Календарь успехов для ребенка. Как правильно поощрять детей? Советы психолога. Наказания и поощрения

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Н.В. Федина, С.П. Максомова

Одной из форм совместной деятельности взрослых и детей предполагающей сотрудничества по Программе «Успех» является «Успех. Календарь», в организационно-педагогической основе которого, лежит примерный календарь праздников, интересных событий. Их можно с нетерпением ждать, к ним можно готовиться, их можно эмоционально переживать вместе с семьей, сверстниками, воспитателями. Темы этих праздников понятны детям и вызывают у них положительное отношение, необходимое для возникновения мотивации в образовательном процессе.

Образовательная деятельность представляет собой технологию реализации Программы «Успех», или описание средств (форм, способов, методов и приёмов) решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех» в соответствии с примерным календарём праздников.

Работа с «Успех. Календарём» является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о российских и международных праздниках.

«Успех. Календарь» дополнен большим количеством ярких иллюстраций, что способствует развитию познавательного интереса у ребят.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

· явлениям нравственной жизни ребёнка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);

· окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

· миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

· традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

· наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

· событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребёнка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

«Успех. Календарь» приглашает детей на обзорную экскурсию по российскому и международному календарю праздников.

Вы заглянете в историю праздника, узнаете, как отмечают и понимают этот праздник в нашей стране и в других странах мира, узнаете много нового и интересного о своей стране и других странах, о Земле, на которой мы живём, познакомите детей с крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Путешествие с «Успех. Календарём» будет увлекательным и полезным, если все его участники (педагоги, родители, дети) внесут свою посильную лепту в познание большого мира под названием «Планета людей» (отыщут нужную книгу, найдут необходимую информацию в Интернете, смастерят, слепят и т.д.).



При работе с «Успех. Календарём» необходимо учитывать следующее :

· количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными и российскими праздниками или событиями);

· указанные праздники могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными и российскими праздниками или событиями;

· краткая информационная справка о каждом празднике адресована педагогам, реализующим Программу «Успех», и родителям детей дошкольного возраста;

· рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу;

· период подготовки к каждому празднику определяется педагогами, реализующими Программу «Успех», в соответствии с возрастом и контингентом детей, условиями и спецификой осуществления образовательного процесса, промежуточными результатами освоения Программы «Успех», тематикой праздника;



· возраст детей, участвующих в подготовке и проведении праздников, формы проведения праздника, формы работы по подготовке к празднику носят рекомендательный характер;

· формы подготовки к праздникам и их проведения являются конкретизацией и дополнением форм работы, представленных в разделе «Организация деятельности педагогов и детей по реализации и освоению Программы «Успех»», носят интегративный характер, т. е. позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;

· формы работы по подготовке к празднику детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к празднику детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т. п.);

· подготовка к праздникам представляет собой описание средств решения задач психолого-­педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы «Успех».

«Успех. Календарь» состоит из 12 листов календаря, фишек с изображением символов праздников (на магнитной основе) и методических рекомендаций. Дни месяца на плакатах-листах Календаря представлены в виде привычной календарной сетки, а как игровая дорожка, движение по которой символизирует ход времени, «проживание детьми дней, недель, месяцев года.

На каждом плакате-листе Календаря изображены основные признаки не только соответствующего времени года, но и каждого месяца по направлениям: «Мир неживой природы». «Мир растений», «Мир животных», «Мир людей». Дни недели изображены разными геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, многоугольник, ромб).

«Успех. Календарь» выполняет следующие функции:

Ежедневного организационного момента, способствующего подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему;

С помощью конкретных приёмов и способов решать задачи психолого-педагогической работы на основе принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Ежедневное использование календаря способствует решению задач психолого-педагогической работы:

1. Развивает мотивационно-потребностную сферу (формирует положительную мотивацию к образовательной деятельности, осуществляемой на основе комплексно-тематического принципа с учетом международного и российского календарей праздников).

2. Развивает психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

3. Развивает творческие способности (содействует проявлению созидательной и творческой активности детей, в том числе в процессе интерактивной работы с Календарем).

Алгоритм действий взрослого и детей «Успех. Календарь»
Этапы Последовательность деятельности
1 этап Внесение календаря – плаката.
2 этап Интеллектуальная игра «Зачем нужен календарь?»
3 этап Внесение календаря-плаката в предметно-развивающую среду группы.
4 этап Первоначальное рассматривание календаря-плаката.
5 этап Рассматривание фишек с изображением символов – праздников.
6 этап Нахождение изображения предстоящего праздника на плакате.
7 этап Нахождение на плакате признаков живой и неживой природы.
8 этап Выполнение игровых упражнений, заданий, направленных на осознание детьми событий, праздников, природных явлений изображенных на плакате.
9 этап Моделирование ситуаций на «игровых дорожках времени».
10 этап Сравнение плакатов между собой.

1. Игра – умозаключение «Зачем нам нужен календарь?» (детям дается краткая библиографическая справка из истории происхождения календаря).

2. Внесение календаря – плаката (Вместе с детьми находим ему удобное место в интерьере группы. При этом учитываем требования: освещенность; широкий обзор для рассматривания; удобный подход для выставления, перемещения фишек по «игровым дорожкам времени», для дорисовывания необходимых деталей).

3. Первоначальное рассматривание календаря – плаката:

· «Что за чудная дорожка? Не тропинка, не шоссе. Вся она как змейка вьётся. Состоит из… дети договаривают: «из геометрических фигур». Дид. упр-е «Назови, не ошибись» (дети перечисляют геометрические фигуры на «игровой дорожке времени»). Сколько фигур желтых? А сколько оранжевых? Почему? Подводим детей к мысли, что желтые фигуры – «будни», а оранжевые – «выходные».

· «Внимательно посмотри – время года назови». Закрепление признаков времени года, изображенных на календаре – плакате.

· «Закрепляем понятие начало и конец месяца» На начало месяца – ставим зеленую фишку. Вместе с детьми отсчитываем количество дней в месяце – ставим красную фишку.

· Отправляемся в путешествие – выбираем подходящий по сезону вид транспорта: «Я хотел бы поехать на… потому что…»

4. Рассматривание фишек с изображением символов – праздников. Вместе с детьми педагог отбирает символы, относящиеся к праздникам в конкретном месяце. Краткая беседа с детьми о предстоящем празднике. Установление фишки с символом праздника на конкретный день месяца.

5. Находим изображение предстоящего праздника на плакате. «Кто догадался, о каком празднике идет речь?»

6. Дид. упражнение «Посчитай» (Сколько дней осталось до праздника).

7. Внесение фишки – пустышки «Ура! Сегодня у меня день рождения!»

8. Моделирование препятствий и опасности, которые могут встретиться на пути, придумывание различных смешных ситуаций. Дорисовывание или наклеивание соответствующего изображения.

9. Сравнение плакатов между собой. Нахождение сходств и отличий. Дид. упражнение «Что было, что будет?»

10. Дополнение календаря – плаката результатами собственных наблюдений «Мы сегодня наблюдали что увидели (удивило) – то зарисовали!»

11. «Оживление календаря» (дорисовывание, раскрашивание, обведение по контуру, аппликация в различных техниках и др.)

12. Воплощение собственных замыслов ребенка, связанных с содержанием календаря, в пении и танцах, в рисунках, постройках, рассказах, в движениях и других видах творческой деятельности.

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Другая информация по теме


  • Синдром ранней детской нервности. Что это такое?

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Растем уверенными!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым и успешным человеком. Я не исключение. Моему сыну Федору 5 лет.

Вопрос воспитания крайне важен, так как согласно известной мудрости "посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу ".

Поступки наших детей создают их будущее и крайне важно, чтобы эти поступки были их собственным опытом и их выбором, а не принуждением родителей. Только тогда опыт усваивается правильно и личность ребенка гармонично развивается.

Обычным приемом многих родителей является метод кнута и пряника. Ребенок делает то, что ему говорят родители, и получает "пряник", не делает - идет в ход "кнут". Но чему это учит детей? Делай, что тебе говорят, и все будет хорошо! Согласитесь, нелучшая парадигма.

Когда Феде было еще 2,5 года, я задумался о том, что хотелось бы найти какую-то целостную систему мотивации для ребенка. Которая бы легко и без принуждения подталкивала его ежедневно развиваться, осваивать новые навыки и совершать позитивные поступки, являющиеся результатом его собственного выбора. Проведя много часов в сети интернет, я ничего подобного, к сожалению, не нашел. Тогда я сделал следующую простую вещь. Начертил табличку. Кстати, вот как она выглядела))

К моему удивлению, Федор очень быстро включился эту игру. За каждое совершенное дело из предложенного мной перечня, он получал "смайлик" в таблицу. И собрав определенное количество таких смайликов, он получал бонус. Как правило это был материальный подарок.

Данная система довольна простая и ее применяют многие родители в том или ином виде. А всё благодаря следующим преимуществам:

  1. Игровая манера. Ребенок воспринимает это, как увлекательную игру и, с удовольствием и по своей воле делает то (сам убирает игрушки, чистит зубы и т.д.), к чему в обычной ситуации его приходилось бы принуждать.
  2. Регулярность повторений в рамках единой системы . Поскольку вся эта игра имеет регулярную основу, то и ребенок привыкает к ее правилам и многие вещи потом уже начинает делать, как говорится, "на автомате". Что собственно и является самоцелью . Причем в рамках данного подхода можно привить ребенку любые полезные навыки.
  3. Умение достигать цели. Ребенок понимает, что для достижения желаемого результата, необходимо выполнить ряд условий. Как и во взрослой жизни: чтобы достигнуть большой цели, нужно достигнуть нескольких подцелей. Это очень важный навык!
  4. Положительная мотивация (лишение привилегий) . За достижение цели даем бонус, за недостижение - не даем. Всё просто. При этом никакого кнута! Создаем привилегию и просто лишаем ее в случае чего. Важно, что ребенок также получает очень ценный жизненный урок - не всегда цели можно достичь с первого раза. Но при этом не нужно расстраиваться, а просто начать заново и всё получится.
  5. И еще один положительный момент: ребенок в ненавязчивой форме разучивает дни недели и вообще учится воспринимать время.
Однако мой собственный опыт показал, что у данного метода есть ряд особенностей:
  1. Материальная мотивация – это неправильно. Если ребенка мотивировать материально, то он начнет воспринимать достижение материальных благ как самоцель, что может быть опасно. Гораздо лучше в качестве мотива дарить ребенку эмоции – поход с родителями в цирк или в зоопарк, обед в кафе с аниматорами, катание на лошадках и т.д.
  2. Картинки лучше, чем надписи. Маленькие дети не умеют читать, а значит не воспринимают тексты, написанные родителями. Лучше визуализировать то, чего Вы ожидаете от ребенка. Ребенок сам будет приходить к Вам после выполненного задания, доложить о своих успехах. Вам нужно лишь похвалить его, чтобы воодушевить на новые победы.
  3. Самоконтроль лучше, чем контроль родителей. Когда ребенок выполнил то или иное условие/задание, о чем сообщил Вам. Вы можете выдать ему стикер (смайлик, цветочек, звездочку и т.д.), чтобы он сам смог вклеить ее в таблицу, тем самым получив дополнительный заряд положительных эмоций.
  4. Не более 5-ти навыков одновременно. У меня изначально был достаточно большой список требований к ребенку (число строк в таблице). Сыну было трудно их воспринимать. Позже я нашел рекомендацию детских психологов о том, что лучше прививать не более 5-ти навыков одновременно. Хотя я допускаю, что для детей постарше их число может возрастать.
  5. Горизонт достижения цели – неделя. Изначально моя мотивационная таблица была рассчитана на календарный месяц. Но для ребенка это ооочень долго. Поэтому лучше ограничиваться недельными циклами, в конце которых, на выходных, ребенок может получить нематериальное вознаграждение за свои успехи.

Поделился своей идеей с друзьями и коллегами, у которых есть дети. И понял, что не только меня волнует данный вопрос. Возникло желание сделать проект. Сделать так, чтобы были учтены все минусы и реализованы все плюсы. Надеюсь, что с Вашей помощью проект обретет жизнь!

Какова цель проекта?

  • Помочь родителям в воспитании счастливых и успешных детей.
  • Сделать процесс обучения и мотивации детей менее стрессовым и более занимательным.


Сервис makivideo.com за символическую сумму помогли сделать презентационный ролик, в котором кратко описана суть проекта.


Как работает пособие "Детская неделя"?

1. Разместите календарь на стене в детской комнате или в другом доступном ребенку месте. Важно, чтобы он был перед глазами малыша, и тот мог легко дотягиваться.

2. Вклейте любые 5 стикеров заданий (навыков) для закрепления в первую неделю. Выберете наиболее актуальные для Вашего ребенка задачи из предложенного перечня:

  • Заправить постель
  • Почистить зубы
  • Одеться самостоятельно
  • Убрать игрушки на место
  • Лечь спать вовремя
  • Смотреть мультики не более 30 минут
  • Выучить стихотворение
  • Покормить домашнее животное
  • Помочь маме помыть посуду
  • Говорить "спасибо" и "пожалуйста"
  • Не мешать родителям говорить по телефону

К слову, планируется добавление и других стикеров с заданиями для детей различных возрастов. Укажите в комментариях к проекту, какие навыки Вы бы хотели добавить?

Важно, чтобы навыки были предельно конкретны и не мешали развитию эмоциональной сферы ребенка. Например, не стоит использовать такой стикер, как "не плакать" или "не ругаться на детской площадке" , поскольку загонять чувства ребенка внутрь чревато. Нужно понять источник проблемы, а это уже о другом. Наше же пособие ориентировано в первую очередь на привитие конкретных бытовых навыков и выработку здорового отношения ребенка к дисциплине.

3. Объясните ребенку правила игры. Подробно расскажите, за что будете выдавать стикеры. Какой подарок ребенок получит в конце недели, если наберёт их необходимое количество (например, не менее 20).

4. Запаситесь стикерами на первую неделю. Остальные уберите в недоступное ребенку место. Важно, чтобы стикер выполненного дела всегда был у Вас под рукой, когда ребенок обратится к Вам за ним.

5. Начните выдавать стикеры за совершенные поступки из перечня. По началу, возможно, необходимо будет напоминать о делах. В дальнейшем ребенок сам без напоминаний будет знать свои обязанности. И подходить к Вам, когда дело им выполнено успешно. Не забывайте благодарить ребенка и подбадривать, выдавай ему стикер. Пусть ребенок сам вклеит его в нужный квадрат.

Если ребенок просит Вас о помощи в выполнении какого-то задания, обязательно ему помогите. То, что сейчас он делает с Вами, завтра сможет делать самостоятельно!

6. Подведите итоги недели. Это можно сделать в субботу. Посчитайте количество наклеенных ребенком стикеров. Отметьте те задачи и навыки, которые у малыша получались лучше всего (похвалите), так же отметьте те, которые нужно улучшать. И скажите о том, что этим он сможет заняться на следующей неделе. Если было вклеено необходимое количество стикеров, то самое время выдать заявленный нематериальный подарок.

Если цель не достигнута, нужно сказать о том, что на этой неделе подарка не будет. Однако, на следующей есть все шансы его получить.

Будьте последовательны и справедливы, ни в коем случае не дарите ребенку бонус просто так. Ребенку необходим такой опыт. И на следующей неделе он будет стараться лучше, зная что снова может остаться без привилегии. Тем более лишение привилегий - это не наказание в традиционном понимании, но хороший мотиватор к будущим успехам!

7. Добавляйте новые навыки. Спустя 2-3 недели, когда свои обязанности малыш будет выполнять без напоминаний, как говорится, "на автомате", можно обновить стикеры заданий. Не забудьте сказать об этом ребенку, чтобы он понимал, что в игре произошли изменения.

На выходных можно не использовать календарь, чтобы у ребенка была возможность отдохнуть от своих обязанностей.

А что говорят детские психологи?

Чернобровкина Светлана Владимировна

Кандидат психологических наук.
Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии ОмГУ

<<По поводу проекта "Детская неделя" могу сказать следующее. В психологии это называется "метод жетонов". Разработка метода осуществляется в рамках научно-практического психологического направления - бихевиоральной психологии и психотерапии.

Суть метода в накоплении условных стимулов (в случае с календарем это стикеры за эффективное поведение ребенка) и обмен их на реальные стимулы (события, предметы и пр.).

Психологи рекомендуют использовать данный метод при формировании норм и привычек адаптивного поведения у маленьких детей, а также при необходимости коррекции поведения более старших детей и даже взрослых (для них, конечно, и требования, и формы фиксации изменений поведения другие).

В рамках данного проекта достаточно точно отражены принципы, на которых построен метод жетонов (регулярность оценки, повторяемость, игровой характер, контроль ограниченного количества умений и др.).

Проект действительно стоящий.>>

Что входит в комплект мотивацонного пособия "Детская неделя" за 970руб.?

  1. Настенная доска-календарь на период 16 недель (4 месяца).
  2. Набор из 72 стандартных стикеров-заданий.
  3. Набор из 36 универсальных стикеров с возможностью вписать в них навыки, которые родители считают нужными для развития у детей.
  4. Набор из 400 стикеров-отметок о выполненных заданиях.
  5. Инструкция по использованию мотивационого пособия и рекомендации к применению.

На что пойдут деньги?

  1. Доработка дизайн-макета 18 000 руб.
  2. Печать тиража 125 700 руб.
  3. Печать стикеров-навыков и стикеров-отметок 11 800 руб.
  4. Комиссия платежных систем и сайт 18167 руб.
  5. Оплата доставки подарков спонсорам 9000 руб.

P.S.

Буду благодарен за любую поддержку проекта, как словом, так и делом. Если проект показался Вам интересным, разместите, пожалуйста, ссылку о нем на своей странице в соц.сети.

(13 голосов : 4.2 из 5 )

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова