Камень – жизнь, смятенье, сомнение. Что станут греться на смуглых камнях

В истории мировой архитектуры часто упоминается о материалах, которые сформировали облик целых значимых регионов. Эти камни — визитная карточка городов, эпох или цивилизаций. Они же — порой единственная причина сохранности этих древнейших построек.

Одним из настолько значимых камней является Иерусалимский Камень. Это светло-бежевый мраморизованный известняк, в который полностью обрамлен город трех религий. Разработка этого камня ведется неподалеку от Иерусалима. Неудивительно, что именно им облицовывали постройки, укрепляли стены и мостили тротуары города задолго до появления христианства. А в 1918 году, во время разработки плана по развитию и сохранению Иерусалима, британский мандат утвердил закон: все строящиеся городские здания должны быть облицованы этим камнем. Все — значит абсолютно все общественные постройки города. А в отделке частных зданий разрешено использовать камень близкого состава — Хевронский и Бир-зетский. Диапазон оттенков камня довольно узкий, незначительные колебания не мешают сохранению архитектурной целостности города.

Чаще всего применяется камень светло-бежевого цвета, а также встречаются серо-бежевые и розоватые породы. Текстура временами неоднородная — встречаются переходы цвета, бурые прожилки, временами — останки фауны, ракушки. Под ярко-синим небом с палящим солнцем Иерусалим кажется золотисто-желтым, будто вырезанным из единой скалы. Не зря поэты называют его «Золотым городом».

Так что же собой представляет этот легендарный камень с геологической точки зрения? Это карбонатная порода, которая по генезису она является мраморизованным известняком, т.е. известняком, который укрепляется и уплотняется под действием давлений и температур в земной толще. По минералогическому составу представляет собой плотно сцементированную массу кристаллов кальцита и доломита.

Итак, золотисто-бежевым Иерусалимским камнем облицованы все общественные здания и ключевые святыни города. Иудеи совершают паломничества на Храмовую Гору и к Стене Плача. Мечеть Аль-Акса, расположенная на той же Храмовой Горе, - священное для мусульман место. А начиная от мусульманского квартала до Храма Гроба Господня тянется Виа Долороса - последний путь Христа. Удивительно, как этот клубок преданий и святынь трех религий сохранился до наших дней. Ведь и противоречия человеческие, и просто время могли бы разрушить эти постройки..

Все эти места облицованы или замощены бежевым Иерусалимским камнем. Из него же — крепкие городские стены. Им же покрыты тротуары и многочисленные торговые площадки всего города. Стоит отметить, что часто ходить по Иерусалиму неудобно — камень местами наполирован ногами туристов, а на границах стыков плит — зачастую поврежден.






На поверхность плит мощения часто нанесена фактура, которую сегодня мы называем бучардированной. Сейчас мы ее оперативно и качественно наносим на станке. Такая обработка образует небольшой рельеф на камне и снижает скольжение. В Иерусалиме этот рельеф на плитах был выдолблен вручную — вероятно, при помощи молота и крупных гвоздей.

Учитывая возраст построек и мощения, кажется, что этот камень вечен.. Нам стало известно, что месторождения Иерусалимского камня разведаны лишьчастично. И он востребован для экспорта в другие страны, в том числе и в Россию. Если Вас заинтересовала возможность отделки Иерусалимским камнем, обратитесь к нам - мы с радость предоставим Вам более детальную информацию о сроках и стоимости работ.


Камень Миропомазания, который находится прямо перед центральным входом в , является одной из главных христианских святынь. Он был установлен в 1830 году на месте 13-ой остановки крестного пути . Именно сюда положили тело Иисуса Христа после того, как сняли с распятия.


Камень Миропомазания – описание

Как говорится в Священном Писании, на этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим подготовили тело к погребению, совершили помазание миром и алоэ, после, завернув в саван, отнесли и положили в гроб. Камень Миропомазания в Храме Гроба Господня считается чудодейственным и мироточивым.

Дабы сохранить подлинный камень его скрыли плитой из бледно-розового мрамора, длиной в 2,77 м. Ширина камня составляет 1,5 м, а толщина – 30 см. Несмотря на то, что он скрыт под плитой, если прикоснуться к святыне, можно почувствовать приятный запах и ощутить успокаивающий эффект.


История Камня Миропомазания такова, что ранее он принадлежал только одной конфессии – католической францисканской. В настоящий момент святыня принадлежит четырем конфессиям. Над камнем постоянно горят восемь лампад:

  • четыре – от греческой церкви;
  • две – от армянской;
  • одна – от коптской;
  • одна – от католической.

Достоверно известно, что лампады были сделаны по заказу русских купцов и подарены Храму Гроба Господня в знак уважения. За камнем находится мозаичное панно, а рядом на мраморной доске написан евангельский текст по-гречески.

Если туристы впервые посещают , Камень Миропомазания и не знают, какие действия следует совершать, то можно просто постоять в этом священном месте.


В чем состоит ценность Камня?

Люди приходят к Камню Миропомазания с благими намерениями, замолить грехи перед спасителем, в нем заложена сильная положительная энергия. Любая вещь, которая прикоснулась к камню, считается освященной. Если туристы намереваются приложить к Камню маленькие иконы или кресты, другие предметы, купленные в сувенирных лавках, то лучше снять упаковку, чтобы освятить именно эти вещи, а не упаковку.

Оказавшись в этом месте, нужно соблюдать определенные правила поведения, например, категорически запрещается садиться на камень. Женщины протирают платком или шарфом плиту, тем самым освящая вещь, после чего она становится праздничной, и ее одевают только на торжественные службы. Если платок остался лежать в номере отеля или даже дома, отчаиваться не стоит. Рядом с храмом всегда можно купить белый платок примерно за 15 шеккелей.

Как добраться?

Камень Миропомазания находится в Храме Гроба Господня. Добраться до него можно через эфиопскую церковь либо подойти с «Шук Афитимиос», а затем через калитку «Рынка Красильщиков». К Храму ведет и улица «Христианская», после которой следует спуститься к улице св. Елены.

На общественном транспорте можно доехать до на автобусах № 3, 19, 13, 41, 30, 99, далее нужно идти пешком до Храма.

Много столетий назад, задолго до основания Иерусалима, на эту землю для жертвоприношения пришел праотец Авраам со своим сыном Исааком.

Здесь, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Царь Соломон построил в Иерусалиме храм, где проповедовали ветхозаветные пророки. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус.

На иерусалимской земле, на горе Голгофе, Христа жестоко распяли. Тут Он преодолел смерть и, восстав из Гроба, явился ученикам, дабы убедить их в истинности Своего Воскресения. Эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли в Иерусалиме. Отсюда началась проповедь Евангелия по всему миру.

Иерусалим привлекателен не только библейским прошлым. Удивительный город, который строили тысячелетиями, славится уникальной архитектурой. Если подняться в небо над Иерусалимом, то с высоты он кажется сотканным из света. Секрет такого свечения - в материале, из которого создан весь ансамбль его строений. Этот строительный материал - разновидность известняка, который добывают на территории Израиля и Палестины. И название ему - Иерусалимский камень.

Этот вид камня встречается только в окрестностях Иерусалима и называется - иерусалимский известняк - очень редкая разновидность. Создан самой природой, рожден в святых местах - он несет положительную энергию и обладает вековой прочностью. Даже не прикасаясь к нему, можно почувствовать теплоту солнца, которую он излучает. В Иерусалиме одноименный камень по сей день является основным отделочным и строительным материалом. Все просто, в городе этого добра богатейшие залежи. А высокое качество камня обусловлено специальной технологией добычи без взрывных работ. Но, не одному Иерусалиму тешиться, ведь слава - штука с крыльями! О потрясающих свойствах и изысканности иерусалимского камня знает весь мир!!!

Прочность и долговечность Иерусалимского камня не вызывают сомнений. Ведь в Иерусалиме из него строят уже не одну тысячу лет. Причем, время для этого камня не минус, а плюс. Материал не теряет свойств и выглядит благородно.

Благодаря примесям горных пород, камень имеет разные цвета и оттенки. Цветовая палитра Иерусалимского камня зависит от преобладающего оттенка в общем спектре. Основные цвета: кремовый, желтый, серый и белый. Такие варианты позволяют легко создать контраст, обозначить фон, который изящно подчеркнет достоинства окружающей обстановки.

Структура камня неоднородна по составу, и это придает ему особое очарование. Тонкая сеть прожилок черного цвета, который постепенно переходит в стальной и плавно приобретает темно-вишневый оттенок, смотрится интересно. Вкрапления гематита, и остаточные следы окаменелостей складываются в уникальный рисунок.

Текстура Иерусалимского камня имеет ряд особенностей, благодаря разнокалиберным размерам зерен.

Крупные плиты иерусалимского камня используют в качестве строительного материала, обломки поменьше идут на изготовление облицовочной плитки, а совсем маленькие куски - на мозаику.

Характеристики Иерусалимского камня:

Иерусалимский камень приносит в Ваш дом теплоту и изящество.

Иерусалимский камень на протяжении веков всегда в моде.

Иерусалимский камень привносит в Ваш дом ощущение связи с природой и традициями.

Иерусалимский камень обогащает интерьер и фасады зданий и улучшает дизайн любого помещения, любого сувенира.

Иерусалимский камень замечательно сочетается с другими материалами, такими как дерево, керамика, метал, стекло и другими, улучшая и дополняя их.

Разнообразие оттенков и поверхностной обработки Иерусалимского камня позволяет использовать бесконечное число комбинаций для реализации самых необычных дизайнерских проектов.

Долговечность и прочность Иерусалимского камня была не один раз проверена на практике в течении последних 3000 лет. Естественное внешнее воздействие лишь облагораживает его вид.

Иерусалимский камень отлично сохраняет температуру - держит тепло в прохладную погоду и приятную прохладу в жаркие дни.

Основные святыни, в строительстве которых используется Иерусалимский камень:

Храм Гроба Господнего – главная святыня христиан, выполнен из известняка, известного как иерусалимский камень.

Церковь св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме.

Весь город Иерусалим выстроен из Иерусалимского камня.

Стена Плача (Западная стена Храма, Котель Маарави)

В иерусалимском храме Гроба Господня, неподалеку от входа, находится единственное в мире место, где каждый христианин может самостоятельно, не прибегая к услугам священнослужителя освятить крестик, иконку или другой предмет религиозного или домашнего обихода. Место это – Камень Помазания, который также называют Камнем Миропомазания, Камнем Умащения или даже совсем просто - Доской Господней.

Для паломников, прибывших в Иерусалим, чтобы пройти по Виа Долороса (Скорбному Пути), Камень Миропомазания - одна из остановок, этого, возможно, самого главного для всех христианских пилигримов маршрута. И всё же лучше всего прийти к Камню особо - рано утром, когда в храме еще почти нет паломников - чтобы на всю жизнь сохранить в памяти ощущения, которые оставляет это удивительное место.

Строго говоря, сам Камень Помазания находится под спудом мраморной плиты, положенной сверху в целях сохранности. Но благодать, присущая ему, без труда проникает сквозь толщу мрамора, незримо распространяясь вокруг. Как и миро, микроскопическими каплями которого которым чудесным образом покрывается поверхность плиты.

Чтобы лучше понять, это за место, обратимся для начала к Священной истории Нового Завета. Согласно Евангелию, один из тайных учеников Христа, богатый и родовитый член Синедриона Иосиф Аримафейский попросил у Понтия Пилата позволения снять с креста тело Спасителя, подготовить его нужным образом к погребению и затем предать земле. Пилат не мог отказать одному из иудейских старшин. Иосиф вместе с другим последователем Христа, также тайным, по имени Никодим, кладут тело Спасителя на камень, умащают его драгоценным миром и алоэ, а затем оборачивают в саван - в полном соответствии с иудейской погребальной традицией. При совершении ритуала рядом находятся Пресвятая Богородица и жены галилейские, которые оплакивают Христа.

Вот как о помазании и последовавшем затем погребении тела Иисуса Христа говорит любимый ученик Господа, евангелист Иоанн: «После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19: 38–42).

Как известно, построенный несколько веков спустя по указанию матери императора Константина Великого, царицы Елены, иерусалимский храм Гроба Господня объединил в единый архитектурный ансамбль места, связанные с крестной смертью, погребением и воскресением Спасителя. Камень Миропомазания также оказался в числе этих мест.

В византийский период над Камнем Миропомазания стояла часовня Святой Марии, входившая в комплекс храма. Во времена Иерусалимского королевства крестоносцы кардинально реконструировали застройку: вместо архитектурного ансамбля, состоявшего из многих отдельных объектов, здесь появилось монументальное сооружение, объединившее под одной крышей все здешние святыни, включая и Камень.

Вплоть до начала позапрошлого века Камень Миропомазания был в собственности у католических монахов из ордена Францисканцев. Только в 1810 году католики, православные, а также древние апостольские церкви - Армянская и Коптская - пришли к соглашению о совместном владении Камнем. За святыней была построена стена, которую затем украсила искусная мозаика. Она представляет собой величественный триптих, выполненный мастером Власисом Цоцонисом. Первая его сцена изображает снятие с креста, вторая - помазание миром, а третья - погребение. Иосиф Аримафейский на мозаике предстает седобородым старцем в одеяниях красного цвета.

Все прошлые века, в которые Иерусалим был доступен для паломников-христиан, к храму Гроба Господня тек нескончаемый поток пилигримов. Каждый из них стремился прикоснуться к Камню - а то и отколоть от него хоть самую малую часть, чтобы затем благоговейно увезти её с собой. Для защиты от такого разрушительного благочестия Камень покрыли черным мрамором. Позже эту облицовку сняли - сегодня святыню покрывает плита бледно-розового цвета, также мраморная. Длина защитной плиты - 2,7 метра, ширина - 1,3 метра, толщина - 30 сантиметров. На особой перекладине над камнем висят восемь лампад, пламя в которых поддерживают служители шести церквей, представленных в Храме Гроба Господня: греческой православной, католической, армянской, коптской, эфиопской и сирийско-маронитской.

Слева от Камня Помазания, на полу, отмечен - также мрамором - круг. Согласно Преданию, именно на этом месте стояла Пресвятая Дева Мария, когда тело Её Сына приготовляли к погребению.

Как уже было сказано, у Камня за исключением разве что самых ранних часов утра, всегда много верующих. Камень источает микроскопические частицы мира - и верующие спешат прикоснуться к покрытой им плите губами, лбом, руками и даже прикладывают к ней платки и края одежды. Крестики, нательные образки, свечи - чего только не освящают здесь. Как верят христиане, живущие в разных концах земли, положенные на короткое время на Камень предметы с этого момента обладают особой, ни с чем не сравнимой благодатной силой, освящая не только сами объекты, но и того, кто ими владеет. Именно поэтому , освященные на Камне Миропомазания, для верующих, принадлежащих к преемственным христианским церквям - всегда долгожданный подарок.

Сомневаться в реальности действия здесь особой божественной силы не приходится: каждый, кто хоть однажды преклонил колена у Камня Миропомазания, подтвердит, что всё обстоит именно так. А мы в заключение нашего короткого рассказа о Камне Миропомазания приведем короткий отзыв одного из многих и многих тысяч побывавших здесь паломников, опубликованный в «Живом журнале» пользователем под ником chugoj – даже не весь отзыв, а наиболее яркий его фрагмент.

«Приблизившись к камню, я склонился, коснулся лбом поверхности и явственно, чуть ли не резко ощутил источаемый камнем запах, в котором угадывались звуки розового масла, еще чего-то пряного и хвойного. Приложив и отняв руки, ощутил, что запах идет теперь и от них – явственно, чуть ли не резко чувствовалось, что и лоб мой горящий источает его.
Ощущение было почти шоковым – по необычному соединению простоты и незатейливости чуда и настоятельного голоса бытовой рациональности, услужливо подсовывающей “разоблачения” в духе примитивных атеистических агиток сталинских или хрущевских времен… Если плиту служители Храма умащивают благовониями – то когда? Ведь на ночь храм запирают и ключи у потомственных хранителей-мусульман. Если это делают в открытом Храме – то как это возможно? Недоверчиво всю дорогу назад в машине я то и дело подносил руки к лицу и ловил удивительное ощущение, когда невидимые поля этого запаха, исходящего от рук и ото лба будто объединялись, сливались в целое, щеки начинали гореть и мыли возвращались туда, к камню, на котором когда-то лежало тело Его.

Мне казалось, что жизнь послала мне внешне простую, но почти неразрешимую задачу, перед которой я просто робел. Н очью я несколько раз просыпался, подносил ладони к лицу и ощущал их жар и этот запах - неразделимо - розы, пряной хвои, еще чего-то…
Сознание и память человека как-бы “культурного”, а посему – отличающего “Фаренгейт” от “Кензо”, а “Тед Лапидус” от “Красной Москвы” внятно, если не назойливо требовало дальнейшей идентификации запаха, его составляющих, а что-то иное – останавливало, заставляя сконцентрироваться, вслушаться в то внутреннее, что исподволь формировалось и потребностью прийти в храм, и всем прочувствованным в нем, и этим запахом, будто унесенным мной от камня на лбу и на ладонях.»

Две тысячи лет назад люди, жившие на Святой Земле, достигли огромных для своего времени успехов в создании оригинальных благовоний и ароматических веществ - об этом свидетельствуют многие исторические источники. Но, конечно же, ни одной из созданных ими субстанций, даже самой стойкой, не под силу благоухать почти два тысячелетия подряд. Возможно подобное лишь под действием благодатной силы, которая незримо распространяется вокруг Камня, на котором готовили к погребению тело Спасителя мира. Объяснить этого рационально нельзя - но, возможно, своего рода ключом к пониманию этого феномена могут стать слова любимого многими поэта: «Бог сохраняет всё…»

Н а закате, каменные стены Иерусалима сияют розовато-золотистыми и рыжеватыми оттенками, и он светится, как город из золота. Во время британского мандата существовал закон, запрещающий строительство с использованием любого другого камня, кроме Иерусалимского камня, в целях сохранения наследия прекрасного города.

Знаете ли вы геологический состав этого знаменитого «Иерусалимского камня»? Это известняк и доломит; эти камни формировались на протяжении многих лет под большим давлением из морских ракушек и кораллов — морских существ прошлого, уплотненных и спрессованных в камень и окаменелости. Как камни Иерусалима изобилуют жизнью, так и мы призваны быть живыми камнями.

Сегодня старый Иерусалим все еще окружен стенами, главным образом со времен Ирода и Османской империи, но все же можно увидеть части стен, построенных во времена Неемии, в дни Второго Храма.

Стены Иерусалима действительно важны для Бога

Это довольно интересно — посмотреть на все библейские ссылки о стенах. Один отрывок дает нам представление о чувствах Бога по этому вопросу:

А Сион говорил: ‘оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!’

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]; стены твои всегда предо Мною. (Исаия 49:14-16)

Другое место, где мы видим важность физических стен Иерусалима, находится в Ездре и Неемии. Когда Неемия слышит о состоянии Иерусалима, он приходит в опустошение:

«И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, [находятся] там, в стране [своей], в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным» (Неемия 1:3-4)

И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем. (Неемия 2:13)

Мы видим последующую огромную духовную битву, которая имела место после того, как Бог чудесным образом обеспечил всю власть, свободу для возвращения и даже финансирование восстановления стен (с помощью персидского царя Кира). И насколько важно было Богу, чтобы все бреши в стенах были устранены. Враги же Израиля были полны решимости остановить строительство стен.

«Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно» (Неемия 4:7)

Они были в ярости — они возбуждали бедствия и клеветали на израильтян, лгали царю, что Израиль начал восстание. Но, несмотря на это, хотя задача многократно казалась слишком большой и трудной, Бог даровал им успех. Стены были завершены, как и пророчествовал Даниил за много лет до этого.

Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. (Даниил 9:25)

Библейский символизм для нас сегодня

Стены очень важны и символичны в Библии, особенно стены Иерусалима. Ворота также имеют серьезное значение, но это уже другая история. Но, более того, стены, камни и бреши также обладают духовным смыслом для нас. Мы можем увидеть в миссии Неемии по строительству и восстановлению брешей в стенах символ того, как мы, как верующие, должны стремиться созидаться в единстве, без каких-либо разногласий и брешей между нами, чтобы мы были использованы как живые камни для построения Царства Божьего.

Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

…Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. (1 Петра 2:4-6, 9-10)

И вновь чудо Божьей благодати распространилось на все народы. Мы — его живые камни, избранные и драгоценные. Но, подобно Израилю и Иерусалиму, мы избраны для конкретной цели — чтобы возвещать совершенства Бога. Возможно, вам захочется молитвенно поразмышлять над этим образом стены… работы по ее строительству… опасности брешей и проломов, и важности краеугольного камня. Интересно также то, насколько были расстроены враги, когда проломы в стене были восстановлены во времена Неемии. Пища для размышлений. Наши правильные отношения с другими верующими имеют решающее значение — мы первым делом должны стремиться к миру и исцелению разногласий среди нас. Давайте будем трудиться вместе с Богом в том, чтобы отремонтировать каждую брешь и каждое разделение, и заставить врага отчаяться.

Подписывайтесь:

Мы также знаем, что непрощение, горечь и неправильные отношения препятствуют нашим молитвам (Матфея 6:7-15, 1 Петра 3:7). Неудивительно, что враг злится, когда всё восстанавливается, и наши молитвы безотлагательно возносятся к Богу!

Наконец, есть образ «сторожей на стенах», который появляется в Писании, как метафора молитвенных воинов, следящих за Божьими целями и усердно молящихся за безопасность, защиту и победу. Стоять «в проломе» за тех, кто нуждается в нас, чтобы помолиться от их имени. Могли бы вы помолиться словами Исайи, глава 62 от имени Израиля? Присоединяйтесь к нам в единстве, молясь за землю и ее народ, за спасение и восстановление Израиля!