Как восстановить психику ребенка после побоев. Как укрепить нервную систему и психику взрослому, ребенку? Питание и распорядок дня

Частые скандалы родителей могут развить в ребенке чувство незащищенности, неуверенности и даже недоверия к миру.

Речь в данном случае идет не только о конфликтах по поводу пьянства или побоях, а и об обычных выяснениях отношений, иногда на повышенных тонах и которые происходят практически в каждой семье.

Часто можно слышать от родителей: «Ребенок еще маленький и ничего не понимает». Так ли это?

В этом сложном вопросе помогла разобраться психолог Елена Кривошта.

Чем опасны семейные скандалы для ребенка? Возможно, есть какие-то примеры.

Семейные конфликты родителей всегда имели, и будут иметь большое влияние на психику ребенка. Очень важно учитывать возрастные особенности детей, и восприятие таких ситуаций, которые однозначно травмируют их. У детей, которые растут в семьях, где конфликты между родителями решаются в их присутствии может наблюдаться:

Скандалы родителей могут развить в ребенке повышенную тревожность, что будет накладываться на успеваемость в школе;

Нарушения сна, в том числе недержание мочи и кала (как протест);

Скандалы родителей приводят к отсутствию чувства защищенности, которое будет постоянно находить отклик в социальных контактах, ребенок будет либо отыгрывать негативный опыт на более слабых детях, либо сам подвергнется давлению со стороны более сильных детей;

Ребенок может стремиться на улицу, чтобы не видеть того, как кто-то из родителей унижает другого. Так может появиться стремление к бродяжничеству;

Когда между родителями скандал, то у детей, особенно у мальчиков, может наблюдаться чувство вины, если папа бьет маму или оскорбляет ее. В этом случае чувство вины накапливается до такой степени, что потом ребенок испытывает сильные приступы агрессии. И так как не может их адресовать отцу (чувствует себя слабым, или страшно противостоять), то агрессия может выйти из-под контроля и вылиться на сверстников (известны случаи, когда ребенок избивал другого ребенка до потери сознания);

У девочек в будущем может не осознаваться желание «помериться силами» с супругом и стремиться его подавить, чтобы таким образом отомстить отцу за маму. Часто супруги сильно ссорятся, а через некоторое время даже не могут вспомнить причины этих ссор. Здесь речь о том, что детский опыт никуда не девается, он накладывается на нашу взрослую жизнь;

Если девочка в детстве часто была свидетелем сильных конфликтов родителей, с побоями и унижениями со стороны папы в отношении мамы, то подсознательно или сознательно она будет стремиться быть одна, без партнера. То есть, она может быть одинока.

Если мальчик наблюдал часто, что папа обижает маму и был с ним не согласен, жалел маму и сочувствовал ей, то это не означает, что со своей супругой он будет терпелив и ласков. Очень часто молодые люди из таких семей продолжают линию поведения своего отца в отношении супруги. И при этом помнят, как больно им было, как казалось это несправедливым и из чувства вины могут пить.

Есть еще много разнообразных способов, когда наш детский негативный опыт воплощается в каком-то измененном виде нами во взрослой жизни, и часто это грустные истории, в которых идет продолжение родительских отношений. Мы копируем опыт наших родителей, хотя от него же в детстве и страдали.

shutterstock.com

Могут ли скандалы родителе й послужить основой для развития психологических патологий у ребенка?

И да, и нет. Здесь речь может идти как о негативном влиянии (когда ребенок видит отношение между родителями и в будущем будет строить свои отношения по такому же типу: с ссорами, побоями, оскорблениями…), так и позитивном, когда ребенок видя отношения между родителями будет стремиться в своей семье к другим способам решения конфликтных ситуаций (посредством обсуждений, консультаций у специалистов, получение совета от друзей…).

Ответ на этот вопрос больше в области индивидуальность ребенка, все ж таки мы не точные копии своих родителей, а значит, допускаются другие способы реализации поведения. То, что такое общение родителей отражается на ребенке, это однозначно. Вариантов развития патологий масса, но вот всегда ли они развиваются в ребенке - это сказать точно нельзя. Один ребенок реагирует на эти скандалы родителей, другой отгораживается и находит себя со сверстниками, третий получает поддержку от бабушки, четвертый ушел в чтение книг с головой... Важным фактором остается амплитуда разногласий в семье. В одной семье конфликты на уровне слов, в другой это оскорбления, в третьей это побои и унижений, в четвертой это запои и драки. Здесь можно говорить о том, что когда негативные факторы в большом количестве или достаточном для данного ребенка сходятся в одну точку, то мы можем наблюдать развитие психопатологий у ребенка. Например, формирование таких черт характера как депрессия, негативизм, ироничность, язвительность, пессимистическое восприятие мира, недоверие к противоположному полу на грани патологии и другое.

«Кодируется» ли сознание ребенка в дальнейшем вести себя так, как ведут себя его родители? А именно: все проблемы решать через скандалы и выяснения отношений.

Очень часто да. Дети как губка впитывают через родителей в себя опыт, связанный с поведением в конкретных ситуациях, отношениями к людям, ценностями, правилами, моралью и нормами общества в котором живет его семья. Именно родители первые показывают, как и что делать. Своим опытом они обучают ребенка и формируют его личность. Если родители учат ребенка не обманывать, а сами при этом часто обманывают, то такой ребенок будет знать что обман - это нормально, потому что его родители этому научили через свое поведение.

Также следует помнить о том, что наша ДНК во многом состоит из опыта наших предков, поэтому дети находятся под сильным влиянием родителей как внешнего фактора, где демонстрируется форма поведения и внутреннего фактора, где диктуется поведение и реакции, закодированные в ДНК. Поэтому важно беречь ребенка от излишне негативной информации, не перегружать его психику, стремиться создать дома такие условия, чтобы он чувствовал защищенность и любовь.

shutterstock.com

Как научиться родителя не «срываться» в присутствии ребенка?

Для родителей, которые хотят вырастить здоровую личность необходимо научиться общаться знаками и найти альтернативы, чтобы не скандалить и разрядить обстановку не в присутствии ребенка:

Махнуть головой - призывая выйти;

Говорить какую-то фразу, которая будет закодирована: например вместо: «…заткнись, достала!» можно использовать «не говори много». Иногда у супругов это вызывает улыбку, что уже терапевтично;

Отложить беседу на позднее время, когда ребенок будет спать. Часто это срабатывает, потому что эмоции до вечера утихают, и тогда происходит конструктивная беседа;

Для женщин полезно вести дневник эмоций, куда можно выписать все что думаешь о муже или другом человеке, а не носить в себе;

Один из вариантов купить грушу и когда накипит сбрасывать агрессию на нее;

Если есть возможность пойти в спортзал, то там голова отдыхает.

Как действовать, если «сдержать» ссору не получилось?

Но если вопрос требовал срочного решения или эмоциональной разрядки, супруги не сдержались и конфликт состоялся, стоит позаботиться об ощущениях и переживаниях ребенка и объяснить ему что родители спорят по взрослым вопросам и что он тут не при чем. Возможно, извиниться за то, что малыш стал свидетелем их разногласий. Если родители позже помирились, то стоит это продемонстрировать ребенку, чтобы его внутреннее напряжение ушло. Например, взяться за руки, или вместе пойти пить чай. В этот момент важно не обещать, что этого не повторится, чтобы потом не страдать от угрызений совести. Все мы, прежде всего люди, а поэтому нам свойственны эмоции.

Семейные скандалы - это болезненный и острый вопрос. Родителям не стоит ставить свои амбиции на первое место, необходимо помнить о том, что их неразумные и необдуманные действия могут привести к непоправимым последствиям у ребенка. К тому же, такое выяснение отношений наносит вред не только ребенку, но и каждому члену семьи. К чему такие жертвы? Все в этой жизни можно решить, главное - захотеть!

Каждая семья должна быть эмоционально здорова. И если следовать советам нашего психолога, то можно не только избавить своих детей от психических патологий и прочего, но и научиться решать все конфликты правильно, слажено и без криков.

Валерия Лещенко

Здоровье вегетативной нервной системы определяет нормальное функционирование всех систем организма. Сторонники психосоматической теории убеждены, что стрессы по разным поводам неизбежно понижают локальный иммунитет разных органов, что в большинстве случаев провоцирует заболевания. Есть множество способов восстановить и укрепить психическое здоровье как взрослым, так и детям. Это может быть терапия у специалистов, прием лекарственных и фитопрепаратов. Не последнюю роль в укреплении нервной системы играет и образ жизни.

Переносимость стрессов взрослыми и детьми

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Интенсивнее всего ее развитие происходит в первые годы жизни. Именно нервная система помогает малышу нормально адаптироваться к окружающему миру.

Основные различия в переносимости стрессовых ситуаций у ребенка и взрослого:

  1. 1. Первые месяцы жизни у малышей формируется доверие к окружающему миру, основой которого являются взаимоотношения с родителями. Поэтому все призывы - крик, слезы, плач - не должны оставаться без ответа и помощи взрослых. Дети не плачут просто так, только когда им плохо. Родителям важно это знать и относиться к истерикам и капризам ребенка с пониманием.
  2. 2. Дети не самостоятельны. Их мозг еще не работает таким образом, чтобы они были способны придумать алгоритм решения проблемы. Им для этого необходимо участие взрослых.
  3. 3. В силу небогатого жизненного опыта дети гораздо впечатлительнее. Событие или факт, который кажется взрослым мелочью, для них является серьезной проблемой. Чтобы помочь малышу справиться со стрессом, нужно смотреть на ситуацию с позиции его мировоззрения.
  4. 4. Способы восстановления после перенесенного стресса тоже различаются. Здоровый образ жизни и сон считаются общим фактором, укрепляющим нервную систему. Но психолог, психотерапевт, хобби, развлечения детям до определенного возраста не помогут. Внимание и любовь родителей - главное, что им нужно очередь, чтобы их психика была здорова.
  5. 5. Многие события происходят с малышами впервые, поэтому для них это что-то новое и неизвестное. Даже если эмоции положительные, то все равно события сопровождаются переживаниями.

Способы укрепления нервной системы и психики

Чтобы укрепить нервную систему как взрослого, так и ребенка, нужно учитывать:

  • врожденные особенности личности - темперамент;
  • текущее состояние психического здоровья;
  • возраст и половую принадлежность;
  • возможности и условия жизни.

Большинство эффективных способов несложно реализовать в домашних условиях, если речь не идет о серьезных психических расстройствах.

Образ жизни

Здоровый образ жизни человека - лучшая профилактика, которая поможет стойко переносить все эмоциональные потрясения без лекарств. Главные его составляющие:

  1. 1. Здоровый сон. Организму просто необходимо восстанавливаться и отдыхать, а это происходит во время сна. Маленькие дети, у которых нестабильный режим сна, отличаются большей впечатлительностью и нервозностью.
  2. 2. Полноценное питание. Трансжиры, сахар, кофеин и спирт, угнетают нервную систему. Рацион человека должен состоять из большого количества овощей, фруктов, орехов, круп, нежирного мяса, рыбы, морепродуктов, яиц и кисломолочных продуктов. Питание ребенка должно быть богато медленными углеводами и белками, потому что он много двигается и быстро растет. Именно такой набор продуктов благоприятно влияет на физиологию и психику. Привычка правильно и сбалансировано питаться убережет от распространенного психического расстройства - пищевой зависимости.
  3. 3. Регулярные физические упражнения, подходящие по состоянию здоровья и темпераменту. Успокоить нервы помогут йога, дыхательная гимнастика.
  4. 4. Релакс-процедуры - можно принять теплую ванну с аромамаслами и травами, сделать массаж тела и отдельных его частей.
  5. 5. Закаливания - эти процедуры помогут укрепить ЦНС и физическое здоровье.

Режим дня, правильное питание, массаж, физическая активность и положительные эмоции - главные способы укрепления нервной системы ребенка.

Аптечные препараты

Восстановить вегетативную нервную систему и улучшить ее состояние помимо сбалансированного питания помогут витамины:

  • А, С - укрепляют нервные клетки и в общем иммунную систему;
  • Е - помогает справляться с усталостью, делает организм выносливее;
  • группы В - уменьшают нервозность и способствуют концентрации внимания, В6 укрепляет нервную систему детей, помогает при бессоннице, В12 избавляет от хандры;
  • D - повышает жизненный тонус и благоприятно влияет на настроение.

Принимать можно витамины одного вида или их комплексные составы.

Для борьбы с психическими расстройствами и для укрепления нервной системы применяют лекарственные препараты. Лучше отдавать предпочтение средствам растительного происхождения. Они выбираются в зависимости от целей и степени тяжести состояния больного. Наиболее популярные: Персен Форте, Валокордин, Афобазол.

Все препараты можно принимать только по назначению врача после комплексного обследования. В случае индивидуального подбора они способны вылечить расстройство.

Народная медицина

Укрепить нервную систему и психику можно с помощью народных средств:

  1. 1. Отвар картофеля, сваренного в кожуре. Средство благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и успокаивает нервы. Именно в нем находится наибольшее содержание важного микроэлемента - калия.
  2. 2. Отвары трав: мелисы, ромашки, золототысячника, мяты, полыни, лаванды, пустырника. Рецепт приготовления: чайную ложку сушеной травы или смеси нескольких трав заливают кипятком и настаивают на водяной бане 10 минут. После дают остыть и настоятся и принимают либо по 2 столовые ложки трижды в день, либо добавляют в этом количестве в чай.
  3. 3. Калина. Ягоду перетереть с сахаром, дать настояться несколько дней и съедать по 3 столовые ложки в день. Можно приготовить отвар из ягод и пить по стакану ежедневно.
  4. 4. Ванны с добавлением эфирных масел хвойных и цитрусовых. Можно сделать отвар из шишек и иголок любого хвойного дерева и добавлять его в ванну.

Народные средства не принесут эффекта в случае заболеваний психики. Но они укрепят нервную систему человека, если данных патологий нет.

Сначала надо распознать поводы для беспокойства. По доктору Курпатову, причина депрессий - тревожность. Он называет 3 основных фактора и действенные техники, с помощью которых можно избавиться от проблемы:

  1. 1. Трагические события. Психотерапевт призывает соблюдать главное правило - думать о живых, то есть о себе, ведь именно человек, переживший катастрофу и утраты, остался жить в непростых обстоятельствах. Отчаяние и депрессия - не лучшая память об ушедших близких и обуза для тех, кто остался жив. Человек должен принять ситуацию и вместо того, чтобы страдать и кричать о несправедливости, вспомнить то многое, что у него осталось и строить дальше свою жизнь. Прием, который предлагает Андрей Курпатов: человек должен представить, что он сам погиб, и ответить себе честно на вопрос: "хотел бы я, чтобы мои близкие так страдали вместо того, чтобы жить дальше и вспоминать меня с любовью?"
  2. 2. Череда ежедневных проблем. Это могут быть трудности взаимоотношений с близкими, неудачи на работе, напряженное материальное положение, болезни. Необходимо признать, что эти проблемы не настолько значимые, насколько человек себе представляет, и вместо преувеличения их масштабов уменьшать их. Эффективный прием - заменить мысли "моя жизнь ничего не стоит" на "мои трудности ничего не стоят".
  3. 3. Проблема выбора. Человеку свойственно тревожится, выбирая между профессиями или способами заработка, решая: действовать или нет, говорить или молчать. В данном случае важно научиться переключаться на другие сферы: если не везет в карьере - занятая личной жизнью и наоборот. Важно во время концентрации внимания на сложном выборе не пропустить другие возможности, которые предоставляет жизнь.

Далее следует избавляться от депрессивных мыслей. Выяснив корень тревожности и посмотрев на него иначе, можно побороть саму депрессию. Доктор утверждает, что пессимистическое мышление "все плохо" - бегство от реальной жизни и очень удобная позиция для тех, кто не желает действовать, то есть для людей, остающихся в своей зоне комфорта. Со временем это переходит в привычку, а с ней бороться очень трудно. Человеку важно не верить себе в депрессивном состоянии, ведь это не его мысли, а сама депрессия. Эффективная техника: записать свои мысли, разбив их на темы "об окружающем мире", "о будущем" и "о себе" и анализировать их. Ответ на вопрос "это действительно плохо?" поможет осознать необъективность суждения "все плохо".

Никогда нельзя себя жалеть. Желание, чтобы пожалели - естественное, но оно приносит страдания, которые ведут к психическим расстройствам. Человек должен проанализировать все, что имеет - физические данные, умственные, семья, деньги на самое необходимое и признать, что этого достаточно, чтобы быть счастливым.

Занятость - самое эффективное лекарство от тревожных и негативных мыслей . Нужно организоваться: составить краткосрочные и долгосрочные планы, расписать время на каждый день. Эффективным будет занятие чем-то нетипичным для себя: можно купить домашний цветок, покормить дворовых котов, убраться в квартире и т. д. Все, что будет делать человек, должно вознаграждаться чем-то хорошим - признание и благодарность окружающих, покупка желанной вещи, подтянутое тело, вкусная еда и тому подобное. Важно хвалить себя за каждую мелочь.

Испытывая чувство вины, человек чисто обманывает себя. От этого никому легче не становится, а поступок, из-за которого происходит самобичевание, при детальном анализе видится не таким и страшным. При недовольстве поступками окружающих рекомендуется высказывать свои мысли в максимально корректной форме, но ни в коем случае не оставлять агрессию в себе.

Укрепить нервную систему помогают положительные эмоции. Умение находить их источники необходимо каждому человеку. Если возникают сомнения по поводу психического здоровья или просто трудно справиться с ситуацией самостоятельно - рекомендуется обратиться к психологу или психотерапевту.


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Испытывая чувство любви или симпатии к противоположному полу, душа каждого человека переполняется положительными эмоциями. Он ловит каждый жест предмета симпатии, внемлет каждому сказанному им слову. Но подчас возникают моменты недопонимания, которые могут разрушить это прекрасное чувство полета души. Причиной тому может стать банальная, иногда даже возникшая практически на «ровном месте», маленькая ссора, благодаря которой так легко в одночасье испортить все то, что строилось месяцами, годами и десятилетиями.

Как постараться не допустить появления «трещин» в отношениях любящих людей? И как вести себя уже после все же свершившейся ссоры? Поговорим немного об этом.

Помните: Самое главное, старайтесь не копить в душе обиду, лучше сразу по возникновении каких-либо даже мелких претензий друг к другу обговорить их в мягкой форме. И, прежде чем изречь обидное слово упрека или оскорбить своего «оппонента» в споре, постарайтесь глубоко вдохнуть и сосчитать до 10. Это упражнение хорошо помогает успокоиться и прийти в себя. Помните, что в пылу споров и высказывания друг другу обид неосмотрительно брошенное слово может стать тем самым большим камнем (а то и булыжником), который в последствии уже никакими даже самыми нежными и душевными словами и мольбами будет невозможно «сдвинуть с места». Любящей паре следует научиться контролировать эмоции, чтобы сохранить теплые отношения. Перефразируя легендарную фразу из произведения Островского о жизни, можно сказать следующее: отношения строить нужно так, чтобы не было потом горько и обидно за оброненное необдуманно слово, способное разрушить эти отношения.

Восстановить же доверительные и трепетные отношения можно лишь обдуманным и тактичным поведением даже уже после свершившейся ссоры. Что же делать? Как себя вести, чтобы восстановить отношения после ссоры?

Если снова почувствуете внутри себя злость или агрессию, и захотите вспылить, то все усугубите. Должно пройти время, пока уляжется прежние состояние обиды или раздражения. И лучше, если будете максимально сдержанными, ведь сложно измениться так быстро, переосмыслить. Лучше обдумывается в одиночестве, осмыслить и расставить все как есть, без эмоций.


Не спешите пытаться восстанавливать испорченные отношения немедля после ссоры. Обеим сторонам необходимо некоторое время для обдумывания ситуации, чтобы понять и осмыслить свои ошибки, немного успокоиться. Старайтесь при совместном проведении времени беседовать на отвлеченные темы, но только не торопитесь обсуждать возникший конфликт. Помните, любую конфликтную ситуацию всегда можно «разрулить» посредством примирения, не оставляя при этом глубоких ран в душе. Главное, захотеть и выработать правильную линию поведения. Ведь невозможно достигнуть взаимопонимания и полной гармонии в отношениях, пуская все на самотек в ожидании когда ситуация сама каким-то чудесным образом разрешится.

Используйте время, чтобы оправиться от ссоры.
Разберитесь с тем, где пошло не так.

Не унижайтесь

Даже если вы чувствуете себя плохо и хотите вернуть отношения, не умоляйте чтобы все стало как раньше. Ничего не происходит само собой, нужно понять причину и следствие.


Надо: Попробовать поставить себя на место вашего партнера, дабы суметь почувствовать, что чувствует он. Именно способность ощутить себя на месте другого позволит увидеть свое поведение со стороны и осознать совершенные ошибки.

Лучше: быть уверенным, чем ходить в подавленном состоянии или самим собой . Просто не уверенность после расхождения отношений может усугубить только, если хотите возобновить отношения, добивайтесь этого в уверенном и душевном тоне. Так вы сможете передать свой настрой партнеру.

Немного успокоившись и обдумав происшедшее, постарайтесь в мягкой форме обсудить, что кого не устраивает, а что желательно изменить и улучшить в ваших отношениях. Постарайтесь прислушаться друг к другу и прийти к общему консенсусу. Не стремитесь настаивать лишь на своей точке зрения – это верный путь к расставанию. Если вы не способны себя поставить на место партнера, то хотя бы выслушайте и постарайтесь понять его позицию. Проявите мудрость вместо того, что занимать оборонительную или обвинительную позицию. Помните, что гнев и злоба не лучшие помощники в любых делах, особенно в личных отношениях. Добиться прежних доверительных и гармоничных отношений можно только, выявив причины конфликта совместными усилиями и отыскав мудрый способ разрешения его. После же объяснений и нахождения компромисса можно уже совместно начать строить новые планы на дальнейшую жизнь. Усвойте, что только моменты примирения, достигнутые общими усилиями, помогут окончательно понять, насколько велика любовь, связывающая два любящих сердца. И только внимательное друг к другу отношение поможет добиться полного взаимопонимания и гармонии.

Если же ссора для вашего партнера оказалась слишком тяжелой, и он не способен вас выслушать, изложите свои извинения вместе со словами любви посредством листа бумаги и ручки. Так ему легче будет воспринять ваши слова.

Не забывайте говорить слова любви любимым, дарить подарки и делать сюрпризы – все это поможет утвердиться обеим сторонам в правильном выборе жизненного партнера.

Внемлите этим рекомендациям, и быть может они помогут вам в разрешении ваших проблем с близкими людьми. Не совершайте опрометчивых ошибок, о которых в последствии придется горько сожалеть. Не каждую ошибку можно исправить.

Если девушка хочет вернуть парня

Станьте ему другом. Парни больше ценят в девушке дружеские отношения. Дружба близка к любви. Не в коем случаи не пытайтесь вызвать чувство ревности это только отдалит парня от вас, более того он может решить что он вам абсолютно безразличен, и что вы сами не видите в нем спутника жизни. Не пытайтесь использовать и другие манипуляции, это сильно оттолкнет вас от него. Лучше общаться не принужденно, искренне, и конечно же говорить правду!


Дорожите тем, что имеете, цените того, кто с вами рядом, кто любит и боготворит вас!

Мы хотим дать детям все самое лучшее, но почему-то не всегда можем им это объяснить. Как быть, когда ребенок плохо себя ведет, не слушается, игнорирует просьбы? Объясняем – он не слышит, упрямится, капризничает. Начинаем раздражаться, злиться – и постепенно переходим на крик. А как иначе с ним говорить, если по-другому не понимает!

Мы выплескиваем на детей свое бессилие, выкрикиваем то, что не можем объяснить. Возможно, на какое-то мгновение получаем желаемую реакцию: он перестал путаться под ногами, переписал пятый раз домашнюю работу, собрал разбросанные игрушки, поэтому кажется, что крик – действенный метод.

Мы прибегаем к таким методам воспитания сами и считаем нормальным крик в детских садах и школах. Но задумываемся ли мы, каково в этот момент ребенку? Какова цена такого воспитания?

Сигнал опасности. Спасайся, кто может!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, как отражается воспитание криком на еще только формирующейся психике ребенка. Каждый человек от рождения наделен психическими свойствами – векторами. Всего векторов восемь. От того, какие вектора есть у человека, зависят его желания, мысли, способности, формируется сценарий жизни.

Свойства психики, с которыми мы рождаемся, находятся в неразвитом состоянии. То есть ребенок – это будто маленький первобытный человек, которому предстоит развиться до адекватного современному обществу уровня. И наша задача ему в этом помочь. Детство – самый важный период для становления психики человека, так как развитие векторов происходит до окончания переходного возраста (до 16-17 лет).

Самым главным условием для правильного развития ребенка является чувство защищенности и безопасности. В первую очередь он получает это ощущение от мамы, во вторую – от общей атмосферы в семье, от других ее членов. Когда мама спокойна и счастлива, когда в семье теплая и доверительная атмосфера, когда родители понимают врожденные свойства ребенка, поддерживают его, ценят его мнение, тогда ребенок чувствует себя в безопасности и нормально растет и развивается. Но даже самые благополучные условия для ребенка может перечеркнуть крик.

Крик – это сильнейший стресс для ребенка, да и для взрослого человека тоже. Причины этого кроются в нашей психике. Бессознательно мы воспринимаем крик как сигнал угрозы жизни. В древности эту роль выполнял человек с оральным вектором, криком предупреждая всех об опасности. Когда кричит человек с , бессознательное реагирует мгновенно.

В этот момент наше сознание отключается, и запускается природный механизм – спасти свою жизнь любой ценой. Человек превращается в животное, способное только на одно действие – сохранить себя во что бы то ни стало. В таком состоянии он способен в одну секунду вскочить на дерево и даже не вспомнить потом об этом. Ведь адреналин зашкаливал, сознание не работало, а значит – и память.

Что же происходит с ребенком, когда на него все время кричат? Он испытывает сверхстресс. Он не может думать, не может осмысливать происходящее. Крик – это психическая атака, которая приводит к психологическим травмам, особо тяжелые из которых вылечить невозможно. Если на ребенка постоянно орут, то его неокрепшая психика останавливается в развитии. Ребенок теряет чувство безопасности и защищенности, особенно если на него кричит мать, ведь именно от нее он должен, в первую очередь, получать ощущение стабильности и защиты.

У современных детей такой объем психики, что можно легко нанести травму криком. Даже если родители смогли перестать кричать на ребенка, то это могут делать в школе или в детском саду. Этого нельзя допускать, с этим нужно бороться. Последствия такого сверхстресса не заставят себя ждать. Крик препятствует развитию любых векторов. Но самые тяжелые последствия бывают у детей со звуковым и/или зрительным вектором.


Зрительный вектор. Крик – прямая дорога к страхам

Дети со зрительным вектором самые эмоциональные и впечатлительные. Только у таких детей страх смерти – врожденный. И проявляться он может по-разному. Именно эти дети боятся темноты, просят оставить включенным ночник, могут пугаться резких движений, расплакаться при виде клоуна в цирке. При правильном развитии зрительники обучаются переводить эмоцию страха за себя, за свою жизнь в сопереживание, сочувствие и любовь к другим. Только так они могут перестать бояться за себя.

Подвергаясь крикам, зрительный ребенок испытывает сильнейший страх за свою жизнь. В таком состоянии его свойства не могут развиваться. Воздействие криком приводит к тому, что человек навсегда остается в плену страхов и фобий, отравляющих его жизнь. Эмоциональный зрительник может реагировать на крик истерикой. Так он выплескивает наружу ужас, который охватывает его в этот момент.

Если детство человека со зрительным вектором проходит в таких условиях, то во взрослом возрасте ему будет нелегко адаптироваться в обществе. Он может быть склонен к истерикам, страдать от того, что ему тяжело выражать эмоции. Хотя в потенциале мог бы реализовать свою эмоциональность в чувственных парных отношениях, в профессии врача или какой-либо другой, где можно проявлять сопереживание и сочувствие.

Системно-векторная психология показывает, что дети со остро реагируют и тогда, когда кричат на другого. Они воспринимают это на себя, испытывая ужас, острое ощущение уязвимости и незащищенности. Именно зрительный ребенок расплачется, когда будут кричать на его друга, тем более, когда отец кричит на мать. Скандальные сцены между родителями могут значительно нарушить способность зрительника создавать зрелые парные отношения в будущем.

Звуковой вектор. До аутизма и шизофрении – один крик

Ребенок со звуковым вектором серьезный, молчаливый, задумчивый. Звуковой вектор – самый интровертированный, поэтому для правильного развития его обладателю необходимы тишина и возможность побыть одному, поразмышлять. Звуковику предстоит научиться сосредотачиваться не на себе, а на окружающем мире, а затем – и на людях. И только в тишине он может научиться это делать. Если обеспечить маленькому звуковику правильные условия для развития, то у него будет возможность развивать его абстрактный интеллект. Именно звуковики способны создавать гениальные идеи, постигать тайны мироздания, быть талантливыми изобретателями.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »