Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Нравственное воспитание подростков

Молодежь – уже не дети, но еще и не совсем взрослые люди. Обычно этот возраст ограничивают 16-20 годами. Духовно-нравственное воспитание молодежи осуществляется в семье, в учебных заведениях и общественных организациях. От успешности такого воспитания зависит ближайшее будущее каждой страны.

Нравственные аспекты в воспитании

Духовность и нравственность – те понятия, которые имеют непосредственное отношение к повседневной жизни. Нравственные устои общества отражают его традиции и идеалы. Законодательно подобные вещи невозможно регулировать, поэтому для поддержания морального уровня нации используется духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Духовность в современном обществе не связана с религиозностью, но опирается на традиционные ценности. Что это за ценности? Каких людей принято считать высоконравственными? В первую очередь речь идет о людях наделенных чувством справедливости, совестью, гуманностью. Поступки этих личностей отражают их внутренний мир. Лживость, завистливость, жестокость находятся на противоположном полюсе. Духовно-нравственное воспитание молодежи призвано усиливать в подрастающем поколении уважение к традиционным ценностям.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения начинается с самых ранних лет. Еще малышей детсадовского возраста обучают не жадничать, не врать, не трусить. Когда дети вырастают, тогда основа их нравственности уже должна быть достаточно прочной. По-настоящему, определяющим фактором является личный пример родителей и других близких родственников. На раннем этапе роль семьи считается первостепенной.

Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников является задачей не только семьи, но и всего государства. В программах учебных заведений присутствуют часы, которые специально отведены для данного направления. В том случае, если это время расходуется правильно, то молодежь и вся нация получают большую пользу. Меньше всего эффективны беседы и лекции о нравственности. Особенно в том случае, если педагог и сам не до конца верит в то, что говорит.

Духовно-нравственное воспитание молодежи лучше организовать в виде активной деятельности. Благоустройство своего района, помощь детям и старикам, участие в исторических играх-реконструкциях позволят молодым людям почувствовать свою причастность к высоким нравственным идеалам.

Кроме семьи и учебных учреждений, молодежь воспитывает та культурная среда, в которой мы существуем. Фильмы, телепередачи, печатные издания, книги, интернет-ресурсы несут массу позитивной и негативной информации.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в рамках государственных программ осуществляется и за счет этих источников. Поддержка авторов, чье творчество выражает традиционные ценности, становится на этом фоне первостепенной задачей. В последние годы в нашей стране сделано немало в этом направлении.

Ограничительные меры часто оказываются не слишком эффективными. Запрещая какие-то произведения, этим цензура часто подогревает общественный интерес к ним. Однако, ограничение рекламы алкоголя , табачной продукции, пропаганды нездоровых явлений в современном мире можно считать достаточно действенными.

Духовно-нравственное воспитание молодежи включает в себя и пропаганду здорового образа жизни. Курение, алкоголизм, наркомания разрушают не только физическое, но и духовное здоровье человека. Выбирая спорт, активный отдых, защищенный секс молодежь встает на правильный путь ответственного отношения к себе и окружающим.

Организация духовно-нравственного воспитания студентов и школьников

Каждый учебный год в образовательных учреждениях должен приносить учащимся не только новые теоретические и практические навыки, но и укреплять их нравственность. Духовно-нравственное воспитание молодежи желательно планировать заранее. Педагоги могут организовать работу кружков и клубов с подходящей тематикой. Особое место занимает пропаганда здорового образа жизни и физической культуры.

В течение учебного года в ВУЗе или школе может состояться несколько больших мероприятий, способствующих укреплению нравственных устоев. Это могут быть концерты, спортивные праздники, соревнования, интеллектуальные викторины, приуроченные к каким-либо датам или событиям. Духовно-нравственное воспитание студентов и школьников в рамках таких мероприятий должно охватывать почти весь коллектив.

Кроме того, ежедневная работа образовательного учреждения должна способствовать развитию нравственности в учащихся. Этому способствует и личный пример педагогов, и акценты в учебной программе на духовные ценности, и общая атмосфера в коллективе.

Духовно-нравственное воспитание молодежи должно проводиться со всей возможной искренностью. Если мероприятия организуются только "для галочки", то от них бывает больше вреда, чем пользы.

Духовно-нравственное воспитание молодежи, направленное на формирование гражданской позиции, уважения к культурно-историческому наследию своего народа, нравственных приоритетов в профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем образования. Современное образование должно ориентироваться на наиболее ценные элементы культурного наследия и национальную самобытность, оно обязано одновременно способствовать укреплению этических принципов, на которых будет строиться новый, более справедливый, более гуманный порядок для всех людей и народов.

Такая этика не сможет укорениться, если она не будет исходить, с одной стороны, из осознанного понимания взаимозависимости людей в рамках государств и мирового сообщества, с другой стороны, из бережного отношения к общечеловеческим ценностям, к общему достоянию человечества. Пришло время осознать тот факт, что образование призвано всесторонне готовить молодое поколение к жизни, не порывая с лучшими традициями такой подготовки, доказавшими свою жизненность. Для этого следует взять из отечественного наследия то, что не противоречит современной действительности и отвечает потребностям жизни.

Духовные ценности народа, его традиции в течение многих веков всегда играли главенствующую роль в гражданском становлении подрастающего поколения, формировании его нравственных качеств, социализации личности в целом. Поэтому изучение и объективная оценка воспитательного влияния различных общественных институтов, в т.ч. религий – является важнейшей задачей. Переработка и осмысление явлений духовной культуры, созданной всем периодом развития человечества и ее влиянием, поможет строить педагогическую культуру настоящего и будущего. Без учета религиозного учения о морали и духовности человека, без изучения педагогического опыта различных народностей, не может быть полной и объективной картины воспитания человека. Знание духовной культуры прошлого поможет успешно решать задачи воспитания в настоящем.

Развитие морально-этического учения и формирование ду­ховной культуры народа имеет многовековую историю. Только опора на самобытную духовно-историческую тра­дицию, на устные и письменные источники дает возможность понимать господствовавшие этические воззрения и нравст­венные проповеди той или иной культуры, того или иного народа и этнических групп. Во все времена в центре внимания общественного опыта стояла вечная категория бытия: что значит нравственно жить, придерживаться определенных нравственных устоев, обычаев, устоявшихся общественных норм поведения определенного этнического социума. От простых форм восприятия окружающей действительно­сти, природной среды и социальной жизни развивались про­стые привычки человеческого общежития, что постепенно перерастало в стройное учение о морали, этнопедагогическую культуру.

В определенной стадии развития морально-этическое учение – истоками которого является многовековой нравственный опыт народа, сформированный в форме стереотипов поведения, было подхвачено зарождающимися религиозными учениями. Как показывает история мировых религий, на начальном этапе своего становления они играли объединяющую роль под знаменем той или иной религии разных племен, родов. Зарождающиеся религиозные учения все­гда стремились вобрать в себя все лучшее и доброе (тради­ции, обычаи, нравы) из жизнедеятельности народа, учитывали также психологию народа. Следовательно, трудно и почти невозможно отделить религиозные учения от традиций народа. Религия в определенной мере служила как бы хранительницей традиций.

Это обстоятельство, прежде всего, послужило привлекательной силой для простого народа. Это особенно ярко выражено в исламской религиозной культуре. Именно из привлекатель­ности для простого народа религия стала в отдельные перио­ды истории ведущей политической силой того или иного на­рода, общества. Поэтому нельзя не считаться или пренебре­гать тем, что в свое время религиозная культура играла ведущую роль в жизни народов, особенно в формировании духовной культу­ры, морально-этических, социальных норм поведения (у на­родов исламской культуры в форме «адаб»). И в более поздних этических учениях прослеживаются первоначальные представления о нравственном содержании взаимоотношений людей.

Религиозная мораль содержит в себе и религиозные, и общечеловеческие ценнос­ти. Это характерно как для Корана, так и для Библии (чти отца и мать свою, не убий, не кради, не прелюбодействуй и т.п.). Например, по религиозным канонам за непочтение к родителям ждет жестокая кара. Эти заповеди исходили из потребностей общества и вобрали в себя, преж­де всего, прогрессивные традиции народа. Выявление общечеловеческого, гуманистического в религии и признание того, что это общечеловеческое объединяет всех в деле воспитания – важная и очень сложная, но необходимая задача. Религия является частью нашего общего культурного достояния. Но содержание религии не сводится только к художественно-куль­турным ценностям. Заповеди (в исламе – кава‘идуль ахляк) передавались из поколения в поколение и в определенной мере именно на этом основывалась система воспитания того или иного народа. Аккумулируя богатый нравственный опыт народа, осуществляя преемственность его духовной культуры, эти постулаты являются важнейшими компонентами окружающей растущего человека социально-психологической среды. Следует также отметить, что основная направленность нравственных про­поведей всех религий – гуманистическая.

Таким образом, игнорировать общечеловеческое гуманистическое содержание религиозного учения мы не вправе. Но при этом возникает сложный вопрос – как использовать это учение в целях воспитания? Целенаправленное религиозное воспитание, включающее обряды, молитвы, посты для светских образовательных учреждений неприемлемы. Речь может идти о воспитании через религию, об использовании воспитательного потенциала религии.

Ценностями любого общества являются те предметы, явления общественной жизни, которые служат всестороннему развитию всех членов общества, воспитанию у них общечеловеческих идеалов, избавлению их от страданий, зла. Все это относится к материальной, социальной и духовной сферам жизни человека. Необходима выработка общих принципов духовности и нравственности, обеспечивая соблюдение конституционного принципа свободы совести и равенства традиционных религий перед государством.

Таким образом, решить сложнейшую и многогранную проблему воспитания всесторонне развитого полноценного человека возможно в союзе религиозных учений с педагогикой и совместной деятельности всех воспитательных институтов. Тесная взаимосвязь и взаимодействие в вос­питательном процессе народных традиций, религиозной и современ­ной культуры в. т.ч. педагогики – оптимальный путь общественного развития и динамического развития человечества, основа развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни наций и народов. Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи выступают гуманистические традиции мировой и отечественной культуры, представленные в различных аспектах: культурно-историческом, нравственно-этическом, этнокультурном, религиозном. Только объединив усилия, согласовав приоритеты и ценности духовно-нравственного воспитания граждан, объединив потенциал светского и религиозного образования, можно сформировать единую политику в сфере духовно-нравственного воспитания российских граждан, способствовать социальному миру в стране и обществе.

Значительный интерес в этом отношении представляет накопленный многочисленными нациями и народностями нашей страны, в том числе народами, исповедующими ислам, опыт воспитания детей. Опыт, зародившийся в глубине веков и являющийся важнейшим духовным наследием. Успешное решение задач полноценного воспитания предполагает изучение этого опыта и использование педагогического потенциала ислама в практике воспитания. Познание сущности воспитательного процесса и закономерностей воспитания представляет собой одно из основных, «стержневых» направлений исламской педагогики.

Исламская система воспитания опирается на Коран и Сунну, в которых детально изложены предписания, задающие ориентиры для жизнедеятельности мусульманина во всех сферах жизни и социальных отношений. Такие предписания определяют убеждения и формируют нравственные ценности. Ценности оформляются в виде призыва к добру или воздержания от дурного, становясь мерилом любого действия человека и в определении его судьбы в будущей жизни. Есть постоянные высшие ценности, которые не требуют объяснения, изменения или замены, такие, как: ценности вероучения, поклонения, требования призывать к добру и бороться со злом. В случае возникновения новых ситуаций, когда нужно дать объяснение новому явлению, устанавливаются новые ценности в соответствии с требованиями данного времени и места (фетвы).

Основные принципы, на которых базируется исламская педагогика, были разработаны еще в средневековье, они нашли отражение в научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей: Аль-Газали, Абу-Али Ибн-Сины, Аль-Фараби, Ибн Кутуби, Насиретдина Тусси, Ибн-Рушда. Ученые (в исламе – ‘алимы) исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т.д.

Мыслители прошлого, впитав духовные, культурные традиции народов, сыграли большую роль в становлении морально-этического учения и формирования педагогических идей воспитания человека. Педагогические воззрения этих ученых развивались не в противовес нравственным проповедям ислама, как представляли послереволюционные исследователи. Кри­тикуя ортодоксальные религии, мусульманские алимы строили свое учение в русле воспитания нравственности, формирования «адаба», отвечающего социальным нормам общества, лично­стным потребностям человека и нравственным проповедям религии. Ислам, связав различные народы с разными этническими и этическими особенностями в единое целое, поставил во главу угла деяний человека, прежде всего, его индивидуальную моральную ответственность.

В XIX в. педагогические идеи великих мусульманских мыслителей развивали Г. Курсави, Ш. Марджани, Р. Фахретдин и др. На рубеже XIX-XX вв. ученый-богослов, просветитель Г. Галеев-Баруди расматривал идеи исламских ученых применительно к национальной педагогике, разработал концепцию исламского образования. Он в своих трудах исследовал историю развития и особенности мусульманского образования в России, а также попытки ее преобразования. Проблемы исламского образования на примерах мактабов и медресе рассматривались также в работах Али Кияева, И. Ардашева, Дж. Валидова, Я. Коблова, А. Любимова, С. Рыбакова, Суфийан Акаева, Р.А. Утябай-Карими и др. Известным реформатором исламского образования был теоретик и практик Исмаил Гаспринский. Его идеи о новометодной школе охватывали все больше и больше мусульманских школ России.

В настоящее время теоретическим обоснованием и экспериментальной проверкой идеи использования педагогического потенциала ислама в образовательной практике занимаются зарубежные и российские исследователи: Сеид Мухаммад Накыб Аль-Аттас, М.Ф. Муртазин, Л.А Харисова, Г.Ю. Хабибуллина, А.А.-Дж. Койчуев, В.К. Шаповалов и др. Как пишут А.А. Койчуев и В.К. Шаповалов, педагогическое содержание ислама до настоящего времени не получило своего оформления в виде отдельной и законченной теории. «Ислам, – пишут авторы, – изначально проявлял и проявляет особый интерес к светскому воспитанию. В этом состоит социальная направленность исламского вероучения. Особый интерес ислама к мирскому воспитанию позволил создать основы для разработки принципиально отличающейся от христианской системы воспитания, в которой оптимально сбалансированы мирские и религиозные интересы. ». Отсутствие современных глубоко проработанных теоретических основ педагогики ислама подтверждается тем, что работы, посвященные вопросам воспитания, носят преимущественно прикладной, предписывающий характер. Вместе с тем духовная культура как отражение исторического и этического сознания, ее прогрессивные идеи и опыт играли и играют большую роль в формировании личности растущего человека, то есть в гражданском становлении, в нравственном, умственном, эстетическом, физическом развитии подрастающего поколения.

В практике современного российского образования педагогами, работающими в российских регионах с преобладающим мусульманским населением, накоплен первый опыт использования педагогического потенциала ислама в учебных и воспитательных целях, что дает возможность в процессе научного осмысления систематизировать и разработать научно обоснованное учебно-методическое обеспечение с учетом особенностей воспитанников и образовательных учреждений.

Обучение и воспитание в исламе ориентируют на пророка Мухаммада как совершенного человека, дающего пример для подражания, что происходит по воле Всевышнего: «Был для Вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день» (Коран, 33: 21); «и, поистине, ты – великого нрава» (Коран, 68: 4; 33: 21). Соответственно как образец поведения являются слова и мысли пророка. Исламское образование предполагает формирование высоконравственного человека, в максимальной степени приближающегося по своим качествам к идеалу, с учетом индивидуальных способностей и стремлений личности

Воспитание моральных качеств и формирование системы ценностей предполагается через науку и образование. В Коране сказано: «Бог доставит высокую степень тем из вас, которые веруют и получили познание» (Коран, 58:12); «Скажи: разве сравняются те, которые знают, и те которые не знают? Пусть об этом размышляют люди рассудительные» (Коран, 39:12).

Процесс познания в исламе понимается как обучение знанию, предназначенному для разума – для человека. Малайзийский ученый-богослов, наш современник, Сейд Мухаммад Накыб Аль-Аттас подробно останавливаясь на вопросах познания истины, пишет: «Ислам, подтверждая возможность познания, признает, что достоверное знание о вещах, их глубинной природе может быть достигнуто при помощи наших внешних и внутренних органов чувств, умственных способностей, разума и интуиции, а также посредством правдивой информации научного и религиозного характера, получаемой из ее непосредственного источника» Автор концентрирует наше внимание на том, что ислам никогда не провозглашал человека мерилом всех вещей. Познание происходит тогда, отмечает он, «когда в сознании познающего каждая вещь занимает подобающее ей место в системе». Когда становится ясным и понятным связь изучаемого нами элемента с остальными элементами системы – возникает познание. Что же подразумевается под словом система? Как поясняет д-р Аль-Аттас, «…это кораническая концептуальная система, получившая выражение в религии и через священное предание сформировавшая мировоззрение» Когда человек находит надлежащее место для слова, сказанное становится понятным, когда фразы находят свое место – понятна речь, так слагаются проза и поэзия и т.д. Если человек находит надлежащее место для цветов, форм и звуков, они начинают доставлять нам чувство удовольствия, – появляется музыка, картина. То же самое относится и к знанию, пишет Накыб Аль-Аттас, «это последовательно внедряемое в сознание человека такое признание и осознание надлежащего положения вещей в сотворенном миропорядке, что ведет к пониманию истинного места Бога в системе бытия и существования» . Процесс образования подразумевает признание и, самое главное – осознание содержания образования, иначе весь процесс преподавания, изучения и усвоения знаний не будет образованием.

Цель познания в исламе состоит в том, чтобы научить добру человека и как человека, и как самостоятельную личность. Конечная цель образования заключается в формировании добропорядочной личности, или, по-другому, благонравного человека. Человека, обладающего адаб, охватывающего как духовное, так и материальное бытие человека. Понятие адаб имеет глубокое значение. Доктор Накыб аль-Аттас раскрывает его как «достойное поведение , диктуемое самодисциплиной, имеющей в своей основе знание. Но смысл понятия «адаб» гораздо шире – оно означает не только «достойное поведение», но и «отражение мудрости (хикмат )». Следовательно, образование как познавательное действие является усвоением адаб. «Чтобы объяснить смысл, который вкладывается в понятие адаб, – пишет аль-Аттас, – нужно обратиться к человеческому «я». Личность человека, его душа имеет два аспекта: один, предрасположенный к добродетели, разумный по своей природе, верный своим обязательствам перед Богом; другой – склонный к злодеянию. Когда разумная душа подчиняет себе животную и берет ее под свой контроль, это означает, что человек сумел поставить на надлежащие места свои животное и разумное начала. Таким образом, реализуя свое «я», человек находит подобающее место и для себя самого, проявляя адаб по отношению к самому себе». Так же можно объяснить отношения между родственниками и супругами в семье, между людьми в обществе. Понятие это очень емкое: адаб подразумевает и воспитание, и знание, – «знание, полученное посредством мудрости; адаб, провозглашая целью стремление к знанию, оказывается еще и внутренней, и внешней активностью души, опирающейся на этических и моральных ценностях и добродетелях. Итак, адаб – это дисциплина тела, разума и души; воспитание, гарантирующее признание и осознание человеком своего истинного места с учетом своих физических, умственных и духовных способностей и возможностей» . Воспитание в семье, образовательный процесс в мактабе и медресе, в профессиональных учебных заведениях – все это есть формирование в человеке «адаба». Важнейшими элементами познания являются: 1) знания; 2) разум; 3) добродетель.

Знание ниспосылается Богом, но каждый человек приобретает его разными путями, истолковывает их по-своему. Знание не является лишь свойством человеческого разума и, следовательно, возникающие на основе разума науки не являются продуктом только человеческого мышления и опыта. Разъясняя основные положения исламской концепции образования, Сейд Мухаммад Накыб Аль-Аттас пишет: «Знания и науки прежде всего должны руководствоваться положениями и общими выводами Божественной истины и сверять с ними свои достижения: нравственно ли это с точки зрения ислама, не несет ли данное научное открытие людям зло? »

Исламское воспитание предполагает привитие комплекса моральных качеств, «носитель которых относится к миру так, как если бы он жил в нем вечно, а отношение к Богу должно было быть таким, что человек должен быть готов предстать пред Ним в каждый конкретный момент времени», – пишет персидский исследователь истории ислама, исламской цивилизации А.Х.Зарринкуб . Возможно, этот тезис раскрывает значение воспитания для всех времен.

Примерно такую же роль воспитания отмечает тезис Коменского о том, что цель воспитания заключается в подготовке человека к вечной жизни. «Кажется естественным, пишет автор учебника по педагогике Кроль В.М., что для повышения эффективности всеобщего воспитания Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором должна развиваться культура мира. Целям всеобщего воспитания и «всеобщего исправления» должны были служить всемирные социальные институты, такие, как международная организация ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, международный церковный совет (консистория), международный суд» .

XXI век справедливо называют веком глобальных открытий и новых технологий. Современные технологии открывают перед человечеством новые возможности, с одной стороны, расширяя потенциал человека, а с другой – ставя нас перед ситуациями, которые выходят за рамки морального опыта человечества. Возникает ряд непростых вопросов этического и правового характера, в том числе, о допустимых границах исследований, о возможности вторжения в святая святых человеческого бытия – рождение и смерть. Наука настолько глубоко проникает в человеческую суть, что человек как бы сам становится «создателем» и «производителем».

К чему могут привести научные знания? И с чем может столкнуться человечество, если будет слепо следовать развитию науки и забудет свои обязательства перед Всевышним? Здесь не противопоставляются религия и наука – между ними нет противоречий. В настоящее время назрела острая необходимость сформировать мировоззрение, возвышающее мораль общества . Любое развитие только тогда имеет прогрессивный смысл, когда служит нравственному возрождению и совершенствованию человека и общества. Каждый человек должен стремиться к духовному возрождению . Для формирования нравственности человека необходимо использовать процесс приобретения знаний и духовное наследие всех форм светской и религиозной культуры. Духовная история общества свидетельствует, что, несмотря на мировоззренческие различия, этико-нормативное содержание, нравственные программы светских и религиозных учений имеют много общего.

В настоящее время в обществе все чаще обсуждаются с морально-этической точки зрения успехи генной инженерии, вопросы клонирования, эвтаназии и т.д. Врачебная практика испокон веков основывалась на определенных моральных принципах, главный из которых – «не навреди». Сейчас выделилась целая отрасль науки, которая рассматривает эти вопросы – биоэтика. Биоэтика представляет собой важную отрасль философского знания. «Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека и созданием новых технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. В связи с этим возрастает связь биоэтики с проблемами, которые рассматриваются в области духовно-нравственного воспитания. »

А как рассматриваются существующие проблемы в исламских источниках?

Отсутствие в исламе института священнослужителей затрудняет нахождение ответа на эти вопросы – ответственность за принятое решение несет сам верующий. Источники мусульманского права часто используют термины «Истислах» – общие интересы; «Ра’й» – собственное мнение; «Кийас» – суждение по аналогии; «Иджтихад» – способность и право на разъяснение и толкование, который позволяет избегать застывшего, неизменного подхода, разрешает верующему мусульманину осмысливать проблему и менять свое отношение к ней с учетом новых обстоятельств, возникающих в связи с огромными достижениями медицины, биологии и биотехнологии.

Возьмем, к примеру, вопросы клонирования. В исламских странах вопросы клонирования обсуждаются очень активно. Это необходимо, чтобы люди могли знать, как им поступать с новыми непонятными новшествами. Где найти ответ на интересующие темы? Ведь ни в Коране, ни в Сунне пророка не сказано о клонировании. Чтобы разрешить накопившиеся на протяжении многих лет вопросы и сомнения в этой области, в арабских странах проходят международные конференции и сессии. К примеру, постановление № 94(2/10) «О клонировании человека», вынесенное Советом Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе 10-й сессии, созванной в Джидде (Саудовская Аравия) 28 июня — 3 июля 1997г., гласит: «Запрещается клонирование людей вышеупомянутыми или любыми другими способами, приводящему к воспроизводству людей (п.1). Сформировать специальные комиссии из числа специалистов и знатоков шариата для выработки нравственных норм, которым должны следовать ученые исламских государств при проведении биологических экспериментов (п.7)» .

«Аллах сотворил человека наилучшим образом и воздал ему наивысшую честь. Всевышний говорит: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» . Аллах наделил человека разумом, сделал его дееспособным, поставил его своим наместником на земле, расселил человеческий род повсюду и даровал ему свой Завет в соответствии с природой творения человека. Об этом Всевышний говорит: «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» .

О своем неприятии клонирования человека заявили теологи мусульманского университета Аль-Азхар (Египет) – одной из мировых твердынь ислама. «Клонирование человека – это грех, которому нужно сопротивляться всеми доступными средствами», – говорится в фетве Аль-Азхара, «клонирование противоречит природе человека, возвеличенного Аллахом, делает человека объектом игр и экспериментов, искажает и фальсифицирует его личность» . Богословы крупнейшего в мире исламского университета подчеркивают, что «ислам не против созидающей науки, но против той, которая наносит вред творению Аллаха» .

Ранее один из самых популярных в арабском мире религиозных авторитетов Юсеф аль-Кардави запретил своей фетвой клонирование человека в целом, однако разрешил репродукцию его отдельных органов в лечебных целях. Приведем в пример фетву шейха Юсефа аль-Карадави: «Генная инженерия оказалась всего лишь кошмаром со времени клонирования животного и создания клона – известной овцы Долли. По существу, сам процесс клонирования не может рассматриваться как создание или даже воссоздание живого существа в том или ином виде. Скорее это процесс уничтожения ядра яйцеклетки того представителя биологического вида, который подлежит клонированию. Затем это донорское ядро изымается из клетки его тела и вживляется в яйцеклетку живого организма того же вида. Из яйца вместе с новым ядром со временем вырастает животное, обладающее тем же генетическим строением, что и донор. Как уже отмечалось, клонирование животного стало кошмарным сценарием для многих людей во всем мире, предчувствующих применение подобной практики на людях».

«Ислам, – продолжает Юсеф аль-Карадави, – выступает за научные исследования и прогресс, – никогда на протяжении всей истории между исламом и наукой не было конфликта. В действительности, в исламе считается «фард кифайя» (коллективным долгом) общества достижение прогресса в каждой области знания. Тем не менее, этот прогресс, подобно всему в нашей жизни, не должен входить в противоречие с религией. Он должен учитывать те ограничения, которые накладываются верой. Соблюдать приоритет веры необходимо постоянно, на протяжении всей человеческой жизни, и в соответствии с ее принципами рассматривать общечеловеческие жизненные процессы» .

Ислам уделяет особое внимание развитию первозданной природы человека, в равной степени заботясь о сохранении его пяти субстанций: религии, души, разума, потомства, благосостояния.

Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей по своему желанию изменять и «улучшать» природу могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от воли Аллаха. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей. Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.

Таким образом, в настоящее время развитие новых технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения. В образовательной и профессиональной подготовке, в налаживании воспитательного процесса исключительное значение приобретают вопросы взаимодействия науки и религии, понимания границ теологизации в самом содержании образования.

Как известно, содержание воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов. Содержание воспитательного процесса описывается как деятельность по формированию базовой культуры личности, по формированию ценностных отношений. В мировой практике принято выделять как относительно самостоятельные направления воспитания: нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, а также санитарное просвещение (сегодня это называют валеологическим воспитанием), половое воспитание, антинаркотическое и ряд других направлений. Сегодня крайне важно развитие направления экологического воспитания Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Введение в метафизику ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. – Пер. с англ. Под ред. Саида Х. Кямилева, Тауфика Ибрагима. – М., 2001. C. 164. Смысловой перевод СвященногоКорана. На русском языке.1-е издание пере. С араб.Кулиев Э. Коран, 17:70

Смысловой перевод СвященногоКорана. На русском языке.1-е издание пере. С араб.Кулиев Э.Коран, 30:30

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.

Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.

Необходимо совместными усилиями решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции. Изучение православной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета - это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о православной религиозной традиции и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования. Спецификой изучения курса «Основ Православной Культуры» является ориентация содержания данного предмета на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям православной культуры, формирование и развитие социального опыта учащихся, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения «Основ Православной Культуры» невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Таким образом, изучение курса «Основы Православной Культуры» ориентировано прежде всего на формирование активного нравственного и культурного сознания, активной нравственной позиции учеников.

Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к семейной жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - это результат такого подхода. Если оставить всё, как есть - проблемы будут только углубляться. Ведь бóльшая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в средствах массовой информации, не только не готовит к семье, но наоборот приобщает детей к греху. Православное учение о семье, о взаимоотношениях людей - вот средство для решения названных проблем. Болезни современного общества сейчас нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел.

Не надо думать, что образование заключается в получении человеком какой-то определенной суммы знаний. Нет, образование - это раскрытие полноты образа Божия в человеке через совершеннейшее уподобление Богу. Православная культура - это не что-то, давно бывшее, но живущее и сейчас на земле, сохраненное в Церкви, это основа для подлинного образования. Осуществление образования на основе православной культуры принесет добрые плоды в лице наших подрастающих воспитанников, которые послужат на благо нашего родного края. В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на слова Патриарха Алексия II: «Истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий - обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос».

Божие благословение да пребывает на всех вас, подвизающихся на поприще образования и воспитания.

«Образованию ума всегда должно

предшествовать воспитание сердца»

святитель Иннокентий (Вениаминов),

Митрополит Московский и Коломенский

Духовно – нравственное воспитание молодежи в школе

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие идеалы и ценности. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души..»

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое м эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно – зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовной «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» - писал Н.И. Пирогов.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение страны, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, основанное на приобщение их к православным традициям, является приоритетным направлением работы образовательных учреждений. Успех в области духовно – нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно – эстетического цикла, учителей ОРКСЭ.

Духовно – нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах православной направленности. Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно – нравственному образованию и воспитанию детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.

    формирование в подрастающем поколении осознания необходимости нравственности и духовности в семейных и общественных отношениях, традициях и обычаях;

    развитие у молодежи патриотических чувств, гражданского самосознания, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей;

    формирование твердых навыков противостояния злу и всему нечистому;

    формирование активной жизненной позиции, воспитание добросовестного отношения к работе, учебе, дисциплинированности, ответственного отношения к судьбе страны, готовности служить ей;

    профилактика пагубных привычек у школьников и молодежи;

    изучение истории Крыма, понимание особенностей нравов, обычаев, верований и традиций народов, населяющих Крым;

    осмысление христианского вклада в культуру, науку, человеческую жизнь, искусство.

Целью духовно – нравственного воспитания в школе является сохранение духовно – нравственного здоровья детей. Для реализации данной цели педагоги ставят перед собой следующие задачи:

    воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, уметь различать такие понятия, как добро и зло;

    формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

    развивать музыкальную культуру, приобщать детей к классической, духовной и народной музыке;

    развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

    осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

    прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Педагоги нашей школы осуществляют работу по следующим направлениям:

    духовно – образовательное;

    воспитательно – оздоровительное;

    культурно – познавательное;

    нравственно – трудовое;

    развитие творческих способностей учащихся.

Для реализации данного направления работы учителя используют следующие формы работы с детьми:

    факультативные, индивидуально – групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно - прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;

    проведение праздников и мероприятий;

    исследовательская деятельность учащихся;

    экскурсии;

    организация выставок;

    тематические и творческие вечера;

    участие в конкурсах, фестивалях, концертах.

Для работы с родителями педагоги нашей школы используют следующие формы работы:

    родительские собрания на духовно – нравственные темы;

    лекторий для родителей;

    вечера вопросов и ответов;

    выставки, конкурсы;

    анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;

    информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    совместно организованные с родителями праздники.

Предполагаемый результат:

    усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру;

    формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям;

    способность к сопереживанию;

    воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;

    формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера;

    приобщение к опыту православной культуры;

    ответственность за свои поступки и действия.

В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно – прикладного творчества учащихся. Наши учащиеся принимают участие в школьных конкурсах: «Красота Божьего мира», «Светлый праздник Рождества», «Святые заступники Руси» и другие. Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучение культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.

Реализация работы по духовно – нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно – эстетического цикла.

Занятия в начальной школе (уроки ИЗО, технологии, чтение, музыка, внеурочная деятельность открывают учащимся путь к нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формирует личность с позитивным взглядом на мир и способствует развитию творческих способностей ребенка. Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:

    чтение, рисование, художественный труд;

    слушание музыки и размышления о ней.

На уроках русского языка и литературы духовно – нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками следующие задачи:

    учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми, он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа;

    воспитать у детей любовь к своему родному языку, уважительно относиться к языкам других народов;

    выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли;

    пробудить интерес к старославянскому языку;

    Пробудить интерес к изучению духовной поэзии.

На уроках истории и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и великих людей, культурными и историческими памятниками. Невозможно понять специфику древнерусской истории и древнерусской культуры без знания имен и работ Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоаана Лествичника, Василия Великого….

На уроках музыкального искусства происходит постепенное введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Интересен опыт интегрированных уроков: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство», «Колокольные звоны», уроки английского языка, посвященные празднику Рождества.

Особое место в реализации духовно – нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей ОРКСЭ, православной культуры Крыма, изобразительного искусства и технологии. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в выставках, развитие творческой деятельности. Работы ребят, выполненные в различных видах техники, представлены на выставках в школе. Педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно – патриотической и антинаркотической направленности, а также мероприятия по духовному воспитанию учащихся (также при участии родителей): «Жизнь, зачем ты мне дана!» (10 – 11 классы), «Поиграем у нарядной елки» (1 – 4 классы), «Святой помощник Николай» (1 – 4 классы) и другие.

Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после преподавания предметов духовной направленности. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям: «Ваше вероисповедание» - 82 % ответили – православие. «Влияют ли каким – либо образом на Вас занятия ваших детей в области духовно – нравственного воспитания?» (то есть, воспитывают ли Вас ваши дети?) - 53 % ответили - «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры Крыма в школах?» - 80 % родителей высказались – «за». В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилось анкетирование, высказались однозначно, что этот курс помогает им. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

Старшеклассники на вопрос «Что дало вам изучение Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал (а) терпимее; понял(а), что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала осознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 75 % учеников высказались за дальнейшее проведение таких уроков, 10 % - против.

Возрождение Родины – это не только решение политических, экономических, социальных проблем нашего общества, но, прежде всего, духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е. воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно – нравственных и гражданско – патриотических качеств и национального самосознания. Духовно – нравственное и патриотическое воспитание – это очень важная, сложная, кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество. Она должна быть многоплановой, систематической и целенаправленной. В этой работе должны быть скоординированы деятельность и государственных органов и школ по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а,следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная, поистине вселенская ответственность за их воспитание.. Каждый человек, пусть самый маленький – уникален, неповторим, это целая вселенная, для которой Творец предначертал свой путь, свое предназначение в жизни. И как же осторожно мы должны подходить к участию в формировании мировоззрения личности! Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача -развивать все благое, все хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

#молодежь #нравственность #духовность

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи. В статье дано теоретическое обоснование ключевых понятий проблемы, отражены различные подходы современных теоретиков и практиков к воспитанию личности. Статья адресована педагогическим работникам, исследующим и реализующим идеи духовно-нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание молодёжи, нравственность, ответственность.

Основным направлением модернизации высшего образования является организация деятельности вуза как социокультурного института, главная функция которого способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении .

Актуальность исследования проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в обществе наблюдается деформация системы нравственных ценностей, забвение правил культурного поведения, цинизм . Возможная потеря российским обществом нравственных ценностей и ориентаций, моральных критериев поведения диктует необходимость осознания приоритета духовно-нравственного воспитания молодёжи. Во-вторых, основополагающими направлениями деятельности университетов в процессе обновления современной системы образования в России . Одним из требований ФГОС является обеспечение духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В-третьих, негативным воздействием информационнокоммуникационных средств. Новые информационные возможности нередко вводят студентов в мир абстракций , препятствующий овладению ими реальным опытом нравственного поведения, проявлению заботы об окружающих людях, достижению гармонии личных и общественных интересов. Идеи реализации духовно-нравственного воспитания находятся в центре внимания многих современных теоретиков и практиков педагогической деятельности. Проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в истории педагогики и образования не нова. Начало её изучения положено в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи и других мыслителей прошлого. Философские основы нравственности и духовности, их сущность, закономерности и условия формирования рассматриваются в трудах К. А. Альбухановой-Славской, Ш. А. Амонашвили, А. С. Аскольдова, Н. М. Борытко, А. И. Введенского, Е. В. Губановой, О. Г. Дробницкого, А. И. Ильина, А. А. Козлова, Л. Д. Кудрявцева, К. К. Платонова, И. С. Соловцовой и др. Психолого-педагогические закономерности, условия и факторы духовно-нравственного развития личности были исследованы в работах исследователей: Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Д. Реста, К. Гиллиган, Д. Кребса и др. . Социальная значимость проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяет актуальность исследуемой темы. В литературе по данной проблеме наблюдается неоднозначная трактовка понятий «духовность», «нравственность», «мораль», «духовнонравственное воспитание». Как одно из следствий неоднозначности понимания феноменов нравственности и духовности - разные взгляды на технологическую составляющую духовно-нравственного воспитания, на пути, методы и средства его реализации.

Проанализируем различные определения ключевых понятий проблемы. Грамотное, социально ответственное поведение является первостепенной задачей воспитания молодёжи . Социально ответственное поведение тесно связано с понятием нравственности. Нравственность в философском понимании - характеристика поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы) в отношении соответствия нормам, не имеющим правового закрепления.

В этом же соотношении определяется мораль; иногда это понятие разделяется по субъекту: общественная мораль, нравственность индивида. К. К. Платонов видит различие межу нравственными и моральными явлениями в том, что первые - это явления реального мира, а вторые представляют собой психические явления. Личности присущи моральные свойства; она переживает свои и чужие поступки как моральные или аморальные. Но для других людей объективно эти же поступки являются нравственными или безнравственными актами объективного поведения. Нравственность учёными понимается многообразно: как личностное образование, как регулятор поведения субъекта, как совокупность его требований к самому себе, как целостная система ценностей, идеалов и воззрений на должную социальную жизнь. Понятие нравственности тесно связано с понятием «ответственности», «нравственно-экономической ответственности».

Нравственноэкономическая ответственность - это интегративное качество личности, отражающее способность человека понимать соответствие результатов своих действий в процессе экономической деятельности принятым в обществе нравственным нормам, сознательно и самостоятельно принимать обязательства перед обществом и самим собой за результаты экономической деятельности . Как синонимичные понятия «нравственность», «духовность», «моральность» используются в исследовании Н. М. Борытко и И. С. Соловцовой. К развитию теоретических представлений о сущности и содержании духовно-нравственного воспитания выделяют два подхода: нормативный и идеальный. Нормативный подход означает приобщение человека к заданным нормам и ценностям общества, рассматриваемым как обязательными для исполнения. Правила и нормы жизни рассматриваются как причинно-следственные детерминанты поведения, функциональноролевые механизмы взаимодействия. Идеальный подход ориентирован на существующий в обществе идеал (Бог, царь, известная личность в истории или собирательный образ). Идеал предполагает актуализацию культурных, ценностно-смысловых детерминант самоопределения и самореализации личности.

В движении к идеалу реализуются межличностные механизмы взаимодействия, коммуникативные, эмоциональные, смысловые аспекты. Рассмотрим аксиологический и культурологический подходы к духовно-нравственному воспитанию. Аксиологический подход при организации работы по духовно-нравственному воспитанию предполагает реализацию принципа ценностно-смыслового содержания познавательной деятельности. Культурологический подход в духовно-нравственном воспитании предполагает: ознакомление студентов с предметами материальной и духовной культуры; осмысление и переживание нравственной ценности, носителем которых являются объекты окружающей жизни; формирование желания сохранить и приумножить духовно-нравственный ресурс культурных ценностей своей семьи, университета, родного края, общества; формирование стремления следовать нравственным правилам и идеалу в повседневной жизни. Указанный подход предполагает реализацию принципа культуросообразности.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальна на сегодняшний день. Духовно-нравственное воспитание молодёжи должно быть одним из основополагающих направлений деятельности образовательных организаций. Только в этом случае возможно становление гражданской идентичности молодёжи как основы развития гражданского общества.

Литература:

1. Гордеева Д.С., Демцура С.С., Федорова К.А. Функциональные области финансовой логистики // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С. 94-96.

2. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: сборник трудов 67-ой научной конференции. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. - С. 612-620.

3. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. - Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 135-152.

4. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 87-89.

5. Косенко С.С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 22 с.

6. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школьного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2005. - № 3. - С. 195-200.

7. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. - Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015. - 392 с.

А. А. Сугутина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия