Как помочь подростку выбрать профессию. Как помочь ребенку выбрать профессию. Когда начинать? Как правильно выбрать профессию ребенку

(5 голосов : 4.6 из 5 )

Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

В качестве «шпаргалок» для решения этой непростой задачи предлагаем Вашему вниманию размышления семейного и детского психолога Елены Громовой.

Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-то действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

— Надо сказать, что мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят, и не заставлять насильно ходить на те дополнительные занятия, которые ребенок выбрал. Некоторые родители говорят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это сказал? Ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены ГИА в школе, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

— Моему сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста, есть же еще что-то интересное. Я не знаю, посоветуйте .

— Мне кажется, что родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, уже так рано, но определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то, надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку интересно, помимо футбола. Футбол, в крайнем случае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузилось на футболе, то есть риск, что когда у него что-то не заладится на каком-то этапе, это может стать серьезным стрессом в его жизни именно в том случае, когда отступать будет некуда, если больше ничего нет.

Когда моя дочь подросла, и пришло время выбирать профессию, она очень долго затруднялась. Хотелось бы услышать совет психолога — как помочь подростку определиться с будущей профессией.

— Я думаю, что для начала стоит определить, что же все–таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять. Давайте, я о них расскажу немного подробнее.

«Человек- природа» . Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника» . Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система» . Это человек, которому интересно, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек» . К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ» . Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация» . Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя. Хотя надо сказать, что очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше относитесь, ведь это уже поможет Вам сузить круг.

Я бы еще сказала, что есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Есть люди – исполнители, очень хорошие исполнители. Им нужна такая работа, где для них все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой поработать до 12 часов или до 2-х часов ночи. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я больше исполнитель, или я больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

Вообще, при выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. Если совсем затруднительно с выбором, тогда стоит искать запасной вариант. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

— Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать профессию. Помогите, пожалуйста.

— Наверное, здесь все-таки стоит обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, чтобы понять, какие же все-таки есть сильные стороны. Я не верю, что в одном человеке вот так уж подобрано, что не за что зацепиться — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не раскрыто в человеке, потому что каждому из нас даются какие-то способности, но не все их раскрывают. Вероятно, в этом случае девочке не повезло, и она не разглядела — или родители не разглядели, не помогли ей увидеть в себе то, что она может выбрать. Предметы на «три» — это не показатель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть всегда, поэтому главное — разобраться в себе и найти какие-то зацепочки: что же все-таки больше нравится, что лучше получается.

— Посоветуйте, куда может подросток 15-ти лет, самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

— Во-первых, это школа, в которой он учился. В каждой школе есть ответственные за профориентацию, поэтому надо подойти к директору, к завучу, и спросить о том, кто же в школе отвечает за профориентацию. Иногда это бывает психолог, который совмещает эти две должности, иногда социальный педагог, иногда просто отдельный специалист, или просто учитель, который отвечает за профориентацию. Есть государственные бюджетные центры профориентации, где можно пройти бесплатную диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Моей дочке 17 лет, с детства увлекается танцами, поет, хотела бы стать «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Говорит: «Выбирай для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что мне делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…. Посоветуйте.

— Здесь я бы задалась вопросом: действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле, она и поет не очень, и танцует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо получается петь и танцевать, но есть какая-то заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда это уже личностные проблемы, которые надо решать. Если у нее все неплохо получается, может быть, она и решит эти проблемы и пойдет вперед. А потом – ведь стать «звездой», можно и имея высшее образование. Если девочка уже определилась с каким-то художественным направлением танца, пения – может, ей стоит пойти в музыкальное направление, и если ее там признают, возьмут, это будет для нее определённой поддержкой, что все-таки у нее что-то получается, и первым шагом на пути к своим мечтам. Но все-таки я бы сказала, что изначально добиться такого успеха, стать знаменитостью — это все-таки такой инфантильный запрос – в некотором роде детский, нормальный для подростка. Если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было, на что опереться и чем жить.

Я бы не стала рекомендовать маме поддаваться этому ощущению дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выбирай за меня, я пойду учиться, куда скажешь». Ответственность за выбор принимает человек – подросток, в данном случае. И то, что она для себя выберет, какое направление — она будет идти этим путем долгие годы. И очень легко свалить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожалуйста, пошла». Нет, извините, выбор делает все-таки сам человек, который будет этим путем и двигаться вперед. Поэтому маме нужно набраться сил и терпения, чтобы выдержать это и не поддаться на такие провокации. И все-таки необходимо обязательно поддержать дочь, потому что возникает такое ощущение, что дочке не хватает какой-то поддержки в этот момент, она разочарована, ведь ее мечтания и мысли о том, что она будет знаменитой, не воплощаются.

На самом деле, получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить. И я бы еще сказала вот о чем: образование отнюдь не заканчивается дипломом — есть профессии, где нужно учиться, и учиться постоянно. Поэтому переобучиться, пойти другим путем всегда можно, если ты умеешь и любишь учиться.

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач «Мамина школа»

Родители могут помочь ребенку, побуждая его думать и анализировать свои склонности, желания и умения, свои сильные и слабые стороны.

Обсуждая с ребенком его будущую карьеру, имеет смысл следовать нескольким правилам.

Правило первое. Говорите с ребенком о том, что ему (ей) нравится, интересно, чем хотелось бы заниматься в будущем. Чем это привлекает? Это модно? А может быть, ребенок считает, что у него есть к этой профессии особые способности? Или может быть, недавно он посмотрел фильм, где главным героем был врач или юрист? Основная задача здесь — побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу.

Правило второе. Не критикуйте выбор ребенка. Лучше расспросите, что его привлекает в этой профессии. Ведь на критику очень часто может последовать обратная реакция — ребенок станет доказывать вам (а заодно, и себе!), что его выбор самый лучший и правильный. И лишь укрепится в своем мнении. Может быть наоборот, оставив разговор на какое-то время, потом, как бы невзначай, «обнаружить», например, в рейтинге профессий, что его выбранная им специальность менее востребована на рынке труда.

Правило третье. Понимать, что ваш ребенок может . Есть ли у него ограничения. Медицинская статистика не радует, утверждая, что большинство детей в возрасте 16-17 лет имеют заболевания, которые ограничивают их в выборе некоторых профессий. И это вовсе не обязательно профессии, предъявляющие повышенные требования к здоровью, такие как летчик или военный. Например, если у ребенка плоскостопие (всего лишь, как подумают многие) ему не рекомендованы профессии связанные с долгим стоянием на ногах, а таких профессий очень много — и вовсе не обязательно у станка, преподаватель тоже очень много времени проводит стоя. И это один лишь пример. А аллергии? Или неврологические проблемы, которыми страдают очень многие? Например, быстрая утомляемость и сниженное внимание?

Что могут предложить специалисты?

Помощь психологов, специалистов по профориентации может заметно облегчить трудоемкий процесс выбора профессии. А главное, сделать его гораздо более точным. Вот основные методы, которые мы рекомендуем:

Специальные тренинги, в ходе которых имеется возможность понаблюдать за поведением ребенка в различных играх и упражнениях. Именно через игру ребенок познает себя и мир. Для данной цели игры должны быть смоделированы так, чтобы ребенок мог проявить и развить определенные способности и навыки.

Дети пробуют себя в разных ролях и в разных видах деятельности . Иногда им приходится брать на себя функцию лидера, иногда командного игрока. Участвовать в переговорах и разрешать конфликтные ситуации. Создавать план и претворять его в жизнь. Проявлять разные аспекты своего творчества. И в результате можно увидеть:

  • Склонен ли он брать на себя ответственность?
  • Насколько развита его способность к самоорганизации и самодисциплине?
  • Может ли он организовать деятельность других людей?
  • Каковы скорость переключения и объем внимания, и прочие когнитивные функции?
  • Какова его работоспособность в различных условиях?

Исследование в процессе тренинга полезно тем, что позволяет не только увидеть умения и особенности ребенка, но и помогают ему улучшить свои навыки, понять свои ошибки и исправить их.

2. Тестирование, направленное на выявление мотивации ребенка, его системы ценностей и личностных особенностей. С помощью тестов также определяются способности, интересы и склонности ребенка. Тесты проводятся многократно, и это позволяет увидеть тенденции развития, скорректировать план обучающих мероприятий.

3. Обратная связь психолога с родителями. Это возможность получить консультацию специалиста, которая помогает родителям лучше увидеть возможности ребенка и его дальнейшие шаги в выборе профессии, обсудить возникающие вопросы и вместе разработать дальнейший план.

Помощь в выборе профессии Вам окажут специалисты Центра занятости населения по месту Вашего жительства.

Желаем Вам успехов!

Дети растут очень быстро. Еще вчера ваш малыш лепил в песочнице куличики. А уже сегодня перед ним встает выбор, на кого пойти учиться. И родители должны помочь ребенку сориентироваться в огромном списке профессий.

Конечно, замечательно, когда ваше чадо точно знает, чего хочет. Возможно, еще в 7 классе он решил, что хочет пойти учиться на врача. Или в результате всевозможных тестирований, в которых участвуют старшеклассники, понял, что рожден для работы пожарным.

Такие случаи — редкость. Чаще всего подростки имеют смутные представления о том, какого будущего хотят. И психологи считают, что это нормально. Во-первых, в столь молодом возрасте всегда кажется, что ошибаться еще можно. И грядущий выбор образования они считают не таким судьбоносным. К тому же, столько событий за сравнительно короткое время — экзамены, выпускной — настоящий стресс для них.

Здесь родителям стоит быть понимающими и поддержать ребенка.

Разумеется, навязывать ребенку свое мнение не стоит. Даже если вы всю жизнь мечтали, что он станет тем же юристом. Важно помочь ему самому разобраться. Даже многочисленные профориентационные тесты не дают 100% результата. Не нужно забывать человеческий фактор. Например, настроение на момент заполнения анкеты.

Экспертная группа сайта GorodRabot.ru составила список рекомендаций родителям, желающим помочь своим детям определиться с выбором профессии.

1. Обратите внимание на увлечения ребенка. Не стоит сбрасывать со счетов его хобби. Возможно, это и есть дело всей его жизни. Например, если он получает удовольствие от игры на гитаре и при этом неплохо поет, имеет смысл задуматься о музыкальном факультете.

2. Не говорите, что он не прав. Допустим, вы считаете, выбранная им профессия не приносит большой прибыли или требует слишком много сил и времени. Если ребенок действительно хочет стать социальным работником и помогать людям, не отговаривайте его. Кто знает, чего может добиться человек, занимаясь тем, что нравится? Верьте в него!

3. Вычеркивайте. Возьмите какой-либо список профессий и предложите ребенку зачеркнуть те, которые ему точно не нравятся. Остальные можно обсудить. Не спорьте, что следует оставить, это его выбор.

4. Объясните ребенку разницу между профессией и специальностью. Получив образование на факультете иностранных языков, не обязательно идти преподавать его школьникам или студентам.

5. Покажите пример. Если ребенок сделал выбор, а у вас есть среди знакомых его будущие коллеги, предложите им пообщаться. Возможно, после разговора чадо поймет свою ошибку или наоборот укрепится в решении.

Каждый родитель, чей ребёнок перешёл из младшей школы в среднюю, уже задумывается о том, какую профессию в будущем выберет его малыш.

Нередко мы хотим, чтобы дети осуществили наши несбывшиеся мечты. Чтобы дочка стала актрисой только потому, что когда-то мы сами жаждали блистать на сцене. Или прочим сыну будущее в бизнесе, потому что хотим, чтобы ребёнок пошёл по стопам отца и продолжил семейные традиции. А не лучше ли присмотреться к своему чаду и помочь ему сделать выбор, исходя из его психологических особенностей.

Виды профессий

Известный психолог Е. А. Климов выделил 5 типов профессий, в которых как раз отражается интерес к той или иной деятельности. Например, тип «Человек-человек» объединяет профессии в области обучения, воспитания, сферы услуг и обслуживания, педагогики и медицины. «Человек-техника» - это профессии, связанные с конструированием, созданием и обслуживанием техники. Ещё один тип - «Человек-художественный образ» - подразумевает деятельность, связанную с созданием и копированием всех художественных образов. «Человек-природа» - эту стезю выбирают те, кому интересны изучение флоры и фауны и охрана окружающей среды. А «Человек-знак» - система для тех, кто будет в восторге от цифр, букв и нот и всего, что с ними связано.

Как узнать свой путь?

Обычно приверженность к тому или иному виду деятельности видна у ребёнка с раннего детства.

Если ваш мальчик живой, общительный, всегда с удовольствием принимает участие во всех детских праздниках, пересказывает вам все события дня, декламирует стихи и распевает в ванной, возможно, ему близки профессии, связанные с системой художественных образов (художник, актёр, певец, реставратор, искусствовед, экскурсовод, переводчик).

Ваше чадо без ума от гаджетов, не может оторваться от пульта, пытается разобрать музыкальный центр и собирает конструкторы с закрытыми глазами? У вас наверняка растёт инженер-конструктор или системный администратор («Человек-техника»).

Будущего доктора, садовника, агронома, эколога или ветеринара вы легко узнаете по большой любви к котикам-собачкам и ягодкам-цветочкам.

Кстати, любовь к той или иной деятельности выражается не только в поведении, но и в выборе мультфильмов, одежды, книг и друзей с такими же интересами.

Педагоги, управленцы, журналисты с детства будут вас учить, опекать и брать у вас интервью, а также рассаживать в ряд кукол и обучать их счёту и письму.

А дети, которые до дрожи обожают пересчитывать (машины, игрушки…), пытаются найти всему логическое объяснение, - это будущие аналитики и финансисты.

Помогите ребёнку как можно больше узнать об интересующих его профессиях. Если он хочет стать зоопсихологом, водите его в зоопарк, создайте ему возможность общаться с предметом своего интереса.

Не навязывайте своего мнения. Конечно, вы знаете о жизни и о профессиях больше. Но не стоит уговаривать ребёнка перестать любить ту или иную сферу деятельности и внушать ему, что, если будешь учителем, например, всю жизнь будешь зарабатывать гроши и жить от получки до получки. Навязанную нелюбимую профессию он может вам потом не простить.

Не делайте из ребёнка подобие себя. Если ваша семья - династия аптекарей (слесарей, врачей, инженеров…), это вовсе не значит, что ваше чадо обязано заниматься тем же, что и его предки.

Не компенсируйте за счёт ребёнка свои нереализованные возможности. Ну не стали вы знаменитым шахматистом или певицей. Не навязывайте теперь детям любовь к вашему интересу.

Играйте с ребёнком чаще в ролевые игры , привлекайте его к таким занятиям, где можно узнать новые факты о профессиях. Пусть он понимает, что делают пожарные, повара или парикмахеры. Рассказывайте ему как о достоинствах каких-то профессий, так и о сложностях. Спрашивайте, нравится ли ему такая деятельность. И если да, то чем именно.

Приучайте детей к мысли о том, что когда-нибудь и им надо будет выбрать профессию. Что профессия - это как интересная игра, которая позволит тебе осуществлять свои желания и удовлетворять потребности. Работают все. И важно сделать выбор так, чтобы и людям пользу приносить, и самому получать удовольствие.

Вероника Романова:

Мне кажется, ребёнку нужно дать как можно больше возможностей попробовать свои таланты в разных сферах - музыке, танцах, живописи. Но и о точных науках не стоит забывать. Предложите ребёнку походить на занятия для математиков. Так было в моём детстве. И это позволило мне в дальнейшем сделать свой собственный выбор. Окончив математический факультет, я смогла поступить в театральный институт. И все эти знания пригодились в работе.

В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.

В подростковом возрасте человек выбирает свою будущую профессию

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Сложности выбора специализации

Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.

Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.

В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.

В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.

Важно знать

Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:

  • навыки;
  • любимое занятие;
  • сферу наибольшего интереса;
  • желания и тип темперамента.

После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.

К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.

Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.

ТОП-10 наиболее перспективных специальностей

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Статьи о выборе профессий

Можно найти массу материалов, которые касаются этой темы. Они достаточно полно раскрывают данный вопрос. Из работ психологов можно взять на заметку ценные советы.

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Интернет-тесты

Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:

  1. помогающие в выборе специальности;
  2. помогающие сориентироваться в выбранной специальности.

Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.

Короткий тест на профориентацию

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.