Гербер: от праздника к событию. Как проходит национальный удмуртский праздник Гербер? Гербер праздник удмуртов история

«После плуга» (геры – плуг, бере – после) - именно так переводится Гербер с удмуртского языка. С момента, когда с поля уходил последний землепашец, земля считалась беременной и ранить ее плугом или лопатой было нельзя. У него не было определенной даты, но проходил он всегда в последние дни летнего солнцестояния, когда совсем немного времени остается до сенокоса и крестьянин может сделать небольшую передышку, чтобы обратиться к богам с молитвой о хорошем урожае.

В далекие времена, когда наши предки-язычники отмечали Гербер, обязательными были несколько действ: обход поля, жертвоприношение и куриськон - коллективное моление всей общиной. Удмурты просили Инмара и Кылдысина о добром урожае: «чтобы из одного зернышка выросло тридцать колосьев, чтобы белка не смогла обижать наше поле». В жертву язычники приносили бычка, купленного на пожертвования всей общины. Жрецы закалывали его недалеко от хлебного поля, а затем мясо добавляли в обрядовую кашу, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки. Обрядовую кашу варят на Гербере и сейчас, и угощают ею всех желающих.

Ну а уж после трапезы начинались песни, танцы, игры, хороводы, конные состязания, купание в реке и катание на качелях. Парни на Гербере присматривали себе невест, демонстрировали ловкость и силу, а девушки старались показать свою красоту и лучшие наряды. Во время Гербера где-то игрались свадьбы, где-то купали молодушек, вышедших замуж прошлой зимой – этот обряд назывался сялтым. Молодые женщины должны были откупиться – полотенцем или вином, иначе их с шутками-прибаутками бросали в реку.

Позже, в XVIII веке Гербер, как и другие языческие обряды, начал испытывать влияние христианства, а еще позже его стали приурочивать к дням церковных праздников. Гербер стал отмечаться в Петров день, 12 июля. Священники присутствовали на обрядах, в их присутствии совершались жертвоприношения. Батюшки служили молебны на открытом поле, включали в тексты куриськонов имена христианских святых – Ильи Пророка, Николая Чудотворца, самого Христа.

Сегодня Гербер – далеко не религиозный праздник. В гости к удмуртам охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Радугой красок национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, нескончаемой рекой льются песни, кружатся хороводы. Тот, кто хоть раз побывал на Гербере, никогда не забудет, как умеет веселиться народ, какие мелодичные складывает песни, какие красивые вещи может делать своими руками…


День России

День России или же День независимости России, как именовался этот праздник до 2002 года - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом придает 12-у июня государственное значение - День принятия декларации о государственном суверенитете России. День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

А Россия была и будет

Николай Рачков

Свысока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет.
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.

Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадёт.

Хороша! - и берут завидки.
Через чёрный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки.
А Россия не пропадёт.

Мир, как бомба, во зле взорвётся,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасётся
И врагу подставит плечо.

Маленькая родина моя – Удмуртия

Маленькая родина моя – Удмуртия!

Милые, родимые края – Удмуртия!

Деревеньки, села, города – Удмуртия!

Вместе мы с тобою навсегда, Удмуртия!

Время мчится навстречу судьбе,

Эту песню поем о тебе.

Год за годом живи, расцветай

Наш любимый родниковый край, Удмуртия!

Рождена из сказок и легенд, Удмуртия!

Италмаса золотой букет – Удмуртия!

Жемчуга росинок на траве – Удмуртия!

Колос, наклонившийся к земле – Удмуртия!

Край хрустально чистых родников – Удмуртия!

Ты гордишься мужеством сынов, Удмуртия!

Синеглазых даришь дочерей, Удмуртия!

Всем хватает нежности твоей, Удмуртия!

Удмуртский праздник Гербер

Концепцию праздника обсудили 9 марта в Министерстве национальной политики Удмуртии. Сейчас организаторы продумывают концепцию, режиссуру и оформление праздника плуга.

Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» – плуг, и «берэ» – после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. Удмурты в основном занимались пашенным земледелием и придавали процедуре пахоты весьма большое значение – настолько большое, что посвятили ей один из своих праздников – Гербер. Праздник “Гербер 2017” пройдет 17 июня в Можгинском районе республики.

Главной темой “Гербера 2017” станет конь, сообщает пресс-служба Дома дружбы народов Удмуртии.

“Кони” - распространенный мотив в средневековом удмуртском искусстве, объясняют. Лошадь можно встретить на гребнях, подвесках, копоушках. Исследователи отмечают, что образ удмуртского коня связан с солнечным культом. По одной из версий, река Вала (Валошур), берущая свое начало в Можгинском районе, переводится как “лошадиная река”.

Согласно удмуртским легендам, из реки Валы выходят крылатые огненные лошади. Сегодня можгинская земля славится разведением лошадей. Среди них – такие породы, как вятская, кабардинская, орловская, русская тяжеловозная.

В старину Гербер отмечался весной, сразу по окончании пахоты и сева, строгой даты у него не было.

У местных жителей бытовало поверье, что земля после обработки является беременной, и нельзя её до срока ранить ни мотыгой, ни сохой. Землепашцу в эти дни перед сенокосами выпадал коротенький отдых, который посвящался празднованиям и сакральным мероприятиям.

Раньше в разных районах Удмуртии праздник называли по-разному. Звался он и Гырон Быдтон, и Куарсур, и Гужом Юон, и Пинал Мудор. Но во всех местах действо было примерно одинаковым – общинники под камлания местного языческого священнослужителя гурьбой обходили поля и совершали курискон – молили бога-творца Инмара и его зама по плодородию Кылчына о богатом урожае. После этого совершали жертвоприношение – закалывали на поле упитанного тельца и делали с его мясом обрядовый кулеш из разных видов зерен.

Народ начинал плясать, петь, выбирать невест и устраивать разные увеселения. Девушки принаряжались, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение. Веселью немало способствовало и то, что каждая хозяйка двора была обязана принести на гуляния фляжку местной домодельной водки-кумышки. Этому пункту в программе празднества придавалось очень большое значение. Известно, что когда матушка Екатерина Великая вводила госмонополию на водку и запрещала частное винокурение, для вотяков по их слезной челобитной было сделано исключение ради праздника.

Постепенно празднование Гербера переместилось на более удобное для массовых гуляний время – окончание летнего солнцестояния.

Известно, что в конце XIX века он четко ассоциировался с Петровым днем, на празднестве появились православные священники, а в текстах курисконов упоминались уже Христос и святые. Вероятно, произошла характерная для языческих традиций привязка их к христианским праздникам.

После революции традиция отмечать Гербер прервалась. Только в 1992 году празднование возобновилось. Правда, никаких религиозных мотивов в торжественных мероприятиях уже не наблюдается.

На праздник собираются несколько тысяч человек, приезжают гости из разных регионов России и из-за рубежа. Дегустируют блюда местной кухни, посещают мастер-классы по соломоплетению и изготовлению удмуртских национальных свистулек, учатся традиционной лепке из глины.

Фиксированной даты праздник не имеет. В какой-нибудь из июньских выходных на лугу в этнографическом музее-заповеднике Лудорвай проводят конкурсы на лучший национальный костюм, выставки народного творчества. Особенно обильно представлены изделия из бересты – удмурты в этом мастера. По-прежнему на кострах варится ритуальная каша в огромных котлах.

Напомним, республиканский “Гербер” состоится 17 июня. Планируется, что “Гербер” в Москве пройдет 1 июля.

2017-03-13T16:25:33+05:00 Аня Хардикайнен Народознание и этнография Удмуртия Ижевск,народ,праздник,Удмуртия,удмурты,этнография Удмуртский праздник ГерберКонцепцию праздника обсудили 9 марта в Министерстве национальной политики Удмуртии. Сейчас организаторы продумывают концепцию, режиссуру и оформление праздника плуга.Название Гербер происходит от вотяцких слов «геры» - плуг, и «берэ» - после, позади, что уже дает понять, в какой период времени проводилось это празднество. Удмурты в основном занимались пашенным... Аня Хардикайнен

Наступивший 2018 год будет богат на политические, экономические и спортивные события. «Комсомолка» решила рассказать о самых важных из них.

В первой половине 2018 года Удмуртию ждут сразу два крупных спортивных события. Со 2 по 4 марта в Ижевске пройдут Всероссийские зимние спортивные любительские игры - аналог Олимпийских игр среди любителей. Мероприятие пройдет сразу на нескольких площадках: СК «Чекерил», стадион «Динамо», центр адаптивного спорта «Удмуртия». Для участников организуют различные эстафеты, соревнования по сноуборду, лыжным гонкам, забеги на коньках, биатлон и керлинг. Власти ожидают участие свыше 2 тысяч спортсменов и 5 тысяч зрителей.

Аналогичные игры, только уже в летнем формате, пройдут с 20 по 22 июля в Ижевске и Воткинске . Мероприятие пройдет сразу на 10 площадках. Участники будут соревноваться в легкой атлетике, плавании, мини-футболе, вольной борьбе, дзюдо, волейболе, велоспорте. В заключительный, третий день, спортсмены отправятся в Воткинск, чтобы принять участие в соревнованиях по триатлону.


«Стартап Тур» - это ежегодное всероссийское мероприятие, суть которого заключается в том, чтобы позволить начинающим предпринимателям представить широкой публике свои проекты и найти инвесторов. Всех участников ждут выступления «акул» бизнеса и живое общение с экспертами и партнерами проекта «Сколково ». В 2018 году «Стартап Тур» пройдет в 10 городах России . Ижевск примет его впервые.

Для Удмуртии это, безусловно, возможность найти инвесторов и привлечь финансирование к республиканским проектам. В целом задача тура - поспособствовать развитию и коммерциализации новейших технологий, созданию новых инструментов международного сотрудничества в сфере инноваций.


Самое важное политическое событие 2018 года, безусловно, выборы президента России. Они пройдут 10 марта 2018 года. Главу государства будем выбирать на 6 лет. Окончательный список кандидатов объявят не ранее 15 января, однако уже сейчас известно, что действующий глава государства Владимир Путин участие в выборах примет и пойдет на них самовыдвиженцем.

Удмуртия от выборов 2018 года в стороне не окажется, и уже сейчас известны новшества главного политического события года.Во-первых, все избирательные участки оснастят новой техникой, способной обрабатывать протоколы с QR-кодами (как штрих-код). Этот код сводит на нет ошибки при введении данных протокола и в целом ускоряет работу избирательной комиссии. Во-вторых, для удобства маломобильных групп населения места для голосования перенесут на 1 этажи, а для слабовидящих сделают бланки со шрифтом Брайля. Обсуждается вопрос о закупке увеличительных луп большего диаметра. В-третьих, срок подачи заявления о голосовании по месту пребывания в избирком увеличился до 20 дней (раньше было 10).


Форум #СделаноВУдмуртиив очередной раз пройдет в республике 26 мая. Главной задачей организаторы мероприятия ставят помощь местным предпринимателям в выходе на новые рынки, а также обсуждение проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены, и поиск путей их решения. Ведь надо помнить, что власти республики делают большую ставку на развитие бизнеса, поскольку надеются с его помощью улучшить экономику региона и увеличить налоговые поступления в бюджет.

#СделаноВУдмуртии уже проходил в Удмуртии в мае 2017 года. В нем приняли участие ведущие предприниматели России и федеральные спикеры, среди которых: российский бизнесмен, основатель компании Splat Евгений Дёмин, советник президента России Герман Клименко , президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов . Тогда итогами форума стало решение о проведении вышеупомянутого «Стартап Тура», создание центра медиации для разрешения спорных ситуаций между представителями бизнеса и надзорными органами, который лично возглавил Александр Бречалов .


Летом 2018 года в Увинском районе Удмуртии, в деревне Пекшур пройдет республиканский национальный праздник «Гербер». Для всех гостей мероприятия организуют программу подробного знакомства с культурой удмуртского народа, сварят обрядовую кашу, подготовят множество сувениров, изготовленных умельцами со всей республики, а также выступления аутентичных и современных удмуртских коллективов.

Отметим, что Гербер - теперь не просто удмуртский праздник. С 2015 года его отмечают в Москве . В 2018 году на него прибудут делегации из муниципальных образований республики и представители удмуртской народности со всей России. На празднике 2017 года присутствовали вице-чемпионы «Евровидения» «Бабушки из Бураново» и победительница конкурса «Детская новая волна» Арина Петрова .

17-22 декабря, 22 декабря. «Ижевская винтовка» и Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой

«Удмуртия - территория спорта» - именно с таким девизом начал свою работу Александр Бречалов на посту главы Удмуртии. Новые власти решили сделать республиканский спорт источником инвестиций и запланировали сразу несколько крупных мероприятий. Помимо любительских спортивных игр, в 2018 году в Ижевске пройдет два зимних спортивных состязания: «Ижевская винтовка» и Международный лыжный марафон имени Галины Кулаковой. Принять участие в соревнованиях смогут не только профессионалы, но и любители лыжного и биатлонного спорта.

Кстати, эти спортивные мероприятия уже проходили в Удмуртии в декабре 2017 года. Только в стартовый день на «Ижевскую винтовку» пришло более 1000 человек. В соревнованиях приняли участие 174 спортсмена из 27 регионов нашей страны. В Ижевск приехали лучшие биатлонисты России, призеры всероссийских и международных соревнований.

Следите за новостями Ижевска в

КАЛЕНДАРЬ УДМУРТСКИХ ПРАЗДНИКОВ НА 2017 ГОД

В России Новый Год давно приобрел характер сугубо светского праздника, лишенного каких-либо элементов религиозности, и вобрал в себя немало примет и обычаев других народов.

Новый Год - праздник семейный, поэтому не забудьте пригласить родителей или сами посетите их. Можно всей семьей съездить в резиденцию удмуртского деда Мороза – Тол Бабая. Живет Тол Бабай в живописном уголке, называемом «Удмуртской Швейцарией», в селе Шаркан, расположенном в 90 километрах от города Ижевска и в 30 километрах от ближайшего города Воткинска.

Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая".

Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз, добрый и справедливый сказочный персонаж, пропагандирующий традиционные семейные ценности и бережное отношение к окружающей среде. Согласно легенде, Тол Бабай - единственный оставшийся в живых из алангасаров, которые жили до появления людей. Он долго бродил по свету, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал детей. Они не испугались его, а стали с ним играть. В знак благодарности алангасар решил сделать детям подарки. Ребятишки обрадовались и прозвали его Тол Бабаем. Удмуртский Дед Мороз носит фиолетовую шубу. В руках у него согнутый посох, а на плече - традиционный удмуртский берестяной короб пестерь. У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка).

Радостные улыбки детей, слова благодарности - самые лучшие подарки! А помощники Тол Бабая делают всё, чтобы каждый гость уехал из Усадьбы хорошим настроением!"

И www.astromeridian.ru "

Зимний цикл календарной обрядности удмуртов начинался в дни зимнего солнцестояния, называвшегося вожодыр. Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия - Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

В этот день старались сделать в доме уборку, готовили кушанья, варили пива и кумышку (вотский самогон), приглашали гостей и назначали свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества, объединенного традиционным названием Вожодыр, которым стали именовать период от рождества до крещения. Характерными элементами этого периода были ряженье и гадание.

Работать можно было только днем и поздно вечером. Обязательным обрядовым блюдом в этот день были пельмени, перепечи, яичные лепешки. Заранее договорившись, со всей деревни в один дом несли по тарелке муки и пекли куарнянь - пресные лепешки. Вечером, освятив их, ели. С 7 января начиналось ряжение - портмаськон, пеноаськон, вожояськон, чокморскон, продолжавшееся до 19 января. Каждый ряженый должен был наряжаться три дня подряд. Одним из обязательных моментов ряженья было переодевание мужчин в женщин, а женщин в мужчин. Ряженые шли по деревне от верхних домов вниз по течению реки. По улице проходили со страшными криками, воем, ударяли палками по углам домов. Для святочных игр молодежь подыскивала отдельный дом (старый нежилой дом или новый, но еще не заселенный), где можно было бы проводить вечера. Там в эти дни рассказывали сказки, загадывали загадки, разыгрывали комические сценки пели, плясали

Полное название праздника, который отмечают 19 января – Крещение или Богоявление. Когда-то давно Крещение был главным праздником, даже важнее Рождества. Связано это с тем, что во время обряда перерождается душа человека, что для верующих более важно, нежели рождение тела. Потом Рождество постепенно отделилось от Крещения. Согласно Библии 19 января Иисус Христос был окрещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан. Люди, которые собрались на это события, услышали Бога, который возвестил им о том, что Иисус – это благословенный сын Божий. Именно поэтому второе название праздника – Богоявление.

Крещение господне в 2016 году, как и в другие годы, отмечаются 19 января. Этот праздник имеет постоянную дату. Праздник начинается с вечерней службы в храмах. После службы проводится освящение воды, которую можно набирать, начиная с полуночи.

После службы проводится крестный ход к реке или любому другому водоему. Здесь проходит второе освящение воды и совершается молебен.

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, удмурты наводили в домах чистоту и порядок, готовились принимать гостей. Всякие работы в этот день запрещались.

С утра шли к реке, топором чертили на льду крест и на этом месте рубили прорубь: по народным воззрениям, в этот день все злые духи уходили под воду. После завершения официальной обрядовой части взрослое население деревни гуляло, сгруппировавшись по родственному, семейному признаку; переходя поочередно из дома в дом, гостили понемногу у всех. Между угощениями время проводили в разговорах, беседах о хозяйстве, семейных делах, рассказывании побывальщин, и, конечно, пели, главным образом застольные, а также плясовые песни.

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя).

Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы.

Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Проводы Масляницы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йo Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием - вскрытием реки). Празднично одетые жители деревни шли к реке, неся с собой причитающиеся обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расставляла их на скатерти, постланной на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков.

После жертвоприношения начиналось взаимное угощение и веселье, сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и мора. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.

Шорт миськон

Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.

Стиркой пряжи женщины занимались около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Женщины и девушки запрягали лошадь, к дуге привязывали колокольчики. Корчаги и кадки с пряжей устанавливали на сани и с песнями отправлялись к проруби. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями.

Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой ужинать у организатора помочи. На другой день собирались у следующей хозяйки. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника.

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг от нечистой силы.

Акаяшка - весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Праздник продолжался три дня. Первый день - вывоз сохи, во второй день - проводы льда, в третий - чествование сохи и сливался с Пасхой - Акашка уй (буквально - Пасхальная ночь). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца.

Лудэ лэзён

Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). В этот день животных прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов»: втыкали в двери избы и хлева можжевеловые или рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе или можжевеловыми ветками.

Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и кормили овсом или хлевом всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-чёрного цвета с изображенным на нём белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-чёрного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трёх солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос чёрного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трёхцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 её ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись чёрного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».

Тулыс Геры - обряд весенних работ

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе.

Гырон быдтон продолжается несколько дней, молодежь водит хороводы, игры. Проводятся соревнования, скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

В субботу в саду «Эрмитаж» в третий раз в российской столице пройдет удмуртский национальный праздник «Гербер», сообщили «Интерфаксу » в пресс-службе департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы.

«Важной частью мероприятия станут мастер-классы по сборке-разборке автомата на стенде легендарного концерна «Калашников», а также выставка линейки автомобилей производства «ИЖ-Авто» с возможностью пройти тест-драйв», — сказал собеседник агентства.

По его словам, гостей ждет знакомство с культурным, историческим и экономическим потенциалом Удмуртии. В программу включены бизнес-лекторий, шахматная гостиная, гонка беспилотников, мастер-класс по удмуртскому языку и многое другое.

Кроме того, регион продемонстрирует свои кулинарные традиции: гости смогут продегустировать пельмени и другие национальные блюда Удмуртии, среди которых фирменные перепечи — круглые пирожки с разнообразной начинкой.

«Для нас большая радость в третий раз провести «Гербер» в Москве. Удмуртия постоянно стремится к развитию и обновлению, вместе с тем бережно сохраняя свои традиции и культуру. Уверен, этот «Гербер» станет самым зрелищным и подарит москвичам и гостям столицы возможность поближе познакомиться с этим прекрасным регионом», — сказал руководитель департамента национальной политики и межрегиональных связей Виталий Сучков.

На фестивале также выступят музыкальные коллективы.

10:00 - начало праздника. Старт работы площадок.

  • Показ современной национальной моды в Удмуртии. Свои изделия этнической тематики на дефиле продемонстрируют удмуртские дизайнеры: Татьяна Москвина и Полина Кубиста.
  • Дегустация национальной кухни.
  • Виртуальное путешествие на родину Петра Ильича Чайковского. Посетители площадки увидят пейзажи Воткинска, познакомятся с выставкой авторских кукол - героев произведений Чайковского, а также почувствуют себя 3D-художниками.
  • В Москву на праздник приедут потомок великанов полубогов-алангасаров - Тол Бабай - удмуртский Дед Мороз и его помощник Сандыр Агай, а также сказочный персонаж Лӧпшо Педунь.

12.00 - открытие шахматного турнира. Сеанс одновременной игры с гроссмейстером. На турнире сыграют ижевчане, победившие на Дне города, с режиссером Станиславом Говорухиным и вице-премьером правительства России Аркадием Дворковичем.

12:30 - 13:00 - выступление удмуртского государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай» на главной сцене фестиваля.

13.00 - торжественное открытие праздника. Сразу после официальной части на сцену выйдет победительница детской «Новой волны» Арина Петрова.

14.00 - 17.00 - Работа лекториев:

14:00 - 14:40 - мастер-класс Василия Мунтяна в Лектории: «Как выстроить отношения с клиентом и захватит рынок России».
14:45 - 15:30 - мастер-класс Артема Геллера в Лектории: «Основные тренды в дизайне государственных систем. Презентация образовательной программы дизайн-лагеря в Ижевске 1-6 августа».

15:30 - флешмоб #ЗапомниУдмуртию. Зрителям предложат собрать солярный знак - главный символ Удмуртии, изображенный на флаге республики. Создание арт-объекта с высоты птичьего полета снимут дроны.

15:45 - 16:30 - открытие спортивного лектория: общение с чемпионами и призерами Олимпийских игр из Удмуртии. Знаменитые лыжницы Галины Кулакова и Тамара Тихонов вместе с биатлонистом Иваном Черезовым поделятся секретами своих спортивных побед.

16:30 - 17:00 - мастер-класс «Удмуртский язык за 30 минут» от сотрудника Венгерского культурного центра Ольги Урасиновой.

17:00 - 18:30 - выступление участников международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня - 2017».

19:00 - 21:00 - музыкальная программа и дискотека.

21.00 - закрытие праздника.

1 июля в столичном саду «Эрмитаж» пройдёт национальный удмуртский праздник «Гербер», где все желающие могут заранее написать письмо великану Деду Морозу - Тол Бабаю.

В программе фестиваля, олицетворяющего начало лета и пробуждение природы, - традиционные удмуртские обряды, народные игры, танцы, песни, соревнования, а также конкурсы с призами и подарками. Гости праздника смогут попробовать блюда удмуртской кухни или даже выучить 10 обязательных фраз на удмуртском языке за 30 минут.

На торжественном открытии ожидается выступление вице-премьера Правительства РФ Аркадия Дворковича и временно исполняющего обязанности главы Удмуртии Александра Бречалова.

«Сила народа в его традициях и культуре, которые передаются из поколения в поколение. «Гербер» - это душа удмуртского народа. Национальный праздник почитания труда и любви к земле, который отмечается тысячи лет», - сказал Бречалов «Парламентской газете».

Он напомнил, что во время «Гербера» проходят весёлые и искренние праздничные гуляния. В том числе потому, что участники создают его своими руками и воплощают свои идеи.

По его словам, предстоящее мероприятие станет полным погружением в национальную культуру и возможность «попробовать Удмуртию на вкус». В рамках «Гербера» также состоится шахматный турнир с участием международного гроссмейстера Александра Морозевича.

Двукратный чемпион России и трехкратный олимпийский чемпион по шахматам проведёт сеанс одновременной игры. Кроме того, на празднике мы ждем наших легендарных спортсменов из региона - чемпионов и призеров Олимпийских игр - известных лыжниц Галину Кулакову и Тамару Тихонову, а также биатлониста Ивана Черезова, которые в рамках спортивного лектория поделятся со зрителями секретами своих спортивных побед.

«Фермерские лавки с дегустацией традиционных блюд, показ мод, мастер-классы по рукоделию и ремесленничеству, детская игровая зона с героями удмуртских сказок Тол Бабай и Лапшо Педунь, выступления народных коллективов и молодых исполнителей из Удмуртии, этнодискотека, грандиозный флешмоб по выстраиванию солярного знака - символ солнца. Всё это ждёт гостей праздника», - отметил Хомич.

Для ознакомления со всеми площадками при входе в сад «Эрмитаж» будут выдаваться буклеты-карты, информирует сайт. «Гербер-2017» - это уникальная возможность приобщиться к культуре одного из древнейших народов страны.