы всякий раз проводите такую «процедуру» уборки, соблюдая доброжелательность, малыш вскоре сам все поймет и будет убираться без вашей полной помощи.

Помните малыш растет на вашем примере. У ребеночка не может появиться привычки убирать вещи, если вы сами не следите за собой и своими вещами.

Оставляете без уборки одежду, книги, посуду. И вскоре малыш поймет, что так и надо, не стоит за собой убирать, если мама и папа так не поступают.

Давайте поможем малышу убираться, для этого сделаем маркировку на коробочках, в которых хранятся игрушки.

К примеру, на ящике, в котором хранятся куклы, наклейте картинку с красивой принцессой. На пакете с Лего или конструктором изобразим то, что чаще всего делает ваш ребенок из данной игрушки.

Следуйте указаниям вашего малыша. Ребеночек получит от этого колоссальное удовольствие! А вы в ходе игры узнаете, как малыш относится к вашим просьбам!

Не стоит оставлять уборку на вечернее время, тем более, если она вызывает негативные переживания, как у малыша, так и у вас.

Но есть одно «но».

Если уборка символизирует у малыша отход ко сну его любимых игрушек, и является для ребенка ритуалом его собственного засыпания, то, естественно, уборку вы проводите перед засыпанием.

Если правило уборки для вас твердо, то и ваш ребенок должен об этом знать. Проговорите ребенку, что вы будете рассказывать ему сказку или лепить вместе с ним только в чистой и убранной комнате.

Также ребеночек должен понимать, что это правило для всей семьи. В противном случае вы как бы его обманываете. Вы просите у него одного, а сами это не выполняете.

Также откажитесь от ультиматума «Если ты не уберешь игрушки, то я не буду тебе рассказывать сказку». Такое высказывание малыш понимает так, что каждодневно ему следует зарабатывать ласку родителей.

Резюме.

Что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки?

  • Договоритесь сами с собой, нужно ли вам это.
  • Вы – образец. Малыш не захочет делать уборку, если видит, что ее не делают взрослые.
  • Сделайте уборку совместной игрой.
  • Когда приводите в порядок детские игрушки, поясняйте ребеночку, зачем вы это делает, куда складываете игрушки и т.д.
  • Уборка – это не приказ и не наказание. Это ваша доброжелательная просьба.
  • Маркируйте коробочки и ящички по их назначению и содержимому.
  • Старайтесь требовать от малыша по возрасту и по его силам.
  • Самое приятное действие – это игра. Пусть уборка станет веселой игрой!
  • Если необходимо, уборка может быть ритуалом перед сном.

Приятного вам взросления!

Ребенок, который не убирает за собой игрушки, со временем может стать настоящим неряхой и лентяем. Чаще всего такие люди раздражают и настораживают окружающих.

Казалось бы, ничего страшного, если мама за дочкой или сыном подберет разбросанные вещи. Когда такое поведение раз за разом повторяется, ребенок начинает думать, что это нормально. Он все разбросает, а родители подберут и уберут на место.

Не пройдет и года, когда малыш настолько привыкнет к такому порядку, что просьбы убрать за собой вещи будут приводить его в недоумение и раздражение. И родителям будет стоить немалых трудов переучить чадо.

Когда приучать к порядку?

Чем раньше, тем лучше. Как только малыш начинает ходить. Если он способен сам перемещаться, значит, уже готов исследовать окружающее в полной мере. Как правило, малыш, который хватает и разбрасывает свои игрушки в разные углы, приводит в умиление маму и всех бабушек. Восторг может затянуться надолго, а у ребенка в это время закладывается привычка – швыряние игрушек нравится и радует окружающих. Значит, так нужно делать постоянно!

Не стоит списывать детские шалости на малый возраст. Мол, это пройдет, да и рано еще его приучать к аккуратности. Малыш, конечно, милый. Чтобы он таким и оставался подольше, нужно с ранних лет закладывать в него основы правильного поведения.

Для ребенка одного-трех лет нет ничего интереснее игры. Уборку игрушек также можно превратить в развлекательное действие. Можно разделить игрушки на несколько разных кучек: часть малыш будет относить сам, другую – отнесет мама. Можно придумать разные ящички и корзиночки для маленьких, мягких игрушек. Для папы с сыном интересно будет сыграть в игру «Кто больше забросит шариков». Куда забросит? Ну конечно, в специально предусмотренное для них место.

На коробки можно наклеить разные картинки, которые помогут быстро отыскать нужные для игры вещи. В идеале необходимо вместе с ребенком разделить все его имущество на готовые к игре комплекты, каждый из которых будет лежать в отдельной емкости со специальным значком. При этом нужно постоянно проговаривать правило: «Перед новой игрой убираем прежнюю на место».

Дошколенок

Для детей старшего дошкольного возраста просто убирать игрушки будет неинтересно. Нужно добавить в игру соревновательный элемент. Пусть порядок в комнате наводится на скорость с последующим выходом на улицу или совместным поеданием мороженого.

Стоит иметь в виду, что одному ребенку редко бывает интересно. Поэтому первое время необходимо учить его убирать игрушки вместе со всей семьей . Многие здесь могут сказать: «Мне надо, чтобы ребенок сам игрушки убирал, чтобы мне не сидеть с ним». В этом случае можно ответить только следующее: пока ребенок не привыкнет к труду, к обязанностям по дому, его нельзя оставлять одного. Только совместно проведенное время привьет отпрыску желание помогать. В противном случае через несколько лет действия, которые в нежном возрасте были интересны, станут яблоком раздора между родителем и повзрослевшим чадом.

Еще одна распространенная ошибка родителей – постоянно отмахиваться от ребенка и требовать от него, чтобы он не лез. Часто в желании разобрать свой шкаф с вещами или разложить на кухне кастрюльки кроется то самое стремление к порядку. Ограничивая эти желания, мама сама убивает в ребенке аккуратность и трудолюбие.

Родителям на заметку:

  • Не меняйте свое решение по сто раз на день. Если вы хотите, чтобы ребенок убрал игрушки, не нужно через пять минут после начала уборки отправлять его обедать или одеваться на улицу.
  • Если вы решили, что пришло время учиться самостоятельности, не меняйте свое мнение в другой день. Раз начали, значит, требование должно сохраняться каждый день.
  • Желательно, чтобы все домочадцы поддерживали одну и ту же линию поведения. Если мама требует соблюдения чистоты, а папа при этом ухмыляется и отпускает шуточки, ребенок рано или поздно повторит поступок отца.
  • Приучая к любому делу – уборке игрушек, заправке кровати, чистке зубов и т. д., – объясняйте ребенку, зачем это нужно. Это не должно быть требование типа «Я мама, и я так сказала». Ребенок должен понимать, что он делает, зачем и почему.
  • Требования и приказы всегда приносят меньше пользы, чем тактичное замечание или просьба. Не стоит превращать обычное домашнее дело в повод для ежедневного скандала. Ребенок гораздо лучше слышит спокойную речь. Уже к 30 секунде крика его мозг перестает воспринимать все, что говорится потом.
  • Похвала и доброе слово должно стать привычкой родителей. Нет ничего сложного в том, чтобы поощрить малыша за выполненную работу. Тем более, если она сделана хорошо.
  • Обратите внимание на себя и других членов семьи. А вы убираете свои вещи? А вы поддерживаете порядок? Дети полностью копируют поведение родителей, принимая его за эталон. Когда дома бардак, а наводить порядок должен только младший член семейства, это вызовет справедливое возмущение и протест.

Школьник

Конечно, если игрушки не убирает ребенок школьного возраста – это уже сложнее. Возможно, привычка убирать за собой не была сформирована в раннем детстве и теперь родителям придется в два раза сложнее.

Исправить ситуацию можно, но это потребует всей выдержки и силы воли взрослых.

Для начала можно попробовать решить проблему мирным путем. Договором, разумными компромиссами . Многие дети легко идут на контакт, если родители выполняют свои обещания. Сказанные слова должны быть хорошо взвешены, ведь потом отступать нельзя. Ребенок, уличивший своих родителей во лжи, запомнит это и в будущем не станет поддаваться на уговоры и посулы. Договор типа «чистота и порядок в комнате в обмен на долгожданный поход в 5D-кинотеатр» может дать нужный эффект. Если компромисса достичь не удалось, можно приступить к более отчаянным мерам.

В качестве дополнительного стимула к уборке игрушек можно приобрести щенка. Желательно такой породы, которая любит трепать все, что плохо лежит. Поломанные и обгрызенные игрушки могут заставить ребенка вовремя убирать все по местам.

Совершенно грубый метод, которым пользуются в исключительных случаях, – собрать все игрушки в мешок и убрать их из дома вообще. Отдать в приют, церковь или знакомым. Кто-то осмеливается просто выбросить. Жестоко и резко, но иногда помогает. Стоит отметить, что такой способ граничит с крайностью, ведь результат может быть гораздо хуже ожидаемого. Порядка в доме может не прибавиться, а вот отношения с ребенком серьезно испортятся. Взрослые дети могут надолго запомнить это происшествие, но в памяти останется не урок, а обида.

Заключение

Любой спор лучше решать мирно. Договориться можно с ребенком любого возраста. Родители достаточно хорошо знают характер своих детей и могут подыскать метод воздействия, учитывая слабости чада. Если самостоятельно это сделать не получается, можно посоветоваться с детским психологом. Кстати, он же поможет разобраться в том, насколько проблема серьезна.

Часто отказ от уборки игрушек – это лишь последствие гораздо более серьезного происшествия. Протестуя и отказываясь выполнять родительские просьбы, ребенок указывает на другие существующие беды. Реальны они или выдуманы – предстоит разобраться специалисту.

Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей

Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге "Как стать ленивой мамой" рассказывает, чем именно "ленивая мама" полезна для .

Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.

История первая: что нравится игрушкам

Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?

Подзываю детей к себе.

— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?

— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?

— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?

Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.

История вторая: сказка для уборки

Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки...»

А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась... Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».

Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.

— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.

— Да?! А зачем?

— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.

— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?

— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.

Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».

Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:

— Мама, ты же обманываешь?

— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?

Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.


История третья: разделить задачу на кусочки

Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.

В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.

— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.

Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.

— А теперь только кубики в этот ящик... А теперь всех солдатиков в эту коробку... Ну, вот, осталось только мусор подобрать.

Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.

История четвертая: сколько нужно игрушек?

Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.

Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино...

Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.

Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.

Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.

Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.

История пятая: играет тот, кто убирает

Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.

— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.

— А я устал.

— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.

Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.

— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?

— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.

— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь...

Егорка не выдерживает:

— Да я не устану!

— И приберешь потом?

— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.

Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!

P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.

P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:

— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.

Обсуждение

Полезная статья. Тоже прятала не убранные игрушки, мол они обиделись и спрятались.

Комментировать статью "Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй"

Еще по теме "Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй":

Заранее спасибо!И ещё один вопрос: как научить ребенка убирать игрушки и материалы для занятий на место? А то - то соберём, то делаем вид, что не понимаем о чем речь идет (это, конечно, чаще бывает).

🔹 В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения. Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию. 🔹 Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в...

Тема создана для обсуждения статьи После уборки: как поддерживать порядок в детской комнате?. Как научить ребенка убирать игрушки.

В нашем далеком детстве присказка-дразнилка «Жадина-говядина, соленый огурец…» была одним из самых серьезных оскорблений, заставлявшим или бросаться в драку, дабы отстоять честь поруганного имени, или все-таки делиться. Порой родители ждут, что ребенок сам осознает, что быть жадным – это плохо. Однако ожидать, что малыш сам по себе захочет делиться после того, как его детскую жадность всячески стимулируют подарками и насильным кормлением, по меньшей мере, наивно. Особенно если вы, одаривая в...

На днях я разговаривала с директором очень престижного детского сада, умнейшей женщиной, которая знает в детях толк. Она на 100% уверена, что заниматься образованием ребенка стоит с малолетства - но понимают это далеко не все родители. Когда мама приводит троих детей, и просит для старшего найти тьютора (гувернера), то всегда добавляет, что «ну эти (двух и пяти лет) у меня совсем маленькие». А вот и нет! Два-три года - это как раз то, что надо, чтобы заложить основу, тот самый фундамент...

Наверное, многие, как и я задаются вопросом: как приучить ребенка читать. С одной стороны, только личным примером, с другой вечная нехватка времени не дает никакой возможности читать дома. Я читаю исключительно в метро. По-настоящему, я начала читать запоем только на втором курсе института. У меня была замечательная преподавательница Шевякова Эвелина Николаевна. Именно она открыла для меня Кафку, Зюскинда, Кобо Абе и многих, многих других писателей. Спасибо ей ОГРОМНОЕ! А вот в детстве, как...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Многие родители встречаются с проблемой беспорядка в детской комнате. Чтобы приучить малыша к порядку, нужно придерживаться определенных правил. Не нужно кричать на ребенка и обзывать его неряшливым. Уясните для себя раз и навсегда то, что неряшливость малыша – это не его качество данное природой, а ваше упущение, которое нужно просто исправить. На своем личном примере учите ребенка складывать все вещи по своим местам. Не нужно думать, что если ребенок еще мал, то его пока рано и...

Как научить ребенка убирать за собой

Как научить ребенка определять цвет Научить ребенка определять цвет один из самых сложных процессов, как для ребенка, так и для родителей. Конечно, можно перевесить эту обязанность на воспитателей и педагогов детских садов, но никому из родителей не хотелось бы выслушивать упреки от работников сиих учреждений в том, что их ребенок отстает от остальных. Чтобы такого не происходило, читаем далее. Для начала нужно научиться понимать цвета и выучить их названия. И в помощь придут любимые игрушки...

Как научить ребенка читать.Учимся читать. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. Существует множество теорий и методик, которые обещают быстро научить вашего ребенка читать. Но новые методики рано или поздно попадают под критику и уходят, на смену им приходят другие. Что же нужно ребенку? Психолог и психотерапевт Мария Макуха в эксклюзивном материале для «Граней-Т» советует...

Собираемся домой, зову сына, соседка говорит детям (всем): " Убирайте игрушки, а то Коле пора домой". Взрослые детки не хотят работать мама-аня. А вот что за сложность научить читать?

Пробовали " убирать " понравившуюся игрушку на пару дней. Честно - жалко переводить деньги на мусорное ведро.... Как быть? Как научить ребенка радоваться игрушке, любить ее, беречь?

Скажите мне, пожалуйста, убирают ли игрушки Ваши дети, убираются ли у себя в комнате? Ну неужели никак нельзя его научить, никак нельзя ему объяснить, чтоб он понял? Или это особенность у него такая? Я ж не буду за ним всегда убирать.

тематического ребенка? Убирает тока мама, т.е. я. Если ей гришь "давай уберем игрушки, уже пора спать" она или говорит не хочу или положит пару Дети выросли очень трудолюбивыми, добрыми, умными. Мой дядя научился читать в 4 года (старшие сестры научили).

Как научить убирать игрушки? Ребенок, 4 года, девочка. Ни за что не желает убирать игрушки дома и вообще убирать что-либо за собою дома. В саду убирает все без напоминаний и проблем, а дома " убирает мама!"

Убирать игрушки. Сначала я сама собирала, потом начала просить ее помочь мне. Мама научила, как - не колется...:). Но он вообще с ней такой чистюля стал - крошки с пола поднимает и в ведро относит...золотой ребенок...

Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Моему 1г4м.. Привлечь его к уборке даже самым творческим образом практически невозможно, хотя всегда соблюдала правило убирать игрушку в комод сразу после того как она уже не нужна.

Самостоятельность проявляется по-разному: в умении принимать независимые решения (от до развивающих спортивных и художественных занятий), вести себя соответственно ситуации (с детьми и взрослыми, со знакомыми и незнакомцами), самому заботиться о себе и своей собственности. В том числе - убирать за собой игрушки перед сном. Научить этому малыша, тем более - заставить его это делать - работа чрезвычайно сложная. И все-таки попытаться стоит!

Топ-3: как ребенка научить убирать игрушки

  1. . Как и во всех личностных проявлениях (взаимоотношениях с близкими, и саморазвитии, увлечениях, хобби и ежедневных привычках), в уборке вещей за собой ребенок зависит от родителей . Если мама, приготовив обед, сразу же моет посуду и убирает остатки продуктов на место, по окончании трапезы моет посуду, не отвлекаясь на сериалы и , а папа, вернувшись с рыбалки, мгновенно раскладывает удочки и снасти, а одежду вешает в шкаф, а не бросает на пол и диваны, то вопроса: «как заставить ребенка убирать игрушки» просто не возникнет. Кроха с первых месяцев видит, как родители ведут себя в быту и усваивает нормы их поведения (а не «правильные» теории — слова, произносимые во время «душеспасительных» бесед). Убирайте за собой помогайте ребенку прибираться в детской - и проблема будет решена!
  2. «Подкуп ». Мы вовсе не имеем в виду всевозможный шантаж - от эмоционального до материального («Не пойдешь в кино», «Не получишь карманных денег», «Не купим новый »…)! В воспитательном аспекте можно говорить о неких посулах, для ребенка важных и связанных с межличностными взаимоотношениями с мамой и папой (последнее особенно важно в связи с тотальным к подрастающему поколению). К примеру, вечером, незадолго до сна, можно малыша попросить навести порядок в детской, предложив после его любимую книгу, рассказать сказку, посмотреть вместе диафильм. А вот грозить и лишениями (тех же или сладкого после ужина) - не стоит - непедагогично и по-человечески жестоко;
  3. «Соревнование» или «игра». Если кроха не достиг еще , его легко втянуть в любую активную деятельность , вне зависимости от её пользы. Главное - чтобы было весело! Как приучить ребенка убирать игрушки? Устройте «Олимпийские игры» : кто быстрее соберет все машинки в коробку, кто сложит пирамидку быстро и без ошибок, кто книги поставит на полку, не помяв и не порвав и т. п. Малыши мгновенно включаются в предложенные родителями «конкурсы», даже нет необходимости сулить им награду и призы. Искреннее участие мамы, отсутствие у папы недовольного взгляда, отвлеченного от «мега-важных» дел - лучшая награда для ребенка! За которую можно не только в детской убрать, но и уроки сделать с удовольствием и плохих слов не говорить и вообще быть паинькой!