Конспект по рисованию филимоновская игрушка. "филимоновская игрушка свистулька". Программа «Художественная лепка»

Промыслом стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар.

Как правило мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Особенности филимоновской игрушки

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, на котором хорошо видно краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее». И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

(Учитель показывает презентацию поэтапной росписи филимоновской игрушки. Обращает внимание на особенности филимоновской росписи)

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Роспись строится по традиционной схеме:

Сначала накладывают желтые полосы и пятна;

Потом их обводят красным;

Затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Несмотря на относительную скупость их палитры игрушки получаются яркими и веселыми.

Вопрос: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Обратите внимание, что все игрушки, кроме петушка и павлинчика - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.

Вопрос: А где же свисток?

В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Народная игрушка - явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»

Грачева Наталия Витальевна, учитель начальных классов МОУ Самарской средней общеобразовательной школы Куркинского района Тульской области
Описание материала: предлагаю Вам конспект занятия кружка «Учимся рисовать» для младших школьников по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее». Это конспект познавательно-исследовательского занятия, направленного на воспитание уважения культурных традиций народа Тульского края, потребности их сохранения и развития в современном обществе.

В ходе выполнения практической творческой работы и последующего наблюдения учащиеся смогут доказать возможность использования элементов росписи филимоновской игрушки для украшения предметов повседневного быта и обихода в жизни современного человека.

Подробный конспект занятия кружка будет полезен как руководителям кружков по изобразительной деятельности, так и учителям начальных классов, преподающих ИЗО.
Конспект занятия кружка «Учимся рисовать» по теме «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее»
Цель: Продолжить знакомство детей с филимоновской игрушкой как с яркой представительницей традиционного народного искусства Тульского края.

Показать возможную сферу использования элементов филимоновской росписи в современной жизни человека.
Познавательные задачи: 1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова.
2. Дать представление о технологии создания игрушки в настоящее время и её эстетических особенностях.
Учебные задачи: 1. Закрепить умение выполнять простейшие элементы филимоновской росписи и создавать орнаменты и узоры по мотивам росписи филимоновской игрушки.
2. Научиться применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни для украшения предметов повседневного быта и обихода.
Воспитательные задачи:
1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.
2. Воспитывать гордость за свой край и его талантливых людей, уважение культурных традиций народа Тульского края.
Оборудование и материалы:
Презентация «Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее и будущее »
Репродукции, открытки, оригиналы филимоновской игрушки.
Оформленный ватман с заголовком «Филимоновское чудо»
Карточки с образцами элементов росписи филимоновской игрушки.
Бумажные заготовки и макеты для росписи.
Простой карандаш, гуашь, кисти и салфетка, баночка с водой.

Ход занятия

1.Орг. момент. Приветствие учащихся и гостей.
- Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас всех видеть на очередном занятии кружка «Учимся рисовать» в нашей творческой мастерской.
2.Актуализация знаний учащихся. Повторение пройденного материала
- Почему наши занятия мы называем творческой мастерской? (Учимся мастерить, «творить» как настоящие мастера).
- О каком виде изобразительного искусства мы вели речь на прошлом занятии? (О народном декоративно-прикладном искусстве).
- Какой промысел рассматривали? (Гончарное дело, глиняные игрушки).
- С какой игрушкой знакомились? (Филимоновской игрушкой).
- Что же вы узнали о филимоновской игрушке?
(Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
Бывают простые и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко», сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Некоторые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте - цыпленок…
3.Проверка Д/З
- На прошлом занятии вы приступили к росписи бумажных фигурок игрушек, а дома должны были закончить работу и подготовить ее «представление» (по желанию). Давайте посмотрим и послушаем, что у вас получилось.
(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на левую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).

4.Работа по новой теме занятия
А) Погружение в тему (вступительная беседа с просмотром презентации). На экран проецируются фотографии мастериц филимоновской игрушки
- Ребята, ведя разговор о создании этой прекрасной игрушки, мы говорили и о мастерах прошлой эпохи. Давайте их вспомним. Это:
Дербенева Анна Иосифовна,
Карпова Антонина Ильинична,
Карпова Александра Гавриловна,
Зайцева Анна Гавриловна,
Евдокимова Елена Кузьминична,
Князева Анна Ивановна,
Лукьянова Евдокия Ильинична
«рисунок ris1.jpg» («Мастерицы за работой»)

- Сохранились фотографии из семейных альбомов, где они запечатлены за работой.
- К большому сожалению этих мастериц уже нет в живых. Но они оставили нам свои замечательные игрушки, к которые они вложили частицы своей светлой души, теплоту своего сердца. Они продолжают жить в своих игрушках, которые радуют и восхищают нас до сих пор.
- Ребята, а как вы думаете, занимаются ли сейчас люди изготовлением глиняных филимоновских игрушек или, действительно, они на грани исчезновения?
- Чтобы ответить на этот вопрос мы совершим с вами необычное путешествие. И отправимся не в саму деревню Филимоново Тульской области, а в расположенный неподалеку древний город Одоев, первое письменное упоминание о котором относится к 1380 году… Именно туда в свое время перебрались мастера известной по всей России игрушки.
«рисунок ris2.jpg» (« Дорога в Одоев»)


Ехать в Одоев – одно удовольствие. От окружающих просторов - кружится голова, и ты понимаешь, что пожалуй, поживешь здесь месяц другой, и невольно потянет создавать что-нибудь красивое, позитивное, как филимоновская игрушка…
«рисунок ris3.jpg», («Современный Одоев»)


_ А вот и современный Одоев. Именно здесь и живут люди, серьезно и профессионально занимающие изготовлением и росписью филимоновской игрушки.
«рисунок ris4.jpg» («Денисов Н.В.»)


«рисунок ris5.jpg»(«Денисова Р.В.)


- Среди них Макаричева Анастасия Александровна, которая училась лепить у мамы - Князевой Анны Ивановны.
«рисунок ris6.jpg» («Славная династия»)


«фото ris7.jpg»


- Денисова Римма Васильевна, которая в 17 лет вышла замуж за Денисова Николая Васильевича. И уже год спустя молодая семья покупает дом в деревне Филимоново в качестве дачи, где проводят время с ранней весны до поздней осени. Поддерживая мужа, который все свое время и силы тратит на возрождение филимоновской игрушки, она постепенно постигает основы ремесла и начинает лепить игрушку. Лепит по настоящее время.

Среди современных умельцев есть целые семьи.
«рисунок ris 8.jpg» («Кехаиди К.Н.»)


«рисунок ris 9.jpg» («Орлова Е.И»)


«рисунок ris 10.jpg» («Платон Константинович»)


- Например, семья Кехаиди (муж, Кехаиди Константин Николаевич, и его жена, Кехаиди Елена Ивановна, преподают в Одоевской школе искусств). Под руководством родителей с детских лет лепил и расписывал игрушки их сын Кехаиди Платон Константинович.
- Сегодня мы отправляемся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники Сегодня в семье промыслом занимается и муж Орловой, - Владимир Першин и сын - Роман Орлов. Если семейной традиции последуют и внучки Елены, которым сейчас год и пять лет, то о судьбе игрушки можно не беспокоиться.
«рисунок ris11.jpg» («Хозяйство мастеров»)


- Живет эта семья в городе Одоеве в обычном доме, занимается подсобным хозяйством – курочек да кроликов разводит.
« рисунок ris12.jpg» («Домашняя мастерская»)


- Да есть в семье общее любимое занятие – изготовление глиняных игрушек, которые появляются на свет в маленькой домашней мастерской.
«рисунок ris13.jpg» («Глина для изготовления игрушек»)


- И мастерская во дворе, и глина рядом! Было бы желание творить! А желание – огромное, ведь изготовление филимоновских игрушек – свистулек – это дело всей жизни Орловой Елены Алексеевны.
«рисунок ris14.jpg» («Елена Орлова приступает к работе»)


- И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.
«рисунок ris15.jpg» («Палочкой делается отверстие в игрушке»)


- Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.
«рисунок ris16.jpg» («Игрушка уже умеет свистеть!»)


- Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!
«рисунок ris17.jpg» («Муфельная печь»)


- Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.
«рисунок ris18.jpg» («Зажженная печь»)


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.
« рисунок ris19.jpg» («Игрушки ждут, чтобы их раскрасили»)


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.
На экран проецируются изображения филимоновских игрушек.
- Посмотрите, какие замечательные игрушки создали руки талантливой мастерицы. Будь то снеговик или лягушка, дракон или свинья, белка или козел,- все они сделаны с душевной теплотой и любовью к своему делу. Елена Алексеевна создает и целые сюжетные композиции: «Куриная семейка», «У новогодней елки», «Мужичок на свинье» и др.Сохраняя основные традиции, в каждую из своих игрушек она вносит свой неповторимый авторский колорит.
- Так, что филимоновская игрушка продолжает жить.
« рисунок ris20.jpg» («Дом для филимоновской игрушки»)


- Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои "чудо - развлечения". Увидеть игрушку сегодня можно на художественных выставках, в экспозициях краеведческих музеев и музеев народного искусства. Коллекции филимоновской игрушки есть в знаменитом на весь мир Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и многих других. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка традиционный и желанный гость. Филимоновскую игрушку в свое время восторженно принимали в Париже, Монреале, Токио, Малайзии. Однако своего персонального музея знаменитая игрушка долгое время не имела. Такой музей был открыт в Одоеве 2 октября 2009 года.
« рисунок ris21.jpg» («В музее всегда рады Вас видеть»)


- Здесь вы тоже можете встретиться с Еленой Алексеевной Орловой и, конечно же с ее работами.
« рисунок ris22.jpg» («Филимоновские свистульки»)


- В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров
« рисунок ris23.jpg» («Музей «Филимоновская игрушка»)


- Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода.
« рисунок ris24.jpg» («Заиграй, моя свистулька!»)


- В музее можно не только посмотреть готовые игрушки, но и увидеть процесс ее создания, а при желании и самому попробовать свои силы: взять в руки комок мягкой синей глины, и ощутить ее энергию. Прислушаться к ее внутреннему голосу и вдохнуть в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха. А детям можно просто посвистеть! Подобного музея нигде во всем мире больше не существует. И я советую вам обязательно посетить его.
« рисунок ris25.jpg» («Игрушка как бизнес-сувенир»)


- Многие из нас сталкивались с проблемой выбора подарка. Хочется, чтобы сувенир был оригинальным, запоминающимся и имел какой-либо смысл.
Такой подарок существует! Филимоновская игрушка в эксклюзивно изготовленной рамке послужит оригинальным украшением любого кабинета или офиса, комнаты.
Филимоновская игрушка всегда имеет очень яркий сочный орнамент, из-за этого ее называю «маленькой радугой» или «солнышком». Подобное «солнышко» согреет собой взгляд и душу в любую погоду.
Фигурки можно выбрать с определенным посылом и сделать им соответствующее обрамление. Так, к примеру, медведь символизирует силу, мудрость и доброту, свинья - удовольствие и благосостояние и прочее.
Так что филимоновские игрушки в настоящее время еще и прекрасный бизнес – сувенир.
Б) Сообщение темы и цели занятия
- А сейчас мы возвращаемся в наш класс, в свою творческую мастерскую, полные впечатлений.
- Понравились ли вам игрушки-свистульки?
Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.) От них веет теплом, добротой. Они притягивают взгляды и взрослых и детей. Глядя на них поднимается настроение и невольно хочется улыбнуться и забыть о проблемах).
- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека? (В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же в любви, с которой эти игрушки были сделаны).
- Давайте на миг представим себе, что окружающие предметы расписаны по мотивам филимоновской игрушки. Что бы вы ощутили, почувствовали? (Удивление, радость, восхищение и т.д.).
- Какое еще домашнее задание вы были должны выполнить к нашему занятию? (Изготовить макет или заготовку какой – либо вещи, предмета, игрушки и т.д.)
- Попробуйте догадаться, какая же тема нашего занятия. Для этого посмотрите на плакат на доске (он заполнен на половину и на ваши заготовки).
- Правильно, мы продолжим тему прошлого занятия и попробуем расписать различные предметы, используя элементы росписи игрушек – свистулек. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос: подходит ли данная роспись для украшения современных вещей или же годится только для глиняных игрушек.

В) Самостоятельная творческая работа учащихся с предварительным повторением основных цветов, узоров, орнаментов филимоновской росписи по индивидуальным карточкам - опорам. (Выполнение работы сопровождается звучанием русских народных песен)
«рисунок ris26.jpg» («Элементы филимоновской росписи»)

Г) Выставка работ учащихся. Анализ работ. Наблюдение.
(Дети по очереди выходят к доске, показывают и представляют свою работу, а затем, используя двухсторонний скотч, прикрепляют фигурку на правую часть ватмана – плаката «Филимоновское чудо»).
«фото ris1.jpg» («Плакат» (фото с урока))


«фото ris2.jpg» («Представляем свою работу (фото с урока))»


- Посмотрите, какой замечательный красочный плакат у нас получился! Так и просятся на волю стихи, посвященные этой замечательной игрушке!

4. Поэтическая минутка (дети читают стихотворения о филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

5. Выводы. Подведение итогов занятия.
- Какой же вывод вы можете сделать исходя из проделанной работы?
(Элементы филимоновской росписи с достоинством украсили бы и современную вещь, предметы интерьера квартиры, сделали бы веселей и красочней детскую одежду, игрушки, посуду и многое другое.)
Может быть, кто–нибудь из вас в будущем станет дизайнером и воплотит эту задумку в своих шедеврах и творениях, тем самым придав обыденным вещам неповторимый шарм и национальный колорит. И слава филимоновских мастеров никогда не померкнет в лучах времени! Именно вам предстоит сохранять и развивать традиции народа Тульского края.

Тема: Филимоновская игрушка.

Цели урока

    Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).

    Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Научить детей обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

    Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование для учащихся

    модель для раскрашивания «Филимоновская игрушка»

    краски

    кисти

    баночка для воды

    лист бумаги

    салфетка

    простой карандаш

Оборудование для учителя

    филимоновские игрушки

    плакаты «Филимоновская игрушка»

    презентация

Вступление.

    Прослушать звучание свистульки.

Что вы сейчас слушали?

Кто из вас знает из чего делали свистульки?

Свистулька является звуковой игрушкой,которую делают из обожжённой глины.

Много веков назад у наших предков-язычников свистулька вовсе не была детской забавой, ее использовали как магический инструмент для связи с духами, чтобы, например, попросить у неба дождя в летнюю жару. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А суеверие "не свисти - денег не будет" - это всего лишь миф, который выдумали пытаясь отучить народ от языческих привычек.

    На уроке познакомимся с глиняными свистульками, а какими именно, узнаем, послушав ребят.

С какой именно игрушкой познакомимся, узнаем, послушав ребят.

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.

И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.

Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

    Изучение нового материала. Беседа об истории развития промысла и

традиционном орнаменте филимоновской игрушки

Сегодня мы познакомимся с

удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, "подтягивают”, выравнивая ее поверхность. "Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях

Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

    красный – символ земли, силы духа, огня и красоты

    желтый – цвет солнца и воздуха

    зеленый – цвет листвы и возрождения

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

    Филимоновская деревушка!
    Синий лес, холмы, косогор.
    Лепят там из глины игрушку
    И расписывают до сих пор.
    (В. Василенко)

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей.

Сейчас мы отправимся в гости к потомственной мастерице, Народному мастеру России Елене Алексеевне Орловой.
- Умение делать филимоновскую игрушку у Елены Алексеевны – наследственное: мастерством, владела ее бабушка Анна Иосифовна Дербенева, мама Масленникова Валентина Николаевна и многие родственники

И вот Елена Алексеевна усаживается в кресло и приступает к работе. Прямо на глазах из серого кусочка глины появляется конь, а через несколько минут на нем уже уселся бравый всадник. Умелые руки мастерицы тщательно проглаживают всю игрушку, чтобы она была гладкой, без трещин.

Палочкой "пичужкой" делаются дырочки в свистке, чтобы звук был переливчатый.


Только что слепленная лошадка "умеет" свистеть!

Затем мастерица отправляет свои игрушки в раскаленную печь.


- Там будущие свистульки обжигаются и становятся нежно - белого цвета.


- Высушенные и обожженные игрушки ждут, чтобы их раскрасили.

    Объяснение последовательности росписи игрушки.

Вопрос: Посмотрите внимательно на игрушки. Какие цвета используются в росписи?

Для росписи мастерицы берут желтые, красные, зеленые цвета. А также синий и фиолетовый цвет, которым чаще расписывают кафтанчики и у животных и у птиц Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор.

    Практическая работа. Поэтапная роспись игрушки.

Вот и мы попробуем стать настоящими народными мастерами и расписать модели филимоновской игрушки.

Вы будете украшать петушка У вас на партах лежат таблички с элементами филимоновской росписи. Они помогут вам во время работы. Соблюдайте порядок на рабочем месте. Помните:

«От беспорядка всякое дело шатко».

Работайте аккуратно, старайтесь. Ведь не зря народные мастера говорили:

Какие труды, такие и плоды.

А чтобы работа ваша лучше спорилась, я включу вам Филимоновский вальс..


Приступаем к росписи филимоновского петушка

Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый.

Берем толстую кисть №3, начинаем роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее Стараемся чтобы их контур был ровным. Завершаем работу желтым цветом. Хорошо промываем кисточку.


Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

Завершаем украшение красной краской.

3.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

    Итог урока

Кто считает свою работу удачной, кто справился берет зеленый кружок.

Кто считает. Что надо еще поработать, что-то не получилось-желтый.

Выходят к доске.

Почему игрушка называется филимоновской?

В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4

п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса

«Филимоновская игрушка»

Выполнила:

учитель начальных классов

Ходаковская Юлия Ивановна

Самара 2014

2 класс

Тема: Филимоновская игрушка

Цель: расписать шаблон филимоновской игрушки.

Задачи:

Образовательные:

    закрепить знания об истории филимоновской игрушки;

    закрепить знания определений орнамента и узоров.

Обучающие:

    учить работать с шаблоном;

    учить размещать шаблон в центре листа;

    формировать навыки росписи филимоноской игрушки.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к русской культуре и искусству;

    воспитывать аккуратность.

Оборудование для детей: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.

Оборудование для учителя: эскизы хода работы по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.

Оформление доски:

Филимоновская игрушка

    Древние символы

    Ребус

    Ход работы

    Эскизы игрушек

Ход урока

I . Орг. момент.

Здравствуйте! Меня зовут Юлия Ивановна. Сегодня урок изобразительного искусства у вас буду вести я.

II . Эмоциональный настрой.

Сегодня нас ждет интересная работа, мы вспомним, что за уникальные игрушки делают в деревне Филимоново, как расписываю их, что обозначает орнамент на игрушках и сами побудем филимоновскими мастерами.

Что же это за удивительная и уникальная деревня Филимоново? (В ней живот филимоновсие мастера, они делают игрушки-свистульки)

У меня в руках три слова, но буквы в этих словах перепутались и я теперь не могу их прочитать помоги те мне собрать слова из букв. (Малинка, зеленка, лимонка)

Что это за названия? (Так ласково называют мастерицы свои краски)

Какие цвета ни обозначают? (Малинка- красный, зеленка- зеленый, лимонка - желтый). Какие еще цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий, но редко)

Давайте вспомним какими узорами расписывают филимоновские мастера игрушки.

(на доске, названия закрыты)

Что обозначают узоры первого ряда?(Солнышко)

Подсказка: Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все...

Ответ (Солнце)

Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)

Подсказка: разгадайте ребус (Вода)

Что обозначают узоры третьего ряда?(Земля)

Подсказка:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар.

Что обозначают четвертого? (Плодородие)

Давайте теперь вспомним какие сюжеты изображают мастера. (Барышня, всадник, петух, свинья, доярка, олень, солдат, козел, медведь, лошадь, солдат с птицей).

III . Самостоятельная работа

Молодцы. На прошлом занятии вы побыли в роли филимоновских мастеров и учились наносить отдельные узоры. Сегодня мы с вами опять побудем в роли мастеров из деревни Филимоново, и будем расписывать игрушку, которую мы обведем по трафарету.



1. У вас на партах лежат три трафарета лошади, барыни и петуха. Выберите себе один.

Положите перед собой лист бумаги вертикально.

2.Возьмите трафарет и разместите его в центре листа.

3.Придерживая левой рукой трафарет, обводим фигурку. Откладываем трафарет на край стола.

    Приступаем росписи нашей филимоновской игрушки. Первым этапом игрушку «желтят». По белому фону обожжённой игрушки наносят первый цвет - жёлтый. Берем толстую кисть №3, начинам роспись с центра игрушки, наносим фрагмент солнышка, дуга и пять «лучиков» - прямых, три прямые на хвосте (краску наносим от центра к краю), две широкие полоски на шее



Наносим красный на гребешок, клюв, по кроям полос на шее, на хвосте наносим орнамент елочки, на ножке орнамент гор, и по краям желтых полос.

6.Теперь берем зеленый цвет. Линии тонкие. Кисть №1. Роспись ведётся между красными линиями. Наносим тонкие линии

IV . Итог урока

Наша филимоновская игрушка готова.

Почему игрушка называется филимоновской?

В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый).

Виктория Операй
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»

Цель : Познакомить детей с филимоновской игрушкой , как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины.

Научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки «Лошадка» .

Задачи :

Познавательные :

1. Рассказать о народной игрушке и о промысле села Филимонова .

2. Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Обучающие :

1. Освоить рисование простейших элементов филимоновской росписи .

2. Научиться украшать узорами фигурку-трафарет, ориентируясь на образцы.

Воспитательные :

1. Учить детей воспринимать красоту родной традиционной культуры.

2. Учить расписывать шаблон угрушки, применяя нетрадиционную технику рисования ватными палочками.

3. Формировать навыки выполнения филимовских узоров .

Прививать любовь к народному искусству и народным промыслам.

Развивать мелкую моторику рук

Материалы : оригинал филимоновской игрушки и других народных игрушек . Ридер для выполнения упражнений. Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы красками. Интерактивная доска; музыка с русской народной композицией; шаблоны филимоновских лошадок ; краски трех цветов, кисти, ватные палочки, вода, салфетки.

Словарный запас : ребячья забава, гончар, “свистулечницы”.

Предварительная работа : Рисование на Ридере в программе paint с помощью стилуса по определенным образцам.

Ход занятия

Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками

Педагог :

Посмотрите, какие разные игрушки перед вами , все они сделаны руками человека.

Как такие игрушки называются ?

Дети : Народные

Педагог :

С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии ?

Дети : ответы - матрешка, дымковская?

Педагог :

Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки ! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой , а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.

Слайд презентации со 2 по 6

Педагог :

Так почему же именно филимоновская игрушка , а не ивановская?

Дети : ответы

Педагог :

А кем был Филимон ?

Дети : ответы

Педагог :

А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую .

Чем они отличаются?

Дети : ответы

Педагог :

Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.

Каким узором украшены филимоновские игрушки ? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки . А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Педагог : Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики

Ладошки сложим мы вдвоем

Друг об друга мы потрем

Кулачки потом сожмем,

В руки кисточку возьмем.

Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.

Практическая часть

Педагог :

Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.

Дети выполняют задание в электронных Ридерах

Педагог :

Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.

При работе помните правила росписи : узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.

Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.

Педагог :

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы :

1. контроль организации рабочего места;

2. контроль правильности выполнения приемов работы;

3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4. контроль объема и качества выполненной работы.

Какие красивые игрушки у вас получились ! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью .

Давайте подведем итог нашей работе.

Какую игрушку мы сегодня расписывали?

Кто первый слепил такую игрушку ?

Он был бы доволен вашей работой?

Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?

Хороша игрушка расписная !

Вся поет, бесхитростна, светла.

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.