Когда учить ребенка читать по слогам. Как быстро научить ребенка читать. Методики и правила обучения. Новые методики чтения - новые результаты

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Каждый ребенок в процессе обучения чтению проходит этап чтения по слогам. На этом этапе мозгу ребенка при чтении необходимо выполнить несколько процессов: не только узнать буквы и произнести нужные звуки, соединив их в слово, но и запомнить первый слог, удержать его в памяти и соединить со следующими слогами, а потом еще и понять, что прочитал. Потому целостное восприятие или понимание, как мы часто говорим, затруднено.

Понимание прочитанного приходит тогда, когда ребенок читает словами, причем, не по одному слову, а группами слов. На этом этапе техническая сторона чтения уже не вызывает трудностей и главной задачей является понимание текста.

Но как перейти к этому этапу, если ребенок читает по слогам и никак не получается его сдвинуть со слогового чтения?

В этом случае просто заставлять читать будет малоэффективно. Важно научить ребенка легко и быстро прочитывать сначала слоги, а затем слова. Причем, слова даются от простого к сложному. Сначала слова из 3 букв, затем 4-буквенные слова и постепенно длина слова увеличивается.

На этом этапе необходимо многократное чтение слов и слогов.

Почему это так важно? Потому что при чтении мы не читаем по буквам или слогам, а просто узнаем слово.

Одной из основных предпосылок для овладения быстрым чтением на уровне речевой деятельности является симультанное - одномоментное - узнавание графического материала, т. е. слов. О.А. Кузнецов, Л.Н. Хромов Техника быстрого чтения

А для того, чтобы легко и быстро узнавать слова и слоги, необходимо многократное чтение слов и слогов. И получить это можно с помощью различных упражнений.

Таблицы слов и слогов. В таблице записаны различные слоги или слова и ребенку необходимо научиться не просто читать эти слоги или слова, а делать это быстро. Потому одну таблицу используем многократно на протяжении длительного времени.

Но просто так ребенку читать не интересно, потому предлагаем разные приемы чтения. Например: 1) читаем на буксире. Взрослый читает столбики слов или слогов вслух, а ребенок повторяет. 2) Читаем хором. Здесь можно подключить ребенка, который читает лучше и тогда он будет вести за собой медленно читающего ребенка. 3) читаем только определенные слоги или слова, например, начинающиеся на букву Н. 4) читаем разными голосами, с разной интонацией.

И таких вариантов можно придумать множество. Важно, что подобные варианты чтения ребенок будет воспринимать, как игру, и чтение будет идти интереснее.

Вреднючка. Этот прием можно использовать как на столбиках слогов, так и на столбиках слов. Есть такое существо Вреднючка, которое все делает наоборот. И читает тоже наоборот. Давай посмотрим, как она читает. И читаем столбики не слева направо, а справа налево. Получается смешно. дети веселятся, но в то же время учатся легко соединять буквы в слоги и быстро прочитывать.

Этот прием легко использовать в классе на уроке чтения. Тогда можно добавить варианты - девочки читают правильно, а мальчики, как Вреднючка. Потом поменялись.

Филворды. Конечно, вы не раз видели подобные задания в различных сборниках кроссвордов, детских журналах. Филворды легко составить и самостоятельно. И это тоже отличное упражнение для формирования навыка чтения. В процессе поиска слова ребенку необходимо многократно прочитывать буквы и слоги, чтобы найти спрятанные слова. К тому же, это отличная

И это только маленькая часть упражнений, которые помогают перейти от слогового чтения к чтению словами.

  1. Таблицы слогов и слов
  2. Менялки
  3. Ёлочка
  4. Парочки (с предлогом)
  5. Парочка с хвостиком
  6. Лесенка
  7. Вреднючка
  8. Вверх тормашками
  9. Квадрат слогов
  10. Филворды
  11. Слоговица
  12. Складушки
  13. Прятки
  14. Собери урожай

И это только те, которые направлены на быстрый переход от слогового чтения. А есть еще и другие игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, понимание текста и развитие скорости восприятия.

С помощью этих упражнений и приемов можно легко достичь желаемого – быстрого и правильного чтения с хорошим пониманием .

А какие упражнения и игры используете вы, чтобы помочь ребенку быстрее овладеть навыком чтения?

В советские времена обучение чтению было заботой учителей. Сегодня первоклассники, переступившие порог школы, умеют читать, писать печатными буквами и начинают постигать иностранные языки. И хоть такой внушительный багаж умений и навыков не является обязательным требованием к будущему ученику, многие родители с раннего возраста занимаются образованием отпрыска, чтобы он не отставал от сверстников, легко и быстро усваивал сложную школьную программу. Как научить ребенка читать по слогам без педагогического образования и специальных знаний? Превращаемся в учителей!

Определяем уровень подготовки

Чтобы правильно поставить образовательные задачи, надо сначала определить уровень подготовки малыша и вовремя устранить «пробелы». Не начинайте обучение чтению, если:

  • речь дошколёнка ещё не сформировалась, он не может правильно составить предложение, не в состоянии воспроизвести небольшой рассказ;
  • присутствуют проблемы логопедического характера (малыш должен не только правильно произносить звуки, но и соблюдать в своей речи ритм и мелодику);
  • ребенок путает пространственные понятия (право/лево, вверх/вниз);
  • плохо развит фонематический слух (умение определять звуки в слове, их позицию);
  • концентрируется на одном объекте менее 10 минут.

Сначала устраняем имеющиеся проблемы и только потом учим читать. В противном случае процесс затянется, быстро надоест ребёнку и хороших результатов не принесёт.

«Освежаем» материал в своей голове

Родители могли позабыть последовательность букв в алфавите, как они правильно называются. Поэтому открываем учебник и вспоминаем.

Разберитесь изначально сами, чем буква отличается от звука. Для тех, кто не помнит: буквы мы видим, звуки – произносим. Букв 33, звуки, которые они обозначают, бывают согласными и гласными. Первые ещё делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Пока этого достаточно, остальное повторите, когда ребенок станет первоклассником!

Настройтесь психологически на процесс:

  1. не ждите скорых результатов, чтобы они появились, потребуются систематические и последовательные занятия;
  2. будьте готовы к многократному разъяснению одного и того же;
  3. находитесь в постоянном поиске новых способов и средств обучения.

Разбираемся в методиках

Сегодня доступно огромное количество методик, предполагающих различные подходы к обучению.

Например:

  • учат слоговому чтению — малыш заучивает буквосочетания, а затем составляет из них слова.
  • — предлагает запоминать написание целых слов.
  • Шершавые помогают изучить алфавит через сенсорные способности.

Любую методику сложно назвать безупречной, ведь и у них есть недостатки. Поэтому лучше обратиться к старому доброму звуко-буквенному методу, а Монтессори, Доман, Зайцев и другие новаторы, помогут разнообразить занятия.

С чего начать

Теперь определимся с пособием, по которому будем проводить обучение. Хорошо себя зарекомендовал «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором классические методы перекликаются с логопедическим наполнением и уникальными авторскими разработками.

Н.С. Жукова, на вопрос: «Как быстро научить подрастающего ребенка читать?» отвечает — слитно, при этом необязательно знать все буквы. Достаточно нескольких гласных и согласных, из которых можно составить буквосочетания.

Вначале изучаем открытые гласные: «А», «У», «О», «Ы», «Э» . Потом сонорные согласные – «М», «Н» . На данном этапе по букварю Жуковой приступаем к объяснению, как из букв получаются слоги. В красочных иллюстрациях показано, как одна буква торопится к другой, сливаясь с ней в слог. Например, «М » спешит к «O» , произносим слитно «М-м-м-о-о» .

Ребёнку главное понять механизм их слияния, с новыми буквами у него будет получаться всё механически. Все изученные слоги нужно часто и регулярно повторять, чтобы их чтение было доведено до автоматизма.

Читайте не только простые открытые буквосочетания, в которых гласный идет за согласным («М А» ), но и сложные «гласный-согласный» («АМ» ), слияния трех звуков («АРО», «ПРА» ).

Возьмём для примера с.18 из букваря.

Назови первую букву – просит родитель.
- «Х» ,- отвечает малыш.
- К какой букве бежит «Х» ?
- К букве «А» .
- Выходит: «Х-х-х-А» . Пока буква «Х» бежит к «А» остановки делать нельзя – они звучат слитно.

Выучив всего несколько таких примеров, дошколёнок поймёт принцип построения слогов и сможет применить его на остальных звуках.

Никогда не произносите звуки в слоге отдельно друг от друга! Например, «Н» и «О» — «НО» . Такой способ может надолго затянуть процесс обучения. Приучайте ребенка читать нараспев: «Н-н-н-о» .

Что ещё поможет складывать слоги

Отличным способом научиться слитно произносить слоги является пение звуков. Этому часто учат воспитатели в детских садах. Произношение нараспев помогает многим деткам. Некоторые, увлекаясь, могут пропеть слитно целое предложение и даже абзац.

Тематический материал:

Надо постоянно напоминать дошколенку о паузах между словами и предложениями. Пропел слово – остановился, пропел следующее, снова пауза. Не переживайте, постепенно паузы будут сокращаться, пока чтение не станет осмысленным и выразительным.

Легче всего дети обучаются в игре. Запомнить новую букву поможет азбука в картинках (к изучаемой букве прилагаются изображения предметов, в которых она встречается), объемные буквы (вылепленные из глины, деревянные и т.д.), шершавые буквы Монтессори, кубики. Изучили букву, изготовили для нее пособие и складываем слоги.

Если ребенку около 3-4 лет, и процесс обучения затянулся (более 6 месяцев) - не торопитесь, отложите занятия до 5 лет. В этом возрасте интерес к чтению появится самостоятельно, и малыш осилит науку за 1-2 месяца.

Читая малютке книжки, постоянно акцентируйте его внимание на том, как хорошо уметь читать.

Вначале желательно знакомить со слогами, где две гласные («АУ»), потом - где звонкая согласная с гласной («БА», «РО», «МЫ» ), напоследок остаются шипящие и глухие («ТА», «ХЕ», «ШИ» ) и пары гласная-согласная («АМ», «ЕР», «УН» ).

Освоив слоги, переходите к чтению простейших слов: МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА . Всегда начинайте занятия с повторения и закрепления пройденного материала. Следите, чтобы будущий ученик не забывал делать паузы между словами, проверяйте усвоение прочитанного.

Возьмём пример из вышеупомянутого букваря (с. 58).

На фото текст «На лугу». Произносим слоги нараспев: «Вот (пауза) лу-жок (пауза). Тут (пауза) бро-дит (пауза) со-ба-ка (пауза) Дру-жок .» и т. д. После чтения спрашиваем ребёнка: «О чём текст? Где бродит собака? Как её зовут?». Если ребёнку сложно сразу ответить, позволяем ему найти ответ в тексте.

Длительность первых занятий для дошкольников 4-5 лет — менее 15 минут, далее их увеличивают до получаса.

Дети 5-7 лет быстро утомляются, поэтому постоянно меняйте вид деятельности: почитали – порисуйте или напечатайте буквы. Желательно использовать раскраски с изображением, так дошкольник отдохнёт и моторику потренирует.

Интерактивные технологии

В качестве вспомогательного (не основного!) средства стоит использовать онлайн игры и приложения. Большинство подобных программ бесплатны для пользователей и доступны на устройствах на базе Андроид. Например, программа «Azbuka Рro».

Некоторые сайты предлагают выполнение упражнений в режиме онлайн. Например, «Весёлый паровозик» или «Бериляка учится читать». Если онлайн обучение вам неудобно, можно бесплатно скачать специальные диски с готовыми уроками или развивающие видео.

Конечно такие занятия очень по нраву современным деткам, которые обожают высокотехнологичные устройства. Но не забывайте, что чрезмерное увлечение ребенка даже полезными онлайн-играми и видео может сказаться на зрении и эмоционально-психическом здоровье. Поэтому подобные средства обучения лучше использовать для закрепления знаний или во время отдыха между кроплением над книгой.

10 полезных игр

Никогда не заставляйте ребенка насильно выучивать буквы. А чтобы домашние уроки не превратились в скучные и монотонные занятия, разнообразьте их играми.


При правильном подходе выучить ребенка читать по слогам достаточно просто. Гораздо важнее привить интерес к чтению, сделать его вдумчивым и регулярным. Ведь, как подтвердит любой педагог, грамотность человека и красота его речи зависит от количества прочитанного.

От слогового чтения - к беглому

Прочитайте предложение и попросите ребенка его повторить. Затем увеличьте количество предложений до 3 и более.

Помните! Во время упражнения исправлять интонацию, напоминайте про логические паузы.

Также можно подобрать текст, где вместо некоторых слов картинки. Следующий этап — исключить картинки из текста, а недостающие слова вставлять, ориентируясь на смысл предложения.

Обучить ребенка легко, когда он занимается с удовольствием, поэтому старайтесь преподносить материал так, чтобы было интересно. И не важно, какими методиками вы пользуетесь. Проявите фантазию и откройте собственный способ обучения. Ведь только вы знаете интересы своего дошколенка.

На сегодняшний день родители детей четырех – пяти лет всерьез озабочены вопросом о том, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях? Причин для этого существует несколько. Многие хотят начать обучение малышей как можно раньше, надеясь, что в школе ему будет легче. Кроме того, современные программы обучения во многих учебных заведениях предполагают, что придя в школу, дети уже будут уметь читать по слогам.

Конечно, можно доверить обучение преподавателям специальной подготовительной группы в детском саду, или обратиться за помощью к частным учителям, если таковой группы в садике не имеется. Однако, как мы понимаем, в детском дошкольном учреждении слишком много детей на одного воспитателя, поэтому не факт, что ребенок будет хорошо усваивать пройденный материал. Что касается частных преподавателей – здесь придется потратить немалое количество денег на обучение. Выход из сложившейся ситуации есть – научить малыша читать самостоятельно.

Нельзя сказать точно какой наименьший возраст подходит для начала обучения чтению. Все зависит от самого ребенка и его моральной и физиологической готовности.

Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом, вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив у ребенка всякое желание учиться и познавать мир.

Существует несколько признаков, по которым можно определить, готов малыш к обучению или нет:


Подготовка к чтению

Подготовка ребенка к чтению начинается задолго до изучения букв. Помимо вышеперечисленных пунктов малыш должен обладать чувством ритма и фонематическим слухом.

Развить первое поможет прослушивание музыки и танцы под нее. Веселитесь под музыку вместе со своим ребенком, со временем малыш начнет стараться подражать вам в танце, улавливая заданный ритм. Таким образом, вы не только хорошо проведете время с чадом, но и положите начало к подготовке к чтению. Игры под музыку также благотворно сказываются на развитии ритмического слуха.

Что касается фонематического слуха, то способность малыша узнавать и правильно произносить звуки поможет ряд игровых упражнений:


Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

После того, как вы убедились, что ребенок готов не только физически, но и морально начать обучение, переходите к выполнению нескольких правил, которые помогут решить вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?.

  • Первым делом определитесь с выбором учебника, по которому будете проводить занятия с ребенком.

Помните, что простое заучивание звуков, без сиюминутного применения не даст никаких результатов. Ваш ребенок будет просто знать звуки, но не будет иметь понятия как их можно сложить в слоги, а затем в слова.

Наиболее подходящими учебниками для домашнего обучения чтению являются те, в которых после первых выученных гласных «А» и «У» их складывают в первое более или менее понятное для малыша слово «Ау!». Далее вы заметите, что зная 8 букв ребенок уже будет читать целыми предложениями. Такая методика позволяет захватить интерес ребенка и уже после первых занятий он сможет успешно применять полученные знания. Успешную практику в домашнем обучении показал Букварь Н.С. Жуковой .

  • Как правило, первыми буквами, которые должен выучить ребенок являются гласные, но не все подряд (придерживайтесь выбранной методике). Затем пара звонких согласных и несколько глухих.

Важным моментом в начале обучения является то, что вы будете учить именно звуки, а не буквы. Никаких Не или Эн, только «Н».

  • Важным аспектом быстрого обучения является повторение пройденных букв на каждом уроке, перед тем как выучить новую.
  • После того, как малыш уже узнал несколько букв необходимо сразу перейти к чтению по слогам. Доступно объяснить ребенку каким именно образом сливаются буквы в слог совсем не сложно. Разберем на примере: напишите на листке бумаги с левой стороны согласную букву, например «С», а справой – гласную «А». Предложите ребенку «побегать» от согласной к гласной, попутно проводя расстояние от «С» до «А» карандашом, как бы соединяя их: «С-с-с-с-с-с-а-а-а-а-а-а».
  • Выучив первые гласные и звонкие согласные, составляйте из них простые слоги, постоянное прочтение которых позволит понять малышу каким именно образом составляются слоги. После уяснения алгоритма, читать более сложные слоги с шипящими согласными ему будет очень легко.
  • После того как с соединением слогов типа «согласная — гласная» не останется проблем, переходите к более трудным слогам типа «гласная — согласная».
  • Преодолев и этот барьер, начинаем составлять из узнанных букв коротенькие слова: «Ма-ма», «Ро-ма», «Са-ма».
  • Перейдя к чтению несложных предложений (Ма-ма мы-ла ра-му.) обратите внимания ребенка что между словами необходимо делать паузу, а не произносить все предложение на одном дыхании. Следите за правильным произношением звуков. При необходимости повторяйте только что прочитанное слово по слогам, целиком.
  • Запаситесь терпением и превратите чтение в игру. Ничто не дается сразу. Старайтесь не ругать ребенка за ошибки или слишком долгое «вспоминание» буквы. Лучше на следующий день еще раз пройти тот же материал, пока малыш не запомнит его хорошо.

Исходя из выше прочитанного вы уже, наверное, поняли, что вопрос как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях не так страшен. Важно быть терпеливым, внимательным, любящим, хвалить за полученные результаты и стараться заниматься каждый день. Только при таких условиях ваш ребенок сможет быстро научиться читать по слогам.

Время чтения: 8 минут

Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Обучение ребенка чтению в игровой форме

Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:

  1. Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
  2. Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
  3. Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
  4. Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
  5. Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
  6. Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
  7. Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
  8. Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.

Как учиться читать по слогам

Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.

Уроки чтения по слогам

Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:

  1. Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
  2. Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
  3. Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
  4. Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.

Видео