Генеалогическое древо моей семьи кубановедение 3. Твоя родословная. Вопросы, направляющие проект

Цели: углубление представлений о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины.

Оборудование : аудиозаписи песен о Родине; карта современной России; пословицы и поговорки о Родине.

Ход мероприятия

Вначале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории. По закреплении звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина...» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Учитель. Ребята, какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится?

Ответы детей.

Учитель. Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все —россияне, наша Родина — Россия)

Учитель. Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное — Родина начинается с отчего дома.

Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество».

Учитель. С древних времен летописцы излагали происходившие события, описывали, как жили наши предки. Иначе говоря, они писали историю нашей Родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семей русских князей. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и т. д. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.

Демонстрируется выставка семейных фотографий — от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер. Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, мест рождения, названий рек, профессий, занятий и др.).

Ученик 1.

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов!

Ученик 2.

В фамилиях различных лиц,

Порою вам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Ученик 3.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Ученик 4.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов —

Умишко комариный.

Ученик 5.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится.

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков — лисицей.

Ученик 6.

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Ученик 7.

Плевков фамилию сменил,

Жемчужным назвался,

Но в основном ослом он был,

Ослом он и остался!

Ученик 8.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

А вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии, а в человеке!

С. Михалков

Учитель . Фамилия — это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим. И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

Составление родословной своей семьи.

Учитель . Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.

— Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

— Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.

— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).

Выполнение заданий.

Учитель.

Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

Ученик 1.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

Ученик 2.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Ученик 3.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

Ученик 4.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Ученик 5.

А вот Октябрьский был рожден

Совсем в другую пору:

Матросом Зимний помнит он

И грозную «Аврору».

Ученик 6.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись — и ты увидишь в них

Историю России.

Г. Граубин

Учитель . Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая родина — это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город.

И люди — те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, свои города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. А как называется наша малая родина, где мы живем? Откуда произошло это название?

Ответы детей, учитель поправляет и дополняет их.

Учитель . Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край.

Выполнение задания.

Учитель. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

Звучит песня «Россия — Родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).

Учитель . О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона — мать, а чужая — мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и т. д. А какие вы знаете?

Ответы детей.

Учитель . Многие поэты и писатели посвящали свои произведения старинным русским городам и селениям. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.

Чтец 1.

Перебираю старые названья

Моей родной сибирской стороны:

Ирбит, Тавда, Туринск — что за преданья

В словах таинственно заключены?

Моя деревня Малая Кочевка,

А в просторечьи Малая Орда, —

Каких времен далеких остановка,

Каких племен, ушедших без следа?

Все заросло, затоптано, забыто,

Растет в прогаре пыльная трава,

Да отпечаток конского копыта,

Да странные названья и слова...

Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия — очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывает границу России и называет государства, моря, по которым она проходит.

Учитель. Не обошли поэты и названия рек.

Чтец 2.

Ах, до чего ж надсадно

Звучат слова надо мной, —

Везлома, Линда, Санда

Этому виной.

Что обозначено в слове?

Керженская старина.

Ученые спорят солидно,

Я ж слышу — звучит окрест:

Везлома, Санда, Линда —

Музыка этих мест.

Л. Озеров

Учитель . А вы знаете, какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?

Ответы детей.

Дополнительный материал

Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр.

Задание 1 . Разгадать кроссворд.

1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика)

2. Записи о семье, предках. (Родословная)

3. Запись событий по летам. (Летопись)

4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология)

5. Место, где родился и вырос человек. (Родина)

6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья». (Фамилия)

7. То, что дается при рождении. (Имя)

Выделенное слово: История.

Задание 2. Каждому ряду дается чистый листок. Ученики по очереди записывают фамилии, которые произошли от профессий. Выигрывает ряд, который быстрее и лучше это сделает. (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

Задание 3 . Написать десять имен, составив их из разбросанных здесь слогов и букв. (Миша, Игорь, Маша, Лена, Оля, Коля, Уля, Дима, Галя, Саша и др.)

Задание 4 . Написать как можно больше имен на букву А. (Андрей, Артур, Анна, Антон и др.)

Муниципальное образование Темрюкский район ст. Тамань

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28 муниципального образования Темрюкский район

Моя родословная

Проектная работа для начальных классов школьного курса

«Кубановедение»

Крыжановская Светлана Николаевна

учитель начальных классов

2015 года

станица Тамань

Введение……………………………………………………… стр. 3. - 4

Глава 1. Пояснительная записка… стр.5 - 6

Заключение……………………………………………………… стр. 7

Список литературы……………………………………

Электронные ресурсы……………………………………………

Приложение……………………………………………………стр. 8 - 12

Введение

Актуальность. Чтобы любить свою Родину, знать ее историю, надо любить свою семью, знать историю жизни своих предков, чем интересуются члены семьи и какую пользу могут оказать для окружающих людей.

Проблема . Многие ученики плохо знают историю семьи, свою станицу, профессию родственников, интересы членов семьи.

Тема. Изучение истории семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице.

Объект исследования . Жизнь семьи и влияние ее на историю жизни станицы.

Цель проекта . Прививать любовь и уважение к членам своей семьи, развивать заинтересованность историей семьи и станицы, учить работать со словарями.

Гипотеза . Если изучить литературу по истории Тамани, узнать об истории жизни семьи, увлечениях и профессиях, то легче будет понимать окружающих людей.

Задачи проекта:

1.Изучить историю своей семьи, культуру (языки), наследие.

2.Создать условия для развития интереса к учебной и внеурочной деятельности. 3. Воспитывать толерантное отношение к людям разной национальности, уважать их обычаи и не забывать обычаи своего народа.

4. Развивать творческие способности ребенка.

5. Изучать историю семьи в видах деятельности: игровой, бытовой, интеллектуальной, творческой, двигательной.

6. Проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

7. Материал своих работ использовать на уроках окружающего мира, классных часах об истории семьи, на родительских собраниях.

Методы:

1.Анализ, синтез, сравнение.

2.Наблюдения.

3.Беседы, анкетирование.

4.Обобщение полученных данных.

Структура исследования. Наблюдение за членами своей семьи, знакомство с их профессией.

Практическая значимость. Выявленные знания помогут лучше узнать семью, понимать интересы, помогать друг другу.

Краткий анализ литературы. Книги помогут узнать об истории Тамани и любить свой край.

Основная часть

Пояснительная записка

Проектная работа «Моя родословная» разработана на основе программы курса «Кубановедение». В проект включены темы программы «Кубановедение». Проект разработан на 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

На занятиях планируется изучить историю семьи, связь семьи с историей Тамани, экскурсии по станице. Это даст возможность воспринимать материал не только со слов учителя, но и со слов детей, родителей, увеличит заинтересованность в изучении истории Кубани, семьи, привьет любовь и уважение к членам своей семьи.

№ п/п

Формы работы

Что обозначает твое имя

Беседа

Познакомить с работой со словарями, узнать происхождение имен, какие имена встречаются в семье, почему так назвали

Что обозначает твоя фамилия

Посиделки с друзьями

Профессия предков (по фамилии), использование поговорок, сказок, работа со словарями, подбор родственных слов

Игры в семье

Подвижные игры

Занятие проводится на стадионе, используются мячи, скакалки, палочки, платок. Узнать, в какие игры играли бабушки и дедушки, родители в детстве. Какие игры интересуют детей сейчас

Мои обязанности в семье

Ролевая игра «Моя семья»

Показать роль женщины и мужчины в семье, как надо заботиться о ближних.

В работе использовать поговорки, считалки, загадки, сказки, книжки - малышки.

Реликвии моей семьи

Экскурсия в музей казачества

Знакомятся с историей вещей, документов, фотографий, газет и т.д.

При солнышке тепло, при матери - добро

Концертная программа для мам

Используются сказки, песни, поговорки. Показать роль матери в семье и уважительное отношение к ней, заботу о маме.

Народные обычаи и традиции

Экскурсия в музей «Атамань»

Знакомятся с бытом людей 19 - 20 века, рассказывают о традициях своей семьи. Какие традиции и праздники отмечаются в классе.

Создание м/фильмов

Кубанские умельцы

Выставка работ родителей, бабушек, дедушек, детей

Встреча с родителями, узнать об их увлечениях. Чему могут научить нас наши близкие.

Моя семья, хозяйство семьи

Конкурс рисунков «Наше семейное хозяйство»

Прививать любовь к труду, узнать, какую помощь могут оказать дети родителям. Какую помощь оказывают родители нам всем.

Твоя родословная

Выставка проектов «Генеалогическое древо»

Задание задано с первого урока, дети узнают о своих родственниках, увлечениях семьи, собирают фотографии, документы, вырезки из газет

Заключение

В ходе проектной работы дети узнают много нового из истории своей семьи, находят своих близких и дальних родственников в кругу своих одноклассников, выясняют, что класс - это школьная семья, в которой тоже надо заботиться друг о друге. Вся работа направлена на то, чтобы сплотить членов семьи, расширить кругозор. Дети начинают больше уважать родителей за их вклад в историю станицы, т. е. малой родины. Родители тоже начинают интересоваться жизнью своих детей. Совместные праздники сплачивают классный коллектив и родителей.

Список литературы

«Кубановедение» - программа курса для 1 - 4 классов. Краснодар. Перспективы образования.

Электронные ресурсы

  1. Сайт «Инфоурок»
  2. Сайт «Первое сентября»
  3. Сайт «Педсовет»
  4. Сайт «Мультиурок»

Приложение

Роль матери в семье

Экскурсия по Тамани

Игры наших родителей

Наши родители нас защищают

Изучаем профессии людей

Обычаи и традиции

Родословная

Еще в начале ХХ века герб семьи не был диковинкой и воспринимался, как часть культуры общества. Сегодня в России мало кто может похвастаться фамильным гербом. Но это не значит, что геральдика совсем ушла из нашей жизни. Герб семьи - эмблему с определенными символическими фигурами создали ребята нашего класса.

В интереснейшей работе над гербом пришлось вспомнить свою родословную, заслуги предков и историю духа всего рода.

Проект "Моя родословная" завершился представлением творческих работ по теме "Герб семьи"! Ребята изготовили и представили генеалогическое древо и герб своей семьи. Работы получились разные, но творческие и интересные. Дети с гордостью рассказывали о своей семье, о традициях и увлечениях.

Михайлина Маша выполнила макет герба в форме тюльпана - ее дедушка и бабушка занимаются выращиванием цветов!

Верстов Родион рассказал о происхождении своей фамилии.
Верста - одна из основных русских мер длины в 18 - начале 20 веков. 1 верста = 500 сажень = 1500 аршин = 3500 фут = 1,06680 километров. На макете Родион показал верстовой столб и старинные меры длины!


Свой макет герба семьи Велиляева Эльвира изготовила в технике витража. В центре герба - вензель - начальная буква фамилии. В рисунках, которые использовала Эльвира заключены профессии ее предков, увлечения!


Водопьянова Соня изобразила макет герба в цветке - лилии. Ее дедушка подарил этот цветок своей будущей супруге, свою дочь - маму Сони тоже назвали Лилией. На макете герба есть книга - символ знаний и планета Земля, которая символизирует любовь всей семьи к путешествиям!


Герб семьи представила и Вероника Бородулина: в символах, которые она изобразила зашифрованы профессии ее предков! Дедушка и бабушка были педагогами, а мама и папа - врачи!

Светлана Югова
Проект по окружающему миру «Моя родословная» («Школа России»). 3 класс

МКОУ Уйско-Чебаркульская СОШ

проект выполнили учащиеся 3 класса

под руководством

учителя начальных классов

Юговой Светланы Васильевны.

Аннотация :

Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную . Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Очень важно донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.

Узнать о своих родных, узнать свою родословную и изобразить её виде дерева – это основная задача проекта . Ребята с огромной заинтересованностью и очень творчески подошли к созданию своих проектов . Много нового и интересного узнали они о жизни своих предков. Необыкновенные истории, рассказанные родителями, бабушками и дедушками, надолго останутся в памяти детей, которые будут гордиться своим родом .

Вступительное слово

«Малая родина» – это не только природа в деревне, но ещё и

человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык, и

мечты, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её

солью. Это «родимые» пятна каждого человека…»

Валентин Распутин

Вы замечали сходство в словах «родные» , Родственники», «родня» ? Все они произошли от слова «род» . От него произошло и слово родословная – история семьи в нескольких поколениях.

Что делает нашу жизнь счастливей? Уважение к старшим, забота друг о друге!

А где мы получаем столько заботы?

Конечно в семье. Семья – самое близкое окружение человека . В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, семейные традиции.

Ни одно дерево не может существовать без корней. Чем крепче и мощней корень, тем дерево могущественнее и выносливей, тем более красива и величественна его крона, которая дает добрые плоды, защищает от зноя, кормит, дает тепло и приют певчим птицам. Так и мы без корней наших не сможем жить в здравии, в защите и радости.

Еще не так давно на Руси считалось за правило знать свою родословную до седьмого колена : сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Генеалогическое древо рода являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб и родословную книгу . Бывало, что родословное древо красовалось на стене на самом видном и знатном месте дома. Была украшена красивой рамкой и мини-портретами.

Наш РОД - это наша ОПОРА! Наш РОД - это наша СИЛА! Мы для своих предков - это их плоды. И, конечно, все они всегда готовы прийти нам на помощь. А знаем ли мы, к кому нам обращаться? Кого просить? Кого благодарить?

И помните, что даже у пеньков есть корни.

Давайте не будем хуже пней)

Чтобы ваше родословное древо не стало липой, нужно сейчас, пока есть те, у кого можно узнать, начинать его поливать.