Дневник наблюдения психолога за ребенком образец. Ведения дневника наблюдения за детьми. Уровень сформированности мотивации

В 2013 году издательство «ДЕТ­СТВО-ПРЕСС» опубликовало учебно-методическое посо­бие Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» . За несколько лет в образовании произошли существенные изменения, в частности, вступил в силу новый документ - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, в котором выделены 5 образовательных областей. В данной статье описывается содержание «Жур­нала наблюдения и оценки развития детей» для детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 8 лет в новой редакции и опыт его использования в детском саду.
Переработка содержания «Журнала наблюдения…» потребовала объеди­ненных усилий педагогов, чьи дошкольные образовательные учреждения включили в свои образовательные программы технологию «Сообщество».

В частности, большой вклад внесли педагоги ГБДОУ ЦРР № 60 Приморс­кого района Санкт-Петербурга. «Жур­нал наблюдения…», переработанный с учетом ФГОС, прошел апробацию во многих ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В распечатанном виде «Журнал наблюдения…» для детей 1,5-3 лет занимает четыре страницы, для детей 3-8 лет - три страницы формата А4. С точки зрения экономии важно, что «Журнал наблюдения…» на каждого ребенка распечатывается два раза за весь период его пребывания в детском саду.

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагоги­ческой диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования - поддержки ребен­ка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оп­тимизации работы с группой детей.

Для того чтобы добиться эффектив­ного баланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы и потребности и как они изменяются со временем. У педагогов, работа­ющих с детьми, должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня разви­тия каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая состояние его здоровья, уровень физического, эмоционального и когнитивного развития. Работа вос­питателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, опреде­ляет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осу­ществляет педагогические действия. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивиду­альных интересов, возможностей и особенностей.

Современные образовательные программы ставят своей целью ин­дивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмо­циональном комфорте, стремление к созданию условий для свобод­ного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформаль­ных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурирован­ное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Известно, что многие воспитатели негативно настроены к педагогической диагностике, поскольку не понимают ее цели, пользы для своей профес­сиональной деятельности. Изменение их мнения в лучшую сторону требует определенного времени и система­тической разъяснительной работы. Как и в любом непростом деле, важно двигаться «маленькими шага­ми». Так, можно сначала сократить количество документов (например, использовать только сжатый вариант «Журнала наблюдения…»), оформлять итоги педагогического наблюдения два раза в год - в сентябре и апреле - мае.

Организационная роль принадле­жит старшему воспитателю, который в начале года выдает на группы «Журналы наблюдения…» в соот­ветствии с количеством детей, таб­лицу фиксации результатов, бланки индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождает диагности­ческую деятельность на протяжении учебного года, а в конце года на педагогическом совете организует обсуждение достижений групп. Каждый из перечисленных выше документов нужно осветить в ходе индивидуальных и групповых кон­сультаций.

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение - это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» .

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости - промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3-4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии - «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:
1 - начальная стадия;
2 - в развитии;
3 - при умеренной поддержке;
4 - самостоятельно;
5 - устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по
    данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной . Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно - высокий уровень развития) .

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно - средний уровень развития) .

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно - низкий уровень развития) .

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали - проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить
итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени?
- В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени?
- Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года?
- Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. - СПб.: Свое издатель­
ство, 2013.
5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. - СПб. - М.: Линка-Пресс, 2010.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________
Воспитатели:
5 - устойчиво.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 8 лет

Ребенок __________________________________ группа __________________ пол __________
Воспитатели:_________________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): 1 - начальная стадия; 2 - в развитии; 3 - при умеренной поддержке; 4 - самостоятельно;
5 - устойчиво.

Материал предоставлен за декабрь 2015 года.

Как известно, основным документом, на основании которого можно судить о работе воспитателя, является регулярно составляемый им план. Но, к сожалению, в этом документе не всегда отражается индивидуальная работа с отдельными детьми и ее результаты.

Отсутствие четкой системы в записях о проведении с детьми индивидуальной работы порождает разрыв между планированием и учетом. Причем, как это часто наблюдается, в плане значительно беднее отражается индивидуальная работа, чем при учете.

Вместе с тем следует отметить, что, как бы хорошо ни велся учет проведенной работы, он не дает возможности с достаточной полнотой осветить все индивидуальные проявления детей. В связи с этим возникает необходимость в более подробных, специальных записях. Наиболее оправдавшей себя формой является ведение дневника, в котором воспитатель фиксирует свои наблюдения за поведением и развитием детей. Такой дневник является незаменимым помощником воспитателя в его работе, учит вдумчивому анализу собственной деятельности.

Для дневника наблюдений лучше всего взять общую тетрадь. На каждого ребенка достаточно отвести 3-4 страницы. На первой странице, кроме фамилии и имени, записываются некоторые сведения общего характера.

Например:

«Слава Р. родился 27 июня 1970 г., поступил в детский сад 1 сентября 1975 г. Родители - рабочие радиозавода. Проживает по адресу: Семья состоит из трех человек: мать, отец и Слава. Бытовые условия хорошие, но родители проявляют о сыне чрезмерную заботу и не прислушиваются к советам работников детского сада».

Здесь же записываются данные о физическом состоянии ребенка. Если он здоров, никаких отклонений в этом плане нет, то запись может быть предельно краткой.

На следующей странице воспитатель на основе личных наблюдений, бесед с родителями и с сотрудниками детского сада записывает свои первые выводы о поведении и особых проявлениях ребенка.

Вот что было записано воспитателем о Славе Р.:

«При поступлении в детский сад был тихим, спокойным, несколько робким и застенчивым. За период пребывания на даче изменился, стал шалить. В ответ на полученные замечания умышленно делает вид, что не понимает их.

Хорошо, аккуратно и правильно рисует, но его рисунки бедны по замыслу.

В речи дефектов нет, но говорит монотонно и невыразительно».

Эти первые записи нельзя, разумеется, назвать характеристикой, так как она составляется на основе систематического изучения ребенка в продолжение довольно длительного времени.

При ведении дневника очень важна регулярность записей о различных проявлениях детей в быту и в различных видах деятельности. Причем воспитатель использует не только собственные наблюдения, но и беседы, изучает документацию, детские рисунки и поделки. Нет какого-либо универсального метода изучения ребенка, но можно наметить некоторые основные направления, по которым рекомендуется вести наблюдения за детьми, отмечая существенные стороны их поведения.

1. Положительные проявления.

Умение «проектировать» в ребенке хорошее, опереться па положительные стороны его характера является, как уже говорилось, одним из условий для осуществления правильного индивидуального подхода к нему. Поэтому малейшее проявление у детей положительных качеств должно находить отражение в дневнике воспитателя. Исключительно важно отмечать развитие интересов ребенка, их глубину и устойчивость, явные проявления одаренности, наличие инициативы и самостоятельности.

2. Отношение к коллективу.

Совершенно необходимо понаблюдать и отметить в дневнике, как ребенок чувствует себя в коллективе, как относится к товарищам, с кем любит играть, с кем дружит. Не менее важно узнать и отношение товарищей к нему, влияние коллектива на его поведение.

3. Отношение к труду.

Воспитатель выясняет уровень трудовых навыков ребенка, виды труда, которыми он интересуется, его поведение во время трудовой деятельности; педагогу очень важно знать, трудолюбив ли ребенок, исполнителен ли, умеет ли доводить начатое дело до конца; необходимо также выяснить условия трудового воспитания в семье.

4. Особенности умственного развития.

Воспитатель должен, прежде всего следить за активностью ребенка на занятиях, отмечать, какими знаниями и навыками он овладел и в чем отстает; нужно непременно изучить особенности внимания, восприятия, памяти ребенка, узнать, как развита его речь, каков словарный запас, произношение.

Особенное внимание педагог должен уделять так называемым пассивным, нерешительным детям. Они обычно по различным причинам стоят в стороне от коллектива и неохотно участвуют в общих играх и занятиях. Вникнуть в их внутренний мир подчас бывает очень нелегко. Необходимо отметить, что за спокойным, дисциплинированным ребенком (тем более пассивным) вести наблюдения гораздо труднее, чем за резвым, шалуном и вообще активным. Шалун, например, самим своим поведением, своими проказами невольно обращает на себя внимание, он весь виден в своих действиях, поступках, и, если отмечать каждое его проявление, пришлось бы накопить слишком много записей.

Нет надобности каждый день фиксировать в дневнике наблюдения за одним и тем же ребенком. Можно записать результаты наблюдений в течение нескольких дней или недели.

Записывать в дневник нужно прежде всего конкретные, характерные факты поведения ребенка. Затем уже, опираясь на них, можно анализировать причины тех или иных его проявлений и намечать пути индивидуального подхода. Для этого лучше всего страницу дневника разделить на две части: в левой записывать даты и сами наблюдения, в правой - свои выводы и намечаемые воспитательные задачи.

Между записями в дневнике и записями при планировании или подведении итогов работы должна быть определенная взаимосвязь. Нет надобности в разных местах повторять одни и те же сведения. Однако и в общем плане занятий, и в записях о его результатах необходимо отразить индивидуальную работу с детьми, в дневнике же она должна быть раскрыта более подробно. Например, в общей тетради, где ведется планирование и учет занятий, воспитатель, подводя итоги занятия «Рисование по замыслу», может кратко записать: «Все справились с заданием. Многие дети проявили самостоятельность в выборе замысла. Интересный сюжет у Коли - «Строят дом», у Тани - «Мама на работе». Не мог выбрать сюжета и ничего не нарисовал Толя». В дневнике же о поведении Толи на этом занятии он делает более полную запись: приводит имевшие место факты, дает их краткий анализ, раскрывает причины Толиных неудач, намечает индивидуальную работу совместно с семьей.

Дневник принесет, пользу лишь в том случае, если намеченная в нем (в выводах) индивидуальная работа, направленная на решение определенных воспитательных задач, вносится затем в общий план работы. Например, в выводах дневника записано, что с Толей нужно проводить индивидуальную работу, так как он не овладел многими умениями и навыками. В плане же воспитатель намечает, когда именно он будет проводить эти занятия.

В дневнике должны найти отражение и результаты наблюдений за детьми в повседневной жизни. Хотя при наблюдениях воспитатель обычно ставит перед собой какую-нибудь одну основную задачу, записи же всегда будут отражать самые разнообразные проявления ребенка и встающие в связи с этим другие воспитательные задачи.

Практика дошкольного воспитания убеждает нас в том, что дневник наблюдений не только помогает установлению причин того или иного поведения ребенка, но и является своеобразным обобщением опыта работы каждого воспитателя. В руках исследователя дневник вдумчивого мастера-воспитателя - прекрасный материал для анализа.

(Visited 2 043 times, 6 visits today)

Приведем примеры показателей и измерителей воспитанности. Отметим сначала те, которые выявляются в ходе наблюдения педагога. Это внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь, поведение, отдельные поступки, реакция на социальные явления, система взаимоотношений с одноклассниками, родителями, учителями, качественность предметной деятельности. Тщательно подготовленное наблюдение дает исследователю богатый материал для изучения.

Наблюдение метод получения информации об объекте с привлечением органов чувств исследователя.

Наблюдение – мощный исследовательский метод, который может дать материал для показателей не только поведенческого, но и мотивационно-потребностного и рефлексивного критерия.

Процедура подготовки к диагностическому наблюдению следующая:

  • формулируется цель наблюдения;
  • выбираются и обосновываются объекты наблюдения;
  • определяется вид, условия и продолжительность наблюдения (выборочное, сплошное; скрытое, открытое; включенное; систематическое; одномоментное; срезовое; структурированное; хронометрированное; продолженное;
  • разрабатывается способ фиксации данных наблюдения (видеосъемка, протоколирование, с использованием бланков наблюдений и т.п.).

Пример протокола наблюдения

Наблюдение непосредственное невключенное. Целью наблюдения было определение характера реальных взаимоотношений детей в свободной игровой деятельности.

Наблюдение проводилось в течение всей прогулки детей.

Объектом каждого наблюдения был один ребенок и его партнеры по игре.

Процедура наблюдения: экспериментатор, знакомое детям лицо, располагался неподалеку от испытуемого. Фиксировались игровые контакты ребенка с детьми, описывалось их содержание и протекание, речевое и невербальное общение. В деловые, игровые, речевые контакты с испытуемым экспериментатор не вступал. При перемещении испытуемого экспериментатор приближался к месту его игры.

Протокол

Девочки играли в "дочки-матери", "варили обед", помешивая его палочками. Мальчики строили из песка. Для того чтобы укрепить мост, ребятам понадобились палочки. Дима Г. стал искать подходящие и, увидев такие у девочек, взял их без разрешения. Таня Щ. отняла палочку у Димы и хотела продолжать игру. Дима, толкнув Таню, схватил все палочки и отошел в сторону. Таня заплакала. Дима наблюдал за ней со стороны и ничего не предпринимал, лишь время от времени поглядывал на воспитательницу. Наконец, воспитательница заметила плачущую Таню и направилась к ней. Дима сразу же подошел к Тане, отдал ей палочку и стал жалеть ее, гладить по голове и успокаивать, поглядывая на приближающуюся воспитательницу.

Когда конфликт был разрешен, экспериментатор поинтересовался у Димы, почему он стал жалеть Таню. Дима опустил глаза, долго молчал. Вопрос пришлось повторить. Тогда Дима негромко ответил: "Я пожалел ее потому, что когда дети плачут, всех надо жалеть".

Анализируя приведенный протокол наблюдения, можно сделать предположение об истинных мотивах поведения Димы. Дима боялся выяснения причин Таниных слез и предполагал, что его могут наказать. Поэтому, заметив, что воспитательница направляется к Тане и что выяснятся все обстоятельства, Дима поспешил успокоить девочку и сгладить конфликт. Следовательно, можно предполагать, что истинный мотив проявления сочувствия к Тане – боязнь наказания.

Наблюдения педагога в естественных жизненных ситуациях корректируются показателями, получаемыми в специально создаваемых ситуациях испытания. Таким образом получаются суммированные показатели.

Пример наблюдения на основе бланка

Представим заполненный бланк наблюдения (табл. 15.1). Наблюдение проводилось на уроке по предмету окружающий мир в 3-м классе. Воспитательная задача урока: формирование навыков группового сотрудничества детей. Группа включала четырех человек. В ячейках таблице отмечено, сколько раз за урок тот или иной ребенок проявил то или иное умение. Таблицы наблюдателя заполняли ученики класса – помощники учителя.

Таблица 15.1

Таблица наблюдателя

Анализ бланка позволяет сделать следующие выводы. Миша, несмотря на значительную активность при выполнении группового задания (умение "стимулировать товарищей к работе" проявлено им 10 раз), недостаточно владеет необходимыми знаниями по пройденному материалу, что не позволило ему должным образом проявить умение "объяснять другим то, что непонятно" (0 раз). Поэтому оценка его вклада в выполнение группового задания оказалась на третьем месте (10 баллов).

Хуже всех при выполнении группового задания показала себя Яна, которая, несмотря на владение основными понятиями по теме, была недостаточна активна.

Анализ этого и других аналогичных бланков дал учителю основания для специальной работы с Яной и некоторыми другими детьми класса, основанной на включении у них механизма рефлексии. Для этого детям было предложено:

  • рассказать о своих чувствах при проявлении данных умений группового сотрудничества;
  • оценить степень комфортности/некомфортности работы в группе и причины последней;
  • определить общественное значение данного умения группового сотрудничества;
  • выбрать реальные шаги целеполагания как поэтапного планирования желаемого результата.

Наблюдение может быть организовано на основе шкалирования качества. Например, разработав шкалу оценки качества настойчивость в труде, исследователь в процессе наблюдения за ребенком или группой детей помечает, сколько раз проявился тот или иной показатель. По результатам такого наблюдения может быть рассчитана количественная характеристика этого качества.

Пример Шкала оценки качества "настойчивость в труде"

  • 1. Настойчивость в преодолении трудностей проявляет редко и только с подсказкой, так как не имеет необходимых знаний и умений.
  • 2. В любой работе трудности пытается преодолеть только с подсказкой, с помощью, так как не уверен в себе.
  • 3. Пытается преодолеть трудности сам, без помощи, но только если боится наказания.
  • 4. Стремится преодолеть трудности сам, без помощи, если знает, что получит за это поощрение.
  • 5. В преодолении трудностей всегда проявляет самостоятельность, от помощи отказывается, стремясь самоутвердиться, доказать, что работает лучше всех.
  • 6. Обычно настойчив в преодолении трудностей, если увлечен процессом или содержанием труда.
  • 7. Настойчив в преодолении трудностей, если знает, что своим трудом может принести пользу, порадовать.
  • 8. Если уверен, что труд необходим, то настойчив в борьбе с трудностями до тех пор, пока не преодолеет их.
  • 9. Трудностей в работе не боится, всегда настойчив в их преодолении, считая, что "иначе работать нельзя".
  • 10. Стремится совершенствовать свои знания и умения, считая, что это помогает в борьбе с трудностями.

~" --- Имя, возраст

Показатели --

личностно-социальных проявлений ~ -

Личностная, социальная самоиндсфикация

Испытывает интерес к сверстнику и взрослому

Стремится к общению со взрослым и сверстником

Испытывает потребность в эмоциональном контакте со взрос­лыми, выражая свои чувства

Открыт для контактов со взрослыми и сверстниками

Ребенок восприимчив к эмоц. состоянию партнера по взаимод., реагирует на него

Умеет вступать во взаимод. со взрослыми и сверстниками, вла­деет элементар. снос, общения

Инициативен во взаимодействии со взрослыми {часто обраща­ется с вопросами и просьбами)

Активен во взаимодействии со сверстниками

Ребенок стремится быть самостоятельным в ситуации совмест­ной деятельности со взрослыми и сверстниками

Балльная система оценки: ярко выражено - 2 балла (+ +); умеренно выражено - 1 балл (+); не выражено - 0 баллов (-).

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наи­более сложных и значимых напраштений для проектирования педаго­гического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется пе­дагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного разви­тия дошкольника. В этом аспекте педагогическая диагностика рассмат­ривается как комплекс специально разработанных методик, позволя­ющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, М. Н. Полякова) 1 .

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отноше­ний в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личност­ного развития дошкольников и его результаты: социальная компетент­ность, социально-личностная компетентность, социально-коммуника­тивная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для пе­дагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Не претендуя на создание комплексной методики диагностики со­циально-личностного развития ребенка дошкольного возраста, поста­раемся обозначить ту систему диагностических методов, которые по­зволят воспитателю проектировать задачи педагогического процесса по данному направлению.

Предмет диагностики: особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста."

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

Отношения между сверстниками в группах детского сада. / Под ред. Репиной Т.Л,- М: Педагогика. 1978.

    Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

    Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятель­ности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного на­блюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах, разговорах с детьми оценивает:

^ эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослыми и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм, агрессивность; ^ умения обшения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении (в том числе и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения - умение всту­пать в контакт, умение ориентироваться при общении на чувства и переживания и др.; V личностные проявления детей в различных видах деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оцени­вать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, сове­там сверстников и т. д.

Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе мо­дификации методики Т. А. Репиной «Изучение особенностей социаль­но-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»

Окончание табл.

Выделите среди детей группы

Фамилии, имена детей

4. Самых доброжелательных, спокойных детей; самых недружелюбных, часто ссо­рящихся, дерущихся

5. Самых добрых (делятся игрушками, гостинцами с детьми, угощают воспитате­ля) детей; неохотно делящихся гостинцами и игрушками с другими

6. Самых отзывчивых (стараются помочь другому, утешить) детей; равнодушных к огорчению и неудаче другого

7*. Самых честных, правдолюбивых детей; детей, которые часто говорят неправду, поступают нечестно; детей, которые могут сказать неправду, не отличаются чест­ностью

8. Самых вежливых детей; невежливых детей, редко употребляющих «волшебные слова»

9. Самых послушных, покладистых детей; непослушных, упрямых детей

10. Самых самостоятельных детей; несамостоятельных детей, часто обращающих­ся за помощью

11*. Настойчивых, организованных детей; детей, не умеющих довести ни одного дела до конца

12. Уверенных в себе детей; неуверенных, робких детей

13. Самых трудолюбивых детей, охотно выполняющих трудовые поручения взрос­лых; ленивых детей, которые не любят трудиться

14. Самых веселых, жизнерадостных детей; детей грустных, угрюмых, плаксивых

* Те позиции, которые отмечаются только при диагностировании детей старшего дошкольного возраста.

Примечание. Анализируя результаты таблицы, педагог может опи­раться на следующие рекомендации. Рассмотрите полученные резуль­таты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у кото­рых вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организо­вать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее - всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоциональ­ного развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуются ваше понимание и

помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей. Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросами для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диа­гностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы. Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного вос­питания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице. Подумайте, почему так получилось,- эти дети незаметны, «забыты» взрослыми, они не проявляют себя, или у них нет ярких личностных особенностей. В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивиду­альность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позво­лит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-лич­ностного развития детей группы, их сильные стороны, их поведен­ческие проблемы и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональ­ных состояний с детьми проводится индивидуальная беседа. Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравст­венному воспитанию, необходимо побеседовать с шестью-восемью детьми из разных по «благополучию» групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используется методика «Сюжетные картинки».

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Большая семья: живем дружно

Большая семья - настоящее маленькое государство. Под одной крышей ежедневно встречаются несколько поколений. Это место, где можно найти понимание и сочувствие. Но сохранить мир непросто.
Главные плюсы большой семьи: у ее членов формируется уверенность в себе, способность преодолевать трудности, эмоциональная стойкость. Такая семья питает положительной энергией, но взамен требует внимания и неукоснительного выполнения общих правил. Получается, родственные связи - это бесконечные взаимные обязательства, в море которых легко можно потерять часть своего «я», а также хороший кусок личного пространства. Может возникнуть ситуация, когда все в семье действуют вразнобой, отсюда возникают ссоры и конфликты. Чтобы исправить положение, можно собрать семейный совет и обсудить правила взаимодействия со всеми членами семьи. После откровенного разговора чаще всего исчезают поводы для ссор, спадает напряжение в отношениях.

Как наивны были древние греки, в частности философ Теофраст, который в своем трактате «Характеристики» сказал: «Бестактность -это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя».
Конечно, можно допустить мысль, что соседка тетя Рая, которая, поздравляя вас с днем рождения, не преминет упомянуть, что годы идут, а работа не волк, на самом деле бесхитростно желает вам скорее выйти замуж и забыть о карьере. Можно также оправдать малолетнего племянника, прямодушно сравнивающего ваши глаза под очками с фарами новенького фольксвагена - его бестактность зиждется на отсутствии жизненного опыта. Но в современном мире куда больше людей, которые специально бросают провокационную фразу, чтобы насладиться вашей острой реакцией - смущением, раздражением или агрессией. Например, «подруга», которая при мужчине, явно к вам неравнодушном, интересуется, как прошел ваш визит к проктологу. Или сотрудница, стремясь подставить вас перед начальством, задает «невинный» вопрос о том, удалось ли вам скачать очередную серию модного сериала - в разгар рабочего дня. Это не кто иные, как тролли. И если поведение тети Раи можно оправдать недостатком воспитания и простодушием, то у троллей, как правило, совсем другая мотивация.