Как празднуют новый год в израиле. Новогодние традиции в израиле. Евреи живут по какому-то другому календарю

Все о смысле, традициях и днях наступления 5778 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире в статье Шломо Громана, профессора университета Бар-Илан:

Название, смысл и даты праздника

Еврейский Новый год Рош ха-Шана (רֹאשׁ הַשָּׁנָה‏‎), точное произношение на иврите «рош hа-шанА», на идише «рошешОнэ»; здесь и далее ударение в словах отмечено заглавными буквами) отмечают 1-го и 2-го числа иудейского месяца тишрей (тишри). В 2017 году его празднование начинается вечером в среду, 20 сентября, и завершается вечером в пятницу, 22 сентября .

Поскольку в этом году второй день Рош ха-Шана плавно перетекает в шабат, учреждения, многие магазины и другие предприятия, а также общественный транспорт не функционируют трое суток подряд, вплоть до вечера субботы, 23 сентября . В отличие от шабата, в праздник разрешено приготовление пищи, но только предназначенной для съедания в ближайшие часы.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце , в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году. В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью». Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око». Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»). В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим

Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай. В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию). Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака. Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн» («Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Время зажигания праздничных свечей и исхода шабата 20/23 сентября в Москве – 18.16/исход – 19.21.

Новогодние праздники на родине Натали Портман (да-да, известная голливудская актриса – урожденная израильтянка) проходят одновременно и скромно, и весело. Парадокс? Не больший, чем вся эта страна – колыбель трех авраамических религий, одно из самых молодых и вместе с тем самых привлекательных для жизни и отдыха государств в мире.

Трудовые будни

Израильтяне празднуют свой собственный Новый год (Рош-а-Шана) в начале осени, а григорианские праздники носят в этой стране светский и неофициальный характер. Поэтому 31 декабря и 1 января даже не объявляются выходными днями (если только они не выпадают на Шабат), и далеко не все развлекательные учреждения и торговые центры готовят к этой дате специальную программу.
С другой стороны, Израиль – земля репатриантов, и львиную долю населения составляют выходцы из бывшего СССР, свято чтущие привычные традиции. Поэтому пусть неофициально, но Новый год здесь все же отмечается, причем так, как мы привыкли это делать в детстве – с тазиками оливье, дискотеками 80-х, застольями и боем курантов (по онлайн-тв через интернет).

Куда податься туристу

В столице государства, делать на новый год нечего – там никаких особых празднеств не предвидится. Другое дело – туристические города, такие как Хайфа, и, разумеется, . Во-первых, там много русских ресторанов, организующих новогодние банкеты «а ля рюс». Во-вторых, практически каждый крупный отель считает своим долгом устроить для своих гостей праздник: национальные традиции – это прекрасно, но желание клиента – закон. Наконец, ТРК, бутики и магазины в этот период не скупятся на солидные скидки, так что новогодний шоппинг будет вдвойне приятнее, а оставшиеся дома друзья и родственники обязательно получат свою порцию косметики с Мертвого моря и занятных сувениров.

Новогодние развлечения

В конце декабря – начале января в Израиле устанавливается очень приятная температура: порядка 25 градусов выше нуля. На побережье Красного моря в это время вполне можно (и нужно!) купаться, наслаждаться экскурсиями на яхте по заливу, рыбалкой. Любители «сухопутных» развлечений могут отправиться на сафари по пустыне или заказать познавательные экскурсии. Израиль – небольшая страна, здесь все в пределах досягаемости, так что за пару недель зимних каникул вы успеете осмотреть и древнюю Яффу, и бурлящий Тель-Авив, и все святые места, привлекающие паломников.

Детям понравятся аквапарки, тематические парки развлечений (Кингз Сити), зоологические центры, интерактивные музеи.
Несмотря на скромные размеры страны, в Израиле есть целых четыре моря, масса спа-курортов и даже горнолыжная база – гора Хермон. Хотите Новый год на побережье? Без проблем. Соскучились по снегу и морозцам? Тоже не вопрос. В Земле обетованной действительно есть все.

Почему Израиль?

Эта страна – лакомый кусочек для российского туриста, и вот почему:

  • Безвизовый режим с Россией. Да-да, чтобы провести каникулы на берегу Мертвого моря, вам не нужно оформлять никаких документов (кроме билета на самолет).
  • Отсутствие языкового барьера. Несмотря на то, что официальный язык государства – иврит, практически все здесь понимают русский, найти русскоязычного гида тоже не сложно, так что путешественнику не придется судорожно вспоминать английский, чтобы хоть как-то объясниться на ресепшене отеля или купить булочку в магазине.
  • Компактность. В любую точку страны можно добраться автобусом или машиной за несколько часов.
  • Возможность торговаться. Цены здесь «кусаются», но израильтяне любят остроумных собеседников, не лезущих за словом в карман. Пара уместных шуток и веселая перепалка с продавцом помогут вам сэкономить до 30% от первоначальной стоимости товара!

Лучше всего приезжать в Израиль в период с 23 декабря по 10 января – так вы еще «захватите» оба Рождества – а эти праздники проходят здесь ярче и душевнее, чем где бы то ни было еще. В конце концов, именно здесь две тысячи лет назад происходили все отмечаемые события.

Но это уже совсем другая история.

Израиль – загадочная и удивительная страна с огромным количеством святых мест и объектов паломничества. Местные жители исповедуют иудаизм, а потому и праздники отмечают по-иному.

Любимый европейцами не стал исключением. Только называется он Рош-А-Шана, что в переводе с иврита означает «голова года».

Для жителей Израиля это символический праздник и невероятно важный день. Можно сказать, судьбоносный. Но обо всем по порядку.

Когда отмечают Новый год в Израиле?

id="133e1949">

Точной даты нет. Евреи празднуют его осенью, в первых числах месяца, который называется Тишрей. Обычно это сентябрь или октябрь. Что же касается 2018 года, то праздник выпадает на 10 сентября. И по лунному иудейскому календарю ознаменует собой начало 5778 года.

Как празднуют Новый год в Израиле?

id="b74586e0">

На самом деле очень тихо и спокойно. Вы не услышите на улице громкие фейерверки и уж точно не встретите толпы веселящихся прохожих, бурно отмечающих праздник, как это происходит в России и других европейских странах. Израильтяне в Новый год особенно смиренны.

А все потому, что существует древняя легенда, согласно которой в эти дни свершился первый суд над человеком, первый Рош-А-Шана. Господь изгнал Адама из райского сада за то, что осмелился нарушить его законы. И теперь ежегодно на небесах выносится решение, определяющее каким будет следующий год для каждого верующего еврея. Проще говоря, как он прожил предыдущий и чего заслуживает в наступающем.

Именно поэтому евреи так скромно отмечают праздник. Для них наступает время молитв и покаяния, которые могут повлиять на вердикт Всевышнего. И, помимо пожеланий здоровья и благополучия, принято желают друг другу «хорошей записи в Книге Жизни»

Сам праздник длится два дня. Евреи накрывают праздничный стол и зажигают свечи. Проводится обряд обязательно до захода солнца.

Израильский Новый год: традиции и обычаи

id="6a60ba84">

В Рош-а-Шана иудеи слушают шофар - национальный музыкальный инструмент, напоминающий бараний рог. По традиции, за весь период праздника, нужно прослушать его около 100 раз, потому что звук символизирует призыв к покаянию. Такому обряду уже более 150 лет.

Сразу после полудня евреи произносят Ташлих. Молитва читается рядом с водоемом, в котором водится рыба. Это считается правильным. Верующие идут к воде с просьбой о том, чтобы их грехи «утонули в морской пучине»

А заканчивает праздник - Йом Кипур – день искупления и прощения, именно в который выносится окончательное решение о судьбе иудея на будущий год.

Так же хотелось бы немного рассказать о традиционных блюдах на Рош-а-шана.

Обязательно на стол подают круглый хлеб, напоминающий о начале нового круга жизни. Голова рыбы или барана символизирует главенство, желание быть в голове, а не в хвосте. А яблоки, морковь и гранат говорят о богатстве и о том, что его должно стать так же много, как и зернышек в самом фрукте.

Есть еще один интересный обычай, согласно которому принято обмакивать в мед яблоки и хлеб, желая близким людям счастья в новом году.

Что принято дарить на Новый год в Израиле?

id="99b46900">

Традиционных подарков у местных жителей нет. Обычно преподносят небольшие презенты либо открытки с пожеланиями.

На Новый год детям дарят одежду и конфеты, желая "сладкой учебы".

Несмотря на всё выше сказанное, на то, что у израильтян своя дата этого праздника, своё название, особенности и традиции, суть Нового года остаётся одной- это своеобразная точка отсчёта, с которой можно забыть все плохое, исправить ошибки и просто начать жизнь с чистого листа.Начать новую главу в своей «Книге жизни».

Рош Ха-Шана или Еврейский Новый год по лунному иудейскому календарю начинается в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину сентября — начало октября по светскому календарю.

В 2018 году Рош Ха-Шана начинается 9 сентября с заходом солнца и длится два дня — по иудейскому летоисчислению праздник знаменует наступление 5779 года с момента сотворения мира.

Рош Ха-Шана (Рош аШана, Рош хашана), который дословно в переводе с иврита означает "голова года", один из наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

В Рош Ха-Шана, по еврейской традиции, предопределяются судьбы и события всего следующего года.

Время покаяния

Новый год — один из важнейших еврейских праздников. Название Рош Ха-Шана впервые упоминается в Мишне (устная Тора), в которой этот праздник называется Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связано с особой заповедью, приписанной этому празднику: издать трубный звук.

В дни празднования в синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога), вызывая верующих на Божественный суд и призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов.

Само слово шофар происходит от слов "исправление, улучшение". Традиция трубить в шофан продолжается уже не первое столетие, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу.

Рош Ха-Шана символизирует шестой день сотворения мира - в этот день Всевышний создал прародителя человечества - Адама, который впоследствии нарушил запрет и был изгнан из Рая. С тех пор Бог в этот день творит суд над человечеством и определяет судьбы людей на следующий год.

Евреи верят, в этот день на небесах решается — кто будет жить в достатке или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния и восхваления, должны повлиять на решение Творца.

Поэтому в месяц элул, предшествующий Новому году, верующий должен покаяться, отчитаться в совершенных поступках, сказанных словах — в синагогах читают "слихот" — особые покаянные молитвы, и подготовиться к начинающемуся году. Но вера в то, что Господь желает своим детям лишь добра, превращает Рош Ха-Шана в настоящий праздник.

Рош Ха-Шана — это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора".

Завершается этот период постом — Днем искупления, который называется Йом Кипур.

Судный день

Йом Кипур — День искупления или Судный день, иудеи всего мира отмечают в десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря.

Праздник, который в 2018 году выпадает на 19 сентября, напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне.

Именно тогда евреи тяжко согрешили — создав золотого идола и поклоняясь ему. Разгневанный Бог хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош Ха-Шана — еврейского Нового года.

Традиции праздника

Новый год, как и все другие еврейские праздники, начинается незадолго до захода солнца. Праздник приходит в дом с момента, когда хозяйка зажигает свечи.

Глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина), и все желают друг другу быть вписанным в "Книгу жизни".

Затем приступают к праздничной трапезе, на которой едят "симаним" (знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать Новый Год с добрых примет.

Завершается трапеза благословением — благодарностью Господу за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно от Него получают.

Особо торжественная служба проводится в синагоге утром, в течение которой несколько раз трубят в шофар, при этом все молящиеся должны вслушиваться в его звуки. В шофар не дуют, если служба в честь Рош Ха-Шана выпадает на Шаббат, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной "работы".

В праздники, как и в субботу, в зал вносят свиток Торы и по нему читают места, посвященные Рош Ха-Шана, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

Оба дня Рош Ха-Шана евреи ходят на службу в синагогу, слушают молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека.

Люди приветствуют друг друга, говоря просто "Шана Това" — "Хорошего вам года", или такой фразой, как "Лешана това, тикатев ветехатем" — "Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!".

По традиции, в праздник все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки тем, кто живет далеко.

Праздничные блюда

В Рош Ха-Шана, во время первой (вечерней) трапезы соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго Нового Года.

В начале трапезы хлеб окунают в мед, а не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого года". Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким и счастливым.

По традиции, во время трапезы многие едят баранью голову - в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Исаака, или голову рыбы - чтобы в наступающем году "быть головой, а не хвостом".

На праздничный стол подают овощи и фрукты во всех видах — чтобы наступающий год был урожайным. В том числе нарезанную кружками морковь, напоминающую по форме и цвету монеты — символ достатка, поскольку в Рош Ха-Шана определяется и благосостояние человека на весь будущий год.

Ни одно застолье не обходится и без граната, вкушая зернышки которого люди говорят: "Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната".

Есть и другие обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний со словами, выражающими что-либо хорошее.

В этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года, так как любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим и "сладким".

Материал подготовлен на основе открытых источников

Празднуют ли в Израиле новый год? И как именно? В этой удивительной и загадочной стране отмечают его трижды, и это совершенно самостоятельные праздники.

Иудейский или религиозный Новый год называется Рош-Ха-Шана, дата его определяется по еврейскому календарю. Как правило, празднование выпадает на сентябрь или октябрь и напрямую зависит от лунного календаря. Согласно Торе, именно в этот день Бог сотворил мир, поэтому от него и ведется отсчет времени. Летоисчисление, общепринятое в мире, отстает от еврейского на 3761 год (то есть в 2017 году наступил 5778 еврейский год). Все иудеи верят, что в первый день Нового года Бог оценивает дела всех живущих на земле, которые они совершили за год, и выносит решение о планах на год наступающий. Поэтому они произносят молитвы и соблюдают определенные ритуалы, в том числе и гастрономические.

В январе или в феврале в стране отмечают Ту-би-Шват - это еще один Новый год, только он посвящен Деревьям. Принято сажать зеленые растения и устраивать пышные застолья, основными блюдами которых являются овощи и фрукты.

Традиция отмечать европейский Новый год в Израиль пришла благодаря выходцам из стран СНГ и Европы.

В статье пойдет речь о особенностях празднования Рош-Ха-Шана, о традициях и обычаях, связанных с ним.

Еврейский новый год: дата

В Израиле праздник называется Рош-Ха-Шана на иврите (רושה שנה). Дословно переводится - «голова года». Как и когда отмечают новый год в Израиле? Отмечают его первого и второго числа иудейского месяца тишри. Тора обязывает соблюдение строгих традиций только в первый день.

Праздник выпадает либо на сентябрь, либо на октябрь, вычисляется по лунному календарю, поэтому даты каждый год разные. Главное правило - его празднуют в новолуние. С этого дня начинается новый еврейский год.

Рош-Ха-Шана - наиболее важный еврейский праздник. Характерная его черта - это использование для призыва на молебен специальной трубы - шофар. Этот звук истолковывается как призыв на Суд Господний и призыв к покаянию.

Покаяние

Название праздника впервые встречается в Мишне (так именуют устную Тору). Он еще называется Йом Труа, это наименование связано с особой заповедью, которую приписывают этому дню: издавать трубный звук.

Согласно традиции, в новый год в Израиле в синагогах обязательно трубят в шофар (музыкальный духовой инструмент, созданный из Этот звук призывает всех верующих к переосмыслению всех своих грехов, покаянию, доброте всех помыслов и вызывает всех людей на Суд Божий.

«Шофар» означает «улучшение, исправление». Традиция трубить сохранилась с древних времен, сам рог символизирует овна, которого Авраам принес в жертву. Поэтому этот звук очень важен и имеет символическое значение в период, когда отмечают Новый год в Израиле.

Кроме того, считается, что в первый день праздника Бог создал Адама, который впоследствии совершил грех и был изгнан из Рая. С тех времен Всевышний именно в этот день совершает Суд над людьми и определяет их судьбы на следующий год.

Все иудеи верят, что на небесах решается в тот день, кто и как будет жить в наступающем году: в достатке или в бедности, в болезни или в здравии, в счастье или в горе. Именно в этот день Всевышний решает, кому умереть, а кому жить.

Поэтому за месяц до Нового года в синагогах читают особые молитвы покаяния -«слихот», они помогают подготовить душу к Новому году и к Суду Божиему.

Рош-Ха-Шана - это время духовного возрождения и покаяния, время извинений и прощения. Сразу после наступления праздника начинается период (10 дней), в течение которого можно изменить свою судьбу. Он завершается строгим постом, который называют День искупления или Йом Кипур.

В эти дни люди желают друг другу «Положительного Божьего Приговора».

День искупления

Отмечается на 10 день тишрея, первого месяца еврейского календаря. Этот день напоминает о событиях, произошедших 33 века назад, во времена пребывания еврейского народа в пустыне. Они совершили тяжкий грех, создав золотого идола. Бог сильно разгневался на них и решил уничтожить, а вместо них создать новый, прародителем которого должен был стать Моисей.

В иудаизме это самый главный праздник, который завершает десять дней смирения и покаяния. Судьба человека предрешена на год вперед.

Традиции

Новый год в Израиле, как и остальные праздники, начинается с захода солнца. В домах хозяйки зажигают свечи, главы семей совершает «кидуш» (обряд освящения, который проводится над бокалом красного вина), после чего все желают друг другу «Положительного приговора» и быть вписанными в «Книгу жизни» (то есть жизни в новом году).

Затем все усаживаются за праздничный стол, на котором обязательно присутствуют «симаним» (символы). Это набор традиционных продуктов, которые символизируют определенные пожелания и просьбы к Господу Богу, цель этого - начать новую жизнь (новый год) с хороших примет.

Трапеза завершается словами благодарности Богу за еду, Израиль, Иерусалим и все хорошее, что он каждый день посылает людям.

В синагоге

Особо торжественный молебен проводится утром в первый день праздника, в течение которого несколько раз трубят в шофар, и все люди вслушиваются внимательно в этот звук. Если Рош-Ха-Шана выпадает на субботу, в рог не трубят, так как это действие попадает в категорию «Запретного» (в Израиле суббота - это священный день, многие действия в который запрещено совершать, например, водить машину, зажигать плиту, убирать). Субботу человек должен посвятить Богу и молитве.

В праздник в зал синагоги вносят свиток Торы, по которому читают священные слова, посвященные Рош-Ха-Шана, а после чего читают отрывок из Книги Пророков.

Во второй половине первого дня праздника многие иудеи идут к проточному природному водоему и бросают в воду корочки хлеба, которые символизируют грехи.

В эти дни приветствуют друг друга, говоря: «Шана Това», что переводится как «Хорошего года».

Блюда

В самую первую трапезу Нового года соблюдают ряд обычаев. В самом начале хлеб окунают в мед, затем туда же макают кусочек яблока и произносят пожелание «счастливого и сладкого года».

Принято на стол ставить баранью или рыбью голову, первая символизирует ягненка, которого Авраам принес в жертву вместо сына, съесть рыбью голову в этот день сулит «быть главой, главным, успешным».

На праздничном столе должны присутствовать обязательно овощи и фрукты - чтобы год был богатым и урожайным. Обязательно морковь нарезают кружочками, она по цвету и форме напоминает монетки - это символ достатка и благосостояния.

На столе в праздник должен присутствовать гранат, он является символом богатства и единства семья, плодородия и деторождения.

В этот день готовится много блюд, которые являются символами «счастливого и богатого» года.

Праздничные молитвы

Еврейские праздничные молитвы называются «Махзор» (цикл, круговорот). В этот день читаются как обычные («Амида», «Шма, Исраэль»), так и особые священные тексты. Специальные молитвы содержат 5 иудейских текстов, которые упоминают Бога, как Царя, 10 текстов, которые упоминают Бога, как помнящего все, 10 текстов, в которых упоминается - шофар (главный атрибут праздника).

Шофар

Библейское название праздника «День трубных звуков». Главная заповедь в этот день - слушать, как трубят в шофар. Голос этого инструмента похож на плач ребенка, он символизирует крик души, который обращен к Господу и пробуждает человека к покаянию.

Звуки принято слушать стоя. Они объединяют всех иудеев в единый народ, который стоит перед Всевышним на Суде.

Это все, что связано с празднованием еврейского Нового года в Израиле. Как празднуют и отмечают ли вообще светский новогодний праздник (европейский)?

Европейский Новый год

Этот праздник не является государственным. Его отмечают, в основном, русскоязычные израильтяне. Однако с этой традицией считаются как власти, так и остальное население.

К этому времени выращивают растения - араукарии, которые очень похожи на ели. В ресторанах и клубах в новогоднюю ночь устраивают развлекательные мероприятия.

Во многих торговых центрах делают скидки на новогоднюю продукцию.

Единственным недостатком является то, что ни 31 декабря, ни 1 января в стране не являются выходными днями.