Кем работать дома с ребенком. Агрессивный, психованный, манипулятор – кто такой трудный ребенок и как работать с трудными детьми, как их воспитывать. Учителям и родителям. Отлучаться от ребенка: куда и на сколько

Добрый день, дорогие девушки и женщины!

Сегодня я хочу обсудить такой вопрос: как работать дома с маленьким ребенком ? Многие желающие работать в период декретного отпуска молодые мамы не понимают - как найти тот промежуток времени, который можно целиком посвятить работе?

И это действительно непросто. Поначалу маме итак приходится нелегко. У нее начинается совершенно другая жизнь, с абсолютно новыми для нее заботами, делами и обязанностями, с иным ритмом и графиком жизни. Как в этом, и без того плотном распорядке дня, можно найти место для работы?

Именно поэтому я не советую женщинам работать в первые пол года после рождения ребенка (разумеется, если такая возможность существует). Молодой маме стоит войти в ритм, свыкнуться с новым графиком, научиться получать удовольствие от материнства, и только когда жизнь войдет в привычную колею, можно задуматься о работе.

С другой стороны, если подойти к этому вопросу с точки зрения эффективности, то не так уж и много времени для работы требуется, особенно если работать вы планируете в интернете, не выходя из дома. Лучше посвятить своей рабочей деятельности меньше времени, но использовать время наиболее эффективно (об этом мы с вами еще поговорим в ближайшией статье). Например, я работаю по 2-4 часа в день, и этого времени вполне достаточно для того чтобы заниматься интернет-проектами.

О распределении времени мы с дочкой записали для вас небольшое видео.

Как же найти эти свободные для работы часы?

Как работать дома с маленьким ребенком? Тайм-менеджмент работающей мамы

Я предлагаю очень простое решение - работать в то время, когда ребенок спит .

А как же быть с домашними обязанностями женщины? Приготовление еды, стирка, уборка - все это отнимает столько времени!

Все это можно делать, когда ребенок бодрствует. Современным мамам очень повезло! В нашем арсенале столько всего! Манежи, коляски, слинги, детские шезлонги и качели - все эти средства способны облегчить нам передвижение по квартире отдельно от малыша или вместе с ребенком, даже если он пока еще мал. И даже если средств на все эти приспособления не достаточно, можно вполне обойтись одной коляской.

А вот когда ребенок подрос, начал ходить, он сам рвется в помощники. И я призываю мамочек не отказывать детям в этом желании, а использовать его на пользу всем. Ребенку очень интересно повторять то, что делает мама. Мам взяла тряпку - и ему нужна тряпка. Мама готовит, ему тоже нужно быть рядом и «помогать» изо всех сил.

И пусть времени на все дела, делающимися вместе с ребенком, уходит гораздо больше, чем если бы вы делали их сами, в совместной деятельности есть несомненные плюсы.

Во-первых, ребенок всегда при вас. Вы, занимаясь делами вместе в малышом, общаетесь, играете, учите стишки - это все вас только сближает. И скоро вы почувствуете настоящее удовольствие от вашей совместной деятельности.

А во-вторых, когда ребенок спит, вы спокойно можете заняться рабочими делами, посвящая им достаточно времени.

Это, на мой взгляд, один из самых оптимальных вариантов как работать дома с маленьким ребенком.

Такой простой, но действенный способ я использую сама. И тем мамам, которые хотят работать дома, совмещая воспитание ребенка со своей рабочей деятельностью, я предлагаю попробовать организовать свой день подобным образом.

P.S. Смотрите бесплатный урок .

Хорошо, когда вы можете на какое-то время передать детей другим членам семьи или няне и спокойно поработать. Впрочем, даже это не спасает от казусов, как, например, профессора Роберта Келли во время интервью для BBC.

Это весело, но если дети постоянно мешают, приходится выкручиваться.

1. Сделайте детскую комнату и дом безопасными

Предполагается, что дети могут играть самостоятельно, пока вы работаете. Хотя бы по 15 минут. Поэтому должна быть безопасной настолько, насколько возможно. Закрытые наглухо розетки и окна, углы со смягчителями. Так вы не будете каждую минуту отвлекаться, чтобы проверить, всё ли хорошо с ребёнком.

Практика показывает, что самостоятельные игры - самые разрушительные. Поэтому нужно заранее смириться с разрисованными обоями, обклеенным картинками шкафом, уничтоженным ковром и прочими радостями. Лучше всего сразу предоставить детям возможности для безграничного творчества, чем дёргаться по каждому пустяку и отрываться от работы.

2. Создайте рабочую зону

Идеальный вариант - свой кабинет. Если у вас мало места, хотя бы оборудуйте рабочую зону, недоступную для детей. И сами не кладите на рабочий стол предметы, связанные с детьми. Это нужно, чтобы:

  • Защитить вещи от красок, пластилина и клея.
  • Настроиться на рабочий лад перед компьютером.
  • Дети поняли, что в доме есть особенное место, куда без разрешения нельзя.

3. Разделите виды работы

В любой работе есть мелкие процедуры вроде проверки почты. А есть деятельность, для которой нужна максимальная концентрация.

Подумайте, когда вам нужно сосредоточиться. Такую работу выполняйте, когда дети спят. А мелочи отложите на время, когда они самостоятельно играют или смотрят мультфильмы. Всё равно будете отвлекаться, но для небольших задач это не так критично.

4. Перейдите на детский режим дня

Mårten Vennelin / Flickr.com

Многие родители работают по ночам, а днём занимаются детьми. Всё хорошо, только непонятно, когда спать.

Дети спят больше взрослых, но не настолько, чтобы родители успевали всё на свете, пока ребёнок отдыхает.

Мой сын перестал спать днём в полтора года, зато ночью спал хорошо. Ложился вовремя, только вот я к 11 вечера была уже не в состоянии работать хоть сколько-нибудь эффективно, хотя я типичная сова. Просто возня с маленьким ребёнком отнимает много сил.

Я перешла на детский режим - засыпала в одно время с сыном и . Мне хватало времени, чтобы выспаться, сделать на свежую голову самую трудную работу, а когда просыпался ребёнок, занималась мелкими задачами.

Попробуйте, возможно, вы не такая сова, как вам кажется.

5. Объясните всем членам семьи, что работа из дома - тоже работа

Многие думают, что из дома работать хорошо, потому что всё можно успеть - и поиграть, и поработать, и кашу сварить. Если кто-то из домочадцев ещё верит в этот миф, развейте его. Пусть не ждут идеального порядка, обеда из трёх блюд и всего того, что может обеспечить домохозяйка, но на что нет времени у работника.

6. Когда садитесь за работу, приведите себя в порядок

Это общее правило для всех . Обязательно переоденьтесь во что-то, хотя бы приблизительно напоминающее офисную одежду.

  • Во-первых, так у вас не будет неприятных ситуаций, когда вам позвонили по Skype, а вы не можете ответить из-за каши в волосах.
  • Во-вторых, вы будете готовы к неожиданностям. Если во время беседы или звонка в рабочую зону ворвутся дети, вы сможете извиниться, встать и отвести их в соседнюю комнату, включив мультик. И никто не увидит, что у вас есть пиджак, но нет брюк, поэтому вы сидите в семейных трусах.
  • В-третьих, дети понимают больше, чем нам кажется. Когда мама или папа надевают рабочий костюм, для детей это сигнал: «Не отвлекайте меня, я на работу!»

7. Подружитесь с соседями

Иногда оставить ребёнка некому вообще. Даже на минуточку. Но вас ждёт важное собеседование или звонок. Как быть? Если у вас есть приветливые соседи, которые в течение дня могут на 10–20 минут взять ребёнка к себе или зайти в гости и занять его игрой, цените их.

Если вам кто-то позвонит, вы сможете перенести беседу на 10 минут и обратиться за помощью. Не надоедайте соседям с такими просьбами часто, это вариант на крайний случай. И не забывайте их за это благодарить.

8. Обязательно уделяйте внимание детям

Дети могут настойчиво требовать вашего внимания здесь и сейчас, немедленно. Иногда лучше отвлечься от работы, посвятить полчаса активным играм и обучению ребёнка, а потом вернуться к делам.

Режим «полчаса - игра, полчаса - работа» куда эффективнее, чем режим «весь день пытался поработать, но ребёнок не давал».

Ребёнок, который получил свою дозу заботы, спокойнее играет один. А если ребёнок понимает, что мама и папа готовы с ним общаться, то у него нет лишнего повода канючить и выпрашивать время на себя.

Делитесь своими лайфхаками, как совместить ребёнка и работу, если вы под одной крышей.

Работать в свободном графике, реализуя себя профессионально, и при этом уделять достаточно времени мужу и детям — вот мечта каждой женщины. Однако работа фрилансера является не только источником желаемых благ, но и причиной специфических проблем, индивидуальных и семейных. Как женщине-фрилансеру организовать свои будни так, чтобы общение с семьей, домашние хлопоты и любимое дело не тянули ее в разные стороны, как лебедь, рак и щука?

Классические фрилансеры сегодня — это журналисты и копирайтеры, программисты и переводчики, фотографы и дизайнеры. Если рассматривать тему работающей дома женщины шире, нельзя не вспомнить о мастерицах-рукодельницах (вязание, шитье, украшения и декор), репетиторах и т. д.

Неважно, в какой именно сфере реализует себя мать и жена. Работа дома сама по себе ставит непростые организационные задачи. К ним относятся, например:

  • грамотное распределение времени,
  • деление пространства на "домашнюю" и "рабочую" зоны,
  • подстройка своего нестандартного графика под нужды других членов семьи.

Именно любимый муж и дети могут дать неоценимую поддержку и стать источниками вдохновения, если отношения с ними выстроить правильно.

Мама работает дома

Где находится работающая дома женщина — дома или на работе? Акценты можно расставить по-разному. Например, муж скажет: жена работает, но дома.

Тогда как труженица-фрилансер ответит: я дома, но я работаю.

Интересно, что сама частица "но" воспринимается подсознательно как "или — или", ставит одну часть в противовес другой. И это действительно отражает реальность работающей жены и мамы.

Как именно выглядит эта реальность, зависит от разных факторов, среди которых важную роль играют мотивация и поставленные цели.

Если для одной женщины фриланс — это осознанный выбор и стиль жизни, то для другой это вынужденная мера, и потому она воспринимается как отсутствие стабильности, как суррогат классической работы в коллективе.

Во втором случае восприятие себя будет не "сама себе хозяйка", а жертва обстоятельств. Неудивительно, что энергия женщины с таким настроем будет направлена на борьбу с негативными эмоциями, а не на созидание, и проблема распределения сил между семьей и работой будет стоять более остро.

А вот женщина, принимающая ответственность за организацию, качество и результат своей работы, имеет гораздо больше шансов на успех — как личный, так и профессиональный.

Качество работы и атмосфера в доме зависят и от конкретных целей: что именно женщина хочет получить в результате своей деятельности.

  • Это возможность обеспечить себя и ребенка?
  • Нежелание быть нахлебницей?
  • Вариант хобби, которое может приносить доход?

У каждой женщины свой ответ, свои амбиции и ожидания, и очень важно точно определить их для себя. Это тот ориентир, который поможет донести свои стремления до близких людей и четко выстроить границы между семьей, работой и личным временем.

Сочинение на тему... работы

Большинство проблем в семейной жизни фрилансеров — отдаление от мужа, раздражение на ребенка, постоянный цейтнот — это следствие неясного видения своих задач, а значит, неумения расставлять приоритеты и организовывать свою деятельность. Поэтому эти пункты важно обдумать, а для большей четкости и наглядности — изложить на бумаге.

Такое сочинение на тему своей профессиональной деятельности поможет исследовать собственное отношение к работе.

Вопрос 1. "Какой я вижу свою работу?"

Объективно опишите содержание и особенности своей деятельности. Важно подумать не только о том, для чего эта работа нужна вам, но и для чего вы нужны в этой сфере? Как она соотносится с вашими ценностями?

Вопрос 2. "Зачем я работаю?"

Это сфера ожиданий. Откровенные ответы на вопросы: "Зачем я работаю?", "Что для меня наиболее важно в работе?", "Какие потребности — мои личные и членов моей семьи — удовлетворяет моя работа?" сами по себе могут стать большим шагом к искомому балансу.

Хотя открытия, которые порой приносят такие ответы, могут обескуражить. Как призналась одна очень ответственная мама , в какой-то момент она поняла, что работа для нее, прежде всего, — это легальный повод отдохнуть от деток и побыть одной.

"Конечно, я с удовольствием продолжаю выполнять заказы как дизайнер, расту профессионально. А еще учусь более спокойно и творчески относиться к воспитанию своих ребят, без сверхзадач и чувства вины от того, что порой хочется провести время с мужем или с хорошей книгой".

Рабочее расписание

Только после того, как определены ожидания от работы, можно переходить к конкретным целям и планам их достижения. Для каждой цели нужно определить, сколько времени и усилий требуется для их достижения.

  1. Сколько времени нужно уделять в неделю, а сколько — в день?
  2. Какие это могут быть дни недели, исходя из расписания других членов семьи?
  3. Как и когда лучше организовать свою работу в течение дня?

Кто-то работает ранним утром, пока вся семья спит, а кто-то заручается поддержкой мужа или бабушек, и те проводят время с детьми, пока мама занята. Стандартных ответов нет, у каждой женщины будут свои решения.


Семья — опора или оппозиция?

В результате подробного описания своих профессиональных позиций жена и мама понимает, ради чего она терпит некоторые неудобства, связанные с фрилансом. К ним часто относится вольная трактовка членами семьи самой идеи фриланса.

К примеру, жена может по-прежнему восприниматься как домохозяйка.

  1. У нее свободный график (значит, думает муж, можно все успеть).
  2. Доходы мужа, вероятнее всего, превышают доходы жены, и ее работа рассматривается как второстепенная, как занятие, которому можно предаваться в свободное от воспитания детей и ведения быта время.
  3. Есть и чисто технические сложности: на фиксированные выходные мужа могут выпадать самые горячие рабочие дни жены — сдача заказов, выездные фотосессии и т. д.
  4. То же самое может произойти и с отпуском: если к дате запланированной заранее поездки, жена вдруг получает соблазнительный заказ, приходится в буквальном смысле выбирать между семьей и работой.

Однако здесь есть и свои ресурсы:

  • у одного из супругов фиксированный график работы и получения доходов. Это добавляет стабильности в жизнь семьи: проще планировать время и расходы;
  • официальное трудоустройство супруга позволяет пользоваться социальным пакетом: оплачиваемым отпуском, медицинской страховкой и т. д.;
  • дети видят в семье различные способы организации профессиональной деятельности и могут более осознанно выбрать форму работы в будущем.

Информация: поделитесь с семьей

Для того чтобы эти преимущества не омрачало непонимание мужа (а также остальных родственников), вспомним, что конфликты порождает недостаток информации о том, чем именно занимается жена.

Очень важно рассказывать, в чем суть заказов, каковы успехи, какие радости или переживания принес новый рабочий день.

Это касается не только мужа и родителей (последним бывает в принципе сложно понять формат фриланса), но и детей. Иначе можно столкнуться с ситуацией, рассказанной мамой-фрилансером:

"У меня многолетний опыт фриланса в журналистике, есть достижения и приличные доходы. Когда на вопрос, кем работает мама, маленькие дети дружно ответили „Уборщицей!“ (дома делаю уборку), я поняла, что что-то упустила. Посадила их рядом с собой, рассказала о своей работе: как она называется и в чем заключается, что она дает людям и нашей семье. Показала свои статьи с красивой фотографией автора. Дети по-другому посмотрели на меня и мои труды, и целую неделю хотели быть журналистами".

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, а заодно время от времени "освежать" свою профессиональную самоидентификацию, полезно позаимствовать интересную идею западных специалистов "свободного полета".

Помимо сухих офисных резюме или строгих портфолио, многие из них составляют нечто среднее: резюме, представленное как история профессионального успеха, включающее в себя соответствующие фотографии (например, выступлений на конференциях, церемоний награждения, пройденных мастер-классов, полученных сертификатов, разворотов журналов со статьями, выставок, примеров работ и т. д.).

Такие истории успеха интересны и показательны не только для работодателя, они важны и для близких людей. Кроме того, это отличный мотиватор для самого фрилансера, особенно если мы говорим о жене и маме, уделяющей большую часть времени и сил семье, — ей необходима поддержка ее профессиональной составляющей.

Муж и жена — фрилансеры

Семьи, в которых оба супруга — вольные наемники, тоже не редкость. Несмотря на возможное отсутствие стабильности, у семьи, ведущей такой образ жизни, есть свои бонусы.

  1. Прежде всего, супруги лучше понимают проблемы друг друга: им будет проще говорить на одном языке и решать схожие вопросы. А работа в смежных сферах позволит искать и выполнять заказы в паре, давая дополнительное преимущество обоим супругам (например, жена-дизайнер работает вместе с мужем-фотографом).
  2. Муж и жена свободны в планировании своей жизни, включая заботу о детях, путешествия и переезды.
  3. Мужчина может более активно включаться в воспитание детей и проводить больше времени с ними, а вопрос разделения домашних обязанностей решается легче, ведь в семье нет разделения на работающего мужа и "домоседку" жену.

Интересно, что многие семейные пары, в которых оба супруга являются фрилансерами, под стабильностью подразумевают как раз возможность планировать свою жизнь, не зависеть от прихоти начальства и самим решать, когда отправляться на отдых или в какой стране жить. А избежать финансовых простоев позволяет активный поиск заказчика и продвижение своих услуг на фриланс-рынке.

Для того чтобы в любых условиях, которые предлагает изменчивый мир, женщина-фрилансер оставалась любящей женой и мамой, нужно помнить всего о трех правилах, которые можно назвать золотыми правилами.

  1. Планировать свою рабочую неделю заранее — составленное загодя расписание позволит избежать спешки и перегрузки. Благодаря этому станет понятным объем работы, а также будет наглядно отражено время для работы и отдыха с семьей.
  2. Не допускать цейтнотов — даже при большом количестве задач нужно уметь выделять главное, планировать выполнение работы по частям.
  3. Грамотно организованное рабочее место — портативность, удобство, небольшой формат. Дальняя дорога или целый день дома с сынишкой на полу — везде можно создать для себя прекрасные условия. Особенно для любимой работы.

В итоге такие понятия, как "гармоничные отношения", "стабильность", "сплоченность семьи", зависят не столько от рода деятельности мужа и жены, не от формы и места работы, сколько от умения сохранить атмосферу любви и понимания. Это по силам каждой супружеской паре, если первичной все же остается семья и отношения в ней. Причем не только для работающей жены, но и для мужа.

Как работать вместе с детьми

Ученики 4-5-х классов уже имеют первоначальные пред-ставления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них следующих результатов:

- умения включаться в переговоры относительно проце-дур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

- умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти за-труднения);

Умения разделять ответственность в процессе коллек-тивного труда

Учащиеся уже могут договариваться о правилах и вопро-сах для обсуждения в команде, при необходимости пользу-ясь помощью учителя, высказывать свои идеи, относиться к идеям других.

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

Упражнения-разминки

1.1. «Комплименты»

Все ученики класса должны разделиться на две одинако-вые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая - внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплимен-тами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнерами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнеру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учи-тель задает порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечетное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал, по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнеров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «По-менялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

1) Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам легким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4) Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Поскольку деление на группы в этом возрасте часто становится заботой учителя, приведем некоторые способы произвольного распределения учащихся:

1.В одной команде оказываются все те, у кого имя начи-нается с одинаковой буквы.

3.Предложите объединиться в команды тем, на ком одеж-да одинакового цвета.

1.2.«Пусть выйдет ко мне...»

Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него (нее) есть что-то общее. По-том слово передается вышедшему участнику, он приглашает в круг следующего человека, тоже называя какое-либо сходство. Упражнение продолжается, пока все не окажутся в кругу.

Это упражнение можно использовать для разделения класса на команды. Тогда «ведущих» выбирается столько, сколько предполагаемых команд (это могут быть как признан-ные лидеры, «активисты», так и самые тихие и неактивные дети в классе).

1.3.Построение

Участники должны, не разговаривая, по знаку ведущего выстроиться по росту (от самого высокого к самому низкому) в затылок друг другу. Для усложнения задачи можно задать время выполнения упражнения или критерием выбрать не рост, а возраст (самый младший становится впереди, за ним старшие). Главное условие - сохранение тишины.

1.4.Подпись

Ученики с листом бумаги и ручкой движутся хаотично. Они должны пожать руки другим учащимся. Каждый, кто пожал руку другому, ставит подпись на его листке. Задача - за короткий срок собрать как можно больше подписей.

1.5. Давай поздороваемся

Все ученики встают в два круга в затылок друг другу, так, чтобы внешний круг смотрел вперед по часовой стрелке, в внутренний против (число участников должно быть равным в двух кругах). По команде ведущего круги начинают двигаться навстречу друг другу, и каждый ученик, встречая своего това-рища, должен поздороваться с ним одним из трех способов (либо холодно кивнуть, либо дружески пожать руку, либо заключит в горячие объятия). Для того, чтобы определить, как они будут здороваться, каждая пара молча смотрит друг другу в глаза.

После упражнения (когда каждый поздоровается с каж-дым из другого круга) учитель может обсудить, какие были

Проведению разминок,несущих мотивационные элементы при работе с учителями, могут помочь короткие описания игр, адаптированные к особенностям курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

2.Игры

2.1.Подарок

Участники разделяются на пары. Они не могут разгова-ривать друг с другом и общаются только жестами. Один из них упаковывает для другого подарок, показывая жестом, что это такое. Заранее можно определить, что это относится к ценности той или иной культуры (к символам, к произведе-ниям искусства в данной культурной традиции и т.п.). Через 2 минуты игра прекращается. Второй участник высказывает предположение, какой подарок он предполагает получить, а первый объявляет, совпадает это или нет с задуманным. Данная игра позволяет выйти на проблему важности взаимо-понимания, а также развивает творческие умения передать и получить информацию без использования слов.

2.2.Испорченный телефон

Участники занятия образуют несколько равных цепочек. Первый человек в каждой цепочке получает написанную на листе бумаги фразу (это может быть одно из высказываний о культурной традиции, пословица или поговорка, определение, информация и т.п.). От первого до последнего человека в це-почке необходимо за максимально короткое время передать эту фразу. Последний участник должен произнести фразу вслух. Затем сравнивается с тем, что было записано перво-начально. Как правило, можно заметить серьезные искажения смысла фраз. Это показывает, что в повседневной жизни может происходить с информацией и почему надо самому разбираться в происходящих событиях, в том числе знать общие вопросы развития культуры.

2.3.Изменения

Сначала в парах партнеры смотрят друг на друга. Затем они отворачиваются, и каждый вносит в свой внешний вид 3 изменения. Затем каждый пытается определить, какие изме-нения были внесены. Другим вариантом может быть выбор одного человека, которому завязывают глаза (или удаляют из комнаты), а затем изменяют окружающую обстановку. Это упражнение обращает внимание на внимательное отношение к окружающему миру и людям вокруг. С этого начинается понимание окружающего мира, его культурных и других осо-бенностей.

2.4.Подарок

Каждому участнику дается по 3 листочка. На них надо написать, что хотелось бы подарить другу, группе, миру. Эти подарки могут иметь отношение к религиозным культурам или светской этике. Листочки перемешиваются - каждый вынимает по 3 подарка - себе, группе, миру. Он высказывает свое отношение к полученным подаркам. Автор поясняет свою позицию - почему эти подарки представляются ему крайне важными. Игра позволяет обратить внимание на важные культурные ценности, соотнести их с человеком, группой и обществом в целом.

2.5. Спасибо

Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за...». Таким образом, подчеркивается важность сотруд-ничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

2.6.«Ищу друга»

Каждый может поместить в газету объявление о поиске друга. Нет ограничений на количество слов и размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, даже можно нарисовать его портрет. Можно и рассказать о себе. Но надо иметь в виду, что объявлений будет много и надо

привлечь внимание к своему. Затем листы развешиваются на стенах без подписи. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание и заинтересовало. Можно ограничить выбор (от 1 до 3). При обсуждении - Чем характеризуется объявление, получившее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало Вам откликнуться на другие объявления?

2.7.Сжатый кулак

Участники разбиваются на пары. Ведущий просит одного из них сжать пальцы, а другого - постараться разжать их. А затем происходит смена - другой сжимает пальцы. После он показывает, как можно было это делать, не касаясь физически человека - просто попросить его разжать кулак. Ведь не было сказано, что обязательно нужно применять физическую силу. Это позволяет человеку сохранить энергию для более важных дел и свершений.

2.8.«Культура»

Всем предлагается нарисовать рисунок на тему «Культу-ра». Рисунки складываются в общий круг и затем по очереди обсуждаются: рациональный аспект (что автор хотел сказать данным рисунком, какие проблемы хотел отобразить) и эмо-циональный (какие чувства, эмоции вызывает рисунок)

Можно признаться в собственном несовершенстве? Я до сих пор не научилась организовывать себя и своего 10-месячного ребенка так, чтобы все успевать – играть с ним, гулять, кормить, закупать продукты и готовить, убираться. А еще работать. Так уж получилось, что я занимаюсь несколькими проектами. Дома. И, учитывая наличие маленького Андрюши и довольно большого Макса, это получается со скрипом.

Если поблизости имеются помощники – супруг или бабушки, то все прекрасно. Делегирую я обязанности легко и непринужденно, благо никто не возражает. А вот если я с Андрюшей одна, то все по-другому. До умудренной опытом Лены Даниловой , которая растит пятерых детей и при этом успевает проводить тренинги, вести сайт и писать книжки – мне далеко.

Однако один секрет у меня имеется. Тот, что позволяет не сойти с ума от собственного несовершенства, усталости и ощущения, что в сутках не хватает часов этак 6 или 8. Секрет очень простой: надо вздохнуть полной грудью и расслабиться. Только и всего.

Предположим, что у меня есть серьезный такой списочек дел, которые необходимо выполнить. Сегодня. Желательно в определенном порядке. А Андрюше на этот список плевать. Никакого уважения к маминой трудовой деятельности. У него свои желания и потребности.

Может, где-то имеются дети, которые могут сосредоточено что-то рассматривать и во что-то играть, часами. Андрюша к ним не относится, точно.

Ты ему игрушку подсовываешь, конструктор красивый, а сама быстренько пытаешься вычитать последнюю верстку своей книжки. Вместо того, чтобы бодро ставить друг на друга красивые блоки, маленький наглец залазит к тебе на коленки и начинает рвать листочки и пускать на них слюни. На твои задачки. С красивыми картинками. Которые надо поправить и срочно отослать верстальщику.

Андрюше не нужны машинки, пазлы и прочие радости – ему нужна мама, которая занимается исключительно им. А не ерундой какой-то.

— Ну, хорошо, Андрюша, давай поиграем, любимый. Полный восторг. Играем. Вроде, увлекся, сам что-то делает. Тихонько отползаю в сторону и к задачкам. Через пару минут Андрюша дергает меня за ногу. Издевается, не иначе.

В голове коварная мысль – уложу спать, тогда поработаю. Ага, уложила. Вместо того, чтобы спокойно сопеть под одеялом, ребенок через полчаса подает голос – не спится ему без мамы, видите ли. С ним надо лежать, по спинке гладить и песенки напевать.

Если тебе действительно нужно просмотреть верстку именно сегодня, и просмотреть внимательно, то можно сойти с ума. Честно. Вместо верстки, кстати, можно любое другое дело вставить. Не связанное с ребенком. Которое нужно выполнить, а не получается. Никак.

Вопрос: что делать в такой ситуации? РАССЛАБИТЬСЯ. И совершенно точно – не психовать. Потому что если психовать, то будет еще хуже. Хуже и тебе, и ребенку.

Несколько месяцев назад на меня снизошло откровение, не смейтесь. Маленького ребенка нельзя организовать и упорядочить. Ты можешь десять раз все просчитать и распланировать. Вот сейчас я с ним погуляю, потом поиграю, потом уложу и займусь своими делами. И до того, как он проснется, у меня будет время на то-то и то-то. Но в какой-то момент у него заболит животик, он проснется в слезах и не вовремя или вовсе засыпать не захочет, и все, план не сработает, как бы прекрасно он ни был составлен.

Со вторым сыном я научилась принимать подобные вещи, как данность. Ну, вот так случилось. Не получается что-то сделать. По крайней мере, сейчас. Ну и ладно.

Да, хочется пойти и заняться своими делами, хочется «не терять времени». А нужно сделать именно это. Нужно сказать себе: «Вот сейчас я задвину все свои планы подальше и займусь исключительно ребенком». Буду качать его, танцевать с ним, щекотать и катать машинки.