Интернациональное воспитание детей в начальной школе. Современные проблемы науки и образования Интернациональное воспитание

комбинированного вида №93

Дети до пятилетнего возраста ещё не подозревают о существовании разных народов, и их отношение к людям других национальностей строится независимо от национальной принадлежности тех, с кем они общаются, сталкиваются в повседневности.

И только с четырёх лет, а то и с пяти постепенно начинает формироваться у ребёнка осознанное отношение к людям разных национальностей. И в этом им должны помогать педагоги.

Педагог должен учесть, дети каких национальностей воспитываются в группе и обратить внимание на тех, кто не пользуется симпатией, авторитетом среди сверстников. Для этого необходимо к таким детям быть более внимательным, постепенно развивать его внимание, умение, способности, чаще привлекать к различным видам деятельности, поощрять

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Важнейшие средства интернационального воспитания дошкольников.

Дети до пятилетнего возраста ещё не подозревают о существовании разных народов, и их отношение к людям других национальностей строится независимо от национальной принадлежности тех, с кем они общаются, сталкиваются в повседневности.

И только с четырёх лет, а то и с пяти постепенно начинает формироваться у ребёнка осознанное отношение к людям разных национальностей. И в этом им должны помогать педагоги.

Педагог должен учесть, дети каких национальностей воспитываются в группе и обратить внимание на тех, кто не пользуется симпатией, авторитетом среди сверстников. Для этого необходимо к таким детям быть более внимательным, постепенно развивать его внимание, умение, способности, чаще привлекать к различным видам деятельности, поощрять.

Дети плохо говорящие по-русски, а иногда и совсем не владеющими даже азами речи, слышат насмешки сверстников, поэтому начинают таить чувство обиды.

В такой ситуации начеку педагог. Он должен оценить обстановку, не спешить, ведь может кто-то из ребят правильно среагирует проявит доброжелательность и интерес к такому ребёнку. Педагог должен оценить этот поступок, не оставить без внимания, продолжить ход действия. Например, можно спросить у детей, сколько языков они знают, могут ли спеть песню на другом языке, рассказать стихотворение. И заметить, что их новый товарищ не только на своём языке прекрасно говорит, но может общаться и по-русски. Можно попросить ребёнка спеть песню на своём языке, прочитать стих, подчеркнув после, что речь их нового товарища мелодична, красива. Можно предложить рассказать о своём крае в рисунке. Желательно организовать игру “Изучаем язык”. Каждый ребёнок показывает свою любимую игрушку или указывает на определённый предмет, а новый товарищ называет их на своём языке. Дети повторяют следом каждое слово. Такая игра вызывает у детей положительную реакцию, интерес, доброжелательность. Постепенно дети станут делиться игрушками, учить новичков правильно произносить русские слова. У них появиться радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха.

Необходимо подобрать сказки соответствующего народа, красочные иллюстрации края, занятие людей, предметов быта и показать это на экране. А также разработать дидактические игры на закрепление знаний о жизни народов разных национальностей и тех, чьи дети посещают группу, подготовить сюжетно-ролевую игру “Путешествие”, чтобы дать знания и представления о народных традициях людей с учётом климата, территории и основных природных богатств.

Следует также провести беседу отражающую толерантность на тему: “Наша планета”, сделав упор на то, что Земля – наш общий дом, что на планете живут люди разных национальностей, культуры, цвета кожи, языка. И важно жить со всеми в мире и дружбе.

Вслед за этим обсудить что такое дружба формируя понятия “друг”, “дружба”, “толерантность”. А также подвести к дискуссии о том, с кем дружат дети, в чём проявляется их дружба.

В работе по этой теме можно использовать рассказы “Два товарища” Л. Толстого, “Дружат дети всей земли” Викторова, “Как Антон полюбил ходить в детский сад” Зернова.

Можно организовать встречу, разговор детей с родителями ребёнка другой национальности, а также оформить “Уголок дружбы”. Это требует усиленной подготовки, разработки сценария, изготовления сувениров для гостей, оформления выставок детских работ, помещения.

На день рождения ребёнка пригласить его родителей, родственников. С остальными детьми приготовить сюрприз для их товарища (сувениры. Песни, стихи, танцы). Необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, предметов быта, шитью костюмов.

Интересна для детей будет встреча с сотрудниками дошкольного учреждения – людьми разных национальностей. Дети поймут, что нет разницы между взрослыми, что все они работают на благо каждого ребёнка, хотя у них и разные профессии.

Очень важно установить отношение родителей к интернациональному воспитанию детей. Можно провести анкетирование, предложив следующие вопросы:

Рассказываете ли вы своему ребёнку о Москве, Петербурге, о нашем государстве, об обычаях и традициях людей разных национальностей живущих в нашей стране?

Какие книги национальных писателей, поэтов имеются у вас дома? Читаете ли вы их детям?

Есть ли у вас соседи, знакомые другой национальности и как ваши дети относятся к их детям?

Способствуете ли вы их дружбе?

В наше время в дошкольных учреждениях воспитываются дети многих национальностей. И педагогам, учитывая настороженное отношение отдельных родителей к тому, уютно ли будет их ребёнку в этой группе, где есть дети говорящие на другом языке или ломаном русском, должен проявлять такт, деликатность, доброжелательность, как к детям, так и к их родителям.


Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .

В советской России с провозглашением классового подхода большую значимость стали приобретать моменты интернационального воспитания. Мораль и основные нравственные ценности, с позиций марксизма, носили строго классовый характер. На протяжении 20-30-х годов двадцатого столетия решающим фактором в определении основных принципов построения воспитательного процесса в дошкольных учреждениях являлись постановления и резолюции партийных съездов, конференций и совещаний.

В 20-30-е годы термин «национальное воспитание» не употреблялся, поскольку это рассматривалось как проявление шовинизма и национализма. Понятие «нравственное воспитание» тоже было вытеснено из употребления, его заменило общественно-политическое воспитание. Поданным исследования Л.М. Казарян, в это понятие входило воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности.

После VIII съезда РКПб, принявшего программу партии и поставившего в области народного просвещения задачу превращения школы «в орудие коммунистического перерождения общества», состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919), наметивший общие подходы к интернациональному воспитанию дошкольников через внесение в «форму родного языка духа всемирной революции». На съезде отмечалась потребность дошкольных учреждений для национальных меньшинств в профессиональных кадрах, владеющих не только языком той национальности, в среде которой создан детский сад, но и ее культурными достижениями. Высказывалось предостережение против формального подхода к решению задач интернационального воспитания детей дошкольного возраста, использования лишь внешних форм работы с детьми. При разнонациональном составе детей в дошкольных учреждениях отмечалась недопустимость использования в педагогическом процессе языка лишь одной национальности. Это могло повлечь за собой создание дискомфорта, «морального и психического гнета» для детей, не владеющих языком. В резолюции съезда указывалось на необходимость построения воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использования произведений устного народного творчества.

Конкретные пути осуществления интернационального воспитания дошкольников на съезде не предлагались, в общих декларативных фразах намечались основные направления деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях. Обращалось внимание на то, что задачи воспитания детей в «интернациональном духе» решаются не путем искусственного приобщения к чужой культуре через духовную ломку, а «внесением в форму родного языка того духа всемирной революции, того социалистического интернационального содержания, каким проникнуто все наше строительство и какое более всего растворится в душе ребенка в формах родного языка».

Основные подходы к организации, содержанию и методам работы детского сада были изложены в одном из первых документов - «Инструкции по ведению очага и детского сада». Безусловно, в первую очередь рассматривались вопросы, связанные с созданием образовательного пространства для проявления детской активности и инициативы детей. Для детских игр, кроме игрушек, рекомендовалось использовать природный, строительный материал; предлагалось устраивать уголки природы с растениями и животными. Для уточнения детских представлений, развития речи рекомендовались использовать произведения устного народного творчества.

На X партийном съезде было вновь подтверждено выбранное направление в решении национального вопроса - развитие и укрепление у 65-миллионного населения «невеликоросов» административно-хозяйственных органов, культурно-просветительских учреждений широкой сети школ на родном языке.

В резолюции четвертого совещания ЦК РКП/б с ответственными работниками национальных республик и областей в июне 1923 г. был намечен ряд практических мероприятий по осуществлению решений партии в сфере образования:

  • - создание обществ по распространению грамотности среди местного населения;
  • - расширение сети всех ступеней учебных заведений и создание рабфаков на «местных языках»;
  • - привлечение национальных кадров.

Фактически эти решения можно рассматривать как организационные условия реализации этнокультурной составляющей образования.

Данные направления деятельности в области просвещения национальностей были впоследствии конкретизированы в сфере дошкольного образования. После XIII съезда партии значительно возросло количество дошкольных учреждений, однако это ухудшило качественную сторону воспитательного процесса. На что было указано на совещании заведующих отделами дошкольного воспитания во Владикавказе. На совещании предлагалось утверждать принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с творчеством своего народа, с культурными достижениями всего человечества.

Это положение стало ведущим при определении содержания воспитания дошкольников в советское время. Здесь просматривается попытка гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей в воспитательном процессе дошкольного учреждения,

Второй съезд по дошкольному воспитанию (1921) состоялся в период усиления борьбы на идеологическом фронте, вызванной введением новой экономической политики. Цель воспитания, определенная на I съезде как формирование всесторонне развитой личности, теперь была выражена иначе: формировать будущих строителей и борцов коммунистического общества.

На съезде определялся еще один принцип организации воспитательной работы - изучение окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной. Введение этого принципа в практику дошкольных учреждений связывалось с необходимостью более эффективного воздействия на развивающуюся личность, что было возможно при наличии более полного представления о ребенке, его социальной и национальной принадлежности. Для этого были необходимы конкретные сведения.

Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?

Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения? .

Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства формированием личности в соответствии с поставленными целями. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .

Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в защиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против национального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов

Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .

Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.

Полученные результаты указывают на индивидуально-психологическую особенность девушек и юношей в возрасте от 16 до 21 года. Дальнейшее изучение специфики стилевых характеристик интеллектуальной деятельности позволит создать полную картину о когнитивной сфере в юношеском возрасте.

Библиографический список

1. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. - Иркутск: Восточно-Сибирской изд-во, 1976. - 192 с.

2. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

Ю.В. Смирнова

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье обозначены проблемы национального и интернационального воспитания детей в школе. Для их решения выделены взаимосвязанные принципы построения системы воспитания на основе социальных и нравственных образов. Подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в сочетании с естественными для формирования личности учащегося.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей и идеологический вакуум оказывают негативное влияние на сознание детей и молодежи. Стала заметной утрата нашим обществом национальных и интернациональных традиций. Педагогическая наука все чаще поднимает вопрос о национальном воспитании. Это связано, прежде всего, с обострением отношений на национальной почве. Причиной многих трагические событий в наши дни являются межнациональные конфликты. Поскольку общеобразовательная школа отражает все события современности, то национальные вопросы не обходят ее, и мы наблюдаем конфликты среди учащихся разных национальностей.

Желание людей сохранить свои этнические корни, вполне понятно и оправдано. Поддержание и развитие национальных традиций разных народов является движущей силой развития общества. Этот аспект крайне важен в условиях распространяющейся глобализации, характеризующейся едиными образовательными стандартами, подходами, учебными планами в разных странах мира. На первый план в нашей стране выходят вопросы, связанные с «воспитанием патриотов России, граждан правового государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям

и культуре других народов» . Тенденциями мирового развития выступают расширение масштабов межкультурного взаимодействия, факторы коммуникабельности и толерантности.

Национальное и интернациональное воспитание учащихся определяет приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащает содержание патриотического воспитания и усиливает патриотическую направленность в курсах социально гуманитарных дисциплин. Воспитание должно быть направлено на формирование патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культур; стремящегося сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; терпимого к другим людям и их ценностям.

Исследователями отечественной и зарубежной науки усматривается тесная связь между такими фундаментальными понятиями, как: образование, культура, национальное самосознание, гражданственность, патриотизм, компетентность. Путь к возрождению России лежит через воспитание, усвоение личностью общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.

Структурообразующие принципы системы воспитания детей. Необходима педагогически обоснованная система воспитательной работы во всех звеньях общества. При этом роль образовательных учреждений особенно велика. В них необходимо создавать непрерывную систему, ос-

нованную на консолидирующей деятельности школы с семьей, научными учреждениями, ветеранскими, молодежными организациями, творческими, военно-патриотическими союзами. Решение комплекса проблем национального и интернационального воспитания возможно на основе стратегических программ, уточняемых в годовых планах учебных заведений.

В силу своей специфики гуманитарные учебные дисциплины обладают большим потенциалом духовно-нравственного воспитания в сравнении с естественнонаучными. Для наук о человеке и обществе главным является не то, какие в них изучаются законы, а то, что они учат искусству интерпретации, пониманию другой индивидуальности, иной истории и культуры. Человек, лишенный полноценного гуманитарного образования, по мнению В.А. Лекторского , будет односторонним, ущербным как личность и не соответствующим новой культурной формации, которая характеризуется отказом от односторонне технологической линии развития. Более того, он будет догматичным, поскольку только при изучении гуманитарных дисциплин может формироваться понимание изменчивости культуры. Гуманитарно образованный человек понимает основы естественнонаучных знаний и то, что любое знание исторически и культурно определено. Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности.

В отечественной педагогике в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно направленному воспитанию, что предполагает новую систему принципов или наполнение их новым содержанием в соответствии с современной концепцией воспитания. В данной ситуации национальные особенности и тенденции их интеграции в мировые сообщества играют важную роль, так как они ориентирует образование на формирование личности, способной адаптироваться в многонациональной среде. Принцип национального в образовании и воспитании в контексте интернационального, по мнению Ж.М. Блие-вой , предполагает формирование национального самосознания учащихся параллельно с выработкой социальных и нравственных образов:

«Я - представитель своего народа», «Я - гражданин России», «Я - представитель содружества народов России», «Я - гражданин мира» .

В педагогической литературе выделяются следующие принципы обучения и воспитания в работе с детьми и молодежью . Принципы гуманизации и гуманитаризации, так же как и принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодёжи в диалог разных культур. При этом гуманизация образования понимается нами, вслед за Г.М. Коджаспировой , как распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Соответственно, гуманитаризация образования - это установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Отметим, что система научных знаний по предметам включает воспитательный компонент - труд ученых (история науки), что способствует расширению способов познания за счет применения в исследованиях естественно-научных и гуманитарных методов. В частности, в учебных дисциплинах «География», «Биология», «Физика», «Химия» следует подчеркивать значение и вклад выдающихся деятелей науки, как в своем Отечестве, так и в мировую практику, тем самым, усиливая национальный и интернациональный компоненты воспитания.

Согласно принципу субъектности педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «я» в связях с другими людьми и миром в его многообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для собственной судьбы, так и для других, оценивать себя как носителя и транслятора знаний, отношений. Субъектная позиция ребенка - это основа воспитания, когда человек осмысленно влияет сам на себя, на свое развитие (саморазвитие). Без саморазвития не может быть воспитания.

Принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина уравнива-

ет в правах всех граждан, а также предполагает соблюдение личностью определенных условий (норм, правил, законов), выработанных конкретным обществом. Поэтому задачей предмета «Об-ществознание» является формирование свободной и ответственной личности, с уважением относящейся к обществу. При этом воспитание осуществляется на примерах подлинного патриотизма в России.

В развитии нравственного сознания учащихся необходимо формировать экологическое сознание, экологическую грамотность и экологическую культуру. Следовательно, принцип экологизации образования способствует развитию у ребёнка физического, психологического и нравственного здоровья, чувства ответственности за окружающий мир и его защиту. Учащиеся знакомятся с вопросами международного сотрудничества в области экологии, что подчеркивает глобальность экологических проблем для общества. Дети осознают необходимость охраны природы в процессе взаимодействия с ней, формируя экологическое мировоззрение.

Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций означает принятие многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания. В реализации данного принципа приоритетными являются гуманитарные предметы.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся предполагает дифференцированный подход к отбору дидактического материала для национального и интернационального компонентов в содержании воспитания. Например, если в начальной школе в большей мере нужны яркие, запоминающиеся образы родной природы, ее защитников богатырей (Илья Муромец и др.), то в средней и старшей школе для оценки поведения героя создается проблемная ситуация, которая обсуждается под руководством учителя.

Личность как социально-психологический феномен определяет принцип целостности, предписывая педагогу целенаправленное, целостное воспитательное воздействие на каждого обучаемого.

Принцип социализации , трактуемый как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, означает овладение навыками практической деятельности, преобразования существующих коммуникативных

отношений в качества личности. Достаточно хороший уровень социализации характеризуется способностью человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.

Построение образования на основе культурного плюрализма (принцип поликультуризма), признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, не допускает дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста , помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, сформировать в сознании многогранную картину мира.

Принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей связаны между собой и способствуют выявлению и развитию у школьника склонностей и способностей к творчеству в различных направлениях деятельности, предоставляя возможность каждой личности работать на разном уровне сложности.

Указанные принципы можно представить в виде схемы (см. рис.).

Сопоставление принципов на схеме показывает, что они все тесно взаимосвязаны и приоритетными являются принципы гуманизации и гуманитаризации, субъектности и целостности, без которых невозможно формирование национального и интернационального самосознания личности.

Реализация вышеуказанных принципов в процессе национального и интернационального воспитания детей призвана обеспечить развитие у них нового, заинтересованного отношения, как к родной стране, так и к странам мира. При этом она осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает ответственность за свое Отечество, развитие культуры межнационального общения, осознание идеи единства всего человечества;

Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, гордость за сопричастность современного поколения к деяниям

Взаимосвязи

Рис. Графическая схема принципов взаимосвязи воспитания. 1) принцип гуманизации и гуманитаризации; 2) принцип субъектности; 3) принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина; 4) принцип экологизации; 5) принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; 6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 7) принцип целостности; 8) принцип социализации; 9) принцип поликультуризма; 10) принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей

предков при изучении истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в понимании особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций как своего, так и других народов, их героического прошлого;

Гражданское - включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России;

Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания россиян. Оно включает воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к служению Родине и ее народу;

Трудовое - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации самореализации личности, нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей;

Психологическое - формирование у детей психологической устойчивости, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в многонациональном обществе. Оно включает ознакомление с психологическими особенностями людей разных национальностей, снятие психологической напряженности в отношении людей.

Реализация национального и интернационального воспитания предполагает совместное использование системы основного (по Госстандарту) и дополнительного обучения, включающие определенное содержание в начальных, средних и старших классах. Обе системы воспитания диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

Библиографический список

1. Блиева Ж.М. Поликультурное образование в контексте воспитания личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Т. 13. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.

Социокинетика». - 2007. - .№2.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.

3. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //

Вопросы философии. - 1997. - .№2. - С. 13.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. -2002. - №4. - С. 254-269.

5. Педагогика / Ред. П.И. Пидкасистый. 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

М.А. Полякова

ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАРТИНА ЛЮТЕРА В «МЕМОРИАЛЕ» ВОЛЬФГАНГА РАТКЕ

Реформационное движение в Германии оказало существенное влияние на все сферы общественной жизни, как в этой стране, так и во всей Европе. Начавшись в религиозной сфере и развиваясь под патронатом политической власти, оно затронуло и изменило, прежде всего, средневековую мораль и систему феодально-сословных отношений; обнажило проблемы экономического характера; акцентировало авторитет и потенциал светской власти в период формирования национальных государств. Вывод Мартина Лютера о возможности и необходимости общения человека с Богом без посредства церкви коренным образом изменил парадигмы отношения человека к самому себе в сторону его большей автономии и ответственности, а также явился истоком европейского индивидуализма .

Преобразования в области религии и морали не могли не затронуть сферу образования. Заслуга Лютера состоит в том, что он теоретически обосновал его необходимость в деле самореализации личности как перед Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтезировав оба эти направления в своей концепции о человеческом призвании (Beruf), и определил основные пути, по которым должно строиться образование.

Вместе со своими ближайшими соратниками Лютер быстро реагировал на внешние события и использовал для популяризации своих идей и Священного Писания новейшие технические изобретения (прежде всего - книгопечатание). Среди ближайшего окружения реформатора можно назвать многих деятелей, неравнодушных к проблемам высшего, классического среднего и начального образования. Это и виттенбергский профессор и реформатор Иоганн Агрикола,

и личный проповедник и ближайший соратник Лютера Иоганн Бугенхаген - автор школьных уставов не только на территории Германии, но и в Дании, Швеции и Шлезвиге, и реформатор вюртем-бергских школ, автор первого протестантского Катехизиса, Иоганн Бренц, и создатель Гольдбергс-кой школы (Силезия) Валентин Фридланд Троцен-дорф и, несомненно - «учитель Германии» Филипп Меланхтон, с которым 56 немецких городов консультировались по вопросу реорганизации своих школ , и многие другие.

Педагогика XVII века, внесла коррективы в теоретические разработки предшествующей эпохи. Это связано с изменением экономической обстановки в европейских странах, утверждением капиталистического уклада, ужесточением борьбы за расширение экономического пространства, вылившейся в колониальные захваты и войны по перегруппировке сил в Европе. Наиболее ярким проявлением этого явилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), основные события которой разворачивались на территории политически слабой и раздробленной Германии .

В целом можно сказать, что XVII век дает пример совершенно нового социально-культурного уклада, опирающегося уже не на связь со средневековьем и религиозным фанатизмом предыдущего столетия, а базирующегося на рационализме, попытках реалистического подхода ко многим, в том числе и педагогическим вопросам, и тем не менее, связанным с недавнем временем тесными узами.

Теоретические разработки Лютера и практическая реализация его идей в форме перевода Библии на немецкий язык, написание катехизисов, создание церковных и школьных уставов и открытие его соратниками школ, пусть в большей степени - гимназического типа, нашли свое продолжение в XVII веке, прежде всего в пропаганде