Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом. Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду материал (младшая группа) на тему Занятия с аутистами в саду

Выбор детского сада. В какой детский сад отдать ребенка с аутизмом. Как подготовить ребенка. Как организовать общение и досуг особому ребенку. Наш опыт посещения детского садика.
Выбор детсого сада и обучения ребенка и его досуг очень важен. Заниматься дома хорошо, различные терапии и лечение улучшают состояние ребенка и в какой то момент назревает выбор садика. Ребенку нужен социум, а мамам передышка. Поделюсь своим опыт и мыслями на этот счет.

Не все дети с аутизмом готовы пойти в детский сад рано, не все смогут пойти на весь день. Но в какой то момент умения ребенка и его состояние улучшится настолько что вопрос садика встанет. Не так важно садик государственный, особый или частный или у ребенка есть регулярные постоянные занятия, все это поможет ему адаптироваться к жизни в обществе. Особенно хорошо если у особого ребенка есть как можно больше возможности находится рядом с нормо-детьми, здоровыми братьями-сестрами и ровесниками. Чем чаще — тем лучше!

Куда то ходить надо. Чем больше у ребенка общения, чем больше хорошего примера и правильных игр, тем лучше. Пробовать НАДО! Если вам дали детский сад, попробуйте в него походить. Идите на компромиссы: ходите на полдня, приносите свою еду, приводите и забирайте позже, пригласите тьютера…Не отказывайтесь от сада и не оправдывайтесь за особенности своего ребенка. Предупредите что ребенок с аутичными чертами, но не нагнетайте. Не думайте что в каждом садике вас захотят изжить, не думайте что все родители против. А воспитатели злыдни. Люди очень разные и дети разные.

НА ЗАМЕТКУ: всем своим страхам, опасениям, мыслям про садик скажите И ЧТО? Не будет кушать, не будет спать, не захочет есть — И ЧТО? Продолжайте до тех пор пока с легким сердцем не скажите себе НУ И ЧТО!

Может то что кажется вам аутичным и удручающим в своем ребенке, кажется другим вполне невинным, а некоторым даже милым или просто чудачеством. Большинство же просто не обратят внимания на чужого ребенка который капризничает, не понимает речь, строит высокие башенки или закрывает все двери в помещении… Проблема у нас в голове. У детей должен быть шанс ходить в обычный детский садик или частный детский сад. А сложности можно решать по мере их поступления!

ПЛЮСЫ ДЕТСКОГО САДА: Там есть режим и стабильность. Которых часто нет дома и которые так нравятся детям с аутизмом. Ребенок встает, кушает и занимается всегда в одно и то же время. К тому же десяток детей вокруг подаются положительный пример. То есть ПОКАЗЫВАЮТ что делать и как играть. Все дети в садике ведут себя НЕ ТАК как дома. Дети ведут себя по разному с разными людьми и с разными воспитателями. В компании других детей и суп «сладче» и фломастеры в разы интереснее. И понимание речи не так бросается в глаза, потому что ребенок может действовать по распорядку дня или примеру других. Рядом говорят и играют дети. И делают это ПРАВИЛЬНО.
В садике нет хауса. Одно занятие сменяет другое. День ото дня все повторяется, закрепляется и повторяется вновь. При этом есть разнообразность. НЕ СКУЧНО. Есть различные сенсорные впечатления, музыкальные занятия, занятия с логопедом или дефектологом, физкультура, прогулки, в некоторых садиках бассейн и другие дополнительные занятия. К детям приезжают спектакли и ставят концерты, проходят утренники. Там каждый день что то лепят, клеят, рисуют, штрихуют и учат….
Пусть не все это будет сразу доступно и интересно вашему ребенку. Но среда будет РАСПОЛАГАТЬ этому научится!

Как же подготовится и подготовить?

1. Все очень индивидуально и зависит от ребенка. Если ребенку плохо, он сильно в себе, не выходит на контакт даже с мамой, рано задумываться о садике. Если ребенку еще совсем не интересны дети или он их сильно сторонится, если его интересы к игрушками ограничиваются только разбрасыванием и перекладываниями. Надо немного отложить детский садик и продолжить начальные этапы коррекции: положительные эмоции, контакт с мамой, подбрасывания, подкидывания, щекотушки, совместные игры и тормошение ребенка. Разнообразие, контакт, эмоции!

2. Важно помочь изнутри и сделать ребенка более здоровым. Стоит проверить кишечное и иммунное состояние ребенка и помочь ему на физическом уровне. Ведь если все в порядке в организме, то и мотивации учиться и общаться намного больше! сделает ребенка не только более крепким к болезням в садике, но и поможет напитать весь организм и про стимулировать развитие как натуральный ноотроп.

3. Готовьте ребенка постепенно и заранее. Наращивайте время пребывания в различных игровых и развивайках. Используйте метод рука в руке. Если ребенок научится слушаться и выполнять просьбы мамы, его шанс на детский сад повысится. Основы или или вам в помощь. Проявляйте настойчивость и терпение. Ходите в гости к подружкам с детьми. Гуляйте больше на улице. Посещайте разные места ненадолго, но часто. Это поможет ребенку стать более гибким к новому и легче адаптироваться.

4. Постепенно, но настойчиво убирайте сенсорные проблемы. Какие то страхи ребенка, какие то странности. Чувствительность. Например чаще слушайте музыку, каждые несколько дней повышая громкость! Учитывайте сложности и сенсорные проблемы своего ребенка. Если его кожа слишком чувствительна купите самое мягкое белье и удобные футболки в садик. Но продолжайте дома растирать ребенка, поглаживать различными текстурами, делать массажи.

5. Самообслуживание и творчество. Если ребенок будет минимально обслуживать себя, это будет ПЛЮС огромный. Посвятите ближайшие месяцы перед походом в садик умению самостоятельно кушать, ходить на горшок, хоть что то одевать или снимать. А так же творчеству и умению сидеть за столом. Используйте различные игры, игрушки и материалы. Чем разнообразнее будут игры и занятия ребенка, тем легче ему и с ним будет в садике (можно использовать )

Мы готовили сына очень постепенно. Восстановили и укрепили контакт мама-ребенок. Научились работать и играть за столом, в том числе и немного занимались творчеством. Научились горшку(окончательно к 3 годам, до 4 ночью одевали памперс). Расширили и разнообразили игры как смогли. Ходили в гости и на площадки, посещали развивайки, рука в руке, мама+ребенок. Где я была ведущей, а ребенок сопротивлялся. Нанимали няню и подключали бабушку чтобы ребенок учился слушать других взрослых…Наш опыт будет подробнее описан ниже.

Чем можно помочь ребенку:
-приучить к шуму, гаму(включать музыку, детские голоса, детские песенки, посещать людные места, слушайте что то в наушниках)
-решить проблему с горшком(если уже есть 2,5 года), если вы решите ее сами, ребенку не будет лишнего стресса в саду
-научите ребенка немного творить(хоть что то калякать, рисовать, лепить, клеить), если он не будет убегать, бояться и орать во время занятий творчеством это будет большой плюс!
— приучайте своего ребенка к ДРУГИМ взрослым(бабушка, няня, папа, тьюттер)
— истерики и слово НЕТ. Мы истерили сильно и долго. Но нам очень помогла холдинг терапия. Я научилась говорить НЕТ, а ребенок успокаиваться, а мама УСПОКАИВАТЬ и НАСТАИВАТЬ. В садике многое будет нельзя и церемониться не будут.Тренируйте нервную систему своего ребенка дома! Говорите нет когда это важно и будьте последовательны. Если КОНЕЦ, то прекращаем. Если попробуй сам. То пробуем. Рука в руке. (эмоционально-волевая сфера формируется долго, но ее можно тренировать!) Будьте тверже там где это важно и последовательны в своих требованиях. Статья про истерики и борьбу с ними
— разнообразьте игры и интересы ребенка, желательно убрать мультики, тормошить и развлекать ребенка, стать как бы его ДОНОРОМ, в эмоциях и правильном поведении. Мама показывает, помогает и ХВАЛИТ ребенка!
— приучайте к детям. Детские площадки, утренники, дни рождения, игровые, батуты, песочница и двор. Частный садик, дети подружки или сестры. Не вместе. Но рядом. Желательно что бы дети были по-младше. 2-3 года. Или уже разумные и помогающие 5-9 лет.
— ставьте видео с детьми, используйте картинки детей (утренники, разминки, физкультура, обучающие видео с детьми, нам очень помогло)
— что бы у ребенка появилась мотивация к обучению и чему то новому помогайте ему изнутри! Если решить его физические и сенсорные проблемы развитие будет более СПОНТАННЫМ и стремительным!

Что говорить в садике. Если вы в садике толково объясните особенности и хитрости подхода к вашему ребенку, то ребенку будет намного проще. Как ребенок засыпает, как ест. Не спешите писать инструкцию. Пусть ребенок попробует. Вполне возможно в садике он научится делать многие вещи быстрее и по-другому. Но какие то особенности должны быть донесены до воспитателей сразу: то что ребенок не понимает речь, понимает ее ограниченно и только простую. Что бессмысленно его воспитывать, повышать голос, стыдить и выговаривать должно быть ОЧЕВИДНО воспитателям с первых дней. Чуть больше помощи, визуальной подсказки или лишнего напоминания. Похвалы, участия. Где то взять за руку. Где то посадить рядом. Это то что поможет особому ребенку!

Мелочи важны. Если вы чем то можете упростить жизнь своему ребенку сделайте это: обувь на липучках, которая легко одевается, удобная, простая. Шорты на резинках, футболка на размер полтора больше, носки тянущиеся. Я перешивала липучку вместо пуговиц даже на зимние штаны. Опрятный ребенок вызовет больше желания помочь и меньше претензий, ведь воспитатели тоже люди и к тому же женщины. Одевайте ребенка удобно и красиво. Носки в тон это такая мелочь, но радует глаз.

ДОСУГ И ОБУЧЕНИЕ ОСОБОГО РЕБЕНКА:
Если вашего ребенка еще или уже не берут в обычный детский садик. Ваш город маленький или вы не знаете где найти какие то занятия и обучение для особого ребенка. Вот вам несколько советов и направлений:

— научиться самой как то заниматься. Систематически и часто. Можно между делом или короткими сессиями, пользоваться подкреплением и едой и любимыми игрушками. Больше заниматься на руках, больше тормошить и больше улыбок. Цель развлечь, увлечь и научить через игру и эмоции! Список игр и занятий .
— просто как можно больше где то бывать. Как бы «таскать» везде ребенка. Придумывать разные маршруты, занятия, игры, ходить по бортикам, лужам, паркам, купаться, лазить, бегать, прыгать, смеяться, удивляться, улыбаться и наслаждать!

организовать КЛУБ, у нас это клуб «Ты не одна» у нас есть страничка в контакте. Мы там знакомимся. Собираемся на разные мероприятия, встречаемся с детьми и устраиваем девишники особых мам и отмечаем дни рождения, праздники. Общаемся, фотографируемся. С кем то дружимся ближе. Спрашиваем советов по логопедам или лекарствам. Такую группу может организовать любой! В своем городе, приглашать туда всех с особыми детками(разные диагнозы). Предлагать какой то совместный поход, досуг, поездку. Это колоссальная поддержка. И просто интересное времяпрепровождения. Ведь мы не одни со своей проблемой!

— организовать что то обучающее или полезное для своих деток. Музыкальные или физкультурные занятия или например иппотерапию
недалеко от дома. Если будет несколько желающих мам, то кони могут катать и в вашем школьном дворе. Мы организовывали «Мягкую школу»» сами. Договорились в школе на аренду малого зала. Одна из мам была тренером. Все остальные мамы были тьютерами своим детям и с пользой и весело проводили физкультурно-сенсорные занятия и упражнения, а также небольшие интересные игры. Помещение можно найти бесплатно и попросить оплатить спонсора(обратится в фонд, создать группу в соцсетях, попросить помощи у государства)!

— организовать центр для аутистов. Найти или снять
помещение. Нанять-обучить тьютеров. Или собираться мама-ребенок. И делать совместно музыкальные минутки, физкульт минутки, что то по сенсорике и общению, групповым играм, собака-терапию… Купить немного материала, музыкальных инструментов, скакалок, обручей.Кто то будет приводить свою обаку, кто то принесет утяжеленное одеяло, сшить парашют и катать детей в одеяле. Вместе веселее, интереснее, полезнее!

каждая из нас может найти в интернете себе подругу, общаться по душам, встречаться или часто переписываться. Делиться теме мелочами что тревожат, не копить! Делиться теми маленькими успехами которые никому не понятны кроме особой мамы. Радоваться успехам своего ребенка и обсуждать новинки и терапии и искать вместе новые возможности.

ВАЖНО: в общении таких же детей и особенно МАМ вы найдете некий ПОКОЙ. Вам не нужно будет оправдываться и одергивать ребенка. Ваш ребенок особенный. Но среди других детей с похожими проблемами вы будете чувствовать себя лучше. Получите и новые знания, советы. И адекватно сможете оценить своего ребенка. Ведь есть дети которым хуже. И есть мамы которым в разы ТРУДНЕЕ! Каждый из вас любит своего ребенка таким какой он есть! И каждая без слов понимает другую маму! Чей то опыт полезнее всего. И чье то понимание! Вы можете сами открыть, создать, придумать, организовать СЕБЕ такой досуг и общение!

НА ЗАМЕТКУ: Наши детки пришли к нам не зря, они многому нас учат, многие из моих знакомых нашли свое призвание или нашли новые места применения своих способностей: кто то стал профессиональным АБА-логопедом, кто то организатором мероприятий для особых деток, кто то пишет статьи и ведет блог, кто то открыл садик для аутистов, кто то увлекся витаминами и диетой и помогает другим начать, кто то шьет утяжеленные одеяла, кто то отвоевывает права аутистов в гос структурах. Кто то завел лабрадора и помогает всем другим деткам пообщаться и поиграть с собакой, кто то посещает семинары по сенсорной интеграции и собирается открыть центр…Кто то умеет рисовать или играть на пианино и теперь может обучать всех особых деток. А одна моя знакомая специализируется теперь на вкусных безглютеновых, натуральных тортиках! Может быть и у Вас есть интересы и новое призвание?

ИТАК. Готовьте ребенка разносторонне, приучайте к детям,шумным местам, изменениям в жизни. Убирайте его основные проблемы будь то пищеварение или сенсорные перегрузки. Помогайте изнутри. Ищите детский садик или частный сад, организовывайте свои мероприятия или досуг. У ВАС ЕСТЬ ВЫБОР.

НАШ ОПЫТ:

Мы начали ходить в муниципальный детский сад когда еще не знали диагноз. Нам дали садик в 1,4, тогда я думала, что мой ребенок обычный. Мой сын был не готов, я тянула с садиком, попросила у заведующей небольшой отсрочки и вышли мы только в 1,9…Ребенок привыкал трудно. Грустил, плакал, отличался… На нас тут же посыпались жалобы: горшок, слезы, поведение, играет в одиночестве, отстает, не умеет, не учится…. Нам намекали что ребенком надо бы и позаниматься. И так как я не знала почему ребенок ТАК отстает и почему такой странный, то нам пришлось трудно. К Максиму предъявляли множество требований. Мое воспитания и попытки его обучить горшку и речи не увенчались успехом, на что мне регулярно намекали. У меня был сильный стресс от посещения садика, мне делали замечания, постоянно на что то намекали. Сравнение Максима с другими детьми было не в его пользу. Мы худо бедно проходили в такой сад пол года. Ушли на лето и не вернулись.

Когда диагноз Аутизм, уже был поставлен(2,1) пошла
работа по всем направлениям и взаимодействие и сенсорика и речь и понимание речи и занятия..Мы начали увеличивать и общение тоже . Мы добавили занятия мама + ребенок в центре для обычных детей. Такие детские развивающие занятия есть повсеместно. Мы ходили в группу помладше. Нам было 2,5, я попросилась в группу до двух лет. Так было комфортнее ребенку и мне. Там было минимум речи, кое что на имитацию, немного творчества, сенсорика и физкульт-минутки. Музыкальные перерывы. Рука в руке. Многое я делала за сына и подпитывала его и нахваливала!

Так же мы посещали школу Монтесори . Там мне очень нравилось. Было много сыпучего,сенсорного и интересного материала. Но к сожалению нас оттуда попросили. Так как они считали что я давлю на ребенка(я делала многое его рукой, привлекала, увлекала, завлекала). По их мнению я должна была давать ребенку свободу. Они не понимали что он просидит с геометрическими фигурками выкладывая рядки весь урок. Город у нас маленький, озвучить диагноз я не могла. И мы просто перестали ходить.

Привлечение других взрослых. Я знала что мама не может быть и учителем всегда и надо привлекать других
людей к обучение и играм. Мы наняли ребенку .Так же мы чуть чаще стали привлекать бабушку. Максим уже неплохо контактировал и слушался меня. Мне нужно было чтобы он понял что и другие взрослые могут развлекать, угождать, понимать и выполнять его просьбы(речи не было, но появился указательный жест). А так же настаивать на своем. Няня в основном играла, тормошила и привлекала Максима к активным играм и любимым занятия. Очень быстро Максим научился просить любимые пузырики и позволил вовлекать себя в игры! Это был огромный шаг вперед. Платили мы совсем не много, 100 рублей в час. Сменили несколько нянь. Это помогло ребенку понять что другие взрослые СУЩЕСТВУЮТ и могут чего то требовать или давать!

Мы продолжали готовить Максима к детскому саду. Нашли частный детский сад на пару часов и занятия по сенсорной интеграции. Возили несколько раз в неделю на несколько часов. Сами не присутствовали. У Максима уже неплохо получалось. Он не сразу, но находил контакт со взрослыми. Игнорируя детей. Но все таки его прибывание в центре и в садике становилось все чаще и ПРОЩЕ. Мы все еще старались ходить к детям по-младше. Так как на их фоне не было так очевидно что Максим отличается и ему с такими малышами тоже было легче.

Теперь в наших планах было выйти на полдня в обычный но частный детский сад-ясли (хотя нам уже было 3,5), обзвонили 10 детских частных садиков(в квартирах), напрямую говоря им о наших проблемах. Три садика согласились попробовать. И мы вышли в один из них на три часа в день. Максим все еще кушал дома. Мы старались соблюдать ограничения в еде и уже больше полугода были на Тенториуме. У Максима не плохо получалось в яслях. Из минусов в частном садике были сердобольные нянечки которые таки угощали нас хлебом и пирожками. И Маша и медведь которые почему то дети смотрели в этом садике. Нам хотелось больше занятий и мы нашли частный сад для особых детей. Где были и занятия и оставался там Максим уже на дольше.

В особый садик мы ходили уже на пол дня с собственной едой в контейнере. Там были занятия по АБА, там были прогулки и физкультура. Там же дополнительно брали сенсорную интеграцию несколько раз в неделю. Из минусов: очень ОСОБЕННЫЕ дети вокруг. Максим регулярно приносил от туда какие то хлопки, выкрики и странное поведение. Дети часто там ничего не делали. А значит стимились. И совсем с друг другом не играли. Каждый был на своей волне. Многие вели себя плохо. А хаус и странности окружающих детей плохо сказывались на Максиме. Который мог бы вести себя лучше. Я ОЧЕНЬ хотела пойти в обычный садик и ждала пока нам его выделят. Плюсом особого садика являлось то, что педагоги знали не меньше меня, умели заниматься и играть. Часто работали не речью, а рука в руке. Хвалили Максима, так как сравнивали его с самим с собой, а не с нормой. Занятия были в том темпе и с поощрением, так как привык и любил мой ребенок.

Как только была оформлена мы записались на ПМПК. Было начало года.Я несколько недель до комиссии старательно готовилась и проводила занятия с сыном. Мы вспоминали и повторяли все, что я считала могут спросить на ПМПК. Это помогло. Во время тестирования Максим почти все показал, сделал или выполнил. Речь на тот момент только начиналась(Максим мог назвать животных и предметы).Речью сына ни о чем не спрашивали. Только просили что то сделать или дать, собрать. Максим рассортировал геометрический фигуры. Правильно разложил чашечки по тарелочкам и ложечки в чашечки — по цвету. Дал правильно фрукты, ошибся с баклажаном. Пошел с проверяющей за руку к столу. Попытался собрать пирамидку. Результатом стала рекомендация в логопедическую группу.

Я много гуглила, читала и спрашивала всех знакомых и особенных мам в какой, куда и почему они садик ходят, какой рекомендуют. Очень пугали меня коррекционные садики, так как Максим уже читал глобально и в целом развивался достаточно быстро и мне хотелось чтобы дети было НОРМА. Очень не хотелось мне возить далеко, это было важным критерием. Город теперь был большой (Челябинск). Пробки, утренние и верчении дороги…Второй ребенок в семье подрастал и тоже требовал сил и внимания…


МОИ КРИТЕРИИ И ДУМЫ на тот момент
:
— что бы Максиму там было комфортно, он не плакал, а я не переживала за него!
— чтобы в садике имели опыт или хотя бы знали что такое аутизм
— обычный садик или коррекционный садик. Но чтобы как можно больше детей были ГОВОРЯЩИЕ и понимающие!
— близость к дому и возможность дойти пешком(желательно)
— дневной сон, Максим плохо(долго) засыпал, нужно было чтобы в садике научили или смирились!
— странности Максима и его отличия? Я очень не хотела чтобы мой ребенок ползал под столом когда все занимаются творчеством и лазил по мусоркам на прогулке. Что бы такое поведение НЕ ИГНОРИРОВАЛОСЬ! И не списывалось на аутизм!
— возможность привести тьютера или постепенного увеличение часов прибывания в садике. Хоть какое то понимание особенностей моего ребенка. А не впихивание его в стандарты и нормы обычных детей.
-мне нужен был садик на весь день, с утренниками и концертами, такой который подготовит к школе и максимально адаптирует!

Пока я думала и гадала нам выделили обычный муниципальный детский сад, не далеко от дома. Место было пока только в обычно группе, был апрель и мы решили попробовать. Перед тем как выйти в детский сад я старательно готовила Максима, занималась с ним творчеством, что бы он не убегал от карандашей и клея. Чтобы тоже хоть немного участвовал. А еще я нашла в интернете и показывала Максиму видео-ролики с детьми. Зарядку, гимнастику, детские
песенки. Кое что Максим даже стал повторять.
Пошли мы неплохо: по не-многу наращивали часы, были проблемы с сончасом. Но в садике сказали что все получится, что будем пробовать. И попросили приводить Максима самого первого в пол восьмого. Что бы к сончасу он точно уставал и выматывался. Проблемы были все равно. Но так шанс был выше. И Максим не всегда, но все таки начал спать стабильнее. А если не спал, то не вставал, почти не мешал. И все привыкли. А главное Максим стал многому учиться у обычных деток!
Все лето Максим проходил в обычную группу. Воспитатели менялись и группы тоже. Постоянно менялись дети и сама группа. Но возможно это было не плохо. Максим адаптировался и подстраивался. Когда нас в сентябре перевели в логопедическую группу и начались занятия. Начались и проблемы. Нам уже было 4,5 и с нас требовали больше, чем мы могли дать. В группе покрикивали на детей. Хотя их было всего 10-12. Максим протестовал и много плакал. Я бы сказала валялся. Нам начали предъявлять требования и спрашивать почему не научили тому то и тому то. Две недели мы терпели. Потом начали отвечать.

— Почему Максим сам не одевается. Не хочет спать. Не делает того и того то — вопрошали воспитатели.

Пришлось напомнить что ребенок ИНВАЛИД. И он учится труднее и дольше. Что кричать бессмысленно. Но и разрешать ему валяться не надо. И дверками играть ему нельзя. Он научится, но надо ему ПОМОЧЬ. И мне бы очень хотелось что бы они поняли что он ПЛОХО понимает речь. Но он старается. И что легче всего сказать НЕ НАУЧИЛИ, а не учить самим.

Больше претензии и нравоучений мы от воспитателей не слышали. Дефектолог нашла подход к Максиму и их занятия стали плодотворными. Она нашла игры и материалы которые интересны сыну. Они занимались 5 раз в неделю. По тетрадке логопеда мы занимались и дома. Максим ходил на весь день в садик. Все еще не всегда спал. Но особых претензии и проблем с ним не было. Собирал пазлы. Как мог участвовал в утренниках.


Небольшие хитрости и мой личный опыт:

— важно что бы ребенок не плакал и как можно комфортнее и полезнее проводил свой день в садике. Ищите компромисс, только прогулка, пол дня, вторая половина дня… Я знаю и такой опыт. С утра у ребенка много полезных занятий, а спать и гулять идут в государственный садик, где находятся с 2 до 7. Можно привозить свою еду,если ребенок на диете. Можно приставить тьютера. Главное чтобы ребенок не плакал и постепенно привыкал сам и ДРУГИЕ приспосабливались к нему. То есть старались!
-водить ребенка чуть раньше или чуть позже, чтобы пересекаться с меньшим количеством не выспавшихся и не очень довольных родителей. Не толкаться в прихожей.
-отводить ребенка может папа или бабушка. Это для нас стало настоящим спасение. С папой совсем другие отношения и с ним проще и ему проще. Берегите свои нервы!
-простая одежда, много одежды в запасе и на разную погоду, удобная одежда и обувь.
-если садик частный я давала витамины с собой, в государственном разделала норму витаминов и давала до садика и вечером
-когда ребенок болел не спешила бежать к врачу, фильтровала все назначения. Что могла лечила тенториумом. Позже стала просто ходить в частную клинику за справкой. Так как ребенок уже два года на витаминной терапии то болеет он очень редко, быстро и легко!
-отказалась сразу от всех прививок. Написала отказы. Проблема возникла при поступлении в поликлинике, воевали с фтизиатром. В садике стали полиомиелит орально, поздно узнали что и от него могли отказаться тоже (перевестись в любую группу где прививку не ставили) Наш опыт по прививкам и отказу
-забираем ребенка чуть раньше. Так как ему все еще трудно ждать. И трудно видеть как забирают других. В пять ровно он уже стоит у ворот и ждет. Поэтому забираем пораньше.
-беру иногда сына на мини-каникулы из садика. Забираю на дачу или в магазин, отпрашиваю в садике, провожу время ТОЛЬКО с Максимом. Это очень важно. Личное время с каждым членом семьи. Пусть редко, но только вдвоем. Забираю из садика и провожу время так как ЛЮБИТ Максим.
— все новые терапии или лекарства(например Когитум, от которого у нас приотличный прогресс и рывок в речи!) пробуем ВНЕ садика. То есть начинаем вводить в субботу, что бы дома отследить эффект и побочку. Предупреждаем в садике что начали МП или что то новое.
— УЛЫБАЙТЕСЬ своим воспитателям. Говорите им СПАСИБО. Любому человеку приятны такие мелочи. Дети даже обычные могут быть очень трудными: драться, кусаться, плеваться, не уметь делиться, быть избалованными или неблагополучными, материться, обзываться…Ваш ребенок всего лишь аутист.
-можно пропустить утренник или общественный праздник в начале посещения садика. Лучше не ходить с ребенком на мероприятия от которого у вас потом неделю будет щемить сердце и вы потеряете сон, прокручивая в голове за что, почему и что будет дальше. Я не ходила на садиковские мероприятия сына до 4,5 лет. Максим вел бы себя лучше если бы МОГ! Стоит сравнивать ребенка только с самим собой!
— воспитателям конечно же труднее с МОИМ ребенком чем с другими детьми. Они берут его за руку в коридорах, садят рядом на утренниках, подсказывают и помогают ему чуть больше. Но ЭТО ИХ РАБОТА!

Вот немного фото. Максиму сейчас 5 лет. Он уже многому научился, многое повторяет за детьми. Слушается воспитателей, понимает все больше. Многое делает сам. Я счастлива что мой ребенок ходит в обычный детский садик. Может там быть весь день. И учится и играет, как может взаимодействует и максимально адаптируется! Чего и Вам желаю!






Программа по коррекции аутизма

Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма подразумевает комплексный подход к его коррекции, одним из важнейших аспектов которой является продолжительная коррекционно-развивающая работа.

Данная программа предназначена для работы с аутичным ребенком в возрасте 5-6 лет.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Задачи первого этапа:

  1. установление первичного контакта с аутичным ребенком;
  2. создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;
  3. преодоление страха общения;
  4. общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).
  5. постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;
  6. предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Цель первого этапа – вовлечение ребенка в совместную деятельность, ч асто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

Игры на первом этапе:
I Если ребенок не входит в деятельность психолога, то психологу необходимо включиться в деятельность ребенка, начать ему подыгрывать (например, 2 психолога играют между собой, привлекая внимание ребенка, он, наблюдая за происходящим, постепенно включается в деятельность). Если этого не происходит, то необходимо подражать той деятельности, которую выбирает для себя ребенок - стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.
Допустим, ребенок выполняет стереотипные движения, раскачиваясь на стуле, психолог поначалу лишь наблюдает за его стереотипной игрой. Цель такого наблюдения - постараться вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры. Такие наблюдения и выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в игре ребенка.
Когда ребенок привыкнет к присутствию психолога, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво.

II Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком.

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагается проводить с ним сенсорные игры. Сенсорными условно называются игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Вариант такой игры: « Цветная вода»: для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает "заказывать" следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей, причем подразумевается, что ребенок играет в эту игру не только на занятиях, но может затеять ее в любой момент, призвав на помощь близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков), можно приступать к расширению игры.

III Мыльные пузыри. Необходимо предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следить, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость.
Задачи игры: 1. установление эмоционального контакта с психологом, 2. вызывание доверия к взрослому, 3. получение нового сенсорного ощущения

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Задачи второго этапа:

  1. включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,
  2. формирование эмоционального контакта с психологом,
  3. развитие активности ребенка,
  4. развитие контактности.
  5. помочь ребенку снять накопившееся напряжение,
  6. сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
  7. научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

    Используются игры на совместное рисование/совместное конструирование.
    I Игра «Рисуем вместе» (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать). Задачи игры: 1. включение в общий вид деятельности, 2. преодоление страха общения, 3. получение новой информации о мире, 4. уточнить представления , которые уже есть у ребенка, 5. перенос знаний в реальную жизнь , 6. развить средства коммуникации.
    II Игра «Догонялки» (психолог предлагает детям убегать, догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза). Задачи игры: 1. развитие активности, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза, 3. преодоление страха прикосновений.
    III Игра «Погладь кошку» (психолог вместе с детьми подбирает ласковые слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети гладят игрушку, берут на руки, приживают к себе). Задачи игры: 1. развитие контактности, 2. преодоление боязни новых предметов, 3. расширение словаря (накопление новых эпитетов).
    IV Игры с ватой. Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал, может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Нужно помнить о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, и когда ребенок затеет игру - предложить ему весь объем материала. Варианты игры: - СНЕГ ИДЕТ (Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: "Снег идет". Hаблюдайте за падением "снега", подуйте на него, чтобы он подольше не падал.)

СНЕЖКИ (Из небольших кусков ваты "лепите снежки" (формируете руками комок), и со словами: "Давай играть в снежки" бросаете друг в друга). Задачи игры: 1. освоение новых тактильных ощущений, 2. помочь ребенку снять накопившееся напряжение.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Задачи III этапа:

  1. преодоление негативизма,
  2. решение общих задач для достижения цели,
  3. развитие восприятия и воображения,
  4. развитие зрительного и осязательного восприятия.

Игры: 1. «Хоровод» (описание игры в приложении 1).
Задачи игры: 1. преодоление страха тактильных прикосновений, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза.

2. Восприятие «зашумленных» объектов (инструкция: «Что спрятано в этих рисунках?»).
Задачи: 1. формирование активности ребенка, с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

3. Упражнения на развитие пространственной координации. Задачи: 1. усвоение понятий право, лево, назад, вперед и т.п., 2. умение работать в группе.

IV этап программы.
Задачи этапа:

  1. работа по преодолению страхов,
  2. развитие внимания,
  3. развитие памяти,
  4. развитие аналитико-синтетической сферы,
  5. развитие речевого общения,
  6. развитие личностно мотивационной сферы.

Игры IV этапа. 1. «Нарисуй свой страх» (инструкция: «Нарисуй то, что может тебя напугать»). Задачи: 1. визуализация страха, 2. преодоление страха с помощью методики (закопасть, сжечь рисунок)
2. Игры на внимание: 1. Корректурная проба «Девочки», 2. «Найди отличия»
3. Игры на развитие памяти: «Запомни слова».
4. Игра «Моя семья». Задачи: 1. взаимодействие в группе, 2. преодоление страха общения, 3. освоение новых для себя ролей.

V этап программы.
Задачи этапа:

  1. развитие сюжетной игры,
  2. развитие подвижно-ролевой игры,
  3. развитие соревновательных игр.
    Игры на этом этапе: 1) «Самый ловкий». Задачи: 1. развитие активности, 2. работа в группе, 3. развитие соревновательного момента.
    2) «Строим домик». Задачи: 1. совместная деятельность, 2. развитие активности.

VI этап – Заключительный. Целью данного этапа является итоговая диагностика, которая включает в себя диагностику эмоционально-поведенческих особенностей, активности, эмоционального поведения, операций мышления, внимания, памяти, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

Приложение 1
Игры к III этапу.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Игры к IV этапу:

Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Приложение 2

Игры к V этапу.

игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998


Меня очень часто просят рассказать о своем детстве и о том, каково это, быть аутичным ребенком в детском саду?
Многие родители расценивают то, что их аутичный ребенок может посещать детский сад как какое-то достижение, как повод для гордости, как что-то, за что стоит бороться. Ведь если ребенок ходит в садик, где так шумно и столько других деток, значит он такой нормальный! Да? Родители с радостью рассказывают о подобном достижении своим родственникам, коллегам, друзьям и знакомым, в том числе и другим родителям аутичных детей, тем самым подбивая их на то, чтобы они тоже определили свое аутичное чадо в детский сад.
И, не удевительно, если в погоне за тем, чтобы отметить очередное достижение своего ребенка и успокоить себя тем, что ребенок «может быть нормальным» родители определят его в детский сад когда он к этому не готов.

Когда кто-то пишет о том, что хочет отдать своего ребенка в садик мне хочеться заорать ему: «Нет, не делайте этого ни в коем случае!», но я останавливаю себя, понимая что не все садики похожи на мой и не все аутичные дети похожи на меня.
Тем не менее очень важно обратить внимание на то, что «социализация» в детском саду может стать причин серьезных проблем, некоторые из которых могут остаться на всю жизнь.

Итак, что происходит, когда ребенок оказывается в детском саду? Родители уходят, двери закрываются и ребенка отводят в комнату, полную детей. Ребенок оказывается на совершенно незнакомой ему территории, более того — он оказывается в новом, совершенно незнакомом для него мире, где действуют совсем другие правила, чем «снаружи». Вокруг все непредсказуемо, странно и шумно. Если ребенок аутичен, то он не всегда сможет отделить источники шума один от другого. Другие дети, вероятнее всего, его напугают — в свое время мне показалось, что эти дети безумны, я совершенно не понимала их действия и не понимала, что им от меня надо.
Правила не всегда понятные, не всегда ясно что можно, а что нельзя делать, не всегда ясно как следует задать вопрос. От тебя практически ничего не зависит — твоя жизнь находится в руках у воспитателя, который может быть не более предсказумым, чем другие дети.
Если ребенок после подобного стресса не заболевает, если у него не начинается эпилептический припадок или сильный мелтдаун, считается что он может ходить в садик.
При этом психическое состояние ребенка в садике и то, хочет он туда ходить или нет чаще всего не учитывается. Я постоянно слышу истории об обычных нейротипичных детях, которые умоляли своих родителей не отправлять их в детский сад, когда они были маленькими, но родители не обращали внимание на их просьбы, даже если финансовые возможности и другие ресурсы могли бы позволить им не отправлять ребенка в детский сад. Большинство взрослых людей, которые рассказывают мне о том, как им не хотелось ходить в детстве в детский сад вспоминают об этом с улыбкой, как о чем-то довольно безобидном и не имеющем значения, иногда даже веселом. Они полностью переходят на сторону своих родителей, и зачастую считают, что те поступали правильно, потому что они «учили их терпению», «показали, что не всегда все бывает так, как хочется» и «помогли им понять что значит находиться в коллективе».

Мое прибывание в садике не было обязательным. Я ходила в садик всего два года, те два года, которые предшествовали школе. Первый год я очень много болела, второй год болела чуть меньше, но тоже довольно часто садик пропускала. Обычно меня забирали из садика после обеда или после тихого часа — забирали бабушка с дедушкой, у которых на самом деле была возможность следить за мной весь день. А если это их так утомляло бы, что случилось бы, если бы я несколько часов побыла одна? Думаю, мои родители прекрасно понимали что ничего страшного бы не случилось! Точно так же, как они водили меня по утрам в садик, они могли бы водить меня к тем самым бабушке и дедушке, которые жили неподалеку от садика. Там бы я могла высыпаться — потому что если я встаю рано утром, как в детстве, так и сейчас, я всегда чувствую себя сонной, во сколько бы я ни ложилась спать. Или листала бы книжки. Или играла бы. Или слушала бы советские песни, которые мне тогда нравились. Я прекрасно могла бы проводить время до обеда одной! Более того, мне нравилось проводить время одной!
Но родители решили меня социализировать. В этом была настоящая причина, в этом, а не в том, что им было не с кем меня оставить. Они решили, что если я буду ходить в садик, мне будет легче «привыкнуть к коллективу» в школе. Когда я это поняла и когда кто-то из взрослых (не помню, кто именно) это подтвердил мне показалось, что меня просто внаглую использовали. Если бы я родилась мальчиком и родители сделали бы мне операцию по смене пола, или если бы я была приемной дочерью и они бы это от меня скрывали, или если бы они скрывали что у меня есть брат или сестра… Думаю тогда бы это возмущало бы меня намного меньше! Они решили за меня, как мне будет лучше, хотя я самого начала знала что ничего, ничего хорошего от садика ждать не придется, с самого первого дня! И они не говорили мне всей правды. Разве это не похоже на типичную ситуацию из антиутопии, когда человек у власти якобы «ради блага большинства» навязывает им определенный образ жизни, дает не полную информацию, скрывает часть правды? Почему подобное отношение к взрослым людям считается ужасным, а к детям нормальным?
Из-за садика у меня появилось множество серьезных психологических проблем, которые негативно отразились и на моей социализации, и на моей дальнейшей жизни. Мне уже двадцать лет, но я до сих пор считаю свое пребывание в садике серьезной ошибкой.
Вот история того, как мой опыт в детском саду повлиял на мою социализацию — которая фактически была целью моего там пребывания.

Если что-то и могло сильно усугубить мои проблемы с общением, то только детский сад.
До детского сада я была общительным ребенком.
Насколько вообще может быть общительным аутичный ребенок, который совершенно не понимает эмоции и поведение других людей, с трудом различает и запоминает лица тех, кого не видит каждый день, и воспринимает людей только как слушателей или источник информации. Мне нравилось рассказывать про виды динозавров и про баюк — существ из параллельного мира, которых я выдумала, нравилось рассказывать наизусть фрагменты из мультиков. Я не умела нормально пересказывать и рассказывать то, о чем я фантазировала — мои рассказы были обрывочными историями, но мне нравилось говорить про свои интересы. Я не знала, скучно другим людям или нет, да в принципе это и не было мне важно — скорее всего если бы я задумалась об этом, то не поверила бы что кому-то действительно может быть неинтересно то, что интересно мне.
Мне нравилось, когда другие люди говорили на интересующие меня темы или рассказывали что-то необычное, о чем они не читали мне в детских книгах. Например, когда отец говорил про оптику, зеркальные отражения, черные дыры и параллельные миры. Или когда дедушка рассказывал всякие истории про российских царей и советских разведчиков. И когда все взрослые — не важно кто — рассказывали мне о своем детстве.
Я не понимала людей, не знала чем «расстроен» отличается от «рассержен», как по голосу или по лицу понять о чем думает человек, не знала как сделать так, чтобы люди реагировали на мои слова так, как мне хочется, и даже не думала об этом. Но я не имела ничего против людей. Я хотела общаться в том смысле, в котором я понимала общение. Особенно со взрослыми, потому что дети пугали меня даже на детской площадке — они говорили мне странные вещи, иногда приглашали в игру, смысл которой я не понимала и требовали чтобы я для этой игры выполняла какие-то «бессмысленные действия». Еще я не знала, как мне подойти к ним, когда бабушка на этом настаивала. И вообще зачем мне к ним идти — когда меня спрашивали, почему я ни с кем не общаюсь в школе раннего развития, я не понимала почему я должна это делать. Дети странные, и дети не рассказывали ничего интересного.
Но они пугали меня не сильно.

Когда я пришла в садик, мне казалось, что меня засунули в тюрьму или в сумашедший дом. Дети орали, бегали, выполняли какие-то хаотичные действия и постоянно что-то от меня хотели. С ними было не просто невозможно общаться — за ними было невозможно уследить. Родители и бабушки с дедушкой хотели, чтобы я общалась с детьми в садике. Но мне было сложно сосредоточиться даже на том, о чем они говорят, потому что вокруг было слишком много шума. Из-за шума я почти не понимала, о чем они говорят, а если и понимала, то не могла понять как и что надо говорить. Мне не пришло бы в голову общаться с такими безумными детьми, если бы на этом не настаивала моя семья. Несколько раз я пыталась подойти к ним чтобы «поиграть», но они даже не обращали на меня внимания. Я была этому даже рада.

В садике мне хотелось только одного — чтобы меня все оставили в покое. Я кружилась, расставив руки, в дальнем конце комнаты, или просто бродила в соседней комнате, бегала, вертела головой, повторяла понравившиеся фразы, трясла руками на ходу или прижимала к себе какую-нибудь игрушку, которую я приносила из дома — мне хотелось, чтобы рядом со мной была частичка знакомого для меня места, частичка моего дома. Я еще не знала что такое стимминг, но по сути мое постоянное брождение по комнате, переходящее в бег, вдали от всех, было стиммингом. Это помогало мне не обращать внимание на шум, успокоиться и думать о чем-то своем. Я и сейчас так делаю, когда мне плохо, или когда я сосредоточенно о чем-то думаю, когда мне надо отвлечься, когда я рада или когда я что-то планирую.
Когда я бродила по комнате, или бегала, или кружилась, мне было более-менее нормально. Намного хуже, чем дома, но это было сносно. Иногда мне даже удавалось начать фантазировать — в то время я фактически жила в мире, который выдумала. Иногда я повторяла какие-то понравившиеся мне слова, иногда молчала. Но я никого не трогала. И не хотела чтобы трогали меня.
Но другие дети зачем-то лезли ко мне, пытались отобрать мою игрушку и швыряли ее, перекидывая друг другу как мяч — так, что я не могла понять, что они могут с ней сделать. Если бы они меня избивали, это было бы намного лучше. То, что они забирали у меня единственную привычную и мою вещь в этом хаотичном и чужом для меня месте казалось мне чем-то очень ужасным, настолько, что даже сейчас я не знаю, как это описать. Они трогали меня — иногда слегка, иногда толкали, но это вседа были очень мерзкие ощущения. Они говорили всякие абсурдные и глупые фразы — это были обычные детские дразнилки, но тогда для меня они звучали так, как если бы сейчас на улице я увидела бы взрослых людей, которые орут, показывая друг на друга, что видят зеленых пришельцев и красных собак. Дети в садике меня жутко пугали. Я не понимала, как они мыслят и как общаются друг с другом. Они были инопланетянами, и довольно опасными. Пока они рядом, я не чувствовала себя в безопасности. Мне казалось, что от них можно ожидать все что угодно. Если бы они вдруг накинулись бы на меня и покусали бы, я бы ничуточки не удивилась. Или если бы они вдруг стали бы ползать на четвереньках и лизать пол. Я не могла понять, какие из их слов стоит воспринимать всерьез, а какие нет — все эти слова казались мне нескончаемой чередой пугающего бреда. Угрозы я воспринимала всерьез — например я поверила одному маленькому мальчику, который сказал что убьет меня и мою мать если я кому-то повторю его слова. Мне казалось, что некоторые из детей вполне могли бы убить или покалечить меня но не делают это только из-за страха перед воспитателями. И я не решалась давать им сдачи, когда они ко мне лезут — несмотря на то, что это советовали мне и воспитатели, и родители. Потому что я была уверена, что они могут меня покалечить, и мне было настолько страшно, что я не могла дать сдачи.

Отвечать словами я тоже не могла. Для своего возраста я была довольно развитым ребенком, но в экстренной ситуации я не могла сформулировать даже очень короткий ответ. Более того, я не могла понять, что можно ответить этим существам.
Часто я пыталась рассказать отцу о том, что происходит в садике — мне удавалось пересказывать отдельные момементы, те, которые меня больше всего пугали — и он говорил мне, что отвечать в таких ситуациях. Но проблема была в том, что таких ситутаций больше не было. Каждый случай был уникален, а ответ был только один, тот, который отец дал мне для конкретного случая — эти ответы зачастую были не менее странные чем те, что говорят дети — например мне советовали назвать одного мальчика Стаса «дырявым тазом», это было абсурдно, даже смешно, и я не понимала как это может подействовать, но отец разбирался в людях лучше меня и я действительно верила, что это поможет.
Некоторые аутичные люди рассказывают, что в детстве им казалось, что все остальные люди действуют «от балды», спонтанно, что в их действиях нет и не должно быть логической последовательности. У меня было иначе. Не помню, когда я впервые сравнила себя и других людей, сама я дошла до этого или просто поверила кому-то другому, кто это говорил, но я рассуждала так: «я — человек, и те люди вокруг меня — они тоже люди. я действую, основываясь на логике, а значит и в их действиях есть логическая взаимосвязь». Я думала это не словами, потому что тогда я вообще ничего не думала словами, только зрительными образами. И рассуждала я так задолго до садика — мне кажется, что я думала так всегда потому что я не могу вспомнить момента, когда я начала так думать. Но если логика родителей, бабушек, деда, дяди и других взрослых была мне просто непонятна — они были для меня как иностранцы из страны с другим менталитетом и я думала что смогу понять их со временем, то у детей из детского сада, да и вообще у большинства детей, не было логики. Так мне казалось. Вот они дейтсвительно действовали «от балды», потому что их действия были совершенно непонятны, они не давали им никаких объяснений, даже самых странных, вытворяли какие-то пугающие вещи, говорили фразы, которые звучали как набор слов. Маленькие дети, двухлетки, к которым я сбегала во время прогулки, были более спокойными и понятными. Старшие дети — мои ровесники, не казались мне людьми. Мне казалось, что есть такой период в жизни человека когда он уже не малыш, но еще и не взрослый и действует спонтанно, и мне казалось что я, из-за того что я более развитая, просто переросла этот период. О том, что дети ведут себя так странно, потому что они «еще маленькие»я слышала от родственников. Как и о том, что я «очень развитая девочка». Это было единственное логическое объяснение, и поэтому я ему верила. Именно поэтому абсурдные советы родителей о том, что на абсурдную фразу детей надо отвечать другой абсурдной фразой не казались мне еще большим абсурдом.
Я думала что мои родители понимают язык этих странных существ, которые по загадочной причине считаются одного со мной вида.
Этих существ — моих «товарищей» по группе — я считала скорее машинами, чем людьми. Очень сложными, плохо работающими машинами, которыми надо сказать определенную фразу, которая сама по себе не имеет смысла, чтобы они «сработали» определенным образом. Как бывает в компьютерных играх, в которые я играла в более позднем возрасте. Чтобы другой персонаж сделал то, что я хочу, я должна совершить какое-то бессмысленное действие — например не просто пройти мимо, а перепрыгнуть через его голову и пойти мимо. «Стас — дырявый таз» было подобным бессмысленным действием, после которого Стас должен был, по словам моего отца, от меня отстать.
Вот только фразу, на которую я должна была ответить «Стас — дырявый таз», Стас больше не повторял. А что говорить на его новые абсурдные фразы я не знала, потому что не понимала как Стас работает и действительно ли «дырявый таз» — это универсальная реакция на любые его слова, которые я не понимаю.
И снова я шла к отцу, или к бабушке, или к маме, пыталась продумать все возможные варианты того, что Стас — или какой-то другой ребенок, о котором я вспоминала дома — мог сделать или сказать мне, вспоминала все что он делал и говорил до этого. Особенно часто я так делала в последний год своего пребывания в садике, когда мне было легче запомнить и рассказать фразы. Родственники придумывали ответы — на каждую мою фразу. А я все придумывала новые и новые варианты развития событий, но никогда не могла предусмотреть все.

Мои родственники начинали кричать на меня, говорить не так, как они говорят обычно (сейчас бы я сказала, что они сердились и что моя предусмотрительность им надоедала). Они говорили, что я упиваюсь подобными разговорами, что мне нравится мусолить эти темы и что я не могу за себя постоять.
А я действительно не могла за себя постоять, хоть и очень хотела. Давайте рассуждать логично — когда вам действительно плохо, разве бы вы не сделали все возможное, чтобы улучшить ситуацию?
Проблема была не только в том, что я не знала как отвечать. Даже когда у меня были готовые ответы я вскоре поняла, что не могу отвечать. В буквальном, физическом смысле этого слова. Я открывала рот и не могла ничего сказать или говорила что-то очень короткое. В таких ситуациях сердце билось очень быстро, руки становились потными и мне хотелось бежать куда подальше. Но обычно я никуда не бежала, потому что от этого стало бы еще страшнее.
После садика я практически не могла разговаривать со сверстниками. Это продлилось до седьмого класса школы и стало причиной множества проблем в дальнейшем.

Итак, меня отдали в детский сад ради социализации. Какие же результаты эта «социализация» принесла?

1) До детского сада я не имела ничего против общения со сверстниками, хоть и не стремилась к нему. По сути, в школе раннего развития например, сверстники были мне безразличны. После детского сада мне хотелось держаться подальше от всех детей, близких мне по возрасту. Я стала воспринимать их как опасность.

2) До детского сада я была уверена, что у любого человеческого действия есть прична, которую я просто не могу понять. После детского сада я думала, что большинство моих сверстников действуют «от балды» или следуя какой-то «недопричине».

3) До детского сада я верила взрослым, которые говорили что с любым человеком можно договориться, хоть и понятия не имела, как этого добиться. В детском саду я стала воспринимать взаимодействие с людьми примерно как взаимодействие с техникой — нажатие определенной кнопки вызывает определенную реакцию, потому что установлена определенная программа. Практически я стала воспринимать людей как машины. После определенной абсурдной фразы надо сказать определенную абсурдную фразу и после этого последует желанная реакция — от меня отстанут — вот мое восприятие общения на тот момент.

4) Детский сад убедил меня в том, что я не способна общаться и очень сильно понизил мою самооценку. Я практически не могла говорить из-за полной потери ощущения безопасности, и когда мои родители рассказывали мне, как отвечали своим обидчикам в свое время, я чувствовала себя неполноценной. Мне казалось, что я всегда все порчу и у меня никогда ничего не получается, потому что из-за сенсорных перегрузок и проблем с мелкой моторикой я не могла нормально выполнять задания, которые нам давали в детском саду. Я жутко боялась сделать что-то не так или сказать что-то не то, от чего мои проблемы с речью только усиливались и мне вообще было сложно что-либо делать. У меня возникло устойчивое убеждение того, что я всегда все порчу и сама виновата в издевательствах надо мной, потому что мне очень часто говорили что я сама спровоцировала своих обидчиков тем-то и тем-то или просто тем, что не давала сдачи — фактически я чувствовала себя виноватой в издевательствах надо мной. При этом я не понимала что именно я сделала не так.

5) У меня возникли проблемы с речью и усилились проблемы с формулированием своих мыслей устно. Настолько, что очень часто я открывала рот и не могла произнести ни слова, и со временем эта проблема только прогрессировала. Я не смогла избавиться от нее до 14 лет, и из-за нее я подвергалась травле в школе, она мешала моей учебе и из-за нее я практически не могла не только общаться со сверстниками, а даже отвечать обидчикам и оставалась беззащитной.

Справедливости ради надо заметить, что я помню три случая, когда я действительно играла с другими детьми. Я играла с дочкой нашей нянечки, которая была года на три меня старше и уже училась в школе — мы играли в тихой комнате, и игра заключалась в том что мы — точнее она — придумывала всякие истории с куклами и говорила мне что надо говорить. С ней я играла несколько раз, но так как игры были одинаковые и это был один и тот же человек считаю это за один случай. Этот случай еще раз показал мне, что общаться с теми кто значительно старше меня — а когда тебе пять, три года -значительная разница — гораздо лучше чем со сверстниками.

Во второй раз я играла с одной девочкой, которую знала с двух лет. Это тоже было в последней группе детского сада. Игру придумала она. Даже не знаю, с чего это она решила со мной поиграть — обычно она общалась с другими девочками, которые смотрели те же мультфильмы, что и она.
Мы разложили заколки и личные вещи всех детей, которые они оставили в спальне, по их кроватям и стали «воспитательницами».
— Ты должна проверять кто спит а кто нет, — сказала она. — Если спит — говори что он молодец, если нет, бей плетью.
Она «била» всех, кто ей не нравился. Я же про всех говорила, что они спят. Не могу сказать, что игра была мне интересна — мне сама ее идея казалась странной и скучноватой, но я гордилась собой потому что все взрослые доставали меня тем, что я не умею общаться и не играю с детьми, а тут я действительно играла с одногрупницей.

И, наконец, была еще одна девочка, вместе с которой мы бегали кругами по комнате и орали песню из детской передачи «карусель». Вот эта игра мне не могла надоесть — в нее можно было играть даже в шумной общей комнате. Я делала то же, что и всегда — бегала по комнате кругами, только теперь со мной была еще одна девочка.
Иногда она что-то спрашивала у меня и я отвечала — когда могла услышать. Иногда приходилось переспрашивать, прежде чем ответить. Не помню, как ее звали, но мне нравилось с ней играть… точнее бегать. Мы дружили несколько дней.
Я наконец-то могла ответить бабушке, что у меня есть друг и бабушка переставала меня донимать тем, что мне надо завести друзей.
Но закончилось все тем, что я случайно разбила матрешку и эта девочка перестала со мной общаться потому что я «балованная». Весь день после этого я была очень сильно напугана. Я решила, что я в очередной раз «сделала что-то не так» и если я хочу чтобы со мной дружили надо все делать идиально, даже если я не знаю, что эта идиальность из себя представляет. Так что, возможно, не стоит даже пытаться. История с матрешкой так же напомнила мне, что людям доверять нельзя, они нелогичны и непредсказуемы, они могут трактовать твои действия как угодно и от них можно ожидать все что угодно.

Родители отправили меня в детский сад ради социализации. Как вы думаете, они добились того чего хотели?

(На фото очень маленькая я — одно из немногих фото на котором дедушке удалось сфотографировать меня так будто бы я смотрю в камеру. Фото сделано за год до поступления в детский сад, в России в Ивановской области. В том возрасте мне нравилось рассказывать заученные истории про динозавров, куски из мультфильма про Тарзана и из бабушкиных сериалов и обрывки моих собственных историй про параллельные миры. Я рассказывала эти истории взрослым, потому что дети меня немного пугали. После «социализации» в детском саду страх перед сверстниками сделал фактически невозможным любое взаимодействие с ними. Тем летом я просто не понимала как с ними общаться и не понимала что общение может быть другим кроме бесконечных монологов с моей стороны. Следующим летом я уже боялась говорить с ними и редко произносила вслух даже то, что мне удавалось сформулировать словами)

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!» Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой» Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол» Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет