Когда друзьям и родственникам можно показывать новорожденного. Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? Употребление воды детьми до одного года

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус . Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется , то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • , если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск . Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

Современным мамочкам кажется, будто суеверия – лишь вздор, который веками нарушает логику жизни. Однако данные утверждения – плод длительных наблюдений, изучение событий, причин и результатов, сколько бы мамочки не отпирались. Каждое суеверие появилось не просто так, а на основе фактов, которые впоследствии были подтверждены наукой. Если никакие сверхъестественные силы не влияют на новорожденного, ему вполне может навредить биология. В контексте старого убеждения, будто ребенка нельзя показывать никому до 40-а дней, наука, вера и народ едины, как никогда.

Можно ли показывать новорожденного ребенка другим людям: этим вопросом интересуются многие родители

Взгляд из народа

Одно из самых распространенных суеверий говорит о том, что новорожденного нельзя показывать посторонним до 40-а дней. Традиция уходит корнями далеко в глубь веков, даже дальше христианства. В старину люди также ограждали малышей от посторонних. Роды считались переходом души из одного мира в другой, что само по себе процесс очень интимный и сложный. Согласно верованиям того времени, душа укореняется в теле в среднем через 40 дней после рождения.

В старину, да и теперь, по традиции, малышей крестят после 40-а дней от рождения. Считается, что при крещении у ребенка появляется Ангел-хранитель, который отныне будет защищать его от косых и злых взглядов. Близкие могут ненароком сглазить ребенка, поэтому смотрины лучше устраивать после крещения. Маме тоже не советуют показываться людям, ведь в этот период строится ее связь с крохой, поэтому ее хандра и плохое самочувствие легко передается ему.

Слово веры

Ни один священник не скажет маме, что ей нельзя показывать ребенка до 40-а дней. В христианстве нет такой традиции. Но истоки у суеверия действительно церковные. Разродившаяся женщина не допускается к храму из-за кровотечений. Даже священник с раной не может приступить к службе, ведь в Храме Божьем не должно быть крови.



Крещение новорожденного происходило не ранее сорока дней от рождения, когда к этому была готова мама ребеночка

Таким образом, мама не могла присутствовать на крещение своего малыша, поэтому обряд откладывала. Церковь не устанавливает никаких сроков для крещения, уж тем более не заставляет крестить новорожденных строго в этот день. В старину люди желали побыстрее окрестить чадо, оградить его защитой, потому делали это, как только мать избавлялась от любых последствий родов. Происходило это, как правило, к 40-а дням.

Вердикт науки и медицины

У медицины есть свой ответ на этот вопрос. Так как каждый человек является носителем различных бактерий, инфекций и вирусов, он потенциально опасен даже будучи абсолютно здоровым. Инкубационный период многих заболеваний проходит совершенно бессимптомно, поэтому лучше не верить никому на слово. У малышей нет иммунитета ко «взрослым» болезням, однако адаптация начинается буквально во время родов, когда ребенок проходит по путям матери. Наибольшую опасность представляют другие дети, переносчики детских инфекций (ветряной оспы и прочего).


Новорожденный ребенок еще не способен сопротивляться вирусам и бактериям этого мира, поэтому крайне нежелательно присутствие посторонних людей в первые дни жизни малыша

Бактерии (и полезные, и болезнетворные) поддерживают жизнедеятельность человека. В привычной среде первые подавляют вторых, и организм функционирует хорошо. Малыш в первые недели жизни адаптируется к микрофлоре семьи.

Мама и папа являются «поставщиками» определенных бактерий. К ним организм малыша привыкает, но как только появляются незнакомые бактерии, принесенные тетей, дядей, бабушкой и дедушкой, тогда баланс нарушатся, и развиваются заболевания.

Гости со своими бактериями вклиниваются в процесс адаптации. Конечно, посмотреть на малыша всегда приятно, но лучше не давать его на руки. Через месяц, когда у ребенка сформируется микробиом (подходящий внешней среде набор бактерий), все друзья и родственники смогут вдоволь наиграться с новорожденным.

Еще одна причина изолировать малыша – недоразвитость нервной системы. Он легко возбуждается, а вот притормозить процесс еще не умеет. Длительные смотрины, с новыми голосами и запахами, могут очень сильно взбудоражить малыша. После будет сложно уложить его спать и придется слушать плач еще долгое время.

Посторонние также могут повлиять на связь матери с малышом. Первый месяц жизни важен для того, чтобы установить доверительные и прочные отношения с ребенком, наладить лактацию. Это происходит посредством речи, прикосновений, интонаций. Водоворот контактов просто-напросто собьет его с толку, а мама не будет знать, о чем говорит плач крохи.



Связь матери и ребенка устанавливается первые недели при кормлении и общении с малышом, поэтому важно сохранить спокойствие и доверие в этот период

Польза древнего суеверия на современной практике

Первое время ограждать нужно не только малыша, но и маму. Она должна отдохнуть, прийти в себя, почувствовать связь с малышом. Только мама решает каким образом ухаживать за своим чадом. Бесчисленные советы только вредят, каким бы правильными они не были.

Постоянное вмешательство в отношения мамы и ребенка может привести к настоящей трагедии, когда женщина перестанет чувствовать себя матерью, а будет ощущать себя лишь служанкой.

Молодая мама должна научиться ответственности. Если она не будет принимать решения с самого рождения своего малыша, то и в будущем станет ждать совета. Чему стоит отказать:

  • шумным компаниям;
  • другим детям;
  • подаркам;
  • передаче малыша из рук в руки;
  • советам и рекомендациям;
  • любым попыткам навязаться в гости;
  • ссорам при малыше;
  • няне;
  • одежде с чужим запахом;
  • длительным телефонным разговорам;
  • видеозвонкам.


Будьте внимательны и не оставляйте новорожденного ребенка наедине с другими детьми

Педиатры советуют не приглашать на смотрины к детям до года других детей. Они не знают, как правильно вести себя с новорожденными, могут вызвать у них стресс своими криками или смехом и даже нечаянно травмировать. Лучше общаться с родителями других детей на прогулке, пока малыш будет спать в коляске. Приглашать в гости можно детей старше 14 лет.

В конце концов, любые гости – это чай, угощения, разговоры, уборка. Молодая мама не должна отвлекаться на такие дела. Ее задачей является отдых, уход за малышом, восстановление сил. Не стоит бояться обидеть настойчивых родственников, ведь на кону покой всей семьи. Если элементарно не хочется прибирать в квартире перед приходом гостей, нужно смело опираться на эту примету.

Как поступать с фотографиями?

«Ну, раз уже медики запрещают прямой контакт, почему бы и не порадовать родственников фотографиями», – думают мамочки. Однако народные поверья вновь устанавливают запрет. Фотографии несут образ ребенка, поэтому даже через них можно передать негативную энергию.

Считается, что в этот период ребенок энергетически слаб, он не имеет надежной защиты от дурного влияния. Энергетическое поле малыша стабилизируется как раз в это время. Любой косой взгляд, лестное слово, каждый вздох отражаются на новорожденном, как на белом полотне.

Сильные экстрасенсы вполне способы навредить даже по фото. Не зря же для поисков обычно берут личные вещи или фотографии. Если взглянуть на проблему с другой стороны, то все равно найдутся неадекватные люди, которые могут сделать множество неприличных и жутких вещей с фотографией младенца. Какой-нибудь обиженный жизнью человек испортит фото ребенка и пришлет обратно, как злую шутку. Эзотерики уверены, что каждая мысль материализуется. Лучше оградить малыша от любого влияния, и показывать фотографии малышей старшего возраста.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Не целуй его в губы, нельзя! В поликлинику надо? Нужно прицепить к распашонке булавку вниз головкой, а то сглазят! Не стой с ним перед зеркалом, нельзя! Такие и множество других советов сыпятся со всех сторон молодой маме в отношении ее новорожденного ребенка, приводя в полное замешательство. А через сколько дней после рождения можно показывать малыша?

Народные поверья

То, что говорят о новорожденном предания русской старины, относится к области суеверия как с научной точки зрения, так и с официальной религиозной. Суеверие — предрассудок, берущий свое начало в язычестве, основанный на вере в потусторонние сверхъестественные силы и их влияние на человека, а также вере в предзнаменование грядущих событий. Или, по выражению знаменитого писателя Максима Горького, суеверия — обломки старых истин.

Вот лишь некоторые из них, касающиеся новорожденного:

  • Новорожденного нельзя проносить через зеркало, потому что его можно сглазить, навлечь детскую немощь (рахит) и даже смерть. Если целовать ребенка в губы, то он будет немым. Когда рождается слабый ребенок, то его необходимо окрестить и при этом крестильную рубаху младенца нужно одевать и всем последующим детям, чтобы они не враждовали между собой и любили друг друга.
  • Нельзя кормить грудью и купать при посторонних — сглазят. Если намазать новорожденного салом, то ему будет сопутствовать удача. Когда качаешь пустую колыбель (читай на современный лад: кроватку, коляску), можно привлечь скорую смерть.

Многие из этих поверий вызывают лишь улыбку. Рассуждая таким образом, к сглазу можно отнести любое состояние пошатнувшегося здоровья, которое с сегодняшним развитием медицины вполне возможно объяснить с научных позиций без вмешательства сверхъестественных сил.

Но с не безосновательностью некоторых «пережитков старины» научный мир все-таки соглашается. Например, с запретом показывать ребенка до 40 дней после появления на свет. Почему его нельзя показывать с позиций языческих верований?

Очистительная молитва матери после родов обязательна ли она?

Новорожденный ребенок беззащитен перед людьми, являющихся носителями различных — добрых и злых невидимых сил. И человек, посмотревший на ребенка, может даже сам того не ведая, сглазить и навести порчу. Лишь через 40 дней после рождения, когда по сложившейся традиции малышей крестили в православную веру, можно было устраивать смотрины. При таинстве крещения ребенку дается Ангел-хранитель, который и оберегает от воздействия всякой нечисти.

Что говорит православное христианство

Многие считают, что запрет показывать ребенка 40 дней после рождения — в традициях православного христианства. Но священники разводят руками, слыша такое утверждение. Тогда почему бытует такое мнение?

Ранее существовал обычай крестить ребенка на 40-й день после родов. Это время женщина считается «нечистой», оскверняющей храм кровотечением и ей запрещено входить дальше притвора церкви. Даже священник с кровоточащей раной не допускается к службе, ведь и по определению — приношение бескровной жертвы Христовой, осуществляемой на Евхаристии, в Храме Божием не должно быть никакой крови.

Естественно, в послеродовом периоде с кровянистыми выделениями женщина не могла присутствовать при крещении своего ребенка и этот срок оттягивался до их полного прекращения. Вообще же определенные сроки крещения новорожденного ребенка православная церковь не устанавливает.

Таинство можно совершать хоть на следующий день после рождения по желанию родителей. Разобравшись с цифрой в 40 дней, дальше начинается суеверие об отсутствии ангельской защиты у некрещеного младенца и беззащитности от всяческих сглазов и порчи.

Что говорит наука

Почему нельзя показывать новорожденного ребенка сразу после выписки с научной точки зрения? Сейчас много исследований ведется в области микробиома человека. Его даже выделяют в отдельный, ранее неизвестный орган. Микробиом состоит из квадриллиона бактерий, что соответствует числу клеток всего организма, а у некоторых людей даже превышает это число в десятки раз. Каждый человек является носителем от 1,5-3 кг микробов!

Когда женщине можно идти в церковь после родов

Первый контакт с ними и их заселение в организм новорожденного начинается еще тогда, когда ребенок проходит по родовым путям матери. Поэтому у детей, родившихся с помощью кесарева сечения несколько повышен риск инфекционных заболеваний еще в роддоме.

Микробиом играет огромное значение в жизни человека. Бактерии, населяющие кишечник, являются поставщиками части ферментов, необходимых для пищеварения, витаминов для обеспечения жизнедеятельности всего организма и даже показывают противовоспалительные свойства. С их помощью происходит поддержание иммунитета, регуляция обмена веществ.

Чтобы представить всю важность взаимодействия бактерий с человеком, приводим результат, полученный в ходе исследований. Оказывается, в геноме человека отсутствуют механизмы выработки ферментов, отвечающих за переваривание растительных сложных углеводов. Эту функцию выполняют кишечные бактерии «бродильщики», делая не усваиваемую пищу вполне пригодной для питания человеческого организма.

При нарушении баланса установившегося микробиома возникают всевозможные заболевания. Причем в здоровом состоянии болезнетворные организмы спокойно сосуществуют с полезными микробами, которые держат в свою очередь тех «в узде». Самые густонаселенные бактериями части человеческого тела — это пищеварительный тракт, в котором и дислоцируется микробиом (говоря иначе, кишечная микрофлора) мочеполовая система, ротовая полость и кожные покровы.

Состав микробиома адаптируется к месту проживания, особенностям питания и прочим условиям, окружающим человека. То есть, в конкретной семье, доме, квартире, дворе свой, присущий только этой среде обитания микробиом. И организм ребенка после рождения начинает адаптироваться к окружающему его многообразию микрофлоры, то есть к живущим и присутствующим в папе, маме, доме микроорганизмам. Формируется своеобразная микробная экосистема.

Поэтому нельзя мешать, когда идет процесс построения этой системы, и показывать ребенка после рождения всем без разбора.

Дать «взглянуть хоть одним глазком» конечно же можно, но желательно только близким родственникам, и не тиская малыша на руках.

А друзьям и всем остальным можно похвастаться, когда у ребенка сформируется присущий ему микробиом. Происходит это приблизительно через 1 месяц после рождения малыша и показать ребенка желающим лучше не ранее этого срока.

Насколько рискованы роды в возрасте после 40 лет

Также у новорожденного еще не развиты центральная нервная система, а процессы возбуждения коры головного мозга доминируют над процессами торможения. Частично некоторые функции торможения формируются только на 2 году жизни ребенка.

При длительном воздействии возбуждающих нервную систему факторов возникает эффект перевозбуждения. Для новорожденного ребенка, и так окунувшимся в океан новых впечатлений, запахов, голосов, прикосновений, дополнительная встряска в виде смотрин через непродолжительное время после появления на свет как раз чревата таким состоянием перевозбуждения.

Когда такое происходит, то малыш беспокойный, долго плачет и ему сложно заснуть.

В первый месяц от рождения активно идет отладка механизмов взаимодействия мамы и малыша через грудное вскармливание, прикосновения и оттенки интонации маминой речи и плача малыша, и лишние люди могут только помешать. Постоянные отвлечения на гостей, накрывание столов, бесконечные убирания не самым хорошим образом скажутся на только начавшей устанавливаться лактации и дальнейшем взаимопонимании матери и новорожденного ребенка.

Организм маленького ребёнка сразу после рождения продолжает формироваться, вот почему для него так важно грудное вскармливание. Когда разговор заходит о допаивании, большинство педиатров считают, что это лишнее, так как грудное молоко и так содержит до 86 % воды. Споры на эту тему не заканчиваются, а родители так и остаются в неведении, можно ли новорожденному давать пить воду. Особенно это касается жаркой погоды, когда налицо эта важная потребность. Ниже мы разберемся в этом вопросе подробно.

Известно, что организм человек более чем на 97% состоит из воды и роль её крайне важна – от количества воды зависит нормальный обмен веществ, она помогает выводить вредные вещества, обезвоживание почти всегда означает гибель живого существа. Как же без неё может обходиться новорождённый ребёнок?

В этом вопросе доктора Всемирной Организации Здравоохранения занимают твёрдую отрицательную позицию, утверждая, что до месяца грудничка категорически нельзя допаивать водой. Это связано с особенностями его организма на этом этапе жизни, и может вызвать необратимые нарушения работы внутренних органов и систем. Приводится целый список проблем, которые могут быть спровоцированы водой:

  1. Прежде всего, это неполноценное питание – заполненный водой ещё совсем маленький желудок даёт ложное чувство насыщения, в то время как, по сути, ребёнок голоден. Получается, что он может недополучать действительно важное питание в виде маминого молока.
  2. Поение водой постепенно приводит к тому, что новорождённый перестаёт сосать грудь, так как это намного сложнее. В результате молоко в груди матери вырабатывается хуже и в меньшем количестве. Если родители дают малышу воду в ночное время, днём ему может не хватить питательной еды из-за отсутствия стимуляции молочных желез ночью.
  3. В некоторых случаях привыкание к бутылочке может довести до полного отказа грудничка от сосания груди.
  4. Поскольку у новорождённого идёт интенсивное развитие мочевыделительной системы и, в частности почек, нагрузка в виде воды вредна для этого парного органа.
  5. Кишечник новорождённого, фактически, стерилен и заселение его полезными молочными культурами осуществляется именно при питании младенца грудным молоком. Вода, если давать её малышу систематически, может привести к изменению кишечной микросреды и даже дисбактериозу. Это, в свою очередь, чревато для ребёнка расстройством пищеварения и опорожнения кишечника.

По этим серьёзным причинам не рекомендуется давать грудничку воду до тех пор, пока он не сможет вести подвижную жизнь, в связи с чем начнут активно работать потовые железы. А это примерно полтора или два месяца. Именно с этого возраста необходимо допаивать малыша водой.

Нужно ли допаивать водой ребенка при грудном вскармливании: видео

Аргументы в пользу воды противников ВОЗ

Это особое мнение людей, твёрдо верящих, что вода новорождённому необходима.

Они представляют свои доказательства:

  • Поскольку в составе молока матери также есть соли и минералы, вода не может быть вредна грудничку.
  • Вода способна очищать организм от токсинов, патогенных организмов и продуктов распада, она необходима при лечении ребёнка, для растворения фармакологических препаратов.
  • Послеродовая желтуха у новорождённых может быть устранена с помощью выпаивания водой.
  • Без воды у ребёнка может наблюдаться дегидратация, то есть обезвоживание организма из-за нарушения водного баланса.
  • Когда у ребёнка жажда, ему нужно давать воду, ведь молоко – еда.
  • При сухих климатических условиях и высокой температуре воздуха вода является необходимой для грудничка.
  • Ребёнка можно успокоить, дав ему бутылочку с водой.

Эти доказательства не совсем состоятельны. Если брать состав грудного молока, то, в нём присутствуют соли и полезные минералы, способные поддерживать нормальный водный баланс. Для почечной системы эти соли содержатся в минимальном количестве и не могут навредить, в отличие от воды. С другой стороны, лекарства прекрасно растворяются и в молоке, а усваиваются гораздо лучше.

Что касается желтухи у младенцев, повышенный билирубин прекрасно растворяется в жирах молока, а не в воде, а соответственно, быстрее выводится из детского организма.

Если ребёнок никак не может успокоиться, лучшим средством является грудь мамы, но можно использовать соску, колыбельную или укачивание. В отношении жажды ребёнка, следует знать, что мамино молоко отлично утоляет жажду, поскольку вода – это его основная составляющая.

В свете таких опровержений, доказательства приверженцев воды для новорождённых детей кажутся нелепыми, в лучшем случае.

Когда родители спрашивают, можно ли новорожденному давать воду пить, исходя из сказанного, логично сделать вывод – до месяца этого лучше не делать, если на это нет указаний доктора.

Что делать, когда у младенца признаки обезвоживания

Однако существуют случаи, когда вода для ребёнка крайне важна. Давать ему питьё можно, только согласовав свои действия с детским врачом.

Показаниями к этому служат следующие состояния малыша:

  • Повышенная температура у новорождённого;
  • Расстройства кишечника – затруднённое опорожнение кишечника или понос;
  • Когда ребёнок начинает сильно потеть;
  • Если у малыша явные симптомы дефицита воды – западает родничок, ребёнок вялый, у него не блестят глазки, кожа губ сухая;
  • Цвет мочи у младенца тёмный, и он редко ходит по-маленькому – не более 7 раз за день.

На втором месяце и позже детям, находящимся на искусственном вскармливании, обязательно нужна вода. Если малыш на прикорме, добавлять в его рацион воду нужно обязательно.

Употребление воды детьми до одного года

Давать ребёнку воду нужно очень осторожно – во-первых, она должна быть качественная, во-вторых, младенцу на каждом месяце требуется определённое количество жидкости, и родителям это нужно знать:

  • С 1 до 3 месяцев ребёнок должен употреблять не больше 10-30 мл в 24 часа;
  • От 4 до 6 месяцев – до 50 мл;
  • С 7 до 12 месяцев – не более 100 мл.

В три года количество воды в сутки может достигать 300 мл.

Если грудничок полностью здоров, лучшее время для начала допаивания, это время прикорма. Однако организм малыша не сразу привыкнет к употреблению воды. Его организм будет адаптироваться к этой новой жидкости около полутора месяцев, а иногда и больше.

Детям противопоказано давать:

  1. Воду с газами;
  2. Водопроводную воду;
  3. Прокипячённую воду.

Максимально приемлемое решение – свежая вода в бутылках с минимальным количеством минералов и солей. Такую бутилированную жидкость лучше приобретать в аптеках, предварительно ознакомившись с составом.

Кипячёная водопроводная вода не подходит для маленького ребёнка, так как она содержит большое количество солей, микроэлементов, а порою и патогенные организмы. Даже в кипячёном состоянии она может стать причиной аллергических высыпаний, зуда и отёков у младенца. Поэтому использовать её можно только в самых крайних ситуациях.

Организм младенца чрезвычайно уязвим, поэтому такая мера, как допаивание, должна осуществляться при учёте всех требований к качеству воды и её количеству. Но родителям важно знать и некоторые тонкости, которые помогут избежать ошибок при уходе за ребёнком и его кормлении:

  • Если ребёнок, находящийся на питании молочными смесями или на прикорме, не хочет пить воду, можно для начала разбавить в ней немного компота из сушёного изюма или кураги;
  • Перед принятием пищи малыша не следует поить, так его желудок будет заполнен, и ребёнок не захочет есть, тем самым, лишая себя питательных веществ;
  • Если в комнате жарко, необязательно сразу предлагать младенцу питьё – можно протереть кожу крохи влажными салфетками или тканью, на будущее лучше приобрести водяной фонтанчик, который будет прекрасно увлажнять воздух в детской;
  • Никогда не следует заставлять малыша пить, если он этого не хочет;
  • Выбирая воду, не надо покупать минералку – это слишком тяжёлая жидкость для маленького ребёнка. Итогом приёма такой воды может стать избыточная нагрузка на почечную систему;
  • Воду лучше предлагать из бутылочки или с ложки, хорошо, если бутылочка будет оснащена специальным регулятором, дозирующим порции, ведь излишняя жидкость может принести вред.

Выясняя, можно ли новорожденному давать воду пить, родители должны сами понимать, что вредно и полезно их ребёнку. И основывать своё решение, изучив все стороны допаивания, как положительные, так и отрицательные. Ведь на кону жизнь и здоровье маленького человека

Оказалась полезной статья «Можно ли новорожденному давать пить воду при грудном вскармливании?»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять