Конспект урока пришло рождество - начинается торжество. Конспект урока музки "пришло рождество, начинается торжество" ІV. Слушание музыки

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Урок 16. Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство сосказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - черезэмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемамжизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонениетруженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в днииспытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Урок 19. Музыка утра.

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

Урок 20. Музыка вечера.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Урок 21 . Музыкальные портреты.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Урок 22 . Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.

Урок 23. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Урок 24. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.

  • образовательная:
  • знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального и изобразительного искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова.
  • развивающая:
  • развитие творческих способностей учащихся (воображение, память, внимание).
  • воспитательная:
  • формирование уважения к православным традициям русского народа и других народов мира, через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества.

Музыкальный материал:

  • "Тихая ночь", международный рождественский гимн Ф.Груббер
  • Вальс "Снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского
  • "Щедрик", украинская народная колядка
  • "Риу, риу, чиу", европейская народная колядка
  • Песня - колядка "Рождество Христово"
  • Песня "Рождественская ёлочка"
  • "Барыня", русская народная плясовая
  • "Во - кузнице", русская народная песня

Оборудование:музыкальный центр, телевизор, картина, музыкальные инструменты.

Ход урока

(Дети входят в класс под музыку рождественского гимна "Тихая Ночь" Ф. Груббера)

Музыкальное приветствие:

Учитель: (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель! (поют)

Учитель: Урок музыкальный сейчас начнем!

Дети: Да, начнем!

(Дети садятся)

Учитель: Скажите, ребята, как звучала музыка, которую вы слышали, заходя в класс?

Дети: Светло, торжественно, радостно!

Учитель: Каким настроением она была проникнута?

Дети: Настроение музыки было праздничное, радостное!

Учитель: Музыка, которую вы только что слышали, называется международный рождественский гимн "Тихая ночь", и посвящена она празднику Р.Х.

Её настроение было, действительно, праздничное, светлое, похожее на какое-то чудо!

А чудо это произошло очень давно, 2010 лет назад!

На земле родился сын Божий, Иисус Христос.

И с тех пор вот уже 2010 лет отмечает праздник Рождества Христова!

Учитель показывает на картину, посвященную празднику Рождества(Рисунок 1).

На этой картине изображен Библейский сюжет:

Что вы можете сказать о героях картины?

Дети: Герои - младенец и его Мать, которая с любовью и нежностью смотрит на сына. Радуются рождению Христа и другие персонажи картины.

Учитель: Ребята, вы хотите узнать историю этого праздника? Сегодня на уроке мы познакомимся с ней. Итак, послушайте:

(Звучит "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского)

Давным-давно это было.: У нас трещали зимние морозы. Кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, родился младенец Христос. Он появился неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли своих лошадей и коров.

Поздно вечером, накануне этого события, добрались до Вифлеема родители Христа - Дева Мария и старец Иосиф.

Случилось так, что в городе никто не впустил их на ночлег, и они нашли себе пристанище в пещере, называемой Вертепом. Каждый час и каждую минуту на Земле рождаются дети.

Но когда родился Христос, в мире произошло столько неожиданных и дивных чудес, что до сих пор люди им удивляются.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками и музыкантами всего мира. Может, кто - то из вас, ребята, знает стихи о празднике Рождества?

Дети читают стихи.

Учитель: Рождество - это праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками, это праздник у елки с сиянием свечей и запахом смолистой хвои, ведь не случайно символом праздника считается елка.

Дни, следующие после Рождества, называются "святками". Дети и взрослые ходят в гости, поздравляют друзей, поют песни, танцуют:

Дети исполняют танец "Барыня".

Топни левой ногой, топни правой ногой,
Руки в боки поворот, пляшет барыню народ,
Левым ухом поведём, правым глазом подмигнём,
Улыбнёмся влево, вправо, спляшем барыню на славу:

Этот обряд называется колядованием или славлением, а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками. За выступление хозяева домов угощают колядующих разными сладостями.

Может быть, и вы, ребята, ходили колядовать и расскажете об этом обряде?

Учитель: Ребята, а сейчас мы споём песню "Рождество Христово:"

А о чём же поют люди других стран в этот праздник? Интересно? Давайте послушаем!

Звучат украинская народная колядка "Щедрик", европейская колядка "Риу, риу, чиу".

Учитель: Что же объединяет колядки, которые прозвучали?

Дети: Праздничное настроение:

Учитель: Совершенно верно! Рождественская песня звучит во всех странах, где празднуют Рождество Христово!

Учитель: Как вы думаете, какими музыкальными инструментами сопровождают свое выступление колядовщики?

Дети: Трещотками, ложками и другими инструментами.

Учитель: А вы умеете играть на музыкальных народных инструментах?

Учитель: Давайте поиграем, выходите!

Игра на народных, музыкальных инструментах, р.н.п. "Во - кузнице"

Учитель: Замечательно! Какие песни о ёлочке вам знакомы?

Дети: "Маленькой ёлочке".

Учитель: Знаете ли вы, что существует другой вариант этой песни? И сейчас мы с вами дружно встанем в хоровод, споем её:

Учитель: Теперь давайте вспомним, что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке. Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Учитель: Что бы вы пожелали людям, к которым пойдете в гости на Рождество?

Дети: Светлого Рождества, удачи в учебе:

Учитель: Молодцы, поздравляю вас с Новым Годом и Рождеством Христовым, а в память о нашем занятии дарю каждому из вас ангелочка. Пусть он принесёт вам удачу и счастье.

До свидания, дети! (поёт)

Дети: До свидания! (поют)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пришло Рождество, начинается торжество!

Более 2000 л ет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился св городом, в пещере (Вертепе) и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. С тех самых пор Деву Марию называют Богоматерь, Богородица

Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями тёплая дымка плыла… Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как мес я ца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губ ы и ноздр и вола. Б. Пастернак

А рядом, неведомая перед тем… Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочёта Спешили на зов небывалых огней. …Вдруг кто-то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Эль Греко «Поклонение Волхвов» Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Божья Мать Младенца на руках качала, Радовалась Сыну, тихо напевала...

Родной обычай старины! Рождество - праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

Рождество – это снег, Тихо падающий за окном, Это запах свечей и ёлки, Это звёздные ночи И рождественские напевы.

Разные народы мира сочиняют и поют о Рождестве красивые песни. У славянских народов рождественская песня называется « колядка ». Колядки поют, заходя в каждый дом. Они рассказывают о рождении Христа, величают хозяина, воспевают солнце и месяц. Поющих щедро одаривали сладостями, игрушками, одеждой.

Раньше, дети ходили со звездой по домам и пели колядки (молитвенные песни в честь Рождества). За границей, дети из некоторых русских детских организаций, тоже ходят по русским домам и поют колядки. Приходила Коледа накануне Рождества Сеем, веем, посеваем С Новым годом поздравляем! Овсень, Овсень, ходи по всем, Открывай двери, поднимай с постели! Открывай окно – запускай Рождество! Открывайте сундуки, доставайте пятаки! Кто не даст пятака – мы корову за рога! Кто не даст пышку – тому в лоб шишку!

Добрый тебе вечер (Из народных славянских песнопений) Спокойно 1. Добрый тебе вечер, Ласковый хозяин. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился 2. Мы к тебе, хозяин, С добрыми вестями. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился 3. С добрыми вестями Из святого града. Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий в мир родился

\ 2 Рождество Христово весь мир празднует. Взрослые и дети поют радостно: «Всему свету во спасенье Бог родился в Вифлееме»! Принесём дары свои к вертепу: Чистые сердца и песню эту. Пусть Рождественское чудо С нами следует повсюду.


Конспект урока). «Пришло Рождество - начи¬нается торжество»


Урок 6 (1-2-6). «Пришло Рождество - начинается торжество» Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни. Музыкальный материал: - «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера; - «Щедрик», украинская народная колядка; - «Риу, риу, риу», европейская народная колядка; - «Рождество Христово», колядка; - «Все идут, спешат на праздник», колядка; - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина; - «Ночь тиха над Палестиной» (народное славянское песнопение); - «Колыбельная» (польская народная песня); - «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня); - «Зимняя сказка» С.Крылова. Проблема урока: где звучит песня? Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Пришло Рождество - начинается торжество» и «Родной обычай старины».

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите, куда нас приглашает Муза? (На праздник).

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

25 декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет 7 января.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).

- Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».

2. Работа с презентацией (видео).

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус.

Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.

Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои. 3. Углубление темы урока. - Сегодня Муза нам расскажет о том, как в народе отмечают это событие. Прослушивание рождественских песен: - «Пойдем вместе в Вифлеем» Е. Каверина (видео фрагмент); - Ангелы в небе песнь воспевают; - Рождество Христово - колядка (Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы). Песню «Тихая ночь» Ф. Грубера (международный рождественский гимн) рекомендуется послушать с детьми в записи (в фонохрестоматии ее исполняет на английском языке хор Кембриджского королевского колледжа под управлением Д. Уиллкока). Я предлагаю еще видео файл песни «Тихая ночь» в исполнении двух девочек сестричек, не могу найти их фамилию, помню их выступление с этой песней на конкурсе Ермолова «Мы вместе» 4. Колядки. Славянские народные песни-колядки связаны с древними обрядами. В Рождество (25 декабря/7 января) и на Новый год дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). Этот обряд назывался колядованием или славлением. Сегодня мы с вами разучим и разыграем народные песни-колядки: - «Рождество Христово», - «Все идут, спешат на праздник». - Давайте придумаем пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество. В конце урока мы повторим песни, которые мы разучили к Новогоднему празднику. (Предлагается разучить песню С. Крылова «Зимняя сказка», но я считаю, что для моих детей она сложна для запоминания, я учу более простые.

Предмет: Музыка.

Класс: 1 класс.

Тема: «Пришло Рождество, начинается торжество».

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Цель урока: создать условия для приобщения учащихся к православной

музыкальной культуре и традициям празднования Рождества Христова.

Задачи:

Личностного воспитания и развития: воспитание интереса к традициям православного праздника Рождество Христово и истории возникновения;

Метапредметные: развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение объяснять свой выбор, строить речевые высказывания, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в коллективе;

Предметные: знакомство с народными песнопениями, колядками;

развитие хоровых навыков исполнения на примере разучивания колядок.

Планируемый результат: сопричастность к народной культуре

Материалы:

· Презентация «Рождество»

· Мультфильм «Рождество Христово»

· Видеофрагмент Рождественское песнопение «Эта ночь святая»

· Видеофрагмент «Светлый праздник Рождества»

· Аудиофайл "Барыня", русская народная плясовая

· Музыкальные инструменты (колокольчики, бубны,погремушки)

· Рождественская Ёлка, ёлочные украшения для игры.

· Сувениры «Ангелы»

Технологии и методы:

Словесные методы (беседа, диалог)

Наглядные (иллюстрации к теме «Рождество Христово»,)

Практические (пение в группе, танец в группе, исполнение колядки с музыкальными инструментами)

Рефлексивные (рефлексивные вопросы и ресурсный круг)

Ход урока: (слайд 1)

Яркая звёздочка в небе горит,

Детям у елочки ангел говорит:

«В целом мире торжество -

Наступило Рождество!».

Учитель: Здравствуйте, гости любезные! Здравствуй, праздник наш долгожданный! Здравствуй, наша ёлочка!

Наш урок сегодня посвящен большому празднику - Рождеству Христову.

Что означает слово «Рождество»? (Рождение).(слайд 2)

Кто родился в эту ночь? Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь».

Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус. Произошло это чудо в ночь на 7 января.

Ребята! Мне кажется, что каждый из вас хотел бы стать свидетелем той чудесной Рождественской ночи! Хотите?

Дети -Да!

Учитель: -Ну, тогда слушайте и смотрите!

(просмотр мультфильма "Рождество Христово") https://www.youtube.com/watch?v=hC34gbMe0Do (05.00)

Учитель: Во всём мире православные христиане отмечают этот праздник. На всех языках народы хвалят Господа.

В святую ночь Рождества Христова во всех православных храмах светло как днем от множества горящих свечей и лампад.(слайд 3, иллюстрации) Не умолкают рождественские песнопения и молитвы. Мы сейчас с вами послушаем одно из самых известных рождественских песнопений «Эта ночь святая»

Слушание «Эта ночь святая»

(не всю, с паузами)

Звучат 2 куплета

Учитель: Вам понравилась музыка?

Как звучала эта музыка? Весело и задорно? (Торжественно,спокойно,ровно)

Звучит еще 1 куплет

А кто исполнял это песнопение? (мужской хор)

Звучит еще 1 куплет

Слышали ли вы музыкальные инструменты в этом песнопении? (нет) Почему?

По православным церковным законам, пение не должны сопровождать музыкальные инструменты. Голоса должны звучать одни.

Учитель: На Руси Рождество ждали особенно. Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки, с сиянием свечей и запахом смолистой хвои.

В Рождество (7 января) дети и взрослые ходили по домам с поздравлениями, песнями, со звездой и вертепом (ящиком с деревянными игрушками в виде пещеры, напоминающей ту, в которой родился Христос). (слайд 4) Этот обряд назывался колядованием или славлением. А песенки, которые рассказывают о рождении Христа, величают хозяина называются Колядки .Это песенки-похвалы. Колядовать - значит петь колядки, заходя в каждый дом.

Колядовать могут все - и взрослые, и дети. а тех, кто принимает в этом обряде участие, называют колядовщиками . Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать - сладостями, фруктами, деньгами - кто чем может.

Учитель: Сегодня мы попробуем с вами стать самыми настоящими колядовщиками. Как вы думаете, какими музыкальными инструментами можно сопровождать свое выступление во время колядования? (Колокольчиками, бубенцами, бубном, ложками и другими инструментами.)

Исполнение с музыкальными инструментами.