Что такое любовь в философии определение. Любовь: определение любви, научное объяснение, мнение философов и цитаты о любви. Что такое любовь? Кризисные окна любви

Любовь это, если говорить своими словами, чувство в своем сердце к другому человеку, противоположного пола.

Любовь — это божественная сила, смысл жизни человека, когда он тоскует, сексуально вовлечен к человеку, которую любит, озарен сделать ему добро, и может пожертвовать собой ради любимого человека, вот это настоящая любовь .

Любовь – это неиссякаемая сила, которая живет с человеком и двигает его к гармонии, единству и терпимости.

Когда человек любит перед ним открываются все двери, которые были закрыты перед ним и от него исходит аромат цветка, притягиваясь всему хорошему. Он естественностью и легкостью наслаждается жизнью.

Любовь — это оружие, которая проникает в само сердце но, не раня его, оставляет след.

Любовь — это место божественной силы на земле в вашем сердце, которая будет нести вас к пути истины.

Любовь — это когда соединяет два сердца в единое целое и сможет сделать вас счастливыми.

Любовь — это когда тебе ничего не нужно от любимого человека, и ты полностью отдаешься ему, не прося ничего взамен.

Что такое произойдет, если полюбить человека? Ты станешь его понимать и прощать, принимать его как он есть.

Любовь — это основа всего мира и человечество, это смысл всей нашей жизни, без любви нет счастья.

Что такое любовь в моем понимании, говоря своими словами?

Любовь – это величайшая энергия, которая движет человечеством в правильном направлении в сторону Единого Бога и света, озаряя его.

Любовь — это игра со своими невероятными правилами, если ты поймешь суть игры, ты выиграешь, будешь счастливым, а если не поймешь, ты потерпишь убыток.

Любовь – она не предсказуема в своем начале и прекрасна сама по себе. Но что делать, если любовь не взаимна? Любите Бога больше чем кого — ни будь, и он вам обязательно укажет прямой путь к взаимной любви с тем человеком, которого полюбите вы.

Любовь порождает дружбу, желание и близости тел и сливания воедино.

Любовь — это как огненная река, протекающий из глубины души и охватывающий все твое тело от самой макушки до кончиков пальцев ног.

Любовь — это когда ты, восхищаешься существованием другого человека на земле, и тебя тянет к нему как магнит. Ты готов принести себя в жертву во имя любимого человека.

Что такое любовь в моем сознании и я молвью своими словами?

Любовь — это дар нам от Всевышнего Бога милого и милосердного.

Любовь — это как в чудесной сказке жизнь и смерть, без любви нет жизни на земле.

Любовь – это прекрасное чувство, покрытой величественной тайной, которую ты должен узнать приложив некоторые усилия и усердия.

Любовь – это когда тебя понимают, ласкают нежными руками и целуют манящими губами.

Любовь — это блаженство среди ночи, ласкающий ваш разум и сердце.

Любовь — это способность, по особому произносить твое имя.

Любовь – это когда мужчина и женщина с наслаждением нюхают запах своих тел и получают удовольствия.

Любовь — это тогда когда вы страстно целуетесь, не уставая, и не хочется никогда расставаться.

Любовь – это когда ты отдаешь себя без остатка, когда твои струны вибрируют в унисон, и ты находишься бесконечном спокойствии как за каменной стеной, и чувствуешь себя гармонии с ним.

Что такое любовь в моем восхищении, и твердя моими словами?

Любовь – это то что заставляет нас страдать, но ты чувствуешь себя абсолютно счастливым.

Любовь — это когда тепло и счастливо на душе слившись с человеком воедино.

Любовь — это когда ты просыпаешься с улыбкой на лице с легким дуновением утренний прохлады и нежным ласкающим лучиком солнца.

Любовь проявляется в его словах, любовь проявляется в поступках, любовь проявляется в его желаниях и действиях.

Любовь — это самое сильное, прекрасное чувство в мире, и прожить его надо наслаждаясь им.

Любовь – это жизнь в другом пространстве и измерении.

Любовь порой бывает тяжела, приносит боль, слезы, страдания, ненависть, истощает сердце и человек сходит с ума.

Любовь она как костер его надо постоянно поддерживать, если об этом забыть он рано или поздно погаснет.

Любовь она как яркое солнце, спокойствие и уверенность в себе, полет души и страшная зависимость от другого человека.

Любовь – это начало всех начал, великое и необъяснимое она приходит неожиданно и остается навсегда.

Любовь — это прекрасное чувство! Любовь и есть вся наша жизнь. Если ты умеешь любить, значит ты счастлив. А те, кто не умеет и не хочет любить – это люди черствые, далекие и неинтересные. Любите, как только можете, всем сердцем. Любите, раскрасив вашу жизнь в яркие тона. Не раз она спасала, спасает многие сердца! Любовь — это вечное, продолжительное, самое главное, важное для каждого человека чувство. Дарите свою любовь другим. Любите и будьте любимы! И смотрите ВИДЕО.

Что такое любовь? Этим вопросом каждый из нас задавался не один раз – и каждый раз не мог выразить это словами. Почему это чувство посещает человека, в чем секрет его власти над нами, как определить, что то, что мы испытываем к другому человеку, и есть та самая любовь?

Что значит любовь?

Это, пожалуй, самое интимное чувство, которое может испытывать человек по отношению к другому человеку. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.

В чем смысл любви? Считается, что только любящий человек способен понять другого человека и принять его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Любовь считается одной из составляющих человеческой социализации и характерна исключительно для homo sapiens – вполне вероятно, что «из обезьяны человека» сделала именно способность любить, а не трудиться. Без любви человек не может понять окружающих и самого себя, найти себе место в этом мире, получать от жизни удовольствие. Это несчастный человек, лишенный главной радости жизни. И только человек любящий сможет познать жизнь во всей ее красе, ощутить всю полноту чувств, которые можно испытывать по отношению к другому человеку.

Сложно ответить однозначно на вопрос, в чем суть любви. Несмотря на существующие определения, любовь для каждого человека индивидуальна и способна сподвигнуть на совершенно разные поступки, действия, эмоции. Для одних это источник вдохновения, стимул для творчества. Для других – разрушающая сила, изматывающая и не приносящая радости (в большинстве случаев это касается безответной любви). Для третьих – это просто блаженство и полное растворение в другом человеке.

Любовь стоит отдельно от других человеческих чувств, отличаясь от них своей духовностью, возвышенностью, побуждением к созиданию и самосовершенствованию. Один из главных «симптомов» любви – когда человек получает больше удовольствия от того, что отдает, чем от того, что получает, при этом не требуя ничего взамен. Речь идет не о материальных вещах, а о духовных – грубо говоря, любя, мы отдаем человеку свою жизнь, ведь отныне все помыслы, все радости и печали связаны с любимым человеком. Именно поэтому не может называться любящим человек, относящийся к любви только с потребительской точки зрения, стремящийся лишь получить от другого человека его внимание и заботу.

Типология любви

В поисках ответа на вопрос «Что такое любовь?» люди находились с давних времен. Еще древние греки вывели целую классификацию типов любви, которая является довольно разумной и не утратила своей актуальности в наше время. Согласно этой типологии, любовь бывает следующих типов:

- «эрос» - любовь-страсть, неизменными спутниками которой являются преобладание чувственной стороны, физиологической потребности друг в друге, пафосность, ревность, полная самоотдача и жертвенность, в которой человек теряет собственное «я», полностью растворяясь в объекте любви;

- «филиа» - любовь-дружба, опирающаяся на духовную составляющую отношений. Это любовь-симпатия, возникшая в результате общения двух людей, которых связали общие интересы, взгляды на жизнь, взаимопонимание и взаимоуважение;

- «сторге» - любовь, в основе которой лежат родовые связи. Это любовь между мужем и женой, родителями и детьми, братом и сестрой. Сторге – любовь нежная и спокойная, основанная на взаимном доверии;

«агапе» - любовь разумная, основанная на объективной оценке достоинств и недостатков любимого человека. В этой любви не место чувствам и эмоциям – за дело берется разум. Возможно, разумная любовь не настолько поэтична, как страстный эрос, но она более долговечна и созидательна.

В чем суть любви – мнение ученых


У ученых свой взгляд на то, что значит любовь. Согласно последним исследованиям антропологов, любовь – это всего-навсего химические и биологические процессы, протекающие в человеческом организме.

Так, во время страстной любви мозг вырабатывает допамин – вещество, повышающее возбуждаемость, дающее ощущение эмоционального подъема. Выработка этого вещества непостоянна, она длится от 6 месяцев до 3 лет, и этого времени обычно достаточно для того, чтобы влюбленные связали свои жизни для воспроизведения потомства.

Впоследствии выработка допамина прекращается, страсть притупляется, а супруги вздыхают, говоря о том, что «быт заел, и любовь ушла». На самом деле все не так печально – допамин может вырабатываться в мозгу в результате новых ощущений. Для этого нужно не забывать привносить романтику в отношения на протяжении всей совместной жизни.

Смысл любви для каждого из нас заключается в чем-то своем, интимном и непередаваемом словами. Любовь многогранна, как никакое другое человеческое чувство. Познавший истинную любовь человек счастлив, но еще больше счастлив тот, кто смог сохранить ее спустя долгие годы.

«Любовь - это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда». Такое определение дала французская писательница Мадлен де Скюдери.

По-своему она была права: человеку, который сходит по кому-то с ума, легко принять собственные муки за мистическое наваждение.

И всё же с нею стоит поспорить…

Есть любовь или нет?

А я вот не знаю, что такое любовь. Почему ты вообще думаешь, будто она случается? Всё сводится сначала к постели, а потом к банальной привычке.

Но ведь с любви начинается всё! Не будь её, и мир бы не существовал…

Сколько подобных пустопорожних дискуссий мы вели, будучи студентами-первокурсниками! Шумели, обижались друг на друга. И всё потому, что говорили о разном.

Понятие «любовь» многозначно. С одной стороны, его свободно используют при раздаче субъективных оценок, не предполагающих неприятия или отвращения (я люблю Васю Пупкина/первый фортепианный концерт Чайковского/рыбный салат). С другой, оно превращено в фетиш.

Вы сами мгновенно вспомните пару фильмов и книг, в которых влечение героев к друг другу помогает спасти человечество от великих и ужасных Сил Зла. В реальность любви, уничтожающей Тёмных Властелинов, я верю с трудом. Приравнивать её к примитивному гастрономическому пристрастию тоже нелепо.

Правильнее будет говорить об особых отношениях между мужчиной и женщиной, которые представляют собой сложное сочетание физических состояний, моделей поведения и, конечно же, чувств. Каких именно?

Житейские представления

Доктор биологических наук Юрий Щербатых в 2002 г. провёл опрос. Студенты медицинской академии должны были дать определение любви. Ответы одних участников опроса явно противоречили версиям других — получалось, что в любви странным образом сплетаются «эгоизм» и «самопожертвование», «восторг» и «душевный комфорт»,»наслаждение» и «потребность в другом человеке», «безумие» и «смысл жизни».

Найти какие-то ключевые пункты в представлениях о главном пробовали и другие учёные — например, Е.В. Вараксина и Л.Д. Демина (см. статью «К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы результаты («Известия Алтайского государственного университета, 2007).

Они работали с двумя возрастными группами — со старшеклассниками и со студентами нескольких факультетов. Ребятам предлагалось порассуждать на тему «Зачем мужчина и женщина любят друг друга?». Контент-анализ ответов позволил выделить пять основныъ функций любви с точки зрения молодых:

  1. «обрести близкого человека и не быть одиноким»;
  2. дарить и получать «заботу, понимание, нежность, поддержку, доверие»;
  3. испытать «ощущение счастья»;
  4. «создать семью и родить детей».

Ах, да — был ещё пятый вариант, очень в духе упомянутой выше Мадлен де Скюдери — «мы любим, чтобы любить».

  • «счастливая» (ориентированная на взаимную поддержку и уважение, служащая фундаментом для дружной семьи);
  • «как у всех» (отношения, в которые люди вступают только из страха остаться одинокими);
  • «ради секса» (связь, позволяющая иметь власть над партнёром; часто даёт шанс повысить социальный статус и получить материальные выгоды).

Статьи, в которой шла бы речь о понимании особых чувств людьми в возрасте за тридцать, я не нашла. Думаю, дело в том, что к началу четвёртого десятка вопрос «Что такое любовь?» часто перестаёт вызывать горячий интерес.

Если, конечно, его задают не психологу, для которого тема межличностных отношений — главный конёк.

Психология влюблённости и привязанности

Методология классической науки не позволяла исследовать явления такого рода. Учёные говорили:

  • о позитивных реакциях, первоначально возникающих в виде реакции ребёнка на прикосновения заботливой матери (Д.Б. Уотсон);
  • о половом влечении (либидо) как первоисточнике всех привязанностей (З.Фрейд);
  • об избирательном поиске подходящего брачного партнёра для продолжения рода (С. Самыгин).

Однако примерно с середины 20 века «в тренде» оказался гуманистический подход. Свобода, ответственность, творчество стали приемлемыми темами для диссертаций и монографий.

Отец-основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу объявил, что любовь носит витальный характер — то есть, она жизненно важна.

Даже неофрейдисты перестали ставить во главу угла пресловутое либидо: в частности, от признания сексуальной этиологии потребности в любви отказалась Карен Хорни.

Вот пример определения любви из современного источника («Психология межличностного общения», Белорусско-российский университет, Могилёв, 2014):

Любовь – тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру, выделяющего его среди других и помещающего в центр жизненных интересов.

Сухо, неизящно с точки зрения ромео и джульетт, но в целом правдиво.

Из чего состоит любовь и какой она бывает?

Психологи вслед за Р. Стенбергом обычно называют три её компонента :

  • эмоциональный — интимность;
  • мотивационный — страсть;
  • мыслительный — преданность.

Интимность предполагает ощущение тепла и участия, общность интересов, готовность доверять. Под страстью понимают пылкое стремление к единению (физическому и не только), а под преданностью — осознанное решение сохранять чувства к человеку.

Формула любви, которую в одноимённом фильме искал граф Калиостро, не существует. У кого-то на первых план выступает родство душ, у кого-то отношения держатся на совместной отработке поз из «Камасутры».

Учёные могут лишь описать самые распространённые комбинации «ингредиентов».

Дж. А. Ли. выделяет следующие стили любви (спорим, сейчас вы начнёте искать свой?):

  • сторгэ — крепкая любовь-дружба, основанная на доверии и взаимопонимании;
  • агапэ — самоотверженное терпеливое обожание, сильная духовная страсть;
  • эрос — устойчивое чувство с ярко выраженным сексуальным началом; влюблённого привлекает телесная красота избранника или избранницы;
  • маниа — нестабильная, противоречивая и бурная любовь-ревность;
  • прагма — спокойная и во многом рациональная привязанность, диктуемая отчасти симпатией, отчасти трезвым расчётом;
  • людус — поверхностная гедонистическая игра, почти лишённая интимности; человек просто хочет сделать приятно самому себе.

Добавлю для порядка, что любовь часто подразделяют на платоническую и чувственную: мол, есть высокие души, которые служат прекрасной даме, а есть простые смертные, которыми правит животный инстинкт.

Не знаю, не знаю… Поэты, которые явили миру образцы платонического служения, на самом деле тоже были людьми из плоти и крови. Скажем, Франческо Петрарка всю жизнь бескорыстно обожал замужнюю возлюбленную Лауру, но не отказывал себе и в земных удовольствиях — сожительствовал с простолюдинками, затевал романы со свободными знатными дамами.

Биохимия нежных чувств

Любовь не зря сравнивают с болезнью. Ловишь Его или Её взгляд — и хоть скорую вызывай: голова кружится, ладони потеют, щёки красные, сердце колотится… Влюблённый забывает покушать и терзается бессонницей.

Кто о чём, а я всё о науке.

Был такой Артур Арон, студент Университета Калифорнии. Однажды молодой человек по уши влюбился в однокурсницу Элен и испытал все симптомы страсти на себе. Как будущий психолог, Арон решил выяснить, чем обусловлены эти своеобразные ощущения. Материала для работы хватило на годы. Впоследствии молодой учёный вовлёк в исследование других специалистов — медиков, биологов.

Вместе они наблюдали, какие изменения происходят в мозге человека при взгляде на фото любимого или любимой и «прокручивании » в памяти романтических моментов. Реакция была типичной: активизировались вентральная область и хвостатое ядро. Обе зоны — звенья «системы вознаграждения». Они же «включаются» при ожидании какого-либо удовольствия — любимого блюда, приятного подарка.

Гормональная буря

Любовь поначалу близка к эйфории благодаря дофамину . Его излишки обеспечивают потерю аппетита и ухудшение сна.

Дофамин даёт ощушение кайфа — которое, впрочем, время от времени сменяется глубокой хандрой. Влюблённый способен внезапно разрыдаться из-за сущей ерунды. Почему? Другой важный гормон удовольствия, серотонин, оказывается в дефиците.

Свои пять копеек вносит и эпинефрин .

Эпинефрин обычно вырабатывается в ответ на стресс. Его функция — подготовка организма к экстремальной ситуации. Он помогает мышцам получить больше кислорода и учащает сердцебиение. Именно ему стоит сказать «спасибо» за потеющие в самый деликатный момент ладони.

Эти гормоны бушуют ограниченное время — до 2-3 лет. Потом страсти утихают. Стоп, как же так? Если парень и девушка встречаются больше двух лет, у их любви истекает срок годности?

Штиль после шторма

Отношения просто переходят на другой уровень. Поддерживать их помогают окситоцин и вазопрессин .

Окситоцин выравнивает давление, успокаивает дыхание, замедляет сердечный ритм. Его выброс происходит при рукопожатиях, при объятиях — причём даже дружеских. Гормон сигналит: «Расслабься! Этот человек — свой!»

Вазопрессин во многом сродни окситоцину. Очень вероятно, что он несколько по-разному работает у женщин и у мужчин.

Опыты показывают, что этот гормон обеспечивает склонность к моногамии. В 2004 г. американские учёные Янг и Лим поставили двухэтапный эксперимент с полёвками. Мыши женского пола старались сформировать устойчивые связи с самцами на первом этапе — после введения окситоцина. Самцы при этом не стремились поддерживать связь с одной самкой. Однако после введения вазопрессина они сразу начинали вести себя так, будто дали клятву в любви до гроба.

Как и за что любить человека?

Вопрос «За что любить?» звучит цинично — нельзя же испытать большое чувство по предварительному расчёту! Нельзя. Но и в слепой любви хорошего мало.

Женщины считают главными следующие черты мужчин:

  • ум (35%);
  • преданность семье (17%);
  • способность зарабатывать (14%);
  • верность (11%);
  • хороший характер (6%);
  • способность не растерять нежные чувства (6%);
  • умение делать всё по хозяйству (3%).

Внешняя привлекательность почти ничего не значит — лишь 0,2% опрошенных женщин полагали, что она существенна. Комплексовать из-за отсутствия рельефной мускулатуры мужчинам незачем. С другими выводами я бы повременила.

Заметили — женщины отвечали куда менее единодушно? Да, мы такие. Попробуй нам угоди.

Идеальные отношения

В советское время была в моде песенка со словами: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Худшей установки на любовь, пожалуй, не придумать.
Попытки переделать партнёра непременно приведут к ссорам. Что будет дальше — зависит от его воспитания и характера. Ваш близкий человек или уйдёт, или перестанет быть с вами искренним.
Надо уважать решения друг друга даже если они кажутся глупыми (замечу: без фанатизма; иначе есть риск попасть в партнёра).

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет и любви.

Цитата выше — из книги Эриха Фромма «Искусство любви» . Фромм понимает высокие чувства не столько как источник райских наслаждений, сколько как нелёгкий труд. Чтобы композитор смог написать шедевральную оперу, ему придётся изучить язык музыки, а потом ещё не один месяц корпеть над нотной бумагой. Так и в отношениях.

Отношения получаются гармоничными, когда партнёры сознательно учатся восполнять потребности друг друга.

О языках любви — правда, в чуть более узком смысле — любопытно рассуждает Г. Чепмен.

Чепмен — специалист-практик, который больше двадцати лет занимался психологическим консультированием по вопросам брака и семьи.
Он замечает, что парам полезно почаще говорить на следующих «языках»:

  • физические прикосновения — даже после десяти лет брака очень уместно обниматься, целоваться, гулять за ручку;
  • акты служения — намеренное выполнение действий, приятных для любимого человека (посмотреть с ним футбол, помочь ей с готовкой и др.);
  • качественное время — способность любящих в какие-то моменты полностью фокусироваться на общении с партнёром, не просто машинально отвечать на реплики, а вдумываться в них;
  • одобрение действий и поступков друг друга — умение поддержать, похвалить;
  • получение подарков — имеются в виду символические подарки, знаки внимания (гладиолус с бабушкиного огорода в этом смысле мало чем уступает бриллиантовому колье из ювелирного бутика).

Теория Чепмена не очень стройная, но на практике работает.
Итак, вы прочитали почти две тысячи слов, узнали (или — вспомнили) научные факты. Может, эти данные помогли вам лучше понять себя.

Но — не спешите изложить их, когда надо будет кратко и ясно объяснить девушке или парню, что такое любовь. Несите нежным голосом любую романтическую ерунду, которая придёт в голову. За «тип межличностных отношений, выражающихся в высокой степени эмоционально-положительного отношения к партнеру», от жертвы Купидона и по ушам схлопотать можно. 🙂

Твитнуть

Плюсануть

Отправить

Определение: Любовь – это чувство, которое выражает глубокую привязанность и симпатию, направленную от одного человека к другому.

Она является главной темой в мировой литературе и искусстве. В древности о любви рассуждали великие философы. С точки зрения философии, любовь – субъективное отношение человека к объекту своего вожделения, которое выступает главным индикатором счастья в его жизни. Она принадлежит к самой сложной категории среди перечня человеческих отношений.

Любовь - это болезнь. Весь мир видится через призму этого чувства. Человек засыпает и просыпается с мыслью о нём или о ней. Если болеют оба, то это огромное счастье! Вырастают крылья за спиной, можно горы свернуть! А если чувство не взаимно, то беда. Это мука, от которой хочется освободиться. Многие люди, испытав эти эмоции, сделали вывод: лучше пусть любят тебя, чем любить самому... Яна.

Смотрите другие объяснения в конце статьи

Но самое главное проявление любви проявляется в чувствах между мужчиной и женщиной. Бескорыстное чувство выражается в самозабвенном стремлении к объекту страсти, в потребности и готовности к самоотдаче.

Почему возникает настоящая любовь?

Сложно ответить: "Почему же возникает такое чувство, как любовь?". Многие люди истолковывают любовь исходя из собственных ощущений, и каждый выдвигает причину возникновения данного чувства. Рассмотрим основные причины, которые могут вызывать чувство любви:

    "Любовь с первого взгляда". Первое впечатление – одна из главных составляющих дальнейших отношений между парнем и девушкой. Первое мгновение дает понять, нравится вам человек или нет. Если вы уже с первых секунд чувствуете что это не ваш человек, то не стоит впустую тратить время.

    Схожие черты характера . Если вы безоговорочно понравились друг другу в первые минуты знакомства, то следующим этапом является определение общих интересов и тем. Человек пытается понять, схожи ли ваши характеры, подходите ли вы друг другу. И если вы находите в другом человеке близкие черты характера, поведения, то вы моментально проникаетесь большей симпатией.

    Первое свидание. Важно чтобы ваша первая "официальная" встреча прошла идеально. Главное показать себя с лучшей стороны, тогда это добавит вам больше шансов влюбить человека, который вам небезразличен.

    Сексуальное притяжение. Сексуальная энергетика важна в зарождающихся чувствах. Важно чувствовать другого человека, чтобы понимать насколько он вам дорог.

Что значит любить человека?

Когда мы влюбляемся, нас устраивает в человеке совершенно все. Мы закрываем глаза на недостатки друг друга, боготворим, прощаем разные обиды. Но со временем каждый из нас задумывается над вопросом: "А за что я все-таки люблю этого человека?". Выделим основные составляющие, которые помогут определить, что значит любить человека:

  • Любить – значит знать все о своем любимом.
  • Любить – значит проявлять заботу и уважение к любимому.
  • Любить – значит брать ответственность за того, кого любишь.
  • Любить – самосовершенствоваться ради любимого.
  • Любить – значит уважать чувства другого человека и быть верным.
  • Любить – значит доверять тому, кого любишь.
  • Любить – значит принимать слабые стороны и недостатки.
  • Любить – значит стать единым целым.

Можно ли любить на расстоянии?

В жизни возникают ситуации (работа в другом городе, перспективы роста), когда любящие люди вынуждены находиться на расстоянии друг от друга. Разлука является важным фактором в развитии отношений между любящими людьми. Расстояние позволяет придать новые ощущения, раскрыть новые возможности и черты человека.

Существуют и недостатки такого этапа. Партнеры редко видятся и общаются по мере возможности с помощью мобильной связи или интернета. Длительное отсутствие любимого человека может привести к внутренним конфликтам личности. Вы будете чувствовать себя одиноким.

Появляется возможность новых знакомств и встреч, которые могут привести к флирту или измене.

Если ваши отношения не сопровождаются частыми встречами, то чувства могут просто сойти на нет. Невозможно всё время жить прошлым.

    Всегда быть честными друг к другу;

    Уметь удивлять свою вторую половинку;

    Используйте фантазию и воображение для того, чтобы удовлетворить собственные сексуальные потребности и своего партнера;

    Встречаться чаще (но не реже 1 раза в месяц);

    Доверяйте своему любимому человеку;

    Определитесь с развитием ваших дальнейших отношений.

Что такое неразделенная любовь?

Многие пережили этап жизни характеризующийся неразделенной, безответной любовью. Это совершенно не значит, что вы не достойны, чтобы вас любили или вы недостаточно привлекательны. Дело в том, что объект желаний не всегда может ответить вам теми же чувствами. Часто безответная любовь может стать способом манипуляции, которую люди используют для личных целей. Такая форма любви может привести к непредвиденным последствиям (депрессии , нервные расстройства, самоубийство).

Единственным действенным способом, позволяющим избавиться от груза душевных терзаний, является время. Как бы ни было трудно сейчас, со временем пройдет самая страшная рана, которая затронула глубину вашей души. Для этого вам просто необходимо пережить этот период и помочь самому себе идти дальше.

Если вы хотите справиться с проблемой очень быстро, то вам нужно:

    составить список недостатков партнера – как только вы поймете, что этот человек не идеален, вам станет легче избавиться от чувств;

    отдалиться от объекта желаний – избегайте встреч, не отвечайте на телефонные звонки и не звоните сами, ограничьте доступ в социальных сетях. Чем раньше вы сведете общение к минимуму, тем легче справляться с эмоциями;

    отвлекайтесь от грустных мыслей – займитесь делом, которое будет вам нравится, и займет свободное время. Вы сможете самосовершенствоваться, знакомиться с новыми людьми.

Неразделенная любовь – это достаточно тяжелое чувство, но и в нем можно найти преимущества. Во-первых, она помогает лучше понять себя и свои эмоции. Во-вторых, мы можем открыть новые грани: умение рисовать, сочинять стихи, писать книги. Не стоит бросаться во все тяжкие. Лучше попытайтесь пережить это время с достоинством. Приобретенный опыт позволит сделать выводы о развитии дальнейших отношений с человеком, который будет любить вас всей душой.

Об этом чувстве своими словами

Любовь означает доверие между двумя половинками. Это то чувство, когда не можешь существовать без человека, когда одного имени пробегают импульсы по телу. В любви забываешь обо всем на свете и думаешь только о второй половинке, когда все проблемы и невзгоды кажутся решаемыми, а мир играет новыми яркими красками. Любовь заставляет смотреть на жизнь позитивно.

Любовь - это ощущение родства душ с человеком. Радость и боль становятся общими. На расстоянии чувствуется, когда с ним все хорошо или, наоборот, что-то случилось. В настоящей любви не может быть зависти. Любовь к детям, к родителям, к своей второй половинке придает ощущение счастья и смысла жизни. Там, где есть взаимная любовь не может возникать чувство одиночества.

Сокровенность, даже интрига слова «Люблю» в наше время теряется за повседневностью, люди так часто говорят «люблю-целую, люблю-целую». Говорят «Люблю» и маме, и другу, и собаке (коту), и даже мороженному, и все!, теряется первоначальное его значение. Значение, когда человек робко, шепотом и с чувством признается в этом. Но все же «Любовь», это такое важное и такое нужное для нас чувство. Истинная «Любовь» не говорит, она выражается скорее делом чем словом. И о настоящей любви равно как о счастье, можно сказать то же, что и о привидениях: все говорят о них, но не многие их видели, ведь у каждого «Любовь», означает что-то свое.

Любовь – самое чистое и искреннее чувство, которое только можно испытывать в своей жизни. Оно появляется из ниоткуда – ты влюбляешься в человека просто так, ни за что. И каждая отрицательная мелочь в характере любимого человека становится тоже любимой, а каждая положительная ощущается намного сильнее. Любовь к человеку никогда не исчезает. Она может лишь менять свою форму и проявление.

Полезные материалы


Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).