Главные правила в процессе привыкания к горшку. Когда и как приучать ребенка к горшку: Комаровский советует

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.
Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?
Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.
Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.
Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!
Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племянник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...
И это предмет отдельного разговора.
Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.
Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!
С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант - унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?
Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.
И, прежде всего, вот о чем.
Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?
Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.
Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.
Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?
Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?
И ответа однозначного здесь нет и быть не может.
Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими !
Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;
Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;
Не категорическими утверждениями крупных «специалистов» о том, что подгузники вредны и «вам должно быть стыдно и вообще уже пора».
Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.
Итак, вы решили, что действительно пора.
Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.
Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.
Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспусканияи дефекацииребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.
Успешность переучивания определяется тремя факторами:

    Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

    Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

    Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:
Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.
Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...
Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

    Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

    Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

    Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.
Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.
Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:

    установление более или менее стабильного режима дефекации;

    способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

    знание частей тела и названий предметов одежды;

    знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

    демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

    стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

    стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.
Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.
Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят?
- Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»... Надеюсь, аналогия понятна.

Доктор Комаровский утверждает, контроль выделительных функций головным мозгом ребенка начинается лишь в возрасте 2,5-3 лет. Комаровский не отрицает, что бывают и более ранние успехи родителей в приучении ребенка к горшку, но эффективнее всего начинать приучение именно с двух лет.

Статистика так же знает случаи, когда родители приучают ребенка к горшку даже в возрасте от 7-9 месяцев. По словам доктора Комаровского, в подобных случаях родители попросту злоупотребляют способностью к выработке условных рефлексов у детей, потому как, в возрасте до 2,5 лет полученный результат является лишь временным явлением и сопровождается иными промахами, чаще всего тем, что ребенок снова начинает мочиться не в горшок.

Когда стоит приучать ребенка к горшку

Есть несколько ключевых признаков готовности ребенка к приучению к горшку:

  • Ребенок уже умеет сигнализировать о своем желании — жестами, звуками, фразами, например «хочу пи-пи»;
  • Режим организма ребенка уже можно назвать стабильным, когда его желание «пи-пи» и «ка-ка» происходит день ото дня примерно в одно и то же время;
  • Ребенок уже способен сохранять подгузник сухим более полутора часов;
  • Ребенок уже знает части тела и предметы своего гардероба, способен их различать;
  • Малыш уже понимает значение слов «пописал» и «покакал»;
  • Ребенок должен показывать свои негативные эмоции, недовольство, в случае, если он наполнил подгузник;
  • Ребенок должен уметь или стремится самостоятельно снимать свою одежду.

Доктор Комаровский констатирует, что недостаточно заниматься приучением ребенка к горшку лишь в вечернее время и выходные дни. Процесс приучения должен быть стабильным и постоянным. А так же Комаровский рекомендует делать это в период, когда вся семья здорова и пребывает в хорошем настроении. Помимо того, оптимальным сезоном для этого знакомства Комаровский называет лето. Это обусловлено тем, что летом на ребенке меньше одежды и ему легче самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок.

Знакомиться с горшком оптимально в те моменты, когда организм ребенка наиболее расположен этому — после каждого сна и еды. Особенно в моменты, когда ребенок каким-либо образом сам сигнализирует об этом родителям. Поэтому стоит быть внимательнее к изменениям в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

При успешном знакомстве с горшком, очень важно похвалить ребенка! Но ни в коем случае не показывать своих отрицательных эмоций в случае неудачи!

В подготовке ребенка к горшку, важно акцентировать внимание ребенка на всех деталях — как и где вы берете горшок, куда ставите, как спустить штанишки, как одеть, как и куда вылить и иные детали по ситуации. Это поможет ребенку лучше запоминать и понимать процедуру. По возможности, можно превратить эту процедуру в игру. Так ребенку будет интереснее и он лучше запомнит всю последовательность действий.

Когда у ребенка все этапы уже отработаны, можно переходить к формированию распорядка «встреч» с горшком — утром после сна, после еды, перед и после прогулки, снова после еды, перед сном и так далее.

В этот период можно укладывать ребенка спать в подгузнике. Если после сна подгузник остался сухим, то сажаем ребенка на горшок и акцентируем его внимание на сухом подгузнике, при этом хвалим его.

Выбор горшка для ребенка

Комаровский отмечает, что горшок не должен быть с прибамбасами и игровыми наворотами, и не стоит поощрять любые игры с горшком, использование горшка не по назначению. При выборе горшка для ребенка стоит руководствоваться только его надежностью/качеством, экологичностью и удобством для ребенка.

Комаровский так же подчеркивает, в ответ на вопросы многих мамочек, что на ранних сроках, лучше приучать ребенка именно к горшку, а не к детскому сиденью на унитаз.

Современные мамы после того, как их малыш отпразднует первый день рождения, задумываются: «Как же приучить кроху к горшку?» Хочется побыстрее отказаться от дорогостоящих подгузников и переступить новую черту развития. В нашей статье вы найдете рекомендации доктора Комаровского и опытных мам.

Главное в статье

С какого возраста начинать приучать ребенка к горшку?

Каждый родитель должен помнить, что время приучения к горшку полностью зависит от развития малыша. О точном возрасте «освоения» горшка ребенком спорят педиатры и детские психологи, которые не могут сойтись во мнении о конкретном возрасте.

Совет! Гиперактивные, очень чувствительные и возбудимые дети учатся ходить на горшок позже. Если ваш малыш усидчивый, то обучение будет двигаться быстрее.

Оптимальный возраст 12-18 месяцев, когда укрепляются стенки мочевого пузыря. Дело в том, что до этого возраста дети просто неспособны контролировать деятельность кишечника и мочевыводящей системы.

Конечно, если следить за малышом ежеминутно, и в нужный момент высаживать его на горшок, то обучение будет двигаться быстрее. Но проситься или садиться самостоятельно ребенок начнет не раньше 1,5 лет. На 16 месяце жизни мочевой пузырь ребенка способен по 2-3 часа скапливать жидкость, поэтому штанишки остаются сухими дольше.

На 2-3 году жизни малыши уже самостоятельно садятся на горшок или просятся на него. Они уже могут сложить слова в фразы и маме легче понять ребенка и объяснить ему, почему нужно снимать памперс и вовремя садиться на горшок.

Способы, методики и правила приучения ребенка к горшку

Прежде чем начать радикальное приучение к горшку проследите за ребенком, проведя несложный тест:

  1. После дневного сна без подгузника штанишки ребенка сухие?
  2. Походы в туалет происходят по определенному графику?
  3. Если штанишки мокрые ребенок нервничает и пытается их снять, его раздражает тяжелый подгузник?
  4. Ребенок положительно или отрицательно относится к прогулкам без памперса?

Если у вас 2-3 положительных ответа, то пора начинать приучение.

Совет! Не ругайте малыша за неудачи, в противном случае он может начать бояться горшка. Приучение путем опускания ребенка в ванную или всякими «пись-пись» выработает рефлекс: ваш малыш будет писаться, услышав определенный звук или попав воду.

В приучении ребенка к горшку на помощь придут следующие советы детских психологов и педиатров:

  1. Первое знакомство ребенка с горшком должно происходить в игровой форме. Объясните малышу что это, посадите на горшок игрушку, а потом снимите подгузник и предложите посидеть ребенку.
  2. Первый удачный поход в туалет – это похвалы, которые стимулируют ребенка на новые победы.
  3. Горшок всегда должен находиться в видимости у ребенка: в детской комнате, например. Приучайте малыша садиться на горшок, предварительно снимая штанишки.
  4. Предлагайте ребенку сходить на горшок перед едой и дневным сном, приговаривая: «Давай сходим на горшок! Ой, какая Машенька умница, все делает правильно и т.д.!».
  5. Детей до 2 лет высаживают на горшок каждые 30 минут.

Важно! На горшке ребенок должен находиться не более 10 минут, длительное сидение провоцирует геморрой и трещины.

Как научить ребенка ходить на горшок за 7 дней?

Эта программа, по словам ее создателей, помогает приучить малыша к горшку за 7 дней. Да, это возможно, но при условии, что ребенок перешагнул 2-х летний рубеж.

  • День 1 : полный отказ от подгузников, на малыша надевают взрослые трусики. Каждые 15 минут малыша высаживают на горшок на 10 минут, в это время взрослый читает ему книжку.
  • День 2 : каждые 30 минут спрашивайте, не хочет ли малыш на горшок. Если он после 3-4 бесплодных попыток сходит в туалет на горшок, то победа за вами.
  • День 3 : предыдущие дни показали, как часто и с какой цикличностью ребенок пользуется горшком «для дела». Не пытайтесь надевать на ребенка подгузник: перед выходом из дома предложите ему посидеть на горшочке, а в дорогу возьмите комплект запасной одежды.
  • День 4-7 : и вы, и малыш уже забыли о подгузниках, поэтому ставьте горшок на видное место. У деток до 3 лет случаются конфузы: они могут забыть о горшке или, заигравшись не сесть на него вовремя, поэтому еще 4 дня предлагайте ребенку воспользоваться горшком через 40 минут – 1 час.

Эта программа, с точки зрения некоторых детских психологов далеко не совершенна. Принуждение к высаживанию на горшок, чрезмерное внимание к этому предмету может напугать малыша. У него возникнет отвращение, а после он и вовсе не захочет пользоваться горшком.

Интересно знать! В вопросе приучения к горшку нужно смотреть на поведение ребенка. Он интересуется и не сопротивляется? Прекрасно, программа вам подходит. Если же малыш начинает плакать, прятать горшок, убегать, то стоит действовать более аккуратно.

Какой горшок выбрать?

Раньше все использовали горшки из металла, но сегодня есть прекрасная альтернатива – это пластик. Он нагревается моментально при контакте с телом, что комфортно для ребенка.

Совет! Не покупайте горшки с музыкой или подсветкой – они тоже способствуют выработке рефлекса «реакция на звук». Простой горшок удобной формы и яркого цвета обязательно привлечет внимание ребенка.

Горшок должен иметь правильную форму и спинку. За 10 минут сидения с прямой спиной и взрослый устанет, а если малышу будет удобно, то процесс приучения ускориться. Если ваша семья часто отправляется в поездки, то обратите внимание на горшки с фиксируемой крышкой.

Отучаем ребенка от памперсов

Если ваш малыш хоть чуть-чуть знаком с горшком, то отучение от подгузников проходит легче. Снимая подгузник днем, вы даете малышу понять, что он может бегать и играться без тесных и тяжелых трусиков. Замените памперс детским бельем, а если ребенок намочит его и почувствует дискомфорт, посадите малыша на горшок. Потерпите 5-10 минут, а уже после этого времени переодевайте и мойте ребенка.

Не стоит после первого описывания надевать ребенку подгузник — снова наденьте трусики и дополните их подробными объяснениями. Постепенно сводите использование подгузников к минимуму, надевая их только перед прогулкой или длительным сном.

Совет! Малыш должен воспринимать сидение на горшке как необходимость. Если он осознает процесс, а не садится на горшок в угоду родителям, то о памперсах забудет достаточно быстро.

Ребенок перестал ходить на горшок: приучаем повторно

Бывает так, что малыш перестает ходить на горшок. Такое поведение может быть спровоцировано следующими ситуациями:

  • Переезд в новое жилье: незнакомая обстановка пугает малыша.
  • Болезненный поход в туалет, например, при запоре. Ребенок просто страшится боли.
  • Прорезывание зубов: у малыша нет сил сидеть на горшке.

Для повторного приучения используют медленные методики, стараясь не давить на малыша. Ласково общайтесь с ребенком, не ругайте за мокрую постель или штанишки. Можно даже пойти на крайние меры, взяв малыша с собой в туалет. Покажите ему что мама или папа, в зависимости от пола ребенка, пользуются «большим горшком», что это не страшно, не больно и т. д.

Ребенок боится горшка: что делать?

Малыш может бояться горшка из-за изначального неправильного приучения:

  • Родители ругали его за мокрые штанишки, стыдили, возможно, при родственниках или друзьях.
  • Слишком активный натиск в процессе приучения к горшку. Малыш не хотел или боялся, а его заставляли сидеть на горшке.
  • Неудобный горшок: у ребенка затекают ножки, появились трещинки в анальном отверстии от длительного сидения.

Важно! В детских садах воспитатели и нянечки могут резко реагировать на то, что малыш вовремя не сходил на горшок. Длительное непереодевание мокрой одежды, высмеивание ребенка при его сверстниках тоже могут стать причиной боязни горшка. Поэтому если дома все в порядке, а после садика малыш боится горшка, то стоит переговорить с персоналом учреждения.

Чтобы побороть страх на несколько дней оставьте малыша в покое, даже спрячьте горшок. Когда ситуация забудется, то горшок снова ставится на видное место. Высаживая малыша, поощряйте его, например, предложите вылить содержимое его горшка и нажать кнопку слива на «взрослом горшочке».

Спасет ситуацию покупка нового горшка непохожего по цвету и форме на те, с которыми малыш был знаком раньше. А на новом горшке нарисуйте улыбку и глазки, что превратит его из врага в друга. Это очень важный психологический момент, который поможет ребенку перебороть страх.

Доктор Комаровский – детский педиатр, ставший достаточно известным медийным лицом, дает такие советы:

  • Не стоит приучать малыша к горшку ранее 2,5-3 лет. Ведь ребенок еще не осознает, что хочет или не хочет в туалет, он не контролирует работу этих систем. Среднестатистическим возрастом для выработки первичного навыка пользования горшком является возраст от 32 до 36 месяцев.
  • Не оглядывайтесь на деток знакомых, ваш ребенок – ваши правила. Все малыши развиваются по-разному, и если мальчик из соседнего подъезда ходит на горшок в год, то ваш ребенок не должен быть точно таким же.
  • Если малыш понимает слова «пописал» и «покакал», то можно начинать приучение к горшку.
  • Лучше начинать приучение летом. Малыша лучше сначала высаживать на горшок после сна, еды, перед прогулкой, постепенно увеличивая количество высаживаний.
  • Если малыш справился с задачей – похвалите, если нет, то не огорчайте его и не огорчайтесь сами.
  • Можно начинать приучение со взрослого унитаза, предварительно оборудовав его безопасным детским сидением. Здесь уже как родителям удобнее.

Доктор Комаровский утверждает, что до 4 лет абсолютно все детки умело и правильно пользуются горшком. А спешить или не спешить с приучением – личная инициатива родителей.

Многие опытные мамы – родительницы 1 и более деток старше 4 лет – согласны с доктором Комаровским. Вот что они советуют:

  • Ранние высадки в 9-12 месяцев приводят к тому, что малыш начинается бояться горшка.
  • Примерно к 2 годам при правильном подходе малыш сам будет проситься на горшок. Не регулярно, совмещая с подгузником, но будет.
  • Скандалы, ругань в семье – верный путь к тому, что ребенок будет бояться горшка. Он инстинктивно будет думать, что в случае неудачи гнев родителей на него обрушится.
  • Во время приучения и отвыкания от подгузников рекомендуется оставлять на ночь свет. Малыш не будет бояться вылезать из кроватки и самостоятельно садиться на горшок.
  • Не давать ребенку много питья или жидкой пищи перед сном в первое время.

Совет! Хорошим помощником в приучении малыша к горшку станет старший ребенок от 4 до 6 лет.

Ходим на горшок: мультфильм про пингвиненка Пороро

Обучающие мультики и известные малышу персонажи станут хорошим примером. Включайте ребенку поучительные серии в то время, когда высаживаете его на горшок. Предлагаем вам совместно с ребенком посмотреть 22 серию мультфильма пингвиненок Пороро «Я не писаю в кроватку!», а специально для мам и пап обучающее видео от доктора Комаровского.

Задача, как ребенка приучить к горшку, вызывает массу беспокойств у взрослых, ведь для некоторых родителей, хотя больше для бабушек и дедушек, это просто целая наука и сложный труд еще со времени, когда ребенок научился сидеть. Как это правильно делать и когда стоит приносить в свой дом это удивительное для ребенка устройство, горшок, да еще и такой, чтобы вызвал интерес у маленького члена семьи?

Физиология человека и позывы в туалет

Если обратиться к физиологии человека, то выяснится, что процессами мочеиспускания и дефекации управляет головной мозг, когда после наполнения соответствующих органов в него поступает информация и возникает побуждение сходить в туалет. Чтобы начать ходить на горшок, малышу необходимо научиться распознавать эти сигналы мозга и тогда только действовать. Пока малыш не научился делать этого, он просто делает свои большие и маленькие дела независимо от места своего нахождения или физической активности.

Только к 4 годам акт мочеиспускания у малыша формируется должным образом, т. е. практически к этому времени ребенок должен научиться ходить на горшок, но, как правило, родители приучают своих малышей к этому незамысловатому делу намного раньше и задаются вопросами, как ребенка приучить к горшку в 1 год или в любом другом раннем возрасте.

В 4 года ребенок контролирует процессы мочеиспускания и дефекации не только днем, но и ночью, хотя, согласно статистике, большинство деток успешно начинают ходить в туалет самостоятельно в период с 22 месяцев до 30 месяцев, т. е. к двум с половиной годам жизни. И если мамочка ставит перед собой задачу, как ребенка приучить к горшку в 2 года, то в принципе уже можно ознакомиться с основными рекомендациями для достижения положительного результата.

Как правильно приучить ребенка к горшку

Горшок — это не игрушка

Начинать процесс приучения к горшку лучше всего летом, когда в случае каких-то промахов одежду можно быстренько постирать и она быстро высохнет; когда малыш не замерзнет, если мама по каким-то причинам не заметила, что ребенок описался; когда попросту меньше одежды, и в случае удачного процесса приобщения к горшку ребенок сможет сам снять с себя штанишки и трусики и пописать.

В доме желательно держать горшок на видном месте, чтобы ребенок время от времени обращал на него внимание и для начала просто вспоминал, для чего же этот предмет предназначен. Ребенку необходимо показать, как пользоваться горшком и что в результате получается. Для этого можно использовать куклу, которая села на горшочек, посидела, встала, а в горшке осталась водичка. Это же действие можно повторить и с малышом.

Если периодически высаживать малыша на горшочек, он постепенно приучится к тому, что писать или какать необходимо ходить именно сюда, ведь вещи остаются чистыми, да и самому как-то более комфортно тогда. В доме уже можно ходить без подгузников, а вот во время выходов в город еще некоторое время памперсы придется надевать.
Если ребенок сделал свое дело в горшок, его обязательно надо похвалить, ну а если промахнулся, то ругать не стоит. Он обязательно справится с этим заданием в следующий раз.

Приучение к горшку — это длительный процесс, и родители должны с пониманием относиться к первому обучению своего ребенка.

Правильный горшок

Иногда причиной тому, что ребенок не может никак научиться распознавать вышеупомянутые сигналы головного мозга, является сам горшок, в частности, специальные музыкальные горшки, которые после того, как в них попадет жидкость, начинают играть. Если использовать такой образец, то у ребенка попросту вырабатывается условный рефлекс, похожий именно на тот, который проявлялся у собаки в опытах Павлова.

Именно звуковой сигнал из горшка может стать своеобразным побудителем испражниться в любом месте, где малыш услышит подобные звуки. Вряд ли это принесет радость родителям и окружающим. Появление подобных же рефлексов провоцируют и любимые всеми родителями и особенно бабушками и дедушками команды «пись-пись» и «а-а-а». Не нужно этого делать, ведь вы же себе не поете, когда оправляетесь в туалет или желаете справить нужду.

Не стоит также покупать горшки-игрушки для деток, чтобы научить ходить их в туалет в определенное место. Малыш будет только отвлекаться от основного процесса, и в результате он ничему не научится. Если ребёнок боится горшочка, то процедуру обучения лучше отложить на некоторое время. Оптимальным решением для родителей будет приобретение обычного горшка, на котором будет удобно сидеть и делать нужные дела.

После памперсов

Вопрос, как ребенка приучить к горшку после памперсов, пугает многих родителей, ведь бытует мнение, что именно после подгузников малыша этому придется учить очень долго. На самом деле это всего лишь миф, на который попросту не нужно обращать внимания.

Независимо от того, носит ребенок подгузники или нет, условные и безусловные рефлексы у него также вырабатываются, а процесс формирования понимания акта справления нужды все равно происходит в том возрасте, в котором это предусмотрено природой.

Как ребенка приучить к горшку по Комаровскому

В идеале лучше всего посмотреть видео известного педиатра Комаровского, чтобы прислушаться к его советам по приучению ребенка к горшку. Как уверяет специалист, это достаточно продолжительный путь, шагая по которому лишний раз нет необходимости переживать и беспокоиться, ведь все дети рано или поздно учатся ходить в туалет.

Мнение Комаровского заключается в том, что приучать малыша к горшку необходимо не ранее возраста в 18 месяцев. Именно к этому времени рекомендуется покупать горшок и начинать знакомить с новым предметом в доме своего ребенка. Поэтому вопросы на форуме типа «как ребенка приучить к горшку в 9 месяцев?» доктор просто не воспринимает. Всему свое время, и родителям необходимо научиться просто не заморачиваться на определенных моментах, а наслаждаться жизнью и просто следовать за природой.

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только (на каком-нибудь дне рождения) вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант - унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И прежде всего - вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - не много, а если точнее, - вообще не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано - это когда: в полгода или в год? Поздно - это когда: в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определяться, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими !

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами.

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка.

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы отправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию, состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1) состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря;

2) состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;

3) интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано .

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8, даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по-большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пи-пиканьем и а-аканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с девяти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки - нестойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до трех лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам - в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на один-два месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

  1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
  3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более или менее стабильного режима дефекации;

Способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

Знание частей тела и названий предметов одежды;

Знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

Демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

Стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

Стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

  1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
  2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
  3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
  4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
  5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
  6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
  7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
  8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
  9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «это горшок, в него писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может три раза, а я вообще не могу!» А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Надеюсь, аналогия понятна.