Если ребенок ворует, что делать. Ребенок ворует: что делать

Не всякий ребенок, который хорошо поет, становится певцом, не каждый, кто быстрее всех бегал в классе завоевывает олимпийское золото, не все дети, которые крали у родителей деньги, связывают жизнь с воровским миром. Порой из тех, кто в детстве брал деньги у родителей без спросу, вырастают честные и добропорядочные люди. Поэтому к детским кражам нужно относиться, не как к преступлению, а как к сигналу о какой-то проблеме. Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога помогут разобраться, в чем причина и как решить эту проблему.

Объективные причины детских краж

Если спросить взрослого вора, зачем он ворует, то он ответит, что воровство - легкий способ заработать. Зачем целый месяц горбатится на чужого дядю, который заплатит копейки, проще рискнуть и получить в разы больше.
Дети вряд ли руководствуются этими мотивами, воровство происходит по следующим причинам:

  • Ребенку не хватает карманных денег либо их вовсе нет. Часто родители считают, что детям деньги не нужны, так как они их потратят «на ерунду», а все необходимое они им и так купят;
  • У ребенка вымогают деньги другие более авторитетные и наглые старшеклассники, и он боится признаться и рассказать о проблеме. Если ребенок был замечен в воровстве, и он не может ответить, куда потратил деньги, не исключено, что их у него кто-то периодически забирает;
  • Влияние дурной компании, новые «крутые» друзья могут рассказывать, как они воруют деньги у родителей и им за это ничего не бывает.

Психологические проблемы, толкающие на обман

За воровством могут стоять внутренние психологические проблемы:

  1. Способ самоутвердится : ребенок не может найти друзей, а деньги для него становятся способом завоевания внимания одноклассников. Покупая сладости и угощая ими других, он приобретает хотя бы не настоящих, но друзей;
  2. Низкая самооценка : в одном школьном классе могут учиться дети из разных по социальному статусу семей, когда ребенок видит, что у одноклассников есть мелкие деньги или какие-нибудь вещи, ценные в подростковом возрасте, он чувствует свою несостоятельность. Самое страшное в таком возрасте не бедность, а «быть хуже других», кроме того ситуация обостряется, если со стороны сверстников исходят насмешки и укоры;
  3. Нехватка любви и понимания. Деньги в таком случае совсем не нужны ребенку - он просто пытается завоевать внимание взрослых.

В данном видео психолог Александр Свиридов расскажет, почему ребенок ворует и не хочет учиться, как с этим бороться:

Детские кражи - как причина неправильного воспитания

Ребенок может без зазрения совести брать чужое, если не осознает, что такое поведение негативное.
Причиной того, что смывается грань между хорошим и плохим поведение часто становятся сами родители:

  • Если во взрослых разговорах обсуждаются темы о том, что в стране хорошо живут только те, кто ворует, у ребенка формируется определенная установка на будущее: чтобы хорошо жить - проще воровать;
  • Родители порой сами подают пример безнаказанности воровства: не отдали знакомому приглянувшуюся книгу, у соседа по огороду втайне нарвали груш, воруют электроэнергию или газ у государства и не расплачиваются по долгам. Неудивительно, что сын по примеру папы или мамы взял немного мелочи из кошелька;
  • Причиной воровства в обеспеченной семье может стать вседозволенность и распущенность, когда с ранних лет ребенок не был ни в чем ограничен;
  • Кражи в подростковом возрасте могут быть продолжением наивных детских шалостей, которые вытворял ребенок до 7 лет и которые вызывали у родителей лишь улыбку. О том, что чужое брать нельзя, нужно объяснять с ранних лет.

Ребенок ворует деньги и врет что делать?

Если родители застали своего ребенка на месте преступления или факт кражи подтвердился, прежде всего, нужно контролировать себя .

Конечно, горько и обидно осознавать, что сын или дочь, которых так любили и которым доверяли, обманывают их, но воспитание - это не только процесс радости и побед, порой приходится решать трудные проблемы. Ни в коем случае нельзя выяснять отношения при сверстниках, это только усугубит ситуацию.

Прежде чем наказать, нужно выяснить причину такого поведения, но дети в таких случаях начинают врать и доказывать, что пропажа денег, это вовсе не их вина. Самое простое и верное объяснение такой лжи - это страх расправы, особенно если родители строгие и властные.

Можно не церемониться, а просто наказать сына или дочь без разговоров, но проблема в корне так и останется нерешенной, а ребенок еще больше замкнется и уйдет в себя. Поэтому правильное решение - спокойно, без угроз и криков поговорить с ним и выяснить причину.

Как отучить ребенка воровать?

Давать ребенку хоть немного карманных денег нужно хотя бы для того, чтобы он учился распоряжаться своими средствами рационально. Часто дети, у которых в детстве не было своих сбережений, повзрослев, не могут правильно распоряжаться зарплатой, у них нет финансовой культуры.

Если карманных денег не хватает на все, чего хочется, объясните сыну или дочери, что нужно расставлять приоритеты и некоторым желаниям говорить «нет». В качестве примера пусть родители расскажут, что у них тоже нет многих вещей, которые бы им хотелось иметь: большой квартиры, дорогой машины и красивой одежды.

Важно научить ребенка осознавать, что за всеми не угонишься и порой с тем, что у одноклассника дорогая приставка, которой у него нет, нужно просто смириться.

Не всякая семья обеспечена таким образом, чтобы давать ребенку необходимое количество карманных денег. Но есть выход - можно найти ребенку несложную подработку. Деньги, заработанные своим трудом - более ценны.

Если причина воровства вымогательство - нужно немедленно расправиться с обидчиками, обратится в полицию или в школьный совет.

Что делать если ребенок ворует?

Если причина краж - низкая самооценка, желание угодить сверстникам или нехватка внимания, задача становится еще сложнее, ведь дело вовсе не в желании иметь какую-то вещь. Дело в желании быть кем-то.

С раннего возраста нужно закладывать, что каждый человек - личность. Количество друзей, авторитет и хорошее отношение окружающих людей нельзя купить или заслужить подарками.

Важно интересоваться жизнью подростка, его переживаниями и проблемами. Может быть брюки в клеточку, которые достались по наследству от старшего брата, стали настоящим испытанием для ребенка, вызывая насмешки сверстников, а родители игнорируют эту проблему. Тогда нужно вместе найти решение: выделить из бюджета средства или предложить накопить на необходимую вещь.

Когда ребенок ворует деньги у родителей, советы психолога часто воспринимаются как глупое и ненужное руководство к действию. К чему все эти выяснения проблем и копания внутреннего мира, нужно просто задать хорошей трепки и запретить гулять на месяц, а лучше на два - так считают многие родители. Но они совсем забыли, что когда-то в детстве им тоже чего-то хотелось и чего-то так не хватало, и порой для настоящего детского счастья недоставало сущей мелочи.

Видео про воровство детей у родителей

В данном ролике известный психолог Станислав Лазарев расскажет о 10 основных причинах, побуждающих ребенка воровать у своих родителей деньги:

Родители, впервые уличившие чадо в воровстве, испытывают различные чувства: гнев, недоумение, раздражение, стыд… Они не понимают, что толкнуло ребенка на такой поступок, и какой промах в воспитании был допущен.

Стоит сразу отметить, что в нашей статье речь пойдет об осознанном воровстве. Первый опыт присвоения чужих игрушек, заколок и прочих мелочей в 3-4-летнем возрасте не в счет – малыш пока не ощущает границ между «мое» и «чужое». К 4-6 годам у него уже формируется понимание принадлежности, однако умение держать под контролем свои порывы все еще отсутствует. Ввиду вышесказанного обвинять ребенка в краже можно, если он уже перешагнул 6-летний рубеж. В этом возрасте дети идут в школу, становятся более самостоятельными, независимыми от родителей в психологическом плане и часто руководствуются в своих действиях примером сверстников.

Однако кражи тоже бывают разными. Если ребенок позаимствовал без разрешения мяч у соседского мальчика, такой поступок заслуживает наказания, но не является катастрофой. Совсем иначе обстоят дела, если по его вине из маминого кошелька начинают пропадать купюры крупного (или не очень) номинала. Сегодня мы поговорим о том, что толкает ребенка воровать деньги у родителей и как правильно себя вести, оказавшись в такой ситуации.

Почему ребенок ворует деньги: основные мотивы

  1. Дефицит общения с родителями. Восполнять недостаток родительского внимания дети могут всеми возможными способами: начиная от капризов и истерик в младенчестве и заканчивая воровством в более старшем возрасте. Нередко ребенок ворует деньги из родительского кошелька со злости, пытаясь таким образом отомстить взрослым;
  2. Необходимость самоутверждения. Как и в первом случае, корень проблемы лежит в дефиците внимания со стороны родителей, а точнее – отсутствии работы с чадом в сфере развития, поведения в коллективе, самовосприятия и т.д. В итоге единственным, по мнению ребенка, способом доказать значимость собственного «Я» становится кража;
  3. Искаженное восприятие добра и зла. Многие удивятся, но ситуации, когда маленький человек на самом деле не понимает, что совершает нехороший поступок, тоже имеют место. Оказывается, не все родители в доступной форме объясняют своим детям разницу между «хорошо» и «плохо»;
  4. Недостаток либо полное отсутствие карманных денег. Некоторые сочтут это неприемлемым, но детям старше 10-12 лет необходимо иметь карманные деньги – некоторую сумму, которой они могли бы распоряжаться на свое усмотрение. Разумеется, лучше, чтобы ребенок «заработал» на личные расходы, однако возможны исключения;
  5. Личный пример старших. Как говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Если ребенок ворует деньги у родителей, не исключено, что предпосылкой для этого стал наглядный пример карманничества (между супругами, соседями и т.д.). Аналогичный эффект могут произвести горячо любимые детьми и подростками фильмы об ограблениях и захватывающих приключениях преступников, их совершивших;
  6. Школьная дедовщина либо «покупка» места в коллективе. К сожалению, подобные факты все чаще становятся причиной детского воровства. Иногда ребенок, не имея другой возможности завоевать уважение одноклассников, вынужден добиваться признания среди сверстников если не деньгами, то всевозможными подарками (жевательная резинка, брелоки и прочая ерунда). Куда более серьезно дело обстоит, если у чада вымогают деньги старшеклассники, и у него не остается выбора, кроме как воровать их у родителей.

Как отучить ребенка воровать деньги дома?

Независимо от причин, вызвавших желание взять чужое, детское воровство нужно пресекать в зачатке. Сначала рассмотрим, чего делать не следует:

  • Не бросайте деньги на виду в открытом доступе – это провоцирует ребенка пойти на кражу;
  • Не вешайте на него ярлыков, обзывая вором и негодяем, ибо «как корабль назовешь…»;
  • Не зацикливайтесь на плохом. Инцидент уже произошел, и упрекая человека за то, что он оступился, вы не исправите ситуацию;
  • Не обсуждайте проблему с посторонними. Этим вы позорите не только ребенка, но и себя, выставляя в нелестном свете собственные воспитательные методы;
  • Не устраивайте судилища и воздержитесь от угроз. Это приведет только к тому, что малыш замкнется в себе и затаит на вас еще большую обиду.

Итак, как отучить ребенка воровать деньги?

Совет №1: Пересмотрите семейные ценности

Самое время тщательно изучить взаимоотношения со своим чадом. Возможно, вы уделяете недостаточно внимания вопросам воспитания и общения. Чем живет ваш ребенок? Что его гнетет и мучает? Если вы затрудняетесь дать ответ, поговорите по душам – это поможет вам наладить контакт и узнать друг друга ближе.

Совет №2: Научите ребенка копить деньги

У вашего чада, как и у любого человека, есть личные потребности. Однако семейный бюджет ограничен, и как бы вам ни хотелось, исполнить все желания и капризы ребенка невозможно. Доступно разъясните, что деньги на желанную покупку следует откладывать. Например, разрешите ему оставлять сдачу себе после самостоятельного похода в магазин.

Совет №3: Отказывайте правильно

Безапелляционное «нет» может стать причиной настоящей душевной травмы. В силу своего возраста ребенок не может понять всех этих «взрослых заморочек», связанных с тяжелым финансовым положением и необходимостью экономить. Ваша задача – объяснить, что в семье принято планировать покупки, и сегодняшний отказ означает, что он получит желаемое немного позже;4.6 из 5 (37 голосов)

Почему воруют дети? Детское воровство – это болезнь? Почему один ребенок, украв однажды и раскаявшись, больше никогда этого не делает, а другой, не смотря ни на какие наказания, продолжает воровать систематически? В чем причина детского воровства? И «любимые» наши вопросы: кто виноват, и что делать? В своей статье я попробую на них ответить. Но для начала несколько историй из реальной жизни, из моей практики.

История первая

Мама и папа, кипящие от возмущения, гнева, недоумения и боли, привели на прием двенадцатилетнюю девочку. «Объясните нам, с ней все в порядке, она нормальная?!» После нескольких долгих и томительных минут они смогли рассказать, что же случилось. «Мы были в гостях у друзей, с которыми дружим уже много лет. После вечеринки друзья пошли нас провожать. В это время Аня (имя изменено) стала хвастать новыми украшениями. На вопросы о том, откуда они у нее, говорила, что подарила одноклассница. Как оказалось потом, эти украшения она украла у дочери друзей. Мы не знаем, как теперь смотреть в глаза этим людям, а ей хоть бы что. Конечно, на следующий день папа пошел с ней возвращать украденное. Мы ожидали, мы очень надеялись, что это станет для нее тяжелым испытанием, уроком на всю жизнь!.. Но понимаете, она не раскаивается, она ведет себя так, как будто ничего не случилось… Уже на обратной дороге, после того, как вернули украшения, Аня пыталась беззаботно заговаривать с папой о каких-то пустяках и, вообще, было видно, что ей не стыдно, что она не понимает, что сделала что-то ужасное. Мы просто потерялись после всего этого. Мы не знаем, как это понять и объяснить. Ведь она была всегда такой хорошей девочкой».

Все это рассказывала мама, возбужденная, возмущенная, переполненная гневом и стыдом. Папа в это время сидел отрешенный, глядя в одну точку. Было видно, что оба они страдают и потрясены тем, что сделала их дочь. Их дочь, которая, как выяснится позже, всегда была предметом гордости родителей и источником, питавшим их самолюбие.

Очень сильное впечатление на меня производил взгляд ее черных глубоких глаз: проникновенный и недетский, временами просто завораживающий.

Мама продолжала:

«Я понимаю, все дети воруют. И мы в детстве таскали яблоки из соседских садов. Но если бы я оказалась сейчас на ее месте, да я бы от стыда сгорела, я бы… не знаю… а ей хоть бы хны… как так можно?! Я уже не знаю, нормальная она или нет. Скажите, почему она так себя ведет?»

«Вы знаете, ведь у нее есть одна странность…» Он сделал паузу, встал и начал медленно расхаживать по кабинету. «Да, одна странность… Аня разговаривает со своими фантазиями… в любом месте… в любое время… Это пугает…»

На этом я прерву изложение этого случая. Но хочу заметить, что Аню консультировал детский психиатр, профессор из института Бехтерева и констатировал отсутствие каких-либо психических заболеваний. Да, у Ани есть проблемы, и она нуждается в помощи психолога, но она психически здорова.

История вторая

Мама пришла на прием с сыном десяти лет. Очень крупный для своих лет и упитанный, он сидел, лениво развалившись на диване, и, казалось, не проявлял никакого интереса к тому, что происходило в кабинете. Время от времени, не обращая внимания на то, что мама была занята разговором со мной, он наклонялся к матери и что-то шептал ей на ухо. Прийти на прием ко мне маму вынудила ситуация недельной давности.

«Я узнала, что Миша (имя изменено) подговорил своего приятеля, мальчика младше его, вытащить кошелек у мужчины, который спал пьяный на скамейке в парке. Он взял из кошелька деньги и велел приятелю вернуть его на место. Вы представляете? Я, конечно, пыталась выяснить, зачем он это сделал, но он молчит, он ничего не говорит, молчит и все. Либо у него начинается истерика, и мне становится страшно. И еще - он таскает деньги у меня из сумочки».

Мама выглядела подавленной. Ее голос, низкий, монотонный и усыпляющий, был голосом уставшей от жизни женщины, молодой еще женщины, уставшей от одиночества и бесконечной работы. Она рассказала также о том, как вымотана до последнего вздоха многолетней борьбой с этим трудно ей доставшимся ребенком, который с самого раннего детства был ее болью, счастьем и проклятием.

«Вы знаете, с ним вообще трудно о чем-либо говорить. Он сильнее меня. Я не могу ему отказывать. Он может часами плакать, когда его кто-нибудь обижает: я, или одноклассники, или папа, с которым мы в разводе. На улице он может убежать куда-нибудь, сломя голову, а дома закрывается в ванной и начинает кричать: «Убивают! Помогите, убивают!» Что делать? Я уже не знаю. Я что только ни пробовала, куда только ни обращалась».

История третья

И еще один пример. Мама одиннадцатилетней Оли (имя изменено) периодически проверяет портфель дочери и обнаруживает там кучу различных мелочей, которые Оля таскает из портфелей и карманов своих одноклассников. Не помогает ничего: ни задушевные разговоры, ни ремень. Оля плачет, говорит, что больше не будет, но через какое-то время в доме опять появляются чужие вещи.

На деньги, которые она крадет из карманов, Оля покупает всякую всячину, которая у нее и так есть: ластики, яркие тетрадки, линейки, блокнотики и т. д. А однажды Оля украла у матери большую сумму денег, купила Барби, дом для Барби и пыталась «подарить» все это однокласснице, с условием, что будет приходить к ней в гости и играть с этими игрушками.

Друзей у девочки нет, более того, она изгой в классе. Никто из одноклассников не пройдет мимо нее без того, чтобы не пнуть, не толкнуть ее или не сказать что-то обидное (классный руководитель подтверждает эту информацию). Конечно, в классе знают, что она воровка, из-за этого мама собирается менять школу. И, естественно, она очень опасается, что в новой школе будут те же проблемы. В общении со мной Оля либо тщательно избегает бесед на эту тему, либо формально соглашается с тем, что это плохо, это мешает ей и что она постарается больше так не делать.

Эта бледная, худенькая, почти прозрачная девочка с огромными голубыми глазами, наполовину закрытыми белокурыми локонами, умеет долго неподвижно сидеть, глядя поверх всех предметов. Оживляется она только тогда, когда говорит о животных и о своих фантазиях, где все безоблачно и просто.

Несмотря на усилия стильной мамы, она всегда выглядит небрежно одетой. Мама жалуется, что Оля до крайности ленива, рассеяна и забывчива: собираясь в школу, может забыть надеть нижнее белье, не делает уроки, не убирает в доме, «забывает» о своих обещаниях. «Временами меня от нее просто колотит, я готова ее убить», - говорит мама. Она никак не может наладить контакт с дочкой, мама, которая в детстве чуть не покончила жизнь самоубийством, страдая от непонимания собственной матери.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ

Список историй можно продолжать еще очень долго, но мы остановимся. Такие разные дети, такие разные родители. Из этих примеров видно, что у этих действительно разных детей общая проблема: они воруют . Нет, еще одна: они страдают . Делают очень больно своим родителям, но и сами страдают. Правда, не всегда дети осознают глубину своих страданий, но так уж устроена психика человека вообще и детская психика в частности: изгонять из сознания то, что слишком болезненно и невыносимо.

Так что же такое детское воровство? Всегда ли это болезнь? Болезнь это лишь в том случае, если мы видим так называемую клептоманию - не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя. Это действительно психическое расстройство, и его должен лечить в первую очередь психиатр. Настоящая клептомания встречается достаточно редко.

Иногда ребенок, поддавшись искушению, крадет что-то однажды, бывает разоблачен, испытывает мощное потрясение, и этого больше никогда не повторяется. В этом нет ничего необычного. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо. Также эти дети имеют способность контролировать свои импульсы, т. е. сильные позывы к каким-либо действиям.

В норме все это «добро» ребенок приобретает к 3-4 годам. Нужно помнить, что чем младше ребенок, тем больше вероятность частичной утраты этих качеств в периоды сильных стрессов. И, конечно же, чем более патологична или неадекватна среда, в которой развивается ребенок, тем больше вероятность того, что эти качества либо не сформируются вовсе, либо будут неустойчивыми.

И вот здесь-то мы и получаем широкий спектр вариантов детского воровства: от более типичного, когда дети воруют очень редко, по мелочам и не в любой ситуации, до крайнего варианта, когда дети, несмотря ни на что, воруют часто, много и в разнообразных ситуациях.

В первом случае есть вероятность, что при благоприятных обстоятельствах это явление сойдет на нет, а во втором мы можем ожидать, что такие дети станут асоциальными подростками и асоциальными взрослыми, склонными к совершению правонарушений.

Как показывает практика, ворующие дети не могут контролировать не только «позывы» что-нибудь стащить, у них проблемы во всем, где необходим волевой контроль: они с трудом садятся за уроки, их нужно заставлять содержать в порядке «свою территорию», соблюдать необходимые меры гигиены (например, чистить зубы), выдерживать ограничения во времени и пространстве, даже соблюдать правила в совместных играх этим детям нелегко.

Родители таких детей выполняют внешние волевые функции, которые в норме должны быть у детей внутри (разумеется, в зависимости от возраста, эти функции у ребенка присутствуют в большей или меньшей степени). Это функции самоконтроля и волевого самопринуждения.

Вот и получается: если у ребенка не сформированы эти качества как свои собственные, то сначала контролируют и принуждают родители, потом - школа, потом - милиция и закон. Взрослый человек, выросший из такого ребенка, все время нуждается во внешнем контроле и принуждении - своего-то внутри нет.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Отучить ребенка воровать не просто. Давайте пройдем этот путь вместе.

Если у вашего ребенка незначительные внутрипсихические нарушения, и сами вы достаточно адекватны, и ситуация вокруг ребенка более или менее дружественная и стабильная, то могут помочь такие рекомендации:

  • Станьте внимательнее к своему ребенку.
  • Проявляйте к нему больше любви и заботы.
  • Помогите ребенку разобраться в его бедах.
  • Разговаривайте с ним не только об уроках и уборке детской комнаты.

Быть внимательным к своему ребенку - это знать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует, с кем дружит, чего боится, чего хочет от вас, от друзей, чем наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи.

Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть мультики, разговаривать, словом общаться и получать удовольствие от этого. Понятно, что современные родители, вынужденные делать все на бегу, часто не могут выкроить время для общения с ребенком «просто так», а не для какой-нибудь цели.

Что же делать? На самом деле время найти можно. Когда позволяет погода, выезжайте в выходной день за город (для этого не обязательно иметь машину, а ребенку на электричке даже интереснее). Хорошо бы при этом прихватить приятелей вашего ребенка. Этим самым вы убиваете двух зайцев: во-первых, в компании будет легче наладить общение с ребенком. А во-вторых, вы узнаете, с кем и как он общается, и сможете исподволь контролировать этот процесс.

Когда вы вместе с ребенком разжигаете костер или жарите на огне сосиски, то эти минуты могут стать минутами вашей душевной близости. Необязательно говорить сыну или дочери нравоучительные вещи, важнее просто быть с ними «вместе», и душой, и мыслями.

Важно поощрять присутствие друзей ребенка в вашем доме. Да, это хлопотно, но это еще и профилактика подросткового кризиса. Когда вы ведете ребенка в школу или забираете из школы, это время тоже можно использовать для общения. Рассказывайте ему о себе: о своих мыслях, взглядах, чувствах, о своем детстве, о своих радостях и проблемах(о проблемах, конечно же, в разумных пределах и на доступном его пониманию языке).

Почти в любом возрасте можно возобновить чтение на ночь или просто чтение вслух, нужно только подобрать соответствующие возрасту и интересам книги. А потом можно эти книги обсуждать. Можно обсуждать даже совместно просмотренные мультфильмы. Да, нам всем не хватает времени, но при желании всегда можно что-то придумать.

Можно договориться с другими членами семьи, как распределить время, чтобы его хватало на общение с ребенком, многие вещи можно просто делать вместе: вместе с девочкой шить платья для кукол и готовить, вместе с мальчиком клеить модельки и заниматься элементарным ремонтом. Сложнее договориться с самим собой, гораздо сложнее научиться получать удовольствие от общения с ребенком, когда ты устал и твое единственное желание – чтобы все от тебя отстали. Но это уже проблемы самих родителей, и тема для отдельного разговора.

Что значит, помогите ребенку разобраться в его бедах? Это совсем не значит, что нужно идти выяснять отношения с приятелями или с учителями. Хотя в исключительных случаях (ребенка часто бьют сверстники или учителя к нему очень несправедливы) это сделать необходимо, ведь кроме вас у ребенка нет другой защиты и опоры.

Здесь важно сформировать у ребенка привычку обсуждать с вами то, что его беспокоит. Для начала научить его просто разговаривать о неприятных вещах и событиях. И помочь пережить болезненные чувства, разделить их с ребенком. Главное в вашем общении с малышом или подростком - искренность. Если чадо почувствует, что вы им искренне интересуетесь, а не выполняете некие «рекомендации», то ребенок обязательно откликнется.

Все эти советы обязательно помогут, справиться с проблемой маленькому воришке в том случае, если он не страдает клептоманией.

А МОЖЕТ ОН БОЛЕН?

Если, не смотря на всю заботу, любовь и ласку, проявленную в общении с малышом, в вашем доме по-прежнему появляются безделушки неизвестного происхождения – это повод для беспокойства. Возможно, ребенок действительно страдает редким заболеванием – клептоманией. Но не спешите навешивать на него ярлык психического расстройства, лучше серьезно задумайтесь о профессиональной помощи психолога или психотерапевта.

Важно понять: при клептомании воровство - это следствие, вторичные проблемы по отношению к внутренним изъянам психики ребенка. У детей, страдающих клептоманией, просто нет способности контролировать свои импульсы и понимать свое поведение. Следовательно, чтобы ребенок с психическим расстройством перестал воровать, его нужно лечить. Но помните, столь серьезный диагноз, как клептомания, может поставить только профессиональный психотерапевт.

Проблема воровства актуальна особенно сегодня, когда в СМИ то и дело сообщают об очередных миллионных взятках чиновников и министров и их безнаказанности. Воровство процветает во всех эшелонах власти страны. Причина чиновничьего порока даже не в ненасытной жадности к деньгам и вещам, а в отсутствии преступления. Вины нет, так как чиновник не украл, а взял. Он имеет власть – имеет и право брать столько, сколько ему нужно. Порочный круг.

Меня больше интересует детское воровство, его причины и коррекция поведения ребенка. Ворующих детей ошибочно называют клептоманами.Клептомания (слово «klepto» переводится с греческого как «похищаю», слово «mania» означает «безумие») — психическое заболевание, которое проявляется в навязчивом влечении к хищению вещей. Этой болезнью страдают около 0, 05 % человек по всему миру. Случаев заболевания клептоманией в детском возрасте практически не зарегистрировано. Вывод один: воровство – не болезнь, а плохое воспитание.

В чем заключается психология этого недуга? И стоит ли родителям бить тревогу по этому поводу? Дети младшего возраста не способны контролировать свои желания. В силу детской импульсивности они хватают все, что им нравится. На детской площадке мой двухлетний племянник берет чужую игрушечную машинку и уходит с ней домой. Ему приглянулась игрушка, и он руководствуется внезапно охватившими его эмоциями. Такое поведение не имеет ничего общего с воровством. Объяснить двухлетнему или трехлетнему малышу понятия «твое» и «чужое» сложно, но родителям важно попытаться помочь крохе разобраться в том, что эта игрушка чужая и ее брать нельзя.

У детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) развито представление о личной собственности, но не сформирована способность оценивать свои действия. Сильное желание обладать чем-либо провоцирует их на воровство. Младший дошкольник нуждается в помощи взрослых. Этому возрасту характерна все та же импульсивность.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Родители должны обсудить с ребенком этот негативный поступок и особое внимание обратить на чувства человека, лишившегося своей любимой вещи. Важно убедить малыша в том, что ему нужно стыдиться таких действий и больше так себя не вести.

В 6 лет дошкольник идет на воровство осознанно. Им двигают разные мотивы: отомстить кому-либо, привлечь внимание сверстников…Его не пугают родительские наказания. Он ворует книжку или игрушку, чтобы наказать сверстника за то, что тот не дал ему ее посмотреть. Девочка может подарить своим подругам мамины украшения, чтобы завоевать доверие к себе. Мальчик — раздать в садике папины деньги. Сделав что-нибудь приятное, бедняга ждет признания со стороны окружающих его детей.

Причина воровства – низкая самооценка, неумение общаться со сверстниками. Шестилетний малыш еще не знает, как завести друзей. По его мнению, человека замечают только тогда, когда у него есть что-то ценное. Задача родителей – дать детям представление понятия «дружба», научить культуре общения через определенные игровые ситуации.


У детей 8-11 лет недостаточно развита волевая сфера. Они совершают кражу, так как не могут справиться с соблазном. Им трудно противостоять желанию – иметь чужую вещь. Конечно, в скором времени они будут стыдиться этой неприятной истории. за кражи в этом возрасте бессмысленно. Волевые качества нужно воспитывать.

Подростки в 12-15 лет совершают воровство сознательно. В моей школе у педагогов часто пропадают деньги из сумки и из карманов. Интересно то, что воруют дети, как из малообеспеченных, так и из «внешне благополучных» семей. И в одном и в другом случае родители не знают, как складываются отношения детей с одноклассниками и друзьями и какие нравственные ценности в них заложены. Факт воровства в 12-15 -летнем возрасте свидетельствует о наличии вредной привычки и отсутствии должного семейного воспитания.

Взрослые могут воровать на глазах у ребенка и говорить ему о необходимости быть честным человеком. Убедить детей в чем-либо возможно только в том случае, если дело не расходится со словом.

В семье моих знакомых родители не испытывают стыда за воспитание сына, заявляя открыто: «попался, говорила же, не умеешь – не воруй». Таким заявлением они дают ему свободу действий. В дальнейшем он будет проявлять все меры предосторожности, чтобы не быть замеченным. Беседа с детьми эффективна в здоровой семье, где соблюдаются моральные нормы. Никакие убеждения и наказания не помогут, если родители лгут или показывают дурной пример.

  • отсутствие последовательности в воспитании (сегодня проявляем строгость, завтра – слабость);
  • отсутствие моральных принципов;
  • несогласованность родительских требований;
  • воспитание детей во вседозволенности;
  • авторитарный стиль воспитания.

Почему ребенок ворует и что с ним делать? Психологи не дают точного ответа на этот сложный вопрос. Действия родителей могут быть самыми разными и зависят они от причины, по которой он делает неверный шаг.

Причины детского воровства:

  • Детское одиночество (недостаток родительской любви);
  • Возможность обладать долгожданной игрушкой;
  • Отсутствие карманных денег;
  • Способ самоутверждения в коллективе сверстников;
  • Подражание дурному примеру родителей;
  • Вымогательство со стороны старшеклассников.
  • Постарайтесь разобраться в детской психологии. Детское воровство — не серьезный проступок, а проблема, от которой страдает ваш ребенок. Это, своего рода, сигнал о том, что у него не все в порядке в отношениях с окружающим миром или с вами.
  • Обсудите ситуацию в спокойной обстановке. Проявляйте тактичность и не начинайте разговор с вопроса: «Как ты мог это сделать?» Постарайтесь понять причину «как и почему это произошло».
  • Проанализируйте свои семейные отношения. Подумайте о том, сколько времени вы уделяете своим детям?
  • Не называйте ребенка вором. Помните известное изречение: «Человеку свойственно ошибаться».
  • Не сравнивайте его с другими детьми: «Твой друг Саша никогда так не сделал бы, за что мне это наказание?»
  • Не переходите на личность, осуждайте поведение.
  • Не рассказывайте о недостойном поведении своего чада посторонним людям. Этим вы нанесете ему большую психологическую травму. У него возникнет неуверенность к себе и недоверие к вам.
  • Будьте искренними и доброжелательными. Ребенок должен почувствовать ваше огорчение и постараться больше вас не расстраивать.
  • Постарайтесь вернуть вещь владельцу, но не требуйте от сына или дочери публичных извинений. Разделяйте с ними ответственность за совершенный проступок.
  • Не напоминайте ребенку об этом нелепом случае, ваши упреки доставляют ему страдания.

Предлагаю вам посмотреть видеоконсультацию психолога, которая поможет поэтапно отучить ребенка от воровства.

Уважаемые родители! Не забывайте о том, что от вашего внимания зависит поведение ваших детей. Решайте проблему детского воровства вовремя. Детское воровство может привести к проблемам с законом. Помните: ответственность за воровство лежит в первую очередь на родителях.

Если ребенок берет деньги из вашего кошелька без разрешения, это, безусловно, очень серьезная ситуация. Как правильно относиться к ней, наказывать или нет «воришку», если да, то, как именно, чтобы он осознал свой поступок, рассказывают детские психологи нашего центра.

Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Почему дети воруют деньги?

У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь. Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать. Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.

Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

  • Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним. Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
  • Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
  • Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности. Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.

Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  • Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  • Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  • Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
  • Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  • Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.

Как правильно реагировать?

Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником. Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил. Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз.

  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  • Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
  • Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  • Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке. Правы и те, и те.

Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас. В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.

Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста!